ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКОЛОГ (С УКАЗАНИЕМ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (утв. Минобразованием РФ 20.11.2001 n ГТ ППК 08/39)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
20 ноября 2001 г. N ГТ ППК 08/39
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ "ЭКОЛОГ
(С УКАЗАНИЕМ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)"
1. Общая характеристика
дополнительной образовательно-профессиональной
программы подготовки по квалификации "Эколог
(в области профессиональной деятельности)"
1.1. Назначением программы является подготовка к работе по специальностям и специализациям, смежным с экологией и охраной окружающей среды.
1.2. Программа предназначена для использования при подготовке лиц, получающих (получивших) высшее профессиональное образование естественнонаучного, технического или социально-экономического профиля, и может быть использована в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования.
1.3. Программа не рассчитана на получение второго высшего образования, а направлена на расширение спектра профессиональных возможностей выпускников высших учебных заведений и лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
1.4. Квалификация "Эколог (в области профессиональной деятельности)" является дополнительной к основной квалификации, получаемой выпускником вуза, может быть присвоена при условии успешного освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования и удостоверяется дипломом о дополнительном (к высшему) образовании.
1.5. Нормативная трудоемкость ОПП при очной форме обучения - 1570 часов.
1.6. Основной целью данной программы является подготовка лиц, имеющих (получающих) высшее профессиональное образование, к защите государственных интересов в областях профессиональной деятельности, связанных с охраной окружающей среды, и решению задач, связанных с:
- разработкой предложений по охране окружающей среды в области профессиональной деятельности;
- менеджментом в области профессиональной деятельности, связанной с охраной окружающей среды;
- разработкой инвестиционных проектов в области профессиональной деятельности, связанной с охраной окружающей среды;
- экологической экспертизой технологических проектов;
- разрешением производственных конфликтов, связанных с экологической безопасностью в области профессиональной деятельности;
- оценкой стоимости ущерба, нанесенного природной среде техногенными воздействиями;
- проектированием соглашений и заключением договоров в области профессиональной деятельности, связанной с охраной окружающей среды;
- проведением научных исследований по экологии в области профессиональной деятельности.
1.7. Сферой профессиональной деятельности являются научно-исследовательские, проектные, научно-производственные и образовательные учреждения; подразделения министерств и ведомств, финансово-промышленные группы, инновационные фонды, международные организации в области охраны окружающей среды, внешнеэкономические государственные организации и коммерческие фирмы, фирмы наукоемких технологий, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса, технопарки, технополисы, инкубаторы технологий, консалтинговые фирмы, аудиторские фирмы, система переподготовки и повышения квалификации кадров госслужащих и других категорий работников, колледжи, лицеи.
1.8. Квалификационная характеристика выпускника. Лица, завершившие образование по основной профессиональной программе и получившие дополнительную квалификацию "Эколог (в области профессиональной деятельности)", могут замещать все должности, предназначенные для специалистов с высшим образованием.
2. Требования к уровню подготовки
по дополнительной квалификации "Эколог
(в области профессиональной деятельности)"
К освоению программы допускаются:
- из числа студентов - лица, освоившие цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (цикл ЕН) в объеме, предусмотренном федеральным компонентом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) для студентов естественнонаучных, инженерно-технических или социально-экономических направлений и специальностей, и не менее 50% цикла общепрофессиональных дисциплин по указанным направлениям и специальностям;
- аспиранты, осваивающие основную образовательную программу послевузовского профессионального образования по научным отраслям естественнонаучного, инженерно-технического или социально-экономического профиля;
- лица, имеющие высшее профессиональное образование по естественнонаучным, инженерно-техническим или социально-экономическим направлениям и специальностям.
3. Требования к дополнительной
профессиональной образовательной программе
для получения дополнительной квалификации "Эколог
(в области профессиональной деятельности)"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Эколог (в области профессиональной деятельности)" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам, примерную программу практик (стажировки).
3.2. В дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Эколог (в области профессиональной деятельности)" предусматриваются следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ПП - предквалификационная практика или стажировка;
ИА - итоговая государственная аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
профессиональной программы, обеспечивающий
получение дополнительной квалификации "Эколог
(в области профессиональной деятельности)"
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Гуманитарно-социальные дисциплины ¦50 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.01 ¦Основы экологической культуры ¦50 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Естественнонаучные дисциплины ¦440 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.01 ¦Математика (моделирование и информатика) ¦70 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.02 ¦Физика: ¦100 ¦
¦ ¦физические основы механики, электричество и ¦ ¦
¦ ¦магнетизм, физика колебаний и волн, ¦ ¦
¦ ¦статистическая физика, термодинамика, квантовая¦ ¦
¦ ¦физика, физика Земли ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.03 ¦Химия: ¦100 ¦
¦ ¦химические системы, химическая термодинамика и ¦ ¦
¦ ¦кинетика, реакционная способность веществ, их ¦ ¦
¦ ¦идентификация; органическая, физическая ¦ ¦
¦ ¦коллоидная химия, высокомолекулярные ¦ ¦
¦ ¦соединения, основные типы техногенных ¦ ¦
¦ ¦химических загрязнений, их трансформация и ¦ ¦
¦ ¦аккумуляция в экосистемах ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.04 ¦Науки о Земле (геология, география, ¦70 ¦
¦ ¦почвоведение): ¦ ¦
¦ ¦происхождение Земли и ее положение в Солнечной ¦ ¦
¦ ¦системе; состав, строение и эволюция земной ¦ ¦
¦ ¦коры, стратиграфическая шкала; геологические ¦ ¦
¦ ¦процессы; геологическая деятельность человека; ¦ ¦
¦ ¦географическая оболочка, ее структура и ¦ ¦
¦ ¦динамика, территориальные социально- ¦ ¦
¦ ¦экономические системы; почва как компонент ¦ ¦
¦ ¦биосферы; факторы почвообразования; состав, ¦ ¦
¦ ¦свойства и классификация почв; география почв ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.05 ¦Биология с основами экологии: ¦100 ¦
¦ ¦сущность жизни; живые системы; биоразнообразие ¦ ¦
¦ ¦как ведущий фактор устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦гомеостаз и адаптация, самовоспроизведение и ¦ ¦
¦ ¦развитие; основные законы и концепции биологии;¦ ¦
¦ ¦физиология и экология человека; экология и ¦ ¦
¦ ¦охрана природы; биолого-экологический ¦ ¦
¦ ¦практикум ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦510 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Общая экология: ¦100 ¦
¦ ¦организмы и среда; лимитирующие факторы, ¦ ¦
¦ ¦динамика популяций; сообщества, формы ¦ ¦
¦ ¦биологических отношений в сообществах; ¦ ¦
¦ ¦структура, основные свойства и функционирование¦ ¦
¦ ¦экосистем; взаимодействие живого и неживого ¦ ¦
¦ ¦компонентов; типы экосистем, их динамика; ¦ ¦
¦ ¦биосфера, биотический круговорот, основные виды¦ ¦
¦ ¦антропогенного воздействия на биосферу; ¦ ¦
¦ ¦свойства саморегуляции и самоочищения; пределы ¦ ¦
¦ ¦устойчивости экосистем и биосферы ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Геоэкология: ¦70 ¦
¦ ¦геосферные оболочки Земли, их структура, ¦ ¦
¦ ¦взаимосвязь и динамика; антропогенное ¦ ¦
¦ ¦загрязнение и саморегулирование; природные и ¦ ¦
¦ ¦техногенные геосистемы; методы геоэкологических¦ ¦
¦ ¦исследований; ландшафты и их моделирование, ¦ ¦
¦ ¦влияние деятельности человека на атмосферу, ¦ ¦
¦ ¦гидросферу, литосферу, педосферу; стратегия ¦ ¦
¦ ¦сокращения затрат природных ресурсов и ¦ ¦
¦ ¦загрязнения окружающей среды ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Природопользование и охрана природы: ¦100 ¦
¦ ¦естественный базис природопользования, ¦ ¦
¦ ¦необходимость разнообразия биоты, природные ¦ ¦
¦ ¦ресурсы и их рациональное использование; ¦ ¦
¦ ¦управление природопользованием, его ¦ ¦
¦ ¦территориальная организация; проектирование ¦ ¦
¦ ¦природно-антропогенных комплексов. Правовое ¦ ¦
¦ ¦регулирование природопользования; экологическое¦ ¦
¦ ¦законодательство Российской Федерации, ¦ ¦
¦ ¦международные соглашения в области охраны ¦ ¦
¦ ¦природы в России; юридическая и экономическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность, исчисление размеров ¦ ¦
¦ ¦экологического ущерба; экологические требования¦ ¦
¦ ¦к хозяйственной деятельности; концепция ¦ ¦
¦ ¦экоразвития ("устойчивого развития"). ¦ ¦
¦ ¦Практические занятия ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦Экология человека и социальная экология: ¦50 ¦
¦ ¦природное окружение и здоровье человека; ¦ ¦
¦ ¦физиологические основы адаптации; основные ¦ ¦
¦ ¦мишени и эффекты действия агрессивной среды на ¦ ¦
¦ ¦человека; экопатологии; биологически ¦ ¦
¦ ¦обоснованные потребности и права человека; ¦ ¦
¦ ¦экология человечества: популяционные ¦ ¦
¦ ¦характеристики человека как вида; экотипы; расы¦ ¦
¦ ¦и этносы, география населения Земли; миграции; ¦ ¦
¦ ¦динамика численности человечества; показатели ¦ ¦
¦ ¦здоровья; ресурсы биосферы и демографические ¦ ¦
¦ ¦проблемы; экологический кризис и пути его ¦ ¦
¦ ¦преодоления ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦Глобальные экологические проблемы и ¦50 ¦
¦ ¦безопасность: ¦ ¦
¦ ¦биосфера и цивилизация; техногенные системы и ¦ ¦
¦ ¦экологический риск; социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦процессы, определяющие глобальные экологические¦ ¦
¦ ¦изменения; научно-техническая революция, ¦ ¦
¦ ¦демографический взрыв, кризис потребления. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об экологических кризисах и ¦ ¦
¦ ¦катастрофах. Экологическое равновесие и видовое¦ ¦
¦ ¦разнообразие биосферы как основной объект ¦ ¦
¦ ¦охраны природы Земли. Современные международные¦ ¦
¦ ¦разработки и программы по преодолению ¦ ¦
¦ ¦экологического кризиса. Работы Римского клуба. ¦ ¦
¦ ¦Современные синергетические модели и прогнозы ¦ ¦
¦ ¦будущего человечества. Семинар ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.06 ¦Экологическая диагностика состояния окружающей ¦50 ¦
¦ ¦среды: ¦ ¦
¦ ¦методы и принципы оценки воздействия на ¦ ¦
¦ ¦окружающую среду (ОБОС); назначение ¦ ¦
¦ ¦экологического мониторинга; обзор различных ¦ ¦
¦ ¦видов мониторинга; биологические методы ¦ ¦
¦ ¦контроля и диагностика состояния окружающей ¦ ¦
¦ ¦среды; мониторинг состояния водной среды, ¦ ¦
¦ ¦биоресурсов, земельных и лесных ресурсов, ¦ ¦
¦ ¦геологической среды ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.07 ¦Основы экологического проектирования и ¦30 ¦
¦ ¦экспертизы: ¦ ¦
¦ ¦экологическое обоснование хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности; предынвестиционная и проектная ¦ ¦
¦ ¦документация; лицензионная деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Правовые основы экологического проектирования и¦ ¦
¦ ¦экспертизы. Экологический аудит. Проектирование¦ ¦
¦ ¦природоохранных и защитных объектов; управление¦ ¦
¦ ¦отходами. Практические занятия, деловые игры ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.08 ¦Математические модели в экологии и ¦30 ¦
¦ ¦экологическая информатика ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.09 ¦Актуальные проблемы современной экологии ¦30 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦250 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Экологическая безопасность и геополитические ¦40 ¦
¦ ¦интересы России: ¦ ¦
¦ ¦природная среда и здоровье населения России; ¦ ¦
¦ ¦концепция "устойчивого развития" и социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое планирование в регионах; проблемы¦ ¦
¦ ¦биоэтики и экокультуры ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Проблемы прикладной экологии в профессиональной¦50 ¦
¦ ¦области: ¦ ¦
¦ ¦вопросы экологической безопасности в ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; методы и ¦ ¦
¦ ¦особенности экологического мониторинга в ¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; экологическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза в профессионально ориентированной ¦ ¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Обеспечение экологической безопасности в ¦50 ¦
¦ ¦области профессиональной деятельности: ¦ ¦
¦ ¦методы и возможности оценки экономического ¦ ¦
¦ ¦ущерба в профессиональной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦экологическая безопасность в профессиональной ¦ ¦
¦ ¦области. Деловые игры, спецсеминар ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦Экологический менеджмент в профессиональной ¦50 ¦
¦ ¦области: ¦ ¦
¦ ¦особенности профессионально ориентированного ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; экологический менеджмент в области¦ ¦
¦ ¦профессиональной деятельности; основы принятия ¦ ¦
¦ ¦решений, деловые игры; спецсеминар ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.05 ¦Дисциплины по выбору (регионально-вузовский ¦90 ¦
¦ ¦компонент) из числа предлагаемых вузом ¦ ¦
¦ ¦(факультетом), спецпрактикумы, рефераты, ¦ ¦
¦ ¦деловые игры ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого ¦1280 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ПП.00 ¦Практика ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ПП.01 ¦Учебная практика ¦2 не-¦
¦ ¦ ¦дели ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ПП.02 ¦Предквалификационная практика ¦2 не-¦
¦ ¦ ¦дели ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Подготовка и защита квалификационной работы ¦4 не-¦
¦ ¦ ¦дели ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦1600 ¦
L----------+-----------------------------------------------+------
Примечание. Допускается дистанционное обучение "Средства реализации" (из проекта "Эколог").
5. Условия реализации программы
5.1. Образовательное учреждение должно обеспечить:
5.1.1. Кадровые условия; реализация программы должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень и (или) опыт практической деятельности в соответствующей сфере и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью.
5.1.2. Научно-методические и информационные условия: учебно-методическое обеспечение должно содержать библиотечный фонд, включающий учебную, научно-периодическую и монографическую литературу; наглядные пособия. Учащимся должен быть обеспечен свободный доступ к вычислительной технике и информационным сетям.
5.1.3. Материально-технические условия: образовательное учреждение, реализующее настоящую программу, должно обеспечить обучающимся возможности пользования лабораторным оборудованием, необходимым для проведения экологического практикума, а также баш практики и условия для выполнения квалификационной работы.
5.2. Образовательное учреждение имеет право:
5.2.1. Определять объем аудиторных часов, отводимых на освоение учебного материала при условии реализации минимального содержания, определяемого настоящим документом.
5.2.2. Перезачитывать обучающимся дисциплины, являющиеся одновременно составной частью данных Государственных требований и основных ГОС ВПО. В отдельных случаях блок общих естественнонаучных дисциплин может быть перезачтен, если в процессе освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования обучающийся на достаточно высоком уровне усвоил дисциплину "Концепции современного естествознания", о чем есть соответствующая запись во вкладыше к диплому о высшем профессиональном образовании.
5.2.3. Определять область профессиональной деятельности, раскрывающую профиль конкретных приложений экологии, при формировании учебных групп с учетом контингента обучающихся и профиля основного высшего профессионального образования и при записи в диплом о дополнительном (к высшему) образовании на основании решения государственной аттестационной комиссии, выносящей решение о присвоении дополнительной квалификации, например "Специалист по прикладной экологии в химии".
5.2.4. Определять организационные формы реализации данных Государственных требований, осуществляя преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и индивидуальных занятий, заданий и семинаров по рабочим программам, учитывая современные направления развития науки и производства, передовые образовательные технологии и специфику рынка труда.
5.3. Освоение дополнительной образовательной профессиональной программы производится на факультативной основе, включая время, отведенное в основной образовательной программе высшего или послевузовского профессионального образования на изучение факультативных дисциплин.
6. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно освоивших дополнительную профессиональную
образовательную программу для присвоения дополнительной
квалификации "Эколог (в области профессиональной
деятельности)"
Лица, успешно освоившие дополнительную профессиональную образовательную программу для присвоения дополнительной квалификации "Эколог (в области профессиональной деятельности)", должны:
иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение биосферы, отдельных экосистем и здоровья человека;
иметь представление:
- о биосфере как целостной системе и преднамеренных, непреднамеренных, прямых и косвенных антропогенных воздействиях на природные процессы;
- о гомеостазе и пределах устойчивости экосистем;
- о путях воздействия своей профессиональной деятельности на природные процессы и уметь планировать мероприятия по снижению экологического риска;
- о структуре и динамике геосферных оболочек Земли и влиянии деятельности человека на их изменения;
- о физиологических основах гомеостаза и адаптации человека, о генетическом грузе, основных мишенях и эффектах агрессивного действия среды на организм человека;
- о демографических и социально-экономических процессах, определяющих глобальные экологические изменения;
- об экологическом аудировании, экологической сертификации;
- о проблемах экокультуры, перспективах экоразвития, международных соглашениях и российском законодательстве в области охраны природы;
знать:
- основные законы экологии, ее методы и подходы, современные глобальные и региональные проблемы взаимоотношений природы и общества, перспективы и пути развития экономики и производства и своей профессиональной области в соответствии с требованиями охраны природы и экологической безопасности;
- основы природопользования, правовые и экономические аспекты управления природопользованием;
- глобальные экологические проблемы современности, иметь представление о критериях и причинах экологических кризисов и катастроф, основные модели и прогнозы будущего развития человечества;
- основные задачи и подходы к оценке воздействия на окружающую среду, методы экологического мониторинга;
- теоретические и методологические основы экологического менеджмента;
- современное состояние природной среды и здоровья человека в России, экологические аспекты геополитических интересов России;
- основные экологические проблемы, связанные с областью профессиональной деятельности, современные подходы к их решению, международный и российский опыт в этой области;
уметь:
- использовать методы и подходы современной экологии при решении задач в основной области профессиональной деятельности, в том числе для экологического проектирования и экспертизы;
- применять нормативно-правовую базу и теоретические основы экологического проектирования и экспертизы, иметь навыки экспертной работы;
владеть:
- системным подходом к решению задач по снижению экологического риска в области профессиональной деятельности;
- навыками ведения дискуссий и принятия решений по обеспечению экологической безопасности. Конкретные требования, с учетом перечисленных выше, устанавливаются образовательным учреждением.
7. Требования к итоговой государственной
аттестации для присвоения дополнительной квалификации
"Эколог (в области профессиональной деятельности)"
7.1. Общие требования к государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация заключается в защите выпускной квалификационной работы, позволяющей выявить теоретическую и практическую подготовку к решению профессиональных задач.
7.2. Требования к квалификационной работе
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании Положения об итоговой государственной аттестации, утверждаемого Минобразованием России.
Квалификационная работа может быть реализована в одной из следующих форм:
- научный реферат;
- работа прикладного характера;
- работа методического характера;
- самостоятельное научное исследование.
7.3. Дополнительная квалификация присваивается на основании решения государственной аттестационной комиссии (ГАК) лицам, имеющим или получающим высшее профессиональное образование, соответствующее указанным в п. 1.2, полностью освоившим дополнительную профессиональную образовательную программу на основе настоящих Государственных требований и прошедшим итоговую государственную аттестацию, установленную данным документом.
7.4. ГАК формируется в порядке, определенном Постановлением Госкомвуза России от 25.05.94 N 3, аналогично формированию ГАК при защите дипломных работ.
7.5. Присвоение дополнительной квалификации удостоверяется документом государственного образца, утвержденным Приказом Минобразования России от 02.11.99 N 754.
7.6. В случае, если студент не изучил полностью цикл дисциплин, предусмотренных настоящим документом, освоенные дисциплины могут быть внесены в приложение к диплому о высшем профессиональном образовании.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (утв. Минобразованием РФ 20.11.2001 n ГТ ППК 07/39)  »
Постановления и Указы »
Читайте также