ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (утв. Минобразованием РФ 20.11.2001 n ГТ ППК 07/39)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
Ю.В.ШЛЕНОВ
20 ноября 2001 г. N ГТ ППК 07/39
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
"ЭКСПЕРТ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ"
1. Общая характеристика
дополнительной профессиональной образовательной
программы для получения дополнительной квалификации
"Эксперт в области экологической безопасности"
1.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Эксперт в области экологической безопасности" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (далее - Гостребования).
1.2. Дополнительная квалификация "Эксперт в области экологической безопасности" присуждается лицам, имеющим и получающим высшее профессиональное образование по специальностям из числа нижеперечисленных:
011000 "Химия"; 011100 "Геология"; 011200 "Геофизика"; 011300 "Геохимия"; 011400 "Гидрогеология и инженерная геология"; 011600 "Биология"; 012300 "Биохимия"; 012500 "География"; 012600 "Метеорология"; 013000 "Почвоведение"; 013100 "Экология"; 013400 "Природопользование"; 072000 "Стандартизация и сертификация" в рамках направления 653800 "Стандартизация, сертификация и метрология", а также имеющим степень "бакалавр" и проходящим магистерскую подготовку по направлениям: 510500 "Химия", 510600 "Биология", 510700 "Почвоведение", 510800 "География", 510900 "Гидрометеорология", 51100 "Геология", 511100 "Экология и природопользование", 552200 "Метрология, стандартизация и сертификация", при условии успешного освоения дополнительной профессиональной образовательной программы для получения указанной дополнительной квалификации и успешного прохождения итоговой государственной аттестации.
Нормативный объем дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации при очной форме обучения составляет 1800 часов. При очно-заочной форме обучения (без отрыва или с частичным отрывом от основной работы) объем аудиторной нагрузки обучающихся должен составлять не менее 900 часов. Обучение в заочной форме недопустимо.
1.3. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы является:
углубленное изучение:
- закономерностей и законов экологического регулирования природопользования;
- принципов и методов анализа и прогнозирования процессов природопользования;
- современных средств и методов автоматизированной системы сбора, хранения и анализа данных мониторинга состояния окружающей среды;
- принципов организации и управления природоохранной деятельностью в чрезвычайных ситуациях;
- методов наблюдений и анализа состояния экосистем;
формирование умений и навыков:
- управления природопользованием в экологических службах ведомств, муниципалитетов и предприятий, в проектных организациях;
- проведения экологических экспертиз международных, отраслевых, региональных проектов в области природопользования;
- разработки рекомендаций по сохранению и рациональному использованию природно-ресурсного потенциала территории;
- проведения экологических экспертиз регионов и аттестации объектов и регионов по защите в чрезвычайных ситуациях, инспекции и аудиторских проверок промышленных предприятий, других объектов экономики и их комплексов на соответствие требованиям безопасности и охраны окружающей среды;
совершенствование:
- системы межпредметных связей и междисциплинарных исследований в области экологической безопасности;
- механизмов взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами;
- мониторинга природной среды, методов наблюдений и анализа состояния экосистем;
- принципов организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;
- организационных основ осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий и катастроф природного и техногенного характера.
Квалификационная характеристика лиц, получающих дополнительную квалификацию "Эксперт в области экологической безопасности", включает в себя квалификационные характеристики должностей, требующих высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации и общероссийскому классификатору должностей служащих, разработанных Минтруда РФ; инженера (должность N 22446), эксперта (N 27779), инженера-исследователя (N 22488), инженера по охране окружающей среды (N 22656).
Области профессиональной деятельности:
- экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов;
- оценка и изучение интегральных эффектов антропогенного, техногенного характера, а также нештатных ситуаций у природопользователей и чрезвычайных ситуаций на окружающую среду;
- выполнение научных исследований экологического профиля.
Объекты профессиональной деятельности:
- человек и взаимоотношения со средой, опасности, связанные с антропогенной деятельностью и природными явлениями;
- управление в системе охраны природы и природопользования;
- организация и управление природоохранной деятельностью в чрезвычайных ситуациях.
Виды профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- производственно-технологическая;
- научно-исследовательская;
- проектная.
1.4. Сферами профессиональной деятельности эксперта в области экологической безопасности являются:
- органы охраны природы и управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Госкомэкологии, Министерства по чрезвычайным ситуациям);
- проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские лаборатории, организации, бюро, фирмы и др., связанные с решением экологических проблем;
- учреждения системы высшего и среднего специального образования.
2. Требования к уровню подготовки,
необходимому для освоения дополнительной
профессиональной образовательной программы
для получения дополнительной квалификации
"Эксперт в области экологической
безопасности"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Эксперт в области экологической безопасности", должны:
- иметь высшее профессиональное образование по направлениям и специальностям, указанным в п. 1.2, подтвержденное документом государственного образца;
- получать высшее профессиональное образование (ВПО) по направлениям и специальностям ВПО, указанным в п. 1.2;
- получать послевузовское профессиональное образование в рамках аспирантуры (адъюнктуры) по специальностям 03.00.16 Экология, 25.00.36 Геоэкология, 11.00.11 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (по химическим наукам).
2.2. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением необходимыми условиями для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета при учете запроса регионального рынка труда и степени подготовленности слушателя по основной образовательной программе из числа указанных в п. 1.2.
3. Требования к дополнительной
профессиональной образовательной программе
для получения дополнительной квалификации "Эксперт
в области экологической безопасности"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Эксперт в области экологической безопасности" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам, примерную программу практик (стажировки).
3.2. В дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации "Эксперт в области экологической безопасности" предусматриваются следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ПП - предквалификационная практика или стажировка;
ИА - итоговая государственная аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
профессиональной образовательной программы,
обеспечивающий получение дополнительной квалификации
"Эксперт в области экологической безопасности"
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплины ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦920 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Правовые основы природопользования и охраны ¦80 ¦
¦ ¦окружающей среды ¦ ¦
¦ ¦Концепция взаимодействия общества и природы; ¦ ¦
¦ ¦экологическое законодательство; право ¦ ¦
¦ ¦природопользования и правовой механизм охраны ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; юридическая ответственность ¦ ¦
¦ ¦за экологические правонарушения ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Экономика и прогнозирование промышленного ¦70 ¦
¦ ¦природопользования ¦ ¦
¦ ¦Процессы промышленного природопользования как ¦ ¦
¦ ¦объекты эколого-экономического анализа и ¦ ¦
¦ ¦прогнозирования; природоохранительное ¦ ¦
¦ ¦законодательство; экономический механизм охраны¦ ¦
¦ ¦окружающей среды; определение объемов платежей ¦ ¦
¦ ¦за сбросы и выбросы загрязняющих веществ, ¦ ¦
¦ ¦размещение отходов. Экономическая оценка ¦ ¦
¦ ¦важнейших видов природных ресурсов; платежи за ¦ ¦
¦ ¦использование природных ресурсов; определение ¦ ¦
¦ ¦объемов штрафных санкций за нарушение ¦ ¦
¦ ¦природоохранительного законодательства; ¦ ¦
¦ ¦формирование и расходование территориальных ¦ ¦
¦ ¦экологических фондов; оценка экономического ¦ ¦
¦ ¦ущерба от загрязнения окружающей среды. Оценка ¦ ¦
¦ ¦экологического риска; экологическое ¦ ¦
¦ ¦страхование; экологическая паспортизация ¦ ¦
¦ ¦промышленного предприятия, анализ эколого- ¦ ¦
¦ ¦экономической эффективности капитальных ¦ ¦
¦ ¦вложений, разработки и внедрения новой техники,¦ ¦
¦ ¦осуществления природоохранных мероприятий ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Управление охраной окружающей среды ¦70 ¦
¦ ¦Государственная система управления охраной ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды и природопользованием; основы ¦ ¦
¦ ¦государственной политики в данной области; ¦ ¦
¦ ¦провалы государственной экологической политики;¦ ¦
¦ ¦модификация системы управления в связи со ¦ ¦
¦ ¦сменой экономических стратегий; планирование ¦ ¦
¦ ¦государственной политики в области управления ¦ ¦
¦ ¦природопользованием. Законодательная и ¦ ¦
¦ ¦нормативная база УООС; управление и ¦ ¦
¦ ¦экологический менеджмент; система ¦ ¦
¦ ¦экологического менеджмента предприятия; ¦ ¦
¦ ¦основные виды по защите видов природных ¦ ¦
¦ ¦ресурсов, техники, технологии; экологически ¦ ¦
¦ ¦значимая хозяйственная деятельность; принятие ¦ ¦
¦ ¦решений об экологически значимой хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Экологическая документация, ¦ ¦
¦ ¦требования по составлению и оформлению, ¦ ¦
¦ ¦показатели экологичности; оценка эффективности ¦ ¦
¦ ¦мероприятий по УООС. Требования международных ¦ ¦
¦ ¦стандартов серии ИСО 14000 по управлению ¦ ¦
¦ ¦качеством ОС ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.04 ¦Экологический менеджмент и экологическое ¦60 ¦
¦ ¦аудирование ¦ ¦
¦ ¦Понятие "экологический менеджмент"; система ¦ ¦
¦ ¦международных стандартов ISO 14000; оценка ¦ ¦
¦ ¦исходной экологической ситуации на промышленных¦ ¦
¦ ¦предприятиях; система экологического ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; экологическая миссия, политика и ¦ ¦
¦ ¦цели промышленных предприятий; планирование, ¦ ¦
¦ ¦организация и практическая реализация ¦ ¦
¦ ¦деятельности в области экологического ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; программа экологического ¦ ¦
¦ ¦менеджмента. Экономическая эффективность ¦ ¦
¦ ¦экологического менеджмента; сертификация систем¦ ¦
¦ ¦экологического менеджмента; аудирование как вид¦ ¦
¦ ¦профессиональной экологической деятельности; ¦ ¦
¦ ¦классификация программ аудирования; общая ¦ ¦
¦ ¦методика разработки и реализации программы ¦ ¦
¦ ¦аудита систем экологического менеджмента. ¦ ¦
¦ ¦Критерии аудита систем экологического ¦ ¦
¦ ¦менеджмента; методы аудирования (анкетирование ¦ ¦
¦ ¦и интервьюирование, анализ документации, метод ¦ ¦
¦ ¦материальных балансов и технологических ¦ ¦
¦ ¦расчетов, картографические методы, ¦ ¦
¦ ¦непосредственные наблюдения, методы ¦ ¦
¦ ¦использованием фотосъемки) ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.05 ¦Общая экология ¦100 ¦
¦ ¦Организмы и среда, лимитирующие факторы; ¦ ¦
¦ ¦динамика популяций, сообщества, формы ¦ ¦
¦ ¦биологических отношений в сообществах; ¦ ¦
¦ ¦структура и функционирование экосистемы; ¦ ¦
¦ ¦основные типы экосистем и их динамика; ¦ ¦
¦ ¦биосфера: основные виды антропогенного ¦ ¦
¦ ¦воздействия на экосистемы ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.06 ¦Химия окружающей среды ¦100 ¦
¦ ¦Основные физико-химические процессы в атмо- ¦ ¦
¦ ¦сфере, гидросфере и почвенном слое; особенности¦ ¦
¦ ¦распространения, трансформации и накопления ¦ ¦
¦ ¦загрязняющих веществ в окружающей среде; ¦ ¦
¦ ¦изменение озонового слоя; атмосферные циклы ¦ ¦
¦ ¦соединений серы и азота в тропосфере, ¦ ¦
¦ ¦образование смога; формирование кислотности и ¦ ¦
¦ ¦состава атмосферных осадков и поверхностных ¦ ¦
¦ ¦вод; эвтрофикация водоемов; закисление и ¦ ¦
¦ ¦засоление почв ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.07 ¦Геоэкология ¦100 ¦
¦ ¦Геосферы Земли; Земля как глобальная ¦ ¦
¦ ¦экологическая система; природные и природно- ¦ ¦
¦ ¦технические системы; антропогенные воздействия ¦ ¦
¦ ¦и реакции на них экосистемы Земли; ¦ ¦
¦ ¦экологический кризис и его проявления на ¦ ¦
¦ ¦различных иерархических уровнях ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.08 ¦Источники загрязнения окружающей среды и ¦250 ¦
¦ ¦экоаналитический мониторинг ¦ ¦
¦ ¦Источники загрязнения, виды и состав ¦ ¦
¦ ¦загрязнений; интенсивность их образования в ¦ ¦
¦ ¦основных технологических процессах; ¦ ¦
¦ ¦характеристики основных загрязняющих веществ и ¦ ¦
¦ ¦механизм их образования; назначение мониторинга¦ ¦
¦ ¦и классификация видов мониторинга; система ¦ ¦
¦ ¦методов наблюдения и наземного обеспечения; ¦ ¦
¦ ¦обратные связи и управление; построение схем ¦ ¦
¦ ¦анализа объектов окружающей среды. Методы ¦ ¦
¦ ¦идентификации и определения веществ- ¦ ¦
¦ ¦загрязнителей: контактные, дистанционные, ¦ ¦
¦ ¦биологические. Обработка результатов наблюдений¦ ¦
¦ ¦и оценка экологической ситуации ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.09 ¦Системы защиты среды обитания ¦90 ¦
¦ ¦Классификация и основы применения ¦ ¦
¦ ¦экобиозащитной техники; стратегия и тактика ¦ ¦
¦ ¦защиты атмосферы; практические основы очистки ¦ ¦
¦ ¦воздуха от газов и защиты; стратегия и техника ¦ ¦
¦ ¦защиты гидросферы; основные методы очистки ¦ ¦
¦ ¦сточных вод; защита от радиоактивного ¦ ¦
¦ ¦загрязнения биосферы; защита от шума ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦480 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Модели в проблеме окружающей среды ¦80 ¦
¦ ¦Основные уравнения переноса и диффузий. Перенос¦ ¦
¦ ¦и диффузия тяжелых аэрозолей. О структуре и ¦ ¦
¦ ¦моделировании турбулентных движений в ¦ ¦
¦ ¦атмосфере. Сопряжение уравнения переноса и ¦ ¦
¦ ¦диффузий. Численное решение основных и ¦ ¦
¦ ¦сопряженных уравнений. Конечно-разностный метод¦ ¦
¦ ¦и метод конечных элементов. Оптимизационные ¦ ¦
¦ ¦методы в экологии. Экономические критерии ¦ ¦
¦ ¦планирования, охраны и восстановления ¦ ¦
¦ ¦окружающей среды. Математические проблемы ¦ ¦
¦ ¦оптимизации предприятиями загрязняющих веществ ¦ ¦
¦ ¦различной природы. Математические модели ¦ ¦
¦ ¦расчета ветровых течений в окраинных морях и ¦ ¦
¦ ¦замкнутых водоемах ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Геоинформационные системы ¦110 ¦
¦ ¦Представление пространственной информации в ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; векторное и растровое представление ¦ ¦
¦ ¦объектов, слои, легенда карты; пространственная¦ ¦
¦ ¦и описательная (атрибутивная) информация об ¦ ¦
¦ ¦объектах; представление моделей поверхностей; ¦ ¦
¦ ¦способы ввода информации в ПЭВМ; электронные ¦ ¦
¦ ¦карты и атласы, автоматизация создания ¦ ¦
¦ ¦тематических карт; поиск информации с учетом ¦ ¦
¦ ¦пространственного компонента; геоинформационные¦ ¦
¦ ¦средства анализа и прогноза. Классические ГИС ¦ ¦
¦ ¦профессионального и настольного типа. ¦ ¦
¦ ¦Использование ГИС для мониторинга ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Природные и техногенные катастрофы и их ¦70 ¦
¦ ¦моделирование ¦ ¦
¦ ¦Загрязнение окружающей среды сосредоточенными, ¦ ¦
¦ ¦линейными и площадными источниками выбросов ¦ ¦
¦ ¦загрязняющих веществ в атмосферу, водное ¦ ¦
¦ ¦пространство и на сушу. Стратифицированные ¦ ¦
¦ ¦среды и последствия выбросов загрязняющих ¦ ¦
¦ ¦веществ в неоднородные структуры. Оптимизация ¦ ¦
¦ ¦безопасных путей эвакуации при радиационных и ¦ ¦
¦ ¦токсичных выбросах. Загрязнение сред с ¦ ¦
¦ ¦разнотипными принимающими зонами осаждения ¦ ¦
¦ ¦загрязняющих веществ. Рациональное эколого- ¦ ¦
¦ ¦экономическое размещение зон рекреации вблизи ¦ ¦
¦ ¦источников выбросов. Загрязнение водных ¦ ¦
¦ ¦пространств органическими соединениями. Методы ¦ ¦
¦ ¦оценки состояния водных акваторий. Лазерная ¦ ¦
¦ ¦локация состояния водных поверхностей. ¦ ¦
¦ ¦Аэрокосмические методы ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦Геоэкологическое проектирование и экспертиза ¦70 ¦
¦ ¦Экологическое обоснование хозяйственной ¦ ¦
¦ ¦деятельности на стадиях проектирования, ¦ ¦
¦ ¦создания и эксплуатации объектов; методы и ¦ ¦
¦ ¦принципы оценки воздействия на окружающую ¦ ¦
¦ ¦среду; государственная экологическая ¦ ¦
¦ ¦экспертиза; ее статус, уровни; методы ¦ ¦
¦ ¦проведения экспертиз. Экспертная оценка остроты¦ ¦
¦ ¦проблемных ситуаций; расчет коэффициентов ¦ ¦
¦ ¦экологической эффективности ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.05 ¦Компьютерная обработка данных геомониторинга ¦100 ¦
¦ ¦(практикум) ¦ ¦
¦ ¦Средства ввода и хранения данных в ЭВМ; ¦ ¦
¦ ¦фактографические базы данных; ошибки в данных, ¦ ¦
¦ ¦их природа и устранение; первичная обработка ¦ ¦
¦ ¦данных; дисперсионный и корреляционный анализ; ¦ ¦
¦ ¦методы анализа многомерных выборок; средства ¦ ¦
¦ ¦автоматизации обработки данных ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.06 ¦Курсы по выбору, устанавливаемые ¦114 ¦
¦ ¦образовательным учреждением ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов теоретического обучения ¦1464 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ПП.00 ¦Практика (стажировка) ¦4 ¦
¦ ¦Специализированная практика (стажировка) ¦нед. ¦
¦ ¦ ¦(216 ¦
¦ ¦ ¦ч.) ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ИА.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦120 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ИА.01 ¦Государственный экзамен ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ИА.02 ¦Выпускная квалификационная (аттестационная) ¦ ¦
¦ ¦работа ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов ¦1800 ¦
L----------+-----------------------------------------------+------
5. Условия реализации программы
5.1. При реализации программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, в пределах 5% между дисциплинами и 10% между циклами при сохранении минимального содержания дисциплины, определяемого данным документом;
- вводить в цикл специальных дисциплин (СД.06) дополнительные элективные курсы, отражающие специфику конкретного вуза.
5.2. Требования к кадровому обеспечению
Для полноценного освоения материала Государственных требований подготовка специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. По всем общепрофессиональным и специальным дисциплинам преподаватели должны иметь ученую степень доктора или кандидата наук, научные, научно-методические труды в области преподаваемой дисциплины; к преподаванию на семинарских и лабораторных занятиях допускаются преподаватели, не имеющие ученой степени, но имеющие научные труды и опыт работы со студентами по данной дисциплине.
5.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены научно-методической и учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий.
Вуз обеспечивает учебно-методической литературой по отдельным дисциплинам в количестве не менее 0,5 экземпляра на 1 обучающегося.
Лабораторные и практические работы должны быть обеспечены методическими разработками в количестве, достаточном для проведения групповых занятий.
Вуз обеспечивает возможность свободного использования компьютерных технологий, геоинформационных систем (стандартные программные пакеты); фондов научных библиотек.
5.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее дополнительную образовательную программу с присвоением дополнительной квалификации "Эксперт в области экологической безопасности", должно быть обеспечено для проведения учебного процесса современной инструментальной и приборной базой, компьютерными классами и программным обеспечением, включая материально-техническую базу, обеспечивающую проведение всех видов аудиторной, лабораторной, практической, дисциплинарной, междисциплинарной научно-исследовательской работы, предусмотренных примерным учебным планом, и соответствующим действующим санитарно-техническим нормам.
5.5. Требования к организации практики (стажировки)
Практика (стажировка) предназначена для закрепления теоретических знаний и овладения практическими навыками изучения природных экосистем и их изменения в процессе хозяйственного освоения. Практики (стажировки) проводятся на специальных учебно-научных базах, в научных экспедициях, в учреждениях Минприроды, госсанэпидемнадзора, в научно-исследовательских институтах, проектных и производственных предприятиях.
6. Требования к уровню подготовки лиц,
успешно освоивших дополнительную профессиональную
образовательную программу "Эксперт в области
экологической безопасности"
Должен:
иметь представление:
- о природных процессах, составляющих основу функционирования, естественной эволюции и антропогенно обусловленных изменений биосферы, природно-территориальных комплексов, экосистем;
- о возможных источниках загрязнения, путях транспорта загрязнителей, формах фиксации, переноса и воздействия на биосферу загрязнителей и продуктов их превращения;
- о принципах организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;
- о воздействии различных технических систем на природную среду и о методах оценки возникающего экологического риска, о мерах по предотвращению экологически опасных ситуаций и катастроф;
- об основах природоохранного законодательства в Российской Федерации и других промышленно развитых странах;
- о рациональных методах природопользования и малоотходных технологиях;
- о перспективах развития техники и технологии защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации;
знать:
- экологические принципы рационального природопользования;
- методы воздействия на окружающую среду; основные черты кризисных ситуаций и меры их преодоления;
- основные международные соглашения, регулирующие экологическую и производственную безопасность, характер международного сотрудничества в этих областях;
- организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и антропогенного характера;
- процессы проведения экологических экспертиз проектных решений, технологических процессов и производств, сертификации продукции по признакам экологической безопасности;
- методы определения допустимой экологической нагрузки на окружающую среду;
- назначение и классификацию мониторинга природной среды, методы наблюдений; аналитические и синтетические направления в мониторинге окружающей среды;
- основные математические методы моделирования и компьютерные методы анализа состояния экосистем;
уметь:
- пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по вопросам экологической безопасности;
- анализировать и оценивать степень опасности антропогенного воздействия на среду обитания;
- планировать и осуществлять мероприятия по охране природы;
- использовать методы обнаружения и количественной оценки основных загрязнителей в окружающей среде;
- использовать нормативно-правовые основы управления природопользованием;
- использовать компьютерные технологии в анализе и оценке состояния окружающей среды, управлении природоохранной деятельностью;
- оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду;
- разрабатывать эффективные природоохранные мероприятия с учетом экологических, социальных и экономических интересов общества;
владеть:
- основными научно-техническими проблемами экологической безопасности;
- методами анализа и оценки степени опасности антропогенного воздействия на окружающую среду;
- правовой и нормативно-технической документацией по вопросам экологической безопасности и рационального природопользования;
- механизмами взаимодействий различных техногенных систем с природными экосистемами;
- принципами организации экологических экспертиз территорий, производств и технологических проектов;
- методами оценки воздействий на природную среду;
- средствами вычислительной техники для сбора, хранения, обработки и прогнозирования обстановки в среде обитания, и выбора оптимальных мероприятий по рациональному природопользованию, и принятия управленческих решений;
- способами и техникой ограничения антропогенного воздействия на окружающую среду.
7. Требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация эксперта по экологической безопасности включает защиту выпускной квалификационной (аттестационной) работы и государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности эксперта в области экологической безопасности к выполнению профессиональных задач.
Требования к содержанию, объему и структуре квалификационной (аттестационной) работы определяются высшим учебным заведением на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ.
Итоговый государственный экзамен проводится по общепрофессиональным и специальным дисциплинам с целью определения знаний, умений и навыков студентов по комплексу специальных дисциплин. Порядок проведения и программа государственного экзамена определяется вузом.

ТЕЛЕГРАММА МПС РФ от 20.11.2001 n И-13396 <ОБ ОТМЕНЕ ТЕЛЕГРАММ МПС РОССИИ ОТ 24.07.2000 n И-8110 И ОТ 21.09.2000 n Ш-10657>  »
Постановления и Указы »
Читайте также