ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.10.2001 n 196-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ АТАБЕК БЭТЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2001 г. N 196-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
АТАБЕК БЭТЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки Б.А. Атабек требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданка Б.А. Атабек неоднократно обращалась в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушение своих конституционных прав нормами Закона Российской Федерации от 3 апреля 1992 года "О досрочном введении в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Закона Российской Федерации от 21 октября 1992 года "О повышении государственных пенсий в Российской Федерации", Федерального закона от 5 мая 1994 года "О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1766 "О компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни", Указа Президента Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 550 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации".
Заявительница считает, что нормы названных актов не соответствуют положениям статей 15, 19, 21 и 55 Конституции Российской Федерации, так как нарушают принцип зависимости размера пенсии от трудового вклада гражданина и устанавливают несовершенный порядок индексации и увеличения размеров пенсий, не обеспечивающий стабильность уровня пенсионного обеспечения (компенсационные выплаты не соответствуют удорожанию жизни, которое должно компенсироваться путем соответствующей индексации; среднемесячная заработная плата в стране, утверждаемая постановлениями Правительства Российской Федерации, меньше по размеру, чем определяемая Государственным комитетом Российской Федерации по статистике; расчетным периодом является предшествующий квартал). Кроме того, эти нормы, по мнению заявительницы, нарушают право на пенсию, поскольку размер пенсионного обеспечения не может быть ниже прожиточного минимума. Заявительница полагает также, что в Российской Федерации не должно быть двух законов о государственных пенсиях - Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял гражданку Б.А. Атабек о том, что ее жалоба не соответствует требованиям названного Закона. Однако в очередной жалобе, поступившей 20 августа 2001 года, заявительница настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным ею вопросам.
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), но не предусматривает права гражданина на установление пенсии определенного размера. Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения государственных пенсий и порядка их исчисления. Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель в целях обеспечения конституционного права каждого на государственную пенсию вправе определять порядок исчисления и индексации трудовых пенсий, их минимальные и максимальные размеры, учитывая в том числе финансовые средства, имеющиеся у государства на данном этапе его развития, что и предусмотрено Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также другими обжалуемыми заявительницей законами.
Проверка таких норм с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации в данном случае фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, принятие Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" обусловлено прежде всего необходимостью повышения уровня государственного пенсионного обеспечения. При этом законодатель установил альтернативный вариант реализации гражданами конституционного права на государственную пенсию, не исключающий общего правового регулирования, оставив право выбора - исчислять пенсию по этому Закону либо по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - за самими пенсионерами, которым в целях реализации названного права органы социальной защиты населения сообщают, по какому из данных Законов размер пенсии будет выше.
Следовательно, нормы, устанавливающие размеры пенсий, порядок их индексации и увеличения, возможность выбора гражданами того способа исчисления пенсий (закона, подлежащего применению), который в большей мере отвечает их интересам, не могут рассматриваться как нарушающие статьи 15, 19, 21 и 55 Конституции Российской Федерации, в связи с чем жалоба Б.А. Атабек в этой части, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимой.
3. Что касается Указов Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1766 "О компенсационных выплатах пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни" и от 15 апреля 1996 г. N 550 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации", то они являются подзаконными нормативными актами, и их конституционность в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан не проверяет.
Следовательно, и в этой части жалоба Б.А. Атабек не может быть принята к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Атабек Бэты Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.10.2001 n 195-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЗОТКИНА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ПЕРВЫМ ПУНКТА Б ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 7 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также