ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.10.2001 n 237-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН ЕМЕЛЬЯНОВА АЛЬБЕРТА АЛЕКСЕЕВИЧА И ДРУГИХ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2001 г. N 237-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАН ЕМЕЛЬЯНОВА АЛЬБЕРТА АЛЕКСЕЕВИЧА И ДРУГИХ
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы граждан А.А. Емельянова и других требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. В коллективной жалобе граждан А.А. Емельянова и других оспаривается конституционность Федерального закона от 25 февраля 1999 года "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которому с 1 мая 1999 года максимальный размер пенсии членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, состав которых назван в статье 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 г. N 150), определяется на уровне размера 2,2 среднемесячной заработной платы в стране, устанавливаемом в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". По мнению заявителей, названное положение противоречит статьям 2, 7, 15, 18 и 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку пенсия в максимальном размере им начислена не была.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" неоднократно уведомлял заявителей о том, что их жалоба в соответствии с требованиями названного Закона не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе они требуют принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному вопросу.
2. Из представленных материалов следует, что заявители - бывшие пилоты воздушных судов гражданской авиации, ушедшие на пенсию в основном в 1960 - 1980 годы, в соответствии со статьей 86 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" получали пенсию за выслугу лет в максимальном размере, равном 3,5 минимального размера пенсии по старости.
С 1 мая 1999 года на основании Федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" максимальный размер пенсии за выслугу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации определяется на уровне размера 2,2 среднемесячной заработной платы в стране, определяемой для целей пенсионного обеспечения. Финансирование расходов в части, превышающей 3,5 минимального размера пенсии по старости, производится за счет целевых средств, поступающих на отдельный счет в Пенсионный фонд Российской Федерации от уплаты работодателями-организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, страховых взносов по дополнительному тарифу - увеличенному по сравнению с другими работодателями на 14 процентов. При этом размер повышения пенсий за выслугу лет членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации устанавливается исходя из фактически поступившей на данный счет суммы за предшествующий квартал.
Суды общей юрисдикции (Московский и Советский районные суды города Казани, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан) отказали в удовлетворении исков заявителей к отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о повышении пенсий до уровня 2,2 среднемесячной заработной платы в стране и перерасчете пенсии с 1 мая 1999 года на том основании, что фактические поступления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу не позволяют выплачивать пенсию в максимальном размере.
3. Конституция Российской Федерации в соответствии с закрепленными в ее статье 7 (часть 1) целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), но не предусматривает права гражданина на установление пенсии определенного, в том числе максимального, размера.
Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения государственных пенсий и порядка их исчисления. Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель в целях обеспечения конституционного права каждого на государственную пенсию вправе как определять общий порядок назначения трудовых пенсий, так и устанавливать особенности приобретения права на отдельные виды пенсий (в частности, пенсии за выслугу лет) конкретными категориями лиц (врачами, учителями, членами летных экипажей воздушных судов гражданской авиации), в том числе в максимальных размерах. Подобная правовая дифференциация, используемая законодателем в области пенсионного обеспечения, основывается на специфике характера и рода работы и потому не может расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства всех перед законом, закрепленный в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В то же время установление максимального размера пенсии за выслугу лет на уровне размера 2,2 среднемесячной заработной платы в стране для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации не отменяет норму статьи 84 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой размер пенсии не может превышать 75 процентов заработка. У заявителей среднемесячный заработок по состоянию на январь 2000 года является невысоким (как правило, колеблется в пределах 500 - 1200 рублей) и практически всем им пенсия за выслугу лет исчислена в размере 75 процентов заработка. В силу этого применение к ним нормы Федерального закона от 25 февраля 1999 года "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" об увеличенном максимальном размере пенсии за выслугу лет было бы нарушением требований статьи 84 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, заявители поставлены в одинаковые условия со всеми другими получателями пенсий за выслугу лет, и их право на трудовую пенсию за выслугу лет не нарушено.
Что касается правильности определения среднемесячного заработка заявителей, из которого им исчислена пенсия за выслугу лет, установления размеров этой пенсии, то такие вопросы связаны с проверкой и исследованием фактических обстоятельств, от чего Конституционный Суд Российской Федерации, согласно части третьей статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", обязан воздерживаться во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Емельянова Альберта Алексеевича и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 17.10.2001 n 244-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА БАГРОВСКОГО ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ПЯТОЙ СТАТЬИ 47 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР  »
Постановления и Указы »
Читайте также