ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 16.10.2001 n 259-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА АБРАМОВА ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 15 И 23 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2001 г. N 259-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА АБРАМОВА ЮРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 15 И 23
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина Ю.В. Абрамова требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. Гражданин Ю.В. Абрамов, состоявший в должности старшего преподавателя военного образовательного учреждения, в марте 2001 года уволен с военной службы по окончании срока контракта. При этом органами военного управления со ссылкой на положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ему было отказано как в оставлении в списке нуждающихся в получении жилого помещения (с учетом права на дополнительную жилую площадь) по последнему месту службы, так и в ходатайстве командира воинской части к органам местного самоуправления избранного Ю.В. Абрамовым постоянного места жительства о включении его в списки граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ю.В. Абрамов оспаривает конституционность пункта 8, частей третьей и четвертой пункта 13 и частей первой и второй пункта 14 статьи 15 и часть вторую пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". По мнению заявителя, содержащаяся в этих нормах регламентация жилищных прав военнослужащих в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения с военной службы нарушает статьи 2, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 15 (часть 2), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1), 37 (части 1 и 2), 40, 45 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял Ю.В. Абрамова о том, что в соответствии с требованиями названного Закона его жалоба не может быть принята к рассмотрению. Однако в очередной жалобе заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленному им вопросу.
2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Военнослужащие относятся к тем категориям граждан, реализация конституционного права которых на бесплатное получение жилища урегулирована специальным законом, а именно Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Учитывая особый характер военной службы, законодатель предусмотрел и специальные условия реализации этого права теми военнослужащими, кто ко времени увольнения с военной службы не был по каким-либо причинам обеспечен жилым помещением или изъявил желание переехать в другую местность: такие лица не могут быть без их согласия исключены из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы (части первая и вторая пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), причем за соответствующими категориями военнослужащих сохраняется право на дополнительную жилую площадь (пункт 8 статьи 15); по ходатайству командиров воинских частей органы местного самоуправления по новому месту жительства лиц, уволенных с военной службы, обязаны заранее включить их в списки нуждающихся в предоставлении жилых помещений и предоставить им жилье в течение трех месяцев после прибытия (части третья и четвертая пункта 13, часть первая пункта 14 статьи 15), а при невозможности предоставить жилые помещения в установленный срок разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию (часть вторая пункта 14 статьи 15).
Закрепляя эти права военнослужащих, федеральный законодатель вправе устанавливать и определенные условия их реализации, исходя в том числе из имеющихся в государстве на данном этапе его развития финансовых средств. В настоящее время военнослужащим, увольняющимся с военной службы, данные права предоставляются, если они прослужили не менее 20 лет, а также 10 и более лет, если увольнение с военной службы обусловлено объективными причинами (достижение предельного возраста пребывания на военной службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия).
Как следует из жалобы, заявитель усматривает неконституционность оспариваемых норм в том, что их действие не распространяется на тех военнослужащих, прослуживших 10 и более лет, которые подлежат увольнению с военной службы по истечении срока контракта, т.е. фактически ставит вопрос о целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя. Между тем, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", разрешение таких вопросов не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Что касается части второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", воспрещающей без согласия военнослужащих, прослуживших 10 лет и более, их увольнение с военной службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений, то данная норма в деле заявителя не применялась, а потому его жалоба в этой ее части не отвечает критерию допустимости, установленному статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абрамова Юрия Владимировича, как не отвечающей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, а также поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 16.10.2001 n 251-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗАХАР-ИГРУШКИ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 182 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также