<ПИСЬМО> Минкультуры РФ от 12.10.2001 n 1150-01-45/26-23 <О КОНЦЕПЦИЯХ И ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЯХ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ>

ПИСЬМО
от 12 октября 2001 г. N 1150-01-45/26-23
В соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 11 сентября 2001 г. (протокол N 25, пункт 2 раздела II) направляю концепции и технические задания проектов Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и "О разграничении государственной собственности на памятники истории и культуры" для включения их в План подготовки проектов федеральных законов на 2002 год.
Е.ЧУКОВСКАЯ



Наименование законопроекта
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ"
Инициатор предложения Состав исполнителей
Минкультуры России Минкультуры России
МНС России
Минфин России
ГТК России
Росархив
Срок представления в Срок внесения в Государственную
Правительство Российской Думу ФС РФ
Федерации
II квартал 2002 г. III квартал 2002 г.
ОБОСНОВАНИЕ
Потребность в подготовке новой редакции Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" ("Российская газета", N 92, 15 мая 1993 г.) (далее - Закона) продиктована отставанием законодательства в сфере государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей от значительно обновившегося в целом федерального законодательства, практическими проблемами развития международного культурного сотрудничества и антикварно - художественного рынка России.
Прежде всего обращают на себя внимание следующие обстоятельства:
В 1993 - 2000 гг. в правовой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения: принята новая Конституция Российской Федерации, Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", другие законодательные акты, существенно изменившие общую правовую ситуацию в стране.
В течение последних лет развитие нормативной базы о вывозе и ввозе культурных ценностей происходило в основном путем издания актов Министерства культуры Российской Федерации. Именно эти акты определяют сегодня порядок экспертизы и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, передачи прав собственности на них, регламентируют деятельность органов государственного регулирования вывоза и ввоза и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей. Действующая практика, заключающая в себе ряд сложностей для законопослушных собственников культурных ценностей, не предотвращает нелегального вывоза и незаконной передачи прав собственности на предметы культурного наследия Российской Федерации, нарушения правил внешнеэкономической деятельности и таможенных правил.
Отсутствуют четкие и ясные определения ключевых понятий, используемых в Законе, существует несбалансированность прав и обязанностей органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, с одной стороны, и собственников культурных ценностей - с другой.
Ввиду несоответствия Закона общей правовой ситуации остались нереализованными такие важные его положения, как функционирование Федеральной службы по сохранению культурных ценностей, создание Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей, определение порядка установления размера и уплаты специального сбора за право вывоза культурных ценностей, порядка распределения и использования средств, полученных от реализации культурных ценностей.
Закон недостаточно четко ориентирует органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей на осуществление протекционистской политики в отношении ввозимых культурных ценностей, стимулирование их притока в страну путем создания благоприятных экономических условий.
Российское законодательство о вывозе и ввозе культурных ценностей противоречит международным обязательствам Российской Федерации по Конвенции "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" 1970 г., Соглашению "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" 1950 г. и протоколу к нему 1976 г.
КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА
Для устранения указанных недостатков целесообразно внести постатейные изменения и дополнения в Закон по следующим направлениям:
РАЗДЕЛ I
Статьи 5 - 8
Определение основных терминов, разграничение понятий "культурное наследие", "культурное достояние", "культурная ценность", "предметы культурного назначения".
Ограничение круга предметов, подпадающих под действие Закона с целью выявления культурных ценностей, представляющих интерес для государственных хранилищ культурных ценностей.

Статья 9. Запрещение вывоза культурных ценностей, в законодательном порядке включенных в охранные списки, реестры, каталоги, иные учетные документы культурных ценностей, и ограничение права собственности на них территорией Российской Федерации.

Статья 16. Определение статуса и полномочий специалистов, уполномоченных на проведение экспертизы и оценки культурных ценностей.

Статья 30. Определение форм обеспечения обязательства возврата временно вывозимых культурных ценностей в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Статья 45. Установление письменной формы передачи права собственности на культурные ценности в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

<ТЕЛЕГРАММА> ЦБ РФ от 12.10.2001 n 26-1-7/3501 <О ЗАКРЫТИИ ЗАЕЛЬЦОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНОГО КОММЕРЧЕСКОГО СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ (ОАО) (Г. МОСКВА)>  »
Постановления и Указы »
Читайте также