ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ И web-ДИЗАЙНА (web-ДИЗАЙНЕР) (утв. Минобразованием РФ 01.10.2001 n ГТ ППК 03/39)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.А.БОЛОТОВ
1 октября 2001 г. N ГТ ППК 03/39
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ
К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ "СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ
ГРАФИКИ И WEB-ДИЗАЙНА (WEB-ДИЗАЙНЕР)"
1. Общая характеристика
дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Специалист в области компьютерной
графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)"
1.1. Дополнительная профессиональная программа для получения дополнительной квалификации "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)" реализуется в соответствии с настоящими Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения указанной дополнительной квалификации (далее - Государственные требования).
1.2. Дополнительная квалификация "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)" присуждается лицам, имеющим высшее образование по направлениям и специальностям из нижеперечисленных: 654600 - Информатика и вычислительная техника; 522300 - Информационные системы в экономике; 510000 - Естественные науки и математика; 550000 - Технические науки*; 521800 - Искусствоведение (по видам)*; 522500 - Искусство (по видам)*.
(Специалисты по отмеченным звездочками направлениям должны выполнять дополнительные условия, приведенные в п. 2.)
1.3. Целью данной дополнительной профессиональной образовательной программы является:
- углубленное изучение специализированных программных средств компьютерной графики и их применение в Web-дизайне и полиграфии;
- формирование навыков и умений для следующих видов деятельности;
- разработка электронного макета буклетов, рекламных материалов;
- создание электронного макета книг, брошюр, подготовка их печати;
- создание электронных версий картин, рисунков, плакатов;
- разработка и дизайн Web-узлов;
- создание 3-мерных изображений;
- создание анимационных фильмов;
- работа в коллективе редакционно-издательского предприятия или Web-студии;
- профессиональная работа в глобальной сети Internet, в том числе по направлению компьютерной графики.
1.4. Сферами профессиональной деятельности специалиста в области компьютерной графики и Web-дизайна могут быть редакционно-издательские отделы, типографии, специализированные организации компьютерного дизайна, рекламные отделы предприятий и организаций, отделы маркетинга, PR, студии по созданию анимационных фильмов, студии дизайна, архитектурные и проектные мастерские, проектные и конструкторские бюро, Web-студии, вычислительные центры, коллективы по разработке электронных учебников и методических пособий для использования в учебном процессе вузов, образовательных учреждений ДПО, в том числе и для использования в дистанционной форме обучения. Требования к знаниям и умениям, удовлетворяющие данной квалификационной характеристике, приводятся в п. 6. Данная программа относится к новому развивающемуся быстрыми темпами направлению творческой деятельности и не имеет прямого аналога в квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Минтрудом России. Применительно к западной терминологии специалист имеет название "Web-дизайнер". Аналогами, соответствующими должностям справочника, являются: 22824 - Инженер-программист; 24071 - Менеджер (в рекламно-информационных подразделениях); 24392 - Научный сотрудник (в области информатики и вычислительной техники); 24487 - Начальник группы; 24603 - Начальник лаборатории; 25812 - Преподаватель (в колледжах, университетах и других вузах); 25814 - Преподаватель (в системе специального образования); 26045 - Редактор-стилист; 26541 - Специалист; 27439 - Художник-конструктор (дизайнер); 27454 - Художник-мультипликатор; 27459 - Художник-оформитель.
2. Требования
к уровню подготовки, необходимому
для освоения дополнительной профессиональной
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Специалист в области компьютерной
графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)"
2.1. Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную образовательную программу для получения дополнительной квалификации "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)", должны иметь высшее профессиональное образование по направлениям и специальностям, указанным в п. 1.2, подтвержденное документом государственного образца, и продолжительность обучения по дисциплине "Информатика" при обучении по основной специальности не менее 300 часов. Для всех лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, проводится собеседование с целью определения творческих способностей, необходимых для работы дизайнера. Для специалистов по направлениям 522300, 510000, 550000 необходим опыт работы не менее года по близким к данным специальностям направлениям. Для специалистов по направлениям 521800 - Искусствоведение, 522500 - Искусство, поступившим на обучение, вместо дисциплин ОД.2 и ОД.3 и части дисциплин ОД.1 (раздел "современный дизайн") вводится дисциплина "Информатика" объемом 220 часов образовательного стандарта ВПО.
2.2. В случаях, когда количество лиц, желающих получить дополнительную квалификацию, превышает количество мест, обеспечиваемых образовательным учреждением необходимыми условиями для реализации программы, возможно объявление конкурсного отбора. Условия конкурсного отбора определяются образовательным учреждением в соответствии с решением ученого совета при учете степени подготовки слушателя по основной образовательной программе профессионального образования из числа указанных в п. 1.2.
3. Требования к дополнительной профессиональной
образовательной программе для получения дополнительной
квалификации "Специалист в области компьютерной
графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)"
3.1. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)" включает настоящие Государственные требования, примерный учебный план, примерные программы по учебным дисциплинам.
3.2. Дополнительная профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)" предусматривает следующие компоненты:
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
цикл ФД - факультативные дисциплины;
П - практика или стажировка;
И - итоговая государственная аттестация.
4. Обязательный минимум содержания
образовательной программы для получения дополнительной
квалификации "Специалист в области компьютерной
графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)"
-----------T-----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦ 240 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.01 ¦Современный дизайн и компьютерная графика ¦ 60 ¦
¦ ¦Области использования компьютерной графики. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная графика как новое направление че- ¦ ¦
¦ ¦ловеческой деятельности, находящееся на стыке ¦ ¦
¦ ¦двух категорий профессий: творческих (дизайнер,¦ ¦
¦ ¦художник, проектировщик) и инженерных (програм-¦ ¦
¦ ¦мист). Области применения компьютерной графики:¦ ¦
¦ ¦полиграфия, реклама, дизайн (интерьера, промыш-¦ ¦
¦ ¦ленных изделий, предметно-пространственной ¦ ¦
¦ ¦среды и т.д.), разработка и дизайн Web-приложе-¦ ¦
¦ ¦ний в Internet, создание анимационных фильмов, ¦ ¦
¦ ¦компьютерных игр, графическое оформление офици-¦ ¦
¦ ¦альных документов, создание презентаций и т.д. ¦ ¦
¦ ¦Классификация средств и методов компьютерной ¦ ¦
¦ ¦графики. Технология работы над проектами и осо-¦ ¦
¦ ¦бенности работы в коллективе. ¦ ¦
¦ ¦Современный дизайн ¦ ¦
¦ ¦История дизайна, дизайн рекламы, упаковки, ди- ¦ ¦
¦ ¦зайн выставочной деятельности и дизайн промыш- ¦ ¦
¦ ¦ленного изделия, дизайн в области PR ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.02 ¦Основы композиции. Цветоведение ¦ 100 ¦
¦ ¦Равновесие. Суприматическая композиция. Ритм, ¦ ¦
¦ ¦симметрия. Создание орнамента. Динамика, стати-¦ ¦
¦ ¦ка. Открытая композиция. История шрифта. Шриф- ¦ ¦
¦ ¦товая композиция. Стилизация знаков. Товарные ¦ ¦
¦ ¦знаки. Дополнительные цвета. Виды контрастов. ¦ ¦
¦ ¦Цветовые ассоциации. Психологическое воздейс- ¦ ¦
¦ ¦твие цвета. Фирменный стиль ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.03 ¦Операционные системы, сети, работа в Internet ¦ 80 ¦
¦ ¦Операционные системы (Windows, Unix др.). Опе- ¦ ¦
¦ ¦рационная система Windows. Графический интер- ¦ ¦
¦ ¦фейс. Работа с файловой системой. Работа с при-¦ ¦
¦ ¦ложениями Microsoft Office. ¦ ¦
¦ ¦Информационные сети. Локальные, региональные и ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети. Архитектура вычислительных ¦ ¦
¦ ¦систем и компьютерных сетей. Понятие о базовой ¦ ¦
¦ ¦модели OSI. Способы подключения к сети. Межсе- ¦ ¦
¦ ¦тевое взаимодействие в глобальной сети Inter- ¦ ¦
¦ ¦net. Аппаратные и программные средства техноло-¦ ¦
¦ ¦гии "клиент - сервер". Сетевые протоколы ¦ ¦
¦ ¦(TCP/IP и др.). Виды адресации в Internet ¦ ¦
¦ ¦(IP-адрес и доменная система имен DNS). Особен-¦ ¦
¦ ¦ности сетевых операционных систем. ¦ ¦
¦ ¦Сервисные службы Internet (UseNet, FTP, Gopher ¦ ¦
¦ ¦и др.). Всемирная паутина WWW (World Wide Web).¦ ¦
¦ ¦Понятие гипертекста. Базовые элементы WWW ¦ ¦
¦ ¦(HTML-документ, протокол HTTP). URL адресация ¦ ¦
¦ ¦абсолютная и относительная). Серверное програм-¦ ¦
¦ ¦мное обеспечение. Клиентское программное обес- ¦ ¦
¦ ¦печение (браузеры Microsoft Internet Explorer, ¦ ¦
¦ ¦Netscape Navigator и др.). Электронная почта ¦ ¦
¦ ¦(Outlook Expess и др.). Методы и средства поис-¦ ¦
¦ ¦ка в Internet. Работа с поисковыми системами ¦ ¦
¦ ¦(Alta Vista, Yandex и др.). Особенности созда- ¦ ¦
¦ ¦ния корпоративных сетей (Intranet). Защита ин- ¦ ¦
¦ ¦формации в сетях ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.00 ¦Специальные дисциплины ¦ 810 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01 ¦Компьютерная графика ¦ 240 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01.01 ¦Растровая компьютерная графика ¦ 100 ¦
¦ ¦Реализация растровой графики в PhotoShop. Уп- ¦ ¦
¦ ¦равляющие элементы программы. Интерфейс и инст-¦ ¦
¦ ¦рументы. Настройка инструментов. Палитры. ¦ ¦
¦ ¦Стандартные операции с изображением. Работа с ¦ ¦
¦ ¦выделенными областями. Работа с каналами. Рабо-¦ ¦
¦ ¦та со слоями, эффекты для слоев. Коррекция ¦ ¦
¦ ¦изображения. Тоновая и цветовая коррекция изо- ¦ ¦
¦ ¦бражения. Использование фильтров. Специальные ¦ ¦
¦ ¦эффекты. Завершающие операции. Монтаж. Цветоде-¦ ¦
¦ ¦ление и печать. Форматы графических файлов. ¦ ¦
¦ ¦Элементы Web-дизайна. Подготовка изображения ¦ ¦
¦ ¦для Web. Создание анимационных изображений. ¦ ¦
¦ ¦Сканирование изображений. Получение качествен- ¦ ¦
¦ ¦ного изображения. Векторная компьютерная графи-¦ ¦
¦ ¦ка. Основы векторной графики. Векторная графика¦ ¦
¦ ¦в CorelDraw. Управляющие элементы программы. ¦ ¦
¦ ¦Интерфейс пользователя-дизайнера ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.01.02 ¦Панели и диалоговые окна. Преобразование стан- ¦ 140 ¦
¦ ¦дартных объектов. Инструменты для создания объ-¦ ¦
¦ ¦ектов. Трансформация и изменение положения объ-¦ ¦
¦ ¦ектов. Работа с кривыми Безье. Изменение форм ¦ ¦
¦ ¦объектов, инструменты управления параметрами ¦ ¦
¦ ¦контура. Работа с текстовыми блоками. Создание ¦ ¦
¦ ¦и обработка текстов, редактирование и формати- ¦ ¦
¦ ¦рование текстов. Расположение текста по кривой.¦ ¦
¦ ¦Использование цвета в графике. Модели представ-¦ ¦
¦ ¦ления цвета на компьютере. Инструменты управле-¦ ¦
¦ ¦ния параметрами заливки. Специальные и дополни-¦ ¦
¦ ¦тельные средства. Применение специальных эффек-¦ ¦
¦ ¦тов. Управление объектами с помощью диспетчера ¦ ¦
¦ ¦слоев. Установка и настройка. Настройка прог- ¦ ¦
¦ ¦раммы и параметров документа. Пристыковываемые ¦ ¦
¦ ¦и вспомогательные окна. Завершающие операции. ¦ ¦
¦ ¦Печать и экспорт изображений. Цветоделение. ¦ ¦
¦ ¦Разработка рекламных модулей. Векторная графика¦ ¦
¦ ¦в FreeHand и Adobe Illustrator. Управляющие ¦ ¦
¦ ¦элементы программ. Интерфейс программ. Инстру- ¦ ¦
¦ ¦менты и панели. Особенности создания и транс- ¦ ¦
¦ ¦формации объектов. Создание объектов, работа с ¦ ¦
¦ ¦объектами. Работа с цветом. Создание и исполь- ¦ ¦
¦ ¦зование слоев. Работа с текстом. Дополнительные¦ ¦
¦ ¦векторные инструменты и операции. Информацион- ¦ ¦
¦ ¦ная графика. Дополнительные и завершающие опе- ¦ ¦
¦ ¦рации. Импорт и экспорт изображений и текстов. ¦ ¦
¦ ¦Цветоделение и печать ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.02 ¦Трехмерное моделирование и анимация ¦ 140 ¦
¦ ¦Интерфейс программы 3D Studio Max. Работа с ме-¦ ¦
¦ ¦ню, панелями инструментов и командными панеля- ¦ ¦
¦ ¦ми. Настройка параметров сцены. Создание объек-¦ ¦
¦ ¦тов. Панель Create. Стандартные геометрические ¦ ¦
¦ ¦и сплайновые примитивы. Лофт-объекты. Булевские¦ ¦
¦ ¦объекты. Сетки Безье. Клонирование и размещение¦ ¦
¦ ¦объектов на сцене. Менеджеры трансформаций. ¦ ¦
¦ ¦Геометрическое моделирование с использованием ¦ ¦
¦ ¦модификаторов. Стек модификаторов. Работа с ¦ ¦
¦ ¦подобъектами. Установка источников света и ка- ¦ ¦
¦ ¦мер. Проектирование материалов. Работа с Mate- ¦ ¦
¦ ¦rial Editor. Типы материалов. Использование ¦ ¦
¦ ¦карт. Анимационные концепции. Ключевая анимация¦ ¦
¦ ¦и анимация с использованием контроллеров. Рабо-¦ ¦
¦ ¦та с Track View. Итоговая визуализация ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03 ¦Разработка и дизайн Web-узлов и приложений ¦ 230 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03.01 ¦Структурно-логическое проектирование Web-узлов.¦ 60 ¦
¦ ¦Виды информационных ресурсов WWW. Виды деловой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в Internet (реклама, маркетинг, ¦ ¦
¦ ¦менеджмент, электронная коммерция, обучение, ¦ ¦
¦ ¦услуги консультирования и т.д.). Web-узел ¦ ¦
¦ ¦как объект проектирования. Этапы проектирования¦ ¦
¦ ¦Web-узлов. Обследование предметной области. ¦ ¦
¦ ¦Обоснование целей и целевых групп пользовате- ¦ ¦
¦ ¦лей. Разработка архитектуры Web-узла. Разработ-¦ ¦
¦ ¦ка структуры логических связей документов ¦ ¦
¦ ¦Web-узла. Коллективы участников процесса. Функ-¦ ¦
¦ ¦ции проектировщика, дизайнера, программиста. ¦ ¦
¦ ¦Работа с заказчиками. Разработка Web-узлов и ¦ ¦
¦ ¦приложений. Средства разработки Web-узлов. Язы-¦ ¦
¦ ¦ки гипертекстовой разметки (HTML и др.). Форма-¦ ¦
¦ ¦тирование текста. Использование шрифтов. Ис- ¦ ¦
¦ ¦пользование каскадных таблиц стилей (CSS). Ис-¦ ¦
¦ ¦пользование таблиц, графики, списков, гиперссы-¦ ¦
¦ ¦лок, карт изображений. Фреймы. Создание динами-¦ ¦
¦ ¦ческих страниц (Dynamic HTML). Основы создания ¦ ¦
¦ ¦многостраничного Web-узла. Разработка стиля. ¦ ¦
¦ ¦Классификация инструментальных средств разра- ¦ ¦
¦ ¦ботки Web-узлов. Использование редакторов для ¦ ¦
¦ ¦создания Web-узлов. Создание шаблонов страниц, ¦ ¦
¦ ¦карты Web-узла. Разработка и использование ин- ¦ ¦
¦ ¦терактивных форм. Универсальные среды разработ-¦ ¦
¦ ¦ки (Visual InterDev и др.). Тестирование ¦ ¦
¦ ¦Web-узла. Публикация и администрирование ¦ ¦
¦ ¦Web-узла. Продвижение Web-узла в Internet. При-¦ ¦
¦ ¦емы рекламы и обеспечение посещаемости Web-узла¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03.02 ¦Средства разработки приложений ¦ 100 ¦
¦ ¦Введение в Java-технологии. Языки скриптов. ¦ ¦
¦ ¦Объектно-ориентированные языки для Web. Раз- ¦ ¦
¦ ¦работка приложений на JavaScript. Интеграция ¦ ¦
¦ ¦JavaScript и HTML. Использование гиперсвязей и ¦ ¦
¦ ¦меток в JavaScript-программах. Операторы, объ- ¦ ¦
¦ ¦екты, методы JavaScript. Обработка событий. Ра-¦ ¦
¦ ¦бота с пользовательскими объектами и переменны-¦ ¦
¦ ¦ми. Использование JavaScript с HTML-формами. ¦ ¦
¦ ¦Управление окнами в JavaScript. Работа с фрей- ¦ ¦
¦ ¦мами. CGI-программирование. Язык Perl. Техноло-¦ ¦
¦ ¦гия ASP. Основы языка PHP. Программирование и ¦ ¦
¦ ¦использование апплетов на языке Java. Компонен-¦ ¦
¦ ¦ты пользовательского интерфейса. Доступ к базам¦ ¦
¦ ¦данных ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.03.03 ¦Графический дизайн для Web. Специфические осо- ¦ 70 ¦
¦ ¦бенности использования программ компьютерной ¦ ¦
¦ ¦графики для Web (Adobe PhotoShop и др.). Трех- ¦ ¦
¦ ¦мерная графика и анимация для Web. Технология ¦ ¦
¦ ¦Macromedia Flash. Инструментальные средства для¦ ¦
¦ ¦создания и редактирования символов для клипов. ¦ ¦
¦ ¦Создание кнопок, анимаций, меню, управление ¦ ¦
¦ ¦клипами, вложение клипов. Основы программирова-¦ ¦
¦ ¦ния интерактивного взаимодействия с клипами. ¦ ¦
¦ ¦Подключение клипов к HTML-страницам, обеспече- ¦ ¦
¦ ¦ние совместимости с различными браузерами. Ра- ¦ ¦
¦ ¦бота со звуком при проектировании Web-узлов ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.04 ¦Верстка, допечатная подготовка и полиграфиче- ¦ 100 ¦
¦ ¦ский процесс ¦ ¦
¦ ¦Верстка полиграфической продукции в Adobe ¦ ¦
¦ ¦PageMaker. Управляющие элементы программы. Ин- ¦ ¦
¦ ¦терфейс пользователя-верстальщика. Настройка ¦ ¦
¦ ¦параметров документа. Управляющая палитра. Ис- ¦ ¦
¦ ¦пользование буфера обмена. Создание графических¦ ¦
¦ ¦объектов. Палитры стилей и цветов. Управление ¦ ¦
¦ ¦вспомогательными элементами. Создание элементов¦ ¦
¦ ¦оформления документа. Задание параметров текс- ¦ ¦
¦ ¦та. Выбор гарнитуры, размера, начертания шриф- ¦ ¦
¦ ¦та. Форматирование абзацев. Создание таблиц. ¦ ¦
¦ ¦Завершающие операции. Многостраничные докумен- ¦ ¦
¦ ¦ты. Создание оглавления, алфавитных указателей.¦ ¦
¦ ¦Выравнивание и расположение объектов. Печать ¦ ¦
¦ ¦документа. Цветоделение. Подготовка PS-файла. ¦ ¦
¦ ¦Полиграфический процесс и цветоделение. Техно- ¦ ¦
¦ ¦логия полиграфического процесса. Основы растри-¦ ¦
¦ ¦рования и цветоделения. Подготовка законченного¦ ¦
¦ ¦макета для печати ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦СД.05 ¦Дисциплины по выбору ¦ 100 ¦
¦ ¦1. Программирование приложений для Web. ¦ ¦
¦ ¦2. Альтернативные программы для создания и ре- ¦ ¦
¦ ¦дактирования изображений. ¦ ¦
¦ ¦3. Мультимедийные технологии ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Часов теоретического обучения ¦1050 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦Ф.00 ¦Факультативные дисциплины ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦П.00 ¦Практика или стажировка ¦ 140 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦П.01 ¦Ознакомительные практики: ¦ 36 ¦
¦ ¦- полиграфический комбинат; ¦ ¦
¦ ¦- издательство; ¦ ¦
¦ ¦- студия Web-дизайна; ¦ ¦
¦ ¦- отдел маркетинга организации; ¦ ¦
¦ ¦- рекламный отдел организации ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦П.02 ¦Специализированная практика (по выбору в соот- ¦ 104 ¦
¦ ¦ветствии с профессиональной ориентацией) ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦И.00 ¦Итоговая государственная аттестация ¦ 130 ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦И.01 ¦Подготовка и сдача государственного экзамена ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦И.02 ¦Подготовка и защита выпускной и квалификацион- ¦ 130 ¦
¦ ¦ной работы ¦ ¦
+----------+-----------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего часов ¦1320 ¦
L----------+-----------------------------------------------+------
5. Условия реализации программы
Права и обязанности учебного заведения ДПО, реализующего дополнительную профессиональную программу "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)" для получения дополнительной квалификации
Учебное заведение ДПО, реализующее программу "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)", имеет право:
- проводить входное тестирование и отказать при неудовлетворении требованиям входного контроля, приведенного в п. 2. Особое внимание должно быть обращено на собеседование с целью выявления творческой способности претендента к получению дополнительной квалификации "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)";
- засчитывать слушателям дисциплины, являющиеся составной частью данной программы, в случае если они освоены в порядке профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности или повышения квалификации и отличаются по объему не более чем на 20%;
- провести некоторые дисциплины в форме экстерната с выполнением всех тестовых испытаний, если такие дисциплины освоены за время обучения в вузе или ДПО, но отличаются по содержанию или объему более чем на 20%;
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала, при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.
Учебное заведение ДПО обязано иметь специализированное подразделение, квалифицированные кадры и материально-техническое обеспечение, обеспечивающее качественную реализацию программы, иметь договора и контакты с ведущими Web-студиями и издательствами для проведения практик, набор видеофильмов, современных программных систем.
Перечень дисциплин по выбору является примерным, может быть изменен и дополнен.
Требования к кадрам, ведущим учебный процесс
Профессорско-преподавательский состав должен отвечать современным требованиям: наличие авторских учебных курсов, монографий, переподготовка в специализированных учебных заведениях, стажировка в ведущих Web-студиях или издательствах, опыт решения реальных задач, в том числе и по хоздоговорам. Чтение прикладных курсов предполагает привлечение специалистов из профессиональных организаций, занимающихся компьютерным дизайном.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение учебного процесса определяется требованиями используемых программных средств компьютерного дизайна, которые, как правило, выше стандартно используемых. Это сетевые компьютерные классы с выходом в Internet, оснащенные мультимедийными компьютерами и графическими мониторами, цветные принтеры, сканеры, плоттеры, средства оперативной полиграфии, мультимедийные проекторы.
Обязательна подготовка учебно-методических пособий, раздаточных материалов, заданий для выполнения практических работ, выдаваемых каждому слушателю. Программные средства должны быть лицензированными, иметь документацию и соответствовать последним версиям их представления.
Учебное заведение должно иметь в библиотечном фонде учебную, научно-методическую, справочную литературу в области современных компьютерных технологий.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
--------T----------------T------T-------------------T----T-------¬
¦ N п/п ¦ Наименование ¦Общая ¦ В том числе ¦Сам.¦Форма ¦
¦ ¦ учебной ¦трудо-+-------------------+раб.¦контро-¦
¦ ¦ дисциплины ¦ем- ¦ аудиторные ¦ ¦ля ¦
¦ ¦ ¦кость +-----T----T--------+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦всего¦лек-¦практи- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦часов¦ции ¦ческие и¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лабора- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦торные ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиона-¦ 240 ¦ 190 ¦ 106¦ 84 ¦ 50¦ ¦
¦ ¦льные дисциплины¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦ОПД.01 ¦Компьютерная ¦ 60 ¦ 60 ¦ 50¦ 10 ¦ ¦Зачет ¦
¦ ¦графика и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дизайн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦ОПД.02 ¦Основы компози- ¦ 100 ¦ ¦ 40¦ 30 ¦ 30¦Зачет ¦
¦ ¦ции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦ОПД.03 ¦Операционные ¦ 80 ¦ 60 ¦ 16¦ 44 ¦ 20¦Зачет ¦
¦ ¦системы, сети, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работа Internet ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.00 ¦Специальные ¦ 810 ¦ 530 ¦ 180¦ 350 ¦ 280¦ ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.01 ¦Компьютерная ¦ 240 ¦ 150 ¦ 44¦ 106 ¦ 90¦Экзамен¦
¦ ¦графика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.01.1¦Растровая ¦ 100 ¦ 60 ¦ 28¦ 42 ¦ 40¦ ¦
¦ ¦компьютерная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.01.2¦Векторная ¦ 140 ¦ 100 ¦ 30¦ 70 ¦ 40¦ ¦
¦ ¦компьютерная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦графика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.02 ¦Трехмерное моде-¦ 140 ¦ 100 ¦ 36¦ 64 ¦ 40¦Экзамен¦
¦ ¦лирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анимация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.03 ¦Разработка и ¦ 230 ¦ 160 ¦ 58¦ 102 ¦ 70¦Экзамен¦
¦ ¦дизайн Web-узлов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и приложений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.03.1¦Структурно- ¦ 60 ¦ 40 ¦ 28¦ 12 ¦ 20¦ ¦
¦ ¦логическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проектирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Web-узлов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.03.2¦Разработка ¦ 100 ¦ 70 ¦ 20¦ 50 ¦ 30¦ ¦
¦ ¦Web-узлов и при-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ложений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.03.3¦Графический ¦ 70 ¦ 50 ¦ 20¦ 30 ¦ 20¦ ¦
¦ ¦дизайн для Web ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.04 ¦Верстка, допе- ¦ 100 ¦ 60 ¦ 20¦ 40 ¦ 40¦Экзамен¦
¦ ¦чатная подготов-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ка и полиграфи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческий процесс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦СД.05 ¦Дисциплины по ¦ 100 ¦ 60 ¦ 22¦ 38 ¦ 40¦Зачет ¦
¦ ¦выбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦ ¦Итого часов ¦ 1050 ¦ 720 ¦ 286¦ 434 ¦ 330¦ ¦
¦ ¦теоретического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦П.00 ¦Практика ¦ 140 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦И.00 ¦Итоговая госу- ¦ 130 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дарственная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦И.01 ¦Государственный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экзамен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦И.02 ¦Оформление и за-¦ 130 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щита квалифика- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ционной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------------+------+-----+----+--------+----+-------+
¦ ¦Всего ¦ 1320 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+----------------+------+-----+----+--------+----+--------
6. Требования к уровню
подготовки лиц, успешно освоивших
дополнительную профессиональную образовательную
программу "Специалист в области компьютерной
графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)"
Необходимо:
знать:
- современные тенденции развития графики и дизайна;
- области использования компьютерной графики;
- архитектуру основных аппаратных и программных средств работы с сетевыми технологиями;
- кодирование текстовой и графической информации;
- модели представления цвета;
- средства обработки изображений с использованием современных программных средств;
- методы и средства допечатной подготовки компьютерных изображений;
- возможности программ анимации и создания 3-мерной графики;
- последовательность этапов проектирования и методы структурно-логического подхода при создании Web-узлов;
- особенности разработки Web-узлов для Internet;
- вопросы продвижения Web-узлов и повышения их привлекательности;
уметь:
- составлять рекламные проспекты, буклеты;
- создавать рисунки и графические образы для различных приложений с помощью программных средств векторной графики (CorelDraw, Macromedia, FreeHand, Adobe Illustrator);
- выполнять тональную и цветовую коррекцию изображений с использованием программных средств точечной графики (PhotoShop и др.);
- применять программные средства для создания оригинал-макетов печатной продукции (Page Maker и др.);
- создавать З-мерные модели и анимационные фильмы (3D Studio Max и др.);
- создавать и структурировать информацию для разработки Web-узлов;
- оформлять Web-страницы с использованием современных элементов компьютерного дизайна;
- включать изображения и файлы, созданные с помощью различных программных средств, в Web-страницы;
- создавать и редактировать гиперссылки для получения многостраничных Web-узлов;
- разрабатывать Web-приложения с использованием языков и инструментальных средств;
- тестировать Web-узел путем просмотра страниц и гиперсвязей в различных браузерах (Microsoft Internet Explorer, Netscape Communicator и др.);
- публиковать Web-узел на сервере;
- продвигать свой Web-узел путем размещения в каталогах Internet-ресурсов и поисковых системах;
владеть:
- работой с современными операционными системами, текстовыми редакторами, электронными таблицами;
- навыками работы с различными исходными материалами и источниками информации;
- способами извлечения знаний и способностью структурировать полученные знания в различных предметных областях;
- способностью разработать проект и дизайн макета буклета, книги, Web-узла;
- способами выбора и использования средств компьютерной графики для различных видов приложений;
- комбинированием разнородных средств - рисунка, текста, звука, анимации - для создания законченного проекта;
- навыками общения с заказчиками.
7. Требования к итоговой государственной аттестации
7.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации
Итоговая государственная аттестация "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)" включает защиту выпускной квалификационной работы и/или государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности специалиста к выполнению профессиональных задач, установленных настоящими Государственными требованиями.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации, должны полностью соответствовать образовательной программе профессиональной переподготовки, которую специалист освоил за время обучения.
7.2. Требования к государственному экзамену
Порядок проведения и программа государственного экзамена определяются учебным заведением ДПО на основе методических рекомендаций и соответствуют примерной программе, утвержденной в установленном порядке. В качестве государственного экзамена по выбору учебного заведения ДПО может быть установлен экзамен по двум основным дисциплинам (в зависимости от направленности будущей работы выпускника - Web-дизайн или полиграфия). В качестве подтверждения квалификации выпускнику может быть предложено пройти тестирование по базовым программным средствам компьютерного дизайна в одной из общепризнанных мировых систем тестирования (например, Prometric, VUE, Brainbench).
7.3. Требования к выпускной квалификационной работе
Выпускная квалификационная работа "Специалист в области компьютерной графики и Web-дизайна (Web-дизайнер)" является учебно-квалификационной. Ее тематика и содержание должны соответствовать уровню знаний, полученных выпускником в объеме дисциплин специальности. Работа должна состоять из двух частей: компьютерной разработки и пояснительной записки. Компьютерная разработка может быть представлена в виде законченного Web-узла или оригинал-макета полиграфической продукции. Пояснительная записка должна отражать постановку задачи, блок-схему алгоритма и описание законченных дизайнерских решений с пояснением замысла.
Работа может быть выполнена индивидуально или в составе творческого коллектива.
Задание на выпускную квалификационную работу может быть основано на материалах, полученных слушателем по месту основной работы, или предоставлено учебным заведением ДПО.
Выпускная квалификационная работа должна быть законченным творческим произведением, готовым к использованию: Web-узлом, помещенным в Internet, или макетом книги, брошюры, буклета, подготовленным к тиражированию и распечатанным на цветном принтере.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются учебным заведением ДПО.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАЗРАБОТЧИК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (утв. Минобразованием РФ 01.10.2001 n ГТ ППК 05/39)  »
Постановления и Указы »
Читайте также