РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 11.09.2001 n НА-347-р ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ АН-2Т ra-01122


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 сентября 2001 г. N НА-347-р
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ АН-2Т RA-01122
23 апреля 2001 г. при взлете с посадочной площадки в населенном пункте Кобяй (Республика Саха (Якутия)) произошла авария самолета Ан-2Т RA-01122 Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО, подконтрольного Саха (Якутскому) территориальному управлению воздушного транспорта Минтранса России.
В ходе расследования аварии выявлены грубые нарушения экипажем воздушного судна требований Воздушного кодекса Российской Федерации, свидетельствующие о неспособности руководства Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО организовать работу по обеспечению безопасности полетов в предприятии.
В целях предотвращения аналогичных авиационных происшествий предлагаю:
1. Департаменту летных стандартов (Ю.П. Таршин):
1.1. В связи с выявленными при расследовании авиационного происшествия с самолетом Ан-2Т RA-01122 фактами нарушений правил производства и обеспечения полетов, влияющих на безопасность полетов, в соответствии с п. 5.2 главы IV "Процедуры сертификации" Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N 375, аннулировать сертификат эксплуатанта Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО.
1.2. В связи с выявленными при расследовании нарушениями требований Воздушного кодекса Российской Федерации, НПП ГА-85, НТЭРАТ ГА-93 и ПРАПИ-98 рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего использования на летной работе командира воздушного судна Васянина В.М. и второго пилота Мишукова А.В.
1.3. Представить на рассмотрение предложения по внесению изменений в Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации, утвержденные Приказом Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N 375, предусмотрев упрощение процедур приостановления и аннулирования сертификата эксплуатанта авиапредприятия, не обеспечивающего безопасности полетов.
2. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта:
2.1. При выявлении в авиапредприятиях фактов необеспечения безопасности полетов, сокрытия авиационных инцидентов, грубого или систематического невыполнения требований нормативных документов гражданской авиации, невыполнения указаний руководителей подразделений центрального аппарата Минтранса России вносить предложения в органы по сертификации по ограничению их деятельности путем приостановления или аннулирования сертификата эксплуатанта и лицензий на право выполнения перевозок, работ и услуг в гражданской авиации.
2.2. Довести до организаций ГА, за которыми поручено осуществлять государственный контроль, причину авиационного происшествия с самолетом Ан-2Т RA-01122, изложенную в Приложении к данному распоряжению.
3. Указать руководителю Саха (Якутского) территориального управления воздушного транспорта Минтранса России З.О. Саникидзе на ненадлежащее выполнение функций контроля и непринятие своевременных мер по пресечению допускаемых руководством Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО нарушений и обязать его в десятидневный срок после издания данного распоряжения представить в ГС ГА Минтранса России объяснения о причинах ненадлежащего выполнения функций контроля и непринятия своевременных мер в отношении указанного авиапредприятия.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра К.К. Руппеля.
Первый заместитель Министра
А.В.НЕРАДЬКО



Приложение
к распоряжению Минтранса России
от 11 сентября 2001 г. N НА-347-р
АНАЛИЗ ПРИЧИНЫ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
С САМОЛЕТОМ АН-2Т RA-01122
23 апреля 2001 г., днем, в простых метеоусловиях, при взлете с посадочной площадки в населенном пункте Кобяй (Республика Саха (Якутия)) произошла авария самолета Ан-2Т RA-01122 Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО, подконтрольного Саха (Якутскому) территориальному управлению воздушного транспорта Минтранса России.
Экипаж самолета в составе командира воздушного судна (ВС) Васянина В.М. и второго пилота Мишукова А.В. выполнял полет по срочному санитарному заданию по маршруту аэропорт Покровск - аэропорт Маган - площадка населенного пункта Кобяй - аэропорт Сангар. Васянин В.М. одновременно является советником по безопасности полетов руководителя Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО.
В ходе проведенного расследования было установлено, что при вылете из аэропорта Покровск командир ВС Васянин В.М. находился в состоянии алкогольного опьянения. Данный факт свидетельствует о том, что предполетный медицинский контроль экипаж ВС не проходил, заключение о состоянии здоровья на медпункте аэропорта Покровск было сделано формально.
Перед посадкой на площадке населенного пункта Кобяй экипаж ВС в нарушение требований п. 7.6.10 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) контрольный осмотр площадки не сделал. Активное пилотирование при заходе на посадку осуществлял второй пилот. Кроме членов экипажа на борту воздушного судна находилось 3 пассажира.
При опросе второго пилота было установлено, что четвертый разворот был выполнен близко к грунтовой взлетно-посадочной полосе (ГВПП), в результате чего снижение для посадки происходило по крутой глиссаде, с превышением рекомендованной руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) скорости. В результате этого посадка была произведена на повышенной скорости с перелетом входного торца на 375 метров при располагаемой длине ГВПП 600 метров. Самолет выкатился за пределы ГВПП и столкнулся с ограждением площадки, расположенным на удалении 50 метров от торца ГВПП. При столкновении с препятствием были значительно повреждены три лопасти воздушного винта.
Данный серьезный авиационный инцидент экипажем ВС был скрыт. В нарушение требований статьи 97 Воздушного кодекса Российской Федерации и п. 1.1.4 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 (ПРАПИ-98), экипаж ВС принял решение продолжить выполнение полета. Решение о выполнении полета на неисправном воздушном судне принималось без устранения неисправности, чем были грубо нарушены требования НПП ГА-85 и Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93).
Принимая решение продолжить полет на неисправном самолете, экипаж поставил под угрозу безопасность находящихся на борту пассажиров, а также сохранность воздушного судна, тем самым грубо нарушил требования пункта 2 статьи 57 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Перед вылетом с посадочной площадки Кобяй на борту самолета находилось 11 пассажиров. В нарушение требований п. 7.1.4 НПП ГА-85 перед взлетом второй пилот инструктаж пассажиров по технике безопасности не провел, использование ими привязных ремней не проверил.
Взлет производил командир воздушного судна. Из-за дефицита тяги, вследствие повреждения лопастей воздушного винта, самолет не смог набрать необходимую скорость. Попытка командира воздушного судна (КВС) довыпустить закрылки на 30° привела к увеличению кабрирующего момента с возрастанием давящих усилий на штурвале, которые не удалось снять полным использованием триммера. В данной ситуации КВС принял решение произвести вынужденную посадку вне аэродрома на заснеженное поле. При выполнении посадки самолет столкнулся с деревьями, разрушился и сгорел.
В результате аварии пассажиры и экипаж ВС получили травмы различной степени тяжести.
Авария самолета обусловлена многочисленными грубыми нарушениями экипажем ВС требований руководящих документов гражданской авиации и бесконтрольностью за его работой со стороны руководства Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО. Причиной авиационного происшествия явилось:
- личная недисциплинированность командира воздушного судна - советника по безопасности полетов Васянина В.М., принявшего решение на выполнение полета в состоянии алкогольного опьянения;
- выполнение взлета на неисправном воздушном судне в результате грубого нарушения требований НПП ГА-85 и НТЭРАТ ГА-93, что привело к дефициту тяги на взлете и, как следствие, невозможности набора высоты и разгона скорости.
В ходе расследования были выявлены следующие недостатки:
- руководство Якутского авиационно-спортивного клуба РОСТО не сумело обеспечить контроль за экипажами, находящимися на дежурстве;
- техническая документация в данном авиапредприятии ведется с отклонениями от требований нормативных документов, при этом допускаются исправления в формулярах, не все замененные агрегаты внесены в карточки учета ресурса;
- отсутствует Инструкция по производству полетов на посадочной площадке Кобяй;
- на аэродроме Сангар, к которому приписана посадочная площадка Кобяй, нет технических аварийно-спасательных средств для оказания помощи воздушным судам, терпящим бедствие как в аэропорту, так и в районе ответственности.
Ранее неоднократно происходили авиационные происшествия с воздушными судами авиапредприятий Российского оборонного спортивного технического общества (РОСТО) и Федерации любителей авиации России. Их причины были обусловлены серьезными недостатками в организации и обеспечении полетов в авиапредприятии и свидетельствовали в ряде случаев о неспособности их руководителей организовать работу по обеспечению безопасности полетов.
На это обращалось внимание руководителей территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России. Однако должных мер по наведению порядка в контроле за деятельностью таких авиапредприятий, получивших сертификат эксплуатанта, не предпринимается.
Контроль за деятельностью подобных авиапредприятий осуществляется неудовлетворительно, имеющиеся недостатки в организации и выполнении полетов не выявляются, своевременных мер по внесению ограничений в их деятельность не предпринимается, что наглядно подтверждается причиной данного авиационного происшествия в Саха (Якутском) территориальном управлении воздушного транспорта Минтранса России.
Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов
В.А.РУДАКОВ

ПРИКАЗ ФСНП РФ от 11.09.2001 n 380 О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА ФСНП РОССИИ ОТ 19 ИЮЛЯ 2001 Г. n 321 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также