ПИСЬМО ГТК РФ от 31.08.2001 n 01-06/35276 (Извлечение) ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЖАЛОБАМИ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (вместе с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ...)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2001 г. N 01-06/35276
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЖАЛОБАМИ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ
ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
(Извлечение)
В настоящее время остро стоит вопрос осуществления ведомственного контроля за соблюдением законности в деятельности таможенных органов и их должностных лиц. Не уменьшается поток жалоб граждан и организаций, предпринимателей и предприятий различных форм собственности на неправомерные решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц.
После получения от таможенных органов зачастую формальных и необоснованных отказов в удовлетворении жалоб заявители вынуждены обращаться за защитой своих нарушенных прав в судебные органы.
Из-за отсутствия должного правового контроля на первоначальной (досудебной) стадии обжалования, в ходе последующего вторичного обжалования судами удовлетворяется более 40 процентов всех поданных жалоб и исков указанной категории, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии законности в деятельности таможенных органов и их должностных лиц.
Становится типичной ситуация, когда ответы на жалобы готовятся и направляются заявителям соответствующими функциональными службами (решения и действия которых фактически обжалуются) без привлечения правовых подразделений таможенных органов, без юридической оценки правомерности обжалуемых решений и действий, без ссылок на нормы действующего законодательства и учета требований раздела XIII Таможенного кодекса Российской Федерации.
В целях повышения эффективности ведомственного контроля за соблюдением законности в деятельности таможенных органов и их сотрудников, совершенствования процесса рассмотрения жалоб граждан, предприятий и организаций направляем для использования в работе Методические рекомендации по организации работы с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц (далее - Методические рекомендации).
При отсутствии в правовой службе таможенного органа специализированного подразделения по работе с обращениями (жалобами) граждан и организаций (создание таких подразделений осуществляется в соответствии с Концепцией организации правового обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации) необходимо иметь в виду, что согласно требованиям Приказа ГТК России от 23.09.94 N 485 (изложенным в пункте 4.2 Общего положения о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа Российской Федерации) осуществление сводного контроля за соблюдением законности в деятельности подразделений таможенного органа, в состав которого она входит, и нижестоящих таможенных органов является одной из функций правовой службы.
Правовые службы таможенных органов работу с жалобами указанной категории должны осуществлять во взаимодействии с другими функциональными подразделениями таможенных органов, в ведении которых находится предмет обжалования.
С учетом изложенного и в целях улучшения работы с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц руководителям региональных таможенных управлений и таможен необходимо:
- проанализировать состояние законности при принятии решений подчиненными таможенными органами и совершении действий их должностными лицами;
- организовать на основе Методических рекомендаций взаимодействие различных функциональных подразделений подведомственных таможенных органов при работе с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;
- начальникам РТУ и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, информировать Управление контроля соблюдения законодательства в таможенном деле ГТК России о результатах рассмотрения жалоб и протестов прокуроров на решения, действия или бездействие таможенных органов и их сотрудников по итогам 2001 года в соответствии с Приказом ГТК России от 29.12.2000 N 1246.
Статс - секретарь,
Заместитель
Председателя Комитета,
генерал - лейтенант
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ



Приложение
к письму ГТК России
от 31 августа 2001 г. N 01-06/35276
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЖАЛОБАМИ НА РЕШЕНИЯ,
ДЕЙСТВИЯ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с положениями раздела XIII Таможенного кодекса Российской Федерации, другими нормами действующего законодательства в целях оказания помощи таможенным органам Российской Федерации в организации работы с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц.
I. Общие положения
В целях единообразного применения настоящих Рекомендаций приводятся следующие определения некоторых понятий, встречающихся в практике работы с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц, поступающими в таможенные органы.
Решение - оформленный в соответствии с установленным порядком правовой акт таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица, содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера.
Действие - совершение какого-либо действия (от имени таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица), с которым связано наступление юридических последствий.
Бездействие - невыполнение таможенным органом или его должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия.
К должностным лицам таможенных органов относятся сотрудники таможенных органов, то есть граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены специальные звания в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О службе в таможенных органах".
Заявитель - лицо, обратившееся в случаях, предусмотренных статьей 405 Таможенного кодекса Российской Федерации, с жалобой, либо его представитель, если жалоба подана через представителя.
Заявление - это обращение лица по поводу реализации его прав, прямо предусмотренных тем или иным нормативным правовым актом (к примеру, по вопросу производства таможенного оформления, помещения товаров на склад временного хранения или под определенный таможенный режим и пр.).
Предложение - это обращение, направленное на улучшение деятельности, например, государственных органов, на совершенствование организации таможенного дела и т.д.
Ходатайство - обращение с просьбой (в случаях, предусмотренных законодательством) о признании определенного статуса, прав и законных интересов заявителя (например, ходатайство в порядке статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации о производстве таможенного оформления товаров вне времени работы таможенного органа либо в местах, не определенных для этого).
Запрос - обращение, содержащее просьбу или требование лица о предоставлении каких-либо сведений, разъяснений, документов (например, запрос о разъяснении вопроса, касающегося применения тех или иных нормативных правовых актов в конкретной ситуации, затрагивающей права и законные интересы лица).
Жалоба на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица (далее - жалоба) - обращение лица о неправомерности конкретного решения, действия или бездействия таможенного органа или его должностного лица, содержащее требование о восстановлении его нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Предметом жалобы, в отличие от других обращений, является требование заявителя о восстановлении его нарушенных прав. Если заявитель обращается с просьбой о выполнении (реализации) его законных устремлений, то такое обращение по сути своей не является жалобой. При обращении с жалобой заявитель, во-первых, сообщает о нарушении его прав, а во-вторых, требует их восстановления.
Основанием жалобы, ее "юридическим составом" являются обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации решений, действий или бездействия (в рассматриваемом случае это решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц), затрагивающих заявителя непосредственно и индивидуально.
Характерным признаком жалобы является наличие в тексте документа (как правило, в его заключительной части) требования лица о восстановлении его нарушенных прав и законных интересов, которое основано на признании незаконными решений и действий таможенных органов и их должностных лиц.
Порядок обжалования решения, действия или бездействия таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц установлен Таможенным кодексом Российской Федерации и включает в себя обязательное первоначальное обжалование в соответствующий вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу и вторичное обжалование - в суд.
Отличие жалоб от других обращений по правовым последствиям состоит в том, что ответ на жалобу является основанием для вторичного обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов в суд в соответствии со статьей 416 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц, если считает ущемленными свои права и законные интересы и если упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально.
При этом считается, что решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица затрагивает лицо:
- непосредственно, если его права и законные интересы закреплены действующим законодательством;
- индивидуально, если решение вынесено, а действие совершено в отношении этого лица.
II. Поступление жалобы в таможенный орган
Российской Федерации
Жалоба поступает в таможенный орган Российской Федерации с проведением ее регистрации через подразделение документационного обеспечения этого органа.
Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения или действия, за исключением случаев, когда таможенный орган Российской Федерации либо должностное лицо, которым подана жалоба, имеют достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации. В этом случае они могут полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения или действия в соответствии с установленным порядком.
Жалоба считается поданной в срок, если она подана в таможенный орган непосредственно или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного статьей 408 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом, если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган Российской Федерации, датой подачи считается дата регистрации жалобы в таможенном органе Российской Федерации. Если заявитель направляет жалобу почтой, подтверждением соблюдения срока подачи жалобы является штемпель, проставленный на почтовом конверте.
В случае пропуска срока подачи жалобы заявителем по уважительным причинам он может быть восстановлен по письменному обращению заявителя в соответствии с установленным порядком. К обращению приобщаются документы, подтверждающие причины пропуска срока. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом таможенного органа Российской Федерации, рассматривающим жалобу.
Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. В случае отказа в восстановлении срока, пропущенного по неуважительным причинам, заявителю в письменном виде разъясняются причины и мотивы такого отказа и невозможности рассмотрения жалобы по существу.
Лицо, подавшее жалобу, может изъять или аннулировать ее в любой момент до принятия решения по жалобе, подав соответствующее письменное заявление. Изъятие или аннулирование жалобы производится посредством проставления на жалобе соответствующей отметки. Копия изъятой жалобы или аннулированная жалоба хранятся вместе с заявлением о ее изъятии или аннулировании. Изъятая или аннулированная жалоба рассмотрению не подлежит, но может послужить поводом для проверки законности обжалованного в ней решения, действия (бездействия) в порядке контроля.
Жалоба подается лицом, указанным в статье 405 Таможенного кодекса Российской Федерации, либо его представителем. Полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Представительство юридического лица, осуществляемое его работниками или другими организациями на договорной основе, подтверждается доверенностью, договором об оказании правовой помощи, иным договором, оформленным в соответствии с установленным порядком, либо ордером, выданным юридической консультацией. Удостоверяющие представительство документы, составленные на иностранном языке либо удостоверенные компетентным органом иностранного государства, должны быть переведены на русский язык и легализованы или удостоверены согласно порядку, предусмотренному действующим законодательством Российской Федерации.
Жалоба на решения, действия или бездействие таможенного органа рассматривается вышестоящим таможенным органом, которым является таможенный орган Российской Федерации, осуществляющий руководство таможенным органом, решения, действия или бездействие которого обжалуются.
Жалоба на решения, действия или бездействие должностного лица таможенного органа рассматривается начальником этого таможенного органа, а жалоба на решения, действия или бездействие начальника таможенного органа - вышестоящим таможенным органом Российской Федерации. Жалоба на решения, действия или бездействие Государственного таможенного комитета Российской Федерации и его должностных лиц рассматривается непосредственно в ГТК России. Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу в письменной форме и подписывается заявителем. В целях своевременного и полного рассмотрения жалобы в ней указываются:
- наименование вышестоящего таможенного органа (должность вышестоящего должностного лица), в который (которому) подается жалоба;
- наименование таможенного органа (должность сотрудника таможенного органа), решение, действие или бездействие которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (наименование) заявителя, его место жительства (местонахождение) или иной адрес, по которому может быть направлен ответ на жалобу;
- существо обжалуемого решения, действия или бездействия;
- обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемым решением, действием или бездействием нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность; доказательства, которыми могут быть подтверждены эти обстоятельства;
- требования лица, обратившегося с жалобой;
- перечень прилагаемых к жалобе документов.
В жалобе могут быть указаны также иные сведения, если заявитель считает, что они необходимы для ее рассмотрения по существу.
Документы, подаваемые вместе с жалобой, прилагаются в оригиналах либо надлежащим образом заверенных копиях (удостоверенных нотариусом, должностным лицом таможенного органа или сотрудником организации, выдавшей документ).
После поступления жалобы в таможенный орган лицо, полномочное ее рассматривать, изучает жалобу с приложенными к ней материалами и решает вопрос о ее рассмотрении. Заявителю разъясняется о невозможности рассмотрения жалобы по существу в случаях, если:
- не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока либо причины пропуска срока не признаны уважительными;
- жалоба не подписана заявителем или подписана лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;
- в жалобе не содержится указания на предмет обжалования, таможенный орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, на лицо, от имени которого подана жалоба;
- заявитель уже обратился в суд с жалобой аналогичного содержания и по ней вынесено судебное решение;
- по жалобе аналогичного содержания данным вышестоящим таможенным органом Российской Федерации или данным вышестоящим должностным лицом ранее уже было принято решение;
- предметом обжалования является не решение, действие или бездействие таможенного органа Российской Федерации или его должностного лица.
Заявитель, получив разъяснение таможенного органа о невозможности рассмотрения жалобы по существу и устранив, если это возможно, причины, указанные в ответе таможенного органа, вправе вновь обратиться с жалобой аналогичного содержания в вышестоящий в порядке подчиненности таможенный орган Российской Федерации в соответствии с установленным порядком.
В случае подачи жалобы не в соответствующий в порядке подчиненности вышестоящий таможенный орган Российской Федерации или невышестоящему должностному лицу жалоба подлежит направлению в соответствии с установленным порядком по принадлежности соответствующему адресату с обязательным уведомлением заявителя.
III. Организация рассмотрения жалобы
После принятия жалобы к рассмотрению вышестоящий таможенный орган Российской Федерации не позднее двух дней после ее регистрации запрашивает у таможенного органа (решение, действие или бездействие которого или должностного лица которого обжалуется) мотивированное заключение и документы, необходимые для рассмотрения жалобы по существу, и устанавливает сроки для подготовки и направления истребуемых документов.
В заключении по жалобе должна быть изложена позиция таможенного органа по всем доводам жалобы с правовым обоснованием причин принятого решения, совершенного действия или бездействия. Истребуемые документы предоставляются в подлинниках или в копиях, заверенных таможенным органом Российской Федерации.
Вышестоящее должностное лицо таможенного органа Российской Федерации при необходимости получает от сотрудника, чье решение, действие или бездействие обжалуется, письменное объяснение с изложением правового обоснования принятого решения, совершенного действия или бездействия.
В соответствии со статьей 413 Таможенного кодекса Российской Федерации при необходимости таможенный орган Российской Федерации вправе запросить у заявителя дополнительные документы и информацию в рамках рассматриваемой жалобы, а заявитель обязан оказывать соответствующее содействие при рассмотрении обстоятельств дела.
В Государственном таможенном комитете Российской Федерации подготовка проектов решений по жалобам входит в компетенцию Управления контроля соблюдения законодательства в таможенном деле. В других таможенных органах Российской Федерации проекты решений по жалобам подготавливаются при обязательном участии соответствующих структурных подразделений правовых служб таможенных органов. При отсутствии в правовой службе таможенного органа специализированного подразделения по работе с обращениями (жалобами) граждан и организаций проекты решений по жалобам подготавливаются с участием юридического подразделения (отдела, отделения, юрисконсульта).
Помимо заключения таможенного органа Российской Федерации, чье решение, действие или бездействие обжалуется, при подготовке проекта решения по жалобе может быть запрошено заключение соответствующего функционального подразделения (или подразделений), в ведении которого находится предмет обжалования. Проект решения по жалобе подлежит согласованию с соответствующим функциональным подразделением, если содержание проекта решения по жалобе противоречит или имеет значительные разногласия с представленным заключением функционального подразделения. Неразрешенные в ходе согласования противоречия между заключением по жалобе и проектом решения разрешаются лицом, рассматривающим жалобу.
Жалоба заявителя должна быть рассмотрена в течение месячного срока, установленного статьей 409 Таможенного кодекса Российской Федерации. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен не более чем на два месяца и исчисляется со дня регистрации жалобы в таможенном органе. Если истечение срока рассмотрения жалобы приходится на выходной или праздничный день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.
О продлении срока рассмотрения жалобы принимается решение с указанием причин, послуживших основанием для продления. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы выносится до истечения срока рассмотрения жалобы.
IV. Решение по жалобе
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий таможенный орган Российской Федерации или вышестоящее должностное лицо принимает следующее решение (далее - решение по жалобе):
- признает правомерным обжалуемое решение, действие (бездействие) таможенного органа Российской Федерации или его сотрудника и отказывает в удовлетворении жалобы заявителя;
- отменяет решение, принятое таможенным органом Российской Федерации или его должностным лицом, и удовлетворяет жалобу заявителя;
- признает неправомерным действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица и удовлетворяет жалобу заявителя;
- признает неправомерным действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица и определяет перечень действий, которые должны быть совершены в целях устранения допущенных нарушений (либо самостоятельно совершает такие действия, если это относится к его компетенции).
В зависимости от конкретных обстоятельств дела по одной жалобе может быть принято несколько из указанных решений, не исключающих друг друга. При принятии решения вышестоящий таможенный орган Российской Федерации или вышестоящее должностное лицо не могут быть связаны доводами жалобы и должны объективно оценивать имеющиеся материалы, принимая решение в соответствии с действующим законодательством.
В решении по жалобе разъясняется порядок дальнейшего обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц со ссылкой на соответствующие нормы законодательства, которыми предусмотрена возможность такого обжалования.
При отсутствии сообщения заявителя об изменении своего адреса решение по жалобе направляется по адресу, указанному в жалобе (и считается отправленным надлежащим образом, даже если адресат по этому адресу более не находится или не проживает). При поступлении в таможенный орган сообщения об изменении адреса заявителя копия решения по жалобе направляется по новому адресу не позднее пяти дней со дня регистрации сообщения в таможенном органе Российской Федерации. Если адрес заявителя на почтовом конверте не совпадает с указанным в жалобе, решение направляется по адресу, который указан в жалобе.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 31.08.2001 n 64 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2002 ГОДА (вместе с РУКОВОДСТВОМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ 2002 ГОДА)  »
Постановления и Указы »
Читайте также