<ПИСЬМО> ФТС РФ от 30.09.2005 n 18-12/33930 О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 сентября 2005 г. N 18-12/33930
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Направляем для использования в практической деятельности подготовленные Управлением таможенных расследований и дознания в связи со вступлением в силу с 01.10.2004 Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации" Методические рекомендации по расследованию административных правонарушений (АП), ответственность за которые предусмотрена ст. 16.1 - 16.4 КоАП РФ.
Методические рекомендации должны применяться с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Содержание Рекомендаций необходимо довести до сведения должностных лиц таможенных органов, осуществляющих производство по делам об АП.
По мере анализа правоприменительной практики привлечения лиц к административной ответственности просим начальников таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, и начальников оперативных таможен за регион направлять в УТРД свои предложения по внесению изменений и дополнений в указанные Методические рекомендации.
Заместитель Начальника
Управления таможенных
расследований и дознания,
подполковник таможенной службы
Н.В.ЗОРИН


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЧАСТЬЮ 1 СТАТЬИ 16.1 КОАП РФ
Противоправными применительно к данному составу признаются деяния, выразившиеся в нарушении порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершении действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы РФ товарами и (или) транспортными средствами при их убытии с таможенной территории РФ помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.
Обстоятельствами, подлежащими согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по данному делу об административном правонарушении (далее - АП), являются:
1) наличие события АП;
2) лицо, совершившее противоправное деяние;
3) виновность лица в совершении АП;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного АП;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об АП;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия, способствовавшие совершению АП.
Данное противоправное деяние выражается в нарушении порядка перемещения товаров и (или) транспортных средств через Государственную границу РФ.
Правонарушение может быть выявлено как на стадии таможенного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, так и в ходе оперативных мероприятий, направленных на пресечение фактов незаконного перемещения вне установленных мест пропуска через Государственную границу РФ, проводимых как таможенными, так и другими правоохранительными органами, а также при получении информации в порядке подп. 2, 3 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ (например, из органов пограничной службы ФСБ России материалов по привлечению лиц к административной ответственности за правонарушения в области защиты Государственной границы РФ (гл. 18 КоАП РФ), свидетельствующих о нарушении лицом также таможенного законодательства). Причем при выявлении противоправного деяния на стадии таможенного контроля должностные лица таможенных органов должны умело применять способы и возможности, предусмотренные таможенным законодательством, для сбора, фиксации и получения доказательств совершенного правонарушения. С учетом положений ст. 392 ТК РФ результаты таможенного контроля могут приобщаться к материалам дела об АП в качестве доказательств.
В зависимости от этапа, на котором были обнаружены признаки АП, в целях установления события АП и вины конкретного лица, совершившего АП, уполномоченный сотрудник таможенного органа при получении (представлении) материалов должен их проанализировать с учетом пунктов, изложенных ниже, определить, какие процессуальные действия необходимо выполнить, в какой срок, и в случае возможности сбора доказательств в течение сроков, предусмотренных ст. 28.5 КоАП РФ, составить протокол об АП по ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
В случае недостаточности имеющейся доказательственной базы и необходимости проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ следует вынести определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования.
При вынесении определения в нем должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, в том числе дата, место, время, способ совершения АП, обстоятельства его обнаружения, объяснения свидетелей, показания технических средств (в случае наличия), нормы закона, которые нарушены. При описании события выявленного АП следует четко указывать способ его совершения (перемещение помимо установленных мест прибытия/убытия, вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа при убытии), указанный в диспозиции ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.
В определении о возбуждении дела об АП должны быть обязательно указаны процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, которые следует выполнить в ходе производства по делу об АП, для обоснования проведения административного расследования.
Положения ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ не содержат обязательного требования об указании в определении о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования сведений о лице, совершившем правонарушение. Форма бланка указанного процессуального документа не содержит графы о лице, привлекаемом к ответственности (письмо ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов" с изменениями от 21.09.2004 N 01-06/1040).
При расследовании обстоятельств данного правонарушения следует учитывать, что таможенные процедуры прибытия и убытия являются отдельными этапами перемещения товаров и транспортных средств на таможенной территории РФ и регламентируются главами 9 и 13 ТК РФ.
Согласно положениям статей 69, 119 и 120 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ и убытие с нее допускается в пунктах пропуска через Государственную границу РФ либо иных местах, установленных в соответствии с законодательством РФ, во время работы таможенных органов.
Указанные требования не распространяются на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию РФ без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории РФ.
При этом убытие товаров и транспортных средств допускается лишь с разрешения таможенного органа после предоставления необходимых документов и сведений.
При прибытии и пересечении перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иное установленное место прибытия и предъявить их таможенному органу.
В соответствии с указанными правилами в диспозиции ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ приведены следующие противоправные действия, представляющие собой способы совершения рассматриваемого правонарушения:
1) при прибытии - ввоз товаров и (или) транспортных средств помимо установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов;
2) при убытии - совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы РФ товарами и (или) транспортными средствами помимо установленных мест убытия или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.
Для закрепления следов правонарушения и сбора доказательств по делу об АП необходимо произвести следующие процессуальные действия.
1.1. Провести в соответствии со ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства с составлением отдельного протокола, где необходимо указать идентификационные признаки транспортного средства (тип, модель, грузоподъемность, водоизмещение, вместимость, номера кузова, шасси, двигателя автомобиля и т.п.). При применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств в протоколе досмотра об этом делается запись.
1.2. С этой же целью при имеющихся основаниях полагать, что при физическом лице находятся предметы АП, в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ провести с участием не менее двух понятых личный досмотр физического лица и вещей, находящихся при нем, составить соответствующий протокол.
2.1. Составить схему места остановки транспортного средства или физического лица, в которой в обязательном порядке отразить направление их движения непосредственно перед остановкой сотрудниками правоохранительных органов относительно пункта пропуска, географических объектов, Государственной границы РФ с сопредельным государством, расположения таможенного поста, пограничной зоны и зоны таможенного контроля.
2.2. В случаях перемещения товаров и транспортных средств вне установленных мест прибытия/убытия (пунктов пропуска) при наличии на проселочных дорогах информационных знаков, свидетельствующих о запрете проезда, их следует отразить на схеме остановки транспортного средства, а также по возможности сфотографировать и приобщить к материалам дела об АП вместе со схемой остановки.
2.3. Схема места происшествия приобщается к протоколу досмотра транспортного средства либо иному процессуальному документу, поскольку КоАП РФ не предусматривает в качестве самостоятельного процессуального действия осмотр места происшествия.
3. Зафиксировать с помощью технических средств, по возможности с привлечением криминалиста, следы правонарушения, например:
сфотографировать транспортное средство и прилегающую местность, территорию, вещи, обнаруженные у физического лица, товар, находящийся в автомобиле, в соответствии с правилами масштабной криминалистической фотосъемки; зафиксировать след протектора автомобиля, следы человека для проведения в ходе расследования в случае необходимости трасологической экспертизы.
4. Принять меры к установлению личности нарушителя, сведений о нем. При невозможности сделать это на месте остановки обратиться к должностным лицам, перечисленным в п. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, для доставления физического лица, привлекаемого к административной ответственности, составив при необходимости протокол о доставлении в соответствии со ст. 27.1 и ст. 27.2 КоАП РФ (либо сделать соответствующую запись в протоколе об АП, протоколе об административном задержании).
5.1. Произвести в порядке ст. 27.10 КоАП РФ с участием понятых изъятие вещей и документов, являющихся доказательствами административного правонарушения, в том числе обнаруженных в ходе досмотра транспортного средства или личного досмотра. В протоколе изъятия подробно описать идентификационные признаки изымаемого предмета либо документа (тип, цвет, размер, марка, модель и т.д.). С разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело, вместо оригиналов документов, обладающих свойством доказательств по делу, могут быть представлены надлежащим образом заверенные их копии.
5.2. При этом в случаях перемещения транспортного средства и находящихся в них товаров вне установленных мест прибытия/убытия (пунктов пропуска) предметом административного правонарушения являются не только товары, но и транспортное средство, поскольку оно также не оформлено в таможенном отношении. Поэтому по указанным делам изъятию (аресту в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ) подлежат не только незаконно перемещенные товары, но и транспортные средства.
5.3. После изъятия предметов АП в соответствии с требованиями ст. 26.6 КоАП РФ принять меры к обеспечению сохранности - поместить на склад временного хранения, зону таможенного контроля по акту приема-передачи, иное место, обеспечивающее сохранность товаров.
5.4. При невозможности изъятия следует наложить арест на товары и транспортные средства, явившиеся предметом АП, составить протокол об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей в порядке ст. 27.14 КоАП РФ.
5.5. Изъятие либо арест предметов АП обязательны, так как такие товары и/или транспортные средства имеют существенное значение в процессе доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также в силу того, что санкцией статьи предусмотрена конфискация предмета правонарушения.
5.6. Невыполнение одного из указанных процессуальных действий может привести к утрате вещественного доказательства или его подмене. Кроме этого, отсутствие изъятого (арестованного) предмета правонарушения не позволяет его идентифицировать, затрудняет определение стоимости, а в некоторых случаях делает эту процедуру невозможной (при отсутствии четкого описания товара).
6.1. Установить и опросить лицо, которое непосредственно перемещало через таможенную границу РФ товар (физическое лицо, водителя автомашины, капитана морского судна, иных должностных лиц или работников перевозчика). Перед опросом установить его личность, полномочия, разъяснить ему права: если опрашивается в качестве лица, в отношении которого возбуждено дело, - права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ; если опрашивается в качестве свидетеля - права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ. Объяснения получить по следующим вопросам:
1) признает ли он себя виновным в совершенном правонарушении;
2) сознавал ли, что перемещает товар и/или транспортное средство через таможенную границу РФ с нарушением порядка перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу РФ;
3) по каким причинам и с какой целью пересекал границу именно в этом месте (в это время), откуда и в какую сторону двигался;
4) знал ли о порядке пересечения границы;
5) куда и с какой целью следовал, для кого предназначаются товары и/или транспортные средства, что они из себя представляют;
6) на основании какого договора перемещаются/перевозятся товары и/или транспортные средства;
7) где происходило получение (загрузка) товаров и/или транспортных средств, в какое место и когда они должны быть доставлены, кому переданы;
8) в зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы.
6.2. Для полного, всестороннего и объективного расследования необходимо проверять версии и объяснения лица, привлекаемого к ответственности, сообщенные им при опросе, а также в иных документах, представленных самим лицом либо от его имени (его законным представителем, иным доверенным лицом) в таможенный орган, который ведет производство по делу, об обстоятельствах перемещения товаров и/или транспортных средств через границу, цели пересечения границы в нарушение установленных правил, ввоза товаров и/или транспортных средств, места их доставки, где и от кого был получен (загружен) товар, об отправителе и получателе (собственнике), об обстоятельствах задержания и т.д.
Проверке подлежат все сведения, сообщенные лицом, привлекаемым к ответственности. Это необходимо в целях выявления каналов незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ, установления организаторов, пособников, соучастников совершенного правонарушения.
7. Опросить по обстоятельствам дела очевидцев и других лиц в качестве свидетелей с целью подтверждения факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо установленных мест прибытия/убытия товаров и (или) транспортных средств, вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа при убытии, установив их личность и разъяснив права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ, по следующим вопросам:
1) по каким причинам оказался в это время в данном месте, когда увидел правонарушителя и откуда велось за ним наблюдение;
2) на протяжении какого времени, откуда, в каком направлении двигалось и где конкретно было задержано лицо или транспортное средство по отношению к пункту пропуска, таможенной границе РФ, иным географическим объектам;
3) может ли описать лицо, совершившее правонарушение (одежда, рост, прическа, цвет волос, лицо и т.п.), транспортное средство (марка, цвет, особенности дизайна, номера и т.п.), опознать их;
4) известно ли какие вещи, какой товар находился у лица или в транспортном средстве, знает ли причины нахождения этого лица в данном месте;
5) знаком ли с правонарушителем либо имеет ли какое-нибудь к нему или совершенному правонарушению отношение;
6) в зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы. Этими лицами могут быть как местные жители, так и иные лица, оказавшиеся в данное время, в данном месте по работе, личным и иным обстоятельствам.
8. Опросить по обстоятельствам дела в качестве свидетелей сотрудников таможни, пограничной службы, сотрудников иных государственных органов, явившихся очевидцами правонарушения или участвовавших в задержании правонарушителя, установив их личность и разъяснив права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ, по вопросам, указанным в п. 7 данной Методики расследования АП, применительно к специфике их деятельности.
9. Отсутствие у нарушителя разрешения пограничной службы о нахождении в пограничной зоне в определенное время и определенном месте может также служить одним из доказательств намерения лица незаконно переместить через таможенную границу РФ товар и/или транспортное средство.
10. К материалам дел, возбужденным в отношении юридических лиц, должны быть приобщены:
1) учредительные, уставные документы, предусмотренные ст. 52 ГК РФ, определяющие в соответствии с законодательством его правовое положение (правовой статус), при этом нет необходимости приобщать указанные документы в полном объеме и в оригиналах, допускается приобщение актуализированных выписок из них или заверенных надлежащим образом копий;
2) доверенности на представление интересов данного юридического лица. При исследовании и приобщении к материалам дела об АП доверенностей, представляемых в таможенные органы должностными лицами и сотрудниками юридических лиц, необходимо учитывать такие обстоятельства, как срок действия доверенности, наличие трудовых отношений между представителем и доверителем, сведений о конкретных полномочиях представителя, должностном положении лица, подписавшего доверенность.
11. При привлечении к ответственности физических лиц должны быть исследованы и приобщены документы, устанавливающие личность (паспорт - для установления возраста, гражданства, места жительства, регистрации и т.п.), а также, в случае необходимости, свидетельство о регистрации (для ПБОЮЛ) и документы, свидетельствующие о месте работы.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду "Соглашение МНС России и ГТК России по взаимному информационному обмену", утв. МНС РФ N БГ-15-11/1222, ГТК РФ N 01-11/15581 08.06.2000. 12. Направить запрос в порядке ст. 26.9 КоАП РФ в орган, осуществлявший государственную регистрацию юридического лица, и (или) в территориальное подразделение ФНС России, в котором состоит на учете в качестве налогоплательщика субъект правонарушения, с целью получения информации об идентификационных кодах и реквизитах организации, ее руководителях и учредителях, должностных лицах, работниках и иных представителях, о счетах в банковских учреждениях, об имуществе, о юридическом и фактическом адресах, а также при необходимости уточнения данных о законном представителе юридического лица либо физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, привлекаемых к ответственности по делу об АП, в случае сомнения в том, является ли данное лицо законным представителем. Требуемую информацию следует получить в территориальном регистрирующем органе (ИФНС), где она содержится на основании Постановлений Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" и N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", в соответствии с Соглашением МНС России и ГТК России по взаимному информационному обмену "О взаимодействии МНС России и ГТК России", утвержденным МНС России и ГТК России 08.06.2000, N БГ-15/1222, 01211/15581.
13. Направить запрос в порядке ст. 26.10 КоАП РФ в банковское учреждение о наличии денежных средств на счетах лица, привлекаемого к ответственности, о юридическом и фактическом адресах, учредителях, руководителях организации и контактных телефонах.
14. Поступившие ответы приобщить в качестве доказательств по делу об АП.
15. Осуществить в целях определения размера административного штрафа при назначении наказания, а также выявления признаков контрабанды оценку изъятых или арестованных товаров и/или транспортных средств в соответствии с требованиями ст. 27.11 КоАП РФ. Необходимость осуществления оценки товаров и транспортных средств обусловлена тем, что санкция ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает возможность применения административного наказания в виде штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предметов АП. При составлении определения о назначении экспертизы необходимо ознакомить лицо, привлекаемое к ответственности, с данным определением. В случае необходимости произвести взятие проб и образцов товаров в соответствии со ст. 26.5 КоАП РФ для назначения экспертизы в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ.
При выборе экспертного учреждения или эксперта следует руководствоваться положениями Федерального закона РФ от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и письма ГТК России от 02.09.2004 N 17-12/32023 "О правомочии проведения таможенными органами экспертиз по определению рыночной стоимости объектов правонарушения".
16. По результатам экспертизы, в случае рыночной стоимости предмета АП свыше 250 тысяч рублей, направить необходимые материалы в подразделение дознания таможенного органа для принятия решения в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ. При вынесении постановления о возбуждении уголовного дела по факту совершения противоправных деяний физическим лицом, в отношении которого ведется административное производство, дело об АП подлежит немедленному прекращению в порядке ст. 28.9 КоАП РФ со ссылкой на п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ.
17. В случае выполнения всех процессуальных действий на территории РФ и необходимости получения доказательств от таможенных служб иностранных государств рассмотреть вопрос о направлении международного запроса в соответствии с Приказом ФТС России от 31.03.2005 N 258 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок".
18. При наличии признаков АП в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18 КоАП РФ) передать в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ и ст. 411 ТК РФ материалы о выявленном правонарушении в органы пограничной службы.
19. Установить обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП.
20. Проверить по информационным базам таможенных органов, в том числе по КПС "Административные правонарушения", привлекался ли к административной ответственности за нарушение таможенных правил субъект правонарушения в целях установления повторности совершения однородного АП.
21. Установить личность виновного физического лица, его имущественное положение, а для юридического лица - его имущественное и финансовое положение, деловую репутацию (подробнее смотри п. п. 4, 10 - 14 настоящей Методики расследования), в том числе характеристику и иные сведения о лице, его деятельности (в том числе общественной, благотворительной и т.п).
22. Указанный перечень процессуальных действий не является исчерпывающим и в зависимости от конкретных обстоятельств дела могут быть проведены другие процессуальные мероприятия, направленные на всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об АП.
23. В ходе производства по делу в отношении юридического лица необходимо решить вопрос о возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц, по вине которых организацией совершено правонарушение.
24. По окончании административного расследования должностное лицо, проводившее расследование, составляет протокол об АП, который должен содержать помимо сведений, предусмотренных п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, данные о времени, месте, способе совершения АП, обстоятельствах его обнаружения, нормах закона, которые были нарушены, о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП, его виновности в совершении АП, ссылки на все доказательства, собранные в ходе административного производства (заключения экспертов, показания свидетелей, направленные запросы/поручения, полученные ответы и документы и т.д.), их оценке, правовом обосновании привлечения лица к административной ответственности, статье КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за данное АП, причины и условия совершения АП, а также информацию о приобщенных к протоколу документах и месте нахождения товаров и/или транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами.
25. Лица, привлекаемые к ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о дате составления протокола по делу об АП для реализации прав данных лиц, установленных законом, и требований ст. 28.2 КоАП РФ, что отмечалось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ". Нарушение установленных законом прав указанных лиц может явиться основанием для отмены постановления по делу об АП согласно п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ.
26. В соответствии со ст. ст. 23.1, 23.8 и 28.8 КоАП РФ протокол об АП должен быть направлен в течение суток с момента его составления должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об АП:
1) при составлении протокола об АП в отношении физического лица на таможенном посту - начальнику таможенного поста;
2) при составлении протокола об АП в отношении юридического или должностного лица на таможенном посту, а в таможне в отношении любого лица - начальнику таможни либо заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 16.1 КОАП РФ
Противоправными применительно к данному составу признаются деяния, выразившиеся в сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.
Обстоятельствами, подлежащими согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по данному делу об административном правонарушении (далее - АП), являются:
1) наличие события АП - время, место, способ совершения административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправное действие, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении АП;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного АП;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об АП (ст. 24.5 КоАП РФ);
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия, способствовавшие совершению АП.
Выявление указанного АП происходит, как правило, путем таможенного досмотра транспортных средств - автомобилей, поездов, самолетов, морских и речных судов, а также путем личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, как в порядке таможенного контроля, так и в ходе реализации оперативно-розыскных мероприятий. В последнем случае сотрудники оперативно-розыскных подразделений при обнаружении признаков правонарушения должны передать материалы начальнику таможенного органа для принятия решения о возбуждении дела об АП - в соответствии с Приказом ФТС России от 15.03.2005 N 198. При выявлении правонарушения на стадии таможенного контроля должностные лица таможенных органов должны использовать предусмотренные таможенным законодательством способы и возможности для фиксации и получения доказательств совершенного правонарушения.
С учетом положений ст. 392 ТК РФ результаты таможенного контроля могут приобщаться к материалам дела об АП в качестве доказательств.
Следует отметить, что, исходя из диспозиции статьи и характера самого способа перемещения, предметом правонарушения при сокрытии от таможенного контроля могут быть только товары.
Необходимо учитывать, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с сокрытием товаров от таможенного контроля субъектом ответственности может быть только лицо, фактически перемещающее товары и транспортные средства.
В случае обнаружения должностным лицом таможенного органа факта незаконного перемещения товаров и/или транспортных средств через таможенную границу РФ путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу РФ сотрудник таможенного органа должен проанализировать с учетом требований пунктов, перечисленных ниже, имеющиеся документы и сведения. Установить, какие действия и в какие сроки необходимо совершить и в случае достаточности доказательств либо возможности сбора недостающих сведений в течение сроков, указанных в ст. 28.5 КоАП РФ, составить протокол об АП по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.
В случае недостаточности имеющейся доказательственной базы и необходимости проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ следует вынести определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования.
При вынесении определения в нем должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, в том числе дата, место, время, обстоятельства обнаружения и способ совершения АП, объяснения свидетелей, показания технических средств (в случае наличия), нормы закона, которые нарушены. При описании события выявленного АП следует четко указывать способ его совершения, указанный в диспозиции ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.
В определении о возбуждении дела об АП должны быть обязательно указаны процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, которые следует выполнить в ходе производства по делу об АП, для обоснования проведения административного расследования.
Для закрепления следов правонарушения и сбора доказательств по делу об АП необходимо произвести следующие процессуальные действия и мероприятия:
1. Произвести досмотр товаров и транспортных средств в соответствии со ст. 27.9 КоАП РФ - досмотр транспортного средства, а также вещей, находящихся при физическом лице (чемодана, сумки), в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ. Проведение указанных процессуальных действий целесообразно проводить, по возможности, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи. В протоколе досмотра необходимо четко зафиксировать месторасположение тайника, его размеры, перечислить и описать обнаруженный в тайнике товар, указать его количество, идентификационные признаки. В протоколе необходимо указать также идентификационные признаки транспортного средства - тип, модель, грузоподъемность, водоизмещение, вместимость, номера кузова, шасси, двигателя автомобиля, место, которое досматривается, и т.п.
2. В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ изъять вещи, обнаруженные в тайнике при досмотре транспортного средства, или в тайнике, оборудованном в вещах, находящихся при физическом лице, описав их как можно подробнее, с указанием характерных признаков: цвета, материала, размера, рисунков, наклеек, указаний о наименовании, количестве, производителе, стране происхождения.
3. Составить протокол изъятия транспортного средства, оборудованного тайником, в качестве орудия правонарушения, при невозможности изъятия наложить на него арест согласно ст. 27.14 КоАП РФ; в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ изъять вещи, послужившие для сокрытия товара от таможенного контроля, в качестве орудия правонарушения и таможенные, транспортные и коммерческие документы с указанием в протоколе их вида и реквизитов.
4. В соответствии со ст. 26.6 КоАП РФ принять меры к обеспечению сохранности изъятого товара и транспортного средства, помещению их на склад временного хранения по акту приема-передачи вещественных доказательств на ответственное хранение либо в иное место. В случае невозможности изъятия товара и транспортного средства наложить арест в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ. При этом возможна передача арестованного предмета или транспортного средства на ответственное хранение нарушителю.
5. Принять меры к установлению нарушителя путем проверки таможенных, транспортных и коммерческих документов и (или) личных документов физического и (или) должностного лица. При невозможности сделать это на месте доставить физическое или должностное лицо в таможенный орган, составив при этом протокол о доставлении в соответствии со ст. ст. 27.1 и 27.2 КоАП РФ.
6. Произвести изъятие документов в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ, представленных лицом при перемещении товаров через таможенную границу РФ, или их заверенные копии.
7. Опросить в качестве свидетелей сотрудников таможенного органа, обнаруживших сокрытый от таможенного контроля товар, по существу правонарушения, а также иных лиц, которые могут что-либо сообщить по данному факту. Например, при перемещении физическим лицом товаров с сокрытием от таможенного контроля в тайнике - родственников, соседей, руководителя и членов туристической группы и т.п., разъяснив права, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ.
8. Установить и опросить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АП, сокрывшее от таможенного контроля товар (установить личность привлекаемого к ответственности лица по личным документам, путем направления запроса по месту работы, получения сведений из адресного бюро, других информационных баз; в отношении юридического лица - путем приобщения сведений о государственной регистрации, учредительных, уставных документов и других, о чем подробно изложено далее). Перед опросом разъяснить ему права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, выяснить, признает ли он себя виновным в совершенном правонарушении; в ходе опроса принять меры к установлению обстоятельств совершенного правонарушения. Выяснить, кто поместил в тайник товар, кому он предназначался, наименование товара, его количество, стоимость.
Проверке также подлежат сообщенные при опросе сведения об отправителе, о месте загрузки, о получателе и месте предполагаемой выгрузки (целью данных действий является выявление каналов незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ, установление организаторов, пособников, соучастников совершенного правонарушения).
9. Для определения размера штрафа при назначении наказания, а также выявления признаков контрабанды и в связи с принятием решения по данной категории дел о конфискации предмета правонарушения и орудия совершения правонарушения судьей, в ходе проведения административного расследования в соответствии со ст. 27.11 КоАП РФ необходимо назначение соответствующих экспертиз (товароведческой, стоимостной, химической и т.д.) в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ.
При выборе экспертного учреждения следует руководствоваться положениями Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" и письма ГТК России от 02.09.2004 N 17-12/32023 "О правомочии проведения таможенными органами экспертиз по определению рыночной стоимости объектов правонарушения".
Для идентификации товара и определения его стоимости возможно взятие проб и образцов товаров в соответствии со ст. 26.5 КоАП РФ для назначения экспертизы в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ.
10. При привлечении к административной ответственности юридического лица к материалам дела должны быть приобщены учредительные, уставные документы, предусмотренные ст. 52 ГК РФ, определяющие в соответствии с законодательством его правовое положение (правовой статус), при этом нет необходимости приобщать указанные документы в полном объеме и в оригиналах. Допускается приобщение актуализированных выписок из них или заверенных надлежащим образом копий.
Как правило, все необходимые документы и сведения (заверенные копии) в отношении участников ВЭД находятся в таможенном органе в соответствии с Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" и могут быть запрошены и получены в ОТО и ТК таможни в соответствии с Приказом ГТК России от 18.10.2004 N 160 "О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах".
В соответствии с Инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме (Приказ ФТС России от 30.03.2004 N 395), определяющей порядок и условия декларирования в электронной форме товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, сведений о товарах, об их таможенном режиме и др., необходимых для таможенных целей, все данные об участниках ВЭД и операциях с товарами возможно получить в электронном архиве информационной системы таможенного органа.
В случае отсутствия в пакете документов, полученных из ОТО и ТК таможни, сведений и информации о юридическом лице, в отношении которого ведется производство по делу об АП, подтверждающих его правовой статус, необходимо в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ истребовать у данного лица уставные, учредительные документы, информацию о регистрации юридического лица, постановке на учет в налоговый орган, о присвоении юридическому лицу ИНН, кода ОКПО и т.д.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду "Соглашение МНС России и ГТК России по взаимному информационному обмену", утв. МНС РФ N БГ-15-11/1222, ГТК РФ N 01-11/15581 08.06.2000. 11. В соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ следует направить запрос в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридического лица и в территориальное подразделение ФНС России, в котором состоит на учете в качестве налогоплательщика субъект правонарушения с целью получения информации о счетах в банковских учреждениях, о руководителях юридического лица, подтверждения юридического и фактического адресов. Требуемую информацию следует получить в территориальном регистрирующем органе (ИФНС), где она содержится на основании Постановлений Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" и N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", в соответствии с Соглашением МНС России и ГТК России по взаимному информационному обмену "О взаимодействии МНС России и ГТК России", утвержденным МНС России и ГТК России 08.06.2000, N БГ-15/1222, 01211/15581.
12. В порядке ст. 26.10 КоАП РФ направить запрос в банковское учреждение о наличии денежных средств на счетах лица, привлекаемого к ответственности.
13. В случае выполнения всех процессуальных действий на территории РФ и необходимости получения доказательств от таможенных служб иностранных государств рассмотреть вопрос о направлении международного запроса в соответствии с Приказом ФТС России от 31.03.2005 N 258 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок".
14. Для выяснения смягчающих или отягчающих вину субъекта обстоятельств целесообразно проверить по информационным базам таможенных органов, в том числе по КПС "Административные правонарушения", привлекался ли к административной ответственности субъект правонарушения в целях установления повторности совершения однородных АП.
15. При выявлении в ходе административного расследования признаков контрабанды следует выделить из дела об АП материалы и направить в отдел дознания для принятия решения в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ. В случае возбуждения уголовного дела по ст. 188 УК РФ дело об АП в отношении физического лица подлежит прекращению в порядке п. 7 ст. 24.5 КоАП РФ.
16. Следует принять во внимание, что указанный перечень процессуальных действий и мероприятий не является исчерпывающим и при необходимости, исходя из обстоятельств конкретного правонарушения, возможно проведение дополнительных процессуальных действий, направленных на доказывание события АП и вины лица, совершившего сокрытие товаров от таможенного контроля.
17. По окончании административного расследования должностное лицо, проводившее расследование, составляет протокол об АП, который должен содержать помимо сведений, предусмотренных п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, способ совершения, нормы закона, которые нарушены, ссылки на все доказательства, собранные в ходе административного производства (заключения экспертов, показания свидетелей и т.д.), и их оценку, описание доказательств указывается в форме запрос-ответ, правовое обоснование привлечения к административной ответственности, об имеющихся вещественных доказательствах.
18. При составлении протокола по делу об АП, при производстве и рассмотрении дела об АП должны быть соблюдены процессуальные права лица, привлекаемого к административной ответственности, а также лиц, участвующих в деле об АП (ст. ст. 25.1 - 25.11 КоАП РФ).
19. Лица, привлекаемые к ответственности, должны заблаговременно уведомляться в установленном порядке о дате составления протокола по делу об АП, для реализации прав данных лиц, установленных законом, и требований ст. 28.2 КоАП РФ, что отмечалось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ". Нарушение установленных законом прав указанных лиц может явиться основанием для отмены постановления по делу об АП согласно п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ.
20. Протокол об АП по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ с материалами дела должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находилось дело об АП, в течение суток с момента составления протокола направляет для рассмотрения судье в порядке ст. 28.8 КоАП РФ.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЧАСТЬЮ 3 СТАТЬИ 16.1 КОАП РФ
Противоправными применительно к данному составу признаются деяния, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит (далее - ВТТ) или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения (далее - СВХ) путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Обстоятельствами, подлежащими согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ выяснению по данному делу об административном правонарушении (далее - АП), являются:
1) наличие события АП;
2) лицо, совершившее противоправное деяние;
3) виновность лица в совершении АП;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного АП;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об АП;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия, способствовавшие совершению АП.
Данное правонарушение выражается в предоставлении перевозчиком, экспедитором недостоверных сведений или документов о товарах при прибытии, о товарах и транспортных средствах при убытии, получении разрешения на процедуру ВТТ или завершении, помещении товаров на СВХ.
Понятие недействительных документов раскрывается в прим. 2 к ст. 16.1 КоАП РФ.
При решении вопроса о возбуждении административного производства по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ следует установить, что таможенному органу представлены недостоверные сведения именно о количестве грузовых мест, о маркировке грузовых мест, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров. Следует учитывать, что перевозчик заявляет только сведения, перечисленные в ст. ст. 73 - 76 ТК РФ. Так, например, сведения о весе и (или) объеме товара при морской и авиаперевозке перевозчик заявлять не обязан и, соответственно, заявление таких недостоверных сведений не образует состав данного правонарушения.
Представление лицом документов и средств идентификации таможенному органу должно находиться в прямой зависимости от возможности получения разрешения на указанные таможенные процедуры при перемещении товаров через таможенную границу РФ либо помещения товаров на СВХ.
В соответствии с указанными правилами в диспозиции ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ приведены следующие противоправные действия, представляющие собой способы совершения рассматриваемого правонарушения:
1) сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств;
2) сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения;
3) сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при помещении их на склад временного хранения.
Правонарушение может быть выявлено как на стадии таможенного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу РФ при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ, либо при оформлении разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения, так и в ходе оперативных мероприятий, направленных на пресечение фактов незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ, проводимых как таможенными, так и другими правоохранительными органами, а также при получении информации в порядке пп. 2, 3 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ (например, из органов пограничной службы ФСБ России, органов внутренних дел и др.). Причем при выявлении на стадии таможенного контроля признаков данного правонарушения должностные лица таможенных органов должны умело применять способы и возможности, предусмотренные таможенным законодательством, для фиксации и получения доказательств совершенного правонарушения. С учетом положений ст. 392 ТК РФ результаты таможенного контроля должны приобщаться к материалам дела об АП в качестве доказательств.
В случае обнаружения должностным лицом таможенного органа факта предоставления перевозчиком, экспедитором недостоверных сведений, образующих состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, уполномоченный сотрудник таможенного органа должен проанализировать с учетом требований пунктов, перечисленных ниже, имеющиеся документы и сведения, установить, какие действия и в какие сроки необходимо совершить и в случае достаточности доказательств либо возможности сбора недостающих сведений в течение сроков, указанных в ст. 28.5 КоАП РФ, составить протокол об АП по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
В случае недостаточности имеющейся доказательственной базы и необходимости проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ следует вынести определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования.
При вынесении определения в нем должны быть указаны сведения, перечисленные в ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, в том числе дата, место, время, способ совершения АП, обстоятельства его обнаружения, объяснения свидетелей, показания технических средств (в случае наличия), нормы закона, которые нарушены.
В определении о возбуждении дела об АП должны быть обязательно указаны процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, которые следует выполнить в ходе производства по делу об АП для обоснования проведения административного расследования.
Положения ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ не содержат обязательного требования об указании в определении о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования сведений о лице, совершившем правонарушение. Форма бланка указанного процессуального документа не содержит графы о лице, привлекаемом к ответственности (письмо ГТК России от 18.11.2002 N 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов" с изменениями от 21.09.2004 N 01-06/1040). Однако необходимо учитывать, что по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ субъект АП всегда известен на момент возбуждения дела.
Для закрепления следов правонарушения и сбора доказательств по делу об АП необходимо произвести следующие процессуальные действия.
1. Изъять в порядке ст. 27.10 КоАП РФ представленные в таможенный орган товаросопроводительные и иные документы, содержащие недостоверные сведения о товарах (книжка МДП, CMR, инвойс, упаковочный лист, спецификация и др.), указать в протоколе изъятия полные и точные реквизиты документов (дата, номер, кем выдан и т.д.). С разрешения должностного лица таможенного органа, в производстве которого находится дело об АП, могут быть приобщены надлежащим образом заверенные копии документов, обладающих свойством доказательств.
2. Изъять в порядке ст. 27.10 КоАП РФ средства идентификации с указанием в протоколе изъятия выявленных признаков подделки, несанкционированного удаления и т.п.
3. Произвести в порядке ст. 27.10 КоАП РФ изъятие товаров, являющихся предметом административного правонарушения, так как санкция ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает возможность конфискации предмета АП. В протоколе изъятия подробно указать идентификационные признаки товаров (тип, цвет, размер, марка, модель, материал, производитель и т.д.), при необходимости применить фото-, киносъемку, видеозапись. В случае невозможности изъятия товара необходимо наложить на него арест в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ.
4. При этом следует принимать во внимание, что при предъявлении таможенным органам документов, содержащих недостоверные сведения, изъятию подлежит товар, в отношении которого заявлены недостоверные сведения, либо товар, сведения о котором не указаны в товаросопроводительных документах, т.е. являющийся предметом правонарушения.
5. После изъятия/ареста предметов АП следует принять меры к обеспечению сохранности - поместить на склад временного хранения, зону таможенного контроля по акту приема-передачи, иное место, обеспечивающее сохранность доказательств.
6.1. Изъятие либо арест предметов АП обязательны, так как такие товары и/или транспортные средства имеют существенное значение в процессе доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также в силу того, что санкцией статьи предусмотрена конфискация предмета правонарушения.
6.2. Невыполнение одного из указанных процессуальных действий может привести к утрате вещественного доказательства или его подмене. Кроме этого, отсутствие изъятого (арестованного) предмета правонарушения не позволяет его идентифицировать, затрудняет определение стоимости, а в некоторых случаях делает эту процедуру невозможной (при отсутствии четкого описания товара). Это в равной степени относится и к изъятию документов.
7. Принять меры к установлению личности нарушителя, сведений о нем. При невозможности сделать это на месте обратиться к должностным лицам, перечисленным в п. 1 ст. 27.2 КоАП РФ, для доставления физического лица, привлекаемого к административной ответственности, составив при необходимости протокол о доставлении в соответствии со ст. 27.1 и ст. 27.2 КоАП РФ (либо сделать соответствующую запись в протоколе об АП, протоколе об административном задержании).
8.1. Установить и опросить лицо, которое непосредственно перемещало через таможенную границу РФ товар и/или представляло документы в таможенный орган (физическое лицо, водителя автомашины, машиниста железнодорожного состава, приемосдатчика, капитана воздушного или морского судна, иных должностных лиц или работников перевозчика). Перед опросом установить его личность, полномочия, разъяснить ему права: если опрашивается в качестве лица, в отношении которого возбуждено дело, - права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ; если опрашивается в качестве свидетеля - права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ. Объяснения получить по следующим вопросам:
1) когда, где, с какой целью пересечена таможенная граница РФ при прибытии либо было намерение ее пересечь при убытии;
2) какие товары, на каком транспортном средстве перевозились, на основании каких документов, где, когда и от кого были получены товары и документы, присутствовал ли при получении (загрузке), если нет, то по каким причинам;
3) в чей адрес подлежали доставке товары, кому, где и когда они должны быть переданы (в том числе вручены документы);
4) как проверялась достоверность сведений, заявленных в документах относительно товаров, какие предусмотренные законом, международным договором, конвенцией меры предпринимались, если нет, то по каким причинам;
5) с какого времени работает в данной организации (место работы, адрес организации, Ф.И.О. руководителя, номер телефона);
6) круг должностных обязанностей;
7) знал или предполагал о недостоверности заявленных сведений в документах на товар и/или транспортное средство;
8) кем, где и когда налагались средства идентификации и каким способом;
9) кто, где, когда, на каком основании подал в таможенный орган документы для оформления определенной таможенной процедуры;
10) в зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы.
8.2. Для полного, всестороннего и объективного расследования необходимо проверять версии и объяснения лица, привлекаемого к ответственности, сообщенные им при опросе, а также в иных документах, представленных самим лицом либо от его имени (его законным представителем, иным доверенным лицом) в таможенный орган, который ведет производство по делу, об обстоятельствах и цели перемещения товаров и/или транспортных средств через границу РФ в нарушение установленных правил, места их доставки, где и от кого был получен (загружен) товар, об отправителе и получателе (собственнике), об обстоятельствах задержания и т.д.
Проверке подлежат все сведения, сообщенные лицом, привлекаемым к ответственности. Это необходимо в целях выявления каналов незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ, установления организаторов, пособников, соучастников совершенного правонарушения.
9. Опросить по обстоятельствам дела в качестве свидетелей должностных лиц таможенного органа, проводивших таможенный контроль и обнаруживших недостоверность заявленных сведений, установив их личность, полномочия, разъяснив им права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ, по следующим вопросам:
1) все ли сведения, необходимые в соответствии со ст. ст. 73 - 76, 81 ТК РФ, были представлены;
2) какие документы содержат недостоверные сведения, в чем это выражается;
3) кем, где, когда и при каких обстоятельствах данные документы были представлены в таможенный орган и чем это подтверждается (каковы признаки подделки использованных средств идентификации либо их отнесения к другим товарам);
4) какие недостоверные сведения о товарах были выявлены в процессе проведения таможенного контроля, на что они влияют;
5) каковы обстоятельства обнаружения недостоверных сведений, на каком этапе таможенного оформления это было выявлено;
6) что пояснило лицо по поводу обнаружения недостоверных сведений, брались ли с него письменные объяснения, если нет, то по каким причинам;
7) в зависимости от ответов и обстоятельств дела задать иные вопросы.
10. Установить местонахождение организации, привлекаемой к ответственности:
1) из реестра таможенных перевозчиков;
2) запросить информацию у российских представителей международных транспортных организаций;
3) если организация является российским юридическим лицом, то запросить в налоговых органах выписку из ЕГРЮЛ;
4) запросить сведения о перевозчике в порту приписки. Порт приписки установить через порт прибытия либо в территориальном подразделении пограничной службы;
5) истребовать (в случае ж/д перевозки) в ОАО "РЖД" информацию об имеющихся у них адресах и телефонах.
11. Опросить по обстоятельствам дела законного представителя лица, привлекаемого к ответственности, предварительно ознакомив с правами, предусмотренными ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ, по вопросам, указанным в п. 1.4, а также по следующим вопросам:
1) признает ли факт совершения правонарушения;
2) на основании какого договора (экспедиции) осуществлялась доставка товара;
3) на основании какого договора (экспедиции) осуществлялась подача в таможенный орган документов в целях оформления определенной таможенной процедуры;
4) известны ли обязанности перевозчика (в зависимости от вида транспорта) в контексте Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956; Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП) от 14.11.1975; Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1956 г.; Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, от 20.04.1995; Международной конвенции об унификации временных правил о коносаменте 1924 г.; Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г.; Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) (с изменениями и дополнениями от 28 сентября 1955 г.);
5) знакомит ли организация непосредственных исполнителей с их обязанностями в части проверки соответствия товаросопроводительным документам содержимого транспортного средства, в том числе контейнера, прицепа и т.д.;
6) каковы причины сообщения таможенному органу недостоверных сведений о перемещаемых товарах;
7) исходя из содержания ответов задать другие вопросы.
К материалам дел, возбужденных в отношении юридических лиц, должны быть приобщены:
1) учредительные, уставные документы, предусмотренные ст. 52 ГК РФ, определяющие в соответствии с законодательством его правовое положение (правовой статус), при этом нет необходимости приобщать указанные документы в полном объеме и в оригиналах, допускается приобщение актуализированных выписок из них или заверенных надлежащим образом копий;
2) доверенности на представление интересов данного юридического лица. При исследовании и приобщении к материалам об АП доверенностей, представляемых таможенные органы должностными лицами и сотрудниками юридических лиц, привлекаемых к ответственности, необходимо учитывать такие обстоятельства, как срок действия доверенности, статус представителя, наличие трудовых отношений между ним и доверителем, сведения о конкретных полномочиях представителя, должностном положении лица, подписавшего доверенность.
12. Назначить в порядке ст. 26.4 КоАП РФ криминалистическую экспертизу для подтверждения факта подделки документов или фиктивности средств идентификации. Вызвать и ознакомить до проведения экспертизы лицо, привлекаемое к ответственности, с определением о назначении экспертизы, о чем сделать запись в определении.
Фиктивность документов может подтверждаться установлением недействительности штампов и печатей таможенных органов иностранных государств на представленных товаросопроводительных документах, неоформление (невыдача) их отправителем, а также совокупностью иных доказательств. Кроме того, при определении недействительности товаросопроводительных документов необходимо оценивать факты наличия или отсутствия на них отметок таможенных органов стран-отправителей и транзитных стран, свидетельствующих о перевозке товаров по территории указанных государств, соответствия их установленным образцам и правилам заполнения. В случае установления признаков подделки документов необходимо передать материалы в территориальный орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ.
Для проведения данных экспертиз следует изъять в соответствии со ст. 26.5 КоАП РФ и в порядке ст. 27.10 КоАП РФ образцы для сравнительного исследования - бланков, штампов, печатей, подписей. При изъятии средств идентификации их следует упаковать и опечатать в установленном порядке.
13. Опросить представителя российского получателя (отправителя) товаров в качестве свидетеля по вопросам:
1) заключения внешнеэкономического контракта;
2) получения разрешительных документов, необходимых для перемещения товаров через таможенную границу РФ;
3) наименования и количества, ассортимента товаров, их идентификационных признаков, размера, цвета и т.д., которые должны были поступить (отправить) по конкретной поставке;
4) расхождения сведений о товарах, указанных в представленных в таможенный орган документах, фактически перемещаемых;
5) присутствия представителя организации при погрузке;
6) поступления в организацию товаросопроводительных документов (факсом, почтой);
7) по иным вопросам в зависимости от обстоятельств дела.
14. Истребовать в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ заверенные копии уставных, учредительных и регистрационных документов организации, привлекаемой к административной ответственности, трудового соглашения с управляющим транспортным средством либо экспедитором, а также в зависимости от обстоятельств дела копии разрешительных и иных документов (в случае перевозки товаров, на которую требуется лицензия, разрешение и т.п.).
15. При выявлении правонарушения во внутренней таможне и необходимости получения дополнительной информации направить поручение в порядке ст. 26.9 КоАП РФ в приграничный таможенный орган, где производилось оформление процедуры прибытия товаров и их помещение под внутренний таможенный транзит, с требованием об изъятии представленных при перемещении через границу документов, производстве опроса должностных лиц таможенного органа, представителей транспортной инспекции и др.
16. Опросить представителей СВХ по следующим вопросам:
1) заключался ли договор на оказание услуг по хранению груза;
2) известны ли лица, представлявшие организацию, заключившие данный договор, период работы с данной организацией;
3) производился ли пересчет, взвешивание, измерение объема данного товара;
4) кто, когда, у кого и на основании каких данных производил прием товаров и документов на них;
5) перечень вопросов, подлежащих выяснению при опросе представителя СВХ, может быть расширен в зависимости от обстоятельств дела.
17. В случае выполнения всех процессуальных действий на территории РФ и необходимости получения доказательств от таможенных служб иностранных государств рассмотреть вопрос о направлении международного запроса в соответствии с Приказом ФТС России от 31.03.2005 N 258 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок".
18. Принять меры к выявлению смягчающих или отягчающих вину обстоятельств лица, в отношении которого ведется производство, в соответствии со ст. ст. 4.2 и 4.3 КоАП

ПРИКАЗ Роскультуры от 30.09.2005 n 532 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ УСТАВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также