ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 26.07.2001 n КАС01-246 <О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ ПО ЖАЛОБЕ СЕМЕНОВА Р.П.>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2001 г. N КАС01-246
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего А.И. Федина,
членов коллегии В.И. Нечаева,
Ю.Г. Кебы,
с участием прокурора А.В. Федотовой
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 июля 2001 г. гражданское дело по жалобе Семенова Р.П. на п. 37 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и на п. п. 1, 2 и 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, утвержденных Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел РФ и кассационному протесту прокурора Генеральной прокуратуры РФ на решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2001 года, которым жалоба удовлетворена частично: признаны незаконными пункты 2 и 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель, утвержденной Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106, а в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей МВД РФ Быченковой И.В., Бойцова М.Н. и Нечаева И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Семенова Р.П., возражавшего против удовлетворения кассационных жалобы и протеста, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., поддержавшей доводы протеста, Кассационная коллегия
установила:
Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.
Семенов Р.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконными п. 37 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и пунктов 1, 2, 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, ссылаясь на то, что они не соответствуют требованиям федерального закона и нарушают его право быть освидетельствованным врачом-наркологом.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе МВД России и в кассационном протесте прокурор Генеральной прокуратуры РФ Гончарова Н.Ю. ставит вопрос об отмене судебного решения в части признания незаконными п. п. 2 и 4 Инструкции, полагая выводы суда о несоответствии их закону ошибочными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и протеста, Кассационная коллегия находит судебное решение подлежащим отмене в части признания незаконными п. п. 2 и 4 Инструкции по следующим основаниям.
Согласно п. 37 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел доставленные на вытрезвление осматриваются фельдшером и дежурным в присутствии понятых одного пола с доставляемым. Осмотр и оказание медицинской помощи лицам, доставленным на вытрезвление, производятся фельдшером в соответствии с Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" Совету Министров РСФСР поручалось осуществить меры по передаче в ведение других органов обязанностей милиции по организации работы медицинских вытрезвителей.
Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" Правительство Российской Федерации издало Постановление N 723 от 17 сентября 1992 г., в соответствии с которым на Минздрав России возложены обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей и установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам, Министерство внутренних дел России продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции".
В настоящее время МВД России продолжает выполнять обязанности по руководству работой медвытрезвителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" утверждена структура милиции общественной безопасности, в которую входят медицинские вытрезвители при органах внутренних дел до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей Минздраву России.
Согласно п. 11 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе.
Пунктом 37 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел предусмотрен осмотр и оказание медицинской помощи лицам, доставленным на вытрезвление фельдшером.
Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, в пункте 1 устанавливает, что медицинский осмотр состоит из:
- тщательного осмотра состояния кожных покровов;
- определения частоты и других характеристик пульса;
- измерения артериального давления;
- выслушивания сердца и легких;
- пальпации живота;
- определения психического и неврологического статусов.
Приведенные пункты Положения и Инструкции суд признал соответствующими требованиям законодательства об охране здоровья граждан и не нарушающими прав и свобод граждан.
В указанной части решение Верховного Суда РФ в кассационном порядке не обжаловано.
Пункт 2 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, предусматривает, что на основании изучения психического, неврологического, соматического состояния лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель, фельдшер устанавливает наличие алкогольной или наркотической интоксикации, различных отравлений, повреждений, заболеваний внутренних органов и согласно пункту 4 вышеназванной Инструкции при отсутствии у лица медицинских противопоказаний к помещению на вытрезвление фельдшер определяет степень его алкогольного опьянения и принимает решение о возможности помещения данного лица на вытрезвление.
Признавая незаконными приведенные пункты Инструкции, Верховный Суд РФ сослался на ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривающую медицинское освидетельствование лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранения учреждениях здравоохранения.
Между тем при разрешении спора в указанной части суд применил норму закона, не подлежащую применению, поскольку оспоренные заявителем пункты 2 и 4 Инструкции регулируют не вопрос о медицинском освидетельствовании лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркопатией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача (ст. 44 указанного Закона), а лишь вопрос об установлении фельдшером наличия алкогольной или наркотической интоксикации, различных отравлений, повреждений, заболеваний внутренних органов и при отсутствии у лица медицинских противопоказаний к помещению на вытрезвление об определении степени его (лица) алкогольного опьянения и принятии решения о возможности помещения данного лица на вытрезвление.
Кроме того, в медвытрезвители в соответствии с действующим законодательством могут доставляться лишь лица, находящиеся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившие способность передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущие причинить вред окружающим или себе, а находящиеся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества (пункт 11 ст. 11 Закона РФ "О милиции"; пункты 1 и 18 Положения о медицинском вытрезвителе).
Согласно же пунктам 26 и 39 Положения о медицинском вытрезвителе доставка лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, в медвытрезвитель категорически запрещена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции ошибочно руководствовался при разрешении спора ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", которая не применима к рассматриваемому вопросу, поскольку обязанность фельдшера установить наличие наркотической интоксикации имеет своей целью лишь выявить противопоказания к помещению лица в медвытрезвитель и не имеет отношения к регулированию вопросов в области оказания наркологической помощи больным наркоманией.
Признавая незаконными пункты 2 и 4 Инструкции, суд первой инстанции также ошибочно руководствовался пунктом 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции".
Основания для помещения лица в медицинский вытрезвитель предусмотрены п. 11 ст. 11 данного Закона, и именно этой нормой следовало суду руководствоваться при разрешении спора.
Пунктом же 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции" (которому, по мнению суда первой инстанции, противоречат п. п. 2 и 4 Инструкции) предусмотрена необходимость направления в медицинские учреждения для установления факта алкогольного опьянения иных категорий лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении.
Как указано выше, освидетельствование на предмет установления состояния алкогольного опьянения и показаний к помещению лица в медвытрезвитель проводится фельдшером медвытрезвителя совершенно в иных (не предусмотренных п. 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции") целях.
Оспоренные заявителем пункты 2 и 4 не противоречат требованиям закона и не нарушают права и свободы граждан.
При этом Кассационная коллегия учитывает и наличие вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от 2 апреля 1999 года по жалобе Ландо А.С., которым признан необоснованным довод заявителя о том, что закон вообще не предусматривает деятельность медицинских вытрезвителей, а якобы предписывает доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские учреждения либо дежурные части милиции.
По изложенным мотивам вынесенное по делу судебное решение в части признания незаконными пунктов 2 и 4 Инструкции не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, а при применении к возникшему спору суд применил норму закона, не подлежащую применению, неправильно истолковав ее, и не применил норму закона, подлежащую применению, Кассационная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя на пункты 2 и 4 Инструкции.
Руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 4 ст. 306 и п. п. 1, 2 и 3 ст. 307 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2001 года в части признания незаконными пунктов 2 и 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель, утвержденной Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106, отменить.
Вынести новое решение в указанной части, которым Семенову Радимиру Петровичу отказать в удовлетворении жалобы на пункты 2 и 4 Инструкции.
В остальной части решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2001 года оставить без изменения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
В.И.НЕЧАЕВ
Ю.Г.КЕБА

ПРИКАЗ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.07.2001 n 113 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ НАЧИСЛЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ НАДБАВКИ ЗА ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПРЕМИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ АППАРАТА СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РУКОВОДСТВУ ОРГАНОВ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также