ПРИКАЗ Минсвязи РФ от 23.07.2001 n 175 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДЯЩЕГО ДОКУМЕНТА ОТРАСЛИ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ (вместе с РУКОВОДЯЩИМ ДОКУМЕНТОМ РД 45.129-2000)


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 июля 2001 г. N 175
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДЯЩЕГО ДОКУМЕНТА ОТРАСЛИ
"ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ"
В целях совершенствования нормативной базы в отрасли "Связь" приказываю:
1. Утвердить Руководящий документ отрасли "Телематические службы" (прилагается).
2. Представить настоящий Приказ в Минюст России на государственную регистрацию.
3. ДЭС (Квицинский) по результатам государственной регистрации настоящего Приказа обеспечить информирование заинтересованных организаций об утверждении руководящего документа отрасли "Телематические службы".
Министр
Л.Д.РЕЙМАН



Утвержден
Приказом Минсвязи России
от 23 июля 2001 г. N 175
ТЕЛЕМАТИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ
РД 45.129-2000
Предисловие
Разработан в соответствии с Приказом Госкомсвязи России от 01.06.98 N 95.
Внесен Департаментом электрической связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
Утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 23.07.2001 N 175.
Область применения
Телематические службы, услуги, организация доступа, качество обслуживания, отправитель, получатель, протоколы обмена информацией, абонент, рекомендации МСЭ-Т, документы IETF (RFC), терминал, электронная почта, информационный ресурс, телеконференция, служба передачи речевой информации, факсимильные службы.
В настоящем Руководящем документе изложены технические и организационные принципы, которые должны применяться при построении, функционировании и использовании телематических служб на территории России.
Руководящий документ предназначен для использования представителями государственных органов, осуществляющих регулирование в области электросвязи, операторами связи, предоставляющими услуги телематических служб, пользователями услуг телематических служб, научными и проектными организациями при разработке и проектировании телематических служб, при разработке стандартов и других нормативных документов в области телематических служб, разработчиками и поставщиками технических средств телематических служб, ориентирующимися на российский рынок.
Перечень сокращений,
использованных в настоящем документе
АВ-терминал - аудио / видео терминал
АП - агент пользователя
АПС - агент передачи сообщений
АТ/Телекс - объединенная сеть абонентского телеграфирования и телекса
ИС - информационная служба
ИСО - Международная организация по стандартизации (International Organization for Standartization)
МБУ - многоточечный блок управления
МД - модуль доступа
МДФД - модуль доступа физической доставки
МСЭ - Международный союз электросвязи
МСЭ-Т - Сектор стандартизации электросвязи МСЭ
О/П - отправитель и/или получатель
ПД - передача данных
ПКП - пункт коллективного пользования
РД - руководящий документ
САК - служба аудиоконференций
СВК - служба видеоконференций
СГС - служба голосовых сообщений
СКА - сервер контроля и авторизации
СПРИ - служба передачи речевой информации
СПС - система передачи сообщений
СР - список рассылки
СТК - служба телеконференций
СХИ - система хранения информации
ТМ службы - телематические службы
ТС - сеанс телеконференцсвязи
ТгОП - телеграфная (сеть) общего пользования
ТфОП - телефонная (сеть) общего пользования
УПР - устройство пакетизации речи
УФС - узел факсимильной связи
ХС - хранилище сообщений
ЦСИС - цифровая сеть с интеграцией служб
ЧНН - час наибольшей нагрузки
ЭП - электронная почта
ADPCM - адаптивная дифференциальная импульсно - кодовая модуляция (Adaptive Differential Pulse Code Modulation)
DAP - протокол доступа к справочнику (Directory Access Protocol)
DISP - специализированный протокол для передачи модифицированной информации от СХИ-поставщика к СХИ-потребителю (Directory Information Shadowing Protocol)
DOP - специализированный протокол для установления соглашения о взаимодействии между двумя СХИ, поставщиком и потребителем модифицированной информации (Directory Operational Binding Management Protocol)
IETF - Рабочая группа по инженерным проблемам сети Интернет (Internet Engineering Task Force)
IP - межсетевой протокол (Internet Protocol)
LDAP - протокол доступа к справочнику (Lightweigh Directory Access Protocol)
LD-CELP - линейное предсказание с кодовым возбуждением и низкой задержкой (Low - Delay Code - Excited Linear Prediction)
MIME - стандарт почтовых сообщений (Multi - purpose Internet Mail Extensions)
PCM - импульсно - кодовая модуляция (Pulse Code Modulation)
POP3 - протокол обмена почтовой информацией (Post Office Protocol)
RFC - обозначение документа IETF (Request For Comments)
SMTP - простой протокол передачи почты (Simple Mail Transport Protocol)
TCP/IP - стек протоколов межсетевого взаимодействия (Transmission Control Protocol / Internet Protocol)
Введение
Стремительное развитие научно - технического прогресса в области телекоммуникаций и информатики обеспечивает в настоящее время возможность предоставления обширного спектра услуг разнообразных телематических служб широкому кругу пользователей.
В результате происходящих в стране изменений в экономической, социальной и политической жизни сформировался спрос на услуги телематических служб, непрерывный рост которого обусловил значительное расширение круга операторов, предоставляющих такие услуги. Этому также способствуют процессы демонополизации и развития различных форм собственности, открытость рынка телекоммуникаций. Наряду с традиционными операторами появляется много новых предприятий - операторов, впервые вступающих на рынок телекоммуникаций.
В этих условиях отсутствие должного регулирования развития телематических служб может привести к негативным последствиям, затрагивающим интересы государства, операторов и пользователей.
Настоящий Руководящий документ (РД) разработан на основе отечественных стандартов, международных стандартов и рекомендаций Сектора стандартизации электросвязи Международного союза электросвязи (МСЭ-Т), отечественного и зарубежного опыта создания телематических служб с учетом тенденций их развития.
Настоящий РД является нормативным документом и предназначен для использования:
- представителями государственных органов, осуществляющих регулирование в области служб электросвязи;
- операторами связи при создании, развитии, эксплуатации и предоставлении пользователям услуг телематических служб;
- пользователями услуг телематических служб;
- научными и проектными организациями при разработке и проектировании телематических служб;
- организациями, разрабатывающими стандарты и другие нормативные документы в области телематических служб.
РД может использоваться отечественными и зарубежными разработчиками и поставщиками технических средств, используемых телематическими службами, ориентирующимися на российский рынок.
Действие настоящего РД не распространяется на внутриведомственные, технологические и выделенные сети связи, не используемые телематическими службами общего пользования.
Действие настоящего РД не распространяется на технические средства спецпотребителей, за исключением технических средств, обеспечивающих взаимодействие с телематическими службами общего пользования.
По мере накопления опыта создания и эксплуатации телематических служб настоящий РД может дополняться, конкретизироваться в соответствии с изменениями государственных и международных стандартов по результатам научных и конструкторских разработок.
1. Классификация, принципы построения и общие требования
1.1. Определение, классификация
1.1.1. Телематические службы (ТМ службы) - службы электросвязи, за исключением телефонной, телеграфной служб и службы передачи данных, предназначенные для передачи информации через сети электросвязи. Примерами ТМ служб являются: факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио / видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде.
Примечание. Основные используемые термины приведены в Приложении А.
1.1.2. ТМ службы общего пользования являются составной частью взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и предназначены для удовлетворения потребностей в телематических услугах широкого круга пользователей на всей территории страны.
1.1.3. Услуги телематических служб предоставляются с использованием технических средств операторов связи и абонентских терминалов пользователей. В отдельных случаях услуги ТМ служб (клиентские службы) могут предоставляться без абонентских терминалов.
Абонентский терминал - оконечная аппаратура связи, находящаяся в распоряжении абонента ТМ службы и подключенная к сети связи.
1.1.4. ТМ служба в целом включает в себя технические средства оператора(ов) связи и абонентские терминалы. ТМ служба может обеспечиваться одним или несколькими операторами связи (см. рис. 1.1).
Часть ТМ службы, являющаяся объектом деятельности одного оператора связи, - ТМ служба оператора связи.
Терминал Терминал
пользователя пользователя
/--¬ --¬
/ ¦П¦ ¦ ------------¬ ¦ ------------¬¦ ¦------------¬ ¦ ¦П¦
/ ¦П+-+-+Технические+-+-+Технические++--++Технические+-+-+П¦
/ ¦П¦ ¦ ¦ средства ¦ ¦ ¦ средства ¦¦ ¦¦ средства ¦ ¦ ¦П¦
----+-- ¦ L------------ ¦ L------------¦ ¦L------------ ¦ L-+----
¦ ¦ ТМ служба ¦ ТМ служба ¦ ¦ ТМ служба ¦ ¦
¦ ¦ оператора ¦ оператора ¦ ¦ оператора ¦ ¦
¦ ¦ N 1 ¦ N 2 ¦ ¦ N "N" ¦ ¦
¦ +<------------->+<------------>+ +<------------>+ ¦
¦ Телематическая служба ¦
+<------------------------------------------------------>+
ППП - прикладной процесс пользователя
Рис. 1.1. Взаимоотношение телематических служб
различных операторов связи
1.1.5. По характеру передаваемой информации ТМ службы подразделяются на следующие группы:
факсимильные службы:
- телефакс;
- комфакс;
- бюрофакс;
службы обмена электронными сообщениями:
- службы обработки сообщений;
- службы электронной почты;
службы телеконференций:
- службы аудиоконференций,
- службы видеоконференций;
информационные службы:
- информационно - справочные службы;
- службы доступа к информационным ресурсам;
службы голосовой связи:
- службы голосовых сообщений;
- службы передачи речевой информации.
Описание ТМ служб приведено в разделах 2 - 6 настоящего РД.
1.1.6. По способу передачи информации ТМ службы делятся на службы:
- реального времени (On-line);
- с промежуточным накоплением (Store and Forward).
1.1.7. По форме предоставления услуг ТМ службы делятся на службы:
- абонентские, предоставление услуг которых осуществляется с использованием абонентских терминалов;
- клиентские, предоставление услуг которых осуществляется в помещении оператора связи и/или доставка осуществляется не на терминал пользователя.
1.2. Граница технической ответственности и точки доступа к ТМ службам
1.2.1. В состав ТМ службы оператора связи входят технические средства оператора связи, включая его сети доступа и транспортные сети, предназначенные исключительно для оказания ТМ услуг, и протоколы, обеспечивающие взаимодействие терминалов пользователей с ТМ службой. Терминалы пользователей не входят в состав ТМ службы оператора связи, если иное не оговорено договором между пользователем и оператором ТМ службы.
1.2.2. Точка доступа к ТМ службе оператора связи - точка, в которой оператор связи предоставляет пользователю (или другому оператору связи) услуги ТМ службы с объявленным качеством. Точка доступа всегда находится на оборудовании оператора. В точке доступа должен соблюдаться протокол передачи, обеспечивающий взаимодействие с абонентскими терминалами.
В точке доступа разделяется техническая ответственность оператора ТМ службы и пользователя за обеспечение технических характеристик.
Типы доступа абонентов ТМ служб представлены на рис. 1.2.
1.2.2.1. Если сеть доступа не входит в ТМ службу оператора связи, точкой доступа пользователей к абонентской ТМ службе является технический интерфейс оборудования оператора связи с сетью доступа - точка А на рис. 1.2.а.
1.2.2.2. Если сеть доступа входит в ТМ службу оператора связи, точкой доступа пользователей к абонентской ТМ службе является точка подключения терминала пользователя к сети доступа - точка Б на рис. 1.2.б.
1.2.2.3. Возможен доступ пользователей к ТМ службе оператора связи по выделенному каналу (абонентской линии) либо через коммутируемую сеть доступа. Точкой доступа в этом случае является технический интерфейс оборудования ТМ службы оператора связи с оборудованием соответствующего канала (абонентской линии) - точка В на рис. 1.2.в.
ТМ служба оператора
- - - - - - - -¬
¦ ------------¬
¦Технически妦
¦ ¦ средства ¦
¦ оператора ¦¦
¦ ¦ --¬ ¦
L----+А+-----¦
L- - - + + - - -
----¬ LT-
/ ¦ П ¦ -------+-----¬
/ ¦ П +-----+Сеть доступа¦
/ ¦ П ¦ L-------------
-------+----
Терминал
пользователя
Рис. 1.2.а

ТМ служба оператора
--- - - - - - - - -¬
-----------------¬
¦¦ Технические ¦¦
¦ средства ¦
¦¦ оператора ¦¦
----¬ ¦ -------------¬ ¦
/ ¦ П ¦ -++-+¬ Сеть +--¦
/ ¦ П +--+ Б ¦ доступа ¦
/ ¦ П ¦ LT--T- ¦ ¦
-------+---- ¦ L-------------
Терминал L - - - - - - - - --
пользователя
Рис. 1.2.б

ТМ служба оператора
Канал -- - - - - - - -¬
----¬доступа -------------¬
/ ¦ П ¦ -++¬Технические¦ ¦
/ ¦ П +------+ В¦ средства ¦
/ ¦ П ¦ LTT-оператора ¦ ¦
-------+---- L-------------
Терминал L - - - - - - - -
пользователя
Рис. 1.2.в
ППП - прикладной процесс пользователя
Рис. 1.2. Типы доступа абонентов ТМ служб
1.2.3. Точкой доступа пользователей к клиентской ТМ службе является помещение оператора связи (например, пункт коллективного доступа, бюро приема информации) или служба физической доставки.
1.2.4. Территорией предоставления услуг ТМ службы оператора связи называется территория расположения множества точек доступа к ТМ службе, в которых оператор связи обеспечивает предоставление услуг этой ТМ службы пользователям.
1.3. Сети электросвязи, используемые для организации ТМ служб
1.3.1. Сети электросвязи, используемые для организации ТМ служб, подразделяются на транспортные сети ТМ служб (далее по тексту - транспортные сети) и сети доступа ТМ служб (далее по тексту - сети доступа).
1.3.2. Сети доступа предназначены для подключения абонентских терминалов ТМ служб к точке доступа к ТМ службе оператора связи.
1.3.3. Транспортные сети предназначены для организации взаимодействия между ТМ службами разных операторов связи либо узлами ТМ службы одного оператора.
Термин "узел ТМ служб" используется для обозначения пункта, в котором локально располагаются технические средства оператора связи, обеспечивающие предоставление услуг ТМ служб.
1.3.4. Транспортные сети и сети доступа могут обслуживаться самими операторами ТМ служб, либо могут использоваться сети и каналы других операторов связи.
1.3.5. Для организации доступа к ТМ службам могут использоваться физические линии, а также различные сети и службы электросвязи, в том числе:
- сети передачи данных (ПД);
- телефонная сеть общего пользования (ТфОП);
- сети подвижной связи;
- сеть АТ/Телекс;
- цифровые сети с интеграцией служб (ЦСИС).
1.3.6. Технической границей ТМ службы оператора связи является совокупность интерфейсов оборудования оператора связи с терминалами пользователей и сетями электросвязи, не входящими в состав ТМ службы оператора, а также с техническими средствами ТМ служб других операторов связи.
1.4. Услуги ТМ служб
1.4.1. Услуга ТМ службы - продукт деятельности оператора (операторов) по приему, передаче, обработке сообщений ТМ служб.
1.4.2. ТМ службы должны обеспечивать техническую возможность предоставления пользователям услуг двух видов:
а) "основная услуга" - услуга, которая предоставляется пользователю при каждом его обращении к ТМ службе, то есть является неотъемлемым свойством ТМ службы;
б) "дополнительная услуга" - услуга, которая предоставляется в дополнение к основной услуге только согласно явно выраженному дополнительному запросу пользователя.
1.4.3. Допускается предоставление услуг ТМ служб вместе с услугами других ТМ служб и служб электросвязи, если технические средства не позволяют обеспечивать эти услуги раздельно. Например, услуги служб ПД и электронной почты.
1.4.4. Технические средства операторов ТМ служб должны обеспечивать пользователям услуги, качество которых соответствует стандартам и другим нормативным документам, на территории предоставления услуг ТМ служб оператором. По своему усмотрению оператор связи может расширить зону гарантированного качества.
1.4.5. Характеристики услуг ТМ служб и их предоставления должны иметь количественное выражение (подвергаться измерению) или качественное выражение (подвергаться сопоставлению по качеству).
1.5. Адресация
1.5.1. Системы адресации ТМ служб должны обеспечивать однозначную идентификацию получателей и/или отправителей информации.
1.5.2. Адресное пространство, используемое ТМ службами операторов связи, определяется (регулируется) национальной администрацией связи.
1.6. Взаимодействие ТМ служб между собой и с другими сетями и службами связи
1.6.1. Операторы ТМ служб могут обеспечивать возможность обмена информацией пользователей различных ТМ служб между собой и с пользователями других сетей и служб связи.
1.6.2. Технические вопросы взаимодействия различных ТМ служб одного оператора связи определяются оператором самостоятельно.
1.6.3. При взаимодействии абонентских терминалов и оборудования ТМ служб операторов связи с коммутируемыми телефонными сетями и ЦСИС подключение осуществляется на местном уровне на правах абонентских установок телефонной сети. В технически обоснованных случаях возможно подключение на правах учрежденческих телефонных станций.
1.6.4. Использование коммутируемых каналов сети ТфОП допускается только для организации доступа пользователей к ТМ службе оператора связи и передачи сообщений ТМ службы пользователям ТфОП, не допускается их использование для организации сопряжения между узлами ТМ служб оператора связи и для сопряжения ТМ службы оператора связи с сетями передачи данных и оборудованием ТМ служб других операторов. Передача сообщений ТМ службы пользователям ТфОП допускается только по пучкам соединительных линий.
1.6.5. Емкость пучков абонентских (соединительных) линий, с помощью которых технические средства оператора ТМ службы подключаются к станциям коммутации сети ТфОП, должна обеспечивать выполнение действующих норм на максимальную нагрузку в ЧНН на одну абонентскую (соединительную) линию. При наличии на местной телефонной сети соответствующей технической возможности допускается по согласованию между оператором местной телефонной сети и оператором ТМ службы уточнение величины максимальной нагрузки в ЧНН в большую сторону.
1.6.6. Подключение оборудования ТМ служб оператора связи к сети АТ/Телекс должно осуществляться на правах абонентских установок.
1.6.7. Не допускается использование технических средств ТМ служб для пропуска междугородного и международного трафика сети АТ/Телекс.
1.7. Общие технические требования и стандарты
1.7.1. ТМ службы должны быть построены в соответствии с действующими ГОСТами, ОСТами и другими нормативными документами Российской Федерации, а также в соответствии с международными стандартами МСЭ и документами IETF.
1.7.2. Эксплуатация ТМ служб должна осуществляться с соблюдением положений настоящего РД и других нормативных документов федерального органа исполнительной власти в области связи.
Перечень использованных при разработке РД документов приведен в Приложении Б.
1.7.3. Информация текстового характера на русском языке в ТМ службах должна быть представлена в кодировке, которая обеспечивает воспроизведение текста на терминале пользователя при наличии в нем соответствующих средств. При этом должна быть обеспечена возможность представления информации в кодировке СР 1251 и/или КОИ8. Допускается по соглашению с пользователем применение других кодировок вместо СР 1251 и КОИ8.
1.7.4. Информирование пользователей оператором ТМ службы посредством сообщений на его терминале должно осуществляться на русском языке. При согласии пользователя или при отсутствии в его терминале соответствующих средств допускается предоставление такой информации на другом языке.
1.7.5. Взаимодействие с внешними автоматизированными системами для расчетов с клиентами должно осуществляться по интерфейсу (протоколу), описанному в одном из следующих стандартов:
EIA RS-232;
EIA RS-449;
IEEE 802.3;
Рекомендация МСЭ-Т X.25;
Рекомендация МСЭ-Т X.21;
Рекомендация МСЭ-Т G.703;
Рекомендация МСЭ-Т V.35.
2. Факсимильные службы
2.1. Назначение, описание
2.1.1. Факсимильные службы - ТМ службы, предназначенные для предоставления услуг передачи документов (сообщений) между факсимильными терминалами.
2.1.2. Факсимильный терминал - техническое средство, обеспечивающее преобразование графической информации на бумажном носителе в электрические сигналы, их передачу по сетям электросвязи и прием - обратное преобразование в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т T.4 и T.30.
Примечание. При использовании компьютеров в качестве факсимильных терминалов графическая информация может быть представлена в электронном виде.
2.1.3. Факсимильные службы в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т F.160 делятся на три категории:
а) абонентские факсимильные службы - телефакс (служба реального времени) и комфакс (служба с промежуточным накоплением);
б) клиентская факсимильная служба - бюрофакс;
в) факсимильные службы, подача сообщений в которых осуществляется с использованием службы бюрофакс, прием - с использованием службы телефакс и наоборот (бюрофакс - телефакс, телефакс - бюрофакс).
2.1.4. Служба телефакс обеспечивает соединение абонентских факсимильных терминалов как внутри страны, так и с абонентскими факсимильными терминалами, расположенными в других странах.
2.1.5. Служба бюрофакс обеспечивает соединение факсимильных установок общего пользования, входящих в состав пунктов коллективного пользования (ПКП).
Факсимильная установка общего пользования - оборудование, эксплуатируемое оператором электросвязи в ПКП, открытом для общего пользования, включая факсимильный терминал, средства доступа к соответствующим сетям электросвязи (с возможным использованием выделенных каналов), а также соединительное и возможное дополнительное оборудование.
2.2. Сети электросвязи, используемые факсимильными службами
Факсимильные службы могут использовать следующие сети:
а) коммутируемую телефонную сеть общего пользования;
б) цифровую сеть с интеграцией служб;
в) сеть передачи данных с коммутацией каналов;
г) сеть передачи данных с коммутацией пакетов;
д) выделенные каналы между факсимильными установками общего пользования.
2.3. Услуги факсимильных служб
2.3.1. Основной услугой, обеспечиваемой техническими средствами службы телефакс, является предоставление пользователю возможности передачи сообщений другим абонентским факсимильным терминалам.
2.3.2. Дополнительными услугами, обеспечиваемыми техническими средствами службы телефакс, могут быть:
- доступ к справочникам пользователей службы;
- служба технической поддержки и др.
2.3.3. Основными услугами, обеспечиваемыми техническими средствами оператора службы комфакс, являются:
- контроль доступа пользователя к предоставляемым услугам;
- передача одноадресного сообщения;
- обеспечение идентификации сообщений;
- передача сообщений в соответствии с их классами доставки: срочное, по умолчанию обыкновенное и несрочное (возможные классы доставки определяются в договоре на обслуживание);
- извещение о неудавшейся доставке;
- повторные попытки доставки сообщений при занятости, отключении или неработоспособности абонентской факсимильной установки;
- регистрация вызовов.
2.3.4. Дополнительными услугами, обеспечиваемыми техническими средствами оператора службы комфакс, являются:
- передача многоадресных сообщений;
- передача сообщений по спискам адресов;
- отложенная доставка сообщений (доставка в указанное отправителем время);
- использование сопроводительного листа (по умолчанию сопроводительный лист не используется);
- извещение о доставке;
- голосовые подсказки, передаваемые на телефон / динамик факсимильных терминалов, работающих в режиме многочастотного набора номера;
- оповещение пользователя о наличии сообщения в электронном "почтовом ящике" узла факсимильной связи (УФС);
- повторная отсылка сообщения, хранящегося в УФС, с переадресацией без повторной передачи с факсимильного терминала;
- прием сообщений, подаваемых от незарегистрированных в службе комфакс абонентских терминалов службы телефакс, в адрес пользователей служб комфакс и телефакс;
- использование в качестве адреса кода идентификации пользователя;
- прием входящих сообщений, перенаправляемых службой телефакс при занятости абонентского факсимильного терминала, и последующая доставка этих сообщений.
2.3.5. Основными услугами, обеспечиваемыми техническими средствами оператора службы бюрофакс, являются:
- прием факсимильных сообщений от отправителя;
- передача факсимильных сообщений;
- доставка факсимильных сообщений адресатам в установленные контрольные сроки.
2.4. Адресация
2.4.1. Адресация пользователей факсимильной службы телефакс определяется нумерацией сети ТфОП.
2.4.2. Адресация пользователей факсимильной службы комфакс определяется оператором службы. Адресация УФС службы комфакс определяется нумерацией, принятой в используемой сети доступа.
2.4.3. Адрес получателей сообщений службы бюрофакс состоит из почтового адреса с указанием почтового индекса, местного телефонного номера абонентского факсимильного терминала получателя с указанием населенного пункта или полного номера, с указанием кода географической зоны.
2.5. Взаимодействие факсимильных служб между собой и с другими службами
2.5.1. Взаимодействие между службами телефакс и бюрофакс осуществляется в соответствии с Рекомендацией МСЭ-Т F.190.
2.5.2. УФС службы комфакс должен принимать сообщения, поданные с факсимильного терминала службы телефакс в формате, соответствующем Рекомендациям МСЭ-Т T.4 и T.30.
2.5.3. Классификация требований по взаимодействию УФС представлена в Рекомендации МСЭ-Т F.163.
2.5.4. Порядок организации взаимодействия факсимильных служб между собой и с другими ТМ службами, включая разделение технической ответственности за качество, определяется на основе Рекомендаций МСЭ-Т F.160 - F.399.
2.6. Характеристики качества обслуживания
2.6.1. Качество обслуживания службы телефакс определяется характеристиками используемой сети и качеством факсимильных терминалов.
2.6.2. Технические средства службы комфакс должны обеспечивать выполнение показателей качества обслуживания, определенных в Рекомендациях МСЭ-Т F.162 и приведенных в таблице 2.1.
Таблица 2.1
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ СЛУЖБЫ КОМФАКС
---------------------------------T--------------T----------------¬
¦Класс подачи сообщения ¦ Та (час) ¦ Тв (час) ¦
+--------------------------------+--------------+----------------+
¦Срочное ¦ Не более 0,5 ¦ Не более 2 ¦
+--------------------------------+--------------+----------------+
¦Обычное ¦ Не более 2 ¦ Не более 12 ¦
+--------------------------------+--------------+----------------+
¦Несрочное ¦ Не более 18 ¦ Не более 24 ¦
L--------------------------------+--------------+-----------------
Обозначения:
Та - период времени от конца подачи сообщения или от времени, определенного для отложенной доставки, до начала первой попытки доставки его на абонентский факсимильный терминал;
Тв - период времени от конца подачи сообщения или от времени, определенного для отложенной доставки, до доставки его или завершения последней попытки доставки.
В срок доставки сообщений не включается:
- время, в течение которого в соответствии с установленным режимом работы службы бюрофакс в месте назначения не осуществляется доставка сообщений;
- время пересылки сообщений средствами почтовой связи;
- время, в течение которого сообщения не могут быть доставлены по причинам и обстоятельствам, зависящим от адресата.
2.6.3. В службе бюрофакс передача сообщений должна быть организована таким образом, чтобы они были доставлены в установленные контрольные сроки.
Срочные сообщения должны передаваться по мере их поступления. Передача обыкновенных сообщений должна производиться в часы снижения нагрузки на телефонной сети.
Операторы связи определяют способы доставки сообщений согласно следующему перечню:
A - доставка почтой (доставка "Почта - заказное");
B - доставка курьером (доставка нарочным, почтальонами и доставщиками телеграмм, механизированная или пешая);
C - доставка экспресс - почтой;
D - выдача в операционном окне до востребования;
E - выдача в операционном окне до востребования с предварительным уведомлением по телефону;
F - доставка сообщения по номеру пользователя службы телефакс;
G - выдача в операционном окне с предварительным уведомлением по телексу;
T - выдача в операционном окне с уведомлением телеграммой.
Сообщение должно доставляться адресату в течение времени, не превышающего указанных ниже значений, начиная с момента начала обработки полученного сообщения (часы, когда ПКП закрыт, не учитываются в контрольных сроках доставки):
- способ доставки A - доставка в течение следующего дня после получения;
- способ доставки B - при наличии ПКП в пункте назначения - 4 часа; при отсутствии ПКП - в соответствии с правилами оператора связи, ответственного за службу доставки службы бюрофакс;
- способ доставки C - сообщения, полученные и обработанные до полудня в рабочие дни, доставляются в тот же день; сообщения, полученные и обработанные после полудня в рабочие дни, доставляются на следующий день;
- способ доставки D - через один час после получения сообщения ПКП;
- способы доставки E, F, G, T - извещение адресата через час после получения сообщения. В случае невозможности связаться с адресатом в течение 3 часов доставочная служба бюрофакс может использовать иной способ доставки, чтобы доставить сообщение адресату.
При получении документа, имеющего служебную отметку "НА РИСК ОТПРАВИТЕЛЯ", адресат должен принять сообщение в таком виде и такого качества, как оно воспроизведено.
2.7. Требования и стандарты
2.7.1. Организация службы телефакс должна соответствовать Рекомендациям МСЭ-Т F.180, F.182, F.184.
2.7.2. Служба комфакс функционирует в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т F.162, F.163.
2.7.3. Работа службы бюрофакс организуется в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т F.170, F.171 и нормативными документами федерального органа исполнительной власти в области связи.
2.7.4. Классификация требований по взаимодействию факсимильных служб представлена в Рекомендациях МСЭ-Т F.160 - F.399.
2.7.5. Факсимильные терминалы должны соответствовать требованиям Рекомендаций МСЭ-Т T.4, T.30, V.27ter, V.29.
2.7.6. Сообщение пользователя должно кодироваться в соответствии со схемой, определенной в Рекомендациях МСЭ-Т T.4, T.6.
3. Службы обмена электронными сообщениями
3.1. Назначение, описание
ТМ службы операторов связи, предназначенные для предоставления услуг обмена электронными сообщениями между компьютерными терминалами пользователей с промежуточным накоплением, делятся на:
- службы обработки сообщений;
- службы электронной почты.
3.2. Службы обработки сообщений
3.2.1. Назначение
3.2.1.1. ТМ служба обработки сообщений предназначена для оказания услуг обмена электронными сообщениями посредством системы обработки сообщений, построенной в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т серии Х.400. Примерами таких служб являются служба межперсональных сообщений и служба передачи сообщений.
3.2.1.2. Обработка сообщений объединяет две взаимосвязанные подзадачи - передачи и хранения сообщений, реализуемые соответственно системами передачи сообщений (СПС) и хранилищами сообщений (ХС).
Система передачи сообщений - функциональный объект, содержащий один или несколько агентов передачи сообщений и обеспечивающий передачу сообщений с последующим накоплением между агентами пользователя, хранилищами сообщений и модулями доступа.
Хранилище сообщений - функциональный объект, компонент системы обработки сообщений, предоставляющий каждому пользователю возможность хранения сообщений.
3.2.1.3. Отправитель осуществляет подачу и прием электронных сообщений с помощью своего агента пользователя (АП), взаимодействуя непосредственно с СПС либо ХС оператора связи.
3.2.1.4. СПС оператора связи доставляет сообщения от АП либо ХС одному или нескольким АП либо ХС получателя.
3.2.1.5. СПС оператора связи, как правило, включает в себя несколько агентов передачи сообщений (АПС), которые передают их между собой с промежуточным накоплением.
3.2.2. Услуги ТМ службы обработки сообщений, обеспечиваемые техническими средствами операторов связи
3.2.2.1. Услуги ТМ службы обработки сообщений представляют собой сочетание услуг, обеспечиваемых СПС, и/или услуг, обеспечиваемых ХС.
3.2.2.2. Основные услуги СПС ТМ службы обработки сообщений, обеспечиваемые техническими средствами операторов связи, должны соответствовать Рекомендациям МСЭ-Т серии X.400, их описание приведено в табл. 3.1.
Таблица 3.1
ОСНОВНЫЕ УСЛУГИ СПС ТМ СЛУЖБЫ ОБРАБОТКИ СООБЩЕНИЙ,
ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ
-------------T---------------------------------------------------¬
¦Наименование¦ Описание ¦
¦ услуги ¦ ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Управление ¦Позволяет АП и АПС устанавливать доступ друг к дру-¦
¦доступом ¦гу и управлять информацией, связанной с установле- ¦
¦ ¦нием доступа. ¦
¦ ¦Позволяет АП и АПС идентифицировать и проверять ¦
¦ ¦подлинность друг друга, обеспечивает возможность АП¦
¦ ¦определять адрес отправителя и получателя (О/П) и ¦
¦ ¦поддерживать защиту доступа ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Указание ¦Дает возможность АП отправителя указывать тип со- ¦
¦типа ¦держимого для каждого предоставленного сообщения. ¦
¦содержимого ¦АП получателя может получить один или несколько ¦
¦ ¦доставленных ему типов содержимого ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Указание о ¦Позволяет СПС информировать АП получателя о выпол- ¦
¦преобразова-¦ненном СПС преобразовании типа кодированной инфор- ¦
¦нии ¦мации в доставленном сообщении. АП получателя ин- ¦
¦ ¦формируется о полученных типах ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Указание от-¦Позволяет СПС указать АП отправителя дату и время ¦
¦метки време-¦доставки сообщения ¦
¦ни доставки ¦ ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Указание от-¦Позволяет СПС указать АП отправителя дату и время ¦
¦метки време-¦прочтения сообщения. В случае физической доставки ¦
¦ни прочтения¦этот элемент службы указывает дату и время, когда ¦
¦ ¦ответственность за распечатку и последующую достав-¦
¦ ¦ку сообщения переходит на модуль доступа физической¦
¦ ¦доставки (МДФД) ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Идентифика- ¦Позволяет СПС обеспечить для АП уникальный иденти- ¦
¦ция сообще- ¦фикатор каждого сообщения, предоставляемого или ¦
¦ния ¦доставляемого СПС. АП и СПС используют этот иденти-¦
¦ ¦фикатор для ссылки на ранее предоставленное сообще-¦
¦ ¦ние ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Уведомление ¦Позволяет СПС уведомить АП отправителя о недоставке¦
¦о недоставке¦сообщения АП получателя. Причина недоставки сообще-¦
¦ ¦ния передается как часть уведомления. ¦
¦ ¦В случае многоадресного сообщения уведомление о не-¦
¦ ¦доставке может относиться к любому или ко всем АП ¦
¦ ¦получателя, которым это сообщение не может быть ¦
¦ ¦доставлено. ¦
¦ ¦Если сообщение не доставляется после расширения ¦
¦ ¦списка распределения, то уведомление может быть пе-¦
¦ ¦редано либо владельцу списка, либо отправителю со- ¦
¦ ¦общения, либо тому и другому ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Указание ¦Позволяет АП отправителя определять для СПС типы ¦
¦первоначаль-¦кодированной информации предоставляемого сообщения.¦
¦ных типов ¦При доставке сообщения АП получателя также указыва-¦
¦кодированной¦ются типы кодированной информации сообщения, опре- ¦
¦информации ¦деленные АП отправителя ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Указание от-¦Позволяет СПС указывать АП отправителя и каждому АП¦
¦метки време-¦получателя дату и время предоставления сообщения ¦
¦ни предос- ¦СПС. При физической доставке позволяет также МДФД ¦
¦тавления ¦указывать дату и время предоставления физического ¦
¦ ¦сообщения ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Регистрация ¦Позволяет АП посредством регистрации указать своему¦
¦возможностей¦АПС на возможность указания перечисленных ниже ат- ¦
¦пользователя¦рибутов доставляемых АП сообщений: ¦
¦/ АП ¦1) тип(ы) содержимого сообщений; ¦
¦ ¦2) максимальная длина содержимого сообщения; ¦
¦ ¦3) тип(ы) кодированной информации сообщений. ¦
¦ ¦АПС не доставит АП сообщение, не соответствующее ¦
¦ ¦зарегистрированным возможностям или превышающее их ¦
L------------+----------------------------------------------------
3.2.2.3. Дополнительные услуги СПС ТМ службы обработки сообщений предоставляются операторами связи по запросу пользователя для любого отдельного сообщения либо постоянно, в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т серии X.400.
3.2.2.4. Основные услуги ХС ТМ службы обработки сообщений, обеспечиваемые техническими средствами оператора связи в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т серии X.400, приведены в табл. 3.2.
Таблица 3.2
ОСНОВНЫЕ УСЛУГИ ХС ТМ СЛУЖБЫ ОБРАБОТКИ
СООБЩЕНИЙ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ
-------------T---------------------------------------------------¬
¦Наименование¦ Описание ¦
¦ услуги ¦ ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Аннулирова- ¦Позволяет АП получателя удалять сообщения из ХС. ¦
¦ние хранимых¦Сообщения не могут быть аннулированы, если они не ¦
¦сообщений ¦были ранее включены в список сообщений ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Извлечение ¦Позволяет АП получателя извлекать из ХС сообщение ¦
¦хранимого ¦или часть сообщения. АП может извлекать сообщение ¦
¦сообщения ¦(или часть сообщения), основываясь на тех же крите-¦
¦ ¦риях поиска, которые могут использоваться для "лис-¦
¦ ¦тинга хранимого сообщения" ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Листинг хра-¦Обеспечивает АП получателя информацией о некоторых ¦
¦нимого сооб-¦из его сообщений, хранимых в ХС. Информация включа-¦
¦щения ¦ет в себя выбранные атрибуты из конверта и содержи-¦
¦ ¦мого сообщения, а также атрибуты, добавленные ХС. ¦
¦ ¦АП может ограничить количество сообщений, включае- ¦
¦ ¦мых в список ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Сводный пе- ¦Обеспечивает АП получателя информацией о количестве¦
¦речень хра- ¦сообщений, удовлетворяющих определенным критериям, ¦
¦нимых сооб- ¦на основе одного или нескольких атрибутов сообще- ¦
¦щений ¦ния, хранимого в ХС ¦
L------------+----------------------------------------------------
3.2.2.5. Дополнительные услуги ХС ТМ службы обработки сообщений, обеспечиваемые техническими средствами операторов связи в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т серии X.400, приведены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ХС ТМ СЛУЖБЫ ОБРАБОТКИ СООБЩЕНИЙ
ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ
-------------T---------------------------------------------------¬
¦Наименование¦ Описание ¦
¦ услуги ¦ ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Сигнализация¦Позволяет пользователю ХС регистрировать соответс- ¦
¦состояния ¦твующие наборы критериев, которые могут вызвать ге-¦
¦хранимого ¦нерацию сигнала для пользователя при поступлении в ¦
¦сообщения ¦ХС сообщения, удовлетворяющего выбранным критериям ¦
+------------+---------------------------------------------------+
¦Автопродви- ¦Позволяет пользователю ХС регистрировать запросы в ¦
¦жение храни-¦ХС на автоматическое продвижение доставленных ему ¦
¦мого сообще-¦выбранных сообщений. Пользователь ХС может выбрать ¦
¦ния ¦посредством регистрации несколько наборов критери- ¦
¦ ¦ев, выбранных из доступных в ХС атрибутов. Сообще- ¦
¦ ¦ния, удовлетворяющие каждому набору критериев, бу- ¦
¦ ¦дут автоматически продвигаться одному или несколь- ¦
¦ ¦ким пользователям или списку рассылки. Может быть ¦
¦ ¦задано также включение в каждое автоматически про- ¦
¦ ¦двигаемое сообщение определенного текста на каждый ¦
¦ ¦выбранный критерий ¦
L------------+----------------------------------------------------
3.2.3. Адресация
3.2.3.1. В соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т серии X.400 понятие адреса относится не только к О/П, но и к списку рассылки (СР). Каждый О/П и СР должен иметь не менее одного адреса, отличающего его от других и определяющего точку его местоположения.
3.2.3.2. Адреса О/П ТМ службы обработки сообщений операторов связи формируются в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т серии F.401 и могут содержать следующие атрибуты (поля):
<С=> (Country) - код страны, состоит из двух латинских букв;
(ADministrative Management Domain) - имя административной области управления;
(PRivate Management Domain) - имя частной области управления;
(Organization) - название организации;
(Organization Unit) - название подразделения в организации;
(Surname) - фамилия абонента;
(Given name) - имя абонента;
(Initials) - инициалы абонента.
Допускается использовать различные формы адресов О/П сообщений: мнемоническую, цифровую, почтовую или терминальную, соответствующие Рекомендации МСЭ-Т F.402. Наличие возможности обработки мнемонической формы задания адреса является обязательным.
Множество знаков, используемых в адресе, и длина полей должны быть в соответствии с Рекомендацией МСЭ-Т X.411.
3.2.4. Взаимодействие с другими службами
Взаимодействие ТМ служб обработки сообщений с другими службами связи (например, другими ТМ службами, почтовыми службами) обеспечивают модули доступа (МД), в которых происходит преобразование форматов электронных сообщений и поддерживаются протоколы передачи, используемые в этих службах.
При взаимодействии ТМ служб обработки сообщений со службами электронной почты, построенными на основе документов IETF RFC822, обязательными являются поддержка протокола SMTP и наличие преобразований в/из формата MIME. Преобразования форматов сообщений в МД должны выполняться в соответствии с документами IETF RFC1327.
3.2.5. Характеристики качества обслуживания
3.2.5.1. Основная характеристика качества обслуживания ТМ службы обработки сообщений операторов связи - время доставки электронного сообщения, которое зависит от уровня доставки, заданного отправителем, и не должно превышать значений, указанных в таблице 3.4. В случае неуспешной доставки в течение этого времени должно быть сформировано уведомление о недоставке с указанием причины.
Таблица 3.4
ПОКАЗАТЕЛИ ВРЕМЕНИ ДОСТАВКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СООБЩЕНИЙ
СЛУЖБЫ ОБРАБОТКИ СООБЩЕНИЙ
-----------------T-----------------------------------------------¬
¦Уровень доставки¦ Время доставки электронного ¦
¦ сообщения ¦ сообщения (не более) ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Срочное ¦ 4 часа ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Обычное ¦ 24 часа ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦Несрочное ¦ 36 часов ¦
L----------------+------------------------------------------------
3.2.5.2. Преобразование электронных сообщений при взаимодействии ТМ службы обработки сообщений оператора связи с другими службами может приводить к потере качества и не гарантирует полный набор услуг из Рекомендаций МСЭ-Т серии X.400.
3.2.6. Требования, стандарты
3.2.6.1. ТМ служба обработки сообщений оператора связи должна строиться и функционировать в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т серии X.400 - X.420 и ИСО 10021-1. Допускается функционирование ТМ службы обработки сообщений оператора связи в соответствии с требованиями данных рекомендаций в любой из редакций начиная с редакции 1984 г. Однако взаимодействие ТМ служб обработки сообщений различных операторов связи между собой обязано обеспечиваться только для служб, построенных в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т редакций 1988 г., 1992 г. и более поздних версий.
3.2.6.2. Различные АПС должны обеспечивать взаимодействие между собой по стандартным стыкам по меньшей мере с одной общедоступной транспортной сетью общего пользования, построенной на базе протоколов X.25 или IP.
3.2.6.3. В качестве основного протокола передачи между различными АПС необходимо использование протокола Р1 (Рекомендация МСЭ-Т X.411).
3.2.6.4. Взаимодействие между АПС и АП должно обеспечиваться либо по стандартным стыкам сетей общего пользования, построенных на базе протоколов X.25 или IP, либо по локальной сети, либо по сети ТфОП, либо по сетям АТ/Телекс. При этом в АП должно использоваться стандартное оконечное оборудование, допускаемое для использования в поименованных выше сетях общего пользования.
3.3. Службы электронной почты
3.3.1. Назначение
Служба электронной почты (ЭП) предназначена для предоставления услуг обмена электронными сообщениями с промежуточным накоплением между абонентскими терминалами.
3.3.2. Услуги телематической службы ЭП, обеспечиваемые техническими средствами операторов связи
3.3.2.1. Основная услуга службы ЭП, обеспечиваемая техническими средствами операторов связи, - передача электронных сообщений с заданным адресом отправителя, а также прием и хранение сообщений абонентов в электронных почтовых ящиках ТМ служб ЭП.
3.3.2.2. Дополнительными услугами службы ЭП, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, могут быть:
- возможность отправки копии сообщения другому адресату;
- указание времени и даты отправки сообщения.
3.3.3. Адресация
В системах ЭП понятие адреса может относиться либо к почтовому ящику, либо к списку рассылки.
3.3.4. Взаимодействие с другими службами
3.3.4.1. Взаимодействие службы ЭП оператора связи с другими системами связи и службами (например, факсимильными службами, почтовыми службами) обеспечивают шлюзы, в которых происходит преобразование форматов электронных сообщений и поддерживаются протоколы передачи, используемые в этих службах.
3.3.4.2. При взаимодействии служб ЭП операторов связи с системами обработки сообщений преобразования должны выполняться в соответствии с документом IETF RFC1327.
3.3.4.3. При взаимодействии с системами ЭП, использующими отличный от рекомендуемого документом IETF RFC822 формат сообщения, обязательным является обеспечение преобразований по крайней мере в формат MIME.
3.3.4.4. Различные системы электронной почты должны обеспечивать взаимодействие между собой по крайней мере через одну из общедоступных сетей общего пользования, построенных на базе протоколов IP либо X.25.
3.3.5. Характеристики качества обслуживания
Основными качественными характеристиками услуг службы ЭП являются:
- объем памяти ХС службы ЭП, предоставляемый абоненту для хранения сообщений в почтовом ящике, - не менее 1 Мб;
- максимальный объем электронного сообщения, передаваемый и принимаемый СПС службы ЭП, - не менее 500 Кб.
3.3.6. Требования и стандарты
3.3.6.1. При построении систем ЭП рекомендуется использовать документы IETF RFC822.
3.3.6.2. В качестве основного протокола передачи между различными системами электронной почты, построенными в соответствии с документами IETF RFC822, необходимо использование протокола SMTP. Допускается также по согласованию операторов ТМ служб использование других протоколов в качестве дополнительных.
3.3.6.3. В качестве основного протокола передачи между удаленным почтовым ящиком пользователя и сервером ХС в направлении от пользователя к серверу должен использоваться протокол SMTP, в обратном направлении - протокол РОР3. Допускается также использование операторами ТМ служб других протоколов в качестве дополнительных.
3.3.6.4. В оригинальных системах ЭП допускается использование оригинальных протоколов обмена и форматов сообщений.
4. Службы телеконференций
4.1. Назначение, описание
4.1.1. Служба телеконференций (СТК) предназначена для проведения в режиме реального времени сеансов телеконференцсвязи (ТС) между территориально разобщенными пользователями либо группами пользователей посредством аудио / видео терминалов (АВ-терминалов) и сетей связи в регламентируемой форме.
4.1.2. Для обмена информацией между АВ-терминалами, находящимися в удаленных друг от друга точках, используется специализированный многоточечный блок управления (МБУ). МБУ выполняет функции распределения сигналов между подключенными к нему терминалами и обеспечивает выполнение регламентов. При этом каждый терминал подключается к МБУ независимо.
4.1.3. При организации телеконференций инициатором сеанса может являться любой из участников конференции. После получения запроса организация сеанса ТС может быть произведена оператором различными способами:
- соединение с каждым из заявленных участников конференции устанавливается по инициативе МБУ (исходящее соединение) в назначенное время путем последовательного соединения по указанным в запросе адресам участников;
- участники конференции в назначенное время самостоятельно устанавливают соединения (входящие соединения) с МБУ оператора. МБУ производит идентификацию каждого участника принятым способом (например: имя, пароль) и подключение его к конференции;
- в отдельных случаях используются смешанные варианты организации конференции.
4.1.4. При организации сеанса ТС производится идентификация каждого участника принятым способом (например: имя и пароль).
4.1.5. Сеансы могут проводиться как между абонентскими терминалами (абонентская форма предоставления услуг), так и между специальными конференц - залами или конференц - комнатами оператора (клиентская форма предоставления услуг), оборудованными терминалами ТС.
4.1.6. По виду информационного обмена между пользователями СТК подразделяются на два основных вида:
- службы аудиоконференций;
- службы видеоконференций.
4.1.6.1. Служба аудиоконференций (САК) предназначена для предоставления услуг трем и более пользователям (или группам пользователей) по обмену речевой информацией в режиме реального времени. Если обмен голосовой информацией дополняется неголосовой информацией (данными, текстами, графическими изображениями и т.д.), исключая видеосигналы и сигнализацию, то служба может называться аудиографической. Речевое высказывание любого участника конференции передается в МБУ. МБУ смешивает речевые сигналы, поступающие от участников конференции, и пересылает им обратно полученный смешанный сигнал.
4.1.6.2. Служба видеоконференций (СВК) предназначена для предоставления услуг двум и более пользователям (или группам пользователей) по обмену речевой и видеоинформацией в режиме реального времени. Видеоизображение участников и их речевые высказывания передаются в МБУ. МБУ смешивает речевые сигналы, поступающие от участников конференции, и пересылает им обратно полученный смешанный речевой сигнал. Одновременно с этим МБУ выделяет выступающего участника для передачи его видеоизображения всем остальным участникам. Управление выбором отображаемого участника конференции может быть как автоматическим, так и ручным. В случае ручного управления это делает ведущий. В отдельных случаях МБУ позволяет формировать кадр, разделенный на сегменты с одновременным изображением нескольких участников.
4.2. Услуги СТК, обеспечиваемые техническими средствами операторов
4.2.1. Основными услугами СТК, обеспечиваемыми техническими средствами операторов, являются:
- вызов и идентификация участников сеанса телеконференцсвязи;
- обмен между терминалами СТК речевой (для САК и СВК) и видеоинформацией (для СВК) в режиме реального времени;
- кодирование и компрессия информации пользователей для уменьшения занимаемой полосы каналов связи.
4.2.2. Дополнительной услугой СТК, обеспечиваемой техническими средствами операторов, может быть контроль и ограничение числа выступающих как оператором, так и одним из участников конференции (ее ведущим) посредством использования ресурсов оператора.
4.3. Характеристики качества обслуживания
Характеристики качества обслуживания СТК приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ СТК
--------------------T--------------------------------------------¬
¦Время организации ¦При исходящих из СТК соединениях общее время¦
¦сеанса ТС ¦установления конференции не должно превышать¦
¦ ¦5 минут, при условии незанятости соответст- ¦
¦ ¦вующих номеров участников. При входящих в ¦
¦ ¦СТК соединениях время идентификации и под- ¦
¦ ¦ключения каждого из участников не должно ¦
¦ ¦превышать 1 минуту ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦Максимально возмож-¦Не регламентируется настоящим РД ¦
¦ное количество ¦ ¦
¦участников сеанса ¦ ¦
¦ТС ¦ ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦Время смены изобра-¦Время смены отображаемого на АВ-терминалах ¦
¦жения выступающего ¦участника конференции после смены выступаю- ¦
¦участника (для СВК)¦щего в режиме "управление голосом" не должно¦
¦ ¦превышать 45 сек., а в режиме ручного управ-¦
¦ ¦ления ведущим - 15 сек. ¦
L-------------------+---------------------------------------------
4.4. Требования и стандарты
4.4.1. МБУ как минимум должен обеспечивать обмен аудиоинформацией, преобразованной в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т G.711.
4.4.2. Максимальное количество отображаемых в один и тот же момент времени участников СВК на АВ-терминалах не регламентируется, допускается отображение одного участника, но при предоставлении услуг видеоконференцсвязи участникам, использующим групповые АВ-терминалы, целесообразно использовать МБУ, позволяющий формировать кадр с изображением до 4 (четырех) участников одновременно.
4.4.3. В процессе проведения сеансов ТС допускается изменение списка участников.
4.4.4. Объединяющей рекомендацией для АВ-терминалов является набор Рекомендаций МСЭ-Т H.320.
5. Информационные службы
5.1. Назначение
Информационные службы (ИС) предназначены для предоставления пользователям информации по их инициативе, выраженной в форме запроса.
5.2. Описание
5.2.1. Любая ИС реализуется на основе системы хранения информации (СХИ), имеющей один или несколько серверов хранения (далее в этом разделе - "серверов"). СХИ, содержащая более одного сервера, называется распределенной. Распределенная СХИ может строиться на основе серверов разных операторов.
5.2.2. Поставщиком информационных ресурсов ИС является физическое или юридическое лицо, которое обеспечивает предоставление информации для размещения в СХИ и отвечает за ее качество и достоверность.
5.2.3. Для получения информации пользователь готовит запрос и посылает его на один из серверов. После обработки запроса сервер осуществляет передачу необходимой информации либо передает извещение об отсутствии соответствующей запросу информации. При отсутствии в локальном сервере необходимой информации данный сервер может направлять запрос к другим серверам СХИ.
5.2.4. Конкретная реализация элементов СХИ, а также виды обрабатываемых информационных запросов определяют возможности ИС в целом. В соответствии с этим на сегодняшний день определены и функционируют следующие информационные службы:
- информационно - справочные службы;
- службы доступа к информационным ресурсам.
5.3. Информационно - справочные службы
5.3.1. Назначение, описание
5.3.1.1. Информационно - справочная служба хранит информацию и обрабатывает запросы пользователей об адресах физических и юридических лиц, процессов, терминалов, списков рассылки и способах доступа к ним посредством сетей и служб связи общего пользования в соответствии с Рекомендациями МСЭ-Т серии X.500 и F.500.
5.3.1.2. Информационно - справочная служба должна в режиме реального времени на каждый поступивший от пользователя запрос выдавать ответ.
5.3.2. Услуги информационно - справочной службы
5.3.2.1. Основными услугами информационно - справочной службы, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, являются:
- формирование ответа на запрос пользователя и передача его в адреса, прямо или косвенно указанные пользователем;
- поиск информации об объектах, удовлетворяющих некоторым критериям.
5.3.2.2. Дополнительными услугами информационно - справочной службы, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, могут быть:
- предоставление информации о стоимости запроса;
- регистрация прав отдельных пользователей для предоставления доступа к конкретной информации;
- ведение списков адресов О/П для служб обработки сообщений;
- модификация информации, хранимой в СХИ.
5.3.3. Взаимодействие с другими службами
Взаимодействие между информационно - справочной службой и другими ТМ службами осуществляется на прикладном уровне эталонной модели взаимосвязи открытых систем программами, обеспечивающими реализацию протоколов доступа Directory Access Protocol (DAP) или Lightweigh Directory Access Protocol (LDAP).
5.3.4. Характеристики качества обслуживания
Основные характеристики качества обслуживания информационно - справочной службы приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО - СПРАВОЧНОЙ СЛУЖБЫ
-------------------------------------------T---------------------¬
¦Время доступа к службе ¦Не более 15 секунд ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦Время подтверждения принятого запроса ¦Как правило, 5 секунд¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦Время ответа при отсутствии запрошенной ¦Не более 1 минуты ¦
¦информации или наличии неполной информации¦ ¦
L------------------------------------------+----------------------
5.3.5. Требования, стандарты
5.3.5.1. Доступ к СХИ информационно - справочной службы должен обеспечиваться с использованием протоколов DAP и LDAP.
5.3.5.2. Обмен информацией между серверами внутри СХИ и между СХИ должен осуществляться по протоколам обмена реплицированной информацией:
- Directory Operational Binding Management Protocol (DOP) - для установления соглашения о взаимодействии между двумя СХИ, поставщиком и потребителем модифицированной информации;
- Directory Information Shadowing Protocol (DISP) - для передачи модифицированной информации от СХИ-поставщика к

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 23.07.2001 n 81 ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОССТРОЯ РОССИИ ОТ 13 ИЮНЯ 2001 Г. n 59  »
Постановления и Указы »
Читайте также