ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 n 161-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТЕЙ ЧЕТВЕРТОЙ И ШЕСТОЙ СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2001 г. N 161-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТЕЙ ЧЕТВЕРТОЙ И ШЕСТОЙ
СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ
И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Нижегородской области,
установил:
1. В запросе Законодательного Собрания Нижегородской области оспаривается конституционность частей четвертой и шестой статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", согласно которым при определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии; исчисление и увеличение пенсии пенсионеру, выполняющему оплачиваемую работу, производится с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер прекратил выполнение этой работы.
По мнению заявителя, указанные положения, как устанавливающие предельное значение индивидуального коэффициента пенсионера и исключающие применение норм данного Федерального закона к работающим пенсионерам, противоречат конституционным принципам равенства всех перед законом и равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
2. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Право на государственную пенсию является одним из видов права на социальное обеспечение. Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения государственных пенсий. Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе устанавливать и конкретные механизмы (порядок) исчисления государственных пенсий, исходя в том числе из имеющихся в государстве на данном этапе его развития финансовых средств.
Один из таких механизмов предусмотрен Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", принятие которого было обусловлено прежде всего необходимостью повышения уровня государственного пенсионного обеспечения (размера трудовых пенсий) неработающих пенсионеров в ходе поэтапно реализуемой пенсионной реформы. По смыслу части четвертой его статьи 1 размер государственных пенсий пенсионеров, не выполняющих оплачиваемую работу, может быть исчислен и увеличен путем применения индивидуального коэффициента пенсионера, при определении которого предельная величина отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должна превышать 1,2, причем если на момент вступления названного Федерального закона в силу эта величина была ограничена размером 0,7, то впоследствии она была увеличена: вначале - до 0,8, затем - до 0,95, а с 1 мая 2001 года - до 1,2 (Указы Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 680, от 10 июля 2000 г. N 1272 и от 17 апреля 2001 г. N 437 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера").
Проверка оспариваемой нормы и подобных ей норм с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, принятого в области государственного пенсионного обеспечения, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Согласно статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования пенсионных отношений вводить особые правила, касающиеся исчисления размера государственных пенсий, однако такие правила должны быть объективно оправданными, обоснованными, соответствующими конституционно значимым целям и требованиям. Законодатель Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установил, по существу, альтернативный вариант реализации гражданами конституционного права на государственную пенсию, не исключающий общего правового регулирования, оставив право выбора - исчислять пенсию по нормам указанного Федерального закона или Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - за самими пенсионерами. Принятие гражданами соответствующих решений осуществляется с учетом того, что при перерасчете пенсии с применением индивидуального коэффициента в отдельных случаях возможно уменьшение ее размера, а также того, что к пенсии, исчисленной согласно Федеральному закону "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", не выплачивается компенсационная выплата, установленная законодательством Российской Федерации (часть седьмая статьи 1).
Поскольку граждане вправе самостоятельно решать, какой способ исчисления пенсии в большей мере отвечает их интересам, введение частью шестой 6 статьи 1 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" определенного условия реализации пенсионером его волеизъявления не может рассматриваться как нарушение гарантий, закрепленных статьей 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", запрос Законодательного Собрания Нижегородской области в этой части не является допустимым.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос может быть признан допустимым, и поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 06.07.2001 n 728 О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ОТ 28.09.2000 n 574 О ii МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ОРГАНИСТОВ ИМ. М. ТАРИВЕРДИЕВА  »
Постановления и Указы »
Читайте также