ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.06.2001 n 108-О ПО ЗАПРОСУ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2001 г. N 108-О
ПО ЗАПРОСУ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Московской городской Думы,
установил:
1. Московская городская Дума оспаривает конституционность Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". По мнению заявителя, этот Федеральный закон принят с нарушением установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Как указывается в запросе, к ведению Российской Федерации статьей 71 Конституции Российской Федерации принятие соответствующего закона не отнесено, а к совместному ведению статьей 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации отнесено установление общих принципов организации лишь системы органов государственной власти, а не самих органов; следовательно, организация законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится к предметам их исключительного ведения.
2. Согласно статье 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Следовательно, Конституция Российской Федерации предусматривает регулирование федеральным законом общих принципов организации как системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и общих принципов организации самих представительных и исполнительных органов государственной власти. Из названного конституционного положения во взаимосвязи со статьей 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации вытекает, что регулирование организации органов государственной власти является элементом регулирования организации их системы.
Правомерность осуществленного федеральным законодателем регулирования с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов уже была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации. В частности, в Определении от 8 июня 2000 года по запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации, сославшись на ряд своих постановлений, касающихся организации органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указал, что общие принципы организации представительных органов государственной власти устанавливаются федеральным законом (статья 77, часть 1, Конституции Российской Федерации); общие принципы организации системы органов государственной власти устанавливаются также федеральным законом, в соответствии с которым принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "н" части 1; статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации); в силу этого установление полномочий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не может быть исключительной прерогативой субъектов Российской Федерации, что вытекает, в том числе, и из положений статьи 66 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отсутствует, а потому запрос Московской городской Думы не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Данный вывод не препятствует проверке конституционности конкретных положений указанного Федерального закона, в случае если заявитель полагает, что они не относятся к общим принципам организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос может быть признан допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.06.2001 n 107-О ПО ЗАПРОСУ ДУМЫ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 112 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также