ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 02.04.2001 n 155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПАРАШЮТНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ И ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с НАСТАВЛЕНИЕМ... НПСДП-2001)


МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 апреля 2001 г. N 155
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ
ПО ПАРАШЮТНО - СПАСАТЕЛЬНОЙ И ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ
АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2001 г. прилагаемое Наставление по парашютно - спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (НПСДП-2001).
2. Считать не действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1 августа 2001 г. Приказ Главнокомандующего Военно - воздушными силами 1971 г. N 94.
Первый заместитель
Министра обороны
Российской Федерации,
генерал армии
А.КВАШНИН



Приложение
к Приказу
Министра обороны
Российской Федерации
от 2 апреля 2001 г. N 155
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ПАРАШЮТНО - СПАСАТЕЛЬНОЙ
И ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НПСДП-2001)
Настоящее Наставление по парашютно - спасательной и десантной подготовке авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (НПСДП-2001) (далее именуется Наставление) определяет порядок работы поисково - спасательной и парашютно - десантной службы по парашютно - спасательной и десантной подготовке личного состава авиации и является нормативным документом по их организации в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Наставление разработано на основании Воздушного кодекса Российской Федерации, руководящих документов, регламентирующих летную работу, техническую эксплуатацию воздушных судов, организацию обеспечения и эксплуатацию парашютно - спасательной и десантной техники (средств спасения летного состава), а также на основании анализа вынужденного покидания воздушных судов летным составом и парашютно - десантной подготовки личного состава авиации.
Наставление имеет целью обеспечить безопасность парашютно - спасательной и десантной подготовки личного состава, а также спасение летного состава и пассажиров воздушных судов при возникновении аварийной ситуации в полете.
Документы по парашютно - спасательной и десантной подготовке в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации должны разрабатываться в соответствии с требованиями настоящего Наставления и согласовываться с начальником Федерального управления авиационно - космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации.
Раздел I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
1. В настоящем Наставлении применены следующие термины с соответствующими определениями:
авиационный спасатель - лицо, подготовленное к оказанию помощи пострадавшим с использованием для прибытия к месту бедствия парашюта или других средств десантирования;
бортовая АСТ - бортовая аварийно - спасательная техника - средства аварийного покидания самолета, средства спасения летного состава, защитное снаряжение летчика и другая спасательная техника, необходимая летному составу в полете (на рабочем месте каждого члена экипажа) и предусмотренная руководством по летной эксплуатации (инструкцией экипажу (летчику)) и настоящим Наставлением;
вынужденное покидание воздушного судна - покидание воздушного судна на земле, в воде или в воздухе при возникновении угрозы жизни пассажиров или экипажа;
дежурное воздушное судно - воздушное судно, предназначенное для поиска, оказания помощи и эвакуации пассажиров и экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие;
летно - подъемный состав - летчики, штурманы, бортовой инженерно - технический состав, инспекторы, курсанты и другой личный состав, выполняющий полетное задание в составе экипажа или совместно с экипажем (расчеты воздушных пунктов управления, бригады исследователей и испытателей на самолетах - лабораториях и т.п.);
наземная АСТ - наземная аварийно - спасательная техника - техника команды технической помощи, аварийно - спасательное имущество и снаряжение наземной поисково - спасательной команды и другая техника, используемая при поисково - спасательных работах;
парашютист - лицо, участвующее в подготовке и эксплуатации людских парашютных систем и выполняющее прыжки с парашютом;
применение парашюта - раскрытие парашюта в результате воздействия на него парашютиста (летчика или другого члена экипажа при покидании воздушного судна), парашютной автоматики (автоматов и полуавтоматов) или вытяжных фалов, тросов и т.п.;
продолжительность прыжковой смены - время, отсчитываемое с момента начала взлета первого воздушного судна, выполняющего полет на десантирование парашютистов, до посадки последнего воздушного судна и приземления парашютистов в соответствии с плановой таблицей;
стартовое время - время, в течение которого парашютист имеет право выполнять прыжки с парашютом. В период выполнения поисково - спасательных работ стартовое время членов спасательной поисково - десантной группы определяется в соответствии со стартовым временем командира воздушного судна, на борту которого они выполняют поставленную задачу.
2. В настоящем Наставлении применены следующие сокращения:
АСИ и С - аварийно - спасательное имущество и снаряжение;
АСТ - аварийно - спасательная техника;
ВМСК - высотный морской спасательный костюм;
ВС - воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;
ВСО - высотное снаряжение и оборудование;
ГРП - группа руководства полетами;
ЖПС - журнал подготовки самолета (воздушного судна) к полетам;
замок ТП - замок Ткачева - Палачева;
ЗСЛ - защитное снаряжение летчика;
ЗЦ (РЦ) ЕС ОрВД - зональный (районный) центр Единой системы организации воздушного движения;
ИАС - инженерно - авиационная служба;
КП (ПУ) - командный пункт (пункт управления);
КПП - курс парашютной подготовки;
МВЛ - местные воздушные линии;
МСК - морской спасательный костюм;
НАЗ - носимый аварийный запас;
НИАО - наставление по инженерно - авиационному обеспечению;
НПП - наставление по производству полетов;
НПСК - наземная поисково - спасательная команда;
ОМУ - организационно - методические указания по подготовке авиации вида Вооруженных Сил Российской Федерации (рода войск);
ОРК - объединенный разъем коммуникаций высотного оборудования;
ПДИ - парашютно - десантное имущество;
ПДП - парашютно - десантная подготовка;
ПДС - парашютно - десантная служба. Является составной частью поисково - спасательной и парашютно - десантной службы;
ПМУ - простые метеорологические условия;
ПСО - поисково - спасательное обеспечение;
ПС и ПДС - поисково - спасательная и парашютно - десантная служба;
ПС и ДП - парашютно - спасательная и десантная подготовка;
ПС и ДТ - парашютно - спасательная и десантная техника;
ПСП - парашютно - спасательная подготовка;
ПСР - поисково - спасательная работа;
РАКА - Российское авиационно - космическое агентство;
РДО - расчет десантного обеспечения;
РЛЭ - руководство по летной эксплуатации (инструкция экипажу (летчику));
РО (РТЭ) - руководство (регламент) по техническому обслуживанию (руководство по технической эксплуатации или инструкция по эксплуатации) и техническое описание;
РПП - руководитель прыжков с парашютом;
САПС - средства аварийного покидания самолета (воздушного судна);
СПДГ - спасательная парашютно - десантная группа;
СППК - специальная парашютная подготовка космонавтов;
ССЖ - средства спасения и жизнеобеспечения экипажа и пассажиров воздушного судна;
ТНВП - точка начала выброски парашютистов (груза);
УМБ - учебно - материальная база;
УТПП - учебно - тренировочный прыжок с парашютом;
ФПСУ - Федеральное управление авиационно - космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации.
Раздел II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПАРАШЮТНО -
ДЕСАНТНОЙ СЛУЖБЕ
1. Парашютно - десантная служба является составной частью поисково - спасательной и парашютно - десантной службы. Она предназначена для выполнения задач по парашютно - спасательной и десантной подготовке личного состава авиации и организации дежурства СПДГ.
Подготовка и десантирование войск, боевой техники и грузов при проведении учений или других мероприятий, требующих значительного привлечения сил и средств, осуществляется в соответствии с руководящими документами Воздушно - десантных войск.
2. Общее руководство деятельностью ПДС в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации, а также обязанности по общей организации и контролю за состоянием ПСО полетов авиации и космических объектов в Вооруженных Силах Российской Федерации возлагаются на начальника Федерального управления авиационно - космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляют начальники ПС и ПДС авиации видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск.
ФПСУ в своей деятельности руководствуется положением о Федеральном управлении авиационно - космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
3. Основными задачами, стоящими перед ПДС, являются:
ПС и ДП летного состава, специалистов ПС и ПДС и спецгрупп;
организация и проведение учебно - методических сборов и занятий со специалистами ПС и ПДС и авиационными спасателями;
обеспечение готовности средств спасения летного состава к полетам и проверка экипировки летного состава в период выполнения полетов;
определение готовности летного состава к действиям в аварийной ситуации и применению средств спасения;
эксплуатация, хранение, сбережение ПС и ДТ;
подача заявок в довольствующие органы в целях обеспечения ПС и ДТ (средствами спасения) и создания необходимого обменного фонда и неприкосновенного запаса, участие в составлении отчетов - заявок по ПС и ДТ;
прием, учет, хранение и сбережение ПС и ДТ, сдаваемой в ПДС перелетающими экипажами (командами) на временное хранение;
проведение войскового ремонта ПС и ДТ;
проведение войсковых испытаний ПС и ДТ и разработка методики ее применения;
оборудование и содержание учебных классов и тренировочных городков, служебных и складских помещений в соответствии с требованиями настоящего Наставления;
организация эксплуатации тренажеров и специального оборудования ПДС;
ведение и обеспечение сохранности служебной документации;
анализ применения парашютных систем и использования САПС, разработка предложений по их совершенствованию;
ведение войскового хозяйства в ПДС воинских частей (подразделений);
подготовка кадров для ПС и ПДС и развитие парашютного спорта.
4. Ответственность за организацию выполнения задач, стоящих перед ПДС воинской части, несет командир воинской части. Непосредственную организацию и проведение мероприятий по ПДС осуществляет начальник ПС и ПДС воинской части.
Начальниками ПС и ПДС назначаются офицеры, как правило, из числа летного состава, которым присвоено звание "Инструктор парашютно - десантной подготовки" (далее именуется "Инструктор ПДП") и которые прошли подготовку на курсах начальников ПС и ПДС.
В тех случаях, когда в штатах воинской части должность начальника ПС и ПДС не предусмотрена, приказом командира воинской части назначается нештатный начальник ПС и ПДС из лиц летно - подъемного состава.
5. К специалистам ПС и ПДС относятся военнослужащие, состоящие на должностях, по которым предусмотрена соответствующая военно - учетная специальность, и выполнение функциональных обязанностей которых связано с организацией и совершением прыжков с парашютом. Личный состав ПС и ПДС обязан ежегодно выполнять не менее минимальной годовой нормы прыжков с парашютом, определяемой приказом Министра обороны Российской Федерации, и иметь практические навыки применения ПС и ДТ (средств спасения) в соответствии с требованиями КПП.
6. В распоряжение ПДС выделяются и оборудуются:
класс для ПДП;
класс - лаборатория для выполнения регламентных работ и подготовки средств спасения к полетам, текущей эксплуатации ПС и ДТ;
сушилка парашютов и плавсредств (бассейн или баки в сушилке - только для приморских районов в целях промывки парашютов и плавсредств от воздействия морской воды после выполнения УТПП на воду и проведения установочных тренажей на воде);
складское помещение для хранения новой и временно не используемой ПС и ДТ (средств спасения), а также спецтехники, оборудования и запасных частей;
участок местности для оборудования тренировочного (парашютного) городка.
7. Ответственность за учет и сохранность материальных средств ПДС в воинской части, состояние сигнализации и охраняемых помещений несет начальник склада ПДИ или лицо, временно исполняющее его обязанности (в том числе и по совместительству).
Начальник ПС и ПДС воинской части обязан в установленные сроки контролировать состояние учета, сохранности и законности использования материальных средств ПДС. В случае выявления недостач (утрат, хищений и т.п.) докладывать командиру воинской части, который принимает меры к возмещению материального ущерба. Лица, виновные в незаконном израсходовании материальных средств и по вине которых возник материальный ущерб, а также должностные лица, не принявшие к виновным мер в установленные сроки, привлекаются к материальной ответственности.
Начальник ПС и ПДС объединения (воинской части центрального подчинения) имеет право на участие в ежегодной проверке (ревизии) частей обеспечения вплоть до центральных складов объединения. Он обязан иметь постоянно обновляемые данные о поступлении ПС и ДТ, о ее учете и распределении согласно заявкам, перемещению, условиям хранения, законности расходования, списания или реализации.
8. Хранение имущества ПС и ПДС, применяемого при проведении ПСР, должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивались нормативные сроки приведения в готовность дежурных сил по авиационному поиску и спасанию.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПАРАШЮТНО - ДЕСАНТНОЙ СЛУЖБЫ В АВИАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ
СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9. Парашютно - спасательная и десантная подготовка включает:
наземную подготовку личного состава;
организацию и проведение УТПП и учебных катапультирований;
изучение средств и способов десантирования боевой техники и грузов;
обобщение опыта ПС и ДП и анализ происшествий и инцидентов при вынужденных покиданиях ВС и УТПП.
10. Успешное выполнение задач ПДС достигается:
постоянной требовательностью командиров к личному составу по выполнению задач ПДС, к всестороннему изучению опыта применения ПС и ДТ, к качественному проведению ПДП;
систематической тренировкой и занятиями летного состава в соответствии с КПП, ОМУ, распоряжениями вышестоящих командиров и начальников;
систематическим выполнением УТПП и учебных катапультирований как основного вида психологической подготовки летных экипажей к вынужденному покиданию ВС;
качественной подготовкой летного состава и ГРП к действиям по вынужденному покиданию ВС;
качественной подготовкой летного состава, специалистов ПС и ПДС, ПС и ДТ и ВС к выполнению личным составом УТПП;
качественной подготовкой летного состава и авиационных спасателей к выживанию в различных климатогеографических условиях;
систематической тренировкой личного состава на снарядах спортивного и парашютного городков;
своевременным обеспечением воинских частей ПС и ДТ (средствами спасения, комплектами НАЗов и другим АСИ и С).
Глава 1. ПАРАШЮТНО - СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
11. Главной задачей ПДС в ПСП является обучение летного состава действиям, направленным на своевременное вынужденное покидание ВС экипажами и пассажирами и спасение их жизней при аварийной ситуации на ВС как в полете, так и на земле.
12. Парашютно - спасательная подготовка является обязательной для всего летного состава, а также курсантов и слушателей военно - учебных заведений (далее именуются ВУЗы) и включает в себя:
а) теоретическую подготовку:
изучение ССЖ;
изучение действий экипажа по вынужденному покиданию ВС в полете;
изучение действий экипажа после вынужденной посадки вне аэродрома или приземления с парашютом;
изучение способов и действий при эвакуации с места бедствия;
б) практическую подготовку:
учебно - тренировочные прыжки с парашютом;
учебные наземные катапультирования <*>;
--------------------------------
<*> Учебные наземные катапультирования с пиропатроном на специальных тренажерах - только с курсантами и слушателями ВУЗов и летным составом при переучивании на авиатехнику, оборудованную катапультной установкой.
тренажи по вынужденному покиданию ВС <*>;
--------------------------------
<*> На тренажерах с пневмоподбросом кресла, в кабинах ВС, на комплексном тренажере совместно с ГРП и расчетом КП.
тренажи по действиям при снижении на спасательном парашюте на сушу и водную поверхность с использованием НАЗов и спасательных плавательных средств;
тренажи по ведению связи с помощью аварийных радиостанций;
тренажи по оказанию само- и взаимопомощи при ранениях и травмах;
комплексные тренировки с отработкой правил выживания и способов эвакуации с места бедствия;
зачетные тренажи на допуск к полетам и прыжкам с парашютом.
Летный состав должен постоянно поддерживать навыки в ПСП.
13. Парашютно - спасательная подготовка проводится с учебными группами в соответствии с планом боевой подготовки и в установленные сроки на основании КПП, ОМУ и указаний вышестоящих командиров и начальников.
Занятия проводятся в летно - технической форме одежды со всеми категориями обучаемых в классе ПС и ДП с показом схем и образцов эксплуатируемой в воинской части бортовой АСТ, с отработкой техники использования средств спасения.
Учет тренажей ведется в плане боевой подготовки и документации ПДС.
Для проведения занятий и тренажей при необходимости привлекаются специалисты ИАС, штурманской, медицинской и других служб. Вопросы занятий и тренажей должны излагаться на основании требований РЛЭ с использованием специальной и методической литературы.
14. При проведении тренажей по вынужденному покиданию ВС и использованию средств спасения особое внимание уделять индивидуальной отработке каждым летчиком всех действий до автоматизма с минимальной затратой времени.
15. Тренажи на тренажере с пневмоподбросом кресла проводит начальник ПС и ПДС воинской части с летным составом, выполняющим полеты на ВС, оборудованных катапультной установкой. Учет тренажей ведется в журнале учета ПС и ДП индивидуально на каждого летчика.
16. Тренажи в кабине по вынужденному покиданию ВС полным составом экипажа проводит с летным составом командир, начиная от командира звена (командира корабля ДА и ВТА) и выше. Учет тренажей ведется в журнале учета занятий (тренажей) летного состава в учебных группах.
17. Тренажи с летным составом на комплексном тренажере летчика по вынужденному покиданию ВС с участием ГРП и расчета КП проводит командир, начиная от заместителя командира эскадрильи и выше, или руководитель полетов. Начальник ПС и ПДС воинской части для таких тренажей на основании анализа летных происшествий и инцидентов отрабатывает план - задание, который утверждает командир воинской части.
18. Наземные катапультирования (с пиропатроном) на специальном тренажере проводят специалисты группы регламентных работ САПС с участием начальника ПС и ПДС и врача воинской части. Курсанты и слушатели ВУЗов за период учебы должны выполнить не менее четырех таких катапультирований, а летный состав, впервые переучивающийся на авиатехнику, оборудованную катапультной установкой, - одно катапультирование в учебном центре.
Дальнейшая подготовка летного состава осуществляется в установленные сроки на тренажерах с пневмоподбросом катапультного кресла. Учет наземных катапультирований ведется в летной книжке.
19. Тренажи с летным составом по действиям при снижении со спасательным парашютом на сушу проводит начальник ПС и ПДС воинской части. Тренажи по действиям при снижении на водную поверхность проводятся в летний период при температуре воды не ниже 17 град. C или в специально оборудованном водном бассейне, зимой в МСК и ВМСК - независимо от температуры воды. Учет тренажей ведется в журнале учета ПС и ДП летного состава.
20. Тренажи с летным составом по ведению радиосвязи с использованием аварийных радиостанций проводит начальник связи воинской части при участии начальника ПС и ПДС. Тренажи, как правило, совмещаются с тренажами в кабине ВС или на катапультной установке с пневмоподбросом кресла. Учет тренажей ведется в журнале учета ПС и ДП летного состава.
21. Летный состав обязан иметь твердые навыки в передаче сообщения о бедствии с помощью аварийных радиостанций. Услышав или увидев поисково - спасательное ВС, потерпевший бедствие экипаж обязан установить с поисково - спасательным ВС двухстороннюю связь для согласования условий оказания помощи и эвакуации.
22. Комплексные тренировки с летным составом на местности с демонстрацией способов десантирования СПДГ к потерпевшим бедствие, способов оказания им помощи и эвакуации на борт поискового вертолета, а также с отработкой вопросов выживания в различных климатогеографических и экстремальных условиях проводят заместитель командира и начальник ПС и ПДС воинской части с привлечением специалистов медицинской и штурманской служб, начальника физической подготовки и спорта, председателя коллектива военных рыболовов и охотников воинской части. В качестве отчетного документа представляется утвержденный план тренировки. Учет комплексных тренировок ведется в плане боевой подготовки.
23. Подготовка в специальных центрах выживания летного состава учитывается в журнале учета ПС и ДП и записывается в летные книжки.
24. Зачетные тренажи и проверка знаний по ПСП проводятся:
начальником ПС и ПДС воинской части - с летным составом до заместителя командира воинской части включительно;
начальником ПС и ПДС соединения - с командирами воинских частей и руководящим летным составом соединения;
начальником ПС и ПДС объединения - с командирами соединений и руководящим летным составом объединения;
офицерами ФПСУ и начальниками ПС и ПДС авиации видов Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются Вооруженные Силы) и родов войск - с командующими объединениями и руководящим летным составом управления авиации видов Вооруженных Сил и родов войск.
Начальники ПС и ПДС от объединения и выше, а также офицеры ФПСУ (решением начальника ФПСУ) имеют право внезапной проверки уровня ПДП летного состава, а также полноты и качества ее проведения в воинских частях.
Зачетные тренажи записываются в летные книжки.
25. Командир воинской части обязан организовать обучение и тренировку спецгрупп в целях подготовки резерва кадров для ПС и ПДС и выполнения задач ПСО полетов авиации как на основном аэродроме, так и на аэродроме рассредоточения.
Глава 2. ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА К ПОЛЕТАМ
26. Каждый член экипажа независимо от воинского звания, занимаемой должности и опыта работы должен быть подготовлен к полету в поисково - спасательном отношении в объеме КПП и, исходя из условий полета, обязан быть экипированным в соответствии с требованиями РЛЭ (индивидуальное полетное обмундирование, нож, подогнанное и подготовленное к полету ЗСЛ), обеспечен подготовленными к полету и готовыми к применению средствами спасения, НАЗом и другим установленным снаряжением.
Каждый член экипажа обязан выполнять полеты с подогнанным и надетым парашютом (предусмотренным на данном типе ВС). Снимать в полете парашют на многоместных ВС разрешается только в исключительных случаях, когда выполнять работу с надетым парашютом невозможно. По окончании выполнения работы парашют должен быть немедленно надет.
Полеты без спасательных парашютов (с ненадетыми подвесными системами) разрешается выполнять на транспортных и связных ВС только при перевозке пассажиров в мирное время.
Выполнять полеты с нарушением требований данной статьи запрещается.
27. Летный состав несет персональную ответственность за проверку готовности бортовой АСТ к полетам в объеме требований РЛЭ, а также за правильную эксплуатацию бортовой АСТ, техническое состояние и своевременность замены личной экипировки (ЗСЛ, ЛТО, индивидуального АСИ и С).
28. Весь летный состав до начала выполнения полетов должен иметь не менее двух УТПП, а также пройти наземное катапультирование (только для экипажей, рабочее место которых оборудовано катапультными креслами). Личный состав, не отвечающий данному требованию, к полетам не допускается.
Лица, не входящие в состав экипажа согласно РЛЭ на данное ВС, но выполняющие на этом ВС полеты и чьи рабочие места оборудованы спасательными парашютными системами, обязаны в своей подготовке к полетам руководствоваться статьями 28, 31 данного Наставления.
Каждый член экипажа обязан знать и уметь грамотно применять имеющиеся средства спасения.
29. Командир воинской части обязан знать состояние ПДП летного состава воинской части, начальники ПС и ПДС воинских частей - уровень ПДП каждого летчика, начальники ПС и ПДС соединений - уровень ПДП руководящего летного состава от командира эскадрильи и выше. Начальники ПС и ПДС объединений должны знать уровень ПДП всего руководящего летного состава от командира воинской части и выше.
30. Начальник ПС и ПДС воинской части контролирует готовность летного состава воинской части к полетам по своей специальности и обязан своевременно проводить с ним необходимые теоретические занятия, практические тренировки и зачетные тренажи в установленные сроки. Контролирует организацию и методику проведения занятий и тренировок с летным составом заместитель командира полка по летной подготовке.
31. Периодичность проведения тренировок с каждым членом экипажа устанавливается КПП, планом боевой подготовки и распоряжениями командиров (начальников). Временное отстранение от полетов не освобождает членов экипажа от прохождения ПДП. Учет пройденных тренировок ведется командирами подразделений и начальником ПС и ПДС воинской части по каждому члену экипажа индивидуально.
Максимальный перерыв в выполнении УТПП летным составом не должен превышать 12 месяцев. В случае превышения указанного срока летный состав от полетов отстраняется до выполнения им прыжков с парашютом.
32. Начальник ПС и ПДС воинской части до начала полетов обязан уточнить:
список летного состава, участвующего в полетах;
не истек ли срок тренировок (тренажей) и сдачи зачетов летным составом;
проведены ли с летным составом текущие теоретические занятия.
Перерыв в тренировках с восстанавливающимся летным составом не должен превышать двойного срока по периодичности проведения тренажа в кабине ВС (на тренажере с пневмоподбросом кресла и т.п.).
При истекших сроках тренировок (тренажей) летный состав обязан до начала полетов пройти необходимую подготовку. С восстанавливающимся летным составом проводится поэтапный тренаж: демонстрационный и контрольный. При необходимости поэтапный тренаж повторяется или принимается решение на подготовку к зачетным тренажам. Готовность к полетам прикомандированного летного состава определяется по записям в летной книжке.
О готовности летного состава к действиям в аварийной ситуации и применению средств спасения начальник ПС и ПДС воинской части обязан доложить командиру воинской части.
33. Командир экипажа перед вылетом обязан:
проверить экипировку членов экипажа в соответствии с характером предстоящего полетного задания;
знать порядок действий каждого члена экипажа при вынужденном покидании ВС или после вынужденной посадки вне аэродрома;
лично инструктировать пассажиров о порядке использования ими средств спасения;
осмотреть, проверить и подготовить на рабочем месте бортовую АСТ к полету в объеме, установленном РЛЭ.
34. При полетах над малонаселенной местностью, в полярных районах и над акваториями морей каждый член экипажа обязан иметь личное оружие, патроны к нему, а также компас и спички в гермоупаковке.
Малонаселенной местностью считается территория с плотностью населения менее 25 человек на квадратный километр.
35. Правила вынужденного покидания каждого типа ВС излагаются в РЛЭ. В процессе эксплуатации авиатехники порядок вынужденного покидания ВС может изменяться и дополняться. Все изменения порядка и техники вынужденного покидания ВС должны вноситься в РЛЭ и доводиться до летного состава.
36. Члены экипажа покидают ВС по команде командира экипажа.
В случае, когда их жизни угрожает явная опасность, а командир экипажа на доклад об этом не отвечает, они покидают ВС по самостоятельному решению в соответствии с РЛЭ.
37. Перед оставлением управляемого ВС в зависимости от обстановки командир экипажа обязан:
набрать безопасную для спасения жизни высоту, перевести ВС в режим горизонтального полета; при наличии большой скорости уменьшить ее, используя вертикальный маневр;
при отказе двигателей и отсутствии запаса скорости для набора высоты командир экипажа обязан выдерживать режим горизонтального полета или пологого снижения, давая тем самым возможность членам экипажа покинуть ВС.
38. Перед покиданием ВС командир экипажа обязан включить сигнал "Бедствие". Если позволяет обстановка, при наличии резерва высоты и времени уточнить место ВС, доложить на КП (ПУ) свои координаты и решение на покидание ВС, по всем радиоканалам передать сообщение о бедствии и примерные координаты места покидания ВС, направить ВС в свободную от населенных пунктов сторону. При создании аварийной ситуации над водной поверхностью необходимо выполнять полет в сторону береговой черты.
39. Порядок подачи команд на покидание ВС, а также действия членов экипажа после покидания при приземлении (приводнении) определяются РЛЭ.
При аварийной ситуации на малой (предельно малой) высоте действия экипажа должны быть особенно быстрыми и четкими.
Глава 3. ПОДГОТОВКА СРЕДСТВ СПАСЕНИЯ К ПОЛЕТАМ
40. Для выполнения экипажем полетных заданий бортовая АСТ должна быть подготовлена к полету. Организацию подготовки бортовой АСТ к полетам определяет НИАО, а объем и полноту - РО (РТЭ) на ВС. Порядок подготовки средств спасения к полетам определяется настоящим Наставлением в соответствии с РО (РТЭ) на ПС и ДТ (средства спасения).
41. В состав бортовой АСТ входят:
системы аварийного сброса фонаря (крышек люков), механика и автоматика системы очередности катапультирования или автономного покидания ВС членами экипажа, катапультная установка с принадлежащими ей приборами и механизмами. Перечисленное оборудование относится к САПС (ИАС);
система жизнеобеспечения членов экипажа при аварийной ситуации в полете, при катапультировании, при снижении (стабилизированном падении) с больших высот на парашюте, при приводнении и кратковременном пребывании под водой и т.п. в разрешенном диапазоне высот, скоростей и условий пребывания (кислородное и высотное спецснаряжение: гермошлемы, защитные шлемы, кислородные маски, аварийные кислородные блоки и приборы, высотные компенсирующие костюмы, высотные морские спасательные костюмы; индивидуальные спасательные пояса и жилеты). Перечисленное оборудование относится к средствам жизнеобеспечения и обслуживается группой ВСО (ИАС);
спасательная парашютная система (парашют), обеспечивающая безопасный спуск членов экипажа на землю (воду) после вынужденного покидания ВС, НАЗ, укомплектованный необходимыми медикаментами, средствами связи и сигнализации, средствами поддержания жизнедеятельности, индивидуальный спасательный надувной плот (лодка). Перечисленное имущество относится к средствам спасения и обслуживается специалистами ПС и ПДС.
42. За целостность и сохранность ПС и ДТ (средств спасения летного состава) в процессе эксплуатации несут ответственность командиры воинских частей, подразделений и лица, в пользовании которых находятся эти средства.
На ВС с постоянно установленными парашютными системами (средствами спасения летного состава) ответственность за сохранность парашютных систем (средств спасения летного состава) несет техник ВС, назначенный приказом командира воинской части.
При нахождении ВС вне аэродрома основного базирования ответственность за сохранность парашютных систем (средств спасения летного состава) несет командир ВС или бортовой инженер (техник), назначенный приказом командира воинской части.
Учет установки (снятия) ПС и ДТ (средств спасения летного состава) ведется в ЖПС.
43. Накануне дня (ночи) полетов и в зависимости от характера полетов командиры подразделений дают заявку начальнику ПС и ПДС воинской части на подготовку необходимого количества ПС и ДТ. Время, необходимое на подготовку ПС и ДТ к полетам, определяется РО (РТЭ).
О готовности средств спасения к полетам начальник ПС и ПДС воинской части докладывает командиру воинской части.
44. Подготовка средств спасения к полетам производится специалистами ПС и ПДС и ИАС (САПС) в соответствии с технологическими картами подготовки, разработанными на основании РО (РТЭ).
На ВС, имеющих в составе экипажа бортового инженера (техника), последний выполняет предполетную подготовку средств спасения с последующим докладом командиру экипажа.
Каждый член экипажа обязан провести осмотр и подгонку своей парашютной системы.
45. Средства спасения с истекшим сроком переукладки парашютной системы (или неисправные) к полетам не допускаются. Исправность средств спасения определяется соответствующей записью в паспорте парашютной системы, стабилизирующих парашютов, спасательных плавсредств, НАЗов и других комплектующих изделий, если не истек их срок эксплуатации. Срок и правила переукладки, выполнения регламентных работ изложены в РО (РТЭ) средств спасения.
Паспорта на средства спасения должны храниться в парашютном классе.
В случае перелета экипажей на другой аэродром сроком более чем на месяц паспорта выдаются старшему команды ИАС, обеспечивающей перелет.
При меньшем сроке (если при этом истекают сроки переукладки парашютных систем) производится их досрочная переукладка.
46. Парашютные системы и другие средства спасения получает (сдает) один из членов экипажа (назначенный приказом командира воинской части) по указанию командира экипажа, который осматривает, проверяет их состояние и расписывается в журнале выдачи и приема парашютов.
47. Для оформления приема парашютных систем от перелетающих экипажей в журнале приема и выдачи парашютов отводится место, куда кроме данных о парашютах записываются номер воинской части и фамилия сдающего. Специалист ПДС аэродрома посадки, принимающий парашюты, расписывается в их приеме. Лицу, сдавшему парашюты, выдается сохранная расписка о принятии их на хранение по установленной форме (Приложение N 1 к настоящему Наставлению).
48. Выдача парашютных систем перелетающим экипажам осуществляется по предъявлению сохранной расписки лицам, сдавшим парашюты на хранение. Получение парашютных систем заверяется в журнале подписью лица, получившего парашюты.
49. При следовании летного состава с парашютными системами железнодорожным или другими видами транспорта парашютные системы в переносных сумках должны быть опломбированы и находиться во время пути при владельцах парашютных систем или под надежной охраной.
50. Укладку парашютных систем для полетов производят укладчики парашютов под контролем начальника ПС и ПДС или начальника склада ПДИ (старшего укладчика парашютов). По окончании укладки замыкающее приспособление ранца парашютной системы контрится хлопчатобумажной ниткой N 30 - 40 и пломбируется в соответствии с инструкцией на данный тип парашютной системы с подписью укладывавшего и указанием даты укладки. Дата очередной укладки может указываться на замке ТП.
Неопломбированную или с нарушенной пломбой парашютную систему выдавать в полет запрещается!
О произведенной укладке парашютной системы делается соответствующая запись в паспорте парашюта.
51. На морских спасательных плотах (лодках), находящихся в эксплуатации, выполняются работы в соответствии с РО (РТЭ) специалистами ПС и ПДС.
Зарядка баллонов углекислотой и их проверка осуществляется специалистами ИАС, при этом баллоны не подлежат проверке котлонадзором в пределах срока эксплуатации (ресурса) спасательного плавательного средства, если они не разряжались и масса углекислоты находится в пределах нормы.
52. Снятие и установка морских спасательных плотов (лодок) на ВС осуществляются специалистами ИАС в присутствии специалистов ПС и ПДС.
53. Кислородные приборы и блоки бортовой АСТ проверяются, обслуживаются и заряжаются специалистами ИАС. Установка кислородных приборов на парашютные спасательные системы осуществляется специалистами ПС и ПДС с последующей записью в паспорта систем.
Контроль технического состояния кислородных приборов, установленных в спасательных парашютных системах, возлагается на специалистов ИАС.
54. Аварийные радиостанции (приемопередатчик, антенна, блок питания) и парашютные автоматические приборы, находящиеся в эксплуатации, проверяются и обслуживаются в соответствии с РО (РТЭ) специалистами ИАС.
55. Средства спасения, не находящиеся в эксплуатации, просматриваются и укладываются на складское хранение в хранилище ПС и ДТ. Средства спасения с истекшим сроком эксплуатации, а также ПС и ДТ, выслужившая установленные сроки, решением командира воинской части используются для тренировок летного состава и специалистов ПС и ПДС или списываются в установленном порядке с учета воинской части и сдаются на склад АТИ.
56. Использование ССЖ не по прямому назначению (не связанному с выполнением служебных заданий) запрещается.
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВА
СПАСАТЕЛЬНЫХ ПАРАШЮТНО - ДЕСАНТНЫХ ГРУПП
57. На каждом аэродроме создаются штатные и (или) нештатные (приказом по воинской части или авиагарнизону) СПДГ в соответствии с требованиями настоящего Наставления.
58. Подготовку СПДГ к дежурству в системе авиационного поиска и спасания организует командир воинской части через своих заместителей и начальника ПС и ПДС. Подготовка СПДГ состоит из парашютно - десантной и специальной подготовки.
59. В состав СПДГ включаются старший группы (имеющий допуск к работе в качестве выпускающего), медицинский работник и парашютист - спасатель.
60. Еженедельно с СПДГ под руководством начальника ПС и ПДС воинской части проводится предварительная подготовка к дежурству.
При проведении ПСР составление плановой таблицы УТПП не обязательно. Плановая таблица УТПП составляется после выполнения спецзадания в качестве отчетного документа.
61. Начальник ПС и ПДС воинской части, исходя из поставленной командиром воинской части задачи, дает указания СПДГ на подготовку к полетам АСИ и С. Его применение при десантировании к потерпевшим бедствие должно обеспечивать безопасность экипажу ВС и десантируемой СПДГ, а также эффективность применения при оказании помощи потерпевшим. Вопросы безопасности отрабатываются экипажем и СПДГ путем изучения правил применения ПС и ДТ, АСИ и С, РЛЭ при проведении УТПП и тренировок поисково - спасательных сил. Указания начальника ПС и ПДС воинской части на подготовку к полетам обязательны для выполнения авиационными спасателями, включенными в состав СПДГ на данную летную смену (период полетов, срок дежурства).
62. Предпрыжковая подготовка проводится начальником ПС и ПДС воинской части или старшим СПДГ в день заступления на дежурство по ПСО полетов.
63. При заступлении на дежурство старший СПДГ:
анализирует метеоусловия по району полетов;
проверяет готовность СПДГ, ПС и ДТ к применению при любых метеоусловиях днем и ночью и на различную поверхность (в т.ч. на воду) и загрузку АСИ и С и ПС и ДТ в дежурное ВС исходя из планируемого района полетов;
представляет СПДГ начальнику ПС и ПДС воинской части на инструктаж или проводит его самостоятельно (решением начальника ПС и ПДС воинской части исходя из опыта работы старшего СПДГ);
докладывает командиру экипажа о готовности к дежурству в составе экипажа и уточняет варианты тактических приемов при поиске, спасании и эвакуации потерпевших бедствие.
64. СПДГ несет дежурство в период проведения полетов на аэродроме, а также в период, когда аэродром является "запасным" (по указанию командира) в составе экипажа, осуществляющего дежурство в системе авиационного поиска и спасания. СПДГ подчиняется командиру экипажа или руководителю полетов (когда дежурное воздушное судно находится на другом аэродроме).
65. Для поддержания необходимого уровня подготовки личного состава СПДГ ежемесячно с членами СПДГ должно проводиться не менее двух тренировок.
При перерывах в выполнении УТПП более 4 месяцев необходимо выполнить контрольный прыжок среднего уровня сложности на освоенном типе парашюта.
66. При выполнении ПСР с необходимостью десантирования СПДГ, а также при проведении тренировки поисково - спасательных сил старший СПДГ дает команду на подготовку группы к десантированию, производит контрольный осмотр СПДГ и в дальнейшем выполняет обязанности выпускающего. Члены СПДГ производят десантирование к потерпевшим бедствие по команде старшего. Старший СПДГ имеет право давать команду на десантирование СПДГ только после разрешения командира экипажа (при разрешающем звуковом или световом сигнале) и в ТНВП. Эту точку определяет экипаж ВС. Правила десантирования определяются РЛЭ на конкретный тип ВС, а также РО (РТЭ) на ПС и ДТ.
Решение на десантирование СПДГ для оказания помощи потерпевшим бедствие принимает командир экипажа поисково - спасательного ВС с докладом на КП (ПУ).
67. Для членов СПДГ выполнение прыжков с парашютом допускается при соблюдении основных условий, обеспечивающих безопасность прыжков с парашютом, при этом:
а) для членов СПДГ, не имеющих звания "Инструктор ПДП", минимальная высота для выполнения прыжка должна быть не ниже 600 м при ручном способе раскрытия и не ниже 400 м при способе раскрытия парашюта с принудительным стягиванием чехла с купола;
б) для СПДГ и других спецгрупп, членам которых присвоено звание "Инструктор ПДП", минимальная высота должна быть не ниже 600 м при ручном способе раскрытия, не ниже 500 м при стабилизации и не ниже 200 м при способе раскрытия парашюта с принудительным стягиванием чехла с купола.
При метеоусловиях, превышающих предельные для выполнения парашютного десантирования СПДГ, к потерпевшим бедствие парашютным способом десантируются грузы, а СПДГ - на спусковых устройствах.
68. При десантировании к потерпевшим бедствие ночью к СПДГ предъявляются дополнительные требования:
знать превышение местности над аэродромом (уточняет у экипажа);
иметь высотомер и секундомер с подсветкой шкалы;
иметь привязанный фонарик для осмотра купола парашюта и для работы на земле, запасные лампочки и элементы питания;
иметь не менее двух сигнальных патронов (типа ПСНД-30, ЗОС) для подсветки местности, определения направления ветра и обозначения своего места приземления;
иметь радиостанцию для связи с экипажем;
после приземления установить связь с экипажем и произвести самостоятельный поиск потерпевших бедствие и оказание им помощи.
69. АСИ и С для экипировки СПДГ определяется настоящим Наставлением и размещается, как правило, в грузовых контейнерах (крепится к подвесной системе парашюта), рюкзаках десантника или в надеваемых под подвесную систему парашюта жилетах (поясах).
Во всех случаях экипировка СПДГ должна обеспечивать им безопасность десантирования. Личным составом СПДГ после прохождения соответствующей подготовки может производиться доставка к потерпевшим бедствие врача (любого другого специалиста) или груза (для расчистки площадки для посадки вертолета или возможности его работы на режиме висения) на парашютах - тандемах (парашютах специального назначения типа "Кенгуру").
70. Исходя из поставленных задач с СПДГ решением командующего объединением могут проводиться целенаправленные тренировки по оказанию экстренной помощи потерпевшим бедствие под контролем начальника ПС и ПДС объединения.
71. Выполнение УТПП и тренировок по проведению ПСР с десантированием СПДГ или грузов (АСИ и С) осуществляется в соответствии с настоящим Наставлением и по правилам, установленным для каждого типа ВС.
Применять парашютные системы на скоростях и высотах, выходящих за пределы их технических характеристик, запрещается!
Раздел IV. ПАРАШЮТНО - ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА
Глава 5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПАРАШЮТНО - ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКЕ
72. Парашютно - десантная подготовка является составной частью подготовки авиационных спасателей, РДО и других спецгрупп. Кроме того, для выполнения задач, стоящих перед спецгруппами, с их личным составом проводится специальная подготовка.
Каждый вид подготовки включает теоретическую, наземную и практическую подготовку личного состава.
ПДП имеет целью выработать у личного состава и закрепить в условиях эмоционального напряжения твердые навыки, хладнокровные действия и веру в парашют как средство спасения и выполнения поставленной задачи. Основой ПДП является выполнение УТПП.
73. В испытательных и исследовательских учреждениях авиации Вооруженных Сил организация и особенности проведения прыжков с парашютом и сбрасывания грузов определяются инструкциями (методиками), утвержденными командирами (начальниками) этих учреждений.
74. ПДП планируется и проводится в каждой воинской части (учреждении) в соответствии с КПП, планами боевой подготовки и распоряжениями вышестоящих командиров и начальников. ПДП организует командир воинской части через начальника ПС и ПДС воинской части. Они несут ответственность за полноту и качество ПДП подчиненного личного состава.
75. Ежегодно по плану боевой подготовки с начальниками ПС и ПДС объединений (воинских частей центрального подчинения), соединений и воинских частей, а также со специалистами ПС и ПДС, спецгруппами должны проводиться учебно - методические сборы в целях анализа вынужденных покиданий ВС летным составом, разбора недостатков по ПСО полетов авиации и в методике проведения ПДП, изучения новых средств спасения и руководящих документов по ПС и ПДС, проверки уровня подготовки участников сбора. Продолжительность сбора определяется объемом и сложностью решаемых задач и должна быть в пределах:
10 - 15 суток (начальники ПС и ПДС);
20 - 30 суток (укладчики парашютов и спецгруппы).
Основная задача сборов - выработка единой методики и практических навыков у личного состава ПС и ПДС в обеспечении безопасности УТПП, тренировок и вынужденного покидания ВС летным составом. На всех сборах от участников сбора принимаются зачеты. Результаты зачетов и выводы (допуски) записываются в книжку учета прыжков.
76. Командир воинской части, на базе которой проводится учебно - методический сбор, обязан:
организовать размещение, проживание и питание участников сбора, а также обеспечить личному составу сбора необходимые бытовые условия;
согласовать с начальником сбора вопросы организации и проведения сбора;
обеспечить прохождение заявок начальника сбора на обеспечение и проведение УТПП;
организовать подготовку к полетам на десантирование прикомандированным экипажам согласно требованиям НПП (объем и содержание подготовки к полетам устанавливает командир экипажа исходя из задач сбора);
организовать обеспечение полетов и прыжков с парашютом по плану сбора в соответствии с руководящими документами.
77. Проведение тренировок с летным составом должно производиться в летном обмундировании с использованием в необходимых случаях предметов личной экипировки, учебной ПС и ДТ (средств спасения).
78. В целях обеспечения безопасности при организации и проведении мероприятий ПДП руководствоваться требованиями Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Глава 6. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
79. Прыжки с парашютом и катапультирования в авиации Вооруженных Сил по назначению подразделяются на:
боевые - совершаемые для выполнения боевой задачи;
вынужденные - совершаемые экипажем для спасения жизни при возникновении аварийных ситуаций в полете;
испытательные - совершаемые для испытания и исследования ПС и ДТ, вооружения, снаряжения и определения возможности выполнения прыжков и катапультирований из ВС;
экспериментальные - для определения эксплуатационных характеристик ПС и ДТ, вооружения, снаряжения и отработки техники выполнения прыжка из ВС;
учебно - тренировочные - для первоначального обучения и совершенствования по упражнениям КПП;
спортивные - выполняемые на соревнованиях, первенствах и чемпионатах;
показательные - выполняемые в целях демонстрации возможностей и надежности средств спасения и популяризации парашютизма.
80. По высотам прыжки с парашютом подразделяются:
с предельно малых высот - до 200 м над рельефом местности;
с малых высот - от 200 до 400 м;
со средних высот - от 400 до 4000 м;
с больших высот - от 4000 до 12000 м;
из стратосферы - выше 12000 м.
81. По количеству парашютистов, выполняющих прыжок в одном заходе ВС, прыжки подразделяются на одиночные и групповые.
82. По времени раскрытия парашюта прыжки подразделяются на прыжки с немедленным раскрытием, при которых парашют вводится в действие не позднее чем через 3 секунды после полного отделения парашютиста от ВС, и прыжки с задержкой раскрытия парашюта, при которых парашют вводится в действие более чем через 3 секунды.
83. По скорости полета ВС прыжки подразделяются на:
прыжки на малой скорости полета - до 200 км/час;
прыжки на средней скорости полета - от 200 до 350 км/час;
прыжки на большой скорости полета - свыше 350 км/час.
84. По способу раскрытия парашюта прыжки подразделяются на:
прыжки с принудительным раскрытием парашюта (в том числе с принудительным стягиванием чехла с купола парашюта вытяжным фалом);
прыжки с ручным раскрытием парашюта с помощью раскрывающего приспособления, вводимого парашютистом вручную;
прыжки с автоматическим раскрытием парашюта, при которых раскрытие парашюта производится с помощью прибора, без участия парашютиста.
85. По времени суток прыжки с парашютом подразделяются на дневные, выполняемые между восходом и заходом солнца, и ночные, выполняемые между заходом и восходом солнца, включая сумерки.
86. По степени сложности прыжки с парашютом подразделяются на простые и сложные.
К сложным прыжкам относятся одиночные и групповые прыжки с парашютом, выполняемые:
с выполнением обязанностей выпускающего;
способом катапультирования или десантирования в объекте, а также вслед за десантируемой техникой;
днем при ветре у земли более 5 м/сек.;
с высоты 400 м и ниже;
с высоты 4000 м и выше;
с задержкой раскрытия парашюта или стабилизацией 15 сек. и более;
ночью;
в облаках и из-за облаков;
на воду;
на лес;
на горы (в том числе на плоскогорье) с высотой над уровнем моря 500 м и более;
на площадку ограниченных размеров;
с грузовым контейнером;
в специальном снаряжении;
на неподготовленную площадку;
на скорости 200 км/час и более;
с вооружением (кроме пистолета);
при температуре воздуха у земли минус 20 град. C и ниже, а также плюс 30 град. C и выше;
с пассажиром на парашютной системе - тандеме типа "Кенгуру";
по программе СППК;
по упражнениям купольной и групповой парашютной акробатики;
на фото- и видеосъемку.
Глава 7. ДОПУСК К УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРЫЖКАМ
С ПАРАШЮТОМ И КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯМ
87. К обучению по программам КПП привлекаются летный состав, курсанты и слушатели ВУЗов, специалисты ПС и ПДС, личный состав РДО, военнослужащие, назначенные в спецгруппы (подготовки членов летных экипажей, СПДГ, подготовки инструкторов ПДП, начальной подготовки укладчиков парашютов, спортсмены - парашютисты и др.), а также летный состав и специалисты ПС и ПДС запаса в период прохождения сборов.
88. Прыжки с парашютом в авиации Вооруженных Сил выполняют:
летный состав, курсанты и слушатели ВУЗов;
личный состав РДО;
личный состав ПС и ПДС;
парашютисты - испытатели;
военнослужащие, назначенные в группы подготовки членов летных экипажей ВС;
военнослужащие, входящие в состав специальных групп (штатных и нештатных);
космонавты и кандидаты в космонавты, проходящие специальную парашютную подготовку;
военнослужащие, назначенные в группы подготовки инструкторов ПДП;
военнослужащие, члены их семей, гражданский персонал и члены их семей, ветераны ПС и ПДС по планам спортивных комитетов воинских частей;
воспитанники спецшкол с первоначальной летной подготовкой (в воинских частях, определенных приказами и директивами главнокомандующих видами Вооруженных Сил и командующих войсками военных округов).
Специалисты ФПСУ приказом начальника ФПСУ допускаются к выполнению прыжков с парашютом в воинских частях Вооруженных Сил, других министерствах и ведомствах Российской Федерации в целях проверки ПСО и для поддержания личной натренированности.
Вышеперечисленные категории парашютистов ежегодно допускаются к выполнению УТПП приказом командира воинской части по представлению начальника ПС и ПДС воинской части на основании результатов сдачи зачетов и усвоенного курса подготовки.
Остальной личный состав авиации Вооруженных Сил допускается к выполнению УТПП с разрешения командующих объединениями, командиров воинских частей центрального подчинения.
89. Готовящиеся к парашютным прыжкам лица должны отвечать специальным медицинским требованиям, пройти теоретическую и наземную подготовку в соответствии с КПП.
После сдачи ими зачетов начальнику ПС и ПДС воинской части на допуск к УТПП, результаты которых фиксируются в журнале ПСП и ПДП, по представлению начальника ПС и ПДС воинской части приказом командира воинской части лица допускаются к УТПП с определением им программы подготовки по КПП. При проведении учебно - методических сборов допуск к УТПП дает начальник сбора.
Допуск к выполнению учебного катапультирования дает командир воинской части по представлению начальника ПС и ПДС воинской части.
90. К прыжкам с ручным раскрытием ранца и с задержкой раскрытия парашюта допускаются парашютисты, действующие спокойно и уверенно при отделении от ВС и сохраняющие заданное положение тела до раскрытия парашюта.
91. К выполнению ночного прыжка допускаются парашютисты, закончившие начальную подготовку и имеющие не менее 30 прыжков. Первый ночной прыжок выполняется после захода солнца (в сумерки), второй - после наступления темноты.
92. К освоению парашюта типа УТ-15 допускаются парашютисты:
совершившие не менее 30 прыжков с парашютом;
научившиеся в свободном падении и при раскрытии парашюта сохранять необходимое положение тела;
сдавшие зачеты по конструкции, укладке и аэродинамике этих парашютов, технике приземления, а также по действиям в особых случаях при раскрытии парашютов;
выполнившие пять отцепок купола с помощью замковых устройств на "отлично".
93. К освоению парашютов типа "Крыло" допускаются парашютисты, уверенно управляющие своим телом в свободном падении, сдавшие зачеты по конструкции, укладке и аэродинамике этих парашютов, технике приземления, а также по действиям в особых случаях при их раскрытии.
94. Допуск к прыжкам с малых и предельно малых высот дает начальник ПС и ПДС соединения и выше.
95. Допуск к прыжкам на групповую парашютную акробатику дает начальник ПС и ПДС соединения после проверки инструктором, имеющим соответствующий допуск и выполняющим прыжки на групповую парашютную акробатику.
96. Допуск к прыжкам в качестве пилота парашюта - тандема типа "Кенгуру" дается после прохождения специальной подготовки согласно КПП начальником ПС и ПДС объединения и выше после проверки инструктором, имеющим соответствующий допуск и опыт выполнения прыжков на данном типе парашюта.
97. Допуск к прыжкам с парашютом по программам купольной акробатики, воздушного балета, с лыжей, в качестве воздушного оператора дает начальник ПС и ПДС объединения по представлению тренеров по данным видам спорта.
Все допуски записываются в книжку учета прыжков и оформляются приказом командира воинской части или начальника сбора (если допуск получен на сборе).
98. При проведении учебных сборов (методических занятий, состязаний) ПДП участников сбора организует начальник сбора через должностных лиц сбора, назначенных его приказом. Начальник сбора обязан представить командиру воинской части, на базе которой проводится сбор, распоряжение вышестоящего штаба на проведение сбора, ознакомить его с планом работы на период сбора и согласовать вопросы совместной деятельности.
99. Каждому военнослужащему, выполнившему первый УТПП, выдается нагрудный знак парашютиста установленного образца. О выполнении УТПП выдается справка, заверенная подписью начальника ПС и ПДС воинской части и гербовой печатью воинской части.
Все выполненные прыжки с парашютом на основании подтверждающих данных записываются в книжки учета прыжков с парашютом или летные книжки.
100. Военнослужащим, прошедшим парашютно - десантную подготовку в объеме, предусмотренном КПП, приказом начальника ФПСУ присваивается звание "Инструктор парашютно - десантной подготовки". Подготовка и представление к присвоению звания инструктора производятся в соответствии с Положением о присвоении звания "Инструктор парашютно - десантной подготовки" (Приложение N 2 к настоящему Наставлению).
Инструктору ПДП дано право контроля за укладкой ПС и ДТ и разрешается по мере совершенствования его ПДП выполнение УТПП с парашютами, предназначенными для выполнения УТПП спортсменами - парашютистами. Инструктор ПДП входит в резерв командира воинской части для выполнения задач ПСО полетов и боевых действий авиации на аэродромах рассредоточения и обязан совершенствовать уровень ПДП по установленной программе.
Летному составу, имеющему звание "Инструктор ПДП", разрешается в один день (ночь) летать и выполнять УТПП при соблюдении общей продолжительности стартового времени, регламентированного НПП.
101. Военнослужащим, совершившим не менее 25 УТПП и сдавшим установленные нормы в соответствии с Положением о присвоении звания "Парашютист - отличник" (Приложение N 3 к настоящему Наставлению), приказом командира воинской части присваивается звание "Парашютист - отличник" и выдается нагрудный знак установленного образца. Парашютист - отличник совершенствует свою подготовку по программе подготовки инструкторов ПДП.
102. В одни сутки разрешается выполнять не более:
двух УТПП - начинающим парашютистам, парашютистам с уровнем подготовки ниже парашютиста - отличника;
трех УТПП (в том числе допускается до одного ночью) - летно - подъемному составу воинских частей и другим парашютистам с уровнем подготовки не ниже парашютиста - отличника;
четырех УТПП (в том числе допускается до двух ночью) - кандидатам на присвоение звания "Инструктор ПДП" с общим количеством выполненных прыжков от 25 до 100, а также космонавтам и кандидатам в космонавты, не имеющим звания "Инструктор ПДП", на сборах по СППК;
пяти УТПП (в том числе допускается до трех ночью) - инструкторам ПДП с общим количеством выполненных прыжков с парашютом от 100 до 500;
шести УТПП (в том числе допускается до четырех ночью) - инструкторам ПДП, имеющим общее количество прыжков с парашютом более 500;
восьми УТПП (в том числе допускается до пяти ночью) - спортсменам, парашютистам, имеющим звание "Мастер спорта по парашютному спорту", а также парашютистам, имеющим звание "Инструктор ПДП", в период прохождения сборов;
двенадцати УТПП (в том числе допускается до пяти ночью) - спортсменам - парашютистам, являющимся членами сборных команд объединений, на сборах по подготовке к соревнованиям на первенство Вооруженных Сил, чемпионату России и к международным соревнованиям, к попытке установления рекордов.
103. Весь личный состав, запланированный для выполнения УТПП, обязан иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, отвечать установленным медицинским нормам, а также пройти предварительную подготовку к УТПП.
Глава 8. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
104. УТПП разрешается выполнять, как правило, на аэродромах, а в отдельных случаях - на специально подобранные площадки. СПДГ могут выполнять УТПП на неподготовленную площадку по согласованию с начальником ПС и ПДС соединения.
Порядок выполнения полетов на десантирование парашютистов (грузов) на летное поле аэродрома или на площадки должен быть указан в инструкции по производству полетов в районе аэродрома (инструкции по выполнению десантирования на площадки).
Передвижение механических транспортных средств в районе приземления при проведении УТПП допускается только с разрешения РПП или его заместителя.
105. УТПП разрешается выполнять с парашютами, подготовленными к применению в соответствии с РО (РТЭ) и при наличии заполненного паспорта на парашют. Применение парашюта допускается на высотах и скоростях, предусмотренных ТТД парашюта.
106. Запрещается укладывать парашют с истекшим сроком эксплуатации, с истекшим сроком технического осмотра. Запрещены к применению парашюты, если не устранены обнаруженные при их осмотре дефекты, неисправности и другие причины, которые могут привести к отказу парашюта в воздухе. Такие парашюты должны храниться в определенном месте, исключающем их случайное использование для выполнения УТПП.
107. На всех основных парашютах, укладываемых на ручное раскрытие для УТПП на сушу, обязательно устанавливается страхующий прибор в соответствии с условиями его применения. Высота срабатывания прибора устанавливается в зависимости от атмосферного давления, превышения над уровнем моря, но не ниже 500 м над рельефом местности. Установка высоты срабатывания прибора ниже 500 м допускается с разрешения начальника ПС и ПДС объединения.
На парашютных системах, конструкцией которых предусмотрена установка прибора на запасном парашюте, высоту срабатывания прибора разрешается устанавливать не ниже 300 м над рельефом местности.
108. При подготовке к УТПП экипаж ВС обязан проверить состояние десантного троса и его крепление, наличие на нем (в установленном месте) ограничителей перемещения карабина вытяжного фала (там, где это предусмотрено конструкцией воздушного судна), отбортовку двери (отсутствие острых кромок) и других элементов конструкции воздушного судна, наличие резиновой дорожки (коврика), а также возможность обмена информацией с выпускающим (исправность световой и звуковой сигнализации).
Командир ВС несет ответственность за наличие на борту средств для оказания помощи парашютисту в случае его зависания при отделении от ВС (фал длиной 18 м с карабинами на обоих концах, грузом 2 - 3 кг и ножом в чехле на одном конце).
109. РПП при постановке задачи на УТПП должен отработать вопросы экстренного покидания ВС на различных этапах его полета, а также действия на случай зависания парашютиста за ВС с руководителем полетов (дежурным по приему и выпуску самолетов), с командиром экипажа, выпускающими и каждым парашютистом.
110. Для руководства прыжками РПП должен иметь двухстороннюю радиосвязь с ГРП и экипажем, осуществляющим выброску парашютистов, или телефонную связь с руководителем полетов и радиосвязь с экипажем. Без устойчивой двухсторонней связи между РПП и командиром ВС десантирование запрещается!
При отказе средств связи сигналом, запрещающим выброску парашютистов, является уборка "креста" с площадки приземления.
111. Экипаж при учебной выброске парашютистов на удаленные от аэродрома площадки обязан установить связь с РПП на площадке до начала выброски парашютистов и вместе с выпускающим убедиться в наличии на площадке приземления "креста" - сигнала готовности площадки к приему парашютистов при выполнении десантирования в ПМУ.
112. РПП при организации УТПП следует учитывать рельеф местности, ветровой режим, возможность неравномерного прогрева подстилающей поверхности и, как следствие этого, повышенную турбулентность атмосферы.
При выполнении УТПП вблизи водоемов (ближе 1,5 км от берего

<ПИСЬМО> Госкомстата РФ от 02.04.2001 n МС-1-23/1373 <О ФОРМАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ n П-2, n П-2 (КРАТКАЯ) И n 1-ПРЕДПРИЯТИЕ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также