ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.02.2001 n 38-О ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАН ПОЛЯКОВА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА И САВЧЕНКО ОЛЕГА БРОНИСЛАВОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ АКЦИЗАХ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 февраля 2001 г. N 38-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАН ПОЛЯКОВА ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА И САВЧЕНКО
ОЛЕГА БРОНИСЛАВОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
СТАТЬЕЙ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИЗАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.О. Лучина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы,
установил:
1. Граждане В.П. Поляков и О.Б. Савченко - акционеры ОАО "Пермалко" оспаривают конституционность статьи 2 Федерального закона от 2 января 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах", согласно которому данный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2000 года.
Из жалобы и приложенных к ней материалов следует, что производитель алкогольной продукции ОАО "Пермалко" уплатил за январь 2000 года сумму акцизов по ставкам, установленным Федеральным законом от 2 января 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах". Полагая, что акцизы по новым ставкам уплачены ошибочно, поскольку не был соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 5) порядок вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах, ОАО "Пермалко" обратилось в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пермской области с просьбой зачесть излишне уплаченную сумму в размере 7451843 руб. 14 коп. в счет будущих платежей, в чем ему было отказано со ссылкой на обязательность исполнения указанного Федерального закона с 1 января 2000 года.
По мнению заявителей, признав ставки акцизов действующими с 1 января 2000 года, правоприменитель придал Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" обратную силу, ухудшив тем самым положение плательщиков данного сбора, что противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации.
2. Вопрос о конституционности норм, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков, о недопустимости придания таким нормам обратной силы уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в деле о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" и деле о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году". Принятые по ним Постановления от 24 октября 1996 года и от 8 октября 1997 года сохраняют свою силу, имеют общий характер и распространяются на все принимаемые в сфере налогообложения законы.
Согласно изложенной в этих Постановлениях правовой позиции Конституция Российской Федерации, возлагая на граждан обязанность платить законно установленные налоги и сборы, гарантирует им защиту в тех случаях, когда законам придается обратная сила, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок их введения в действие; статья 57 Конституции Российской Федерации запрещает законодателю придавать обратную силу законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.
Это означает, что недопустимо не только придание таким законам обратной силы путем прямого указания в самом законе, но и принятие законов, не содержащих в тексте особого указания, но по своему смыслу имеющих обратную силу. В равной степени недопустимо придание таким законам обратной силы в актах официального или иного толкования либо в правоприменительной практике.
3. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода.
Федеральный закон от 2 января 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" опубликован 5 января 2000 года, а потому не должен был вступить в силу ранее 5 февраля 2000 года. Поскольку же налоговым периодом по акцизам является календарный месяц, предусмотренные названным Федеральным законом ставки акцизов подлежали применению с 1 марта 2000 года.
Однако из этого не следует, что признается право налогоплательщиков на возврат сумм, зачисленных в соответствующие бюджеты, а также на их зачет в счет предстоящих платежей по налогам, в том числе акцизам, поскольку указанные суммы включались в цену подакцизных товаров и, следовательно, взимались с покупателей, т.е. с фактических, но не юридических плательщиков акцизов. Такая правовая позиция применительно к налогам с продаж выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и законов ряда субъектов Российской Федерации о налоге с продаж.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Полякова Владимира Петровича и Савченко Олега Брониславовича, поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 08.02.2001 n 37-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ТАШКИНОВА АЛЕКСЕЯ ГРИГОРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПРЕАМБУЛЫ И АБЗАЦА ВОСЬМОГО СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также