<ПИСЬМО> Минкультуры РФ от 30.01.2001 n 01-29/16-29 ОБ ОБОРУДОВАНИИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАНЫ


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 января 2001 г. N 01-29/16-29
ОБ ОБОРУДОВАНИИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАНЫ
Министерством культуры Российской Федерации выпущен ряд межведомственных нормативных документов, определяющих порядок оборудования объектов культуры техническими средствами безопасности и их эксплуатации. Основными документами являются: "Инструкция по организации объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" (далее - Инструкция) и "Типовые требования по инженерно - технической укрепленности и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях - памятниках истории и культуры" (ТТ-2000). Кроме того, отдельные проблемы безопасности учреждений культуры отражены в инструктивных письмах Министерства от 25.04.96 N 01-103/16-25, от 21.09.98 N 01-198/16-16, от 27.01.99 N 01-17/16-16, 01-18/16-16.
Тем не менее практика обследований состояния безопасности учреждений культуры показывает, что руководители большинства музеев и библиотек не знакомы с содержанием указанных документов, вследствие чего требования, изложенные в них, не выполняются. Это является одной из причин крайне низкого уровня безопасности объектов культуры.
Наиболее характерными нарушениями являются следующие:
- оборудование техническими средствами безопасности (ТСБ) многих музеев и библиотек ведется без разработки проектной документации (Азовский краеведческий музей, Пермский краеведческий музей, Государственный литературный музей и др.), что не позволяет производить надлежащую эксплуатацию систем;
- несмотря на указания Минкультуры России, не проводятся экспертизы технических заданий и проектных решений в Центре по безопасности культурных ценностей ГосНИИР (далее - Центр) и Межведомственном экспертном совете по проблемам безопасности культурного наследия при Минкультуры России (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный литературный музей, ГМЗ "Спасское - Лутовиново", Кирилло - Белозерский ГМЗ и др.). В то же время результаты экспертиз проектной документации, представленной в Центр, показывают, что в условиях недостаточного бюджетного финансирования оборудование многих объектов культуры системами ТСБ осуществляется по затратному принципу. Так, в представленные проекты оснащения многих музеев и библиотек закладываются нерациональные проектные решения, при которых приборы сигнализации устанавливаются во всех помещениях без учета их функционального назначения (музеи Московской области, ГМЗ "Михайловское", Государственная театральная библиотека, ГМЗ "Коломенское" и др.). Разработчиками проектов не используются в полной мере функциональные возможности современного оборудования, позволяющего осуществить дальнейшее развитие комплекса ТСБ, производить монтаж аппаратуры с минимальными затратами на прокладку кабельных линий (Белгородский краеведческий музей, Смоленский ГМЗ и др.). Практически повсеместно в составе документации отсутствуют технические и экономические обоснования применяемых решений и выбранных технических средств, в том числе дорогостоящих импортных (музеи Московской, Тульской областей, ГМЗ "Кижи", Государственная театральная библиотека, Приморский государственный музей им. В.К. Арсеньева и т.п.);
- в составе ТСБ не устанавливаются приборы, позволяющие документировать срабатывание извещателей и действия операторов, а в отдельных музеях (филиал Государственного литературного музея, Государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, некоторые музеи Ростовской области) в 1997 - 1999 гг. установлены морально устаревшие приборы "Рубин-6", запрещенные к применению указанием Минкультуры России еще в 1995 г. Так, одной из причин кражи музейных предметов из фондохранилища Государственного литературного музея, совершенной сотрудником вневедомственной охраны, явилось отсутствие в составе оборудования охранной сигнализации устройств, контролирующих действия дежурного, что позволило отключить сигнализацию и проникнуть в хранилище;
- отсутствует контроль со стороны администраций учреждений культуры за эксплуатацией ТСБ, не назначаются ответственные за состояние систем безопасности, не определен порядок хранения и пользования проектной и эксплуатационной документацией;
- большинством учреждений культуры не выполняется указание Минкультуры РФ от 22.04.97 N 01-75/16-16, согласно которому выбор проектных и подрядных организаций должен осуществляться на конкурсной основе.
В целях обеспечения надлежащего уровня безопасности всем руководителям и ответственным за состояние безопасности учреждений культуры необходимо строго соблюдать требования вышеуказанных нормативных документов. При оборудовании объектов культуры ТСБ следует руководствоваться положениями Инструкции (разд. IX), ТТ-2000 (разд. 4), письма от 27.01.99 N 01-18/16-16. В процессе разработки технических заданий и проектной документации необходимо производить технико - экономическое обоснование состава выбранного оборудования и принимаемых решений.
Обращаем внимание руководителей учреждений культуры на возможность использования в составе ТСБ не только оборудования, включенного в ведомственный ГУВО "Перечень технических средств вневедомственной охраны, разрешенных к применению в текущем году", но и другого, удовлетворяющего тактико - техническим требованиям защиты объекта (ТТ-2000, п. 7.1.5). Оформление разрешения на применение такого оборудования должно производиться Центром по предоставлении технико - экономического обоснования.
При оснащении объектов культуры средствами ТСБ следует отдавать предпочтение отечественным приборам. Дорогостоящее импортное оборудование в музеях и библиотеках должно применяться только после всестороннего обоснования и согласования проектной документации в Центре.
По результатам анализа функциональных характеристик и стоимости приборов для оснащения учреждений культуры ТСБ рекомендуется использовать оборудование системы "Орион" (пульт контроля и управления С 2000, приборы приемно - контрольные охранно - пожарные (ППКОП) Сигнал-20, -20П и С 2000-4, контроллер С 2000-КДЛ и т.д.), а также ППКОП "Аккорд-512", которые позволяют создавать как системы охранно - пожарной сигнализации для небольших объектов, так и интегрированные комплексы ТСБ для крупных музеев и библиотек при затратах меньших, чем при использовании более сложного и неоправданно дорогого оборудования.
По всем вопросам, связанным с проблемами безопасности, обращаться в Центр по адресу: 107014, Москва, ул. Гастелло, 44; тел./факс (095) 268-77-79; начальник Центра - Душкина Людмила Ивановна.
Выполнение требований нормативных документов по безопасности будет контролироваться в ходе проверок комиссиями Министерства культуры Российской Федерации.
Первый заместитель Министра
Н.Л.ДЕМЕНТЬЕВА

ПРИКАЗ МПР РФ от 30.01.2001 n 100 О ЧАСТИЧНОМ ИЗМЕНЕНИИ ПРИКАЗОВ МПР РОССИИ ОТ 27 НОЯБРЯ 2000 Г. n 506 И ОТ 2 ФЕВРАЛЯ 2000 Г. n 37  »
Постановления и Указы »
Читайте также