ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ (Заключено 26.12.2000) (Зарегистрировано Минтрудом РФ 29.01.2001 n 673-КЛ)


ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое тарифное Соглашение (далее - Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение стабильной и эффективной деятельности образовательных учреждений, организаций и предприятий, входящих в систему Министерства образования Российской Федерации (в дальнейшем - учреждения).
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения в отрасли и устанавливающий согласованные меры по усилению социальной защищенности работников и обучающихся с определением дополнительных социально - экономических, правовых и профессиональных гарантий и льгот.
Настоящее Соглашение основывается на действующих нормах, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Кодексе законов о труде Российской Федерации, законах Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", "Об образовании" и "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральных законах "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы и иных нормативных правовых актах.
1.2. Соглашение обязательно к применению при заключении соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, коллективных договоров в учреждениях, индивидуальных трудовых договоров (контрактов) с работниками учреждений и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.3. Сторонами Соглашения являются:
работники учреждений образования и обучающиеся в учреждениях профессионального образования (далее - работники) в лице их представителя - Центрального комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (в дальнейшем - Профсоюз);
работодатели в лице их представителя - Министерство образования Российской Федерации (далее - Минобразование России);
участник Соглашения - Министерство труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруд России) - от федеральных органов исполнительной власти.
Действие Соглашения распространяется на всех работников учреждений, первичные профсоюзные организации которых входят в Профсоюз, а также на работников учреждений, профсоюзные организации которых делегировали Профсоюзу право на заключение данного Соглашения, на Московский инженерно - физический институт, на работодателей, руководителей учреждений и иных полномочных представителей учреждений (за исключением учреждений, указанных в Приложении N 1 к настоящему Соглашению).
1.4. Стороны согласились в том, что:
1.4.1. Профсоюз, его территориальные, первичные организации, а также профсоюзные организации, присоединившиеся к Соглашению, и их выборные органы выступают, в соответствии с Уставом Профсоюза, в качестве полномочных представителей работников учреждений, при разработке и заключении коллективных договоров и соглашений, ведении переговоров по решению трудовых, профессиональных и социально - экономических проблем: оплаты труда (размеров тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок), размеров и форм материального поощрения, норм труда, занятости, найма, увольнения, стипендиального и других форм обеспечения обучающихся, а также по другим вопросам социальной защищенности коллективов и отдельных работников.
1.4.2. Соглашения на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований устанавливают для работников условия труда, социальные льготы и гарантии, связанные с территориальными особенностями, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, настоящим Соглашением и не могут ухудшать положение работников и обучающихся.
1.4.3. Непосредственно в учреждениях регулирование трудовых, профессиональных и социально - экономических отношений между работниками и работодателем осуществляется путем заключения коллективного договора. В коллективном договоре с учетом особенностей деятельности учреждения и его финансовых возможностей могут устанавливаться дополнительные, более льготные трудовые и социально - экономические условия, по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством, настоящим Соглашением и иными соглашениями.
1.4.4. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить дополнения и изменения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением. Принятые изменения и дополнения оформляются приложением к Соглашению, являются его неотъемлемой частью и доводятся до сведения представителей работодателя, профсоюзных организаций и коллективов учреждений.
1.4.5. Ни одна из сторон не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Стороны несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, нарушение или невыполнение обязательств, принятых в соответствии с Соглашением, другие противоправные действия (бездействия), в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минтруд России принимает необходимые меры по фактам нарушения Соглашения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.5. В целях развития социального партнерства стороны признали необходимым:
1.5.1. Создание на равноправной основе отраслевой комиссии для ведения переговоров по заключению Соглашения, внесению в него дополнений и изменений, урегулированию возникающих разногласий и обеспечения постоянного (не реже одного раза в полугодие) контроля за ходом выполнения Соглашения (далее - Отраслевая комиссия).
Аналогичные комиссии создаются на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в учреждениях.
1.5.2. Все спорные вопросы по толкованию и реализации положений соглашений, коллективного договора решаются Отраслевой комиссией, комиссиями соответствующего уровня.
1.5.3. Участие представителей сторон Соглашения в заседаниях руководящих органов при рассмотрении вопросов, связанных с содержанием данного Соглашения и его выполнения; проведение взаимных консультаций, предоставление сторонами полной, достоверной и своевременной информации о принимаемых решениях и документах, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально - экономические права и интересы работников учреждений; проведение взаимных консультаций по социально - экономическим и другим проблемам и задачам учреждений.
1.5.4. Заблаговременное представление в Профсоюз проектов нормативных правовых актов, вносимых Минобразованием России в Правительство Российской Федерации, и ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих социально - экономические и трудовые права и интересы работников, для учета по ним мнения и позиции Профсоюза.
Органам управления образованием, учреждениям осуществлять аналогичный, по отношению к соответствующим органам Профсоюза, порядок подготовки, прохождения и издания нормативных правовых актов, других правовых актов, затрагивающих социально - экономические, профессиональные и трудовые права и интересы работников.
1.5.5. Установление либо изменение условий труда и иных социально - экономических условий в учреждениях, в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется по согласованию с соответствующим профсоюзным органом. Представители работодателя и профсоюзный орган учреждения оперативно обеспечивают друг друга получаемой нормативной информацией по этим вопросам.
1.5.6. В целях предоставления работникам учреждений федерального подчинения дополнительных социальных гарантий и льгот, обеспечения поддержки и развития их учебно - научно - производственной и социальной базы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов считать целесообразным продолжить практику заключения соглашений между соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными организациями Профсоюза, способствовать распространению их положительного опыта.
1.6. Минобразование России и Профсоюз осуществляют систематический анализ и обобщение опыта заключенных образовательными учреждениями коллективных договоров и территориальных соглашений в соответствии с совместным инструктивным письмом от 16 апреля 1997 г. N 20/135 "О порядке регистрации коллективных договоров образовательных учреждений и территориальных соглашений" и совместного письма от 2 июня 1999 г. N 113/29-51-161ин/29-02-06.
Для анализа соглашений и коллективных договоров, обобщения опыта их заключения и выполнения в образовательных учреждениях различных типов и видов Отраслевой комиссии подготовить задание на разработку системы их автоматизированного анализа. Минобразованию России предусмотреть финансирование задания и работы на 2001 - 2003 гг.
1.7. Контроль за выполнением Соглашения на всех уровнях осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду.
Стороны ежегодно разрабатывают план мероприятий с указанием сроков по выполнения Соглашения и, не реже 1 раза в полугодие, Отраслевая комиссия подводит итоги.
Отчеты о выполнении настоящего Соглашения рассматриваются, по предложению одной из сторон, на совместном заседании коллегии Минобразования России и Президиума ЦК Профсоюза и доводятся до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации, территориальных и первичных организаций Профсоюза, учреждений.
1.8. Минобразование России и Профсоюз доводят текст настоящего Соглашения до органов управления образованием, учреждений, территориальных и первичных организаций Профсоюза для применения и содействуют его реализации.
1.9. Стороны согласились, что ход, промежуточные и итоговые результаты выполнения настоящего Соглашения, иных соглашений и коллективных договоров учреждений целесообразно регулярно освещать в средствах массовой информации, включая профессиональные и вузовские печатные издания.
1.10. Соглашение вступает в силу с момента подписания и действительно до заключения нового.
Коллективные переговоры по разработке и заключению нового Соглашения должны быть начаты не позднее 1 октября 2003 года.
1.11. В случае реорганизации Сторон Соглашения их права и обязанности по настоящему Соглашению переходят к их правопреемникам и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение.
1.12. Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему работников, обучающихся в учреждениях профессионального образования, работодателей, не делегировавших ранее полномочий на его заключение, а также учреждений и органов управления образованием другой ведомственной принадлежности, при условии заключения соответствующих соглашений с Минобразованием России и Профсоюзом.
1.13. Стороны в своих действиях при рассмотрении вопросов социально - экономического положения работников образования учитывают положения рекомендаций ЮНЕСКО/МОТ "О положении учителей" 1966 года и рекомендаций ЮНЕСКО "О статусе преподавательских кадров высших учебных заведений" 1997 года.
2. Трудовые отношения
2.1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что:
2.1.1. Трудовые отношения между работником и учреждением (работодателем), возникающие на основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством Российской Федерации о труде и об образовании, настоящим Соглашением, коллективным договором.
Трудовой договор (контракт) - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязуется своевременно выплачивать работнику заработную плату в установленные сроки и размерах, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Соглашением, иными соглашениями, коллективным договором учреждения и соглашением сторон.
2.1.2. Трудовой договор (контракт) с работниками учреждений заключается на неопределенный срок. Заключение срочного трудового договора (контракта) допускается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, предусмотренных законом.
Должности профессорско - преподавательского и научного состава замещаются по трудовому договору (контракту), заключению которого предшествует конкурсный отбор претендентов.
Минобразование России обязуется разработать в 2001 году и по согласованию с Профсоюзом утвердить Положение о порядке замещения должностей научных работников.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.
2.1.3. Отношения между учреждением и обучающимися определяются законодательством Российской Федерации, уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания обучающихся в общежитии, дополнением к коллективному договору или самостоятельным соглашением профсоюзной организации студентов с представителями работодателя, иными локальными актами.
2.2. Содержание трудового договора (контракта), порядок его заключения и расторжения определяются КЗоТ Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, уставом учреждения и оговаривается в территориальном соглашении, коллективном договоре.
Условия трудового договора (контракта), ухудшающие положение работника, по сравнению с трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективным договором являются недействительными.
В учреждениях рекомендуется совместно с профсоюзной организацией разрабатывать примерные формы трудовых договоров (контрактов) для различных категорий работников и оформлять их как приложение к коллективному договору.
2.3. Работодатель, его полномочные представители обязаны при заключении трудового договора (контракта) с работником и при зачислении обучающегося в учреждение ознакомить их под роспись с настоящим Соглашением, уставом, коллективным договором, правилами внутреннего (трудового) распорядка и иными локальными актами, действующими в учреждении.
2.4. Минобразование России обязуется разработать и по согласованию с Профсоюзом утвердить:
рекомендации об особенностях регулирования трудовых отношений с работниками, занимающими выборные административные должности (декан, заведующий кафедрой и др.);
примерную форму трудового договора (контракта) между органом управления образованием и руководителем образовательного учреждения;
примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно - методической, научно - исследовательской и других видов работ, выполняемых профессорско - преподавательским составом вузов;
типовое положение о порядке планирования учебной нагрузки профессорско - преподавательского состава.
3. Обязательства в области экономики и управления
образованием
3.1. Стороны договорились в установленном порядке, в пределах их компетенции, обращаться в федеральные органы исполнительной власти для обеспечения:
3.1.1. Своевременного и в полном объеме выделения предусмотренных в федеральном бюджете и принятых в его исполнение постановлениях Правительства Российской Федерации на 2001 г. и последующие годы средств на оплату труда работникам учреждений, стипендий, иных выплат работающим и обучающимся, охрану труда и другим статьям расходов.
3.1.2. Своевременного и в полном объеме снабжения топливно - энергетическими и водными ресурсами учреждений различных типов и видов.
3.1.3. Государственного регулирования для учреждений тарифов на оплату тепло - энергоснабжения, другим коммунальным и прочим услугам.
3.1.4. Разработки и принятия нормативных правовых актов, запрещающих отключение водо-, газо-, тепло - энергоснабжение учреждений из-за неуплаты коммунальных платежей в случае задержки перечисления соответствующих средств.
3.1.5. Освобождения учреждений от штрафных санкций и взыскания пени по всем видам платежей в случае задержки перечислений им бюджетных средств (за весь период задержки).
3.1.6. Учета Правительством Российской Федерации в проектах федерального бюджета на 2001 - 2003 годы ассигнований на индексацию ставок, окладов, доплат, надбавок, стипендий и иных социальных выплат и компенсаций работникам и обучающимся, включая социальные гарантии, предусмотренные законодательством об образовании.
3.1.7. Внесения согласованных предложений в проект Федерального закона "О государственных минимальных социальных стандартах", добиваться его принятия.
3.1.8. Формирования системы социальных норм и нормативов в сфере образования.
3.2. Стороны считают целесообразным совместно подготовить Минобразованию России внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации соответствующих федеральных министерств предложения по:
3.2.1. Выполнению норм Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", других нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений и стипендий обучающихся, а также социальных выплат и компенсаций.
Совершенствованию системы стипендиального обеспечения в целях последовательного приближения размера стипендии к уровню прожиточного минимума.
3.2.2. Разрешению проблем управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью учреждений.
3.2.3. Решению проблем применения льготного порядка налогообложения физических и юридических лиц, направляющих свои средства на реализацию уставных задач и целей учреждений.
3.2.4. Освобождению средств учреждений независимо от источников получения, от всех видов налогов, сборов и пошлин, при условии направления их на реализацию собственных уставных задач.
3.2.5. Компенсации потерь учреждениям, работникам и обучающимся в связи с задержкой выплаты заработной платы, стипендий, иных социальных выплат и компенсаций, ассигнований на оплату коммунальных и иных услуг.
3.2.6. Разработке механизма реализации государственных социальных гарантий и льгот работникам.
3.3. Стороны договорились способствовать регулированию отношений между учреждениями и их учредителями, в том числе на договорной основе, в соответствии с действующим законодательством.
3.4. Минобразование России и Профсоюз обмениваются оперативной информацией о задолженности образовательным учреждениям из бюджетов различных уровней и принимают меры по ее ликвидации.
3.5. Стороны согласились совместно добиваться:
3.5.1. Обеспечения гарантии получения гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.
3.5.2. Своевременного и полного финансирования учреждений по всем статьям расходов.
3.5.3. Доведения до учреждений федерального подчинения годовых объемов финансирования по кварталам и месяцам по всем статьям расходов, после их утверждения Минфином России, открытия финансирования не позднее 5 числа текущего месяца, для обеспечения выплаты работникам заработной платы 2 раза в месяц.
3.5.4. Совместно с органами управления образованием, территориальными и первичными организациями Профсоюза целевого использования ассигнований бюджетов всех уровней, выделяемых на образование и, прежде всего, на погашение задолженности по зарплате работникам, стипендиям, другим социальным выплатам; своевременного и полного текущего финансирования, обращаясь, при необходимости, в отделения Федерального казначейства, финансовые, судебные органы, органы прокуратуры, органы по труду, к полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.
3.5.5. Ответственности руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, представителей работодателя (материальной, административной, дисциплинарной, уголовной) за обеспечение стабильного финансирования учреждений, соблюдение трудового законодательства, обеспечение социальных гарантий и льгот работникам.
3.5.6. Повсеместного выполнения норм законодательства в части оплаты за проживание в студенческих общежитиях, выплаты в полном объеме пособий обучающимся - детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам, пострадавшим в результате аварий, техногенных катастроф и др.
3.5.7. Распространения в рамках действующего законодательства на аспирантов высших учебных заведений льгот и гарантий, предусмотренных для студентов вузов.
3.5.8. Расширения привлечения студентов образовательных учреждений к выполнению научно - исследовательских работ в пределах выделяемых средств и оказание помощи в реализации практических проектов.
3.5.9. Развития в учреждениях системы студенческого самоуправления через студенческие, в т.ч. объединенные профсоюзные организации и их выборные органы.
3.5.10. Выплаты надбавок к стипендиям студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, в размере 15% от минимального размера стипендии, в соответствии с действующим законодательством за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
3.5.11. Реализации в полном объеме положений Закона Российской Федерации "Об образовании" о статусе образовательного учреждения как юридического лица и регламентации деятельности образовательных учреждений различных типов, видов, категорий.
3.5.12. Принятия законов, иных нормативных правовых актов, позволяющих создавать в отрасли полномочные объединения работодателей различных видов и регламентировать их деятельность как социальных партнеров.
3.6. Стороны согласились осуществлять совместные действия и контроль за соблюдением законодательства в части:
запрета на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений;
недопущения взимания платы за ликвидацию академической задолженности, различные пересдачи контрольных работ, зачетов, экзаменов, лабораторных, практических работ, пользования библиотекой, получения студенческих билетов и зачетных книжек и другие услуги, относящиеся к основной образовательной деятельности образовательных учреждений.
3.7. Минобразование России разрабатывает и согласовывает с Профсоюзом рекомендации о совершенствовании деятельности органов управления образованием, принимает меры по упорядочению компетенции органов управления образованием, централизованных бухгалтерий, других учреждений, организаций и предприятий в системе образования Российской Федерации, обслуживающих образовательные учреждения.
3.8. Стороны рекомендуют представителям работодателей учреждений:
3.8.1. При принятии решения об изменении подчиненности объектов социально - культурной сферы, при передаче в аренду земли, зданий, помещений, сооружений, оборудования, находящихся в оперативном управлении учреждений:
учитывать мнение коллектива работников или, по его поручению, профсоюзного органа, не допуская ухудшения условий труда и быта работников;
фиксировать в коллективном договоре или в отдельном приложении к нему направление, размеры и порядок использования полученных и остающихся в распоряжении учреждения средств, в том числе внебюджетных.
3.8.2. Создавать внебюджетные фонды социальной защиты работников с участием профсоюзных организаций учреждений.
3.8.3. Оплачивать по основному месту работы командировочные расходы педагогическим работникам в период повышения квалификации и переподготовки при сохранении среднего заработка (с учетом его индексации) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов".
3.9. Руководство Минобразования России проводит ежеквартальные встречи Студенческого координационного совета Профсоюза для обсуждения проблем студенчества, выработки мер и путей их решения.
4. Оплата труда и нормы труда.
Стипендиальное обеспечение
Стороны считают, что:
4.1. Тарифные ставки и оклады работников образования, устанавливаемые в соответствии с разрядами Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, и утверждаемой законодательством Российской Федерации, являются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обязательными на территории Российской Федерации минимальными размерами ставок заработной платы и должностных окладов работников учреждений, соответствующих профессионально - квалификационных групп.
Системы и формы оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера устанавливаются учреждениями в пределах имеющихся средств, в том числе из внебюджетных источников, самостоятельно, по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях (в том числе в форме положений об оплате труда).
4.2. Выполнение работниками дополнительных видов работ, не входящих в круг их прямых обязанностей, осуществляется за дополнительную оплату, порядок установления и размеры которой регулируются учреждением самостоятельно и закрепляется в коллективном договоре.
4.3. Доплаты компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда (выполнение работ в ночное время, сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни, с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда), устанавливаются в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
Перечень работ с условиями труда, отклоняющимися от нормальных, за которые производятся доплаты, а также размеры доплат конкретизируются в каждом учреждении и фиксируются в коллективном договоре.
4.4. Сохраняется порядок, размеры и условия повышения (в процентах) ставок заработной платы и должностных окладов работников, предусмотренные действующим законодательством.
4.5. Минобразование России и Профсоюз договорились подготовить предложения и добиваться введения надбавок за продолжительность непрерывной работы всем категориям работников учреждений всех типов и видов.
4.6. В целях разрешения проблем с заработной платой работников, принимая меры по реализации норм оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, установленных в Законе Российской Федерации "Об образовании", Минобразование России и Профсоюз считают необходимым:
4.6.1. Добиваться принятия Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер по приближению размера оплаты труда работников к нормам, предусмотренным законодательством об образовании.
4.6.2. Принять участие в разработке мер поэтапного доведения в 2001 - 2003 годах размера тарифной ставки 1 разряда ЕТС и размера стипендии до уровня прожиточного минимума, определенного для граждан трудоспособного возраста по Российской Федерации.
Добиваться принятия федеральными органами государственной власти решений по повышению уровня тарифной ставки 1 разряда ЕТС и выделению необходимых объемов финансирования из федерального бюджета, в том числе трансфертов, направляемых в субъекты Российской Федерации из расчета ставки 1 разряда ЕТС не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
4.6.3. Совершенствовать единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы, имея в виду:
расширение диапазона дифференциации оплаты труда профессорско - преподавательского состава и других работников учреждений высшей квалификации путем увеличения количества разрядов ЕТС;
повышение уровня оплаты труда работников учреждений образования и науки, имеющих почетные звания и иные государственные награды, через расширение диапазона разрядов, предусмотренных для оплаты их труда.
4.6.4. Принять участие в проведении анализа уровня оплаты труда и жизни работников образования в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем заработной платы в промышленности, прожиточного минимума и стоимости потребительской корзины; разработке рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выравниванию в них соотношения средней зарплаты и прожиточного минимума в производственной сфере и учреждениях бюджетной сферы.
4.6.5. Наполняемость классов, групп, установленную типовыми положениями об образовательных учреждениях с учетом санитарных правил и норм для педагогических работников, считать предельной нормой обслуживания в конкретном классе, группе, за часы работы в которых оплата осуществляется из установленной ставки заработной платы. Превышение количества обучающихся, воспитанников в классе, группе компенсируется педагогическому работнику установлением соответствующей доплаты, как это предусмотрено при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы. Размер такой доплаты учреждение определяет самостоятельно, что фиксируется в коллективных договорах.
4.6.6. Совместно разработать предложения по совершенствованию оплаты труда за дополнительную педагогическую работу, непосредственно связанную с образовательным процессом (проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, классное руководство и т.п.) и выполняемую учителями, преподавателями наряду с преподавательской работой, предусмотрев для каждого вида такой работы примерные нормы рабочего времени, учитываемые в объеме их учебной нагрузки при тарификации.
4.6.7. Добиваться установления нормы 18 часов за ставку заработной платы для учителей 1 - 4 классов.
4.6.8. Рекомендовать органам управления образованием:
определять фонд оплаты труда для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений исходя из ставок (окладов) по ЕТС и ассигнований на установление доплат и надбавок в размере не ниже 25 процентов фонда оплаты труда, сформированному с учетом компенсационных выплат;
предусматривать учреждениям средства на оплату труда работников за превышение наполняемости классов (групп), предусмотренной типовыми положениями;
в целях стимулирования труда педагогических работников из числа выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования предусматривать установление им соответствующих надбавок к ставкам (окладам) заработной платы.
4.7. Стороны пришли к согласию о том, что вопросы исчисления заработной платы работников учреждений (кроме работников вузов и учреждений повышения квалификации специалистов), определения норм рабочего времени, порядка распределения учебной нагрузки, исчисления стажа педагогической работы, определения уровня образования - регулируются не противоречащими законодательству Российской Федерации Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94, с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.06.90, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников профессионально - технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.76 с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.10.85, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной Приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605, с учетом внесенных дополнений и изменений, а также норм действующего законодательства.
Минобразование России принимает необходимые меры по утверждению инструкции (положения) о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, указанных во втором абзаце данного пункта.
4.8. Стороны договорились в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", что в случае организации и проведения Профсоюзом забастовки на уровне отрасли, ввиду невыполнения или нарушения условий настоящего Соглашения добиваться выплаты работникам, участвовавшим в забастовке, заработной платы в полном размере.
Рекомендовать органам управления образованием и работодателям сохранять за работниками, участвовавшими в забастовке из-за невыполнения коллективных договоров и соглашений по вине работодателя или органов власти, заработную плату в полном размере, что фиксируется в коллективных договорах и соглашениях.
4.9. Стороны считают, что экономия средств (как бюджетных, так и внебюджетных) по смете расходов в соответствии с коллективным договором может направляться:
на премирование, выплату надбавок и оказание материальной помощи работникам, улучшение условий труда и быта, удешевление стоимости общественного питания, организацию отдыха работников, их семей, обучающихся, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников и обучающихся;
на укрепление материально - технической базы, содержание зданий и сооружений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производственные нужды, а также долевое участие в строительстве жилья работникам.
4.10. Минобразование России и Профсоюз принимают необходимые меры для обеспечения своевременной выплаты в учреждениях заработной платы, стипендий, пособий из бюджетов всех уровней в учреждениях, в том числе путем усиления государственного и общественного контроля с участием департаментов, управлений и отделов Минобразования России, органов управления образованием, Центрального Комитета, территориальных органов Профсоюза и других структур.
4.11. Министерство образования Российской Федерации на своем сайте в сети Internet ежемесячно размещает информацию о постатейном выделении и распределении по учреждениям профессионального образования средств федерального бюджета.
ЦК Профсоюза совместно с территориальными и первичными профсоюзными организациями осуществляют контроль расходования выделенных бюджетных средств.
4.12. Министерство образования Российской Федерации совместно с ЦК Профсоюза подготавливает и направляет по учреждениям профессионального образования инструктивное письмо о порядке осуществления систематического контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств, а также средств, полученных за счет сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, других заработанных им внебюджетных средств.
5. Рабочее время и время отдыха
5.1. В соответствии с действующим законодательством для педагогических работников учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю за одну ставку заработной платы (должностной оклад), для руководящих и других работников отрасли - 40 часов.
5.2. Стороны согласились, что:
продолжительность рабочего времени педагогических работников регулируется правилами внутреннего трудового распорядка, уставом образовательного учреждения, трудовым договором (контрактом), а также расписанием учебных занятий и годовым календарным учебным графиком, что фиксируется в коллективном договоре. За нормированную часть рабочего времени педагогического работника считать норму часов, за которую ему выплачивается ставка (оклад) заработной платы;
время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, считается рабочим временем педагогических и других работников учреждений, ведущих преподавательскую работу в течение учебного года. В эти периоды администрация учреждения вправе привлекать их к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул, утверждая график работы;
оплата труда педагогических и других работников образовательного учреждения, ведущих преподавательскую работу, за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул;
в каникулярное время учебно - вспомогательный и обслуживающий персонал привлекается к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана учреждения и др.), в пределах установленного им рабочего времени с сохранением заработной платы.
5.3. Привлечение отдельных работников образовательных учреждений к работе в выходные и праздничные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, с согласия выборного профсоюзного органа по письменному приказу (распоряжению) представителя работодателя.
Работа в выходной день компенсируется предоставлением другого дня отдыха или, по соглашению сторон, в денежной форме, но не менее чем в двойном размере, что фиксируется в коллективном договоре.
5.4. Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается администрацией по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.
График отпусков составляется на каждый календарный год и доводится до сведения всех работников.
Разделение отпуска, предоставление отпуска по частям, перенос отпуска полностью или частично на другой год, а также отзыв из отпуска допускается только с согласия работника и выборного профсоюзного органа.
Заработная плата за все время отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала отпуска.
Ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен: при временной нетрудоспособности работника; при выполнении работником государственных или общественных обязанностей; в других случаях, предусмотренных Правилами об очередных или дополнительных отпусках (утверждены НКТ СССР 30 апреля 1930 года).
По письменному заявлению работника отпуск должен быть перенесен в случае, если администрация не уведомила своевременно (не позднее чем за 15 дней) работника о времени его отпуска или не выплатила заработную плату за время отпуска до его начала.
5.5. Учреждение, с учетом производственных возможностей, может предоставлять работникам дополнительные оплачиваемые отпуска за счет имеющихся собственных средств, в том числе внебюджетных, которые присоединяются к ежегодному основному отпуску. Условия предоставления и длительность дополнительных оплачиваемых отпусков фиксируются в коллективном договоре.
5.6. Работникам может быть предоставлен отпуск по семейным обстоятельствам (собственной свадьбы или свадьбы детей, рождения ребенка, смерти членов семьи и по другим уважительным причинам), на условиях, предусмотренных в соглашениях, коллективных договорах.
5.7. Стороны договорились подготовить:
положение о порядке и условиях предоставления отпуска продолжительностью до 1 года педагогическим работникам учреждений, учредителем которых является Минобразование России, рекомендовав его как примерное для иных образовательных учреждений. Добиваться включения в бюджеты различных уровней расходов на отпуск;
примерные правила внутреннего (трудового) распорядка для разных типов образовательных учреждений.
6. Гарантии содействия занятости и переобучения
работников
6.1. Стороны договорились разработать отраслевую программу содействия занятости работников образования на 2001 - 2003 годы, предусматривающую меры по сохранению рабочих мест, трудоустройству высвобождаемых работников, их переобучению, переводу в другие учреждения, занятости на общественных работах.
6.2. Минобразование России добивается включения ассигнований, необходимых для реализации указанной отраслевой программы содействия занятости работников, их социальной защите, переподготовке и переквалификации, в перечень направлений расходования бюджетных средств.
6.3. Минобразование России и Профсоюз признают необходимым рекомендовать представителям работодателей и органам управления образованием:
6.3.1. Проводить анализ кадрового потенциала учреждений, в том числе возрастного состава, текучести кадров, фактической педагогической нагрузки, дефицита кадров по предметам (специальностям).
6.3.2. Разработать совместно с профсоюзными органами соответствующих уровней, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований согласованную программу действий по защите работников от безработицы на случай возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда и добиваться ее реализации с учетом территориальной программы содействия занятости населения.
6.3.3. Разрабатывать и предусматривать в соглашениях и коллективных договорах меры по развитию системы обучения, повышения профессионального уровня и опережающего обучения высвобождаемых работников.
6.3.4. Разрабатывать совместно с выборными профсоюзными органами соответствующих уровней систему мер:
- по обеспечению студентов вторичной занятостью, в свободное от учебы время, через молодежные биржи труда и центры занятости;
- эффективную систему трудоустройства выпускников путем развития целевой контрактной подготовки, создания собственных служб занятости студентов.
6.4. Стороны считают, что в случае массовых высвобождений, возникших в связи с ликвидацией учреждений, а также сокращением объемов их деятельности представители работодателя своевременно, не менее чем за три месяца и в полном объеме, представляют органам службы занятости, соответствующему профсоюзному органу информацию о возможных массовых увольнениях работников, числе, категориях и сроках, в течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке.
В условиях массового высвобождения стороны будут содействовать установлению в соглашениях и коллективных договорах мер, направленных на обеспечение занятости работников, на основе законодательства Российской Федерации, в том числе:
6.4.1. Определения льготных критериев массового высвобождения работников отрасли с учетом специфики социально - экономической ситуации в субъекте Российской Федерации и деятельности учреждений.
6.4.2. Добиваться полной или частичной компенсации средств органами службы занятости затрат работодателей на опережающее обучение высвобождаемых работников учреждений.
6.4.3. Рекомендовать органам управления образованием предусматривать финансирование учреждений для выплаты компенсации высвобождающимся работникам.
6.5. Для обеспечения повышения квалификации работников учреждений не реже чем один раз в пять лет Минобразование России:
добивается выделения необходимых средств учреждений федерального подчинения в федеральном бюджете;
рекомендует органам управления образованием предусматривать средства, необходимые для планового повышения квалификации педагогических работников при формировании бюджета соответствующего уровня.
6.6. Представители работодателя учреждений совместно с Минобразованием России:
6.6.1. Осуществляют меры, направленные на содействие занятости высвобождающихся работников, за счет:
создания внутриотраслевого банка данных о потребностях в педагогических кадрах и обеспечении условий для переезда работников на новое место работы с предоставлением им жилья (условий его льготного приобретения), оплатой проезда работников и членов их семей, других льгот (по договоренности сторон);
упреждающей переподготовки кадров, перемещения их внутри учреждений на освободившиеся рабочие места;
развития временной и сезонной занятости работников;
применения как временной меры, альтернативной увольнению, режима неполного рабочего времени (неполного рабочего дня, неполной рабочей недели) и другие меры в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
создания кадрового резерва работников ведущих профессий, временно используемых на других работах в связи с высвобождением в результате сокращения численности или штатов с доплатой до среднего заработка по прежней работе и обеспечением условий для поддержания их профессионального уровня на срок до 6 месяцев;
досрочного (до двух лет) выхода на пенсию в соответствии с заключением службы занятости.
6.6.2. В целях оказания материальной поддержки работников, высвобождаемых из учреждений в связи с сокращением штата, численности работающих, ликвидацией или реорганизацией учреждений, предпринимают следующие меры:
предупреждать работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата не менее чем за 3 месяца;
по договоренности сторон предоставляют в этот период оплачиваемое время для самостоятельного поиска работы на условиях, зафиксированных в коллективном договоре.
6.7. Минобразование России и Профсоюз рекомендуют работодателям и соответствующим профсоюзным органам при заключении коллективных договоров гарантировать работникам, высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата учреждений, сохранения очереди на улучшение жилья (улучшения жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользования лечебными и дошкольными учреждениями на равных с работающими условиями.
6.8. Стороны договорились совместно разрабатывать нормативные правовые акты:
по вопросам совершенствования аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
по вопросам, связанным с социально - трудовыми правами работников учреждений.
7. Социальные гарантии, льготы, компенсации
Стороны считают, что:
7.1. Педагогическим работникам, в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом на условиях совместительства или без занятия штатной должности (помимо основной работы) независимо от нахождения их в отпуске, в период временной нетрудоспособности и отсутствия по другим уважительным причинам, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, независимо от объема учебной нагрузки должна выплачиваться ежемесячно денежная компенсация для обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере, предусмотренном действующим законодательством.
7.2. Образовательное учреждение в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" самостоятельно осуществляет финансово - хозяйственную деятельность, использует по своему усмотрению в соответствии с уставом учреждения финансовые средства, закрепленные за ним учредителем или являющиеся его собственностью. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены учредителем в объем его финансирования на следующий год (квартал, месяц).
Премирование работников, установление надбавок к ставкам, заработной плате и должностным окладам и оказание материальной помощи производится в пределах экономии фонда оплаты труда по смете учреждения, предусматривается в коллективном договоре и не может рассматриваться как нецелевое использование средств.
7.3. Работники системы образования, в том числе беженцы и вынужденные переселенцы из других регионов России, стран СНГ и Балтии, постоянно проживающие и работающие в сельской местности, пенсионеры, ранее работавшие в системе образования, должны пользоваться льготами по коммунальным услугам и другими льготами, установленными законодательством Российской Федерации и решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
7.4. Стороны рекомендуют учреждениям использовать право установления надбавок к ставкам заработной платы (должностным окладам) работникам, награжденным ведомственными наградами, в том числе награжденным до 1995 года, исходя из собственных средств, что фиксируется в соглашении, коллективном договоре.
7.5. Стороны согласились с необходимостью выработки мер по:
реализации положений Национальной доктрины образования в Российской Федерации в части создания отраслевой профессиональной пенсионной системы с обязательным участием средств бюджетов всех уровней и иных источников;
сохранению права педагогических работников на пенсию за выслугу лет, совершенствованию порядка и условий назначения этой пенсии, внесению изменения и дополнений в список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей;
повышению пенсии профессорско - преподавательскому составу до уровня 75% заработной платы по основному месту работы;
сохранению, в установленном порядке, за работниками образования льгот по оплате коммунальных услуг;
учету при подготовке новой редакции Списка профессиональных заболеваний вредных производственных факторов, воздействие которых может приводить к профессиональным заболеваниям работников образования.
7.6. Минобразование России и Профсоюз признают необходимым:
продлевать действие имеющихся квалификационных категорий педагогическим и руководящим работникам в случае наличия задолженности по заработной плате, возобновления педагогической работы после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения или выходом на пенсию, независимо от ее вида и в других случаях, предусматривая их в соглашениях, коллективных договорах;
совершенствовать, по согласованию с профсоюзными органами, систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, создавать необходимые условия при проведении аттестации, разрабатывать соответствующие рекомендации;
оказывать методическую помощь при организации и проведении территориальных конкурсов педагогического мастерства ("Учитель года", "Лидер в образовании" и др.);
с целью пропаганды положительного опыта управленческой деятельности работников управлений образованием субъектов Российской Федерации способствовать организации издания печатного органа "Лидер в образовании";
производить в течение года доплаты в размере 20% от оклада педагогическим работникам при подготовке новых дисциплин, вводимых в связи с изменением государственных учебных планов (ст. 94 КЗоТ Российской Федерации);
добиваться участия в разработке и включения в Государственную программу по обустройству и оказанию помощи лицам, переселяющимся из районов Крайнего Севера в другие регионы России, специального раздела по высвобождающимся из образовательных учреждений, желающим и нуждающимся в этом по состоянию здоровья педагогическим работникам, ветеранам педагогического труда.
7.7. Порядок возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется: Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей" от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ, Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1, настоящим Соглашением и коллективным договором.
8. Охрана труда
8.1. Минобразование России:
8.1.1. Обеспечивает разработку и принятие в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2000 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" отраслевой программы первоочередных мер по улучшению условий труда и учебы на 2001 - 2003 годы.
8.1.2. Создает отраслевую службу охраны труда и осуществляет организационно - методическое руководство службами охраны труда учреждений, разработку нормативных правовых актов и отраслевых стандартов по охране труда на 2001 - 2003 годы.
8.1.3. Разрабатывает и утверждает порядок обучения и проверки знаний по охране труда работников учреждений.
8.1.4. Разрабатывает и утверждает сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
8.1.5. Ежегодно предусматривает выделение не менее 10 процентов централизованных средств Минобразования России на финансирование отраслевой программы первоочередных мер по улучшению условий охраны труда, разработку отраслевых нормативных документов.
8.1.6. Осуществляет учет и регулярный анализ случаев производственного травматизма работников и несчастных случаев с обучающимися учреждений обобщает государственную отчетность по форме 7-Т (травматизм), 1-Т (условия труда) "О состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда", а также отчет о несчастных случаях с обучающимися учреждений.
Разрабатывает перечень вопросов, характеризующих состояние условий и охраны труда, производственного травматизма, несчастных случаев с обучающимися, проводит их ежегодный анализ, разрабатывает и реализует мероприятия по улучшению условий труда и снижению травматизма.
Результаты анализа, отчеты и планы мероприятий оперативно направляются в Профсоюз и его территориальные организации для информации, выработки и принятия совместных согласованных действий.
8.1.7. Обеспечивает работу курсов повышения квалификации работников служб охраны труда учреждений.
8.1.8. Ежегодно информирует Профсоюз о финансировании вузами мероприятий по охране труда, в т.ч. затраты на спецодежду и средства индивидуальной защиты, молоко, спецжиры, на проведение медосмотров и на доплаты за работу во вредных условиях труда.
8.2. Представители работодателя в соответствии с требованиями законодательства:
8.2.1. Осуществляют за счет средств учреждений обучение и аттестацию в знании норм, правил по охране труда и экологической безопасности всех работников согласно пунктов 1, 2, 3 статьи 18 Федерального закона "Об охране труда в Российской Федерации" и подпунктов 11, 12 пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
8.2.2. Выделяют средства на охрану труда из всех источников финансирования в размере не менее 2,0% от фонда оплаты труда, которые отражаются в коллективном договоре и уточняются в соглашении об охране труда, являющимся приложением к коллективному договору.
8.3. Минобразование России совместно с Профсоюзом привлекать членов Совета по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса (Приказ Минобразования России от 28.09.2000 N 1255) к разработке отраслевых нормативных документов по охране труда и учебы.
8.4. Профсоюз создает техническую инспекцию труда на общественных началах в соответствии со структурой отраслевой службы охраны труда и организует обучение инспекторов не реже чем один раз в три года.
8.5. Профсоюз обязуется силами технической инспекции труда и профсоюзного актива оказывать практическую помощь в осуществлении общественного контроля за охраной труда, анализе состояния производственного травматизма, профзаболеваемости.
8.6. Профсоюзные органы на местах совместно с представителями работодателя осуществляют:
8.6.1. Контроль за состоянием условий охраны труда и выполнением учреждением (работодателем) своих обязанностей в соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
8.6.2. Совместно с представителями работодателя:
обеспечивают формирование и организацию деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда в учреждениях;
организуют работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов;
организуют и обеспечивают проведение общественного контроля состояния охраны труда, пожарной и экологической безопасности.
8.7. В случае ухудшения условий труда и учебы (отсутствие нормальной освещенности в аудиториях, низкий температурный режим, повышенный шум и т.п.), грубых нарушений требований охраны труда, техники безопасности, пожарной и экологической безопасности внештатные технические инспекторы труда или уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзных организаций учреждений вправе вносить представления Государственной инспекции труда о приостановке выполнения работ до устранения выявленных нарушений. Приостановка работ осуществляется после официального уведомления представителей работодателя.
9. Социальная сфера и обеспечение жильем
9.1. Минобразование России обеспечивает:
9.1.1. Сосредоточение выделяемых капиталовложений на финансировании вводимых объектов учреждений. Утвержденный ежегодный перечень таких объектов представляется в Профсоюз.
9.1.2. Содействие принятию администрацией на баланс учреждений имеющихся объектов социальной сферы, в том числе санаториев - профилакториев, оказывает учреждениям при решении этих вопросов возможную финансовую помощь.
9.1.3. Ежегодную разработку и планирование комплекса мероприятий по организации летнего отдыха обучающихся, работников учреждений и членов их семей, особо нуждающихся в социальной поддержке, а также льготного содержания детей из малообеспеченных семей в дошкольных образовательных учреждениях.
9.1.4. Предусмотрение бюджетных средств на содержание и развитие санаториев - профилакториев подведомственных учреждений.
9.1.5. Предусмотрение бюджетных средств в размере двух месячных стипендиальных фондов на оздоровление обучающихся.
9.1.6. Установление доли бюджетных средств, выделяемых на развитие социальной сферы отрасли, в том числе на строительство жилья, конкретный размер которых применительно к условиям учреждения определяется в коллективном договоре.
9.2. Минобразование России и Профсоюз добиваются привлечения средств Фонда государственного социального страхования для оздоровления обучающихся и обеспечивают эффективное использование средств Фонда на санаторно - курортное лечение и льготы работникам и их семьям, содержание санаториев - профилакториев, спортивно - оздоровительных лагерей, домов отдыха, спортивных баз, сохранение и развитие объектов социально - культурной сферы и реализацию этих предложений.
Конкретные предложения фиксируются в коллективном договоре, соглашении.
9.3. Работодатели и их представители:
9.3.1. Осуществляют мероприятия по организации отдыха, санаторно - курортного лечения работников и обучающихся на имеющейся базе учреждений (с учетом межвузовской кооперации).
9.3.2. Могут перечислять на счет профсоюзного комитета учреждения денежные средства для ведения социально - культурной, физкультурно - оздоровительной и иной работы. Конкретные размеры отчислений устанавливаются коллективным договором.
9.4. Минобразование России совместно с Профсоюзом определяют не позднее первого квартала текущего года список межвузовских региональных баз отдыха для их поддержки и приоритетного финансирования.
9.5. Минобразование России при формировании бюджетных показателей учитывает объем средств, необходимых для проведения ежегодных, обязательных профилактических медицинских осмотров работников и обучающихся учреждений за счет средств бюджета.
Министерство и Профсоюз считают необходимым рекомендовать в субъектах Российской Федерации применять аналогичный порядок определения размеров выделения финансовых средств для организации проведения указанных профилактических осмотров и осуществлять постоянный контроль за состоянием медицинской помощи работающим и обучающимся в учреждениях, не допускать ликвидации студенческих поликлиник и санаториев - профилакториев.
9.6. Минобразование России обязуется перечислять целевые средства, выделяемые на оздоровление обучающихся не менее чем за 30 дней до завершения второго квартала в полном объеме.
9.7. Работодатели, полномочные представители выделяют не менее 2% из внебюджетных средств на оздоровление обучающихся.
10. Гарантии прав профсоюзных органов
и членов профсоюза
10.1. Права и гарантии деятельности Профсоюза, территориальных и первичных организаций, соответствующих выборных профсоюзных органов определяются КЗоТ Российской Федерации, Федеральными законами "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О коллективных договорах и соглашениях", "Об общественных объединениях", Законом Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", законами субъектов Российской Федерации, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, настоящим Соглашением, иными соглашениями, Уставом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, уставом учреждения, коллективным договором.
10.2. Стороны обращают внимание на то, что работодатели и их полномочные представители:
10.2.1. Обязаны соблюдать права и гарантии профсоюза, способствовать его деятельности.
10.2.2. Предоставляют профсоюзному органу учреждения бесплатно необходимые помещения, отвечающие санитарно - гигиеническим требованиям, обеспеченные отоплением и освещением, оборудованием, необходимым для работы самого профсоюзного органа и проведения собраний работников; обеспечивают охрану и уборку выделяемых помещений, безвозмездно предоставляют имеющиеся транспортные средства и средства связи (в том числе компьютерное оборудование, электронную почту и Internet), что закрепляется в коллективном договоре.
10.2.3. Не препятствуют представителям профсоюзных органов в посещении учреждения и подразделений, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав.
10.2.4. Предоставляют профсоюзному органу по его запросу информацию, сведения и разъяснения по вопросам условий труда, заработной платы, другим социально - экономическим вопросам, жилищно - бытового обслуживания, работы предприятий общественного питания, условий проживания в общежитии.
10.2.5. Обеспечивают при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, а также других работников - не членов профсоюза, на которых распространяется действие коллективного договора, ежемесячное бесплатное перечисление с расчетного счета учреждения на расчетный счет профсоюзной организации средств в размере, установленном коллективным договором, соглашением. Перечисление средств производится в полном объеме и одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.
10.2.6. Содействуют профсоюзным органам в использовании отраслевых и местных информационных систем для широкого информирования работников о деятельности профсоюза по защите социально - трудовых прав и профессиональных интересов работников образования.
10.3. Стороны признают гарантии для избранных (делегированных) в органы Профсоюза работников, не освобожденных от производственной деятельности (работы), в том числе:
10.3.1. Работники не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа профорганизации, членами которой они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях учреждений - без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа; а руководители и члены профсоюзных органов учреждений - вышестоящего профсоюзного органа.
10.3.2. Увольнение по инициативе представителя работодателя лиц, избранных в состав профсоюзных органов, допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а председателей профсоюзных организаций учреждений - с согласия вышестоящего профсоюзного органа.
10.3.3. Члены выборных профсоюзных органов, уполномоченные профсоюза по охране труда и социальному страхованию, представители профсоюзной организации в создаваемых в учреждении совместных с работодателем комиссиях освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллекти

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 29.01.2001 n 16 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 1997 Г. n 164 О СОЗДАНИИ ДИРЕКЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ НА 1996 - 2000 ГОДЫ  »
Постановления и Указы »
Читайте также