ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 n 16-О ПО ЗАПРОСУ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦА СЕДЬМОГО РАЗДЕЛА ii ПРИЛОЖЕНИЯ n 1 К ПОСТАНОВЛЕНИЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 СЕНТЯБРЯ 1993 Г. n 941 О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ, ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ ПО КОНТРАКТУ В КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН ЛИБО СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, И ИХ СЕМЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2001 г. N 16-О
ПО ЗАПРОСУ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ АБЗАЦА
СЕДЬМОГО РАЗДЕЛА II ПРИЛОЖЕНИЯ N 1 К ПОСТАНОВЛЕНИЮ
СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 22 СЕНТЯБРЯ 1993 Г. N 941 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ
ВЫСЛУГИ ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ
ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ,
ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ
СЛУЖБЫ ИЛИ ПО КОНТРАКТУ В КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ,
МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН ЛИБО СЛУЖБУ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, И ИХ СЕМЬЯМ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Тюменской областной Думы,
установил:
1. В запросе Тюменской областной Думы оспаривается конституционность положения абзаца седьмого раздела II приложения N 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации", согласно которому служба в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца с 1 января 1988 года.
Заявитель полагает, что установление Правительством Российской Федерации даты, начиная с которой время службы в указанной местности засчитывается в выслугу на льготных условиях, нарушает права граждан, проходивших службу там же до 1 января 1988 года, а потому оспариваемое положение не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 39 (часть 2).
2. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Таким законом в настоящее время является, в частности, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (с последующими изменениями и дополнениями), которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан.
Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило о том, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет и установлен перечень отдаленных местностей Российской Федерации, в которых служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсий (приложение N 1). В приложении N 1 указывается также, с какого времени служба в каждой из перечисленных местностей засчитывается в выслугу лет на льготных условиях.
Установление Правительством Российской Федерации даты, начиная с которой действуют льготные условия зачета в выслугу лет времени службы в той или иной отдаленной местности Российской Федерации, само по себе не может рассматриваться как нарушение предписания статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Из содержания оспариваемого положения не следует, что Правительство Российской Федерации, определяя в данном случае в качестве такой даты 1 января 1988 года, действовало произвольно, по своему усмотрению, в противоречии с законодательными нормами, регулирующими пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" данный Закон вводился в действие с 1 февраля 1993 года; при этом также устанавливалось, что право на получение пенсий, назначенных до 1 февраля 1993 года в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" и другими ранее действовавшими нормативными актами (включая нормативные акты Правительства СССР по данному вопросу), не пересматривается.
Льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, служивших в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области, было введено Постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1988 г. N 445 "О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР в местностях СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей" и осуществлялось начиная с 1 января 1988 года.
Таким образом, Правительство Российской Федерации лишь воспроизвело в оспариваемой норме ранее установленное правило, т.е. не изменило правовой статус лиц, проходивших службу в Ханты-Мансийском автономном округе и имевших право на исчисление выслуги лет на льготных условиях, и не вышло за пределы законодательных предписаний, регламентирующих порядок введения в действие и применения норм Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей".
Как следует из запроса, Тюменская областная Дума полагает, что льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии должно распространяться и на тех граждан, которые проходили службу на территории Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области до 1 января 1988 года, т.е. фактически ставит вопрос о расширении сферы действия оспариваемой нормы во времени и по кругу лиц. Между тем решение этого вопроса является прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, в том числе связанными с прохождением службы в отдаленных местностях Российской Федерации, в неблагоприятных природно-климатических условиях, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать такого рода льготы, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения льготного исчисления выслуги лет при прохождении службы в конкретной местности, что применительно к рассматриваемому случаю нельзя расценивать как нарушение принципа равенства.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Тюменской областной Думы, поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
Судья
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.И.ТИУНОВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 n 17-О ПО ХОДАТАЙСТВУ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 1, ПУНКТА 1 СТАТЬИ 21 И ПУНКТА 3 СТАТЬИ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также