ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.07.1996 n 881 (с изм. от 30.12.2000) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 1996 г. N 881
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК"
(с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ
от 08.01.1998 N 13, от 27.07.1998 N 839, от 27.08.1999 N 966,
от 27.11.2000 N 891, от 30.12.2000 N 1034)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4905) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Русский язык" (далее именуется - Программа).
2. Утвердить Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации:
включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы.
4. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить в 1996 году финансирование мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ее исполнителям на 1996 год.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 1996 г. N 881
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РУССКИЙ ЯЗЫК"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК"
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Русский
язык"
Дата принятия решения о - Указ Президента Российской Федерации
разработке Программы от 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете
по русскому языку при Президенте
Российской Федерации"
Государственный заказчик - Государственный комитет Российской
Федерации по высшему образованию
Основные разработчики - Государственный комитет Российской
Федерации по высшему образованию,
Министерство образования Российской
Федерации, Министерство Российской
Федерации по делам национальностей и
федеративным отношениям, Российская
академия наук, Российская академия
образования, Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова
Цели и задачи Программы - духовное, художественное и научное
возрождение России;
обеспечение всестороннего развития и
распространения русского языка,
являющегося государственным языком
Российской Федерации, культурным
достоянием народов России;
развитие и культивирование русского
языка как национального языка русского
народа и государственного языка
Российской Федерации;
укрепление позиций русского языка как
средства межнационального общения
народов России и стран СНГ и Балтии;
расширение функций русского языка как
одного из распространенных языков
широкого международного употребления;
обновление содержания и методов
обучения русскому языку;
усиление роли русского языка в
современном российском и международном
образовательном пространстве;
разработка комплекса мер, направленных
на пропаганду русского языка и культуры
России в средствах массовой информации
Сроки реализации - 1996 - 2000 годы
Программы
Перечень разделов - Русский язык как государственный язык
Российской Федерации. Государственная
политика в области русского языка
Русский язык как национальный язык
русского народа, основа его
художественной и духовной культуры
Русский язык как мировой язык
Исполнители Программы - Государственный комитет Российской
Федерации по высшему образованию,
Министерство образования Российской
Федерации, Министерство юстиции
Российской Федерации, Министерство
культуры Российской Федерации,
Министерство иностранных дел Российской
Федерации, Министерство Российской
Федерации по делам национальностей и
федеративным отношениям, Российская
академия наук, Российская академия
образования, Российский центр
международного научного и культурного
сотрудничества при Правительстве
Российской Федерации, Министерство
Российской Федерации по сотрудничеству
с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств,
Министерство науки и технической
политики Российской Федерации,
Федеральная служба России по
телевидению и радиовещанию, Комитет
Российской Федерации по печати
Объем и источники - 825140 млн. рублей за счет средств
финансирования федерального бюджета
(в ценах 1996 года)
Ожидаемые конечные - гарантирование конституционных прав
результаты реализации личности в языковой сфере;
Программы создание условий для реализации
Закона РСФСР "О языках народов РСФСР";
укрепление российской государственности
путем создания условий для
бесконфликтного функционирования
русского языка в условиях двуязычия и
расширения сферы функционирования
русского языка;
обеспечение благоприятных условий для
функционирования русского языка как
государственного языка Российской
Федерации на всей территории страны;
укрепление позиций русского языка в
России и мире;
повышение грамотности населения и
культуры владения русским языком;
удовлетворение потребностей в научной,
популярной и справочной литературе по
русскому языку;
выпуск нового поколения
учебно-методической литературы по
русскому языку;
создание и освоение новых методов
преподавания русского языка в средней и
высшей школе
Система организации - определяется Государственным комитетом
контроля за исполнением Российской Федерации по высшему
Программы образованию
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Федеральная целевая программа "Русский язык" (далее именуется - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 декабря 1995 г. N 1221 "О Совете по русскому языку при Президенте Российской Федерации".
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций и других международных организаций, принадлежит к наиболее распространенным языкам мира. Русский язык в Российской Федерации призван выполнять многообразные функции, играть важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в сотрудничестве с народами Содружества Независимых Государств и Балтии, с мировым сообществом в целом.
В связи с развитием процессов межнациональной и межгосударственной интеграции в настоящее время необходимо обеспечить на общегосударственном уровне поддержку русского языка как мощного социального фактора консолидации стран СНГ, как стимула развития культурных, правовых, экономических и политических отношений внутри Российской Федерации, реализации геополитических интересов России. Программа предусматривает усиление позиций русского языка в России, в странах СНГ и за их пределами.
Основными целями Программы являются:
духовное возрождение и обновление России;
формирование государственной политики в области русского языка;
развитие и поддержка русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации;
повышение статуса русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов России и зарубежных стран;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России и СНГ;
расширение функций русского языка как одного из распространенных языков мира;
разработка комплекса мер, направленных на пропаганду русского языка и культуры в средствах массовой информации.
Указанные цели реализуются в Программе в следующих разделах:
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка
Русский язык как национальный язык русского народа, основа его духовной и художественной культуры
Русский язык как мировой язык
В Законе РСФСР "О языках народов РСФСР", принятом 25 октября 1991 г., русский язык объявлен государственным языком на всей территории России. В пункте 2 статьи 3 Закона сказано: "Русский язык, являющийся основным средством межнационального общения народов РСФСР в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, имеет статус государственного языка РСФСР на всей территории РСФСР". В соответствии с конституциями и законами о языках, принятыми в 10 республиках Российской Федерации, языки титульных народов также объявлены государственными. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации был подтвержден Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.
Статья 68 Конституции Российской Федерации провозглашает:
"1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития".
Для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка:
сокращаются сферы функционирования русского языка на территории бывшего СССР, в результате чего многие миллионы людей, говорящих на русском языке, не могут в полной мере использовать его в сферах управления, образования, культуры, литературы и информатики;
меняется концепция развития национально-русского двуязычия в бывших республиках СССР, что приводит к ослаблению значения русского языка в странах СНГ и Балтии; это, в свою очередь, отрицательно влияет и на отношение к проблемам двуязычия в отдельных регионах Российской Федерации;
сокращается объем деловой корреспонденции на русском языке; изменение форм и методов управления в условиях перехода к рыночной экономике не обеспечено новыми стандартами и правилами деловой корреспонденции, делопроизводства и архивного дела;
сокращается издание книг на русском языке, значительно уменьшились их тиражи, рынок книг ущербен и примитивен, резко сократился выпуск серьезных научных и художественных публикаций, в том числе книг по русскому языку, из-за перепрофилирования многих издательств на выпуск конъюнктурной литературы;
не вполне отвечают потребностям современного российского общества преимущественно переводные информационные системы;
отстала нормализаторская работа: создание и распространение норм русского литературного языка не вполне отвечает потребностям современного общества;
возникли серьезные трудности в преподавании русского языка и литературы в школах и вузах: существующая учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям;
отсутствует налаженная система пропаганды русского языка в средствах массовой информации, в средней и высшей школе, в профессиональных сферах.
Эти и другие проблемы приобретают острый характер, что побуждает к принятию на государственном уровне срочных мер для их разрешения, а именно к разработке и реализации федеральной целевой программы, которая должна стать основой современной языковой политики.
Будучи национальным достоянием общества, язык охраняется и поддерживается государством. Языковая политика как одна из составных частей государственной политики направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах жизни общества, их дальнейшего развития и взаимодействия. Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации:
обладает особым политико-правовым статусом на территории Российской Федерации, пользуется специальной поддержкой и заботой со стороны общества и государства;
совместно с государственными языками республик обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере;
выполняет исторически сложившиеся функции языка межнационального общения всех народов страны;
является языком государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.
Программа направлена на обновление языковой политики, осуществляемой, прежде всего, путем правового регулирования, предусматривающего создание законов и нормативных правовых актов в языковой сфере, в частности, разработку и принятие закона о русском языке, составление долгосрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных), нормирование и совершенствование языковой деятельности. При этом на территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.
Стержнем языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации и поощряется изучение национальных языков населением ее республик. Должны быть созданы условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, относящийся вместе с украинским и белорусским языками к восточнославянской группе славянских языков, имеет длительную историю, обладает устойчивыми культурно-историческими традициями, тесно связан с развитием словесности и культуры русского народа.
По данным переписи населения 1989 года, в Российской Федерации русским языком владело 143,7 млн. человек, то есть 97,8 процента всего населения, а также 88 млн. человек в государствах, входивших в СССР. В Российской Федерации 16,4 млн. нерусских свободно владеют русским языком, а 7,5 млн. нерусских назвали его родным.
Происходящие в России преобразования неоднозначно отражаются на состоянии и путях развития русского языка. Он освобождается от многих искажавших его стереотипов и штампов. Вместе с тем происходит снижение речевой культуры в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистики, в бытовом общении. В русскую речь все больше внедряются вульгарные, а иногда и просто непристойные выражения, она засоряется жаргонными словами и оборотами, неоправданными заимствованиями из иностранных языков.
Решение всего комплекса задач, поставленных в Программе, невозможно без опоры на фундаментальные научные исследования. Однако, из-за недостатка сил и средств не обеспечивается необходимый объем и уровень научно-исследовательской работы в области русского языка и словесности. В результате не хватает словарей, справочников, научно-популярной литературы о русском языке и культуре русского народа, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы.
Русский язык является основой литературы, устного народного творчества, книгоиздания, театра, кино, телевидения и радио, эстрады. Ядром русской национальной художественной культуры стала великая русская литература. Через литературу человек с детских лет овладевает нормами русского языка. Классические произведения литературы формируют нравственные ценности, эстетический вкус, внутреннюю культуру, в том числе культуру речи.
В последнее время наблюдается крайне опасная тенденция коммерциализации культуры и литературы, в результате чего подлинные художественные ценности подменяются массовой псевдокультурой, разрушающей нравственные устои общества, искажающей литературные нормы русского языка.
В таких условиях чрезвычайно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что будет иметь не только общенациональное, но и мировое значение. Подготовка и издание научных академических собраний сочинений классиков русской литературы, начиная с Пушкина, помогут сохранению и исследованию богатств русского литературного языка.
Необходимы также общедоступные издания русской и мировой классики. Должен быть разработан и осуществлен проект массовой народной библиотеки классических произведений "Древо чтения".
Необходимо вернуть художественное слово на радио и телевидение, на эстраду, проводить конкурсы чтецов - мастеров художественного слова, театральные и концертные фестивали русской классики и русской народной песни.
Значительный вклад в развитие русского литературного языка внесла русская школа художественного перевода, благодаря которой читателям в России и за ее пределами стали доступны шедевры мировой классики и фольклора народов мира. Необходимо всемерно поддерживать эту культурную традицию.
Настоящая Программа обращена в будущее, поэтому для ее реализации необходимо использовать не только традиционные полиграфические, но и новейшие электронные средства, включая информационные сети, текстовые и мультимедийные носители.
Реальная грамотность населения и культура речи в обществе в решающей степени зависят от того, как поставлено обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов. Между тем состояние преподавания русского языка в целом не может быть признано удовлетворительным. Выпускники школ и даже вузов не обладают необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, стилистике, устной речи, деловом общении и письме, общий уровень их грамотности и речевой культуры во многих случаях низок, они стали меньше читать. Русский язык вытесняется из перечня вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Качественное улучшение обучения русскому языку на базе использования новых программ, учебников нового поколения и новых образовательных технологий - одно из приоритетных направлений Программы.
На состояние русского языка оказывают огромное влияние средства массовой информации. В этой сфере функционирования русского языка возникают особенно серьезные проблемы. Основными из них являются резкое снижение общей и речевой культуры, нарушения грамматических и лексических норм, обеспечивающих правильность, точность, образность и художественную ценность письменной и устной речи. Многие газеты и журналы, телевидение и радио не знают меры в использовании жаргонных и вульгарных слов, заимствований из других языков.
Современные средства массовой информации, к сожалению, перестали быть для читателей, слушателей и зрителей образцом письменной и устной речи, что ведет к резкому снижению языковой и общей культуры населения, особенно молодежи. Перестали существовать образовательные передачи на телевидении и радиовещании по проблемам русского языка.
Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Однако современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают озабоченность.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие центры русского языка за рубежом, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде стран СНГ и Балтии создание национальных систем образования приводит к свертыванию обучения на русском языке, что усиливает социальную напряженность. В связи с этим необходима государственная поддержка со стороны России 25 миллионам русских, проживающих в странах СНГ и Балтии, в их стремлении сохранить свой язык и культуру.
Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
Российское государство должно осуществлять целенаправленную политику в области распространения русской культуры и языка. Усилия, направленные на поддержку русского языка в зарубежных странах, расширение сфер его использования в мире, будут способствовать решению геополитических задач России, усилению ее политического влияния, включению широких слоев населения зарубежных стран в непосредственное общение с российскими гражданами, облегчению доступа к нашим духовным и культурным ценностям. Владение русским языком создает объективные предпосылки для выхода зарубежных партнеров на российский рынок.
Укрепление позиций русского языка в мире отвечает стратегическим интересам России, повышает эффективность ее экономической, научно-технической, культурной, дипломатической деятельности, способствует поддержке исторических связей государств, содействует возрастанию престижа нашей страны.
Анализ состояния русского языка показывает, что тревожные негативные тенденции в его развитии, о которых шла речь выше, заслуживают большего внимания со стороны государства и могут быть преодолены путем последовательной реализации государственных мер, объединенных в единую федеральную программу.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
2.1. Русский язык как государственный язык
Российской Федерации. Государственная политика
в области русского языка
Основными целями этого раздела Программы являются: анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в регионах с разным уровнем политической и экономической стабильности; изучение воздействия процессов миграции на языковое поведение граждан, определение роли русского языка в национальной идентификации; выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития языков в условиях перехода к рыночной экономике; подготовка и переподготовка специалистов из числа носителей различных языков.
Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:
определение основных принципов государственной политики в области русского языка, обеспечивающих создание условий для его нормального функционирования и развития как национального языка русского народа и государственного языка страны, средства межнационального общения, для оптимального взаимодействия русского языка как государственного с другими государственными языками, включая изучение и творческое использование опыта зарубежных стран в сфере языковой политики;
совершенствование действующего в Российской Федерации законодательства в языковой сфере;
разработка правовой системы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие русского языка, законодательных актов, регулирующих использование русского языка в информатике, в издательской деятельности, в средствах массовой информации и в деловой корреспонденции, положений о соблюдении норм русского языка, а также об ответственности за нарушение этих норм в печатной продукции, информатике, средствах массовой информации, в кино и на телевидении, в рекламе, в образовании, в действиях по связям с общественностью;
разработка мер помощи при комплектовании фондов научных и технических библиотек литературой на русском языке и специализированной литературой по русскому языку (словари, справочники и т.п.), а также мер по упорядочению деятельности архивов и пользования массивами информации; создание системы документов, обслуживающих экономическую деятельность субъектов рынка, административное управление и общественное самоуправление;
систематическое обследование состояния русского языка, его функционирования в различных сферах деятельности и в различных регионах Российской Федерации.
2.2. Русский язык как национальный язык русского народа,
основа его художественной и духовной культуры
2.2.1. Научные исследования в области русского языка
и культуры речи
Целями данного подраздела Программы являются сохранение и развитие современного русского языка во всех его функциональных разновидностях; формирование бережного отношения к языковым традициям; воспитание сознательного отношения к языку как национально-культурной ценности; повышение языковой культуры общества.
Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:
организация регулярных передач и публикаций о русском языке в средствах массовой информации;
подготовка и издание массовыми тиражами словарей различного типа и назначения;
расширение и углубление исследований в области грамматического строя русского языка, фонетики, словообразования, лексики и терминологии;
усиление нормотворческой работы в области русского языка, разработка теоретических основ культуры речи, создание справочных и учебных пособий по речевой культуре; проведение социологических и социолингвистических исследований речевых особенностей различных групп населения;
активизация изучения языка художественной литературы как важного компонента отечественной культуры;
поддержка исследований в области истории русского языка и его диалектов в связи с историей общественной мысли, науки и просвещения;
издание памятников русской письменности различных исторических периодов;
издание научно-популярной литературы о русском языке;
создание комплексных автоматизированных систем и банков данных по различным направлениям русистики;
подготовка кадров исследователей русского языка в системе аспирантуры и докторантуры.
2.2.2. Русский язык как основа художественной и духовной
культуры русского народа
Основными целями этого подраздела являются максимально широкое приобщение людей к ценностям художественной культуры, литературы, русского языка; защита ценностей литературы, в первую очередь классической, и фольклора, воспитание художественного вкуса и чувства слова, повышение уровня духовной культуры общества.
Для достижения этих целей предполагается решить следующие задачи:
поддержка исследований по русской художественной литературе, фольклору и духовной культуре;
подготовка и издание академических собраний сочинений классиков русской литературы;
внедрение новейших информационных технологий в сферу гуманитарной науки, формирование банков и баз данных по отечественной культуре, выпуск компакт-дисков, в первую очередь с записями произведений русской классической литературы;
массовое издание лучших произведений отечественной литературы, в первую очередь классики, разработка в соответствии с государственными образовательными стандартами и реализация проекта "Древо чтения";
проведение творческих, научных, учебных, памятных и иных мероприятий, направленных на более широкое приобщение к богатствам русской словесности;
улучшение языковой подготовки специалистов профессионального и любительского художественного творчества;
подготовка кадров исследователей русской литературы в системе аспирантуры и докторантуры.
2.2.3. Русский язык в системе среднего и высшего
образования
В системе образования русский язык занимает особое место: в разных геополитических, этно- и социолингвистических условиях он выступает как родной язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации, как язык межнационального общения.
Основными целями подраздела являются обновление содержания и методов обучения русскому языку, освоение новейших концепций преподавания языков.
Для достижения этих целей в системе образования необходимо решить следующие задачи:
оценка уровня преподавания и владения русским языком как родным и неродным в школах и вузах Российской Федерации;
разработка программы приоритетных научных исследований в области методики преподавания русского языка как родного и как неродного в Российской Федерации;
создание единой системы языкового образования;
создание учебных программ и учебников нового поколения по русскому языку для различных категорий учащихся и типов учебных заведений;
разработка государственных образовательных стандартов по русскому языку;
совершенствование системы обучения студентов в педучилищах и вузах России, а также переподготовки преподавателей русского языка школ и вузов;
создание единой системы подготовки специалистов по русскому языку;
подготовка и издание комплекта учебно-методической и справочной литературы, отражающей современное состояние русского языка;
усиление контроля за качеством преподавания русского языка;
создание координационного центра по подготовке и переподготовке преподавателей русского языка на базе ведущих российских университетов;
введение курса русского языка на естественнонаучных факультетах университетов и в технических вузах, разработка соответствующих программ и учебных пособий.
2.2.4. Русский язык в средствах массовой информации
Основными целями этого подраздела являются: деятельность, направленная на соблюдение норм современного русского литературного языка в средствах массовой информации; регулирование стихийного процесса заимствований и нововведений в языке; повышение с помощью средств массовой информации общей речевой культуры граждан, воспитание в них уважения к русскому языку; распространение русского языка с помощью средств массовой информации за рубежом.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
повышение уровня владения нормами и выразительными средствами русского языка журналистов средств массовой информации и электронной прессы; организация практических конференций, постоянно действующих курсов, школ, семинаров, фестивалей, консультативных служб;
обеспечение работников средств массовой информации словарной, учебно-методической и научно-популярной литературой, отражающей тенденции развития современного русского языка; издание научной литературы, посвященной языку средств массовой информации;
восстановление системы постоянных теле- и радиопередач по актуальным проблемам русской словесности;
организация в средствах массовой информации широкого обсуждения актуальных проблем современного состояния русского языка;
создание "кодекса речевого поведения" для сотрудников газет, журналов, телевидения, радиовещания, информационных и рекламных агентств, содержащего этические и эстетические нормы речевой деятельности в средствах массовой коммуникации;
создание научно-экспертного совета по культуре русской речи при Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию.
2.3. Русский язык как мировой язык
Распространение русского языка в мире отвечает национальным и государственным интересам Российской Федерации. Укрепление позиций русского языка как мирового повышает эффективность экономической, научно-технической, культурной, дипломатической деятельности, способствует поддержанию исторических связей различных государств, содействует возрастанию престижа России в мировом сообществе.
Программа государственной поддержки изучения русского языка за пределами России предполагает:
координацию деятельности по распространению русского языка и культуры в зарубежных странах;
обеспечение целенаправленной политики по использованию русского языка наравне с другими мировыми языками в международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.) и повышению престижа русского языка в мире; повышение уровня изучения и расширение использования русского языка русскоязычным населением в странах СНГ и Балтии;
предоставление гражданам зарубежных стран интересующей их информации на русском языке;
распространение научно-методического опыта в области преподавания русского языка как иностранного;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров, в том числе кадров высшей квалификации;
поддержку научных и методических изданий по русистике, прежде всего журнала " Русский язык за рубежом";
открытие на базе российских центров науки и культуры и национальных учебных заведений в зарубежных странах русских лингвистических центров;
совместную деятельность ведущих российских ученых и научно - исследовательских учреждений с международными лингвистическими организациями и ассоциациями русистов, в первую очередь с Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы;
осуществление согласованной с зарубежными государствами языковой политики в целях формирования единого образовательного пространства;
разработку системы определения уровней владения русским языком;
выработку договорно-правовой основы изучения русского языка в зарубежных странах;
разработку региональных программ по русскому языку для русской диаспоры;
проведение семинаров по повышению квалификации филологов - русистов с целью подготовки их к преподаванию русского языка и культуры России в новых геополитических условиях;
поддержку на государственном уровне проведения совместных конференций, семинаров, посвященных преподаванию русского языка и культуры России в иноязычной аудитории; организацию школьных и студенческих олимпиад, конкурсов, обменов;
учреждение специальных квот и стипендий для обучения в российских филологических вузах молодежи из зарубежных стран;
усиление роли средств массовой информации в распространении русского языка, организацию радио-, кино-, теле- и видеокурсов русского языка;
проведение межкультурных исследований, а также исследований русского языка в сопоставлении с другими языками;
развитие новых направлений в лингводидактике и в методике преподавания русского языка, разработку теории учебных комплексов по русскому языку для иностранцев.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
В целях реализации Программы предусматривается осуществить по трем разделам Программы следующие мероприятия:
первый раздел:
государственная языковая политика и ее правовое обеспечение;
функционирование русского языка как государственного;
второй раздел:
научные исследования в области русского языка и культуры речи;
русский язык как основа художественной и духовной культуры русского народа;
русский язык в системе среднего и высшего образования;
русский язык в средствах массовой информации;
третий раздел:
русский язык как иностранный в системе образования;
подготовка и повышение квалификации преподавателей;
русский язык для соотечественников, живущих за рубежом;
русский язык как средство ознакомления иностранцев с культурой России;
распространение русского языка за рубежом через средства массовой информации.
Подробный перечень программных мероприятий приведен в Приложении N 1.
4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Общий объем ассигнований на финансирование Программы составляет 825140 млн. рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе на 1996 год - 33125 млн. рублей и на 1997 год - 186780 млн. рублей.
Объемы и источники финансирования работ по Программе на последующие годы определяются ежегодно при формировании федерального бюджета в порядке, установленном для федеральных целевых программ (Приложение N 2).
Источником финансирования Программы является федеральный бюджет.
Осуществление программных мероприятий не потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
Система информационной поддержки Программы поможет ее реализации и контролю за ходом ее исполнения.
5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы:
совершенствование законодательной и нормативной базы функционирования русского языка;
бюджетное финансирование;
взаимодействие с государственными, общественными организациями, а также с предприятиями любых форм собственности.
6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Изложенная в Программе концепция государственной поддержки русского языка в России и за рубежом отвечает стратегическим интересам Российской Федерации.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий будет способствовать социально-экономическому и духовному возрождению и обновлению России, активизации процессов межнациональной и межгосударственной интеграции народов России, СНГ и Балтии, укреплению авторитета России в современном мире, развитию и распространению российской литературы и культуры, укреплению позиций России в науке, искусстве и образовании, в торговле, предпринимательстве, туризме, в международных и межнациональных информационных системах.
Дальнейшее развитие и оптимальное использование русского языка во всех сферах его функционирования приведет к приумножению духовного богатства и экономического могущества российского государства.
7. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком.
Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям и механизм реализации Программы.



Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
"Русский язык"
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
--------T------------------------T-------------T------T----------------------------T------------------------¬
¦ N ¦ Основные мероприятия ¦ Исполнители ¦ Срок ¦ Объем финансирования за ¦ Ожидаемые конечные ¦
¦ п/п ¦ Программы и механизмы ¦ ¦испол-¦ счет федерального бюджета ¦ результаты реализации ¦
¦ ¦ их реализации ¦ ¦нения ¦ (млн. руб., в ценах ¦ Программы ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ II квартала 1996 г.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +----T-------T---------------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦1996¦ 1997 -¦ в том числе ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦год ¦ 2000 +-------T-------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ годы ¦1997 г.¦1998 г.¦ ¦
+-------+------------------------+-------------+------+----+-------+-------+-------+------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+-------+------------------------+-------------+------+----+-------+-------+-------+------------------------+
¦ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ¦
¦ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ¦
¦ В ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ 1.1. Правовое обеспечение ¦
+-------T------------------------T-------------T------T----T-------T-------T-------T------------------------+
¦1.1.1. ¦Анализ федерального ¦Госкомвуз ¦1998 -¦ ¦ 600 ¦ ¦ 200 ¦Аналитический обзор ¦
¦ ¦законодательства и ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федерального ¦
¦ ¦нормативных правовых ¦Российская ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательства по ¦
¦ ¦актов по языковой ¦академия наук¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковой политике. ¦
¦ ¦политике ¦(далее - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Внесение предложений ¦
¦ ¦ ¦РАН), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по изменению ¦
¦ ¦ ¦Миннац России¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательства по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковой политике ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.2. ¦Внесение изменений и ¦Госкомвуз ¦1996 -¦ 100¦ 200 ¦ 200 ¦ ¦Приведение ¦
¦ ¦дополнений в Закон РСФСР¦России, ¦1997 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦действующего закона ¦
¦ ¦"О языках народов РСФСР"¦Миннац ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в соответствие с ¦
¦ ¦ ¦России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Конституцией ¦
¦ ¦ ¦РАН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.3. ¦Разработка ¦Госкомвуз ¦1996 -¦ 200¦15340 ¦ 4340 ¦ 3500 ¦Принятие ¦
¦ ¦законодательных актов, ¦России, РАН, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательных ¦
¦ ¦регулирующих ¦Миннац ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦актов и Постановлений ¦
¦ ¦использование русского ¦России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Правительства ¦
¦ ¦языка в средствах ¦Роскомпечать,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации. ¦
¦ ¦массовой информации, в ¦ФСТР России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Регулирование, ¦
¦ ¦издательской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оптимизация, улучшение ¦
¦ ¦деятельности, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦использования ¦
¦ ¦информатике, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦русского языка в ¦
¦ ¦делопроизводстве и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦перечисленных сферах ¦
¦ ¦рекламе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.4. ¦Анализ законодательства ¦Госкомвуз ¦1996 -¦ 100¦ 870 ¦ 100 ¦ 130 ¦Разработка ¦
¦ ¦и нормативных актов о ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рекомендаций для ¦
¦ ¦языках субъектов ¦РАН, ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦создания правовых ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦Миннац России¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦актов субъектов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приведение в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствие с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Конституцией ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательства о ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языках субъектов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.5. ¦Исследование по теме ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 2500 ¦ 500 ¦ 700 ¦Разработка ¦
¦ ¦"Языковое ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦теоретических основ ¦
¦ ¦законодательство ¦РАН, ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языкового ¦
¦ ¦Российской Федерации: ¦Миннац России¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательства и ¦
¦ ¦теория и практика" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦практических ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рекомендаций по их ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦реализации. Издание ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦материалов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.6. ¦Подготовка и серийное ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 640 ¦ 300 ¦ 340 ¦Обеспечение ¦
¦ ¦издание антологии, ¦России, ¦1998 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационной базы ¦
¦ ¦содержащей законы о ¦РАН, ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦для органов ¦
¦ ¦языках Российской ¦Миннац ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательной и ¦
¦ ¦Федерации, республик ¦России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнительной ¦
¦ ¦Российской Федерации и ¦ФСТР России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦власти, средств ¦
¦ ¦зарубежных стран, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦массовой ¦
¦ ¦законодательные акты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информации, органов ¦
¦ ¦государственные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦образования ¦
¦ ¦программы Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языковой политики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.7. ¦Исследование правовых ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 880 ¦ 220 ¦ 220 ¦Аналитический обзор ¦
¦ ¦основ развития русского ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и сборник по ¦
¦ ¦языка и других ¦РАН, ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проблеме правового ¦
¦ ¦национальных языков ¦Миннац России¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и социального ¦
¦ ¦(исторический, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦статуса русского и ¦
¦ ¦современный и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦других языков ¦
¦ ¦перспективный аспекты) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦народов России в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦историческом ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развитии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.8. ¦Анализ международного ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 1100 ¦ 250 ¦ 260 ¦Аналитический обзор ¦
¦ ¦законодательства о ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦международного ¦
¦ ¦языках ¦РАН ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языкового ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательства. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Издание монографии ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Сравнительный анализ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательства о ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языках стран мира" ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.9. ¦Разработка и внедрение ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 1500 ¦ 250 ¦ 300 ¦Оптимизация ¦
¦ ¦справочно-информационной¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законотворческой ¦
¦ ¦системы, компьютерной ¦РАН ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работы; повышение ¦
¦ ¦базы и банка данных по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эффективности ¦
¦ ¦языковой политике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦актов ¦
+-------+------------------------+-------------+------+----+-------+-------+-------+------------------------+
¦ 1.2. Государственная языковая политика ¦
¦ в Российской Федерации ¦
+-------T------------------------T-------------T------T----T-------T-------T-------T------------------------+
¦1.2.1. ¦Разработка теории ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 3000 ¦ 500 ¦ 600 ¦Научное обоснование ¦
¦ ¦языковой политики в ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковой политики в ¦
¦ ¦многонациональном ¦РАН, ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦многонациональном ¦
¦ ¦государстве (место ¦Миннац России¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государстве. Учет ¦
¦ ¦русского языка в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦положительного ¦
¦ ¦языковой политике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦международного ¦
¦ ¦Российской Федерации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опыта. Рекомендации ¦
¦ ¦международный опыт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по реализации ¦
¦ ¦языкового развития). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковой политики. ¦
¦ ¦Проведение цикла работ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Издание материалов ¦
¦ ¦посвященных проблемам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языковой политики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.2. ¦Проведение анализа ¦Госкомвуз ¦1998 -¦ 750¦ ¦ ¦ 250 ¦Аналитический обзор ¦
¦ ¦федеральной ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по проблеме ¦
¦ ¦государственной ¦Миннац России¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственной ¦
¦ ¦политики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦политики в области ¦
¦ ¦государственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языков в центре и в ¦
¦ ¦политики субъектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦регионах для ¦
¦ ¦Российской Федерации в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦органов ¦
¦ ¦области языков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательной и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнительной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦власти и средств ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦массовой информации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.3. ¦Проведение ¦Госкомвуз ¦1998 -¦ 880¦ ¦ ¦ 280 ¦Аналитический обзор ¦
¦ ¦сравнительного анализа ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственной ¦
¦ ¦государственной ¦РАН, ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковой политики в ¦
¦ ¦языковой политики ¦Миннац ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России и зарубежных ¦
¦ ¦Российской Федерации в ¦России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦странах для органов ¦
¦ ¦области языков ¦ФСТР России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦законодательной и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнительной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦власти и средств ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦массовой информации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.4. ¦Исследование динамики ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 800 ¦ 200 ¦ 200 ¦Аналитический обзор ¦
¦ ¦языковой ситуации в ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦состояния и ¦
¦ ¦регионах Российской ¦РАН, ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦динамики языковой ¦
¦ ¦Федерации ¦Миннац России¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ситуации, тенденций ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦развития, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозирования, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦взаимодействия ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦русского языка с ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языками народов ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.5. ¦Проведение исследования ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 2000 ¦ 450 ¦ 550 ¦Рекомендации по ¦
¦ ¦по теме "Национальные ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предотвращению ¦
¦ ¦и языковые конфликты в ¦Миннац ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦национально - ¦
¦ ¦разных странах мира. ¦России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковых ¦
¦ ¦Русский язык как язык ¦РАН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦конфликтов, ¦
¦ ¦единения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бесконфликтному ¦
¦ ¦многонационального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционированию ¦
¦ ¦государства", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языков ¦
¦ ¦цикла исследований по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦национально-языковой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.6. ¦Исследование по теме ¦Госкомвуз ¦1996 -¦ 200¦ 2000 ¦ 500 ¦ 550 ¦Системное изучение ¦
¦ ¦"Современная языковая ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковой ситуации в ¦
¦ ¦политика в Российской ¦Миннац ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России, научное ¦
¦ ¦Федерации" ¦России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозирование ¦
¦ ¦ ¦РАН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦межъязыковых ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отношений в России, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выработка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рекомендаций по ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦формированию ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сбалансированной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦политики ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.7. ¦Исследование по теме ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 2500 ¦ 500 ¦ 700 ¦Социолингвистический ¦
¦ ¦"Государственные языки ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦анализ ¦
¦ ¦в Российской Федерации" ¦Миннац ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦функционирования ¦
¦ ¦ ¦России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦
¦ ¦ ¦РАН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языков республик ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦России в сравнении ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с русским языком ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦как государственным ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языком страны ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.8. ¦Исследование по теме ¦Госкомвуз ¦1997 -¦ ¦ 1500 ¦ 350 ¦ 400 ¦Характеристика ¦
¦ ¦"Языковые общности в ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦основных типов ¦
¦ ¦России" ¦Миннац ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦языковой и ¦
¦ ¦ ¦России, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦культурной общности ¦
¦ ¦ ¦РАН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦народов России, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦культурообразующей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦роли русского языка ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.9. ¦Исследование по теме ¦Госкомвуз ¦1996 -¦ 100¦ 890 ¦ 200 ¦ 250 ¦Научно-практические ¦
¦ ¦"Русский язык как ¦России, ¦2000 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рекомендации по ¦
¦ ¦компонент ¦РАН, ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прогнозированию ¦
¦ ¦государственного ¦Миннац России¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦состояния и ¦
¦ ¦двуязычия в Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦динамики языковой ¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.08.1996 n 932 (с изм. от 30.12.2000) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА  »
Постановления и Указы »
Читайте также