ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.05.1994 n 437 (с изм. от 30.12.2000) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 - 1996 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 1994 г. N 437
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1994 - 1996 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 30.12.2000 N 1034)
В целях обеспечения устойчивого функционирования Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, улучшения гидрометеорологического обеспечения отраслей экономики, обороны и населения страны Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994 - 1996 годах и на период до 2000 года" (далее именуется - программа), разработанную Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
2. Определить государственным заказчиком программы Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации предусматривать ежегодное выделение Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды бюджетных ассигнований (с учетом индексации цен) на реализацию программы.
Министерству финансов Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания проекта федерального бюджета на 1994 год внести предложения об увеличении ассигнований на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды до 300 млрд. рублей.
Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации рассмотреть вопрос об увеличении ассигнований на научно-техническую деятельность и капитальных вложений на 1994 год для Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при доработке федерального бюджета по замечаниям Государственной Думы Федерального Собрания.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 мая 1994 г. N 437
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 - 1996
ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
I. СОСТОЯНИЕ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации метеорологическая служба находится в федеральном ведении наряду с обороной, информацией и связью, деятельностью в космосе. Успешное функционирование отраслей экономики в значительной мере зависит от эффективности работы организаций и учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Основными задачами Росгидромета являются гидрометеорологическое обеспечение защиты жизни населения, собственности, функционирования и развития экономики, обороны страны, информирование руководства России о действительном состоянии загрязнения окружающей природной среды. Своевременное прогнозирование неблагоприятных явлений позволяет исключить человеческие жертвы, существенно снизить материальный ущерб.
Деятельность Росгидромета направлена на обеспечение конституционно закрепленных обязательств государства предоставлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Как орган федеральной исполнительной власти Росгидромет возглавляет единую многофункциональную систему, предназначенную для обеспечения народного хозяйства, обороны и населения страны необходимой гидрометеорологической, гелиогеофизической, природно - ресурсной информацией и информацией о состоянии загрязнения окружающей природной среды, а также для проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.
Основными структурными элементами этой системы являются территориальные управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научно-исследовательские учреждения, военизированные службы по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.
В Росгидромете создан ряд обслуживающих отрасли экономики тематических направлений - метеорологических, гелиогеофизических, агрометеорологических, гидрологических, снеголавинных, авиационных и других прогнозов, наземных гидрометеорологических наблюдений, активных воздействий на гидрометеорологические процессы, гелиогеофизических наблюдений, наблюдений за состоянием загрязнения окружающей природной среды.
Экономическая эффективность гидрометеорологических служб (по зарубежным данным) оценивается в расчете на год 15-кратным доходом относительно первоначальных финансовых затрат. Годовой экономический эффект, в том числе от предотвращенного ущерба в сельском хозяйстве, авиации, энергетике и других отраслях народного хозяйства России, существенно выше затрат на получение гидрометеорологической продукции. Ущерб, причиняемый народному хозяйству страны стихийными гидрометеорологическими явлениями (наводнения, засухи, лавины, бури и др.), достигает 10 - 15 млрд. рублей в год (в ценах 1990 года).
Наземная гидрометеорологическая сеть Росгидромета насчитывает 1975 наблюдательных гидрометеорологических станций и 3625 постов, в том числе 325 труднодоступных станций, 383 авиаметеорологических центра и станции, 5 станций в Антарктиде и 3 станции ракетного зондирования; в 149 пунктах проводится высотное радиозондирование атмосферы, в 57 пунктах осуществляются метеорологические радиолокационные наблюдения, в 21 пункте - ионосферно-магнитные наблюдения и в 30 пунктах - озонометрические наблюдения.
Наблюдения за состоянием загрязнения окружающей природной среды проводятся на 6317 наблюдательных пунктах, постах, станциях, в том числе на 1428 радиометрических, в 225 аналитических лабораториях и центрах, включая центры по контролю за радиоактивностью и токсичными ингредиентами.
Росгидромет обеспечивает развитие и эксплуатацию российских оперативных метеорологических, океанографических и природно-ресурсных космических систем. Спутники "Метеор-2" и "Метеор-3" позволяют получать изображения Земли и ее облачного покрова в интересах гидрометеорологии. Спутники "Ресурс-01" и "Океан-01" предназначены соответственно для решения природно - ресурсных задач и океанографических исследований.
Наземный комплекс приема, обработки и распространения оперативной космической информации состоит из трех центров (гг. Москва, Новосибирск, Хабаровск) и сети малых автономных пунктов.
Около 1000 российских организаций используют результаты космических съемок для наведения судов на районы промысла, управления лесными ресурсами, контроля за экологической ситуацией, мониторинга посевов, поиска полезных ископаемых, контроля за состоянием окружающей природной среды и решения других задач.
В оперативном режиме спутниковые данные используются в гидрометеорологии для мониторинга и прогноза погоды. Высокая оперативность получения космической информации позволяет использовать ее для подготовки прогнозов и предупреждений о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений. Большой эффект дает применение данных космического зондирования для обеспечения флота информацией о состоянии и структуре ледяного покрова, выбора оптимальных маршрутов плавания судов.
В условиях кризисного состояния экономики система гидрометеорологических наблюдений находится в неудовлетворительном состоянии, идет процесс количественной и качественной деградации наблюдательных сетей Росгидромета.
Гидрометеорологическая служба страны, занимавшая передовые позиции в мире, за последние 10 лет претерпела значительные изменения, отрицательно отразившиеся на ее структуре и качестве работы. Неполное и нерегулярное финансирование Росгидромета в последние годы фактически ведет к развалу службы. Сокращено более 25 процентов пунктов наблюдений, что особенно сказывается на своевременности обнаружения и прогноза неблагоприятных и стихийных гидрометеорологических явлений, увеличивает угрозу жизни населения, материальные потери в экономике, снижает обороноспособность страны, безопасность мореплавания, авиационных полетов и многое другое.
Критическое положение сложилось с жизнеобеспечением полярных и труднодоступных станций арктического региона.
Крайне тяжела ситуация с приборами, системами, оборудованием для гидрометеорологических наблюдений. Парк имеющихся технических средств изношен, большинство из них нуждаются в проверке, ремонте, замене. Резко сократились объемы закупок важнейших видов технических средств (метеорологических и аэрологических локаторов, гидрометеорологических приборов). Закупка некоторых видов техники практически прекращена (передвижные лаборатории контроля за состоянием загрязнения атмосферы, хроматографы). Часть заводов по выпуску гидрометеорологических приборов осталась за пределами России, отечественная промышленность развита недостаточно. Все это может привести к необходимости закупки некоторых типов средств наблюдений за рубежом.
По уровню автоматизации наблюдений Росгидромет значительно отстает от развитых стран. Важнейшей целью автоматизации национальной наблюдательной сети на современном этапе является сохранение наблюдений в труднодоступных и малообжитых районах. Неудовлетворительно обстоят дела с автоматизацией рабочих мест специалистов сетевых организаций Росгидромета, осуществляющих оперативно-производственные функции по обработке и обобщению материалов наблюдений.
Нормальное функционирование подсистемы сбора и распространения информации серьезно осложняется резким удорожанием стоимости услуг связи, аренды каналов связи и передатчиков.
В условиях сокращения количества наблюдений качество обслуживания прогнозами погоды пока сохраняется благодаря использованию данных зарубежных гидрометеорологических служб. Не исключается возможность прекращения поступления этой информации или перехода на коммерческие условия ее распространения. В последнем случае может возникнуть сильная зависимость от иностранных государств.
Функционирование подразделений Росгидромета поддерживается лишь благодаря заложенной в 60 - 70-е годы прочной материальной базе, сохранившимся кадрам.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1994 - 1996 ГОДАХ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
Федеральная целевая программа "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994 - 1996 годах и на период до 2000 года" (далее именуется - программа) направлена на сохранение в условиях перехода к рыночной экономике технической и технологической базы гидрометеорологической службы, системы мониторинга загрязнения окружающей природной среды Российской Федерации с целью обеспечения федеральных органов государственной власти, отраслей экономики, обороны страны и населения гидрометеорологической и другой информацией, в том числе о состоянии загрязнения окружающей природной среды.
Основными задачами программы являются:
стабилизация функционирования, техническое переоснащение системы наблюдений, в том числе в труднодоступных районах страны. Повышение эффективности мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды для решения региональных и территориальных задач;
создание отвечающей современным требованиям эффективной системы обработки данных, выдачи гидрометеорологических, гелиогеофизических прогнозов и предупреждений большой заблаговременности о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений;
развитие наземных комплексов приема и использования спутниковых данных оперативных космических систем Росгидромета;
создание системы оперативного выявления и прогнозирования опасных экологических ситуаций, связанных с загрязнением, в том числе аварийным, окружающей природной среды;
модернизация инфраструктуры с целью обеспечения эффективного функционирования сетевых наблюдательных организаций Росгидромета;
усовершенствование существующих, создание новых технических средств и методов воздействия на гидрометеорологические процессы;
восстановление эффективного функционирования научно - исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными направлениями реализации программы являются:
совершенствование технологии гидрометеорологического обеспечения;
развитие, жизнеобеспечение сетевых наблюдательных организаций;
сохранение, автоматизация наблюдательной сети;
совершенствование мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды;
совершенствование инфраструктуры Росгидромета;
совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Росгидромета;
научно-техническое обеспечение деятельности Росгидромета;
подготовка, повышение квалификации кадров.
1. Совершенствование технологии гидрометеорологического
обеспечения
Вычислительные мощности Гидрометеорологического научно - исследовательского центра Российской федерации, имеющего в рамках Всемирной метеорологической организации статус мирового метеорологического центра, составляют всего 0,01 миллиарда операций в секунду. Современные гидродинамические модели прогноза погоды требуют применения вычислительных мощностей порядка одного миллиарда операций в секунду. В России вычислительные системы требуемого уровня производительности не выпускаются.
Для создания отвечающей современным требованиям системы обработки данных, выдачи гидрометеорологических прогнозов и предупреждений большой заблаговременности о возникновении опасных и стихийных гидрометеорологических явлений программой предусматривается закупка за рубежом суперкомпьютера класса CRAY стоимостью около 18 млн. долларов США.
В целях развития и совершенствования технологии гидрометеорологического обеспечения предполагается создание центров автоматизированной обработки информации четырех уровней:
федерального центра гидродинамических расчетов;
2 - 3 региональных центров обработки данных;
18 - 25 территориальных центров обработки данных;
около 400 областных центров обработки данных и центров обслуживания авиации.
На всех уровнях будет обеспечен выпуск прогностической продукции, ранее в стране не выпускавшейся. Будут созданы принципиально новые условия для взаимодействия центров обработки данных Росгидромета с автоматизированными системами управления различных отраслей народного хозяйства и обороны страны.
В целях надежной оценки водных ресурсов, являющейся одним из основных условий эффективного управления многими отраслями экономики, на новой информационно-технологической базе будет организовано ведение государственного водного кадастра, обеспечение информацией о водных ресурсах.
Предполагается существенно укрепить материальную и технологическую базу являющегося национальным достоянием государственного фонда гидрометеорологических данных и данных о состоянии загрязнения окружающей природной среды, развить режимно-справочные банки данных для обслуживания областей и регионов климатической информацией.
Предусматривается провести оценку агроклиматических ресурсов, разработать экономически обоснованные рекомендации для их использования с целью увеличения производства продовольствия.
2. Жизнеобеспечение, развитие органов гидрометеорологических
наблюдений и мониторинга состояния загрязнения окружающей
природной среды
Сохранение, автоматизация наблюдательной сети
Необходимость сохранения наблюдений в первую очередь в труднодоступных и северных районах страны требует организации производства и приобретения для этих целей автоматических гидрометеорологических станций.
Программой предусматривается:
закупить за рубежом партию автоматических гидрометеорологических станций (100 - 150 штук со средствами передачи информации и энергоснабжения) на сумму около 7,5 млн. долларов США;
наладить на территории Российской Федерации производство автоматических гидрометеорологических станций по зарубежной технологии, модернизированных средств измерений и оборудования для системы наземных массовых наблюдений;
привлечь в рамках конверсии предприятия оборонного комплекса для разработки и организации производства современных средств гидрометеорологического и геофизического назначения, а также средств мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды.
Главным направлением улучшения гидрометеорологического обеспечения в арктическом регионе страны является поддержание и развитие автоматизированной системы слежения и прогнозирования ледовой и гидрометеорологической обстановки на базе космических, авиационных средств наблюдения, автоматических гидрометеорологических станций различной модификации и космической системы связи.
Намечена реализация разработанного совместно с итальянскими фирмами проекта организации производства на территории Российской Федерации автоматических гидрометеорологических станций, систем мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды с участием сафоновского завода "Гидрометприбор" Росгидромета.
Предусматривается создание для Росгидромета ряда принципиально новых технических средств на предприятиях оборонного комплекса.
Совершенствование мониторинга состояния загрязнения
окружающей природной среды
В целях совершенствования мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды предполагается:
создать федеральные оперативно-производственные центры по мониторингу состояния загрязнения окружающей природной среды на базе головных научно-исследовательских учреждений Росгидромета;
осуществить комплекс мероприятий по дооснащению химических и радиометрических лабораторий и центров мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды приборами и оборудованием;
создать и внедрить технические средства и автоматизированные системы, позволяющие оперативно идентифицировать химическое и радиоактивное загрязнение, в том числе при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций;
организовать в 25 пунктах наблюдения на пограничных водных объектах Российской Федерации за трансграничным переносом загрязняющих веществ;
создать национальную сеть мониторинга в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
провести сертификацию аналитических лабораторий в территориальных управлениях по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, научно-исследовательских учреждениях Росгидромета.
Предусматриваются меры по рациональному использованию на межведомственном уровне средств мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды министерств и ведомств Российской Федерации.
В связи со снижением над территорией Российской Федерации содержания озона в стратосфере, ростом облучения поверхности Земли биологически активным ультрафиолетовым излучением, представляющим угрозу здоровью людей, развитию сельскохозяйственных культур и другой растительности, предусматривается создание государственной системы мониторинга ультрафиолетового облучения.
Совершенствование инфраструктуры
Модернизация инфраструктуры связана с развертыванием серийного производства типовых служебно-жилых комплексов для поддержания нормального состояния зданий и сооружений сетевых наблюдательных организаций, осуществлением массовых закупок средств их жизнеобеспечения (средств энергоснабжения и транспорта).
Намечается создать в 1994 - 1995 годах собственную базу по изготовлению сборных конструкций типовых зданий и сооружений гидрометеорологической сети и комплектов мебели для них. Это позволит значительно снизить затраты на строительство.
Программой предусматривается улучшить систему жизнеобеспечения сетевых наблюдательных организаций Росгидромета за счет применения современных средств энергоснабжения, в том числе ветроэнергетических установок, улучшения обеспечения транспортными и маломерными плавсредствами.
Развитие оперативных космических систем
Программой предусматриваются мероприятия по существенному развитию наземного комплекса приема, регистрации, обработки и распространения спутниковой информации. Будут значительно увеличены возможности дистанционного зондирования Земли, улучшено качество выходной продукции, расширены использования космической информации. Развитию системы гидрометеорологического обеспечения будет способствовать запуск модернизированных космических аппаратов "Метеор-3М" и геостационарного космического аппарата "Электро".
3. Авиационное обеспечение ледовой разведки
В настоящее время почти полностью прекращены авиационные визуальные и инструментальные наблюдения за ледовой обстановкой в арктическом бассейне из-за вывода из эксплуатации самолетов инструментальной ледовой разведки, ростом цен аренды авиатехники. В связи с этим программой предусматриваются меры по восстановлению поступления оперативной ледовой информации, освоению нового самолета инструментальной ледовой разведки.
4. Научно-производственные работы в морях
России и Мировом океане
В последние годы резко сократилось количество и виды наблюдений в акваториях морей и океанов, что привело к резкому снижению поступления информации. Существенно ухудшилась полнота гидрометеорологического обеспечения рыболовства, мореплавания и другой морской деятельности.
Учитывая все возрастающее значение для страны освоения нефтегазовых ресурсов шельфа морей России, добычи морских пищевых ресурсов, морских перевозок, программой намечается восстановление морской наблюдательной сети, переоснащение ее автоматизированными средствами измерений, внедрение автоматических дрейфующих и корабельных гидрометеорологических станций, расширение перечня океанографических параметров, измеряемых с искусственных спутников Земли.
5. Создание и развитие системы информирования населения и
организаций через средства массовой информации
По сравнению с принятой в развитых странах практикой в Российской Федерации информирование населения о прогнозе и состоянии окружающей среды поставлено неудовлетворительно.
Программой предусматривается оснащение Гидрометеорологического научно-исследовательского центра Российской Федерации техническими средствами для распространения информации методом "электронной почты", вычислительными средствами для подготовки на современном уровне текстовых и графических материалов, современными средствами их тиражирования, создание телевизионной студии Росгидромета для оперативной подготовки видеоматериалов и их передачи телевизионным компаниям.
Наряду с созданием студии Росгидромета в г. Москве намечено значительно расширить возможности информирования населения через средства массовой информации на уровне субъектов Российской Федерации.
Предполагается развитие работ по созданию информационной текстовой системы ТВ-ИНФОРМ, позволяющей получать информацию с помощью специальной приставки к ТВ-приемникам, систем типа "электронной почты" и ТЕЛЕТЕКСТ.
6. Совершенствование нормативно-правовой базы
Необходимым условием успешного функционирования Росгидромета является совершенствование нормативно-правовой базы. В 1994 - 1995 годах намечена разработка концепции Закона о гидрометеорологической службе Российской Федерации и проекта этого закона, принятие Водного кодекса Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации о мониторинге состояния загрязнения окружающей природной среды, государственном учете вод, ведении водного кадастра и других. Это позволит, в частности, поднять и закрепить статус национальной гидрометеорологической службы, сохранить ее материально - техническую базу, усилить социальную защиту работников Росгидромета.
7. Совершенствование структуры управления
Необходимым условием успешного функционирования Росгидромета является совершенствование структуры управления территориальными органами. Предполагается осуществить мероприятия по приближению в ряде случаев структуры территориальных органов Росгидромета к закрепленной Конституцией Российской Федерации структуре федеративного устройства России. В частности, при наличии условий предполагается укрепление в субъектах Российской Федерации существующих территориальных органов Росгидромета.
8. Научно-техническое обеспечение программы
Программой предусматривается углубленная научная проработка вопросов оптимизации технологий наблюдений, сбора, обработки, хранения и распространения гидрометеорологической и гелиогеофизической информации и информации об уровнях загрязнения окружающей природной среды.
В целях обеспечения эффективного функционирования сетей наблюдений и сбора информации предусмотрено выполнение научно-исследовательскими учреждениями Росгидромета комплекса научно-методических работ в области гидрометеорологии и мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды. Это позволит улучшить качество, увеличить количество получаемой информации, уменьшить долю ручного труда, внедрить расчетные методы и способы получения необходимых данных.
Предполагается создание современных систем оценки и прогнозирования гидрометеорологических характеристик, состояния атмосферы, поверхности вод суши, методов и средств мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды. Предусмотрены работы в области прогноза глобального и регионального климата и последствий его изменений на различные виды хозяйственной деятельности.
Для возобновления мониторинга состояния морской среды и климата предусмотрено восстановить научно-технический потенциал научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета.
Совместно с работающими по программе конверсии предприятиями оборонного комплекса предполагается разработать метеорологические, гидрологические, аэрологические и гелиогеофизические автоматизированные комплексы различных модификаций, создать новые технические средства активных воздействий и другое.
Намечены работы по метрологическому обеспечению измерений в системе Росгидромета в соответствии с Законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", в том числе работы по созданию и поддержанию рабочих эталонов, образцовых средств измерений, поверочного оборудования.
Программой определены меры по совершенствованию системы связи, технологий сбора, обработки и распространения информации.
Планируется выполнить работы по созданию единого наземного комплекса приема, обработки, использования, хранения и распространения космической информации, завершить создание комплексов обработки данных с отечественных и зарубежных геостационарных и полярно-орбитальных искусственных спутников Земли.
9. Подготовка, повышение квалификации кадров
Кадровая политика, направленная на осуществление программы, будет носить опережающий характер. Ориентация на расширение внедрения новых технических средств предусматривает пересмотр учебных планов и программ подготовки специалистов, а для удовлетворения текущей потребности подразделений в специалистах по новым направлениям предусматривается переподготовка имеющихся кадров.
Целевую подготовку специалистов высшей квалификации гидрометеорологического профиля будут осуществлять Российский государственный гидрометеорологический институт и Государственная морская академия имени адмирала С.О. Макарова, а подготовку специалистов средней квалификации - средние профессиональные учебные заведения Росгидромета. Количество подготавливаемых техников полностью удовлетворит потребность в специалистах средней квалификации гидрометеорологического профиля.
Предусматривается привлекать на учебу представителей коренных народов, обеспечить их прием в высшие и средние учебные заведения на льготных условиях.
Учитывая кризисное состояние с укомплектованием кадрами арктических и труднодоступных гидрометеорологических станций, предусматривается получить в законодательном порядке право предоставления возможности призыва на альтернативную службу по контракту молодым специалистам, окончившим средние гидрометеорологические учебные заведения Росгидромета и направляемым на работу в указанные подразделения.
При наличии возможностей предполагается привлекать в учреждения, организации, на промышленные предприятия Росгидромета высококвалифицированных специалистов, ученых из стран ближнего зарубежья.
На базе Института повышения квалификации Росгидромета планируется создание Международного центра переподготовки специалистов гидрометеорологического профиля.
IV. Финансовое обеспечение и механизмы
реализации программы
Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим бесплатное предоставление федеральным органам государственной власти, отраслям экономики, Вооруженным Силам Российской Федерации, населению России различных видов гидрометеорологической информации и информации о состоянии загрязнения окружающей природной среды.
Учитывая общегосударственный характер, некоммерческий вид деятельности Росгидромета, основным источником финансирования программы является федеральный бюджет. Ввиду федеративного устройства России, специфики регионов и характера решаемых в их интересах задач в отдельных регионах и субъектах Российской Федерации должны использоваться средства местных бюджетов, региональных внебюджетных фондов, а также средства, выделяемые на финансирование федеральных региональных программ.
Предполагается, что некоторая часть необходимых для реализации программы средств (до 5 - 8 процентов общего объема) будет получена за счет специализированного гидрометеорологического обеспечения, которое будет осуществляться за счет средств республик, краев, областей, а также министерств, ведомств, предприятий и объединений, обслуживаемых Росгидрометом и его организациями.
Финансирование некоторых предусмотренных программой мероприятий (3 - 5 процентов общего объема) предполагается осуществлять с привлечением средств заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации. Часть требуемых для реализации программы валютных средств (около 4 млн. долларов США) планируется получить безвозмездно по линии международной гуманитарной и технической помощи. По мере создания современной производственной базы и собственной конкурентоспособной гидрометеорологической техники и другого оборудования на реализацию программы может отчисляться часть прибыли от продажи этой техники в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Механизм реализации программы основан в первую очередь на создании отвечающей современным требованиям инфраструктуры и обеспечения высокого уровня технического оснащения Росгидромета за счет создания высокопроизводительных систем обработки гидрометеорологической информации и выдачи прогнозов, оснащения сетевых наблюдательных организаций автоматическими гидрометеорологическими станциями и системами и другими техническими средствами мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды, создания технико-экономических условий устойчивой и эффективной работы научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета.
По основным направлениям деятельности Росгидромета разработаны целевые научно-технические программы, охватывающие период 1993 - 1995 годов, и перспективные планы на 1996 - 2000 годы. Конкретные задания по созданию новых технических средств и технологий обработки гидрометеорологической информации, внедрению их в серийное производство и эксплуатацию включаются в годовые планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В период до 1996 года для ликвидации накопившихся в отрасли отставаний, устранения кризисных явлений, восстановления потенциала Росгидромета намечается годовой прирост затрат на реализацию программы (относительно базы 1994 года) в размере 10 - 15 процентов, покрытие которого предполагается за счет средств республик, краев, областей, министерств, ведомств, предприятий и объединений Российской Федерации. После 1996 года ожидается стабилизация уровня годовых затрат по программе при условии стабилизации к тому времени экономики России.
Для реализации программы за счет федерального бюджета требуется также:
30,5 млн. долларов США - на восстановление и обеспечение устойчивой работы научно-исследовательского и экспедиционного флота;
7,5 млн. долларов США - на приобретение 100 - 150 зарубежных автоматических гидрометеорологических станций для оснащения арктических и труднодоступных районов;
18 млн. долларов США - на приобретение в рассрочку суперкомпьютера класса CRAY.
Сводные финансовые показатели программы приводятся в таблице, а основные мероприятия по программе - в Приложении.
Сводные данные по требуемому объему финансирования
программы (в текущих ценах 1994 года, млрд. руб.)
----------------------T--------T------T------T-----------T-------¬
¦ ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦1997 - 2000¦ Всего ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ годы ¦ ¦
+---------------------+--------+------+------+-----------+-------+
¦ Операционные затраты¦ 345 ¦ 415 ¦ 485 ¦ 2910 ¦ 4155 ¦
+---------------------+--------+------+------+-----------+-------+
¦ Капитальные вложения¦ 52,5 ¦ 60 ¦ 69 ¦ 240 ¦ 421 ¦
+---------------------+--------+------+------+-----------+-------+
¦ Научно-техническое ¦ 43,8 ¦ 54 ¦ 65 ¦ 260 ¦ 379 ¦
¦ обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+------+------+-----------+-------+
¦ Итого ¦ 441,3 ¦ 529 ¦ 619 ¦ 3410 ¦ 4955 ¦
L---------------------+--------+------+------+-----------+--------
----------------------T--------T------T------T-----------T-------¬
¦ Валютные затраты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ (млн. долл. США) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+------+------+-----------+-------+
¦ Импорт оборудования ¦ 18,8 ¦ 10,3 ¦ 7,4 ¦ 24 ¦ 60,5 ¦
+---------------------+--------+------+------+-----------+-------+
¦ Валютные платежи ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,8 ¦ 1,4 ¦
+---------------------+--------+------+------+-----------+-------+
¦ Неторговые операции ¦ 17,8 ¦ 15 ¦ 13 ¦ 54 ¦ 99,8 ¦
L---------------------+--------+------+------+-----------+--------
Примечания. 1. Неторговые операции - ремонт научно-исследовательского и экспедиционного флота, взносы во Всемирную метеорологическую организацию и прочее.
2. Объемы 1995 года и последующих годов рассчитаны относительно базы 1994 года без учета индексации.
Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит стабилизировать оперативно-производственную деятельность учреждений и организаций Росгидромета, укрепить его материально - техническую и технологическую базу.
Будут обеспечены:
удовлетворение на современном уровне потребностей народного хозяйства, обороны страны и населения в гидрометеорологической и геофизической продукции, данных мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды;
повышение заблаговременности прогнозов гидрометеорологических элементов, урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур; повышение оправдываемости прогнозов стихийных и особо опасных гидрометеорологических явлений, краткосрочных (1 - 2 дня) и среднесрочных (7 - 10 дней) прогнозов погоды, выпуск численных прогнозов температуры, влажности, скорости ветра и осадков для всех крупных населенных пунктов страны; обеспечение народнохозяйственных организаций многолетними данными о климатических, агроклиматических и водных ресурсах; повышение надежности учета и оценки ресурсов поверхностных вод;
достижение Россией уровня ведущих стран мира в области гидрометеорологии и мониторинга состояния загрязнения окружающей природной среды;
устранение зависимости России от прогностической продукции зарубежных метеорологических центров, интегрирование в мировую систему выпуска и обмена метеорологической информацией;
улучшение обслуживания специализированными прогнозами различных отраслей экономики и Министерства обороны Российской Федерации.
В результате будут созданы условия для значительного снижения ущерба, наносимого в настоящее время стране опасными и стихийными гидрометеорологическими явлениями.



Приложение
к федеральной целевой программе "Развитие
системы гидрометеорологического обеспечения
народного хозяйства Российской Федерации в
1994 - 1996 годах и на период до 2000 года"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 - 1996 ГОДАХ И НА
ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"
Первоочередные мероприятия по
техническому перевооружению федеральной службы России
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
направленные на стабилизацию положения в отрасли,
устранение технологической зависимости службы от
развитых зарубежных стран
-----------------------------T--------------------------------------------¬
¦Наименование мероприятий по ¦ Объем финансирования <*> ¦
¦техническому перевооружению +-----T------T-----T-----T-----T------T------+
¦ федеральной службы ¦ Ед. ¦1994 -¦1994 ¦1995 ¦1996 ¦1997 -¦1994 -¦
¦ ¦ изм.¦1996 ¦год ¦год ¦год ¦2000 ¦2000 ¦
¦ ¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦годы ¦годы ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Оснащение техническими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствами органов Росгид- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ромета, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Оснащение главного вычисли- ¦млн. ¦ 18 ¦ 10 ¦ 5 ¦ 3 ¦ 5¦ 23 ¦
¦тельного центра суперкомпью-¦долл.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тером класса CRAY-YMP ¦США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Оснащение пунктов наблюдений¦млн. ¦ 7,5 ¦ 4,5 ¦ 3,0 ¦ - ¦ -¦ 7,5 ¦
¦в труднодоступных районах ¦долл.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автоматическими метеостан- ¦США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦циями (150 пунктов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Оснащение производственных ¦млн. ¦133100¦38300¦44100¦50700¦200000¦333100¦
¦органов Росгидромета средс- ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦твами получения, сбора, об- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работки и распространения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦данных наблюдений и прогно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зов, а также образцовыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средствами измерений и пове-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рочным оборудованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Оснащение государственного ¦млн. ¦ 8 ¦ 4 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 12 ¦
¦фонда гидрометеорологических¦долл.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦данных и данных о состоянии ¦США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦загрязнения окружающей среды¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦техническими средствами мас-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦совой памяти класса CONVEX ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Обновление 200 автономных ¦млн. ¦11000 ¦ 3000¦ 4000¦4000 ¦ 16000¦27000 ¦
¦систем энергоснабжения в ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦труднодоступных северных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦районах страны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+-------
--------------------------------
<*> Ориентировочно, в ценах 1993 года.
-----------------------------T--------------------------------------------¬
¦Наименование мероприятий по ¦ Объем финансирования <*> ¦
¦техническому перевооружению +-----T------T-----T-----T-----T------T------+
¦ федеральной службы ¦ Ед. ¦1994 -¦1994 ¦1995 ¦1996 ¦1997 -¦1994 -¦
¦ ¦ изм.¦1996 ¦год ¦год ¦год ¦2000 ¦2000 ¦
¦ ¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦годы ¦годы ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Разработка, организация се- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рийного производства техни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческих средств гидрометеоро-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦логического назначения, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Организация на сафоновском ¦млрд.¦ 5 ¦ 3 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ 5 ¦
¦заводе "Гидрометприбор" се- ¦итал.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рийного производства автома-¦лир ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тических станций наблюдения ¦<2> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦за состоянием окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦среды (по зарубежной техно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦логии) <1> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Разработка и организация ¦млн. ¦ 1100 ¦ 300¦ 400 ¦ 400 ¦1600 ¦ 2700 ¦
¦серийного производства: ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аэрологического радиолокато-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ра с фазированной антенной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦решеткой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦метеорологического доплеров-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ского радиолокатора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автоматизированных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦наблюдений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аэродромной метеорологичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кой станции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦электролизной установки для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦получения водорода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦необслуживаемого твердотель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ного метеорадиолокатора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гидрометеорологических при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦боров для массовой сети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гелиогеофизической аппара- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦автоматизированной радиотех-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нической системы засечки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦молниевых разрядов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Доработка и ввод в эксплуа- ¦млн. ¦ 1600 ¦ 800¦ 400 ¦ 400 ¦ - ¦1600 ¦
¦тацию самолета ледовой раз- ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ведки на базе ИЛ-114, обору-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дованного рлс с синтезиро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ванной апертурой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+-------
--------------------------------
<*> Ориентировочно, в ценах 1993 года.
Примечания. 1. За счет гуманитарной и технической помощи Италии в соответствии с итальянским законом 21292.
2. 5 млрд. итальянских лир примерно соответствуют 4 млн. долларов США.

-----------------------------T--------------------------------------------¬
¦Наименование мероприятий по ¦ Объем финансирования <*> ¦
¦техническому перевооружению +-----T------T-----T-----T-----T------T------+
¦ федеральной службы ¦ Ед. ¦1994 -¦1994 ¦1995 ¦1996 ¦1997 -¦1994 -¦
¦ ¦ изм.¦1996 ¦год ¦год ¦год ¦2000 ¦2000 ¦
¦ ¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦годы ¦годы ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Организация и проведение ¦млн. ¦ 15,5 ¦ 7,5 ¦ 5 ¦ 3 ¦ 15 ¦ 30,5 ¦
¦планового ремонта научно- ¦долл.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦экспедиционного флота феде- ¦США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ральной службы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Обеспечение наблюдательных ¦млн. ¦ 154 ¦ 80 ¦ 40 ¦ 34 ¦ 100 ¦ 254 ¦
¦гидрометеорологических пун- ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ктов, расположенных в труд- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нодоступных районах, транс- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦портными средствами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Организация серийного произ-¦млн. ¦ 4500 ¦1000 ¦ 1500¦ 2000¦2500 ¦ 7000¦
¦водства типовых служебно-жи-¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лых комплексов на производ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ственной базе Росгидромета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Оснащение организаций Рос- ¦млн. ¦ 1 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,4 ¦ - ¦ - ¦
¦гидромета средствами опера- ¦долл.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тивной подготовки информа- ¦США ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ционных материалов для ор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ганов печати, телевидения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦радиовещания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+------+
¦Обеспечение региональных ¦млн. ¦16000 ¦3600 ¦4900 ¦ 7500¦30000 ¦ 46000¦
¦противолавинных центров, ¦руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расположенных в горных райо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нах интенсивного хозяйствен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ного освоения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+-----+------+-----+-----+-----+------+-------
--------------------------------
<*> Ориентировочно, в ценах 1993 года.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
НА 1994 - 1996 ГОДЫ
------------------------------T------------T------T------T------T------¬
¦ Наименование мероприятий ¦Единица ¦Всего ¦1994 ¦1995 ¦1996 ¦
¦ ¦измерения ¦ ¦год ¦год ¦год ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦ 1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ, ¦
¦ ОПЕРАТИВНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ¦
¦ РОСГИДРОМЕТА ¦
+-----------------------------T------------T------T------T------T------+
¦Провести техническое оснаще- ¦пунктов, ¦до 30%¦до 10%¦до 10%¦до 10%¦
¦ние: пунктов гидрометнаблю- ¦сетевых ¦от ¦от ¦от ¦от ¦
¦дений; оперативно-производс- ¦органов ¦общего¦общего¦общего¦общего¦
¦твенных сетевых органов ¦ ¦числа ¦числа ¦числа ¦числа ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Построить (отремонтировать): ¦зданий, ¦150; ¦50; ¦50; ¦ 50 ¦
¦служебные и жилые здания; ¦сооружений и¦300 ¦100 ¦100 ¦ 100 ¦
¦гидрометеорологические и ге- ¦установок, ¦6,5 ¦1,5 ¦2 ¦ 3 ¦
¦офизические сооружения и ус- ¦млрд. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тановки на сети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Внедрить новые технологии ¦количество ¦ 25¦ 7 ¦ 8 ¦ 10 ¦
¦обработки оперативной инфор- ¦органов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мации в прогностических ор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ганах федеральной службы на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦базе локальных сетей ПЭВМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Внедрить новые технологии ¦количество ¦ 45¦ 10 ¦ 15 ¦ 20 ¦
¦обработки режимной гидроме- ¦пунктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тинформации на областном и ¦внедрения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦территориальном уровнях на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦базе локальных сетей ПЭВМ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Внедрить автоматические гид- ¦количество ¦ 150¦ 30¦ 50 ¦ 70 ¦
¦рометеостанции в систему ¦станций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦наблюдений Росгидромета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Создать (реконструировать) ¦количество ¦ 5 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦
¦производства по выпуску сбор-¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦но-щитовых домов, мебели, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приборов для сетевых подраз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦делений федеральной службы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Организовать по итальянской ¦количество ¦ 50¦ 2 ¦ 15¦ 33 ¦
¦технологии производство авто-¦станций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦матических метеостанций на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сафоновском заводе "Гидро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦метприбор" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Начать переоснащение терри- ¦количество ¦ 15¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
¦ториальных управлений Рос- ¦центров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гидромета новыми центрами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦коммутации сообщений и цент- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рами электронной почты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Приступить к оснащению аэро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦логической сети: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦новыми малогабаритными аэро- ¦ штук ¦ 20¦ 3 ¦ 7 ¦ 10 ¦
¦логическими комплексами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦новыми электролизными уста- ¦ штук ¦ 20¦ 2 ¦ 8 ¦ 10 ¦
¦новками для получения водо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Начать оснащение наблюдатель-¦штук ¦ 40¦ 5 ¦ 15 ¦ 20 ¦
¦ных органов (в том числе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦труднодоступных районах) эф- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦фективными ветроэнергетичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кими установками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Обеспечить радирующие мете- ¦количество ¦ 150¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦
¦останции новыми средствами ¦станций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦связи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Оснастить гидрометцентр Рос- ¦суперЭВМ ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦
¦сии суперкомпьютером типа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦CRAY-YMP производительностью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦более 1 млрд. оп/с. создать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на его основе современную ¦технология ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦
¦технологию обработки опера- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тивной информации, повысить ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦количество и качество выход- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ной прогностической продукции¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Начать переоснащение сети ¦количество ¦ 30 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦метеорологических радиоло- ¦ штук ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кационных наблюдений допле- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ровским радиолокатором нового¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦поколения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Усовершенствовать технологию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ведения государственного фон-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦да гидрометеорологических ¦технология ¦ 1 ¦ ¦ ¦ 1 ¦
¦данных и данных о состоянии ¦во ВНИИГМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦загрязнении окружающей среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦за счет технического переос- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нащения Всероссийского НИИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гидрометеорологической инфор-¦количество ¦ ¦ 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦
¦мации - мирового центра дан- ¦новых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных (ВНИИГМИ) и территориаль-¦технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных управлений Росгидромета ¦в УГМС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(УГМС) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Создать и ввести в эксплуа- ¦количество ¦ 5 ¦ ¦ 1 ¦ 4 ¦
¦тацию авиационный комплекс ¦комплектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦аппаратуры ледовой разведки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦на базе радиолокационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦станции бокового обзора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Восстановить регулярные ави- ¦количество ¦ 30 ¦ 6 ¦ 12 ¦ 12 ¦
¦ационные съемки ледовой обс- ¦съемок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦становки на трассе Севморпути¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Расширить оснащение радиоло- ¦количество ¦ 22 ¦ 8 ¦ 8 ¦ 6 ¦
¦кационной метеорологической ¦комплексов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сети автоматизированными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦комплексами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Внедрить в систему Росгидро- ¦количество ¦ 35 ¦ ¦ 10 ¦ 25 ¦
¦мета автоматизированную сис- ¦пунктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тему регистрации молниевых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦разрядов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Оснастить сеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Автоматизированными радиоло- ¦количество ¦ 30 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦кационными комплексами в мо- ¦комплексов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дульном исполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Микроволновыми радиометрами ¦ ¦ 30 ¦ 5 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦для неконтактного получения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦профилей температуры в при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦земном слое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СЕТИ МОНИТОРИНГА ¦
¦ СОСТОЯНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ¦
+-----------------------------T------------T------T------T------T------+
¦Оснастить радиометрическую ¦млн. руб. ¦ 150¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦
¦сеть современными дозиметри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ческими, спектрометрическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦приборами, в том числе прибо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рами для непрерывного автома-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тического измерения мощности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дозы гаммаизлучения, установ-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ками для отбора и анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦проб объектов природной среды¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Развернуть систему мониторин-¦млн. руб. ¦ 2700¦ 900 ¦ 900 ¦ 900 ¦
¦га уфоблученности территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦России - до 30 пунктов наб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦людения и центр обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Организовать радиометрические¦количество ¦ 20¦ 5 ¦ 7 ¦ 8 ¦
¦лаборатории в областных, кра-¦лабораторий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦евых, республиканских (в сос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦таве Российской Федерации) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦центрах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Усовершенствовать систему ра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦диоэкологического мониторинга¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в районах размещения радиаци-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦онно опасных объектов путем: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ организации дополнительных ¦количество ¦ 40¦ 10¦ 15¦ 15 ¦
¦ наблюдений на стационарных ¦пунктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ пунктах радиометрической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ сети; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ создания оперативных мо- ¦количество ¦ 10¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦
¦ бильных подразделений ра- ¦подразделени¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ диационного контроля; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ разработки и внедрения сов-¦млн. руб. ¦ 105¦ 30¦ 40¦ 35 ¦
¦ ременных средств радиацион-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ного контроля; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ создания информационно-ана-¦количество ¦ 10¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦
¦ литических центров местного¦центров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ и регионального уровней для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ведения банков данных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ оценки и прогнозирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ радиационной обстановки в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ контролируемых районах в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ штатной ситуации в случае ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ возникновения аварийных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ситуаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------+------------+------+------+------+------+
¦Организовать и обеспечить де-¦лабораторий ¦ 6 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
¦ятельность химических лабо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦раторий по определению тяже- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦лых металлов в воздухе, воде ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и почве в областных, краевых,¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.04.1994 n 376 (с изм. от 30.12.2000) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также