ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.11.1992 n 879 (с изм. от 30.12.2000) О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 1992 г. N 879
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ
ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ
(с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ
от 30.12.2000 N 1034)
В целях сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв, повышения интенсивности сельскохозяйственного производства Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную комплексную программу повышения плодородия почв России.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований на основе Государственной программы разработать в 1992 году программы повышения плодородия почв по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям и автономным образованиям и обеспечить их выполнение.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук оказать помощь в разработке этих программ.
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать в 1992 году порядок финансирования работ, намеченных Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России.
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук с участием заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации разработать нормативные документы по реализации Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с участием Государственного комитета Российской Федерации по статистике разработать формы отчетности по выполнению основных показателей Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств образовать межведомственный консультативный совет по контролю за реализацией Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России.
Е.ГАЙДАР



Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 1992 г. N 879
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ
I. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ
Государственная комплексная программа повышения плодородия почв России разработана в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. "О введении в действие Закона РСФСР "О плате за землю" Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Российской академией сельскохозяйственных наук и с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на основе материалов, представленных республиками в составе Российской Федерации, краями, областями и автономными образованиями.
Программа одобрена коллегией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, президиумом Российской академии сельскохозяйственных наук, Комитетом по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию Верховного Совета Российской Федерации, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Аграрным союзом России.
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ
Одной из главных причин низкого уровня и неустойчивого развития сельскохозяйственного производства России наряду с неблагоприятными климатическими условиями является неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных угодий, постоянно снижающееся их плодородие, которое уже в ближайшем будущем может быть необратимо утрачено на обширных территориях сельскохозяйственных угодий.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий в республике составляет 222,1 млн. гектаров, или 13 процентов от площади земельных ресурсов, из них 132,5 млн. гектаров (58,9 процента) - пашня, 88 млн. гектаров (40 процентов) - сенокосы и пастбища.
Качественное состояние значительной части пашни и кормовых угодий неудовлетворительное. Более 38 млн. гектаров (18 процентов) переувлажнены, заболочены и засорены камнями. Около 40 млн. гектаров (20 процентов) засолены и имеют солонцовые комплексы. На больших площадях происходит разрушение почвенного слоя, уменьшается содержание гумуса. В отдельные годы более половины земель республики подвержены засухе.
Опасные размеры приобрели процессы зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. В основном по этой причине во влагообеспеченных зонах выбыло из сельскохозяйственного оборота 3,7 млн. гектаров высокопродуктивных угодий.
Процессы заболачивания, засоления, подкисления и зарастания кустарниками земель продолжаются.
Значительных масштабов достигла водная и ветровая эрозия почв. По данным генеральной схемы противоэрозионных мероприятий, площади эрозионноопасных и подверженных эрозии сельскохозяйственных угодий составляют 124 млн. гектаров (56 процентов), в том числе пашни - 87,3 млн. гектаров. Эрозия почв ведет к истощению пашни, загрязнению водоемов и рек, резкому ухудшению экологической обстановки на больших территориях.
Почти повсеместно проявляются тенденции ухудшения почвенного покрова в результате антропогенной деятельности. Площади земель, загрязненных в разной степени выбросами промышленных предприятий, достигли 62 млн. гектаров, а сами выбросы составляют ежегодно 30 - 35 млн. тонн вредных веществ.
Возрастающее применение тяжелой техники вызывает переуплотнение пахотного и подпахотного слоев, усиление деградации и эрозии почв.
Серьезные нарушения наносятся почвенному покрову лесозаготовительными, нефтедобывающими и другими организациями, которые в результате применения тяжелой техники уничтожают почвенный покров.
Многочисленные негативные изменения почвы и, в первую очередь, загрязнение и переуплотнение, отрицательно сказываются на ее биологических свойствах.
В ряде регионов республики сложилась тяжелая экологическая обстановка. На Черных землях и Кизлярских пастбищах опустыниванию подвержено более 9 млн. гектаров. В результате чернобыльской катастрофы загрязнено радиоактивными элементами около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.
Слабое влияние на улучшение качественного состояния сельскохозяйственных угодий оказывают проводимые химические, водные мелиорации и другие работы из-за их небольших объемов.
Недостаточно восполняется в почве органическое вещество. В 1986 - 1990 годах внесение удобрений в среднем составляло ежегодно 60 - 70 процентов от научно обоснованной потребности. За последние два - три года объемы агрохимических работ резко сократились. Не в полной мере выполняются ремонтно-эксплуатационные мероприятия. Это отрицательно сказывается на техническом уровне систем и мелиоративном состоянии орошаемых и осушенных земель.
Ежегодно не удобряется 20 млн. гектаров зерновых и 15 млн. гектаров кормовых культур. В полевых севооборотах постоянно складывается отрицательный баланс питательных веществ.
Слабо внедряются биологические методы борьбы с вредителями, болезнями и сорняками.
Работы по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий как важное мероприятие повышения плодородия почв выполняются некомплексно и в небольших объемах. Медленно осуществляется освоение новых земель под сельскохозяйственные угодья.
Недостаточными темпами восстанавливаются земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ. В России имеется около 1,2 млн. гектаров таких земель, в том числе 388 тыс. гектаров отработанных и подлежащих рекультивации.
В неудовлетворительном состоянии находится материально - техническая база для приема, хранения и применения удобрений и пестицидов. В целом по республике ежегодные потери минеральных удобрений достигают 1,5 - 2 млн. тонн.
Ухудшилось в последние годы положение дел с мелиорацией земель и заготовкой торфа.
Низкое плодородие почв, их мелиоративная неустроенность, большие масштабы и интенсивность деградации земель в сочетании с неблагоприятными климатическими условиями приводят к недобору в республике ежегодно 37 - 40 млн. тонн сельскохозяйственной продукции в пересчете на зерно. Наибольшие потери происходят в таких важных сельскохозяйственных регионах, как Нечерноземная зона, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.
Осуществление комплексных мер по предотвращению процессов деградации почв позволит повысить их плодородие.
III. КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ
ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
Основой осуществления аграрной реформы, выполнения государственных программ увеличения производства сельскохозяйственной продукции является повышение почвенного плодородия. В этих целях необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих выполнение агротехнических, мелиоративных, культуртехнических, агрохимических работ, защиту почв от эрозии.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить в 1995 году производство сельскохозяйственной продукции на 30 - 35 млн. тонн в пересчете на зерно, в том числе на 10 - 15 млн. тонн с мелиорированных угодий, значительно сократить площади эродированных, кислых, засоленных и других деградированных земель и повысить устойчивость сельскохозяйственного производства. Большое значение эти мероприятия будут иметь для развития многоукладности экономики и решения социальных проблем на селе.
Выполнение намечаемых мероприятий обеспечивается имеющимися мощностями специализированных организаций при совершенствовании их деятельности в условиях рыночной экономики.
1. ЗАЩИТА ПОЧВ ОТ ЭРОЗИИ
Эрозия почв является наиболее негативным процессом, вызывающим деградацию, разрушение и уничтожение почвенного покрова и наносящим невосполнимый ущерб земельным ресурсам, окружающей среде, народному хозяйству.
В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям. В этих целях необходимо:
развивать контурно-мелиоративное и ландшафтное земледелие с введением почвозащитных севооборотов и размещением культур с учетом крутизны склонов, нарезкой границ полей, рабочих участков, дорог по горизонталям местности или под углом к ним, выполнением комплекса гидротехнических, лесо-лугомелиоративных, противоэрозионных мероприятий. Такое земледелие должно быть внедрено в первую очередь на землях с крутизной склонов более 2°;
применительно к природным зонам республики ввести нормативные ограничения на размещение пропашных культур на склоновых землях, осуществить залужение 1,3 млн. гектаров пашни, подверженной эрозии в сильной степени, и провести посевы многолетних трав на 3,4 млн. гектаров пашни внесевооборотных участков, подверженной эрозии в средней степени;
применить в полном объеме почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, внедрить безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических условий конкретных регионов. Довести до оптимальных объемов (площади) применение других агротехнических противоэрозионных мероприятий, включая щелевание почв, полосное размещение сельскохозяйственных культур, создание кулис, пожнивное мульчирование почвы, посев сидератов, возделывание пропашных культур с использованием постоянных гребней;
осуществить меры по предотвращению переуплотнения почв путем создания и применения сельскохозяйственной техники, отвечающей современным требованиям сельскохозяйственного производства. Освоить технологические приемы снижения отрицательного воздействия технических средств на почву: совмещение операций, применение широкозахватных агрегатов, ограничение проведения полевых работ при высокой влажности почвы, перегрузочные и перевалочные процессы на уборке, при перевозке урожая и других грузов, внесение в почву высоких доз органических удобрений, соломы, сидератов, разуплотнение почв глубоким рыхлением.
Большое значение имеют защитные лесные насаждения. В соответствии с требованиями генеральных схем противоэрозионных мероприятий республик в составе Российской Федерации, краев и областей и генеральной схемы по борьбе с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ на землях сельскохозяйственных предприятий необходимо иметь 5,4 млн. гектаров защитных лесных насаждений, из них полезащитных лесных полос - 2,2 млн. гектаров.
В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения предусматривается:
1. Заложить защитные лесные насаждения на площади 225 тыс. гектаров, в том числе 72 тыс. гектаров полезащитных лесных полос, 153 тыс. гектаров защитных лесонасаждений по оврагам и балкам. На склонах более 0,5° полезащитные лесные полосы размещать поперек склонов и контурно в соответствии с противоэрозионной организацией территории.
2. Осуществить реконструкцию и ремонт ранее созданных полезащитных лесных полос на площади 11 тыс. гектаров и проведение рубок ухода в них на площади 265 тыс. гектаров.
3. Сосредоточить проведение работ по защитному лесоразведению в регионах Северного Кавказа, Центрально-Черноземного района, Среднего Поволжья и Западной Сибири, а также на орошаемых землях. Особое внимание уделить лесомелиорации опустыненных и деградированных пастбищ в аридных зонах, закреплению и сельскохозяйственному освоению песков в районах интенсивного земледелия. Провести пастбищезащитные фитомелиоративные насаждения на площади 296 тыс. гектаров.
4. Провести в течение двух лет инвентаризацию защитных лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственных предприятий и организаций. На основе полученных материалов разработать и осуществить в 1994 - 2005 годах меры, направленные на своевременное проектирование, агролесомелиоративное устройство лесонасаждений, повышение их эффективности.
Генеральным заказчиком на проектирование и создание всех защитных лесных насаждений является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации; выполнение работ по посадке и выращиванию этих насаждений осуществляется предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства России. Объемы работ по лесомелиоративным мероприятиям приведены в таблице 1.
В целях защиты почв от водной эрозии намечается:
1. Провести террасирование крутых склонов на площади 54 тыс. гектаров, осуществить реконструкцию и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений.
2. Выполнить работы по выполаживанию склонов, оврагов, промоин на площади 31 тыс. гектаров для вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.
3. Осуществить строительство 1650 водозадерживающих плотин, 3680 км валов, 2530 км водонаправляющих, 3750 водосборных и 32900 донных и других противоэрозионных гидротехнических сооружений.
Объемы противоэрозионных гидротехнических мероприятий приведены в таблице 2.
2. АГРОХИМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Применение органических удобрений
По данным агрохимического обследования, в России 16,5 млн. гектаров пашни характеризуется очень низким содержанием гумуса, 21 млн. гектаров - низким. Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на агрофизические, физико-химические свойства и биологическую активность почвы, ухудшает ее водно-воздушный, тепловой и пищевой режимы. По данным научных учреждений, для бездефицитного баланса гумуса необходимо ежегодно вносить в пахотные почвы 830 - 870 млн. тонн органических удобрений.
В целях рационального использования ресурсов органических удобрений предусматривается:
1. Довести применение органических удобрений к 1995 году до 600 млн. тонн (таблица 3), к 2000 году - до 700 - 750 млн. тонн. Обеспечить внесение 70 - 80 процентов навоза и компоста в паровые поля и при вспашке зяби.
2. Обеспечить добычу и использование в сельском хозяйстве торфа и сапропелей в объеме 338 млн. тонн.
3. Предусмотреть строительство при животноводческих комплексах и птицефабриках навозо-пометохранилищ, цехов и площадок компостирования. Разработать и внедрить экологически чистые технологии производства органических удобрений и кормовых добавок на основе навоза и помета.
4. Провести в 1995 году комплексное агрохимическое окультуривание полей на площади 4 млн. гектаров.
5. Развивать производство биогумуса для альтернативного земледелия, увеличить использование стоков животноводческих комплексов и ферм в качестве удобрения.
6. При реализации животноводческими комплексами и птицефабриками навоза, помета и компостов повысить требовательность к соблюдению технических условий на указанную продукцию.
7. В севооборотах расширить площади многолетних трав, особенно бобовых, для повышения запасов биологического азота, увеличить применение ризоторфина. Увеличить объемы применения сидеральных культур в Нечерноземной зоне и регионах с достаточным увлажнением почв.
Применение минеральных удобрений
В России в настоящее время удобряется только 60 процентов посевов сельскохозяйственных культур. Не получают минеральной подкормки природные сенокосы и пастбища.
Дефицитный баланс питательных веществ в полевых севооборотах привел к увеличению площадей пашни с низким содержанием фосфора и калия.
Расчетная потребность сельского хозяйства в минеральных удобрениях составит в 1995 году 15,8 млн. тонн в действующем веществе (без фосфоритной муки), или 120 кг/га пашни и 75 кг/га сельхозугодий.
К 2000 году потребность в минеральных удобрениях составит 18 - 20 млн. тонн в действующем веществе, или около 90 кг/га сельхозугодий. Такое количество удобрений позволит решать вопросы повышения плодородия природных кормовых угодий.
В 1992 - 1995 годах основное внимание будет направлено на организацию эффективного использования удобрений, для чего намечается:
обеспечить сохранность удобрений при хранении и транспортировке, качественное внесение в почву в соответствии с данными агрохимического обследования почв и диагностики питания растений во время вегетации;
увеличить объемы локального внесения удобрений при посеве зерновых культур, организовать дробное внесение азотных удобрений, сочетая подкормки с применением микроэлементов, регуляторов роста, пестицидов; возобновить использование комплекса машин по локальному внесению минеральных удобрений и пестицидов, рекомендованное специалистами АПК Астраханской области;
увеличить объемы применения фосфорных и калийных удобрений на паровых полях и при вспашке зяби.
В целью повышения плодородия почв предусматривается:
1. Довести применение минеральных удобрений в 1995 году до 16,5 млн. тонн действующего вещества, что обеспечит внесение их по оптимальным нормам под технические, зерновые и кормовые культуры, картофель и овощи. Приступить к подкормке улучшенных сенокосов и пастбищ (таблица 3).
2. Обеспечить поставку сельскому хозяйству в необходимом количестве и ассортименте минеральных удобрений, микроэлементов, регуляторов роста растений и увеличить производство экологически безопасных удобрений и мелиорантов, не вызывающих загрязнения почв опасными веществами.
3. Осуществить внедрение эффективных приемов применения минеральных удобрений, микроудобрений, регуляторов роста растений на основе данных почвенной и растительной диагностики питания растений.
4. Ввести в эксплуатацию прирельсовые (пристанционные) склады и резервные базы, а также глубинные склады минеральных удобрений емкостью 4,3 млн. тонн единовременного хранения.
5. Поставить сельскому хозяйству необходимую технику для складской переработки минеральных удобрений, тукосмешения, транспортировки и внесения в почву сухих и жидких туков, а также организовать пункты технического обслуживания и проката специализированной техники для крестьянских (фермерских) хозяйств и других землепользователей.
6. Организовать поставку минеральных удобрений в затаренном виде, в том числе в одноразовых контейнерах для районов Крайнего Севера и в мелкой расфасовке для крестьянских хозяйств и других землепользователей.
7. Разработать программу развития предприятий по производству и применению средств химизации для сельского хозяйства.
8. Разработать меры по стимулированию использования землепользователями и землевладельцами применения минеральных удобрений для повышения плодородия почв.
3. ХИМИЧЕСКАЯ МЕЛИОРАЦИЯ ПОЧВ
В России 50 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий характеризуется повышенной кислотностью, из них 18 млн. гектаров сильно- и среднекислых почв на пашне требует первоочередного известкования.
По данным научных учреждений, ежегодно необходимо известковать 10 - 11 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, для чего требуется 70 - 80 млн. тонн известковых удобрений.
В 1995 году предусматривается произвестковать 7 млн. гектаров кислых почв. В первую очередь, эта работа будет выполнена на 2 млн. гектаров орошаемых и осушенных земель.
Намечаемые объемы известкования позволят к 2000 году сократить площади сильнокислых почв на пашне в два раза, среднекислых - на 30 процентов, в отдельных регионах - приступить к планомерному известкованию улучшенных сенокосов и пастбищ.
В 1992 - 1995 годах необходимо:
1. Обеспечить известкование кислых почв на площади 23 млн. гектаров (таблицы 4 и 5).
2. Произвести и поставить сельскому хозяйству Российской Федерации 146 млн. тонн известковых удобрений.
3. Ввести в эксплуатацию склады для пылевидных известковых удобрений и форфоритной муки общей емкостью 900 тыс. тонн единовременного хранения.
4. Обеспечить работы по химической мелиорации почв необходимой проектно-сметной документацией и осуществить авторский надзор за ее выполнением.
Фосфоритование
В России 36 млн. гектаров пашни характеризуется очень низким и низким содержанием фосфора, из них 16 млн. гектаров кислых почв может быть улучшено путем внесения фосфоритной муки.
Намечаемые объемы фосфоритования позволят к 2000 году сократить в два раза площади кислых почв на пашне с низким содержанием фосфора.
Для уменьшения кислых почв и увеличения содержания фосфора намечается:
1. Обеспечить фосфоритование кислых почв на площади 9,5 млн. гектаров.
2. Поставить сельскому хозяйству Российской Федерации 2,5 млн. тонн фосфоритной муки в физическом весе.
3. Провести разведку месторождений фосфоритов в Сибири и на Дальнем Востоке, организовать производство фосфоритной муки на местных (непромышленных) месторождениях.
Повышение продуктивности засоленных земель
В России имеется 28 млн. гектаров солонцовых земель. По данным инвентаризации, около 4 млн. гектаров могут быть улучшены за счет химической мелиорации, около 7 млн. гектаров высокогипсовых солонцов требуют ярусной вспашки, на 15 млн. гектаров будут эффективны глубокие безотвальные обработки.
Для повышения продуктивности солонцовых почв предусматривается:
1. Осуществить гипсование почв на площади 0,9 млн. гектаров, мелиоративную обработку - 1,7 млн. гектаров, глубокое безотвальное рыхление - 6,5 млн. гектаров.
2. Обеспечить поставку сельскому хозяйству 8 млн. тонн фосфогипса (таблица 6).
3. Создать семеноводческие хозяйства по производству семян солеустойчивых культур.
4. Обеспечить развитие складского хозяйства и строительство железнодорожных тупиков для приема и переработки фосфогипса.
5. Усилить контроль за состоянием плодородия орошаемых земель и выдавать хозяйствам рекомендации по предотвращению их вторичного засоления.
4. МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ
В настоящее время мелиорированные земли в России занимают 11,1 млн. гектаров, в том числе 6,1 млн. гектаров - орошаемые и 5 млн. гектаров - осушенные, что составляет 5,3 процента от общей площади сельскохозяйственных угодий. На них производится 15 процентов всей продукции растениеводства, в том числе весь рис, 75 процентов овощей, четверть грубых и сочных кормов. Мелиорированные земли позволили обеспечить в ряде регионов стабильность и устойчивость сельскохозяйственного производства.
На фоне орошения и осушения более эффективны органические и минеральные удобрения, а также известкование и другие мероприятия.
Первоочередными мероприятиями являются работы по повышению технического уровня мелиоративных систем, улучшению мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель, строительству и переустройству дренажа, модернизации насосных станций, ремонту и эксплуатации сети.
В настоящее время на площади более 1,3 млн. гектаров орошаемых и 0,6 млн. гектаров осушенных земель требуется реконструкция мелиоративных систем. Эту работу ежегодно необходимо выполнять на площади 250 - 300 тыс. гектаров мелиорированных земель.
В 1992 - 1995 годах намечено осуществить:
работы по комплексной реконструкции оросительных систем на площади 670 тыс. гектаров, реконструкции и восстановлению осушительных систем - 325 тыс. гектаров; в 1996 - 2000 годах - соответственно 980 и 450 тыс. гектаров;
строительство и переустройство дренажа на существующих орошаемых землях на площади 135 тыс. гектаров;
замену вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети - 7,4 тыс. километров;
ввод в эксплуатацию 440 тыс. гектаров орошаемых и 460 тыс. гектаров осушенных земель;
обводнение пастбищ, включая реконструкцию сооружений на ранее обводненных пастбищах, на площади 3200 тыс. гектаров;
комплекс ремонтно-эксплуатационных работ на межхозяйственных и внутрихозяйственных мелиоративных системах, обеспечивающих подачу не менее 20,7 млрд. куб. метров воды для орошения сельскохозяйственных культур на площади 4,8 млн. гектаров и отвод избыточной влаги с 4,9 млн. гектаров осушенных земель (таблица 7).
5. КОРЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ
И ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ
В целях повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий, а также высвобождения занятой кормовыми посевами пашни под зерновые культуры, увеличения производства и улучшения качества грубых и сочных кормов в 1992 - 1995 годах предусматривается провести работу по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий и освоению новых земель на площади 5,4 млн. гектаров (таблица 8), в 1996 - 2000 годах - 7,5 млн. гектаров.
Первостепенное внимание будет уделено коренному улучшению природных кормовых угодий, включая культуртехнические мероприятия и окультуривание, созданию высокопродуктивных сенокосов и пастбищ.
Намечается значительно увеличить объем работ по поверхностному улучшению существующих сенокосов и пастбищ.
Для поддержания высокой продуктивности улучшенных угодий предусматривается увеличить объем работ по перезалужению площадей старовозрастных выродившихся травостоев, широко применять противоэрозионные технологии.
В районах Сибири, Дальнего Востока и там, где имеется недостаток пахотных площадей, предусматривается освоение новых земель под пашню.
Для улучшения качества кормового сырья намечается увеличить объем работ по посеву в дернину злаковых травостоев, семян бобовых трав.
При залужении и восстановлении ранее улучшенных травостоев посев трав должен проводиться с увеличенной долей бобовых компонентов в луговых травосмесях.
6. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ
И ЗАГРЯЗНЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ
Рекультивация нарушенных земель
Рекультивацию нарушенных земель намечается осуществить на площади 384 тыс. гектаров (таблица 9). При этом предусматривается вовлечь в сельскохозяйственный оборот 188 тыс. гектаров.
Улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий
Улучшение (землевание) малопродуктивных сельскохозяйственных угодий плодородным слоем почвы намечается провести на площади 34,7 тыс. гектаров, в том числе 24 тыс. гектаров пашни.
Восстановление земель, загрязненных нефтью
и нефтепродуктами
Наиболее приемлем для утилизации нефтяных загрязнителей земель экологически безопасный биологический метод.
В 1992 - 1995 годах намечено утилизировать нефтяные загрязнители на минимальной площади 2,4 тыс. гектаров (таблица 10).
Восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами,
радиоактивными веществами и другими токсикантами
В целях восстановления почв, загрязненных тяжелыми металлами, пестицидами, радиоактивными веществами и другими токсикантами, дальнейшей защиты от загрязнения выбросами и отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий и обеспечения производства экологически чистой продукции предусматривается:
провести почвенно-агрохимическое, токсикологическое и радиологическое обследование сельскохозяйственных угодий на площади 106 млн. гектаров;
внедрить систему реперных участков и опытных полей для отработки технологий защиты и реабилитации почв, загрязненных токсикантами;
осуществить агрохимические, мелиоративные и другие мероприятия по снижению уровня содержания радионуклидов в почве в соответствии с программой по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выделив на эти цели 500 млн. рублей (в ценах 1991 года).
Консервация деградированных и загрязненных земель
Консервация земель - временное исключение деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий.
В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязнения земель вместо консервации могут вводиться специальный режим их использования или производиться изменения целевого назначения земель.
Консервация производится по мере выявления непригодных для использования земель в соответствии с Положением "О порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 555.
7. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
Программа направлена на реализацию следующих приоритетных направлений повышения плодородия почв в основных земледельческих зонах:
в Нечерноземной зоне - создание глубоко окультуренного пахотного слоя, снижение кислотности и переувлажнения почв, защита их от водной эрозии;
в Центрально-Черноземном районе, Поволжье, на Северном Кавказе и в Сибири - борьба с эрозией и переуплотнением почв, регулирование водно-воздушного режима;
на Дальнем Востоке - улучшение физико-химических свойств почвы, борьба с поверхностным увлажнением.
Кардинально изменяются стратегия выбора направлений, планирование и организация проведения работ по улучшению земель. Изменяются принципы и порядок финансирования работ. Перестраивается инвестиционная политика. Она должна обеспечить увеличение вложений в работу по осуществлению мер, имеющих долговременное значение для сохранения и повышения плодородия почв. Приоритетное значение приобретут наиболее эффективные виды работ. Земледелие переводится на почвозащитную основу.
Наиболее действенными рычагами в повышении плодородия почв являются ликвидация государственной монополии на землевладение, формирование предприятий нового типа, установление экономической ответственности и заинтересованности землевладельцев, землепользователей и собственников земли в рациональном использовании земель.
Настоящая Программа, изложенные в ней подходы и принципы реализуются через соответствующие республиканские, краевые, областные программы и программы автономных образований, в которых должен быть предусмотрен комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий и производственных заданий с указанием ресурсов, исполнителей и сроков выполнения. Эти программы не должны противоречить научно обоснованным системам земледелия. Они будут осуществляться через внутрихозяйственное землеустройство.
Системы земледелия
Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв и интенсификации производства возможно только при наличии в каждом хозяйстве научно обоснованной системы земледелия. Поэтому в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях и автономных образованиях с учетом результатов проводимой земельной реформы, накопленных научных и практических знаний должны уточняться или разрабатываться вновь зональные (микрозональные) системы земледелия.
На современном этапе в целях сохранения и повышения плодородия почв, ресурсосбережения и охраны окружающей среды при любых формах собственности на землю и ведения хозяйства разрабатываются ландшафтные системы земледелия.
Центральное место в этих системах отводится наиболее рациональному сочетанию сельскохозяйственных и других угодий на основе научно обоснованных нормативов по каждой природной зоне. Учитывая, что практически все почвы могут подвергаться деградации, системы земледелия должны быть почвозащитными.
В районах с сильно расчлененным рельефом и активным проявлением водной эрозии разрабатываются системы контурно - мелиоративного земледелия.
На дефляционноопасных землях применяются системы земледелия с использованием безотвальных обработок почвы с сохранением стерни и других пожнивных остатков.
С проведением земельной реформы изменяется в целом методология разработки систем земледелия и формирования устойчивых культурных ландшафтов. На основе рационального использования почвенно - климатических ресурсов и средств интенсификации земледелия обеспечивается строго дифференцированный, нормативный, экономический и экологический подходы, учитывающие интересы землевладельца, землепользователя и собственника земли.
Главным вопросом применения системы земледелия является обеспечение расширенного воспроизводства плодородия почв. Необходимо предусмотреть мероприятия по нейтрализации неблагоприятных воздействий на почву, комплекс мер по оптимизации внутрипочвенных процессов, способствующих повышению почвенного плодородия и продуктивности растений, продолжить совершенствование зональных научно обоснованных систем земледелия. Провести уточнение существующих систем, а где они отсутствуют, - проектирование и введение севооборотов, обеспечивающих повышение плодородия почв.
Внутрихозяйственное землеустройство
Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями и собственниками земли мероприятий по повышению плодородия почв, предусмотренных в республиканских, краевых, областных программах, программах автономных образований, осуществляется через разработку и выполнение проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, содержащих следующие мероприятия по рациональному использованию и охране земель:
защита почв от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, переуплотнения и других неблагоприятных процессов;
предотвращение зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем;
предотвращение загрязнений почв ядохимикатами, другими вредными веществами, сточными водами;
обоснование размещения и установление границ территорий с особыми режимами пользования землями (природоохранными, оздоровительными, рекреационными, историко-культурными и другими).
Государство оказывает экономическую поддержку и стимулирует землепользователей в выполнении почвоулучшающих мероприятий путем финансирования разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства с определением мер по рациональному использованию и охране земель и повышению плодородия почв. Местные органы Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации определяют степень их участия в реализации проектов землеустройства и осуществляют контроль за рациональным и эффективным использованием земель.
При подтверждении местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству участия землепользователей в выполнении мероприятий по охране земель и повышению плодородия почв государством производится полная или частичная компенсация произведенных ими затрат.
Государственный контроль за осуществлением Программы
Контроль за выполнением Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований в соответствии с земельным законодательством и Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 594.
Агрохимическая служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации осуществляет агрохимический контроль за состоянием почвенного плодородия, включающий в себя контроль за соблюдением регламентов при хранении, транспортировке и внесении удобрений, надзор за остаточным количеством ядохимикатов, тяжелых металлов и радионуклидов в почве, кормах, сельскохозяйственной продукции с выдачей сертификатов и рекомендаций по использованию растениеводческой продукции, за проведением агрохимического мониторинга земель, формирование банка агрохимических данных и картографирование загрязненности почв.
Предусматривается ежегодно проводить почвенно-агрохимические, токсикологические и радиологические обследования, осуществлять пятилетний цикл агрохимического контроля за динамикой почвенного плодородия, а в условиях орошения - трехлетний цикл с выдачей землепользователям сертификатов по рациональному использованию удобрений и средств защиты растений.
8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
Государственная поддержка и экономический механизм
реализации мероприятий по Программе
В условиях перехода к рынку, развития многоукладности сельской экономики, когда значительная часть земель будет находиться в собственности конкретных землепользователей, а их экономическое положение неустойчиво, реализация намеченной Программы может быть осуществлена только при ее государственной поддержке путем целевого финансирования мероприятий в установленных размерах. Осуществление комплекса работ по повышению плодородия почв обеспечивается, кроме того, дополнительными государственными мерами по усилению заинтересованности в этом землепользователей. На реализацию Программы потребуются средства в объемах согласно таблице 11.
Финансирование мероприятий по повышению плодородия почв осуществляется государством на основе долевого участия, а также землепользователями за свой счет.
В этих целях:
1. Государство финансирует:
строительство межхозяйственных мелиоративных систем, природоохранных и гидротехнических сооружений, мелиорацию земель, содержание мелиоративных систем в районах проживания малочисленных народов и в трудонедостаточных хозяйствах Нечерноземной зоны, Сибири, Дальнего Востока, проведение научно-исследовательских работ общеотраслевого значения;
70 - 80 процентов стоимости работ по коренному улучшению земель, связанных с повышением плодородия почв, включая обследование и подготовку проектно-сметной документации. Остальная часть стоимости оплачивается землепользователями за свой счет. При соблюдении требований по охране почв и недопущении снижения их плодородия 50 процентов затрат, произведенных ими на эти цели, компенсируется государством;
в полном объеме за счет земельного налога содержание и ремонт мелиоративных систем в остальных регионах, а также проектно - изыскательские работы по землеустройству и 70 - 80 процентов стоимости работ по использованию торфа при оплате остальной части стоимости землепользователями.
Финансирование других видов работ будет осуществляться в соответствии с порядком, разработанным заинтересованными министерствами и ведомствами.
2. Землепользователи при заключении в соответствии с действующим законодательством договоров на продажу сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд принимают обязательства по дополнительной продаже в течение 3 - 5 лет продукции в зависимости от размеров произведенных государством затрат на повышение плодородия почв в их хозяйствах.
3. Предусмотреть первоочередное выполнение работ по повышению плодородия почв, финансируемых государством, а также увеличение их объемов для землепользователей, принимающих обязательства (на договорной основе) увеличить производство и продажу определенной сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд.
4. Определить, что землепользователи, не выполняющие предусмотренные проектами землеустройства мероприятия и другие обязательные требования по повышению плодородия почв, лишаются государственной поддержки в финансировании этих работ, а в случаях обработки земельных участков способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки, несут ответственность в соответствии с земельным законодательством, вплоть до прекращения права на пользование землей.
5. Выполнение мероприятий по рекультивации нарушенных и восстановлению загрязненных земель производится за счет средств виновных организаций, предприятий и других юридических лиц. При невозможности проведения указанных мероприятий за счет виновных и в случае стихийных бедствий местным органам исполнительной власти рекомендуется вносить предложения об источниках средств на эти цели.
6. Финансирование мероприятий по защите земель от радиоактивного загрязнения осуществляется по особой программе.
Техническое обеспечение
Для широкого внедрения почвозащитных технологий переоснастить земледелие высокопроизводительными машинами бессцепочного типа нового поколения, ускорить выпуск плугов - рыхлителей без оборота пласта, плоскорезов - щелевателей, чизельных плугов и культиваторов, чизелей - глубокорыхлителей, а также стерневых сеялок - культиваторов.
Предусмотреть увеличение производства сеялок прямого высева зерновых культур, культиваторов - гребнеобразователей для широкого внедрения гребневой технологии.
Возрастающие объемы осуществления противоэрозионных мероприятий требуют ускорения разработки и поставки комплекса машин для выполнения всех операций с учетом почвенно-климатических и зональных особенностей, в том числе для работы на склоновых землях. Особое внимание уделять обеспечению выполнения почвозащитных приемов.
Предусмотреть ускорение разработки, организовать производство и поставку комплекса машин и орудий для выполнения лесомелиоративных работ.
Ускоренное решение проблемы снижения переуплотнения почв тяжелой сельскохозяйственной техникой осуществить не только путем совершенствования отдельных моделей машин, но и широким перевооружением всего машинно-тракторного парка. В парке тракторов общего назначения необходимо обеспечить достаточное количество гусеничных машин.
Для мелиоративной обработки засоленных и с солонцовыми комплексами земель предусмотреть увеличение выпуска рыхлителей, плантажных плугов и комбинированных машин.
Обеспечить разработку и освоить серийное производство новых конструкций машин по улучшению природных кормовых угодий.
Уточнить системы машин, обеспечивающих эффективное выполнение комплекса мелиоративных работ, совершенствовать дождевальную технику, организовать производство машин и механизмов нового поколения, отвечающих мировым требованиям.
Для применения удобрений, мелиорантов и других средств химизации в запланированных объемах, повышения их эффективности организовать производство и обеспечить поставку необходимого количества соответствующих технических средств. Предусмотреть создание и освоение производства машин с пневматическими распределительными системами, обеспечивающими высокое качество работ, применение большегрузных самоходных средств, имеющих ходовые системы с низким удельным давлением на почву и работающих на повышенных скоростях. Обеспечить более широкое применение автоматизированного управления процессами распределения удобрений по полю, поливными стационарными системами для внесения жидких удобрений. Для химической защиты растений создать высокопроизводительные широкозахватные машины, работающие в режиме малообъемного опрыскивателя.
Осуществление технического обеспечения мероприятий по повышению плодородия почв определяется программой развития машиностроения для агропромышленного комплекса России (таблица 12).
Реализация намеченных мероприятий по переоснащению сельскохозяйственного производства новой высокопроизводительной техникой позволит повысить технологический уровень земледелия, улучшить использование земельных ресурсов, обеспечить воспроизводство почвенного плодородия.
Основные направления научно-исследовательских
работ по проблемам повышения плодородия почв
В целях повышения плодородия почв и продуктивности сельскохозяйственных угодий Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с участием заинтересованных министерств и ведомств, республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований обеспечить в 1992 - 1995 годах проведение исследований по следующим важнейшим проблемам <*>:
--------------------------------
<*> Темы научных разработок и их стоимость уточняются в годовых программах работ.
системы управления процессами почвообразования и формирования высокоплодородных почв в условиях роста антропогенной нагрузки и интенсификации земледелия;
разработка научных основ формирования экологически сбалансированных агроландшафтов и систем земледелия, методы их осуществления в условиях земельной реформы, экологически безопасные, энергосберегающие технологии воспроизводства плодородия почв и комплексы агрофильных технических средств для их осуществления;
методы комплексных мелиораций, экологически безопасные системы земледелия и интенсивные ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;
экспертные и информационно-советующие системы управления плодородием почв и агротехнологии с учетом экологических и экономических ограничений;
технология и средства возделывания сельскохозяйственных культур, влияющие на снижение поступления радионуклидов и тяжелых металлов, пестицидов, нитратов и других токсичных веществ в продукцию растениеводства;
агрометеорологическое обеспечение повышения продуктивности земель и охраны окружающей среды с учетом возможного изменения климата;
теория и методы современного полевого агроэкологического эксперимента, унифицированная информационно-измерительная система и технические средства сбора, обработки и хранения экспериментальных данных;
теоретические основы оценки и прогнозирования агроэкосистем с целью обеспечения экологически безопасных технологий воспроизводства плодородия почв, а также снижения воздействия антропогенных и техногенных факторов на окружающую среду, получение экологически чистой продукции;
модели оптимальных лесомелиоративных комплексов для лесостепных и степных зон России, концепция адаптивного лесоаграрного использования деградированных и опустыненных территорий на основе лесной и других видов мелиорации;
система эффективных мероприятий по предотвращению и борьбе с засолением и заболачиванием орошаемых земель, способы утилизации загрязненных коллекторно-дренажных вод, включая очистку и повторное их использование;
система мониторинга эколого-мелиоративного состояния орошаемых земель;
экономический механизм реализации комплексной программы повышения плодородия почв России в условиях рыночных отношений;
подготовка и переподготовка кадров по проблемам повышения плодородия почв и ландшафтному земледелию.
Проводимые научные исследования должны носить комплексный характер и объединять для решения поставленных задач усилия ученых различных направлений. Предусмотреть высокий уровень научного обеспечения земледелия и интеграции науки с производством.
К выполнению научно-исследовательских работ привлечь научные организации и учреждения Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, высшие учебные заведения и другие учреждения и организации. Примерная стоимость научно-исследовательских работ составит около 930 млн. рублей, в том числе НИОКР - 831,5 млн. рублей.
Результаты исследований использовать для проектирования и освоения систем земледелия нового поколения, обеспечивающих значительное и стабильное повышение продуктивности пашни и других угодий агроландшафта, ресурсо- и энергосбережения, охрану природной среды в условиях многоукладной экономики.
Организационно-правовое обеспечение
В целях реализации Программы предусмотрено выполнить следующий комплекс организационно-правовых мер:
1. Разработать в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях и автономных образованиях на основе Государственной комплексной программы повышения плодородия почв региональные программы с установлением объемов работ и их ежегодного финансирования.
Создать при органах государственного управления агропромышленным комплексом республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований координационные группы по контролю за реализацией разработанных программ.
2. Обеспечить разработку нормативно-правовых документов по изучению и картографированию почв, определению их загрязнений и иных последствий негативных процессов, а также по экологически безопасным методам и технологиям восстановления плодородия почв.
3. Разработать порядок финансирования работ по выполнению Программы повышения плодородия почв России и экономического стимулирования рационального использования и охраны земель.
4. Включить в государственную отчетность основные показатели выполнения Программы повышения плодородия почв России.
Реализация настоящей Программы позволит приостановить процесс снижения уровня плодородия почв, ослабить воздействие негативных факторов ухудшения земель, повысить устойчивость развития сельскохозяйственного производства.
Таблица 1
ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО ЛЕСОМЕЛИОРАЦИИ
(тыс. га)
----------------------T-------T----------------------------------¬
¦ ¦ 1992 -¦ В том числе ¦
¦ ¦ 1995 +-------T--------T--------T--------+
¦ ¦ годы, ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦
¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-------+-------+--------+--------+--------+
¦Полезащитные лесные ¦ 72 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 18 ¦ 19 ¦
¦полосы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Пастбищные фитомелио-¦ 296 ¦ 70 ¦ 74 ¦ 74 ¦ 78 ¦
¦ративные насаждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Противоэрозионные ов-¦ 153 ¦ 33 ¦ 40 ¦ 40 ¦ 40 ¦
¦ражно-балочные насаж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Рубки ухода в полеза-¦ 265 ¦ 50 ¦ 67 ¦ 67 ¦ 81 ¦
¦щитных лесных полосах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Реконструкция полеза-¦ 11 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦
¦щитных полос ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Стоимость проведения ¦ 406 ¦ 92 ¦ 104 ¦ 104 ¦ 106 ¦
¦комплекса лесомелио- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ративных мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(в ценах 1991 г.), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млн. рублей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+-------+-------+--------+--------+---------
Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральная служба лесного хозяйства России, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.
Таблица 2
ПРОТИВОЭРОЗИОННЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
-------------------T---------T-------T---------------------------¬
¦ ¦ Единица ¦ 1992 -¦ В том числе ¦
¦ ¦измерения¦ 1995 +------T------T------T------+
¦ ¦ ¦ годы, ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦
¦ ¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+------------------+---------+-------+------+------+------+------+
¦Водозадерживающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сооружения: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ валы ¦ пог. м ¦ 3680 ¦ 850 ¦ 890 ¦ 930 ¦1010 ¦
¦ плотины ¦ штук ¦ 1650 ¦ 350 ¦ 380 ¦ 425 ¦ 495 ¦
¦ лиманы ¦ км ¦62680 ¦14380 ¦15050 ¦16130 ¦17120 ¦
¦Водонаправляющие ¦ пог. км ¦ 2530 ¦ 585 ¦ 615 ¦ 650 ¦ 680 ¦
¦сооружения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Водосбросные ¦ штук ¦ 3750 ¦ 860 ¦ 895 ¦ 975 ¦1020 ¦
¦сооружения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Донные сооружения ¦ -"- ¦32900 ¦7130 ¦7850 ¦8570 ¦9350 ¦
¦Террасирование ¦ тыс. га ¦ 54 ¦ 10,5¦ 12 ¦ 15 ¦ 16,5¦
¦крутых склонов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Выполаживание ¦ -"- ¦ 31 ¦ 6,5¦ 7,5¦ 8,3¦ 8,7¦
¦склонов, оврагов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промоин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Противоселевые и ¦ -"- ¦ 9 ¦ 2 ¦ 2,1¦ 2,3¦ 2,6¦
¦противооползневые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сооружения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Береговые ¦ -"- ¦ 432 ¦ 97 ¦ 103 ¦ 112 ¦ 120 ¦
¦сооружения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Дамбы - перемычки ¦ пог. км ¦ 680 ¦ 135 ¦ 155 ¦ 180 ¦ 210 ¦
¦Стоимость проведе-¦млн. руб.¦ 671 ¦ 143 ¦ 158 ¦ 174 ¦ 196 ¦
¦дения противоэро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦зионных гидротех- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нических меропри- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ятий (в ценах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1991 г.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+---------+-------+------+------+------+-------
Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.
Таблица 3
ОБЪЕМЫ
ВНЕСЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ И КОМПЛЕКСНОГО
АГРОХИМИЧЕСКОГО ОКУЛЬТУРИВАНИЯ ПОЛЕЙ
-------------------T---------T-----------------------------------¬
¦ ¦ 1992 - ¦ В том числе ¦
¦ ¦ 1995 +--------T--------T--------T--------+
¦ ¦ годы, ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦
¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+------------------+---------+--------+--------+--------+--------+
¦Внесение органиче-¦ 2071 ¦ 300 ¦ 573 ¦ 589 ¦ 609 ¦
¦ских удобрений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млн. тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Комплексное агро- ¦ 14701 ¦ 2500 ¦ 3873 ¦ 4045 ¦ 4282 ¦
¦химическое окуль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦туривание полей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------+---------+--------+--------+--------+---------
Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.
ОБЪЕМЫ
ПРИМЕНЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ В 1995 ГОДУ
тыс. тонн (в действующем веществе)
------------T----------------------------------------T-----------¬
¦Минеральные¦ В том числе ¦Норма вне- ¦
¦удобрения, +--------T----------T----------T---------+сения кг/га¦
¦ всего ¦азотные ¦фосфорные ¦ калийные ¦ фосмука ¦ пашни ¦
+-----------+--------+----------+----------+---------+-----------+
¦ 16489 ¦ 6866 ¦ 5677 ¦ 3251 ¦ 695 ¦ 127 ¦
L-----------+--------+----------+----------+---------+------------
Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, компания "Росагрохим", органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.
Таблица 4
ОБЪЕМЫ АГРОХИМИЧЕСКИХ РАБОТ
-----------------------T--------T--------------------------------¬
¦ ¦ 1992 -¦ В том числе ¦
¦ ¦ 1995 +-------T--------T-------T-------+
¦ ¦ годы, ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦
¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+----------------------+--------+-------+--------+-------+-------+
¦Известкование кислых ¦ 23110 ¦ 4000 ¦ 5950 ¦ 6380 ¦ 6780 ¦
¦почв, тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Фосфоритование почв, ¦ 9364 ¦ 2000 ¦ 2354 ¦ 2454 ¦ 2556 ¦
¦тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Гипсование солонцо- ¦ 852 ¦ 170 ¦ 224 ¦ 227 ¦ 231 ¦
¦вых почв, тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мелиоративная об- ¦ 1650 ¦ 300 ¦ 450 ¦ 450 ¦ 450 ¦
¦работка солонцовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦почв, тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Комплекс работ по ¦ 338,8¦ 50 ¦ 90,3 ¦ 95,3¦ 103,2¦
¦торфу и сапропелям, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млн. тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Первичное окультури- ¦ 280 ¦ 70 ¦ 70 ¦ 70 ¦ 70 ¦
¦вание, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Агрохимические об- ¦ 1308 ¦ 280 ¦ 310 ¦ 343 ¦ 375 ¦
¦следования, млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Стоимость агрохими- ¦ 14160 ¦ 3190 ¦ 3420 ¦ 3640 ¦ 3910 ¦
¦ческих работ (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ценах 1991 г.), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦млн. руб., ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе для ¦ 2700 ¦ 480 ¦ 600 ¦ 720 ¦ 900 ¦
¦ крестьянских (фер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ мерских) хозяйств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------+--------+-------+--------+-------+--------
Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации, ассоциация "Ростоппром", органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.
Таблица 5
ОБЪЕМЫ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОСТАВКИ ИЗВЕСТКОВЫХ УДОБРЕНИЙ
(тыс. тонн)
------------------------T-------T--------------------------------¬
¦ ¦ 1992 -¦ В том числе ¦
¦ ¦ 1995 +-------T-------T-------T--------+
¦ ¦ годы, ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦
¦ ¦ всего ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+-----------------------+-------+-------+-------+-------+--------+
¦Известковые удобрения, ¦146440 ¦ 24350 ¦ 37670 ¦ 40660 ¦ 43650 ¦
¦всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ из них: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ мука известняковая, ¦105245 ¦ 14985 ¦ 27265 ¦ 30090 ¦ 32905 ¦
¦ всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Концерн "Цемент" ¦ 8290 ¦ 1230 ¦ 1910 ¦ 2350 ¦ 2800 ¦
¦Концерн "Росрудпром" ¦ 3120 ¦ 780 ¦ 780 ¦ 780 ¦ 780 ¦
¦Государственный комитет¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Российской Федерации по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦промышленной политике: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ департамент химиче- ¦ 2165 ¦ 395 ¦ 540 ¦ 590 ¦ 640 ¦
¦ ской и нефтехимиче- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ской промышленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ департамент метал- ¦ 750 ¦ - ¦ 250 ¦ 250 ¦ 250 ¦
¦ лургии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ корпорация "Транс- ¦ 1280 ¦ 290 ¦ 310 ¦ 330 ¦ 350 ¦
¦ строй" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Концерн "Нефтегазстрой"¦ 650 ¦ 100 ¦ 120 ¦ 170 ¦ 260 ¦
¦Минатом России ¦ 2230 ¦ 500 ¦ 560 ¦ 570 ¦ 600 ¦
¦Акционерное общество ¦ 70315 ¦ 9085 ¦ 18925 ¦ 25580 ¦ 21725 ¦
¦"Росстрой", ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Судогорское карьеро-¦ 9000 ¦ 1700 ¦ 2300 ¦ 2500 ¦ 2500 ¦
¦ управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Гремячевский горно- ¦ 6050 ¦ 750 ¦ 1700 ¦ 1800 ¦ 1800 ¦
¦ обогатительный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ комбинат ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Концерн ¦ 3365 ¦ 695 ¦ 780 ¦ 890 ¦ 1000 ¦
¦ "Россевзапстрой" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Концерн "Росюгстрой"¦ 485 ¦ 85 ¦ 120 ¦ 120 ¦ 160 ¦
¦Концерн "Росавтодор" ¦ 2270 ¦ 340 ¦ 400 ¦ 600 ¦ 930 ¦
¦Министерство сельского ¦ 4510 ¦ 660 ¦ 1100 ¦ 1250 ¦ 1500 ¦
¦хозяйства и продоволь- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ствия Российской Феде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦рации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Компания "Моспромстрой-¦ 2740 ¦ 340 ¦ 650 ¦ 750 ¦ 1000 ¦
¦материалы" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Ассоциация "Мособл- ¦ 2875 ¦ 465 ¦

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.09.1998 n 1044 (с изм. от 30.12.2000) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА  »
Постановления и Указы »
Читайте также