<ПИСЬМО> Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ от 28.08.1995 n ДВ-105/И (ред. от 08.04.1998) О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ АВИАЛИНИЯХ И ЗА РУБЕЖОМ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ..., утв. Департаментом воздушного транспорта Минтранса РФ 15.08.1995)


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 августа 1995 г. N ДВ-105/И
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
"ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ АВИАЛИНИЯХ
И ЗА РУБЕЖОМ"
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Для обеспечения своевременного и качественного технического обслуживания воздушных судов авиакомпаний, авиапредприятий России, выполняющих полеты на международных воздушных линиях, предлагаю:
1. Ввести в действие "Положение об инженерно-авиационном обеспечении полетов воздушных судов Российской Федерации на международных воздушных авиалиниях и за рубежом".
2. Инструкцию МГА от 25.07.89 N 18/и и указание МГА от 04.01.1991 N 5/у считать утратившими силу.
3. Данное Положение довести до всех эксплуатантов воздушного транспорта РФ.
Первый заместитель
Директора Департамента
воздушного транспорта
Г.Н.ЗАЙЦЕВ



Приложение
к письму Департамента
воздушного транспорта
Минтранса России
от 28 августа 1995 г. N ДВ-105/И
Утверждаю
Заместитель Директора ДВТ
В.В.ГОРЛОВ
15 августа 1995 года
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЯХ И ЗА РУБЕЖОМ
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок инженерно-авиационного обеспечения полетов воздушных судов (ВС) авиапредприятий, авиакомпаний, учреждений, организаций ВТ России (в дальнейшем - Авиакомпаний), выполняющих полеты на международных воздушных линиях, в соответствии с Наставлением по производству полетов (НПП ГА) и Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в России (НТЭРАТ ГА), а также является документом, на основании которого в соответствии с Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов ВТ в РФ (Приказ Минтранса РФ от 10.12.93 N 106) Авиакомпания должна разрабатывать собственное руководство по техническому обслуживанию воздушных судов для обеспечения международных полетов (выполнения авиационных работ за границей).
1.2. Инженерно-авиационное обеспечение полетов на международных воздушных линиях, проводимое инженерно-авиационной службой и другими службами Авиакомпаний, включает в себя комплекс мероприятий и работ, направленных на поддержание летной годности ВС и обеспечение безопасности полетов в целях выполнения авиационных перевозок. Основными задачами инженерно-авиационного обеспечения полетов являются:
1.2.1. Обеспечение исправности воздушных судов, своевременного и качественного технического обслуживания (ТО) их в базовых и выходных аэропортах России и в зарубежных аэропортах.
1.2.2. Обеспечение высокого уровня безопасности, регулярности полетов и культуры обслуживания пассажиров.
1.2.3. Обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки инженерно-технического персонала (ИТП) с учетом особенностей технической эксплуатации авиационной техники на международных воздушных линиях.
1.2.4. Материально-техническое обеспечение эксплуатации ВС Авиакомпаний России на международных воздушных линиях.
1.2.5. Осуществление мероприятий по сохранности ВС на земле.
1.3. Ответственность за организацию инженерно-авиационного обеспечения полетов на международных воздушных линиях возлагается на руководителей Авиакомпаний, руководителей инженерно-авиационных служб Авиакомпаний и руководителей других служб (по направлениям деятельности).
В загранпредставительствах Авиакомпаний ответственность возлагается на руководителей этих представительств.
1.4. ФАС России осуществляет контроль за инженерно-авиационным обеспечением полетов на международных воздушных линиях, качеством технического обслуживания ВС по следующим основным вопросам:
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
1.4.1. Организация и выполнение ТО авиационной техники в строгом соответствии с действующими (утвержденными ФАС России) регламентом и технологиями.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
1.4.2. Контроль за соответствием ВС, выполняющих полеты на МВЛ, карте данных сертификата типа, техническим условиям на поставку в части соответствия их штатного бортового оборудования и летно-технических характеристик (ЛТХ).
1.4.3. Оценка уровня профессиональной подготовки персонала Авиакомпаний, проводящего техническое обслуживание ВС, выполняющих полеты на МВЛ.
1.4.4. Практический контроль за техническим обслуживанием воздушных судов в зарубежных аэропортах путем командирования специалистов инспекторских органов ФАС России и РУ ФАС России за счет средств эксплуатанта (Авиакомпании), в соответствии с Законом РФ от 10.05.93 "О сертификации продукции и услуг". Каждая Авиакомпания подлежит проверке в части выполнения технического обслуживания за рубежом в соответствии с нормативами проверок, указанных в п. 9.3.8 "Руководства по процедурам сертификации эксплуатантов воздушного транспорта России".
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
1.4.5. ФАС России совместно с ГосНИИ ГА, ГосНИИ АН и специалистами ИАС эксплуатанта (Авиакомпании) организует работу по корректировке (дополнению) технических условий (ТУ) на поставку авиатехники, выполняющей международные полеты, и контролирует выполнение этих ТУ.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
1.4.6. Сертификация внешних линейных станций технического обслуживания ВС российских Авиакомпаний и одобрение нероссийских организаций по ТОиР, выполняющих ТО российских ВС в загранаэропортах по договорам.
1.5. Инженерно-авиационное обеспечение в зарубежных аэропортах включает организацию заправки систем ВС авиаГСМ и СЖ.
Основными задачами инженерно-авиационного обеспечения в части организации заправки являются:
- обеспечение необходимого ассортимента авиаГСМ (отечественной или зарубежной марки);
- обеспечение выдачи на заправку авиаГСМ, допущенного к применению на конкретном типе ВС и подготовленного в соответствии с международными или российскими требованиями.
1.6. Ответственность за обеспечение зарубежных аэропортов подготовленными к применению отечественными марками авиаГСМ возлагается на службу ГСМ (топливозаправочный комплекс и т.д.), в дальнейшем - Организацию.
Выдача авиаГСМ в зарубежный аэропорт в оригинальной упаковке должна производиться с приложением паспорта качества изготовителя, а перетаренной марки - с обязательным оформлением юридического документа Организации (паспорта качества или сертификата соответствия) установленного образца.
1.7. Применение на отечественной авиатехнике зарубежных марок авиаГСМ должно производиться в строгом соответствии с требованиями Технологии применения зарубежных авиаГСМ на отечественных ВС ГА, введенной в действие указанием от 03.01.90 N 5.1-1 или документом, его заменяющим.
2. Организация работ по обеспечению безопасности
полетов на международных воздушных линиях
2.1. Руководители инженерно-авиационных служб Авиакомпаний организуют работу по обеспечению полной безопасности полетов на международных воздушных линиях и несут персональную ответственность за качество технического обслуживания выделенных для этих целей воздушных судов, уровень подготовки инженерно-технического персонала, обслуживающего ВС на международных воздушных линиях.
2.2. Руководители инженерно-авиационных служб Авиакомпаний обязаны:
2.2.1. Осуществлять организацию и руководство инженерно-авиационным обеспечением полетов на международных воздушных линиях воздушных судов Авиакомпании.
2.2.2. Анализировать работу по обеспечению безопасности полетов и давать соответствующие рекомендации в представительства Авиакомпании за рубежом, персоналу инженерно-авиационной службы базового аэропорта, а также в региональное управление ВТ и ФАС России для распространения опыта работы по обеспечению безопасности полетов на МВЛ.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
2.2.3. Организовывать и контролировать работу инженерно-технического персонала представительств Авиакомпании за границей в части технического обслуживания ВС.
2.2.4. Регулярно анализировать качество технического обслуживания ВС в зарубежных аэропортах по докладам экипажей и информировать региональное управление ВТ о всех выявленных недостатках.
2.2.5. Немедленно направлять в установленные адреса информацию по вопросам безопасности полетов.
2.2.6. Обеспечивать представительства нормативной и эксплуатационной документацией.
2.2.7. Своевременно направлять в загранпредставительства своих Авиакомпаний за рубежом все изменения и дополнения к регламентам технического обслуживания ВС, эксплуатируемых в Авиакомпании.
2.2.8. Своими указаниями уточнять порядок изменения и проверки эксплуатационно-технической документации (ЭТД), ведения эталонных, контрольных и рабочих экземпляров ЭТД в соответствии с действующим НТЭРАТ ГА.
2.2.9. Своевременно обеспечивать техническую помощь по устранению неисправностей, восстановлению поврежденных ВС (техническая консультация, направление специалистов авиапредприятия, ремонтного завода или завода-изготовителя, отгрузка запасных частей и технологий их замены и т.п.). Решение о направлении бригады ремзаводов и промышленности согласовывается с ФАС России через региональное управление ВТ.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
2.2.10. Организовывать своевременное выполнение доработок авиационной техники.
2.2.11. Направлять в установленные сроки ЦПДУ ГА "Аэротранс" заявку на капитальный ремонт ВС для включения в утвержденный ФАС России сводный график поступления в ремонт ВС на заводы ГА и других ведомств.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Взаиморасчеты, связанные с разработкой, согласованием графиков и сопровождением ремонта, осуществлять на договорной основе.
2.2.12. Осуществлять организацию обеспечения зарубежных аэропортов отечественными марками авиаГСМ необходимого ассортимента и количества.
2.2.13. Осуществлять организацию контроля за обеспечением заправок (дозаправок) отечественной авиатехники в зарубежных аэропортах марками авиаГСМ, оговоренными контрактами (соглашениями) и рекомендованными технологией. При изменении марки авиаГСМ или инопоставщика обеспечивает организацию своевременной отправкой проб зарубежных марок авиаГСМ и их отправку на исследование.
2.3. Диспетчерские службы авиакомпаний и авиапредприятий - эксплуатантов ВТ обязаны:
(абзац в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
2.3.1. Обеспечивать своевременное прохождение информации о неисправностях авиатехники, возникающих в загранаэропортах, владельцу и эксплуатанту ВС согласно табелю сообщений о движении ВС (ТС ТА-95).
2.3.2. Принимать меры к получению необходимой дополнительной информации согласно табелю сообщений о движении ВС (ТС ТА-95).
2.3.3. Предоставлять имеющуюся связь работникам ИАС для передачи рекомендаций, указаний, консультаций представителям Авиакомпании за границей и экипажу.
2.4. Представители эксплуатанта (Авиакомпании) за границей или специалисты, отвечающие за техническое обслуживание ВС в зарубежных аэропортах, обязаны немедленно сообщить объективную информацию о характере отказа АТ с последующей передачей ее руководителю инженерно-авиационной службы эксплуатанта (Авиакомпании) и в региональное управление ВТ. Информация должна содержать:
2.4.1. Характер неисправности с указанием обстоятельств ее возникновения.
2.4.2. Предложения по ее устранению и принимаемые меры.
2.4.3. Данные о необходимости доставки запасных частей или специального оборудования.
2.4.4. Предложения по доставке запасных частей и агрегатов.
2.4.5. Данные о возможности получения для направляемых специалистов въездной визы на месте.
2.4.6. Предложения по отправке пассажиров и их количестве.
2.5. Представители эксплуатанта (Авиакомпании) обязаны:
2.5.1. Организовать техническое обслуживание ВС в аэропорту пребывания.
2.5.2. Вносить предложения руководителю инженерно-авиационной службы Авиакомпании по совершенствованию технического обслуживания ВС, обеспечению безопасности полетов, повышению эффективности использования авиационной техники и культуры обслуживания пассажиров.
2.5.3. Требовать и контролировать качество и полноту работ, выполняемых в загранаэропорту сторонней Организацией по ТОиР по договору, а также исправность представляемого этой Организацией наземного оборудования.
2.5.4. Проводить мероприятия по авиационной безопасности в соответствии с действующими инструкциями ФАС России и Авиакомпании.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
2.5.5. При задержке рейса обеспечить экипаж и включенный в задание на полет инженерно-технический состав местами в гостинице и питанием. Принять решение об обеспечении пассажиров местами в гостинице с питанием и отправке в пункт назначения.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
2.5.6. Обеспечить ежеквартальный отбор проб зарубежных марок авиаГСМ и их отправку на исследование.
2.5.7. Обеспечить контроль за соблюдением сроков и условий хранения отечественных марок авиаГСМ в зарубежных аэропортах.
3. Организация технического обслуживания
ВС Авиакомпании, выполняющих полеты на международных
воздушных линиях
3.1. Техническое обслуживание ВС в базовых, промежуточных (выходных) и загранаэропортах выполняется в строгом соответствии с действующими в ГА документами, в том числе регламентами и технологиями, инженерно-техническим персоналом, имеющим действующие допуски к самостоятельному техническому обслуживанию данного типа авиационной техники.
Полеты в загранаэропорты, где нет инженерно-технического персонала Авиакомпании, допущенного к самостоятельному обслуживанию данного типа ВС, или сторонней Организации по ТОиР, сертифицированной для выполнения работ ТО на данном типе ВС, без бригады инженерно-технического персонала запрещаются.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
3.2. Организация технического обслуживания ВС в базовом аэропорту
3.2.1. Техническое обслуживание ВС в базовом аэропорту должно обеспечивать полную безопасность и высокую регулярность полета на всю глубину выполняемого рейса.
Основной объем работ по техническому обслуживанию ВС изложен в руководстве по техническому обслуживанию ВС Авиакомпании и предусмотрен регламентом технического обслуживания и дополнениями к нему, действующими в ФАС России для данного типа ВС и маршрута полета.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
3.2.2. В случае если портом базирования является загранаэропорт, то в этом порту должна быть создана внешняя линейная станция по ТОиР авиатехники с получением сертификата ФАС России на право выполнения работ ТОиР или дополнения к имеющемуся сертификату Организации по ТОиР ВС Авиакомпании в части места производственной деятельности этой Организации по ТОиР. Порядок направления и замены ИТП для работы во внешней линейной станции определяется приказом руководителя Авиакомпании.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
3.2.3. Работы по ТОиР ВС Авиакомпании в базовом загранаэропорту могут быть переданы по договору другой Организации по ТОиР, удовлетворяющей требованиям п. 3.3.2 настоящего Положения. В этом случае в структуре ИАС Авиакомпании в этом загранаэропорту должно быть подразделение, осуществляющее контроль за своевременностью и качеством выполняемого по договорам ТО и поддержанием летной годности ВС. Порядок направления и замены специалистов ИТП в этом подразделении определяется приказом руководителя Авиакомпании.
3.2.4. При базировании за рубежом процедуры технического обслуживания, расшифровки и анализа средств объективного контроля (СОК), с учетом места, объема и характера работ, должны быть подробно отражены в подготавливаемых договорах (контрактах) и согласованы с ФАС России.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Все договора (контракты) на выполнение работ за рубежом должны быть зарегистрированы ФАС России и приложены к документации эксплуатанта, которая хранится в УСЭиАОН ФАС России.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
3.3. Техническое обслуживание ВС Авиакомпаний в транзитных и промежуточных загранаэропортах
3.3.1. Обслуживание ВС Авиакомпании в этих загранаэропортах производится инженерно-техническим персоналом представительства Авиакомпании, прошедшим соответствующую подготовку и имеющим допуски к самостоятельному обслуживанию ВС данного типа.
3.3.2. Обслуживание ВС Авиакомпании в транзитных и промежуточных загранаэропортах может быть произведено сторонней Организацией по ТОиР по договору Авиакомпании с этой Организацией. При этом, если это внешняя линейная станция другой российской Авиакомпании, то она должна иметь сертификат ФАС России на право выполнения работ ТО на ВС данного типа, если же это зарубежная Организация по ТОиР, то она должна иметь сертификат (разрешение, одобрение) авиационных властей своего государства и одобрение ФАС России.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
3.3.3. При невозможности обеспечить в зарубежном аэропорту техническое обслуживание ВС эксплуатанта (Авиакомпании) специалистами, имеющими допуск на требуемый вид технического обслуживания, техническое обслуживание ВС производится силами ИТП эксплуатанта (Авиакомпании), который пофамильно включается в задание на полет согласно техническому заданию на выполнение работ с записью на обратной стороне задания на полет и отметкой "Обслуживающий инженерно-технический персонал".
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
ИТП, включаемый в задание на полет, обязан пройти обязательный медицинский контроль перед вылетом в соответствии с пунктами 4.12.3 и 4.12.11 НПП ГА.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
За профессиональную подготовку ИТП, включенного в задание на полет, и оформление допуска ИТП К обслуживанию ВС в зарубежных аэропортах несет персональную ответственность руководитель ИАС эксплуатанта (Авиакомпании). Перечень ИТП, участвующего в полетах должен быть оформлен приказом руководителя Авиакомпании. По заявкам авиакомпаний данным лицам ИТП, а также сотрудникам по обеспечению полетов (флайт-менеджерам) Федеральной авиационной службой России (ВКК ФАС России) выдаются "Удостоверения члена экипажа", используемые только в целях упрощения процедур пограничного и таможенного контроля в аэропортах.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Лица ИТП, участвующие в полетах, должны быть застрахованы как члены экипажа ВС.
В Авиакомпании должен быть отработан с отражением в руководствах Авиакомпании по производству полетов и по техническому обслуживанию АТ порядок взаимодействия специалистов летной и инженерно-авиационной службы при включении ИТП в задание на полет (подача заявки, приход в санчасть, приход на ВС, обязанности ИТП на предполетной подготовке, в полете, в особых случаях, после завершения рейса, документирование отзывов экипажа о работе ИТП).
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Для лиц ИТП и флайт-менеджеров, включаемых в задание на полет, руководство эксплуатанта ВТ должно определить порядок учета рабочего времени и порядок оплаты за время нахождения в рейсе.
(абзац ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Специалисты ИАС, включаемые в задание на полет, должны быть одеты по установленной в Авиакомпании форме, иметь пропуск установленного образца для экипажей ВС, а также медицинскую справку об отсутствии противопоказаний при данном режиме работы.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
3.3.4. Специалисты инспекторских органов ФАС России и РУ ФАС, осуществляющие на основании выданного задания практический контроль за деятельностью авиакомпаний за границей в части технического обслуживания, включаются в задание на полет с соответствующей отметкой в графе "Особые отметки": "Инженерно-технический персонал. Проверяющий" без права нахождения в кабине пилотов.
(абзац ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Проверяющий из лиц инженерно-технического персонала должен иметь соответствующую подготовку в отношении упрощенных процедур таможенного и пограничного контроля и сертификат на право инспектирования. На него распространяются требования, предъявляемые к инженерно-техническому персоналу, изложенные в главе 5. При этом общее количество людей на борту ВС не должно превышать количество кресел, оборудованных привязными ремнями.
(ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
3.3.5. Руководитель инженерно-авиационной службы Авиакомпании на основе статистики отказов разрабатывает перечни авиатехимущества, необходимого для хранения на технических складах представительств Авиакомпании, и перечни "бортовых технических аптечек" для каждого типа ВС, выполняющего полеты в загранаэропорты, где нет специалистов по техническому обслуживанию ВС данного типа, авиатехимущества и представительства эксплуатанта (Авиакомпании).
3.3.6. При необходимости в зарубежном аэропорту должны быть организованы работы по:
- заправке систем ВС маслами, рабочими жидкостями для гидросистем или пластичными смазками в соответствии с требованиями нормативных документов;
- введению в топливо ПВК жидкости в количестве, оговоренном РЛЭ на тип ВС.
4. Требования, предъявляемые к воздушным судам,
выполняющим международные полеты
4.1. К выполнению международных полетов допускаются воздушные суда, имеющие сертификат типа (аттестат о годности ВС к эксплуатации) и соответствующие по составу авиационного и радиоэлектронного оборудования требованиям аэропортов посадки и правил полетов на международных трассах, а по составу аварийно-спасательных средств - рекомендациям ИКАО.
4.2. Воздушные суда всех авиакомпаний для выполнения международных полетов и работы за рубежом должны быть доработаны согласно всем введенным в действие бюллетеням ФАС России (ФАС России, МГА) и оборудованы дополнительными средствами, обеспечивающими радиосвязь и навигацию при международных полетах.
Допуск ВС к полетам на международных воздушных линиях и работе за рубежом должен быть оформлен техническим актом о выполнении работ по оборудованию ВС для таких полетов с соответствующей записью в бортовом журнале и формуляре ВС. Технический акт должен быть утвержден в РУ ФАС.
Решение на перегонку ВС на временное базирование за пределы РФ должно приниматься только после инспекторского осмотра ВС специалистами Инспекции по БП РУ ФАС и соответствующей их резолюции.
(п. 4.2 в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
4.3. При полетах в определенных участках воздушного пространства, в которых в соответствии с региональным авиационным соглашением предусмотрены технические требования к минимальным навигационным характеристикам, на борту ВС устанавливается оборудование, которое обеспечивает экипажу непрерывную индикацию выдерживания линии пути или отклонения от нее с требуемой степенью точности в любой точке вдоль этой линии пути.
4.4. ВС с ГТД с взлетной массой свыше 15000 кг или на борту которых разрешен провоз 30 и более пассажиров должны быть оснащены системой предупреждения о близости земли.
4.5. Все ВС массой более 5700 кг должны быть оснащены системой бортовых самописцев, способной регистрировать информацию, которая позволит воспроизвести ход полета ВС (самописец полетных данных и речевой самописец).
4.6. ВС с двигателями, требующими добавления противокристаллизационных (ПВК) жидкостей, должны быть оборудованы системой дозированной подачи жидкости (ПВК) в полете или укомплектованы портативным дозатором ПВК жидкости. При отсутствии указанных систем или дозатора в соглашении (контракте) с инопоставщиком должно быть оговорено условие добавления в заправленное топливо импортной ПВК жидкости.
4.7. По характеристикам шума на местности ВС должны удовлетворять требованиям, регламентируемым действующими нормативами ИКАО. На борту ВС должно находиться удостоверение о годности данного ВС по шумам на местности, оформленное в установленном порядке.
4.8. Внешние бортовые разъемы ВС должны соответствовать международным стандартам или на их борту должны находиться соответствующие переходники.
4.9. ВС, совершающие международные полеты, оснащаются:
4.9.1. Индивидуальным кислородным оборудованием каждого пассажирского кресла.
(пп. 4.9.1 введен Приказом ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
4.9.2. Запасом необходимых медицинских средств, помещаемых в легкодоступных местах, соответствующим пассажировместимости данного типа ВС.
4.9.3. Переносными огнетушителями такого типа, которые при пользовании не создают опасной концентрации ядовитых газов внутри ВС. Обеспечить поддержание в исправном состоянии и постоянной готовности к действию имеющихся на местах стоянок средств пожаротушения.
4.9.4. Постоянными привязными ремнями на каждом кресле и ограничительными ремнями на каждом спальном месте.
4.9.5. Сейфами (металлическими ящиками).
4.9.6. Средствами, обеспечивающими сообщение пассажирам сведений на русском и английском языках:
- когда необходимо пристегнуть привязные ремни;
- когда и как следует пользоваться кислородным оборудованием;
- когда следует воздержаться от курения;
- где находятся спасательные жилеты или аналогичные индивидуальные плавсредства и правила пользования ими (если такие средства предусмотрены);
- где расположены и как открываются аварийные выходы.
4.10. При выполнении полетов над водным пространством ВС должны быть оснащены аварийно-спасательными средствами в соответствии с действующим в ГА РФ перечнем, включая средства жизнеобеспечения людей, а также оборудованием для подачи сигналов бедствия с помощью сигнальных ракет и радиооборудования.
(п. 4.10 в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
4.11. Если на фюзеляже предусмотрена маркировка мест, в которых спасательным командам удобно вскрывать фюзеляжи в аварийной обстановке, то эти места должны быть маркированы согласно требованиям ИКАО.
4.12. Компоновка ВС должна обеспечивать комфорт для пассажиров и соответствовать компоновке, указанной в расписании.
4.13. Бытовое оборудование должно быть исправным и иметь опрятный вид.
Пассажирские салоны и бытовые помещения должны быть тщательно убраны.
4.14. Санитарное состояние ВС должно поддерживаться и контролироваться в соответствии с требованиями "Инструкции по контролю за санитарным состоянием самолетов и вертолетов ГА", утвержденной 24.09.79 N 18/И, и Приказа ДВТ от 19.09.94 N ДВ-100.
(п. 4.14 введен Приказом ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
5. Дополнительные требования к экипажам ВС
по инженерному обеспечению международных полетов
К выполнению международных полетов допускается летный состав ВС РФ, прошедший специальную подготовку.
Члены экипажа, допущенные к выполнению международных полетов, обязаны знать:
- основные положения международных договоров Российской Федерации и действующие договоры СССР о воздушном сообщении;
- Конвенцию о международной гражданской авиации (Чикагскую конвенцию 1944 г.), соответствующие международные стандарты, рекомендации и процедуры ИКАО, а также правила полетов иностранных государств, в воздушном пространстве которых будет выполняться полет;
- организацию обслуживания воздушного движения (ОВД) в воздушном пространстве иностранных государств;
- процедуры таможенного и паспортного контроля;
- организацию и оформление вылета;
- порядок поисково-спасательного обеспечения;
- порядок метеорологического обеспечения полетов в иностранных государствах;
- организацию технического обслуживания ВС;
- знать и уметь правильно и своевременно оформлять документацию о задержке рейса по любым причинам - техническим, при повреждении ВС, по вине представительства своей Авиакомпании, по вине экипажа, по вине аэропорта и т.д.;
- знать и выполнять правила охраны воздушных судов в загранаэропортах;
- правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
- международные сигналы и процедуры при перехвате гражданских ВС.
Командир ВС, второй пилот, штурман и бортрадист должны также знать:
- порядок использования сборников аэронавигационной информации ЦАИ ЦУЭРТОС, сборников аэронавигационной информации зарубежных изданий (Джеппсен и др.), радионавигационных карт и справочного материала зарубежных и российских изданий;
- правила заполнения и представления плана полета (флайт-план) и получения предполетной аэронавигационной информации;
- схемы построения маневров при снижении и заходе на посадку и после взлета;
- сигналы вторичной радиолокации.
Командир ВС, второй пилот, штурман и бортрадист должны пройти специальную подготовку для ведения радиотелефонной связи на английском языке с использованием установленной фразеологии.
Бортинженер, бортоператор и технический состав должны знать английский язык в объеме, необходимом для обеспечения технического обслуживания ВС в загранаэропортах.
Командир ВС, второй пилот, бортинженер и инженерно-технический персонал должны знать ассортимент допущенных к применению зарубежных марок авиаГСМ и условия их применения.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
6. Требования к уровню квалификации ИТП,
направляемых на работу за рубеж
Состав технических бригад (количество и категория специалистов) определяется приказом руководителя авиакомпании исходя из обеспечения необходимого объема ТО в соответствии с программой полетов. Минимальный состав бригады при выполнении международных полетов на самолетах 1 - 3 классов и вертолетах 1 - 3 классов - 2 инженера (СД и АиРЭО). При этом следует учесть, что данные специалисты должны иметь действующие допуски по всем видам работ на данном типе воздушного судна.
(абзац в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Специалисты, направляемые для целей инженерно-авиационного обеспечения полетов за рубежом, должны иметь действующий сертификат (свидетельство), подтверждающий право на техническое обслуживание (эксплуатацию) данного типа ВС, пройти соответствующую подготовку по программам, утвержденным ФАС России, и обязаны:
(абзац в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
6.1. В совершенстве знать авиационную технику, соответствующую профилю работ и находящуюся в эксплуатации в Авиакомпании, правила ее эксплуатации и ремонта, наставление по инженерно-авиационной службе, руководство по производству полетов, наставление по технической эксплуатации и ремонту АТ, наставления, документы, регламентирующие эксплуатацию и ремонт АТ и определяющие организацию работ ИАС, в том числе инструкцию по эксплуатации и регламенты ТО АТ данного типа и руководствоваться ими в своей работе.
6.2. Иметь достаточный практический опыт выполнения технического обслуживания авиатехники, а также свидетельство специалиста ГА установленного образца, согласно рекомендациям и правилам ИКАО с действующим допуском к ТО ВС.
6.3. В совершенстве знать конструкцию и работу систем и агрегатов эксплуатируемого ВС.
Знать объемы и технологии наземных отработок, предполетных и послеполетных подготовок и регламентных работ.
6.4. Уметь организовывать работу по наземной отработке и подготовке АТ к полетам, а также лично принимать участие в отработке и подготовке и контролировать все работы и подготовку АТ к полетам с росписью в карте-наряде готовности самолета к полетам и давать разрешение на допуск ВС к полетам.
6.5. Знать все виды наземного оборудования, средства контроля и инструмент и уметь применять их в выполнении работ на АТ, следить за содержанием постоянной готовности к применению. Организовывать хранение, сбережение и правильное использование материальных средств.
6.6. Строго соблюдать правила техники безопасности, охраны труда и меры противопожарной охраны при работе на АТ и следить за их неукоснительным выполнением подчиненными.
6.7. Осуществлять аэродромный контроль средств наземного обслуживания АТ в соответствии с требованиями к ним, знать ассортимент допущенных к применению авиаГСМ и спецжидкостей отечественного и зарубежного производства и уметь производить отбор проб и проверять их качество (визуально и с использованием инструментальных методов), контролировать соблюдение сроков хранения, уметь производить расчет потребности и оформлять отчетную документацию, отслеживать соблюдение положений контракта о представляемых марках авиаГСМ.
6.8. Уметь быстро находить и устранять неисправности на АТ и давать указания по их устранению.
6.9. Вести установленный учет и отчетность, правильно и своевременно оформлять документацию на АТ.
6.10. Докладывать техническому директору АК о всех случаях неправильной эксплуатации АТ на земле и в полете.
6.11. Знать иностранный язык в объеме не ниже уровня, который обеспечивал бы установление и поддержание деловых связей с персоналом загранаэропорта, процедуры таможенного и паспортного контроля.
6.12. Для специалистов, направляемых для работы в представительствах Авиакомпаний на длительный срок, - иметь удостоверение на право вождения автомобиля и опыт практической езды.
7. Материально-техническое обеспечение полетов
на международных воздушных линиях
7.1. Материально-техническое обеспечение полетов осуществляется путем укомплектования технических складов представительств эксплуатанта (Авиакомпании) за границей авиатехимуществом согласно действующим перечням по типам ВС.
Воздушные суда, вылетающие за рубеж, должны быть укомплектованы "бортовыми техническими аптечками". Бортовые технические аптечки загружаются на ВС в том случае, когда полет выполняется в тот загранаэропорт, где нет технического склада и представительства эксплуатанта (специальные, чартерные рейсы) или когда необходимо дополнительное оборудование, запасные части и агрегаты для определенных условий выполнения рейса.
7.2. В случае отказов агрегатов, не входящих в перечень допустимых неисправностей, и при отсутствии исправных агрегатов данного наименования в "бортовой технической аптечке" или в представительстве Авиакомпании вылет до замены этого агрегата и восстановления исправности ВС запрещается. При этом старший представитель инженерно-авиационной службы обязан проинформировать о случившемся руководителя ИАС эксплуатанта (Авиакомпании) и принять меры к восстановлению исправности ВС. Исправный агрегат для замены отказавшего может быть получен следующими способами:
7.2.1. Путем доставки очередным рейсом собственной Авиакомпании.
7.2.2. У представителя другой Авиакомпании при наличии соответствующего договора.
7.2.3. Разового приобретения кондиционных агрегатов у других Авиакомпаний при отсутствии договора.
7.3. В случае отказов агрегатов, входящих в перечень допустимых неисправностей, с которыми разрешен вылет из внебазового аэропорта, решение на вылет ВС принимает командир воздушного судна по согласованию с руководителем ИАС эксплуатанта (Авиакомпании) или с иным лицом, имеющим такие полномочия. Решение на вылет оформляется в бортовом журнале ВС.
7.4. Ответственность за правильность запроса необходимого агрегата и комплектующего изделия несет руководитель инженерно-технической бригады, а при его отсутствии - бортинженер ВС.
За соответствие высылаемого агрегата и комплектующего изделия - тот, кто выполняет отправку агрегата.
7.5. Зарубежные представительства Авиакомпании должны быть укомплектованы портативными дозаторами ПВК жидкости. В случае их отсутствия в контракте с инопоставщиком должно быть оговорено условие введения в топливо зарубежной марки ПВК жидкости.
8. Обеспечение экипажей ВС судовой
и эксплуатационно-технической документацией
8.1. Международный полет может выполняться только при наличии на борту ВС следующей судовой и полетной документации:
1. Свидетельство о государственной регистрации ВС.
2. Удостоверение о годности ВС к полетам.
3. Разрешение на бортовые радиостанции, находящиеся на ВС.
4. Удостоверение о годности гражданского ВС по шуму на местности.
5. Свидетельство эксплуатанта ВТ.
6. Специальные положения по эксплуатации.
7. Лицензия на выполнение полетов по маршруту или виду работ (эксплуатацию воздушной линии).
8. Страховые полисы на членов экипажа, ВС и ответственности за причинение ущерба третьим лицам.
9. Форма донесения: авиационное происшествие, инцидент, опасное сближение (AIR TRAFIC INCIDENT).
10. Загрузочная ведомость.
11. Генеральная декларация.
12. Пассажирский манифест.
13. Грузовой манифест.
14. Сертификат о дезинсектизации (называемый часто как сертификат о дезинсекции).
15. Бортовые журналы (б/ж ВС, санитарный б/ж) (для ВС иностранного производства может быть б/ж на английском языке).
16. Руководство по летной эксплуатации ВС (для ВС иностранного производства может быть на английском языке).
17. Контрольные карты проверок.
18. Документы аэронавигационной информации (карты захода на посадку и аэронавигационные карты для использования членами экипажа, штурманский бортовой журнал, план полета и т.д.).
19. Руководство по производству полетов (включая справочник маршрутов) или часть его, касающаяся конкретного полета.
20. Задание на полет.
21. Папка с паспортами к магнитофонной ленте МСРП.
22. Справка о наработке ВС и двигателей.
23. Сборник рекомендаций для экипажа по неисправностям и действиям в особых случаях полета.
24. Каталог наиболее встречающихся дефектов, классификация поиска и устранения отказов и неисправностей.
25. Требования на заправку ГСМ.
26. Наставление по производству полетов в ГА (НПП ГА).
Кроме указанных документов (в соответствии с АИП конкретной страны) перечень документов может быть расширен.
Примечания. 1. Судовые документы, указанные по позициям 5 - 8, 19, могут быть представлены в ксерокопиях.
2. Судовые и полетные документы, указанные по позициям 1 - 14, должны иметь копии на английском языке.
3. Сертификат о дезинсектизации (дезинсекции) должен находиться на борту ВС только тогда, когда этого требуют авиационные власти стран, на территории которых расположены аэропорты промежуточной посадки и назначения. В остальных случаях достаточно записи в генеральной декларации о санитарном состоянии ВС.
4. При выполнении полетов по внутрироссийским воздушным линиям из судовой и полетной документации могут быть изъяты документы, указанные в позициях 4, 9, 11 - 14.
5. Данный перечень разработан на основании:
- Воздушного кодекса РФ, НПП ГА-85 (поз. 1 - 3, 5, 15);
- "Руководства по процедурам сертификации эксплуатантов ВТ в РФ (поз. 1 - 6, 15);
- Doc 8335-ЛН/879/2 (поз. 9 - 14, 17 - 19);
- приложения 16 ИКАО, т. 1, п. 1.2, и Инструкции ДВТ от 10.10.94 N 74/И (поз. 4);
- Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23.08.93 N 850 (п. 10 А "Положения о лицензировании перевозочной и другой деятельности") - поз. 7;
- приложения 9 ИКАО (поз. 15);
- Doc 4444-RAC/501/12 (поз. 16).
(п. 8.1 в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
8.2. На борту ВС должен постоянно находиться комплект фидерных схем, соответствующих бортовому номеру данного ВС.
8.3. Документация комплектуется на каждое конкретное ВС и хранится в специальном портфеле с его бортовым номером.
8.4. Портфель с документацией выдается перед полетом экипажу и принимается от него после завершения рейса. Прием-передача должна оформляться подписями сдающего и принимающего лица в "Журнале приема-передачи бортовой документации" инженерно-авиационной службы Авиакомпании.
8.5. Внесение изменений и дополнений в документацию производится согласно действующим нормативным документам ФАС России.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
8.6. Самолетная документация должна содержать рекомендации по порядку замены и использования в узлах, системах и агрегатах отечественной авиатехники зарубежных марок авиаГСМ и спецжидкостей с обязательным указанием ресурса их работы и ограничений по применению, а также материалы, подтверждающие допуск зарубежных сертифицированных авиаГСМ к применению в конкретных узлах, системах и агрегатах АТ.
9. Расследование предпосылок к авиационным
происшествиям
Авиационные происшествия и предпосылки к ним с ВС, выполняющими международные полеты, расследуются в порядке, предусмотренном правилами ИКАО и "Положением о расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами" (ПРАПИ-88).
10. Прием-передача и охрана ВС российских
Авиакомпаний в загранаэропортах
Охрана, прием-передача ВС в загранаэропортах обеспечивается выполнением соответствующих требований НТЭРАТ ГА, НПП ГА работниками представительств Авиакомпаний и экипажами в соответствии с действующими инструкциями по авиационной безопасности Авиакомпании и ФАС России.
(в ред. Приказа ФАС РФ от 08.04.1998 N 102)
Начальник ОТЭРАТ ДВТ
Г.Н.ГИПИЧ

<ПИСЬМО> Департамента воздушного транспорта Минтранса РФ от 28.08.1995 n ДВ-105/И О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНЖЕНЕРНО-АВИАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ АВИАЛИНИЯХ И ЗА РУБЕЖОМ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ..., утв. Департаментом воздушного транспорта Минтранса РФ 15.08.1995)  »
Постановления и Указы »
Читайте также