ПИСЬМО Минобразования РФ от 14.12.2000 n 2 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 декабря 2000 г. N 2
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти - десяти классов I ступени начального общего образования и трех - восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико - фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико - фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико - фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно Приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель - логопед заполняет речевую карту по форме согласно Приложению 2.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (Приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетико - фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико - фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, - не менее двух - трех раз в неделю;
с обучающимися, имеющими фонетический дефект, - не менее одного - двух раз в неделю;
с заикающимися обучающимися - не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем - логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами - специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого - медико - педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель - логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель - логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель - логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.
Учитель - логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами - специалистами детских поликлиник и психолого - медико - педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей - логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме (Приложение 4).
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно - гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием (Приложение 5).
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ



Приложение 1
СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
(заполняется учителем - логопедом после обследования
обучающихся)
----T-------------T-----T---------T------------T----------T------¬
¦ N ¦Фамилия, имя ¦Класс¦Дата обс-¦ Реальная ¦Заключение¦Приме-¦
¦п/п¦обучающегося,¦ ¦ледования¦успеваемость¦учителя - ¦чания ¦
¦ ¦дата рождения¦ ¦ ¦ по родному ¦ логопеда ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ языку ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------+-----+---------+------------+----------+------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-------------+-----+---------+------------+----------+-------



Приложение 2
РЕЧЕВАЯ КАРТА
(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного
в логопедический пункт)
1. Фамилия, имя, возраст.
2. Класс.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко - слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя - логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).



Приложение 3
ПРЕДЕЛЬНАЯ НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Группы обучающихся ¦Предельная наполняемость (чел.)¦
¦ +---------------T---------------+
¦ ¦общеобразова- ¦общеобразова- ¦
¦ ¦тельное учреж- ¦тельное учреж- ¦
¦ ¦дение, располо-¦дение, располо-¦
¦ ¦женное в городе¦женное в сель- ¦
¦ ¦ ¦ской местности ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с общим недоразвитием речи (ОНР)¦ до 4 ¦ до 3 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с нерезко выраженным общим ¦ ¦ ¦
¦недоразвитием речи (НВОНР) ¦ до 5 ¦ до 4 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с фонетико - фонематическим ¦ ¦ ¦
¦недоразвитием речи (ФФН) и ¦ ¦ ¦
¦фонематическим недоразвитием ¦ ¦ ¦
¦речи (ФН) ¦ до 6 ¦ до 5 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с недостатками чтения и письма, ¦ ¦ ¦
¦обусловленными общим недоразви- ¦ ¦ ¦
¦тием речи ¦ до 5 ¦ до 4 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с недостатками чтения и письма, ¦ ¦ ¦
¦обусловленными фонетико - фоне- ¦ ¦ ¦
¦матическим (фонематическим) ¦ ¦ ¦
¦недоразвитием речи ¦ до 6 ¦ до 5 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦заикающиеся ¦ до 4 ¦ до 3 ¦
+--------------------------------+---------------+---------------+
¦с недостатками произношения ¦ ¦ ¦
¦отдельных звуков ¦ до 7 ¦ до 6 ¦
L--------------------------------+---------------+----------------
Примечание. Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся.



Приложение 4
ОТЧЕТ О КОЛИЧЕСТВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ,
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБУЧЕНИЯ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ЗА _____ УЧЕБНЫЙ ГОД
----------T-------T--------------------------T--------------------------¬
¦ ¦Классы ¦ Нарушения устной речи ¦Нарушения письменной речи ¦
¦ ¦ +---T---T------T------T----+--------T--------T--------+
¦ ¦ ¦ОНР¦ФФН¦фоне- ¦фоне- ¦за- ¦наруше- ¦наруше- ¦наруше- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦мати- ¦тичес-¦ика-¦ния чте-¦ния чте-¦ния чте-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческое¦кий ¦ние ¦ния и ¦ния и ¦ния и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦недо- ¦дефект¦ ¦письма, ¦письма, ¦письма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦разви-¦ ¦ ¦обуслов-¦обуслов-¦обуслов-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тие ¦ ¦ ¦ленные ¦ленные ¦ленные ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОНР ¦ФФН ¦фонема- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тическим¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недораз-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦витием ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Выявлено ¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучаю- ¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦щихся ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Зачислено¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в логопе-¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дический ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пункт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Отчислено¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦из лого- ¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦педичес- ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кого пун-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Оставлено¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в логопе-¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дическом ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пункте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+--------+
¦Выбыло ¦1 класс¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦2 - 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+-------+---+---+------+------+----+--------+--------+---------



Приложение 5
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
1. Настенное зеркало для логопедических занятий
(50 x 100) 1 шт.
2. Зеркало для индивидуальной работы (9 x 12) 8 шт.
3. Логопедические зонды, шпатели
4. Разрезная азбука (настенная) 1 шт.
5. Кассы букв (индивидуальные) 8 шт.
6. Учебно - методические пособия
7. Настольные игры, игрушки, конструкторы
8. Умывальник 1 шт.
9. Классная доска 1 шт.
10. Шкафы для пособий 2 - 3 шт.
11. Стол канцелярский 1 шт.
12. Стулья 5 шт.
13. Комплект "парта - стул" 8 шт.
14. Песочные часы 1 шт.
15. Секундомер 1 шт.
16. Метроном 1 шт.
17. Магнитофон 1 шт.
18. Проигрыватель 1 шт.
19. Набор пластинок
20. Диапроектор (или фильмоскоп) 1 шт.
21. Кодоскоп 1 шт.
22. Экран 1 шт.
23. Видеомагнитофон 1 шт.
24. Компьютер 1 шт.
25. Дискеты

<ПИСЬМО> Минфина РФ от 14.12.2000 n 10-04-03 О ПЕРЕНОСЕ СРОКА ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕРЕОФОРМЛЕННЫМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ РФ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМ КРЕДИТАМ И НАЧИСЛЕННЫМ ПО НИМ ПРОЦЕНТАМ  »
Постановления и Указы »
Читайте также