ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 n 289-О ПО ЗАПРОСУ ЮЖНО - САХАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 21 УСТАВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2000 г. N 289-О
ПО ЗАПРОСУ ЮЖНО - САХАЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 21
УСТАВА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Южно - Сахалинского городского суда,
установил:
1. Постановлением Сахалинской областной Думы, принятым в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Устава Сахалинской области, С.А. Пономарев был освобожден от должности заместителя председателя Сахалинской областной Думы в связи с сокращением этой должности. Продолжая оставаться депутатом, работающим на постоянной основе, он обратился в Южно - Сахалинский городской суд с иском о восстановлении в должности и выплате разницы в оплате труда за время выполнения им обязанностей депутата.
Придя к выводу, что пункт 3 статьи 21 Устава Сахалинской области, согласно которому председатель, заместитель (заместители) председателя Сахалинской областной Думы подотчетны этому органу и могут быть освобождены от должности путем тайного голосования большинством голосов от избранного числа депутатов, ввиду отсутствия в нем оснований для досрочного освобождения от должности заместителя председателя Сахалинской областной Думы не соответствует статьям 19, 52 и 55 (части 2) Конституции Российской Федерации, Южно - Сахалинский городской суд, приостановив производство по делу, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанной нормы.
2. Вопросы определения числа депутатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, работающих на профессиональной постоянной основе, и вопросы организационного обеспечения его деятельности в соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относятся к компетенции самого законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, вытекающей из статьи 73 Конституции Российской Федерации. Акты, изданные им по вопросам, не выходящим за пределы этой компетенции, не могут согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" быть предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации.
Уставом Сахалинской области закрепляются общие правила осуществления Сахалинской областной Думой полномочий по установлению своей внутренней структуры, а следовательно, по введению или сокращению должностей ее руководителей, в том числе заместителя председателя. Регулирование данных вопросов относится исключительно к полномочиям законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, как и введение оснований для освобождения конкретного депутата от соответствующей должности в случаях, когда сама должность не упразднена.
Следовательно, регулирование, содержащееся в том числе в пункте 3 статьи 21 Устава Сахалинской области, само по себе не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы, относящиеся к ведению субъектов Российской Федерации, и не нарушает предписаний Конституции Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, а именно статьи 19 о равенстве всех перед законом и судом, статьи 52 об охране законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью и статьи 55 (часть 2), содержащей запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.
Фактически основанием для обращения Южно - Сахалинского городского суда в Конституционный Суд Российской Федерации послужила неопределенность в вопросе о законности досрочного освобождения С.А. Пономарева от должности заместителя председателя Сахалинской областной Думы. Между тем проверка соблюдения порядка освобождения от должности по тем или иным основаниям, в частности в связи с ее упразднением, как и выбор норм, подлежащих применению в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела, осуществляются судами общей юрисдикции.
В силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", закрепляющих компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установление, оценка и исследование фактических обстоятельств, от которых зависит разрешение дела гражданина С.А. Пономарева, Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственны - в соответствии со статьями 56 и 194 ГПК РСФСР это относится к полномочиям Южно - Сахалинского городского суда.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии запроса Южно - Сахалинского городского суда, поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 n 245-О О РАЗЪЯСНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 ИЮНЯ 2000 ГОДА ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ХОДАТАЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА О КОМПЕТЕНЦИИ МЕЖДУ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМОЙ И МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМОЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОСТАВА ТЕРРИТОРИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также