ПИСЬМО Рособразования от 08.09.2005 n 17/3-156 О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ..., утв. Рособразованием 07.09.2005)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2005 г. N 17/3-156
О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСОБРАЗОВАНИЯ
Направляем для руководства в работе Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования.
Одновременно просим предоставить до 15 октября 2005 г. ежегодный доклад о состоянии гражданской обороны по прилагаемой форме.
Заместитель Руководителя
А.А.КАЗЕНОВ


Утверждаю
Руководитель Федерального
агентства по образованию
Министерства образования и науки
Российской Федерации
Г.А.БАЛЫХИН
7 сентября 2005 года
Согласовано
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Р.Х.ЦАЛИКОВ
25 августа 2005 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОСОБРАЗОВАНИЯ
1. Настоящее Положение определяет принципы построения, организацию, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы деятельности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Рособразования РСЧС (далее - функциональная подсистема Рособразования).
Положение разработано на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27 мая 2005 г. N 335 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794".
2. Основными задачами функциональной подсистемы Рособразования являются:
участие в разработке нормативных правовых документов в области обеспечения защиты обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
участие в осуществлении целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы Рособразования к действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
создание, совершенствование и обеспечение подготовки и повышения квалификации работников органов управления и специалистов функциональной подсистемы Рособразования;
организация подготовки специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности;
повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
участие во Всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и полевых лагерях "Юный спасатель";
подготовка обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
осуществление контроля за соблюдением установленного порядка в области защиты от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организациях;
осуществление мероприятий по социальной и психологической защите обучающихся, работников образовательных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
обеспечение реализации прав и обязанностей обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в их ликвидации;
осуществление взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями учреждений и организаций.
3. Функциональная подсистема Рособразования создается для организации работы по защите обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций и действует на федеральном и объектовом уровнях.
4. На каждом уровне функциональной подсистемы Рособразования создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства (нештатные формирования, добровольные общественные студенческие спасательные отряды) (далее - спасательные отряды), резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
5. Координационными органами функциональной подсистемы Рособразования являются:
на федеральном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Рособразования;
на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций.
6. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рособразования являются:
руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования образовательных учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
осуществление контроля за готовностью органов управления, сил и средств к действиям при угрозе возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в подведомственных учреждениях и организациях;
организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, обеспечение их необходимым имуществом;
координация работ по локализации ликвидации чрезвычайных ситуаций и их ликвидации в подведомственных учреждениях и организациях;
сбор, обработка и обмен информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и организациями;
поддержание взаимодействия с комиссиями по чрезвычайным ситуациям других подсистем РСЧС;
обеспечение и контроль осуществления мероприятий по социальной защите обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
координация разработки отраслевых норм и правил безопасности, а также правил в области защиты обучающихся, работников подведомственных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций.
7. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений и организаций являются:
руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение устойчивости функционирования подведомственных образовательных учреждений и организаций, в том числе имеющих потенциальноопасные объекты;
организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем оповещения и связи;
организация защиты обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций, а также, при необходимости, их эвакуации;
обеспечение готовности органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к защите от чрезвычайных ситуаций, участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
руководство созданием, использованием и восполнением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация подготовки должностных лиц, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, а также обучающихся и работников образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях;
поддержание взаимодействия с органами управления МЧС России, органами власти, учреждениями и организациями.
8. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы Рособразования являются:
на федеральном уровне - структурное подразделение Рособразования для решения задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;
на объектовом уровне - структурные подразделения (работники), специально уполномоченные на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.
9. Органами повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования являются:
пункт управления Рособразования (приемная руководителя Рособразования);
дежурно-вахтенные службы и секретариаты образовательных учреждений и организаций.
Органы повседневного управления функциональной подсистемы Рособразования оснащаются средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации, которые поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию.
10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций органы управления и силы функциональной подсистемы Рособразования функционируют в режиме повседневной деятельности.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решениями соответствующих руководителей может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. Основными мероприятиями, осуществляемыми органами управления и силами функциональной подсистемы Рособразования, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
планирование и выполнение целевых, научно-технических программ и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты обучающихся, работников от чрезвычайных ситуаций, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций в том числе имеющих потенциально опасные объекты в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления, нештатных формирований, спасательных отрядов к действиям в чрезвычайных ситуациях;
организация обучения школьников, курсантов, студентов основам безопасности жизнедеятельности;
организация подготовки должностных лиц органов управления, личного состава нештатных формирований, спасательных отрядов, работников образовательных учреждений и организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации;
обеспечение создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) в режиме повышенной готовности:
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой в образовательных учреждениях и организациях, в том числе имеющих потенциально опасные объекты, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
усиление дежурно-вахтенной службы;
непрерывный сбор и передача органам управления и силам функциональной подсистемы Рособразования данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование обучаемых и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о приемах и способах защиты от них;
принятие мер по защите обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и организаций;
приведение в состояние готовности сил и средств функциональной подсистемы Рособразования, уточнение планов их действий;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
непрерывный контроль за обстановкой, оповещение руководителей соответствующих органов и организаций, обучающихся и работников подведомственных образовательных учреждений и организаций о возникших чрезвычайных ситуациях;
выполнение мероприятий в соответствии с Планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
проведение мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций обучающихся, работников подведомственных образовательных учреждений и организаций;
организация работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций нештатными формированиями, спасательными отрядами, а также по привлечению при необходимости в установленном порядке дополнительных сил и средств.
Дополнительно на потенциальноопасных объектах организуется:
усиление охраны;
ограничение или прекращение доступа на объекты;
проведение мероприятий по защите сотрудников объектов в соответствии с установленными требованиями по защите сотрудников в случае аварий (чрезвычайных ситуаций).
12. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
резервы финансовых и материальных ресурсов Рособразования;
объектовый резерв финансовых средств и материальных ресурсов за счет собственных средств образовательных учреждений и организаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающими их органами, учреждениями и организациями.
13. К ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются нештатные формирования, спасательные отряды образовательных учреждений и организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, организуется привлечение в установленном порядке дополнительных сил и средств.
14. Финансирование функциональной подсистемы Рособразования осуществляется за счет бюджета Федерального агентства по образованию и средств подведомственных образовательных учреждений и организаций.
Финансирование целевых программ в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств образовательных учреждений и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, бюджетов вышестоящих по отношению к этим объектам органов управления, местных бюджетов, страховых фондов и других источников.
Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
15. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках функциональной подсистемы Рособразования в соответствии с требованиями руководящих и планирующих документов.
Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
В случае необходимости гражданские организации гражданской обороны могут быть использованы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, срочном восстановлении функционирования коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. N 620).


Доклад о состоянии гражданской обороны
__________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
за 200_ год
1. Состояние системы управления
Готовность органов, осуществляющих управление гражданской обороной.
Соответствие пунктов управления предъявляемым требованиям. Содержание убежища, в котором размещен ПУ, состояние системы жизнеобеспечения.
Общее техническое состояние системы связи.
Мероприятия по поддержанию устойчивости системы связи.
Состав, состояние и готовность формирований связи.
Общее техническое состояние и готовность системы оповещения. Мероприятия по ее совершенствованию.
Общие выводы о готовности системы управления, проблемы и пути их решения.
2. Состояние защиты сотрудников и обучающихся
2.1. Инженерная защита.
Количество и вместимость имеющегося фонда защитных сооружений ГО (далее именуются - ЗС ГО).
Обеспеченность сотрудников и обучающихся убежищами на объектах, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время.
Готовность ЗС ГО к приему укрываемых, количество и вместимость убежищ, не готовых к приему (с указанием причин).
Мероприятия по наращиванию фонда ЗС ГО.
2.2. Радиационная и химическая защита.
Обеспеченность сотрудников, обучающихся и личного состава формирований средствами индивидуальной защиты (СИЗ), приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Накопление имущества РХР мобрезерва, проблемы и пути их решения. Состояние и готовность личного состава постов радиационного и химического наблюдения к выполнению задач по предназначению.
2.3. Медицинская защита.
Обеспеченность сотрудников, обучающихся и личного состава формирований медицинскими средствами индивидуальной защиты. Состояние их учета, хранения и организация выдачи. Состояние и готовность санитарных постов к выполнению задач по предназначению.
Создание запасов медицинского имущества, медикаментов, организация их хранения.
2.4. Эвакуационные мероприятия.
Планирование эвакуации сотрудников и обучающихся, материальных и культурных ценностей. Готовность эвакоорганов и транспорта к выполнению возможных задач. Оценка возможностей загородной зоны к приему эвакуируемых по показателям жизнеобеспечения, проблемы и пути их решения.
2.5. Общие выводы и оценка состояния защиты персонала и обучающихся.
3. Подготовка объектов к работе в условиях военного времени
3.1. Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на поддержание устойчивого функционирования объектов и выживания сотрудников и обучающихся в военное время.
На объектах:
Подготовка к безаварийной остановке учебного оборудования по сигналу "Воздушная тревога" или при внезапном отключении электроснабжения.
Мероприятия по подготовке систем электро-, газо-, водо- и теплоснабжения к работе в военное время и восстановление их функционирования при авариях.
Разработка мероприятий по светомаскировке. Возможность управления объектом из защищенного сооружения.
4. Силы и средства ГО
4.1. Состав, оснащение и состояние готовности сил ГО (формирований) к выполнению задач по предназначению.
4.2. Предложения по дальнейшему совершенствованию организационной структуры и оснащению сил ГО (формирований).
5. Обучение студентов и учащихся по гражданской обороне
Организация обучения и результаты подготовки руководящего, командно-начальствующего состава, личного состава сил ГО (формирований), сотрудников и обучающихся.
6. Состояние учебно-материальной базы
Общие выводы и оценка состояния гражданской обороны, существующие проблемы и предложения по их устранению.
Обучение учащихся и студентов
По примерным программам "ОБЖ", "БЖД", рекомендованным научно-методическим центром Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации изд., 1999 г., раздел 3-й "Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях".
По программам "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей" Госкомвуза России, изд. 1993 г., и "Медико-биологической подготовки и БЖД" Министерства образования Российской Федерации, изд. 1995 г.
1. На каких курсах и по каким направлениям (специальностям) проводится обучение учащихся и студентов по ГО (медицинской подготовке).
2. Дать оценку проводимых учебных занятий с учащимися и студентами по ГО (медицинской подготовке).
3. Количество студентов, включивших в дипломные работы вопросы гражданской обороны.
4. Состояние учебно-материальной базы (для преподавания ГО и медицинской подготовки).
5. Сведения о преподавателях.
6. Выводы и предложения.
Материал высылать в Министерство образования Российской Федерации с итоговым докладом о состоянии гражданской обороны за отчетный период отдельным приложением, не секретно.
Приложения:
1. Сведения о наличии защитных сооружений, 1 л.
2. Сведения о наличии средств противорадиационной и противохимической защиты, 1 л.
3. Наличие медицинского имущества, 1 л.
4. Сведения о наличии средств связи и оповещения, 1 л.
5. Наличие невоенизированных формирований, 1 л.
6. Данные по эвакуации, 1 л.
7. Сведения о штатных работниках ГО, 1 л.
8. Сведения о профессорско-преподавательском составе, 1 л.
Начальник ГО объекта
Ректор (директор)

ПРИКАЗ Ростехрегулирования от 08.09.2005 n 1208 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕМОНТУ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ ООО ВОЛНА-М  »
Постановления и Указы »
Читайте также