<ПИСЬМО> Минфина РФ от 30.11.2000 n 03-01-12/ЮД-456 ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ СБОРЕ (вместе с <ПИСЬМАМИ> Минюста РФ от 17.11.2000 n 9842-АМ, от 16.10.2000 n 06-4700, Минфина РФ от 19.10.2000 n 19-03-14/5954)


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 ноября 2000 г. N 03-01-12/ЮД-456
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ СБОРЕ
Министерство финансов Российской Федерации направляет для сведения и использования в практической работе копию письма Министерства юстиции Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 9842-АМ по вопросу о взыскании исполнительского сбора при исполнении судебных актов путем взыскания средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств, открытых в органах федерального казначейства.
Одновременно направляем копию письма Министерства финансов Российской Федерации от 19 октября 2000 г. N 19-03-14/5954 на имя заместителя Министра юстиции Российской Федерации - Главного судебного пристава Российской Федерации Мельникова А.Т., а также копию письма Министерства юстиции Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 06-4700.
Заместитель Министра
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО



Приложение
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 ноября 2000 г. N 9842-АМ
Министерством юстиции Российской Федерации рассмотрено обращение от 19.10.2000 N 19-03-14/5954.
По поставленным в обращении вопросам сообщаем следующее.
Статьей 143 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что взыскание средств по денежным обязательствам получателей бюджетных средств с лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производится органами федерального казначейства Минфина России на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов. То есть в данном случае Федеральный закон установил исполнителем требований по исполнительным листам органы федерального казначейства.
Таким образом, в случае, если у должника имеются счета в органах федерального казначейства, поступающие в службу судебных приставов исполнительные листы с требованиями о взыскании денежных средств с организаций - должников, являющихся получателями бюджетных средств, не могут исполняться в принудительном порядке, а направляются для исполнения в соответствующий территориальный орган федерального казначейства. При этом положения Федерального закона "Об исполнительном производстве" о взимании исполнительского сбора не могут применяться в отношении таких должников.
В случае, если денежные средства должника находятся в иных кредитных организациях, исполнительные документы исполняются в принудительном порядке судебными приставами. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. По истечении этого срока в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин судебный пристав принудительно исполняет требования и взыскивает исполнительский сбор. Соответственно, добровольное и своевременное исполнение требований судебных актов и актов иных уполномоченных органов не влечет за собой таких негативных для должника последствий, как взимание исполнительского сбора.
Кроме того, следует иметь в виду, что каких-либо изъятий из правил взыскания исполнительского сбора в отношении отдельных субъектов гражданского права законодательством не установлено. Поэтому всякое отступление судебного пристава - исполнителя от требований статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и предоставление каких-либо преимуществ должникам - получателям бюджетных средств может быть истолковано как неисполнение судебным приставом - исполнителем своих должностных обязанностей и ущемление конституционных прав других (негосударственных) категорий должников.
Также сообщаем, что вышеизложенная информация будет доведена до сведения главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.
Заместитель Министра,
Главный судебный пристав
Российской Федерации
А.МЕЛЬНИКОВ



МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 октября 2000 г. N 06-4700
В соответствии со статьями 2, 46, 57, 59 ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в порядке, установленном ФЗ "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами.
Порядок обращения взыскания на денежные средства должника - бюджетного учреждения по исполнительным листам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".
Статья 288 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что списание средств со счетов бюджетных учреждений без их распоряжения осуществляется в случаях, установленных Бюджетным кодексом и другими федеральными законами. Порядок указанного списания устанавливается Банком России по согласованию с федеральным казначейством.
Порядок списания денежных средств с бюджетных учреждений установлен статьей 143 ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", в соответствии с которой взыскание на денежные средства обращается органами федерального казначейства Минфина России на основании предъявленных им исполнительных листов судебных органов.
Участие судебного пристава - исполнителя в процедуре взыскания денежных средств с бюджетных организаций федеральными законами не предусмотрено. Таким образом, статьи 46, 57 ФЗ "Об исполнительном производстве", регламентирующие общий порядок взыскания денежных средств, не подлежат применению, так как в данном случае действуют специальные нормы, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обращаю внимание на необходимость строгого соблюдения судебными приставами - исполнителями действующего законодательства об исполнительном производстве с учетом вышеуказанных норм бюджетного законодательства Российской Федерации.
Предлагаю впредь не допускать нарушений норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" со стороны подчиненных судебных приставов - исполнителей при исполнении судебных решений в отношении бюджетных учреждений.
Заместитель Главного судебного
пристава Российской Федерации,
Руководитель Департамента
судебных приставов
А.ГЕРАСИМОВ



МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2000 г. N 19-03-14/5954
Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы федерального казначейства, действующие на основании Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, и Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864, обеспечивают исполнение в установленном порядке федерального бюджета и в ходе своей деятельности активно взаимодействуют со службами судебных приставов по вопросам исполнения судебных актов о взыскании за счет средств федерального бюджета и о взыскании денежных средств должников - получателей средств федерального бюджета.
В процессе указанной работы появилось ряд проблем правового и организационного характера.
Так, за истекший период 2000 года со счетов Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по исполнительным листам в бесспорном порядке были списаны средства в сумме 1644677291 рубль 32 коп., из них исполнительского сбора - 107595710 рублей 64 коп.
Подчиненные Министерству юстиции Российской Федерации судебные приставы - исполнители нередко грубо нарушают требования процессуального законодательства при осуществлении взысканий из федерального бюджета.
Так, судебные приставы - исполнители нарушают сроки направления постановлений о возбуждении исполнительного производства, нередко направляя их в адрес Минфина России по истечении месяца после вынесения, то есть когда средства (в том числе и исполнительский сбор) уже списаны со счета Минфина России.
Только за 13 сентября этого года на депозитный счет 2-го межрайонного отдела службы судебных приставов г. Москвы были списаны средства в размере 146283900 рублей. Постановления о возбуждении исполнительного производства в Министерство финансов Российской Федерации так до настоящего момента и не поступили.
Несвоевременное получение Министерством финансов Российской Федерации исполнительных документов приводит к нарушению прав министерства на защиту интересов федерального бюджета, лишает возможности добровольного исполнения исполнительных документов, оперативного обжалования действий и решений судебных приставов - исполнителей. Нередко судебными приставами исполняются судебные акты, исполнение которых к моменту исполнения было приостановлено до окончания производства в порядке надзора.
Кроме того, судебными приставами, как в приведенном примере, зачастую исполнительные действия осуществляются в нарушение требований статьи 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве", которой предусмотрено, что исполнительные действия осуществляются по месту нахождения должника.
Министерство финансов Российской Федерации считает не основанной на нормах действующего российского законодательства практику взыскания из федерального бюджета исполнительского сбора при исполнении решений судов по делам по искам к Правительству Российской Федерации и к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, выступающим в данных правоотношениях в порядке, предусмотренном статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, и уполномоченным на основании Положения о Министерстве финансов Российской Федерации представлять от имени государства федеральный бюджет. Российская Федерация не является плательщиком налогов и сборов, следовательно, взыскание с казны Российской Федерации в данных правоотношениях исполнительского сбора неправомерно.
При этом нельзя, на наш взгляд, не учитывать, что сущность взыскания исполнительского сбора определяется следующими функциями: предупредительной, побуждающей должника к скорейшему добровольному исполнению обязательства, и функцией наказания за неисполнение исполнительного документа.
Взыскание исполнительского сбора с казны Российской Федерации не соответствует ни одной из перечисленных функций.
Функция наказания применительно к федеральному бюджету не может быть осуществлена, так как взыскивая исполнительский сбор с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств должника - федерального бюджета, судебные приставы - исполнители фактически ущемляют права иных получателей средств федерального бюджета.
Позиция Министерства финансов Российской Федерации подтверждается анализом статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой 30 процентов от суммы исполнительского сбора отчисляется в федеральный бюджет. Очевидно, что исполнительский сбор не может быть одновременно и расходом и доходом федерального бюджета. Кроме того, расходы на уплату исполнительского сбора не предусмотрены в составе расходов федерального бюджета Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год".
Учитывая вышеизложенное, Министерство финансов Российской Федерации просит дать разъяснение службам судебных приставов о невзыскании исполнительского сбора с федерального бюджета и недопущении иных нарушений процессуального законодательства об исполнительном производстве.
Первый заместитель Министра
А.В.УЛЮКАЕВ

ПРИКАЗ МПР РФ от 30.11.2000 n 513 О ПОВЫШЕНИИ ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МПР РОССИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также