КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ В РОССИИ СИСТЕМ СОТОВОЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (одобрена решением ГКЭС при Минсвязи РФ от 29.11.2000 n 19)


Одобрена решением
Государственной комиссии
по электросвязи
от 29 ноября 2000 г. N 19
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ В РОССИИ СИСТЕМ СОТОВОЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ
ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
1. ВВЕДЕНИЕ
Настоящая Концепция предназначена для определения стратегии развития систем сотовой подвижной связи общего пользования в России на период до 2010 года с целью удовлетворения различных категорий потребителей современным набором услуг связи от базовых (речь, факсимильные сообщения, низкоскоростные данные) до высокоскоростных услуг мультимедиа.
На основе анализа состояния и тенденций развития рынка услуг подвижной связи в мире и в России определены способы удовлетворения потребностей в этих услугах посредством развития существующих и создания новых сетей в условиях совершенствования нормативно-правовой базы предоставления услуг и нормативно-технической базы по функционированию и развитию сетей подвижной связи.
2. СОСТОЯНИЕ, УРОВЕНЬ И ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ В МИРЕ И В РОССИИ;
КОНВЕРГЕНЦИЯ СЕТЕЙ И УСЛУГ
Системы сотовой подвижной связи принято подразделять на несколько поколений. К первому поколению относят аналоговые системы, действующие, как правило, в рамках национальных границ. Цифровые системы, охватывающие отдельные регионы земного шара, составляют класс систем второго поколения. Системы третьего поколения - это будущие универсальные цифровые системы, действующие в глобальном масштабе и предоставляющие потребителям широкий набор современных услуг.
Настоящий период характеризуется повсеместным распространением систем второго поколения, постепенным свертыванием систем первого поколения и созданием первых фрагментов сетей третьего поколения. Так, например, в странах Западной Европы наряду с существенным годовым приростом числа абонентов цифровых сетей GSM наблюдается заметное сокращение числа абонентов аналоговых сетей.
На земном шаре развернуты и функционируют цифровые сети четырех видов: GSM, DAMPS (IS-54 и IS-136), PDC (Япония) и CDMA (IS-95). По состоянию на конец июня 1999 г. сети GSM действовали в 120 странах с общим числом 183,3 млн. абонентов; ежемесячный прирост составил 7,6 млн. абонентов. Сети DAMPS в двух его разновидностях IS-54 и IS-136 созданы в 34-х странах с общим числом 24,3 млн. абонентов; ежемесячный прирост составил 1,4 млн. абонентов. В Японии развернуты сети PDC с общим числом 42,3 млн. абонентов. Сети CDMA (IS-95) созданы в 12 странах с общим числом 31,5 млн. абонентов; ежемесячный прирост составил 1,5 млн. абонентов.
В большинстве стран Европы проникновение подвижной связи, характеризуемое отношением числа подвижных абонентов к численности населения страны, составляет несколько десятков процентов, достигая в скандинавских странах 50 - 60%.
Огромный спрос в мире на услуги подвижной связи и впечатляющие успехи в технологии радиопередачи, обеспечившие надежную связь со скоростями в несколько Мбит/с, привели к созданию систем третьего поколения. Исследование тенденций глобального рынка услуг подвижной связи, проведенное UMTS-форумом с учетом постепенного ввода услуг мультимедиа, показало, что в мире в 2000 году ожидается 426 млн. абонентов, в 2005 г. - 940 млн., а в 2010-м - более 1,7 миллиарда.
Широкое внедрение получили новые технологии и, прежде всего, Интернет. Сегодня наибольшие инвестиции осуществляются в сети, базирующиеся на IP-технологии. Прогнозные оценки свидетельствуют, что через 5 лет 40% всего международного трафика по сетям стационарной и мобильной связи будет передаваться с использованием пакетной коммутации.
В настоящее время в России функционируют федеральные сети сотовой подвижной связи GSM и NMT-450, а также региональные сети AMPS/DAMPS. Эти сети являются составной частью взаимоувязанной сети связи (ВСС) Российской Федерации и взаимодействуют с телефонной сетью общего пользования. По состоянию на 01.07.2000 сети сотовой подвижной связи охватывают 72 региона (субъекта Федерации) России, предоставляя услуги 1636 тыс. абонентам с показателем проникновения 1,1%. Аналоговые сети NMT-450 развернуты в 64-х регионах с общим количеством абонентов 245 тыс. Аналого-цифровые сети AMPS/DAMPS функционируют в 54-х регионах с общим числом абонентов 430 тыс. Цифровые сети GSM-900 развернуты в 60 регионах; создаются цифровые сети GSM в диапазоне 1800 МГц. Общее число абонентов в сетях стандарта GSM составляет 961 тыс.
Характерной особенностью подвижной связи в России является значительная концентрация абонентов в Московском и Ленинградском регионах (г. г. Москва, С.-Петербург и их области); их численность достигает 68% от общего числа российских абонентов с показателем проникновения более 5%. На остальной территории России без учета двух упомянутых регионов проникновение подвижной связи оказывается порядка 0,4%.
В 43-х регионах функционируют сети всех трех видов, в 19 регионах - двух видов и в 10 регионах - только одного вида. Характер распределения абонентов по российским регионам иллюстрирует таблица, из которой видно, что в каждом из трех видов сетей в среднем около 40% всех операторов обслуживает на своей территории (т.е. на территории субъекта Федерации) менее 1000 абонентов. Отмечается тенденция укрупнения сетей операторов.
Операторы крупных высокодоходных сетей имеют большую возможность расширять свою абонентскую базу посредством внедрения наряду с набором базовых услуг ряда новых услуг и приложений, в том числе выхода на сеть Интернет через сети сотовой связи и др. Начато подключение абонентов на основе предоплаты, услуги сети подвижной связи стали предоставляться в метро, прообразом реализации сетей третьего поколения стало внедрение услуг WAP-доступа в сеть Интернет непосредственно с мобильного терминала абонента. Активное развитие сетей подвижной связи стало возможным при национальном и международном роуминге.
Таблица
ХАРАКТЕР РАСПРЕДЕЛЕНИЯ
АБОНЕНТОВ ПО РОССИЙСКИМ РЕГИОНАМ
(ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.2000)
-----------------T--------T---------T--------T--------T--------T-------¬
¦ Сеть подвижной ¦ Общее ¦Московск.¦10000 - ¦5000 - ¦1000 - ¦Менее ¦
¦ связи ¦ кол-во ¦и Ле- ¦35000 ¦10000 ¦5000 ¦1000 ¦
¦ ¦ ¦нингр. ¦абонен- ¦абонен- ¦абонен- ¦абонен-¦
¦ ¦ ¦регионы ¦тов ¦тов ¦тов ¦тов ¦
+-------T--------+--------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦NMT-450¦Регионы ¦ 64 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 29 ¦ 28 ¦
¦ +--------+--------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦ ¦Абоненты¦245/100%¦126/51,4%¦11/4,5% ¦30/12,2%¦67/27,4%¦11/4,5%¦
¦ ¦(тыс./%)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+--------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦AMPS/ ¦Регионы ¦ 54 ¦ 2 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 25 ¦ 17 ¦
¦DAMPS ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +--------+--------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦ ¦Абоненты¦430/100%¦241/56,1%¦69/16,0%¦50/11,6%¦59/13,7%¦11/2,6%¦
¦ ¦(тыс./%)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+--------+--------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦GSM ¦Регионы ¦ 60 ¦ 2 ¦ 5 ¦ 9 ¦ 23 ¦ 21 ¦
¦ +--------+--------+---------+--------+--------+--------+-------+
¦ ¦Абоненты¦961/100%¦744/77,4%¦89/9,3% ¦66/6,9% ¦49/5,1% ¦13/1,3%¦
¦ ¦(тыс./%)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+--------+--------+---------+--------+--------+--------+--------
Либерализация большинства национальных рынков связи, сделавшая возможной конкуренцию на этих рынках, а также взрывной характер развития услуг доступа в Интернет привели к резкому повышению объема данных, циркулирующих в глобальных сетях, и заставили операторов пересмотреть основы своей стратегии развития в отношении систем передачи. В 1999 г. в мире насчитывалось 200 млн. пользователей Интернет; к 2003 г. прогнозируемый показатель увеличится до 600 млн. человек.
Два упомянутых выше фактора в совокупности привели к возникновению нового явления - конвергенции сетей и услуг. Конвергенция - многозначное понятие. Она подразумевает слияние в одно целое и множества различных сетей - телефонной сети общего пользования, сетей передачи данных, распределительных сетей радиовещания и телевидения, сети Интернет и корпоративных сетей, и множества различных услуг, включая услуги связи и информационные услуги в произвольных сочетаниях в виде мультимедиа. Наблюдаются тенденции интеграции услуг сотовой подвижной связи, пейджинга (на базе служб SMS) и транкинговой радиосвязи.
В России процесс конвергенции должен коснуться прежде всего крупных операторских компаний, которые смогут ввести на своих сетях режим передачи информации с коммутацией пакетов. Это обеспечит возможность предоставления пользователям множества дополнительных услуг и разного рода приложений, которые недоступны операторам с традиционной инфраструктурой, основанной на коммутации каналов.
Введение пакетной коммутации в сетях сотовой подвижной связи будет содействовать развитию в России так называемых вертикальных рынков. На "вертикальных рынках" могут быть востребованы следующие услуги:
- обслуживание банкоматов;
- обслуживание пунктов продаж товаров и услуг;
- обслуживание потребностей коммунального хозяйства;
- удаленный мониторинг всевозможных промышленных датчиков;
- контроль перевозок;
- обеспечение функций охраны;
- обеспечение оперативных нужд органов охраны порядка, служб экстренной помощи, аварийных служб.
В дальнейшем, с вводом в эксплуатацию систем третьего поколения, производители оборудования выпустят на рынок персональные мультимедийные коммуникаторы, которые позволят использовать информационные и коммуникационные ресурсы Интернет в полном объеме и тем самым сделать процесс конвергенции сетей и услуг реальным для конечного пользователя.
В мае 2000 г. Ассамблея Радиосвязи МСЭ одобрила Рекомендацию по детальной спецификации радиоинтерфейсов системы подвижной связи третьего поколения IMT-2000. Для создания наземных сетей рекомендовано использовать пять типов радиоинтерфейсов:
- IMT-DS (Direct Spread, WCDMA/UTRA FDD);
- IMT-MC (Multi Carrier, cdma2000);
- IMT-TC (Time-Code, UTRA TDD/TD-SCDMA);
- IMT-SC (Single Carrier, UWC-136);
- IMT-FT (Frequency-Time, DECT).
Каждый из этих радиоинтерфейсов обеспечивает возможность функционирования как с двумя основными базовыми сетями третьего поколения - GSM MAP и ANSI-41, так и с перспективными базовыми сетями пакетной коммутации, использующими Интернет-протокол (IP).
3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ В РОССИИ
3.1. Создание условий дальнейшего развития
подвижной связи в России
Дальнейшее развитие подвижной связи в России должно происходить путем использования в основном европейских технологий в направлениях постепенной замены аналоговых сетей цифровыми, модернизации сетей NMT-450 на базе цифровых технологий, создания многодиапазонных сетей GSM, укрупнения существующих и создания новых сетей, эволюции существующих цифровых сетей к предоставлению высокоскоростных услуг, развертывания сетей третьего поколения на основе европейской версии UMTS международного стандарта IMT-2000.
Поскольку внедрение систем третьего поколения начнется с небольшого числа крупных городов, в которых могут быть востребованы в приемлемом объеме услуги, предоставляемые этими системами, "непрерывное" покрытие в масштабах лицензионной территории, страны и всего земного шара может быть осуществлено только при взаимодействии с существующими сетями второго поколения. Техническая возможность такого взаимодействия заложена в оборудование систем третьего поколения в виде так называемой обратной совместимости.
Таким образом, сети второго поколения должны развиваться в направлении, обеспечивающем предоставление услуг массового спроса и выполнение функций каркаса, на основе которого будут создаваться сети третьего поколения. Этим условиям отвечают только крупные операторские компании, способные привлечь достаточно большие инвестиции для покрытия больших территорий сетями с услугами национального и международного роуминга.
Предполагается, что количество абонентов сетей сотовой подвижной связи в России к 2010 году достигнет 15 млн. (показатель проникновения 9,3%). Этот показатель может быть достигнут при выполнении следующих условий:
- создание максимально благоприятного климата для конкурентной среды на основе равенства условий деятельности операторов на рынке услуг сотовой подвижной связи, в частности путем формирования открытой и стабильной лицензионной политики;
- разработка системы мер по стимулированию операторов ориентироваться на широкие слои населения;
- устранение препятствий, сдерживающих быстрое развертывание сетей сотовой подвижной связи, в частности упростив и ускорив процедуры получения разрешений на начало строительства и ввода в эксплуатацию объектов связи и на использование частот.
3.2. Расширение и модернизация действующих сетей
сотовой подвижной связи
Действующие в России сети целесообразно развивать следующим образом.
Аналоговые сети NMT-450 с целью повышения их инвестиционной привлекательности и исходя из геополитических интересов России модернизируются на базе цифровых технологий, позволяющих обеспечить доступ к услугам третьего поколения. При этом сети NMT-450 должны продолжать обслуживание собственных абонентов и предоставлять услуги роуминга в течение срока действия выданных лицензий, а при наличии экономической целесообразности - и в течение более длительного срока.
Аналого-цифровые сети технологии AMPS/DAMPS после завершения перевода на цифровой вариант (в версии TDMA IS-136) в диапазоне 800 МГц сохранят региональный статус. В дальнейшем возможно использование технологии GPRS (General Packet Radio Service) и спектрально-эффективной технологии EDGE (Enhanced Data Rates for the Global Evolution) - так называемой EDGE Compact, поддерживающей скорости передачи данных до 384 кбит/с при занятии минимальной полосы частот (600 кГц плюс защитные полосы). Эти сети продолжают работать до конца амортизационного срока используемого оборудования, но не далее чем до 2010 года.
Сети GSM должны эволюционировать в соответствии с последними версиями стандартов ETSI. На первом этапе может быть использована технология HSCSD (High Speed Circuit Switched Data), обеспечивающая скорости передачи данных до 57,6 кбит/с в режиме с коммутацией каналов. Более радикальный способ увеличения пропускной способности и расширения предоставляемых услуг состоит в использовании технологии GPRS, основанной на режиме коммутации пакетов при передаче со скоростью до 115 кбит/с. Этот режим обеспечит более эффективную передачу данных с взиманием платы только за объем переданных данных. В качестве следующего шага на пути эволюционного развития следует использовать технологию EDGE, обеспечивающую передачу данных со скоростями до 384 кбит/с с реализацией полного набора услуг сетей связи третьего поколения.
3.3. Создание сетей третьего поколения в диапазоне 2 ГГц
При развертывании сетей третьего поколения в диапазоне частот 2 ГГц в России следует ориентироваться на варианты IMT-DS с частотным дуплексным разделением, а также на варианты IMT-TC и IMT-FT с временным дуплексным разделением, разработанные ETSI в рамках UMTS и представленные в МСЭ от имени 3GPP - партнерского проекта с участием региональных органов стандартизации Японии (ARIB и ТТС), Китая (CWTS), Европы (ETSI), США (Т1) и Кореи (ТТА). IMT-DS - радиоинтерфейс, реализующий многостанционный доступ с кодовым разделением каналов по методу прямого расширения спектра с частотным дуплексным разносом (FDD). В этой системе радиодоступа информационный сигнал распределяется по спектру в полосе частот около 5 МГц с чиповой скоростью 3,84 Мчип/с. Радиоинтерфейс поддерживает службы как с коммутацией каналов (например, сети ТфОП и ISDN), так и с коммутацией пакетов (например, сеть на основе IP). Радиопротокол обеспечивает одновременную передачу речи, данных и мультимедиа на одной несущей. Транспортные услуги могут быть реализованы в реальном и нереальном времени, обеспечивая прозрачную и/или непрозрачную передачу данных. Может быть предоставлено различное качество обслуживания в зависимости от требований к величинам задержки и вероятностей ошибки по битам и по кадрам.
Для обслуживания "горячих пятен" - зон с высокой нагрузкой, особенно там, где требуются услуги на предельно высоких скоростях передачи до 2 Мбит/с, следует дополнительно создавать сети с радиоинтерфейсами типа IMT-TC и IMT-FT, работающими с временным дуплексным разносом.
Сценарии развертывания сетей третьего поколения должны базироваться на их свойстве "обратной" совместимости с сетями второго поколения GSM. Это позволяет на первых этапах создавать сети на оборудовании третьего поколения небольшими "пятнами" - в больших городах, где могут быть востребованы услуги типа мультимедиа. При этом вне этих пятен покрытие будет осуществляться операторами действующих сетей GSM.
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ
БАЗЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ
Государственное регулирование в отрасли "Связь" осуществляется через лицензирование вида деятельности, выдачу разрешений на использование полос (номиналов) радиочастот, сертификацию оборудования связи и установление порядка взаимодействия сетей различных операторов.
4.1. Лицензирование
В настоящее время выдача лицензий на предоставление услуг сотовой радиотелефонной связи осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.98 N 552 "О введении платы за использование радиочастотного спектра" и с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 168 "О дополнительных мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.08.98 N 944".
Выдача лицензий на услуги, предоставляемые сетями связи третьего поколения (в диапазоне выше 1800 МГц), должна осуществляться на конкурсной основе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.98 N 578 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с предоставлением услуг сотовой радиотелефонной связи с использованием радиочастот".
Сроки начала предоставления услуг определяются лицензирующим органом.
4.2. Сертификация оборудования связи
Сертификация является важным инструментом реализации технической политики Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
В соответствии с Законом "О связи" оборудование сотовых систем подвижной связи подлежит обязательной сертификации в системе сертификации "Электросвязь" Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. При этом признание сертификатов других стран осуществляется на взаимной основе в соответствии с соглашениями между администрацией связи России и администрациями связи этих стран.
Оборудование, применяемое на сетях сотовой подвижной связи России, в основном, является импортным и произведено в соответствии с требованиями зарубежных стандартов. При этом сертификационные испытания оборудования проводятся на соответствие требованиям отраслевых нормативно-технических документов (НТД) - стандартов, иных норм, технических требований. Для гармонизации требований российских НТД с требованиями зарубежных стандартов необходимо сделать их аутентичные переводы на русский язык, придав им в установленном порядке статус официальных НТД Российской Федерации.
4.3. Обеспечение сетей сотовой
подвижной связи частотным ресурсом
Национальная политика использования радиочастотного спектра в Российской Федерации учитывает, что по классификации МСЭ Россия как европейское государство относится к Району 1.
В настоящее время в Российской Федерации для сетей сотовой подвижной связи общего пользования выделены соответствующие европейскому распределению полосы частот в диапазонах 400, 900 и 1800 МГц. В диапазоне 800 МГц для этих сетей выделены полосы частот, соответствующие Району 2. В перспективе Россия должна ориентироваться на единую, разрабатываемую в рамках СЕРТ общеевропейскую таблицу распределения полос частот.
При назначении конкретных номиналов частот операторам сетей сотовой подвижной связи целесообразно предоставлять возможность гибкого частотно-территориального планирования сетей в пределах указанной территории, выделенных полос частот и других пространственно-энергетических ограничений при условии обеспечения межсистемной электромагнитной совместимости (ЭМС) радиоэлектронных средств (РЭС). В перспективе выделенные полосы (номиналы) частот при установленных ограничениях должны использоваться сетями сотовой подвижной связи на первичной основе.
На территории России в полосах частот 453 - 457,5 МГц/463 - 467,5 МГц действуют аналоговые сети NMT-450, составляющие федеральную сеть СПС-450. Для обеспечения условий перехода к единой цифровой сотовой технологии и дальнейшего развития сетей с учетом предоставления услуг третьего поколения в необходимых случаях возможно выделение операторам таких сетей дополнительного радиочастотного ресурса в полосах частот, рекомендованных СЕРТ; при этом допускается создание многодиапазонных сетей.
Региональным сетям сотовой подвижной связи в России выделены полосы частот 824 - 834 МГц/869 - 879 МГц. Эти сети используют технологию AMPS/DAMPS, занимая в большинстве регионов России полосы частот шириной до (2 x 4) МГц; в некоторых регионах занята полоса шириной (2 x 7) МГц.
Для сетей сотовой подвижной связи GSM в диапазоне 900 МГц выделяются отдельные участки в полосах частот 890 - 915 МГц/935 - 960 МГц в соответствии с национальной таблицей при условии обеспечения ЭМС с действующими РЭС воздушной радионавигации и посадки самолетов, а в диапазоне 1800 МГц - отдельные участки в полосах частот 1710 - 1785 МГц/1805 - 1880 МГц в соответствии с решением ГКРЧ России при условии обеспечения ЭМС между сетями сотовой подвижной связи GSM и действующими радиорелейными линиями связи прямой видимости и РЭС другого назначения.
В настоящее время из общей полосы частот, отведенной для развития сетей GSM-900, используется только 15% (за исключением Московского региона, где задействовано более 50%), что существенно тормозит развитие этих сетей. Обеспечение сетей GSM-900 частотным ресурсом должно осуществляться на основе привлечения финансовых средств заинтересованных операторов с целью проведения организационно-технических мер по сокращению используемой средствами радионавигации полосы радиочастот в диапазоне 890 - 960 МГц и выведения из эксплуатации РЭС воздушной радионавигации по окончании амортизационного срока.
Процесс высвобождения необходимых полос частот для сетей GSM-1800 должен базироваться как на основе планового выведения из эксплуатации РЭС фиксированной службы по окончании амортизационного срока функционирования данных РЭС, так и динамичного процесса перевода этих РЭС на основе инвестиций заинтересованных операторских компаний в другие диапазоны частот выше 11 ГГц.
Использование полос частот 1900 - 2025 и 2110 - 2200 МГц для систем подвижной связи третьего поколения возможно при условии высвобождения этих полос от использования РЭС фиксированной службы правительственного и гражданского назначения либо при обеспечении условий совместной работы при соблюдении необходимых частотно-территориальных разносов.
Проведенные исследования возможностей создания опытных сетей наземного сегмента подвижной связи третьего поколения на территории городов Москва и Санкт-Петербург позволили рассмотреть в ближайшей перспективе использование полос частот 1927,5 - 1932,5 МГц, 1932,5 - 1937,5 МГц, 1937,5 - 1942,5 МГц, 2015 - 2020 МГц, 2020 - 2025 МГц, 2117,5 - 2122,5 МГц, 2122,5 - 2127,5 МГц, 2127,5 - 2132,5 МГц. В пределах указанных полос необходимо создание опытных сетей UMTS для определения основных направлений по их внедрению на территории Российской Федерации, совмещению с сетями GSM и обеспечению условий совместного использования с РЭС существующих служб.
Уточнение условий использования радиочастотного спектра при создании и развитии сетей подвижной связи третьего поколения в отдельных регионах Российской Федерации должно осуществляться на основе разрабатываемых рекомендаций МСЭ, стандартов ETSI и национальных стандартов, а также на основе детальных исследований загрузки спектра.
В перспективе необходимо учитывать возможность задействования дополнительных полос частот расширения, определенных ВКР-2000, основываясь на реальном опыте эксплуатации сетей третьего поколения, а также обеспечить проведение исследований по обеспечению ЭМС и по проблемам высвобождения данных полос от РЭС существующих служб.
4.4. Взаимодействие сетей операторов
В России функционируют федеральные сети сотовой подвижной связи двух видов: NMT-450 и GSM и региональные сети AMPS/DAMPS.
Федеральной сетью сотовой подвижной связи является сеть, отвечающая следующим требованиям:
- использование единого стандарта сотовой связи всеми операторами, создающими эту сеть;
- организация автоматического роуминга между сетями операторов различных лицензионных территорий Российской Федерации;
- обеспечение радиопокрытия большей части территории страны;
- использование единых принципов построения сети, определяемых нормативно-техническими документами;
- подключение к сети ТфОП на междугородном уровне с нумерацией сетей сотовой подвижной связи в негеографическом коде DEF;
- использование для построения сети диапазона радиочастот, соответствующего принятой на перспективу для района 1 и Российской Федерации таблице распределения радиочастот.
Каждая федеральная сеть сотовой подвижной связи представляет собой совокупность сетей отдельных операторов, объединенных посредством транзитной сети.
Транзитная сеть, в которую входят узлы, рассредоточенные по территории РФ и имеющие связь "каждого с каждым", обеспечивает:
- объединение сетей различных операторов лицензионных территорий в единую федеральную структуру сотовой сети подвижной связи;
- взаимодействие с транзитной сетью ТфОП и выход абонентов сетей подвижной связи на международную сеть;
- технические средства реализации национального и международного роуминга, включая оптимизацию маршрутизации вызовов.
Центры коммутации подвижной связи (ЦКП) федеральных сетей сотовой подвижной связи должны присоединяться к сети связи общего пользования на междугородном уровне (иметь выход на узел транзитной сети и на АМТС географической зоны нумерации, на территории которой они размещаются).
Допускается непосредственное присоединение ЦКП к национальному МЦК (МНТС), если места размещения этого оборудования совпадают.
Допускается дополнительное присоединение ЦКП к местным сетям при условии реализации междугородного уровня присоединения.
Каждому абонентскому терминалу сотовой подвижной связи присваивается один уникальный национальный значащий номер в федеральной сети сотовой подвижной связи и один или более сопутствующих национальных значащих номеров.
При наличии у оператора федеральной сети сотовой подвижной связи нескольких центров коммутации подвижной связи на одной укрупненной территории допускается соединение их между собой при условии, что один или несколько центров коммутации выполняют роль опорных. Опорный центр коммутации соединяется цифровыми каналами с узлом транзитной сети.
Возможна организация прямых пучков между ЦКП разных операторов и укрупненных территорий. Критерии для определения условий организации прямых пучков должны быть разработаны дополнительно.
Региональные сети сотовой подвижной связи могут предоставлять абонентам меньший, чем в федеральных сетях сотовой подвижной связи, набор услуг, и зона их обслуживания ограничивается территорией региона (территорией географической зоны нумерации) или даже отдельного населенного пункта, и к ним не предъявляются требования по обязательной организации роуминга.
Региональные сотовые сети подключаются к ТфОП на местном или внутризоновом уровне и имеют нумерацию местной сети в коде АВС.
Взаимодействие сетей сотовой подвижной связи всех стандартов между собой и с ТфОП должно осуществляться в соответствии с ограничительным перечнем систем сигнализации, разрешенных на ВСС Российской Федерации, и нормативными документами Минсвязи России.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 168 от 12.02.99 в сетях GSM предусматривается создание федеральной подсистемы конфиденциальной связи.
Система нумерации в сетях сотовой подвижной связи регулируется документом "Система и план нумерации на сетях связи стран 7-й зоны всемирной нумерации".
Сети связи третьего поколения и действующие сети сотовой подвижной связи по мере внедрения в них технологий пакетной коммутации будут взаимодействовать с сетями передачи данных.
4.5. Обеспечение надежности, устойчивости,
управляемости и информационной безопасности
работы сетей связи
При создании и развитии сетей сотовой подвижной связи должен быть разработан комплекс мер по обеспечению устойчивости, надежности, "живучести", управляемости и информационной безопасности их работы в обычных условиях и в условиях воздействия дестабилизирующих факторов.
Системы управления федеральных сетей сотовой подвижной связи должны взаимодействовать с единой централизованной системой оперативно-технического управления в соответствии с нормативными документами Минсвязи России.
Концепция системы управления федеральными сетями сотовой подвижной связи будет разработана дополнительно.
Информационная безопасность сетей сотовой подвижной связи должна обеспечиваться в пределах требований, предъявляемых к сетям связи общего пользования.
Оборудование сетей сотовой подвижной связи должно обеспечивать проведение системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).
4.6. Рекомендации по производству и разработке
в России оборудования систем сотовой подвижной связи
Вопросы финансовой поддержки разрабатывающих НИИ и КБ, а также предприятий-изготовителей предусмотрены в "Федеральной целевой комплексной программе создания технических средств связи, телевидения и радиовещания", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 1178 от 27.11.95 и Указом Президента Российской Федерации от 06.05.96, и в "Федеральной целевой программе реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 - 2000 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 625 от 24.06.98. Необходимо, чтобы предусмотренные в этих документах средства выделялись в достаточных объемах и своевременно доходили до соответствующих предприятий.
Помимо финансовой поддержки отечественных предприятий следует урегулировать вопросы импорта оборудования связи, например путем введения квот на ее поставку и/или соответствующих таможенных пошлин, обеспечивающих удешевление отечественной продукции по сравнению с импортной, а также снижения пошлин на комплектующие элементы, не производимые в России.
4.7. Тарифная политика
Тарифы на основные и дополнительные услуги связи устанавливаются операторами сетей сотовой подвижной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации и отражаются в тарифных планах. Операторы вправе отменять, вносить изменения и вводить новые тарифы в тарифные планы.
5. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
ПО ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЕТЕЙ СОТОВОЙ
ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ В РОССИИ
После утверждения Концепции необходимо разработать нормативно-техническую документацию, в частности:
правила построения и развития сетей сотовой подвижной связи общего пользования в Российской Федерации;
генеральные схемы развития сетей сотовой подвижной связи;
ведомственные нормы технологического проектирования сетей сотовой подвижной связи;
концепцию управления сетями сотовой подвижной связи;
качественные показатели обслуживания и нормы на них в сетях сотовой подвижной связи;
правила технического обслуживания и эксплуатации сетей сотовой подвижной связи;
критерии организации прямых пучков на сетях сотовой подвижной связи.

ПРИКАЗ Минкультуры РФ от 29.11.2000 n 709 ОБ ОТМЕНЕ ПРИКАЗА МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ОТ 08.04.1999 n 206 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА АТТРАКЦИОНАХ  »
Постановления и Указы »
Читайте также