ПРИКАЗ МПР РФ от 24.11.2000 n 505 О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В КПР ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 ноября 2000 г. N 505
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В КПР ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ
АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ
В соответствии с распоряжением МПР России от 04.10.2000 N 125-р комиссия государственного геологического контроля МПР России (далее - комиссия) провела проверку состояния лицензирования недропользования в Комитете природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее - Комитет).
В ходе проверки комиссия рассмотрела вопросы информационной, аналитической, организационной, экономической, юридической подготовки лицензионных материалов, порядка их оформления и хранения. Выборочно, более детально были изучены лицензионные материалы и выполнение лицензионных соглашений отдельными недропользователями.
По результатам проверки выявлены многочисленные факты грубого нарушения законодательства о недрах Российской Федерации, практически по всем направлениям, связанным с подготовкой, оформлением, выдачей, переоформлением, изъятием лицензий на право пользования недрами, платежами за пользование недрами, контролем за выполнением лицензионных соглашений.
Ряд нарушений следует из существующих противоречий законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа законодательству о недрах Российской Федерации. В первую очередь это относится к противозаконному завышению роли администрации округа в решении вопросов по недропользованию, находящихся в компетенции федеральных органов власти. В частности, Межведомственная комиссия по лицензированию недр и водных объектов при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Межведомственная комиссия) в соответствии с местным законодательством принимает заявки на право пользования недрами, решает вопросы о выдаче лицензий на геологическое изучение недр, предоставления, переоформления лицензий, внесения изменений в действующие лицензионные соглашения в части переноса сроков, объемов работ, изменения ставок платежей за пользование недрами, подменяет органы государственного геологического контроля и т.д. Все решения Межведомственной комиссии носят рекомендательный характер для федеральных органов исполнительной власти, а обязательный - для пользователей недр. Протоколы Межведомственной комиссии являются основанием для внесения изменений и дополнений в лицензионные соглашения при переоформлении лицензий.
С нарушениями проводятся аукционы по определению победителей на право получения лицензий на недропользование. При этом фактически организация и подготовка аукционов осуществляется не Комитетом, а ОГУП "Тендерресурсы" и ГУП "Научно-аналитический центр рационального недропользования", которые зачастую даже не информируют Комитет о расходовании средств, полученных от проведения аукционов. Вместе с тем отмечаются случаи неудовлетворительной подготовки и проведения аукционов. Например, в 7 раунде в 1999 году не были востребованы три выставленных участка недр, а из 18 участков - по 5 было по одному претенденту, которые признаны победителями.
Наибольшее количество нарушений отмечается при переоформлении лицензий. Характерным является внесение изменений и дополнений в переоформленные лицензии (отмечаются случаи троекратного внесения изменений при троекратном переоформлении). При этом изменяются не только нумерация статей, но и сроки, объемы добычи, целевое назначение лицензий и виды работ. Например, при переоформлении лицензий на право пользования недрами Западно-Варьеганского месторождения с целью добычи нефти и газа в связи с изменением организационно-правовой формы с СП "Белые ночи" на ООО "Белые ночи" было изменено целевое назначение лицензии на геологическое изучение, поиск и добычу нефти, газового конденсата. Широко распространенным нарушением является изменение границ лицензионного участка. Например, при переоформлении лицензии ООО "Лукойл-Анк" на право пользования недрами Когалымского месторождения были изменены границы лицензионного участка путем включения Южно-Когалымского блока, полученного недропользователем по результатам аукциона. Фактически произошло слияние двух лицензий. Изменены границы Вать-Еганского участка недр с разделением единого лицензионного участка на два разных объекта.
Увеличена площадь Малочерногорского нефтяного месторождения (с 36,80 до 58,32 кв. км). Причем по этому месторождению распоряжением МПР России от 04.09.2000 N 124-р Комитету предписывалось в месячный срок привести границы участка к первоначальному виду, однако распоряжение Министерства руководством Комитета было проигнорировано, так же как и письма МПР России от 19.06.2000 N ВШ-38/2764, от 06.07.2000 N 15-18/154 и другие о направлении письменного уведомления ЗАО "Корпорация Югранефть" по вопросу невыполнения лицензионных соглашений при разработке Малочерногорского месторождения.
Целый ряд переоформлений лицензий осуществлялся руководством Комитета в нарушение действующего порядка до согласования с МПР России или вопреки указанию Министерства о запрете внесения изменений в текст лицензионных соглашений при переоформлении (Когалымское месторождение, Малочерногорское месторождение, Западно-Тугровское и др.). На переоформление отдельных лицензий (в т.ч. с изменением при переоформлении индекса ГО на НП) Комитет разрешения МПР России вообще не запрашивал (месторождение Лебяжье). В лицензионных делах ОАО "Назымгеодобыча", ОАО "Варьеганефтегаз", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз", ЗАО "Назымская НГРЭ" и ряда других предприятий-недропользователей отсутствуют документы МПР России, подтверждающие право председателя Комитета на принятие решений и визирование изменений и дополнений к лицензионным соглашениям при переоформлении, что является нарушением распоряжения МПР России от 31.12.98 N 123-р.
В результате выборочной проверки выполнения недропользователями лицензионных соглашений был выявлен ряд пользователей недр, систематически не выполняющих условия недропользования. При этом эти недропользователи известны Комитету, однако мер в отношении нарушителей законодательства о недрах не принималось. Так, в результате совместной проверки 04.03.98 комиссией администрации и Комитета выполнения условий недропользования на Польяновской площади Краснолененского месторождения АНК "Югранефть" выявлены существенные нарушения в реализации лицензионных соглашений, однако адекватных мер по их устранению со стороны Комитета принято не было. Аналогичная ситуация отмечалась по Гольяновскому, Ольховскому, Центральному, Большому, Апрелевскому месторождениям (ОАО "Назымгеодобыча"), а также Каменному Потанай-Картопьинскому участкам недр (ОАО "Хантымансийскнефтегазгеология"), ряду месторождений ОАО "Инга", ОАО "Назымская НГРЭ", ОАО "Няганьнефть" и др. Анализ деятельности Комитета в части организации государственного контроля за соблюдением условий лицензионных соглашений свидетельствует о его фактическом самоустранении от полномочий по государственному контролю и передаче их комиссии администрации Ханты-Мансийского автономного округа, которая в свою очередь не обладает правом принятия мер к нарушителям законодательства Российской Федерации о недрах.
С нарушением законодательства о недрах и установленного порядка оформляются и подготавливаются лицензионные документы. Наиболее распространенные нарушения заключаются в параллельно-двойной с различными номерами регистрации лицензий в геологическом фонде Комитета и Росгеолфонде, несоответствии сведений, изложенных на бланках лицензий и в лицензионных соглашениях (целевое назначение и вид лицензии, статус участка недр, сроки действия лицензий и т.д.), отсутствии в лицензиях размеров и условий внесения разовых платежей, отсутствии оснований выдачи лицензий, отсутствии земельного отвода и т.д.
Также имеет место ряд нарушений, связанных с платежами за пользование недрами, в т.ч. выплатой разовых платежей и целевого использования средств на воспроизводство МСБ, аннулирования лицензий, и других нарушений, связанных с лицензированием недропользования в Ханты-Мансийском автономном округе.
На основании вышеуказанного приказываю:
1. Департаменту лицензирования (Рябикин В.В.) провести анализ состояния лицензирования в Ханты-Мансийском автономном округе и дать предложения руководству МПР России по механизму и срокам устранения выявленных недостатков, обратив особое внимание на нарушения переоформления лицензий. Срок - 01.02.2001.
2. Департаменту государственного контроля (Есипов А.В.):
2.1. Провести совместно с Департаментом лицензирования комплексную проверку состояния недропользования в Ханты-Мансийском автономном округе, с участием заинтересованных сторон, обратив особое внимание на осуществление государственного контроля со стороны Комитета за недропользователями, систематически не выполняющими лицензионные соглашения.
Срок - II полугодие 2001 года.
2.2. Организовать эффективную работу органов государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды в Комитете природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу, обратив особое внимание на структуру, численность и кадровый состав подразделения государственного контроля. Срок - 01.02.2001.
3. Департаменту нормативно-правовой работы (Шуваев Ю.П.):
провести анализ законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа в части соответствия их законодательству о недрах Российской Федерации;
подготовить предложения полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе о внесении изменений и дополнений в законы и иные нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа.
Срок - 01.02.2001.
4. Комитету природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу устранить отмеченные в акте проверки комиссии государственного контроля МПР России нарушения в организации лицензирования недропользования. Срок - 01.06.2001.
5. Отметить неудовлетворительное состояние управления государственным фондом недр со стороны Комитета природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу.
6. Руководителю Департамента природных ресурсов по Уральскому региону Сергеевой Н.А. за грубые нарушения в организации системы лицензирования недропользования при руководстве Комитетом природных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу объявить выговор.
7. Контроль за выполнением Приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра
В.А.ПАК

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 06.03.1998 n 12/3 (ред. от 24.11.2000) ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ (МОЩНОСТЬ), ОТПУСКАЕМУЮ С ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)  »
Постановления и Указы »
Читайте также