ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 17.11.2000 n 816-iii ГД О ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАПРОСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТРУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ Г.И. БУКАЕВУ О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ТРЕБОВАНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ОБ УПЛАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАЛОГА НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2000 г. N 816-III ГД
О ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАПРОСЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТРУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ Г.И. БУКАЕВУ
"О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ТРЕБОВАНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ОБ УПЛАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАЛОГА
НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять парламентский запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Министру Российской Федерации по налогам и сборам Г.И. Букаеву "О неправомерности требований налоговых органов об уплате образовательными учреждениями налога на пользователей автомобильных дорог".
2. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос Министру Российской Федерации по налогам и сборам Г.И. Букаеву.
3. Направить настоящее Постановление и указанный парламентский запрос в "Российскую газету" и "Парламентскую газету" для опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС
О НЕПРАВОМЕРНОСТИ ТРЕБОВАНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
ОБ УПЛАТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НАЛОГА
НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Министру
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И. БУКАЕВУ
Уважаемый Геннадий Иванович!
В настоящее время широко практикуется неправомерное взимание с образовательных учреждений налога на пользователей автомобильных дорог. Ряд подзаконных актов (писем) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о взимании указанного налога не имеет ясного статуса, либо данные акты противоречат друг другу, либо имеет место разное толкование данного вопроса территориальными службами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
В Российской Федерации десятки тысяч школ, тысячи образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, сотни вузов (как государственных, так и негосударственных) ведут законную деятельность, приносящую доход, поэтому решение вопроса о взимании налога на пользователей автомобильных дорог с образовательных учреждений имеет не только юридический, но и широкий социальный аспект. Образовательные учреждения вынуждены, как правило, включать свои расходы на уплату данного налога в фактическую себестоимость предоставляемых ими образовательных услуг, что влечет за собой дополнительные издержки обучающихся и их родителей.
Изложим сущность данной проблемы.
Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (далее - Закон) освобождает образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм от уплаты всех видов налогов в части их непредпринимательской деятельности (пункт 3 статьи 40 Закона). При этом указано, что под непредпринимательской деятельностью понимается в том числе и платная образовательная деятельность данных учреждений (статьи 45 и 46 Закона). Единственное условие предоставления указанной льготы состоит в том, что доходы, получаемые образовательными учреждениями от непредпринимательской деятельности, должны полностью направляться на возмещение затрат на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса (в том числе на заработную плату). Никаких других ограничений по освобождению образовательных учреждений от уплаты налогов Законом не предусмотрено.
Однако Госналогслужба России в письме от 28 марта 1997 г. N СШ-4-07/14н "Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями" (далее - письмо 1) определила, что нормы статей 45 и 46 Закона не могут являться основанием для предоставления образовательным учреждениям льгот по соответствующему налогу.
Аргументируя свою позицию, налоговое ведомство ссылалось, в частности, на пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства в Российской Федерации", где сказано, что федеральные налоги и льготы по ним могут устанавливаться только в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения. Но, как известно, налог на пользователей автомобильных дорог взимается в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1751-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", который не предусматривает каких-либо льгот для образовательных учреждений.
В дополнение к сказанному можно отметить, что в настоящее время статья 56 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что льготы по налогам и сборам могут быть предусмотрены только законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Однако Закон является федеральным законом прямого действия. После принятия Налогового кодекса Российской Федерации нормы прямого действия, содержащиеся в статьях 45 и 46 Закона, никто не отменял. В этой ситуации установленные Законом нормы должны применяться независимо от норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 18 августа 2000 г. N ВГ-6-03/628@ разъясняет, что письмо 1 не подлежало применению с момента издания в связи с отказом в государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Позиции о том, что образовательные учреждения не должны уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог, придерживаются и отдельные региональные управления налогового ведомства. Такое положение содержится, например, в письме правления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве от 28 июня 2000 г. N 06-08/26822 "О порядке исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы образовательными учреждениями".
Образовательные учреждения, применяющие предусмотренные Законом льготы, нередко привлекаются налоговыми органами в качестве ответчиков в арбитражные суды. Однако суды нередко в подобных спорах занимают позицию налогоплательщиков. Судебные решения обжаловались налоговыми органами в апелляционных и кассационных инстанциях, однако эти инстанции лишь подтверждали предыдущие судебные решения. Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации прямо указал на неправомерность требований налоговых органов по уплате данного налога образовательными учреждениями (письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 июня 1999 г. N С5/уп-618 и от 22 июля 1999 г. N 4714/99, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 марта 2000 г. N КА-А40/737-00). Суды при этом правомерно руководствуются частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации, согласно которой налоги и сборы, действующие в Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом. Следовательно, Закон, являющийся законом прямого действия, должен применяться независимо от других норм налогового законодательства Российской Федерации.
13 марта 1998 года Государственная Дума направила депутатский запрос Руководителю Государственной налоговой службы Российской Федерации А.П. Починку с просьбой принять необходимые меры для приведения нормативных актов Государственной налоговой службы Российской Федерации в соответствие с законодательством Российской Федерации, чтобы снять налоговый пресс с образовательных учреждений.
14 октября 1998 года Комитет Государственной Думы по образованию и науке направил Руководителю Государственной налоговой службы Российской Федерации Г.В. Боосу письмо о неправомерных действиях отдельных органов Госналогслужбы России в отношении образовательных учреждений, в том числе в связи с уплатой налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями, и письмо Министру юстиции Российской Федерации П.В. Крашенинникову по тому же вопросу с просьбой оказать содействие в приведении нормативных актов Госналогслужбы России в соответствие с законодательством Российской Федерации.
27 мая 1999 года Комитет Государственной Думы по образованию и науке направил письмо Председателю Правительства Российской Федерации С.В. Степашину о взимании налога на пользователей автомобильных дорог с образовательных учреждений в связи с обращением директора профессионального училища N 71 Самарской области В.В. Панфилова.
Ответы руководителей Госналогслужбы России на депутатский запрос и письмо Комитета Государственной Думы по образованию и науке не содержали позитивных решений.
Заместитель Министра юстиции Российской Федерации В. Энгельсберг сообщил о том, что в регистрации письма 1 Минюстом России было отказано.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума обращается к Вам, уважаемый Геннадий Иванович, с просьбой об издании соответствующего акта Министерства Российской Федерации по налогам и сборам с ясным и четким указанием территориальным органам Вашего ведомства о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющейся арбитражной практикой образовательные учреждения не обязаны платить налог на пользователей автомобильных дорог с доходов, полученных за счет непредпринимательской деятельности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 17.11.2000 n 814-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 87 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также