ПИСЬМО Минобразования РФ от 13.11.2000 n 813/28-16 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 ноября 2000 г. N 813/28-16
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Министерство образования Российской Федерации в соответствии с Программой развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы разработало и направляет для использования в практической работе Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях.
Заместитель Министра
Е.Е.ЧЕПУРНЫХ



РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Министерство образования Российской Федерации в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы (Приказ от 18.10.99 N 574) определило в числе приоритетных задач решение проблемы организации воспитательной работы с подростками по месту жительства.
Практика показывает, что за последние десять лет произошло сужение "подросткового пространства" городов и поселков, что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей. В исследовании, проведенном Институтом молодежи совместно с ГИБДД среди детей и подростков, лишь 63% опрошенных отметили, что в их дворах есть специальное место, где можно играть в подвижные игры, 53% - площадка для игр с мячом (футбол, волейбол и т.д.), 22% - дорожки для катания на велосипедах, роликах, скейтах, 37% - площадки для прогулок и игр с домашними животными.
Из педагогического арсенала исчезают многие полезные традиции: разновозрастные "дворовые игры" как средство социализации подростка и вид досуга; различные виды коллективных общедворовых досуговых мероприятий, в которых участвуют представители различных поколений.
Происходит и явный регресс двора, микрорайона как инфраструктурной единицы. Действовавшие ранее нормативы отчислений от квартплаты на социальные и культурные цели и, прежде всего, на организацию воспитательной работы с детьми по месту жительства фактически не применяются.
Схожая проблема наблюдается и в сельской местности, где досуг подростка вне школы ограничивается дискотеками и редкими праздниками.
На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации детей снижение возможностей для их воспитания по месту жительства приводит к серьезным социальным последствиям: росту асоциальных неформальных подростковых групп, увеличению числа детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь и наркотики; массовая безнадзорность несовершеннолетних.
По оценке Научного центра здоровья детей РАМН, к 13 годам почти половина подростков уже попробовали вкус алкоголя, в 16 лет - 61,4% юношей и 63% девушек регулярно его употребляют.
По данным Минздрава России, в последние годы отмечается неуклонный рост числа детей как младшего, так и старшего подросткового возраста, употребляющих наркотики. За последние пять лет частота впервые выявленной наркомании среди детей до 14 лет возросла в 20 раз, токсикоманий - в 15 раз.
Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и "неблагополучных" семьях, прекращение посещения школы ведут к тому, что в современных условиях дети и подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно. Для 48,4% подростков - наркоманов именно равнодушие взрослых является одной из основных причин приобщения к наркотикам.
Социальное одиночество у подростков, связанное с семейными проблемами, когда подросток не находит поддержки и опоры в семье, или с индивидуальными особенностями, когда он испытывает проблемы при общении со взрослыми или сверстниками, также стало в настоящее время серьезной проблемой, влияющей на самочувствие и здоровье ребенка, на его социализацию.
В этих условиях Министерство образования Российской Федерации отмечает, что имеющаяся нормативная правовая база, наличие воли к межведомственному взаимодействию по вопросам воспитания способны переломить негативные тенденции в деле сохранения отечественных традиций воспитательной деятельности в социуме.
Правовой основой организации воспитательной деятельности по месту жительства являются:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Закон РФ "Об образовании" (в редакции 1996 года);
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка";
Закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях";
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
Закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
инструктивное письмо Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 N КШ 21/294-04/53 "О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан";
иные документы и материалы Минобразования России, в том числе Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы (Приказ Минобразования России от 18.10.99 N 574).
Важно отметить, что организация работы по месту жительства - это задача межведомственная, включающая в себя и вопросы воспитания, и социальной работы с определенными категориями детей. Эта важнейшая задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений.
Считаем принципиально важным сохранение и развитие партнерства различных межведомственных структур, ведущих работу по месту жительства среди детей и подростков.
Помимо партнеров в организации работы по месту жительства органы управления образованием, образовательные учреждения должны определить для себя функционал и пути решения специфических образовательных задач, исходя из федерального законодательства об образовании, местного законодательства, особенностей кадрового потенциала.
Важнейшей функцией органов управления образованием в работе с детьми и подростками по месту жительства в этих условиях выступает организация воспитательной деятельности.
На уровне субъекта Российской Федерации, города, района, иного муниципального образования органы управления образованием для воссоздания и развития системы работы по месту жительства:
1) развивают собственную сеть образовательных учреждений, ведущих работу с детьми и подростками по месту жительства;
2) создают и развивают систему подготовки и переподготовки соответствующих педагогических кадров;
3) способствуют методическому обеспечению содержания воспитательной деятельности учреждений различной ведомственной подчиненности;
4) оказывают информационно - пропагандистскую поддержку социально - педагогическим инициативам в области воспитания детей и подростков по месту жительства;
5) оказывают на условиях партнерства помощь волонтерскому (добровольческому) движению общественных объединений в работе с детьми и подростками по месту жительства.
Целями организации воспитательной деятельности с детьми и подростками в конкретном микрорайоне (города, поселка, села) в зависимости от условий (кадровых, наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:
социально - педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита его прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);
увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;
компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско - юношеские спортивные школы и др.
Воспитательная деятельность по месту жительства в этих учреждениях - неотъемлемый атрибут системы.
Значительный спектр воспитательной деятельности по месту жительства могут взять на себя другие учреждения образования (социальной реабилитации, медико - психолого - педагогические службы микрорайона; центры социально - психологической помощи детям, семье и молодежи; центры экстренной психологической помощи по телефону; социально - реабилитационные центры для подростков и молодежи; социальные приюты для детей и подростков и др.).
Организационно - методическими центрами по обеспечению работы с детьми и подростками по месту жительства могут быть как школы, так и учреждения дополнительного образования детей. Речь идет о накоплении банка данных инновационного педагогического опыта в этом направлении деятельности, создании соответствующих структур, организационно интегрирующих деятельность различных учреждений, работающих в социуме (центров, комплексов). В этих учреждениях на условиях договоров с институтами повышения квалификации педагогических работников может осуществляться работа с педагогами учреждений различной ведомственной принадлежности по повышению их профессиональной квалификации, обмен опытом работы.
Сегодня происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Задача органов управления образованием - помочь в их становлении и развитии. Традиции клубов как уникального социально - педагогического явления в отечественной педагогике сегодня продолжают сотни подростковых и молодежных клубов по месту жительства. Часть из них существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей. Некоторые из них возникли как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации. Органы управления образованием призваны помочь в методическом оснащении их деятельности, переподготовке кадров для этих клубов вне зависимости от их ведомственной принадлежности, оказать посильную помощь в определении содержания их педагогической деятельности.
Нормативной базой деятельности подростковых клубов, зарегистрированных как образовательные учреждения дополнительного образования детей, является Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 23.03.99 N 812).
Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 N КШ 21/294-04/53 "О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан".
Характерной положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально - педагогической направленности.
В числе педагогов, которые ведут работу по месту жительства в образовательных учреждениях, ключевую роль играют:
заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе;
социальные педагоги;
педагоги дополнительного образования;
педагоги - организаторы;
педагоги - психологи;
классные воспитатели (освобожденные) общеобразовательных учреждений;
другие педагогические работники в соответствии с их функционалом.
Повышение их квалификации с учетом необходимости решения специфических задач по организации работы по месту жительства - приоритетная задача органов управления образованием.
Основные направления работы по месту жительства в образовательном учреждении выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, разрешение которых способствует получению позитивных результатов. Хотя эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, ведущего работу с детьми и подростками по месту жительства, они значительно шире, так как требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: педагогов, администрации, родителей (их законных представителей), ближайших родственников.
Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления этой деятельности:
- помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
- помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;
- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально - педагогических мероприятий, акций по месту жительства;
- изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
- решение практических вопросов обеспечения учебно - воспитательной деятельности вне учебного процесса;
- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
- проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.
Минобразование России придерживается принципиальной позиции - в сегодняшних условиях демократизации общества необходимо взаимодействие профессионалов и волонтеров в проведении воспитательной деятельности с детьми и подростками по месту жительства.
Профессиональный уровень обеспечивают специалисты, получившие специальную подготовку и работающие в различных учреждениях социальной сферы: образования, социальной защиты, культурно - досуговой, здравоохранения, внутренних дел и т.д., если их профессиональная деятельность и должностные обязанности имеют педагогическую или социально - защитную направленность. Оплата их труда производится из бюджета (государственного или муниципального) или из иных регулярных источников.
К волонтерскому (добровольческому) уровню относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности отдельных людей и социальной практики в целом. Основной характерной чертой волонтерской деятельности является осуществление социально ценной деятельности без какой-либо оплаты в свободное время без принуждения или зависимости.
Возможность соотнесения личных мотивов и социальной направленности волонтерской деятельности делает общественные объединения очень привлекательными в работе с детьми и подростками по месту жительства. При этом есть некоторые особенности привлечения к движению волонтеров разного возраста, объясняющиеся прежде всего психолого - педагогическими аспектами поддержки социальных инициатив.
Успешное привлечение к деятельности движения волонтеров возможно при соблюдении следующих условий:
- поддержание веры в успех деятельности движения, реальность и достижимость поставленных целей и задач; создание праздничной атмосферы;
- подбор работы и заданий, совпадающих с интересами, способностями и возможностями участника движения;
- инструктирование с подробным обсуждением задач, ответственности, подчиненности, требований, технологии работы и ненавязчивый контроль;
- определение временных рамок (гибкого графика) деятельности каждого добровольца, сроков и продолжительности его деятельности в соответствии с его семейными, образовательными, производственными, финансовыми, жилищными и другими возможностями;
- поощрение проявления самостоятельности, инициативы, принятия решения в сложной ситуации, внимание и забота о каждом, доброжелательное обсуждение ошибок, отстранение от волонтерской деятельности в случае необходимости;
- распределение обязанностей и ответственности среди членов движения, их взаимозаменяемости; наличие постоянно пополняемого резерва добровольцев;
- обучение и повышение квалификации добровольцев; предоставление возможности каждому получения новых знаний, самостоятельности в создании собственных объединений и программ;
- пропаганда движения в средствах массовой информации, создание специальных газет, теле- и радиопередач.
Позитивный опыт работы с волонтерами и подготовки волонтеров (детей, студентов, молодежи) для работы по месту жительства накоплен несколькими детскими и молодежными объединениями: Международным союзом детских организаций СПО-ФДО, ДИМСИ, Российским союзом молодежи и другими.
Органы управления образованием, образовательные учреждения в рамках законодательства об общественных объединениях могут оказывать всестороннюю помощь этим общественным структурам, зарегистрированным в установленном порядке в органах юстиции.
Важную роль в возрождении воспитательной деятельности по месту жительства занимают региональные комплексные социальные программы работы с детьми и подростками по месту жительства. Органы управления образованием призваны занимать принципиальную позицию в их разработке и реализации.
Такие программы организации работы с детьми и подростками по месту жительства, в частности, разработаны в г. Санкт - Петербурге ("Экология двора"), Тамбовской области ("Взрослые и дети"). Правительством Москвы принято Постановление от 29.12.98 N 1016 "О мерах по совершенствованию государственной поддержки досуговых организаций, ведущих работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства". Есть удачный опыт развития инновационных форм работы с детьми и подростками по месту жительства в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Краснодарском, Красноярском, Хабаровском краях, Курской, Владимирской, Волгоградской, Московской, Ленинградской, Магаданской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской, Тульской областях и других регионах России.
Учитывая многочисленные пожелания педагогов и руководителей образовательных учреждений, Минобразование России по договоренности с рядом научно - методических и информационных изданий начало серию публикаций материалов из опыта работы по месту жительства для использования в практической работе (журнал "Народное образование", 2000, N 4 - 5). Начиная с 2001 года серию материалов из опыта работы по месту жительства продолжит журнал "Внешкольник".
Управление воспитания
и дополнительного образования
детей и молодежи
Минобразования России

ПИСЬМО Минобразования РФ от 13.11.2000 n 14-55-681ин/15 <О СЕРТИФИКАЦИИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также