<ПИСЬМО> ЦБ РФ от 20.10.2000 n 161-Т О РАБОТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ПИСЬМО
от 20 октября 2000 г. N 161-Т
О РАБОТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА
РОССИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕР
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Важнейшим направлением деятельности Банка России в 1999 году по восстановлению стабильности банковской системы являлись организация и контроль за осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в соответствии с требованиями статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
1. Банк России рассмотрел результаты работы территориальных учреждений Банка России по контролю за осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций и отмечает следующее.
По состоянию на 01.01.2000 количество кредитных организаций, имеющих основания для осуществления мер по предупреждению банкротства, по данным отчетности по форме N 352 "Отчет территориального учреждения Банка России об организации работы по финансовому оздоровлению кредитных организаций, имеющих основания для осуществления мер по предупреждению банкротства в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - отчетность по форме N 352), составило 160 кредитных организаций, или 11,9% от общего количества действующих кредитных организаций Российской Федерации.
В течение 1999 года территориальные учреждения Банка России осуществляли контроль за ходом выполнения признанных реальными планов мер по финансовому оздоровлению 254 банков, в том числе: по 188 банкам контроль был установлен, начиная с 1999 года, и по 66 - с 1998 года. В целом в 1999 году территориальными учреждениями Банка России было рассмотрено 336 планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, из которых 42 были разработаны на основании самостоятельно принятых органами управления кредитных организаций решений об осуществлении мер по предупреждению несостоятельности (банкротства).
В отчетном году было обеспечено сокращение количества банков, подпадающих под действие требований указания оперативного характера Банка России от 23.04.99 N 136-Т "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензии в соответствии с пунктами 5, 6 и 7 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (с учетом изменений и дополнений), со 149 банков (на 01.01.99) до 78 банков (на 01.01.2000). При этом удельный вес указанных банков в общем количестве действующих кредитных организаций снизился с 10,1% до 5,8%.
В результате проведенной в соответствии с требованиями указания Банка России от 01.06.98 N 245-У "О порядке уменьшения уставного капитала кредитной организации при снижении величины ее собственных средств (капитала) ниже зарегистрированного уставного капитала" работы с банками, величина собственных средств (капитала) которых была ниже зарегистрированного уставного капитала, в течение 1999 года обеспечено сокращение их количества с 301 (на 01.01.99) до 91 банка (на 01.01.2000). При этом количество кредитных организаций, принявших решение об уменьшении уставного капитала до фактической величины собственных средств (капитала), увеличилось с 18 банков (в 1998 году) до 41 (в 1999 году).
2. Вместе с тем при наличии определенных положительных результатов в работе территориальных учреждений Банка России, проводимой в соответствии с требованиями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", следует указать на ряд недостатков, связанных с неисполнением требований нормативных актов Банка России в ходе контроля за осуществлением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Некоторые территориальные учреждения Банка России не предъявляли банкам, имеющим основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), требования об уменьшении уставного капитала независимо от окончания финансового года, несмотря на установление пунктом 3 статьи 9 указанного Федерального закона нормы, предусматривающей обязанность уменьшения уставного капитала кредитной организации до фактического размера собственных средств (капитала) и закрепленной положениями Инструкции Банка России от 12.07.99 N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" (далее - Инструкция Банка России от 12.07.99 N 84-И), а также указаниями оперативного характера Банка России от 20.01.2000 N 19-Т и от 13.09.99 N 275-Т. Вследствие этого по состоянию на 01.01.2000 величина собственных средств (капитала) сохранялась ниже уровня зарегистрированного уставного капитала у 91 кредитной организации, из которых 56 имели основания для осуществления мер по предупреждению банкротства.
Ряд территориальных учреждений Банка России неправомерно не применял к кредитным организациям адекватных мер воздействия, предусмотренных нормативными актами Банка России, либо предъявлял кредитным организациям требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению с нарушением установленных сроков или уже после устранения ими оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), вследствие несвоевременного выявления оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства у кредитных организаций, несмотря на введение специально разработанной формы отчетности для кредитных организаций N 350 "Отчет о наличии в кредитной организации неудовлетворенных требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации".
Несмотря на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" кредитная организация вправе не осуществлять меры по предупреждению банкротства только в случае, если возникшие основания были устранены силами исполнительных органов управления в срок до 10 дней с момента их возникновения, в некоторых регионах санкции к банкам не применялись и в тех случаях, когда исполнительными органами управления кредитной организации меры по предупреждению банкротства не были приняты в течение нескольких месяцев.
При этом имелись случаи, когда территориальные учреждения Банка России, принимая решение о неприменении к банкам санкций, предусмотренных нормативными актами Банка России, не обосновывали причин принятия таких решений либо не включали кредитные организации, имеющие основания для осуществления мер по предупреждению банкротства, в отчетность по форме N 352.
Наряду с этим анализ проведенной в 1999 году работы свидетельствует о наличии недостатков в деятельности территориальных учреждений Банка России по контролю за осуществлением мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, на необходимость устранения которых Банк России неоднократно обращал внимание. К числу указанных недостатков, прежде всего, относятся длительное рассмотрение планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций при необоснованном неоднократном направлении их на доработку, а также недостаточная обоснованность заключений по планам мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций в части оценки перспектив деятельности кредитных организаций.
В подтверждение можно привести следующие данные:
По результатам рассмотрения 172 планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, представленных в Банк России (Департамент по организации банковского санирования), в 26 регионов были направлены на доработку 53 плана мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, или 30,8% от общего количества рассмотренных планов мер по финансовому оздоровлению. При этом практически было устранено направление на доработку из-за недостатка обоснования по мероприятиям, включенным в планы мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, в то время как в 1998 году основная доля планов возвращалась на доработку вследствие необходимости дополнительного представления обосновывающих и подтверждающих документов.
В 1999 году территориальные учреждения Банка России признали реальными планы мер по финансовому оздоровлению только 62 из 88 кредитных организаций, которые в дальнейшем устранили основания для осуществления мер по предупреждению банкротства. При этом планы мер по финансовому оздоровлению 26 кредитных организаций, устранивших основания для осуществления мер по предупреждению банкротства, были признаны территориальными учреждениями Банка России нереальными или направлены на доработку. Необходимо отметить, что в 1999 году неоднократно возникали случаи, когда территориальные учреждения Банка России в связи с появлением перспектив восстановления платежеспособности кредитных организаций, планы мер по финансовому оздоровлению которых были признаны нереальными, отзывали ходатайства об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у указанных кредитных организаций.
Недостатки в работе территориальных учреждений Банка России приводили также и к необоснованному затягиванию сроков подготовки ходатайств об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций, не имеющих перспектив дальнейшей деятельности. К ним относятся:
- недостаточно обоснованная подготовка заключений территориальных учреждений Банка России о признании реальными планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций, реализация которых не обеспечивала улучшения финансового состояния и устранения причин возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства;
- несоблюдение требований нормативных актов Банка России к финансовой устойчивости кредитных организаций после проведения реорганизации при признании, в частности, целесообразной реорганизации банка, имеющего признаки несостоятельности (банкротства), в форме присоединения к банку, имеющему основания для осуществления мер по предупреждению банкротства;
- затягивание процесса рассмотрения и подготовки заключений по планам мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций вследствие неоднократного направления на доработку пакетов документов в соответствии с подпунктом 5.1.1 Инструкции Банка России от 12.07.99 N 84-И либо предоставления неоправданно длительных сроков на устранение выявленных недостатков в их оформлении;
- необоснованно длительное принятие решения о подготовке и направлении в Банк России ходатайств об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций, не обеспечивающих выполнения планов мер по финансовому оздоровлению, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 6 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Кроме того, имелись случаи согласования территориальными учреждениями Банка России разработанных кредитными организациями планов - графиков формирования обязательных резервов, являющихся составной частью планов мер по финансовому оздоровлению, не отвечающих требованию о равномерном поэтапном погашении суммы недовзноса в обязательные резервы, а также уплаты штрафов - при наличии начисленных неуплаченных штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования. Основными недостатками таких планов - графиков являлось то, что они предусматривали ежемесячное увеличение суммы недовзноса (вместо равномерного поэтапного погашения суммы недовзноса) и/или погашение суммы недовзноса в обязательные резервы в конце периода осуществления мер по финансовому оздоровлению - в течение одного - двух периодов регулирования размера обязательных резервов.
3. В целях совершенствования работы территориальных учреждений Банка России, проводимой в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", обращаем внимание на необходимость соблюдения требований нормативных актов Банка России о принятии мер, предусмотренных указанным Федеральным законом, и обеспечении контроля за ходом осуществления кредитными организациями мероприятий по предупреждению банкротства. Просим принять необходимые меры по устранению выявленных недостатков в работе территориальных учреждений Банка России, а также обеспечению:
- оперативного выявления кредитных организаций, имеющих основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные статьей 4 указанного Федерального закона, отражения их в представляемой отчетности по форме N 352 и обеспечения ее соответствия данным отчетности по форме N 351 "Отчет о кредитных организациях, не удовлетворяющих требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и не исполняющих обязанности по уплате обязательных платежей в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах" (при этом в отчетности по форме N 352 необходимо отражать кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), у которых были выявлены основания для осуществления мер по предупреждению банкротства, независимо от содержания работы, проводимой территориальными учреждениями Банка России с указанными кредитными организациями);
- своевременного применения адекватных мер воздействия к кредитным организациям, не устранившим причины возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) в срок до 10 дней с момента их возникновения или не принявшим самостоятельного решения об осуществлении мер по предупреждению банкротства, в сроки и порядке, предусмотренные Инструкцией Банка России от 12.07.99 N 84-И;
- эффективного контроля за ходом осуществления мер по финансовому оздоровлению и реорганизации кредитных организаций, включая предъявление требований о доработке планов и их выполнения по результатам анализа изменения финансового состояния кредитных организаций и хода выполнения мероприятий, включенных в указанные планы, а также своевременную подготовку ходатайств об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций, не имеющих перспектив дальнейшей деятельности или не выполняющих запланированные мероприятия;
- проведения работы с кредитными организациями, величина собственных средств (капитала) которых ниже уровня зарегистрированного уставного капитала, в рамках мероприятий, предусмотренных планами мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций;
- разработки кредитными организациями мероприятий по погашению задолженности по кредитам Банка России, процентам по ним, а также начисленным штрафам и пеням;
- при наличии у кредитной организации, осуществляющей меры по финансовому оздоровлению, недовзноса в обязательные резервы и (или) начисленных штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования - разработки указанной кредитной организацией плана - графика формирования обязательных резервов, предусматривающего равномерное поэтапное погашение недовзноса в обязательные резервы и (или) начисленных неуплаченных штрафов в течение срока осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, и в случае его согласования с территориальным учреждением Банка России - направление в Банк России ходатайства о предоставлении кредитной организации отсрочки формирования обязательных резервов;
- усиления контроля за выполнением кредитными организациями планов - графиков формирования обязательных резервов, являющихся составной частью плана мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
Заместитель Председателя
В.Н.ГОРЮНОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центризбиркома РФ от 20.10.2000 n 113/1175-3 О НАЗНАЧЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА ПО КОЛОМЕНСКОМУ ОДНОМАНДАТНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ n 106, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ  »
Постановления и Указы »
Читайте также