РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 05.09.2005 n 1355-р <О КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)>


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 сентября 2005 г. N 1355-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию Федеральной целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)".
2. Определить государственным заказчиком - координатором Федеральной целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)" Минобрнауки России, государственными заказчиками - Рособразование и Роснауку.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Федеральной целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)" за счет средств федерального бюджета составляет 1,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минобрнауки России обеспечить разработку проекта Федеральной целевой программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)" и в установленном порядке представить его в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ


Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 сентября 2005 г. N 1355-р
КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК
(2006 - 2010 ГОДЫ)"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы
применения государственного языка и языков народов
Российской Федерации и целей Программы приоритетным задачам
социально-экономического развития Российской Федерации
В период существования Советского Союза на русском языке как на государственном языке разговаривали 286 млн. человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн. человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским владеет, по данным авторов доклада Министерства иностранных дел Российской Федерации "Русский язык в мире", 100 млн. человек. Согласно экспертным оценкам, через 10 лет число владеющих русским языком в этих странах уменьшится более чем в 2 раза. Например, в Литве среди лиц среднего и старшего возраста русским владеют 80 процентов, в то время как среди тех, кто моложе 15 лет, - только 13 процентов.
В Российской Федерации также наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным языком Российской Федерации, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение норм русского литературного языка в речи политических деятелей, государственных служащих и работников культуры, радио и телевидения.
Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 - 2010 годы)" (далее - Программа) является организационной основой решения проблемы применения государственного языка и языков народов Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ и вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство.
Разработку Программы обусловили следующие факторы:
необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности и национальной безопасности;
необходимость обеспечения условий для реализации принципов, вытекающих из закрепленного за русским языком Конституцией Российской Федерации статуса государственного языка Российской Федерации, являющегося элементом, объединяющим политическую, экономическую и культурную сферы жизни на территории Российской Федерации;
потребность в проведении единой политики в языковой сфере во всех субъектах Российской Федерации;
необходимость создания равных условий для овладения русским языком всеми гражданами Российской Федерации;
актуальность упрочения роли русского языка как одной из важнейших социально-культурных составляющих консолидации российского гражданского общества;
необходимость поддержки русского языка как средства межнационального общения в государствах - участниках СНГ;
необходимость укрепления позиций русского языка на мировом уровне для дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами, русскими диаспорами;
необходимость формирования положительного отношения к России в мировом сообществе.
Основаниями для разработки Программы являются Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации", Программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года, Приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, а также Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г.
В указанном Послании поставлена задача формирования единого экономического, гуманитарного и правового пространства СНГ, поскольку Россия связана с бывшими республиками СССР единством исторической судьбы и использованием русского языка.
В 2005 году заканчивается реализация Федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы. Эти программы различаются своей направленностью и ресурсным обеспечением, однако обе они нацелены на сохранение единого социально-культурного и образовательного пространства Российской Федерации и государств - участников СНГ и обеспечение реализации политики государства в области образования, а также в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации. Опыт выполнения указанных программ показал целесообразность их объединения для осуществления масштабного комплексного подхода к решению государственных проблем в сфере образования, а также проблем применения государственного языка и других языков Российской Федерации.
Реализация Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы позволила привлечь к участию 63 организации из 7 федеральных округов, включая 36 субъектов Российской Федерации, а также из 3 государств - участников СНГ. Изучена языковая ситуация в Сибири, Тюменской области, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Издана серия сборников "Права человека и законодательство о языках Российской Федерации", содержащая информацию по 8 субъектам Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Хакасия). Исследовано языковое законодательство стран Балтии, разработаны принципы и методика осуществления социолингвистического контроля над развитием языковых ситуаций в государствах ближнего зарубежья, в частности странах Балтии.
В результате проведенных исследований были разработаны квалификационные требования к государственным служащим, касающиеся уровня владения русским языком и культуры речи, созданы типовые тестовые материалы.
Общий тираж изданной учебно-методической литературы по русскому языку как иностранному составил 22895 экземпляров. Выпущенная продукция была распространена через систему российских зарубежных центров науки и культуры при Министерстве иностранных дел Российской Федерации и по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы за рубеж, а также поступила в библиотеки российских вузов, в которых ведется обучение русскому языку студентов-иностранцев.
В 2002 - 2005 годах за счет средств федерального бюджета были изданы словари разного типа, учебники, мультимедийные учебные пособия и учебные комплексы, дидактические материалы, справочно-информационные бюллетени, сборники статей, тезисов, компакт-диски, монографии и другие издания (всего 51 единица) тиражом от 100 до 5000 экземпляров. Общий тираж составил 53545 экземпляров. Изданная продукция была направлена более чем в 150 библиотек российских высших учебных заведений, а также в дальнее и ближнее зарубежье по линии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
В рамках Федеральной целевой программы "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы осуществлена поставка в общеобразовательные учреждения Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан комплектов учебников и учебно-методической литературы, мультимедийных обучающих программ на сумму около 50 млн. рублей.
В государствах ближнего зарубежья обеспечен учебный процесс для 10 тыс. обучающихся в Российско-Армянском (Славянском) университете в г. Ереване (Республика Армения), в Российско-Белорусском (Славянском) университете в г. Могилеве (Республика Белоруссия), в Российско-Киргизском (Славянском) университете в г. Бишкеке (Киргизская Республика), в Российско-Таджикском (Славянском) университете в г. Душанбе (Республика Таджикистан) и Российско-Туркменской общеобразовательной школе в г. Ашхабаде (Туркменистан).
Обеспечен учебный процесс по российским образовательным стандартам в более чем 70 филиалах российских вузов.
Эффективность реализации Федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы заключается в укреплении позиций русского языка как средства межнационального и межгосударственного общения, консолидации многонационального российского общества, росте числа потребителей образовательных услуг российских образовательных учреждений, расширении доступа граждан государств - участников СНГ к изучению русского языка и получению образования на русском языке, увеличении числа русскоговорящих соотечественников, проживающих за рубежом. Однако недостаточность финансирования программных мероприятий указанных федеральных целевых программ не позволила в полной мере решить поставленные в них задачи, поэтому стратегические задачи, указанные в разделе VI настоящей Концепции, являются логическим продолжением задач этих программ.
В ходе реализации Федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы стало очевидным, что, несмотря на положительные сдвиги, сохраняют остроту следующие вопросы:
отсутствие комплексного подхода к решению поставленных стратегических задач;
невысокая эффективность межведомственной координации;
необходимость вовлечения гражданского общества и бизнеса в решение проблем;
недостаточность бюджетного финансирования.
Решение этих важных вопросов требует применения эффективных механизмов и методов.
II. Обоснование решения проблемы
программно-целевым методом
Применение программно-целевого метода для решения поставленных задач позволит:
обеспечить последовательность и контроль инвестирования государственных средств, предназначенных для финансирования и реализации Программы;
выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования Программы;
разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем в области применения государственного языка и других языков Российской Федерации с участием институтов гражданского общества;
создать организационную основу реализации Программы;
создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования образованной в ходе выполнения Программы инфраструктуры после 2010 года.
Реализация стратегических задач Программы предусматривает создание централизованных механизмов их решения на федеральном уровне и использование полученных результатов на региональном и муниципальном уровнях, а также формирование системы индикаторов и показателей хода реализации Программы и ее вклада в социально-экономическое развитие страны. Такое решение проблемы применения государственного языка и других языков Российской Федерации возможно только при использовании программно-целевого метода.
Соответственно государство, выступая как инвестор Программы, осуществит целенаправленное вложение средств в ее реализацию и получит в качестве дивидендов укрепление престижа Российской Федерации в мировом сообществе.
Решение проблем программно-целевым методом направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами Программы в условиях существующих бюджетных ограничений.
Государственная поддержка в реализации Программы необходима, поскольку большинство поставленных задач могут быть решены только централизованно.
III. Характеристика и прогноз сложившейся ситуации
в рассматриваемой сфере без использования
программно-целевого метода
В настоящее время отсутствие институциональных механизмов реализации Программы приводит к следующим последствиям:
угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
снижение престижа России в мировом сообществе;
ущемление прав личности российских граждан, касающееся дискриминации по языковому признаку;
ослабление национальной самоидентификации россиян;
снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ.
После распада СССР за пределами России - в государствах - участниках СНГ и странах Балтии осталось проживать более 20 млн. этнических русских, а также 2 - 3 млн. русскоязычных этнических групп (украинцы, белорусы, татары, армяне, евреи, немцы, молдаване и др.). С объявлением национальных языков государственными у русскоязычного населения в этих странах возникли затруднения социального характера, связанные с их гражданским, трудовым, профессиональным, культурным и образовательным статусом.
К 2004 году русский язык остался государственным лишь в Республике Белоруссия. Русский язык по-прежнему преобладает в белорусских средствах массовой информации, 75 процентов детей учатся в русскоязычных школах. В вузах доля учебных предметов, обучение по которым ведется на русском языке, составляет около 90 процентов. Достаточно сильны позиции русского языка в Республике Казахстан, где он имеет статус языка официального общения и на нем выходит более половины местных печатных изданий и телепередач. Государственные служащие обязаны знать оба языка. Сходной является ситуация и в Киргизской Республике, где русскому языку с 2000 года придан официальный статус. Сделано это в немалой степени для того, чтобы приостановить поток выезда из страны русскоязычных специалистов. В этом государстве русский язык объявлен обязательным в органах государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, в большинстве киргизских вузов преподавание ведется на русском языке.
В остальных государствах - участниках СНГ русский язык имеет статус языка межнационального общения, языка национального меньшинства или иностранного. Языком национального меньшинства русский является в Республике Армения, Грузии и Украине. В странах Балтии русский язык является иностранным - в Латвийской Республике с 1999 года, в Литовской Республике и Эстонской Республике - с 1995 года.
Непоследовательность реализации политики государства в области русского языка как мирового языка снижает авторитет страны в международном сообществе, ее конкурентоспособность на мировом рынке труда, ослабляет патриотизм подрастающего поколения и его гражданское самосознание.
Сужение сферы употребления русского языка как языка межнационального общения ведет к этнокультурному разобщению населения России и государств - участников СНГ.
Снижение уровня владения русским языком приводит к утрате интереса к русской культуре в стране и мире.
Сужение сферы распространения русского языка в мире приводит к снижению статуса его как мирового, ассимиляции и дезинтеграции соотечественников, проживающих за рубежом, ограничению культурного, политического и экономического присутствия России в регионах, на которые распространяются ее жизненные интересы.
В настоящее время недостаточно развиты механизмы привлечения некоммерческих, общественных и профессиональных организаций к вопросам формирования и реализации Программы.
Отсутствие нормативной правовой базы функционирования национальной системы оценки качества владения русским языком российскими гражданами приводит, в частности, к снижению профессионального уровня работников во всех сферах народного хозяйства.
Отсутствие нормативной правовой базы оценки уровня владения русским языком иностранными гражданами снижает мотивацию к его изучению и сужает сферу его применения в образовательной, культурной, политической и предпринимательской деятельности.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
При решении проблемы непрограммными средствами возможны следующие варианты:
несистемное решение основных вопросов в языковой сфере;
полное государственное обеспечение реализации Программы;
реализация Программы без финансовой поддержки со стороны государства.
Взаимосвязанное несистемное решение поставленных проблем может привести к утрате единого подхода к применению русского языка и других языков народов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, развитию сепаратистских тенденций, разрушению единого языкового, образовательного, культурного и политического пространства, отсутствию координации действий и объединения усилий государства, общественных и профессиональных организаций, неэффективному использованию бюджетных и внебюджетных средств.
Полное государственное обеспечение реализации Программы не может быть осуществлено в силу ресурсных ограничений российской экономики и риска некорректного определения соответствующих потребностей.
Реализация Программы без финансовой поддержки со стороны государства может привести к утрате общественного доверия к государственным органам, катастрофическому снижению культуры речи населения, эскалации межнациональных конфликтов. При этом указанный вариант не может быть обоснован из-за отсутствия прогнозов и подобного опыта в мировой практике применения государственного языка.
Мероприятия Программы будут скорректированы с учетом возможных рисков, вызванных изменениями в сфере государственного управления, вытекающими из программных документов Правительства Российской Федерации и планов его деятельности. К числу наиболее значительных рисков относятся риски бюджетного недофинансирования Программы.
Существуют 3 возможных варианта реализации Программы, отличающихся объемами и источниками финансирования.
Первый вариант - реализация Программы при условии финансирования ее в полном объеме. Утверждение Программы при таком объеме финансирования позволит достичь заявленных целей.
Второй вариант - принятие Программы с усеченным объемом финансирования (от 50 до 80 процентов заявленного объема финансирования).
По этому варианту предполагается организовать работу таким образом, чтобы в рамках Программы были объединены основные ресурсы, которые Российская Федерация тратит на реализацию проблем в области применения государственного языка и других языков народов Российской Федерации. Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять интеграцию отдельных проектов и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Этот вариант не предусматривает кардинального изменения принципов реализации Программы, не включает проведение научно-исследовательских работ в объемах, позволяющих не только объективно выявлять имеющиеся тенденции, но и вырабатывать новые подходы и предлагать нестандартные решения.
Указанный вариант реализации Программы предполагает ограниченное привлечение институтов гражданского общества в рамках действующих механизмов реализации федеральных целевых программ к организации и проведению отдельных мероприятий и участию в ряде проектов. Однако без комплексного решения проблемы взаимодействия общественных институтов с федеральными органами исполнительной власти не представляется возможным полностью раскрыть общественный потенциал для решения задач, поставленных в Программе.
Третий вариант - финансирование Программы в объеме менее 50 процентов от требуемой суммы.
При сохранении сложившейся ситуации и подходов к финансированию Программы получит свое развитие традиционная практика поддержки отдельных мероприятий. При этом набор отдельных мероприятий не сформирует целостного системного подхода к указанным проблемам. Соответственно, не будут выявлены и решены проблемы, имеющие общенациональное значение, что может привести к несогласованности и утрате единства подходов к решению вопросов применения государственного языка и других языков Российской Федерации в ее субъектах.
V. Сроки и этапы реализации Программы
программно-целевым методом
Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
Этапы реализации Программы:
I этап (2006 - 2007 годы) - разработка и создание методологической и научно-методической базы реализации основных направлений Программы (реализация комплекса просветительских, научных и образовательных мероприятий Программы в Российской Федерации, изучение русского языка и получение образования на русском языке гражданами государств - участников СНГ);
II этап (2008 - 2009 годы) - внедрение концептуальных основ и новых технологий реализации мероприятий Программы в Российской Федерации, возможность обучения русскому языку и получения образования на русском языке гражданами государств - участников СНГ в соответствии с основными направлениями Программы;
III этап (2010 год) - завершение реализации мероприятий Программы и анализ их результатов.
VI. Предложения по целям и задачам Программы,
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам
Цель Программы - создание условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения в целях укрепления государственности, национальной безопасности и престижа страны, развития интеграционных процессов в государствах - участниках СНГ, полноправного вхождения Российской Федерации в мировое политическое, экономическое, культурное и образовательное пространство.
Для достижения цели должны быть решены стратегические задачи Программы.
В Российской Федерации стратегическими задачами Программы являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;
создание полноценных условий для развития русского языка как национального языка русского народа.
Стратегическими задачами Программы в зарубежных странах являются:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ;
обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах;
обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом.
Для обеспечения эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации необходимо осуществить:
комплексные исследования функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
комплексные исследования состояния преподавания и изучения русского языка в системе образования Российской Федерации;
комплексные исследования соблюдения норм литературного языка государственными служащими и работниками государственных средств массовой информации;
выработку научно обоснованных прогнозов и рекомендаций по вопросам функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Для укрепления позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации необходимо осуществить:
комплексные исследования качества владения русским языком обучающимися в образовательных учреждениях Российской Федерации;
комплексные исследования использования норм русского литературного языка в средствах массовой информации субъектов Российской Федерации;
разработку и реализацию системы мер по усилению роли русского языка в сохранении единого образовательного и культурного пространства в Российской Федерации;
систематическое наблюдение и анализ баланса русско-национального двуязычия на территории Российской Федерации;
выработку научно обоснованных прогнозов и рекомендаций по вопросам функционирования русского языка как языка межнационального общения народов Российской Федерации.
Для обеспечения развития русского языка как национального языка русского народа необходимо осуществить:
комплексные исследования функционирования русского языка в различных сферах его употребления;
разработку научно-методических основ преподавания культуры России в школе;
разработку и реализацию комплекса мероприятий по осуществлению просветительской деятельности в области русского языка, литературы и культуры.
Для обеспечения эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ необходимо осуществить:
комплексные исследования положения и реального использования русского языка в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
разработку и реализацию комплекса мер по укреплению позиций русского языка в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
поддержку деятельности образовательных учреждений, ведущих обучение на русском языке, в государствах - участниках СНГ и странах Балтии.
Для обеспечения распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах необходимо осуществить:
комплексные исследования потребностей в изучении и использовании русского языка в зарубежных странах;
разработку и реализацию комплекса мер по привлечению внимания к русскому языку, его популяризации и повышению интереса к изучению русского языка и культуры России в условиях новой геополитической ситуации;
поддержку различных форм изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах.
Для обеспечения наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом необходимо осуществить:
комплексные исследования потребностей соотечественников за рубежом в изучении и поддержке русского языка и культуры России;
разработку и реализацию комплекса мер по созданию и сохранению русской языковой и культурной среды в русскоязычных диаспорах за рубежом;
поддержку различных форм изучения русского языка и культуры России соотечественниками за рубежом.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и воздействие программных мероприятий на состояние системы образования.
VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы
Ресурсное обеспечение Программы должно соответствовать задачам социально-экономических преобразований в стране. Вместе с тем на реализацию Федеральных целевых программ "Русский язык" на 2002 - 2005 годы и "Программа поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" на 2004 - 2005 годы было выделено 530,9 млн. рублей.
Прогнозный объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет:
за счет средств федерального бюджета - 1300 млн. рублей;
за счет привлекаемых средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 266,89 млн. рублей;
за счет внебюджетных средств - 13,61 млн. рублей.
Общий объем финансирования Программы составит 1580,5 млн. рублей.
Объем финансирования в рамках Программы следующих стратегических задач за счет федерального бюджета составит:
обеспечение эффективного функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации - 81,5 млн. рублей;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации - 62,5 млн. рублей;
обеспечение развития русского языка как национального языка русского народа - 271,5 млн. рублей;
обеспечение эффективного функционирования русского языка как основы развития интеграционных процессов в СНГ - 402,5 млн. рублей;
обеспечение распространения и изучения русского языка и культуры России в зарубежных странах - 366 млн. рублей;
обеспечение наиболее полного удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом - 63 млн. рублей.
На организационно-техническое и информационное сопровождение мероприятий Программы выделяется 53 млн. рублей.
Из этих средств затраты на НИОКР составят 12 млн. рублей, на прочие нужды - 1288 млн. рублей.
По экспертным оценкам, основанным на анализе региональных бюджетов, вклад субъектов Российской Федерации в разработку и реализацию скоординированных региональных программ составит до 10 процентов затрат Программы за счет средств региональных бюджетов.
Участие государств - участников СНГ в реализации Программы предусматривается прежде всего на базе созданных Российской Федерацией и правительствами этих государств в рамках действующих межправительственных соглашений по сотрудничеству в области образования 4 российско-национальных (славянских) университетов совместного ведения в Республике Армения, Республике Белоруссия, Киргизской Республике и Республике Таджикистан, а также российско-туркменской общеобразовательной школы в Туркменистане, ведущих обучение по российским образовательным стандартам (в настоящее время в них обучаются свыше 10 тысяч человек). На базе этих образовательных учреждений одновременно с образовательным процессом осуществляется также целый ряд мероприятий в сфере поддержки и распространения изучения русского языка, литературы и культуры России и получения образования на русском языке - проведение симпозиумов, конференций, презентаций, семинаров по повышению квалификации преподавателей, олимпиад и конкурсов среди обучающихся, праздников, фестивалей русского языка, реализация программ дистанционного обучения русскому языку. При этом используются аудиторный фонд, оргтехника, средства коммуникации, материально-техническая база, персонал этих образовательных учреждений. При реализации дистанционных обучающих программ эксплуатируется созданная в указанных государствах - участниках СНГ инфраструктура приема телерадиовещательного и Интернет-сигнала. Помимо этого при поставке учебников, учебно-методической и другой литературы на русском языке, мультимедийных и технических средств обучения органы исполнительной власти в сфере образования этих государств - участников СНГ принимают на себя обязательства по обеспечению таможенного режима. Таким образом, вклад государств - участников СНГ в реализацию Программы, по экспертным оценкам, суммарно может быть оценен примерно в 15 процентов затрат Программы.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой
эффективности и результативности предполагаемого
варианта решения проблемы
Реализация стратегических задач Программы предполагает увеличение количества:
субъектов Российской Федерации, в которых действуют нормативные правовые акты, обеспечивающие бесконфликтное функционирование русского языка как государственного;
нормативных правовых актов федеральных и региональных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, соответствующих нормам русского литературного языка;
государственных средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка;
региональных средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского литературного языка;
детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык и литературу;
выпускников образовательных учреждений общего и профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком;
граждан Российской Федерации, получающих консультационные услуги по вопросам функционирования русского языка в различных сферах его употребления;
участников просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык, литературу и культуру России (олимпиады, конкурсы, фестивали, праздники и др.);
лиц, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, изучающих русский язык и культуру России;
лиц, получающих образование на русском языке в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
программ телерадиовещания на русском языке в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
потребителей образовательных программ дистанционного обучения русскому языку и литературе в государствах - участниках СНГ и странах Балтии;
лиц, проживающих в зарубежных странах и изучающих русский язык и культуру России;
лиц, проживающих в зарубежных странах и владеющих русским языком;
участников кружков и курсов русского языка для соотечественников (детей и взрослых) за рубежом;
программ дистанционного обучения русскому языку и культуре России.
IX. Предложения по участию федеральных органов
исполнительной власти, ответственных за формирование
и реализацию Программы
Ответственным за формирование Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по образованию. Ответственными за реализацию Программы являются Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.
X. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Министерство образования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком-координатором Программы. Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям являются государственными заказчиками Программы. Разработчиком Программы выступает Федеральное агентство по образованию.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы
Сводные данные по объемам финансирования Программы по основным направлениям финансирования приведены в Приложении.
Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета на соответствующий год исходя из возможностей федерального бюджета.
XII. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные Правительством Российской Федерации, обусловливают необходимость применения принципиально новых подходов к формированию и реализации Программы, к которым относятся:
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
общефедеральное значение решаемых проблем, направленность мероприятий Программы на системные изменения в сфере образования;
направленность мероприятий Программы на поддержку программ и проектов развития;
комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий и проектов, нормативно-правовое обеспечение, формирование кадрового потенциала, использование информационно-коммуникационных технологий и материально-техническое обеспечение;
активное привлечение институтов гражданского общества к формированию и реализации мероприятий Программы;
определение современных образовательных и информационных технологий как приоритетных.
В целях формирования мероприятий Программы государственный заказчик осуществляет:
привлечение к разработке программных мероприятий, индикаторов и показателей представителей общественных объединений, научной и педагогической общественности;
анализ источников финансирования программных мероприятий и возможностей привлечения к реализации указанных мероприятий максимально широкого круга исполнителей;
непрерывный контроль эффективности реализуемых программных мероприятий на основе утвержденного перечня индикаторов и показателей;
внесение на основании данных контроля эффективности реализуемых программных мероприятий корректировок в перечень и содержание программных мероприятий, а также в их ресурсное обеспечение;
ежегодное уточнение показателей и размеров затрат на программные мероприятия с учетом выделяемых на реализацию Программы средств.
Государственные заказчики Программы разрабатывают предложения по мероприятиям Программы и вносят их на рассмотрение государственному заказчику-координатору Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы в установленном порядке согласовывает и утверждает мероприятия Программы и объем их финансирования.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Государственный заказчик-координатор Программы:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
разрабатывает перечень индикаторов и показателей для контроля реализации программных мероприятий;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий;
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета и средств из внебюджетных источников;
утверждает положение об управлении Программой.
В целях обеспечения управления реализацией Программы, государственным заказчиком-координатором Программы создается научно-координационный совет Программы. В состав научно-координационного совета Программы входят ученые и специалисты в области русского языка и других областях знаний, которые необходимы для решения поставленных Программой задач, представители предпринимательского сообщества, общественных объединений, а также представители государственного заказчика-координатора Программы, государственных заказчиков Программы и других органов исполнительной власти.
Регламент работы научно-координационного совета Программы и его персональный состав утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. Председателем указанного совета является Министр образования и науки Российской Федерации.
Государственными заказчиками Программы являются Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
Федеральное агентство по науке и инновациям:
подготавливает предложения по реализации проектов, предусматривающих проведение НИОКР в рамках реализации Программы, организует проведение независимой экспертизы результатов и подготавливает отчет о них;
подготавливает предложения и участвует в уточнении индикаторов и показателей реализации программных мероприятий;
подготавливает предложения по совершенствованию механизмов реализации Программы.
Федеральное агентство по образованию:
подготавливает предложения по формированию перечня мероприятий по реализации Программы;
осуществляет контроль результатов реализации программных мероприятий;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия индикаторам и показателям;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
подписывает соответствующие соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком Программы и организациями, касающиеся мероприятий, предусматривающих финансирование за счет средств внебюджетных источников;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных средств, проведении конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет показатели и размеры затрат по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Мероприятия по сопровождению Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое и организационно-техническое, а также экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов и результатов их выполнения) и контроль за ходом выполнения Программы.
Отбор поставщиков товаров, работ и услуг в рамках реализации мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном законом.


Приложение
к Концепции
Федеральной целевой программы
"Русский язык (2006 - 2010 годы)"
СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО ОБЪЕМАМ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК (2006 - 2010 ГОДЫ)" ПО ОСНОВНЫМ
НАПРАВЛЕНИЯМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
-------------------------------T---------------------------------¬
¦ Объем финансирования ¦ Направление финансирования ¦
¦ +-----------T---------------------+
¦ ¦ всего ¦ в том числе ¦
¦ ¦ +-----------T---------+
¦ ¦ ¦ НИОКР ¦ прочие ¦
¦ ¦ ¦ ¦ нужды ¦
L------------------------------+-----------+-----------+----------
2006 Всего 274,5 2,81 271,69
год в том числе:
федеральный бюджет 220 2 218
внебюджетные 0,81 0,81 -
средства
средства субъектов 53,69 - 53,69
Российской Федерации
2007 Всего 295 5,1 289,9
год в том числе:
федеральный бюджет 240 2,2 237,8
внебюджетные 2,9 2,9 -
средства
средства субъектов 52,1 - 52,1
Российской Федерации
2008 Всего 316 5,3 310,7
год в том числе:
федеральный бюджет 260 2,4 257,6
внебюджетные 2,9 2,9 -
средства
средства субъектов 53,1 - 53,1
Российской Федерации
2009 Всего 337 5,5 331,5
год в том числе:
федеральный бюджет 280 2,6 277,4
внебюджетные 2,9 2,9 -
средства
средства субъектов 54,1 - 54,1
Российской Федерации
2010 Всего 358 6,9 351,1
год в том числе:
федеральный бюджет 300 2,8 297,2
внебюджетные 4,1 4,1 -
средства
средства субъектов 53,9 - 53,9
Российской Федерации
Итого 1580,5 25,61 1554,89
в том числе:
федеральный бюджет 1300 12 1288
внебюджетные 13,61 13,61 -
средства
средства субъектов 266,89 - 266,89
Российской Федерации

ПРИКАЗ Росрыболовства от 27.05.2005 n 144 (ред. от 05.09.2005) О РАСПРЕДЕЛЕНИИ НАУЧНЫХ КВОТ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ ТИХООКЕАНСКИХ ЛОСОСЕЙ В 2005 ГОДУ  »
Постановления и Указы »
Читайте также