ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.08.1997 n 1090 (с изм. от 21.09.2000) О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НА 1997 - 1999 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 1997 г. N 1090
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
НА 1997 - 1999 ГОДЫ
(с изм., внесенными Постановлениями Правительства РФ
от 22.09.1999 N 1065, от 21.09.2000 N 706)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О Федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3004) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы (далее именуется Программа).
2. Утвердить Министерство труда и социального развития Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета в 1998 и 1999 годах.
Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета.
4. Федеральным органам исполнительной власти и организациям, являющимся исполнителями соответствующих мероприятий Программы, обеспечить их реализацию в пределах выделенных на эти цели средств.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах средств их бюджетов:
принять участие в реализации мероприятий Программы;
предусматривать в региональных программах социально-экономического развития комплексные меры социальной поддержки граждан старшего поколения.
6. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 844 "О разработке Федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст. 3771).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН


Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 августа 1997 г. N 1090
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
НА 1997 - 1999 ГОДЫ
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
НА 1997 - 1999 ГОДЫ
Наименование Программы - Федеральная целевая программа "Старшее
поколение" на 1997 - 1999 годы
Наименование, номер и - Указ Президента Российской Федерации
дата принятия решения от 13 июня 1996 г. N 883
о разработке Программы "О Федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 1997 -
1999 годы"
Государственный - Министерство труда и социального
заказчик и основной развития Российской Федерации
разработчик Программы
Цель Программы, - формирование организационных,
важнейшие целевые правовых, социально-экономических
показатели условий для осуществления мер
по улучшению положения
граждан старшего поколения и
повышению степени их социальной
защищенности;
смягчение социально-экономических
последствий переходного периода
экономики для граждан старшего
поколения;
улучшение "социального самочувствия"
граждан старшего поколения;
активизация участия граждан в
добровольной деятельности по решению
социальных проблем пожилых людей
Сроки реализации - 1997 - 1999 годы
Программы
Основные мероприятия - мероприятия, направленные на
Программы комплексное решение вопросов усиления
социальной защищенности граждан
старшего поколения (обеспечение
правовой защиты; совершенствование
охраны здоровья; поддержание
жизнеспособности и активности;
повышение материальной обеспеченности;
оптимизация среды жизнедеятельности;
предоставление помощи и услуг с учетом
возрастных особенностей и состояния
здоровья; создание благоприятных
условий для реализации
интеллектуальных, культурных
потребностей и личностного потенциала
в пожилом возрасте);
мероприятия по улучшению условий
функционирования государственных
систем и служб, осуществляющих
деятельность в интересах пожилых людей
(научно-методологическое обеспечение,
проведение научных исследований,
совершенствование статистической базы,
информатизация проблем старения
населения, кадровое обеспечение и
информационная деятельность)
Основные исполнители - Министерство труда и социального
Программы развития Российской Федерации
Министерство экономики Российской
Федерации
Министерство финансов Российской
Федерации
Министерство здравоохранения
Российской Федерации
Государственный комитет Российской
Федерации по жилищной и строительной
политике
Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Министерство иностранных дел
Российской Федерации
Министерство культуры Российской
Федерации
Министерство Российской Федерации по
сотрудничеству с государствами -
участниками Содружества Независимых
Государств
Государственный комитет Российской
Федерации по вопросам развития Севера
Государственный комитет Российской
Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации
Государственный комитет Российской
Федерации по статистике
Государственный комитет Российской
Федерации по физической культуре и
туризму
Федеральная миграционная служба России
Государственный комитет Российской
Федерации по кинематографии
Инспекция негосударственных пенсионных
фондов
Российская академия медицинских наук
открытое акционерное общество
"Росгосстрах"
Объемы и источники - 848,465 млрд. рублей на 1998 -
финансирования 1999 годы из средств федерального
бюджета (в ценах 1996 года).
Средства, выделяемые из федерального
бюджета федеральным органам
исполнительной власти на текущее
финансирование.
Средства бюджетов субъектов Российской
Федерации (по согласованию)
Ожидаемые конечные - дальнейшее продвижение к более полному
результаты реализации обеспечению конституционных гарантий и
Программы удовлетворению жизненно важных
потребностей граждан старшего
поколения;
улучшение положения граждан старшего
поколения с учетом современной
демографической и социально-
экономической ситуации;
развитие социальной инфраструктуры,
обеспечивающей предоставление
помощи и услуг гражданам старшего
поколения;
укрепление механизма межотраслевого
взаимодействия по разрешению
социальных проблем старшего поколения;
осуществление подготовки к проведению
в Российской Федерации Международного
года пожилых людей (1999 год)
Организация контроля - контроль за реализацией Программы
за исполнением осуществляют Министерство труда и
Программы социального развития Российской
Федерации, Министерство экономики
Российской Федерации, Министерство
финансов Российской Федерации,
Министерство науки и технологий
Российской Федерации совместно с
другими федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, организациями
в порядке, установленном для контроля
за реализацией федеральных целевых
программ
Введение
Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на данное социальное, экономическое и культурное явление. Принципы ООН в отношении пожилых лиц "Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста" (1991 год) предусматривают обеспечение им независимости, возможности участвовать в социальном развитии, ухода, условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства. Принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов".
Россия, активно участвуя в развитии международного сотрудничества в социальной области, в частности по разрешению проблем пожилых людей, поддержала указанные Принципы ООН и решение о провозглашении 1999 года Международным годом пожилых людей.
Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению. Переход России к рыночным отношениям сопровождается ухудшением "социального самочувствия" большинства пожилых людей, оказавшихся среди малообеспеченных. Ограничения, обусловленные возрастом, не позволяют им утвердиться в качестве полноправных участников преобразований. Так как пожилые люди и в перспективе останутся одним из наиболее многочисленных социально-демографических слоев населения России, возрастает ответственность государства перед ними.
Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы (далее именуется Программа) подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 883 "О Федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы".
Программа разработана Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии ряда заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Учтены предложения субъектов Российской Федерации.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Российской Федерации наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 11,8 процента, 1970 год - 15,3, 1979 год - 16,3, 1989 год - 18,5, 1996 год - 20,5 процента. В городах этот показатель достигает 19,4 процента, а на селе - 23,3 процента.
В настоящее время по сравнению с 1959 годом число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза при незначительной доле очень старых людей в составе населения. Более чем в 6 раз увеличилось число людей в возрасте старше 85 лет в городских поселениях.
В 1995 году отмечена высокая демографическая нагрузка: на 100 человек трудоспособного возраста приходится 75 нетрудоспособных по возрасту, в том числе лиц старше трудоспособного возраста - 35,9. В 1959 году в демографической нагрузке (71,3) люди пенсионного возраста составляли 20,2.
Доля граждан старшего поколения колеблется в широком диапазоне по регионам России. Факторы, способствовавшие старению населения, особенно проявились в европейской части страны (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы). В меньшей степени этими процессами были затронуты Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Ряд регионов России, отнесенных к неблагополучным по социально-экономическому положению, входит в состав экономических районов с наиболее высокой численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой.
В 36 регионах России доля пожилых людей превышает среднероссийский показатель. Наиболее сложная ситуация наблюдается в тех регионах, где этот показатель составляет от 25 до 27,1 процента (Ивановская, Рязанская, Тамбовская, Курская, Псковская, Тверская, Тульская, Воронежская области).
Выше средней величины доля пожилых людей в составе сельского населения отмечается в 32 регионах страны. В ряде территорий показатель численности сельского населения в возрасте старше трудоспособного достигает максимальных значений - от 294 до 357 на 1000 человек (Смоленская, Тульская, Нижегородская, Белгородская, Липецкая, Ярославская, Орловская, Тамбовская, Новгородская, Калужская, Воронежская, Тверская, Брянская, Псковская, Курская, Рязанская области, Республика Мордовия).
Обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В настоящее время российские женщины в городах живут дольше мужчин на 13,3 года, а сельские - на 13,8 года. В некоторых областях Центрального района (Владимирская, Рязанская, Тульская, Ярославская области) разница превышает 16 лет. Доля одиноких женщин в возрасте от 70 лет составляет более 80 процентов от общего числа женщин этого возраста.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре-пять хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения, нарушения зубочелюстной системы. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. Нарушения здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируются социальными мерами.
Главным источником дохода большинства пожилых россиян остается пенсия. В 1996 году в целом по России средний размер ежемесячной пенсии составлял около 37 процентов средней заработной платы, поэтому по уровню материального положения значительную часть пожилых людей можно отнести к категории "традиционно бедных".
Соотношение среднедушевых доходов домохозяйств пенсионеров и величины прожиточного минимума в 1996 году составило 169,6 процента (1990 год - 272 процента, 1994 год - 146 процентов). Заметно возрос среднедушевой денежный расход домохозяйств пенсионеров (IV квартал 1995 г. - 262,9 тыс. рублей в месяц, IV квартал 1996 г. - 422,6 тыс. рублей в месяц).
Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61 - 65 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71 - 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых. Сокращается численность работающих пенсионеров.
Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета реально ограничивается возрастными нарушениями здоровья, отсутствием у большинства пенсионеров собственности, позволяющей получать доходы. Лишь незначительная часть пенсионеров имеет прибыль от дивидендов, сдачи в аренду жилья, автомобиля и другой собственности.
Восприятие пожилыми людьми экологических, социально-экономических факторов как угрозы здоровью и благополучию приводит их в число мигрантов. Численность пенсионеров по старости среди беженцев и вынужденных переселенцев достигает 15 процентов их общего числа. Около половины из них - одинокие пожилые люди, которые не в состоянии самостоятельно обустроиться на новом месте жительства и вследствие этого нуждаются в социальном патронаже.
Новые реальности требуют пристального внимания к лицам без определенного места жительства и занятий, среди которых 15 - 20 процентов составляют пожилые люди. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочных социальных связей, они пополняют беднейшие слои населения, оказываются носителями повышенной санитарно-эпидемиологической опасности и в своем большинстве криминогенно активны.
Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан России: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.
1996 - 2006 годы будут характеризоваться дальнейшими изменениями возрастной структуры населения. Доля лиц пожилого возраста предполагается стабильно высокой (на уровне 20 процентов общей численности населения страны; в городах она увеличится до 19,8 процента, в сельской местности уменьшится до 20,2 процента). В связи с этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения страны, имеют долгосрочный характер.
Высокая численность пенсионеров России приводит к усилению их роли в социальном развитии, повышению требований в отношении предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности.
Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан России, можно отметить положения Федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О погребении и похоронном деле", указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по жизненно важным для пожилых людей вопросам, мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения.
Дальнейшее решение проблем пожилых людей находит отражение в ряде федеральных целевых программ (Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы, федеральная миграционная программа на 1996 - 1997 годы и другие). Субъекты Российской Федерации с учетом экономических возможностей осуществляют мероприятия по решению проблем граждан старшего поколения главным образом в рамках региональных программ социально-экономического развития, социальной поддержки населения, целевых Программ "Ветеран", "Забота" и других.
Однако острота проблем пожилых людей, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках федеральной целевой программы с применением комплексного подхода.
В основу этой деятельности должны быть положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процессе социального развития; учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.
Необходимость обозначить на федеральном уровне приоритеты работы государственных структур, направленной на решение проблем граждан старшего поколения, создание им благоприятных условий для реализации прав и законных интересов, полноценного участия в общественной, экономической, культурной и духовной жизни, находит отражение в данной Программе.
Основные цели и задачи
Основной целью Программы является формирование взаимосвязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упрочению их социальной защищенности с учетом современной социально-демографической и социально-экономической ситуации и прогнозируемой долговременности процесса старения населения России.
Указанная цель складывается из отраслевых целей федерального и регионального значения, достижение которых будет способствовать повышению уровня и качества жизни пожилых людей, реализации личностного потенциала, созданию им возможности осознавать себя полноправными участниками проводимых преобразований.
Предусматривается решение на программно-целевой основе следующих приоритетных задач федерального уровня:
формирование основ общероссийской стратегии в отношении старения населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу и подготовка к проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей (1999 год);
повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставления им разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации;
обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;
оптимизация действующей системы профилактики заболеваний, увеличение объемов и повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи, улучшение специализированной гериатрической помощи и облегчение пожилым людям доступа к получению услуг в сфере здравоохранения, в том числе в специализированных медицинских учреждениях геронтологического профиля;
создание предпосылок для осуществления системы мер, направленных на формирование оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей;
развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение экономически эффективных моделей социального обслуживания;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в обеспечении всем гражданам старшего поколения как особой группе населения равных условий и возможностей в процессе социально-экономического развития регионов;
укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения;
развитие научных исследований по вопросам старения населения и внедрение достижений современной отечественной и зарубежной науки в практическую деятельность;
улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 1997 - 1999 годы и состоит из двух этапов.
Первый этап (1997 год) включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения. Производится также уточнение перечня программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы.
На втором этапе (1998 - 1999 годы) предусматривается реализация основных мероприятий Программы, в том числе подготовка к проведению в Российской Федерации по специальному плану Международного года пожилых людей (1999 год).
Система программных мероприятий
Программа определяет порядок организации и реализации мер комплексного решения вопросов укрепления социальной защищенности граждан старшего поколения и учитывает интересы всех категорий и групп пожилых людей. Вместе с тем ряд мероприятий Программы направлен на решение в приоритетном порядке проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных ветеранов, пожилых людей, проживающих в отдаленных сельских районах, пожилых людей без определенного места жительства.
Перечень мероприятий Программы прилагается (Приложение N 1).
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел первый. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения. Предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
В целях усиления правовых гарантий социальной защищенности граждан старшего поколения планируется проведение системного анализа законодательства Российской Федерации, что позволит создать базис для актуализации действующих правовых норм в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан, по возрасту относящихся к старшему поколению.
Проведение сравнительного анализа законодательства Российской Федерации, международных правовых актов и актов законодательства зарубежных стран будет способствовать введению в правовое пространство дополнительных норм правовой защиты пожилых людей в период социально-экономических преобразований.
В раздел включены отдельные вопросы совершенствования правового механизма пенсионного обеспечения пенсионеров по старости, а также лиц пенсионного возраста без определенного места жительства, приоритетной поддержки вынужденных переселенцев старших возрастных групп.
В соответствии с Федеральными законами "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусматривается разработка государственных стандартов социального обслуживания населения, устанавливающих основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
В целях улучшения социально-экономического положения граждан старшего поколения в разделе представлены отдельные мероприятия по содействию посильной занятости желающих трудиться граждан пенсионного возраста.
Раздел второй. Меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения. Выраженные особенности диагностики, течения, лекарственного и немедикаментозного лечения и реабилитации заболеваний у лиц пожилого и старческого возраста обусловливают необходимость проведения специализированной профилактической работы, увеличения объемов и повышения качества оказания медицинской помощи.
В этих целях намечено приобретение медицинской техники и санитарного автотранспорта для 47 субъектов Российской Федерации.
Оснащение медицинским оборудованием Института геронтологии Министерства здравоохранения Российской Федерации позволит создать материальную базу для дальнейшего развития геронтологии как науки, развернуть изучение закономерностей старения целостного организма, вопросов профилактики преждевременного старения, разработку практических рекомендаций по клиническим аспектам ведения больных пожилого и престарелого возраста.
В отдельном подразделе представлены вопросы рационализации питания лиц старших возрастных групп, в том числе разработка новых видов поливитаминно-минеральных комплексов и других биологически активных добавок к пище.
Предлагается разработать и внедрить систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, создать экспериментальные центры по апробации современных оздоровительных технологий и организационно-управленческие модели физкультурно-оздоровительной и профилактической работы среди лиц старших возрастов, что послужит снижению стрессовых нагрузок, поддержанию активности и способности к самообслуживанию.
Раздел третий. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения. Оптимизация среды жизнедеятельности граждан старшего поколения связана с необходимостью дооборудования и дооснащения обычной среды с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями, поддержания особых условий для проживания и осуществления специальных форм обслуживания.
Предполагается разработка новых и корректировка действующих нормативов, методик и рекомендаций на строительство, реконструкцию и обновление жилой среды, зданий и помещений по основным типологическим направлениям (проживание, быт, здравоохранение, отдых, культура).
Намечено экспериментальное проектирование зданий и комплексов жилищно-гражданского назначения с учетом потребностей пожилых людей, новых форм их обслуживания, проведение отдельных видов работ по реновации существующего фонда зданий и помещений для постоянного проживания и временного пребывания пожилых людей.
Предполагается развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения (строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания различных типов для пожилых людей).
Перечень объектов, подлежащих строительству и реконструкции, определяется ежегодно, а годовые объемы финансирования по данному мероприятию уточняются государственным заказчиком Программы совместно с Министерством экономики Российской Федерации с учетом утвержденных расходов федерального бюджета на соответствующий год и по согласованию с субъектами Российской Федерации.
Учтена также необходимость осуществления мер по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оснащению их техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием и инвентарем, автотранспортом (Приложение N 3), что в свою очередь явится стимулом для развития российской индустрии технических средств обслуживания и реабилитации лиц старших возрастных групп.
Раздел четвертый. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения. Эффективная социализация граждан старшего поколения предусматривает активное включение в социокультурную деятельность, обеспечение выбора досуговых занятий, участия в "клубной жизни", любительском движении, самодеятельном творчестве при постоянном учете особенностей культурных запросов пожилых людей.
Намечено улучшить организационно-материальную базу, позволяющую удовлетворять стремление пожилых людей к активному участию в культурной жизни и адекватно учитывающую динамику социально-психологических изменений этой категории населения.
Предусмотрено создание специальных региональных центров - клубов, многопрофильных культурно-информационных центров на базе местного телевидения - учреждений культуры нового типа, отвечающих современным условиям.
В раздел включены мероприятия государственной поддержки деятельности общественных объединений, осуществляемой в интересах пожилых людей.
Раздел пятый. Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения. В раздел Программы включены мероприятия по:
проведению на конкурсной основе научных исследований по проблеме старения населения, проблемам пожилых людей и по научно-методологическому и организационному обеспечению деятельности в интересах граждан старшего поколения, в том числе с использованием возможностей отраслевых научных учреждений, проблемных лабораторий и временных научных коллективов;
совершенствованию статистической базы, информатизации проблем старения населения, включая разработку различных автоматизированных справочных систем;
организации и обеспечению подготовки и последипломного обучения специалистов социальной сферы, занятых обслуживанием пожилых граждан.
Примерный перечень тем для научной разработки прилагается (Приложение N 4).
Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование Программы на 1998 - 1999 годы составляет 848,465 млрд. рублей.
По разделам Программы указанные средства распределяются следующим образом:
основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения - 1,25 млрд. рублей;
меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения - 156,4 млрд. рублей;
меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения - 487,995 млрд. рублей;
меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения - 104,22 млрд. рублей;
обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения - 98,6 млрд. рублей.
Распределение расходов из федерального бюджета представлено в бюджетной заявке (Приложение N 2).
Ассигнования на 1998 - 1999 годы могут быть уточнены на основе данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также исходя из сумм, предусматриваемых в федеральных бюджетах на 1998 и 1999 годы. Объем государственных инвестиций, выделяемых на реализацию мероприятий Программы из средств федерального бюджета, уточняется с учетом возможности долевого участия субъектов Российской Федерации и привлечения внебюджетных средств.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется также за счет средств, выделяемых из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти на текущее финансирование, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию).
Механизм реализации Программы
Ответственным за реализацию Программы является государственный заказчик Программы - Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Основными исполнителями Программы являются Министерство экономики Российской Федерации (по вопросам методологического и ресурсного обеспечения Программы), Министерство финансов Российской Федерации (по вопросам финансового обеспечения Программы), Министерство труда и социального развития Российской Федерации, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции) с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации с исполнителями программных мероприятий.
Государственный заказчик обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и ежегодно представляет ее в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технологий Российской Федерации для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития страны и федерального бюджета; принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
Основные исполнители Программы с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных Программой работ; ежеквартально представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации мероприятий Программы; подготавливают и направляют государственному заказчику предложения к сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимостных и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Исполнители отдельных мероприятий Программы - предприятия, учреждения, организации, общественные объединения определяются на конкурсной основе в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд".
При Министерстве труда и социального развития Российской Федерации создается специализированный экспертный совет по обеспечению научно-методического руководства работами по реализации Программы с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций.
Вопросы взаимодействия в рамках Программы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются при участии заинтересованных сторон на ежегодных совещаниях в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации.
Организация контроля за ходом реализации Программы
Министерство труда и социального развития Российской Федерации как государственный заказчик Программы совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляет контроль за ее выполнением.
Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства труда и социального развития Российской Федерации рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.
Информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета представляются в установленном порядке.
Социально-экономические последствия и оценка
эффективности реализации Программы
Программа будет способствовать созданию единого геронтологического пространства для граждан пожилого возраста, дополнительных условий для обеспечения уклада, качества и уровня жизни пожилых людей как многочисленного социально-демографического слоя населения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
способствовать выполнению Россией как участником общемирового процесса социального развития обязательств в отношении граждан старшего поколения в соответствии с международными принципами и нормами, в том числе вытекающими из Европейской социальной хартии (1961 год) и Дополнительного протокола к ней (1988 год), Декларации и Программы действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (1995 год), других международных актов;
способствовать установлению приоритетов социальной политики с учетом потребностей граждан старшего поколения, традиционно нуждающихся в особой социальной поддержке со стороны государства;
обеспечить системный подход к решению проблем пожилых людей и способствовать достижению позитивных результатов в развитии государственных систем, направленных на социальную защищенность граждан старшего поколения;
смягчить социально-экономические последствия переходного периода экономики для самих пожилых людей и для семей, имеющих в своем составе пожилых людей, в первую очередь за счет совершенствования предоставления помощи и услуг учреждениями социальной сферы;
привлечь внимание всего общества к проблеме старения населения и способствовать преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов;
внести достойный вклад в подготовку к проведению в Российской Федерации Международного года пожилых людей (1999 год).
Оценка эффективности программных мероприятий производится через наблюдение за изменениями социально-экономического положения пожилых людей, проведение ежегодных обследований бюджетов домохозяйств, социологических опросов в регионах, изучение писем и обращений пожилых граждан, а также путем подготовки и распространения государственного доклада о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации.


Приложение N 1
к Федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на
1997 - 1999 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ
ПОКОЛЕНИЕ" НА 1997 - 1999 ГОДЫ
----T----------------------------------------------T----------------------T------T---------------------T--------------¬
¦ ¦ Мероприятия ¦ Исполнители ¦Сроки ¦ Стоимость ¦ Источники ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (млрд. рублей) ¦финансирования¦
¦ ¦ ¦ ¦ +---------T-----------+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦в том числе¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1997 год ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+----------------------+------+---------+-----------+--------------+
¦ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ¦
¦ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ¦
¦ ЗАЩИЩЕННОСТИ ГРАЖДАН СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ ¦
¦ ¦
¦ Концептуальные подходы и организационные основы ¦
¦ решения проблем, обусловленных старением населения, ¦
¦ и проблем граждан старшего поколения ¦
+---T----------------------------------------------T----------------------T------T------------------------------------+
¦1. ¦Разработать проект концепции государственной ¦Минтруд России, ¦1998 ¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦социальной политики в отношении граждан ¦федеральные органы ¦год ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦старшего поколения с учетом Принципов ООН ¦исполнительной власти ¦ ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦"Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного ¦с участием Российской ¦ ¦власти ¦
¦ ¦возраста" и предложения по улучшению положения¦академии медицинских ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожилых людей на период до 2005 года ¦наук (РАМН) и органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Разработать концепцию и национальный план ¦Минтруд России, ¦1997 -¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦действий по проведению в Российской Федерации ¦Минэкономики России, ¦1998 ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦в 1999 году Международного года пожилых людей ¦Минфин России, МИД ¦годы ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦ ¦России, федеральные ¦ ¦власти ¦
¦ ¦ ¦органы исполнительной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦власти с участием ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦органов исполнительной¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦власти субъектов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Внести в Правительство Российской Федерации ¦Минтруд России ¦1997 ¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦предложения о создании Межведомственной ¦ ¦год ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦комиссии по делам граждан старшего поколения ¦ ¦ ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦при Правительстве Российской Федерации в целях¦ ¦ ¦власти ¦
¦ ¦укрепления организационных основ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦межведомственного взаимодействия и координации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности по проблемам граждан старшего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦поколения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Обеспечить ежегодно подготовку и ¦Минтруд России, ¦1998 -¦ 0,45 ¦ - ¦федеральный ¦
¦ ¦распространение государственного доклада о ¦Госкомстат России, ¦1999 ¦ ¦ ¦бюджет, бюджет¦
¦ ¦положении граждан старшего поколения в ¦федеральные органы ¦годы ¦ ¦ ¦субъектов ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦исполнительной власти,¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦
¦ ¦ ¦РАМН, органы ¦ ¦ ¦ ¦Федерации (по ¦
¦ ¦ ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦
¦ ¦ ¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+----------------------+------+---------+-----------+--------------+
¦ Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты ¦
¦ граждан старшего поколения ¦
+---T----------------------------------------------T----------------------T------T------------------------------------+
¦5. ¦Подготовить проекты законодательных и иных ¦Минтруд России, ¦1999 ¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦нормативных правовых актов по актуализации ¦федеральные органы ¦год ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦законодательства Российской Федерации в части ¦исполнительной власти ¦ ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦гарантий прав и интересов граждан, по возрасту¦с участием органов ¦ ¦власти ¦
¦ ¦относящихся к старшему поколению, на основе ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа законодательства Российской Федерации ¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦и с учетом международных правовых норм ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Разработать систему дополнительных правовых ¦Минтруд России, ¦1997 -¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦гарантий гражданам пожилого, старческого и ¦федеральные органы ¦1998 ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦престарелого возраста при совершении ими ¦исполнительной власти ¦годы ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦гражданских сделок с недвижимостью: ¦с участием органов ¦ ¦власти ¦
¦ ¦внести предложения по установлению особого ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦
¦ ¦порядка регистрации и контроля сделок с ¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦жильем, заключаемых гражданами старших ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦возрастных групп; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обеспечить создание и внедрение модели ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной службы, предоставляющей помощь и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуги гражданам старшего поколения в обмен на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жилье, земельный пай и другое имущество ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Подготовить проекты нормативных правовых ¦Минтруд России, ¦1997 -¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦актов, предусматривающих дополнительные меры ¦Минэкономики России, ¦1999 ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦правовой защиты пожилых людей, особо ¦Минфин России, ¦годы ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦нуждающихся в социальной помощи: ¦Минздрав России, ¦ ¦власти ¦
¦ ¦о порядке патронирования одиноких, одиноко ¦ФМС России, ¦ ¦ ¦
¦ ¦проживающих и проживающих в семье пожилых ¦Госкомсевер России, ¦ ¦ ¦
¦ ¦людей; ¦федеральные органы ¦ ¦ ¦
¦ ¦о государственной поддержке попечительской ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦
¦ ¦семьи для одиноких, одиноко проживающих ¦с участием органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦пожилых людей, оказавшихся в трудной жизненной¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуации, и особо нуждающихся в социальной ¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦защите; ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦о правовом и экономическом механизме ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приоритетной поддержки вынужденных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦переселенцев старших возрастных групп на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦период до обустройства на постоянном месте ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жительства; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦о внесении изменений и дополнений в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦законодательство Российской Федерации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предусматривающих обязательное включение в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудовой договор (контракт) положения о ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставлении лицам, проработавшим ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определенный срок в районах Крайнего Севера и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приравненных к ним местностях, при уходе на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсию жилой площади на территории Российской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации и единовременной безвозмездной ссуды¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на обустройство на новом месте жительства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Провести согласованные мероприятия по ¦Минсотрудничество ¦1997 -¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦подготовке к заключению с государствами - ¦России, ¦1998 ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦участниками СНГ межправительственных ¦Минтруд России, ¦годы ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦соглашений, предусматривающих улучшение ¦Минфин России, ¦ ¦власти ¦
¦ ¦положения пожилых людей в странах СНГ: ¦МИД России с участием ¦ ¦ ¦
¦ ¦о выравнивании в странах СНГ условий ¦общественных ¦ ¦ ¦
¦ ¦предоставления льгот и компенсаций лицам ¦объединений ветеранов ¦ ¦ ¦
¦ ¦старшего поколения; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦об установлении в странах СНГ идентичных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦условий создания и деятельности предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ветеранских организаций ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Разработать и представить в Правительство ¦Минтруд России, ¦1997 -¦ 0,8 ¦в пределах ¦федеральный ¦
¦ ¦Российской Федерации для утверждения ¦Госстандарт России, ¦1998 ¦ ¦средств, ¦бюджет ¦
¦ ¦государственные стандарты социального ¦Минздрав России, ¦годы ¦ ¦предусмот- ¦ ¦
¦ ¦обслуживания населения, устанавливающие ¦федеральные органы ¦ ¦ ¦ренных на ¦ ¦
¦ ¦основные требования к объемам и качеству ¦исполнительной власти,¦ ¦ ¦текущее ¦ ¦
¦ ¦социальных услуг, порядку и условиям их ¦РАМН ¦ ¦ ¦финансиро- ¦ ¦
¦ ¦оказания ¦ ¦ ¦ ¦вание феде-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ральных ор-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ганов ис- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦полнитель- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ной власти ¦ ¦
+---+----------------------------------------------+----------------------+------+---------+-----------+--------------+
¦ Меры по улучшению социально-экономического положения ¦
¦ граждан старшего поколения ¦
+---T----------------------------------------------T----------------------T------T------------------------------------+
¦10.¦Продолжить работу по реализации Концепции ¦ ¦1997 -¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦реформы системы пенсионного обеспечения в ¦ ¦1999 ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦Российской Федерации, имея в виду: ¦ ¦годы ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦ создать новое пенсионное законодательство ¦Минтруд России, Минфин¦ ¦власти ¦
¦ ¦Российской Федерации, обеспечить стабилизацию ¦России, федеральные ¦ ¦ ¦
¦ ¦финансового положения пенсионной системы, ¦органы исполнительной ¦ ¦ ¦
¦ ¦оптимизацию условий назначения и выплаты ¦власти ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсий по старости, общее повышение размеров ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсий по старости; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ разработать и осуществить первоочередные ¦Минтруд России, ¦1997 -¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦меры по созданию системы дополнительного ¦Инспекция ¦1999 ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦(негосударственного) пенсионного обеспечения ¦негосударственных ¦годы ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦(профессиональные пенсионные системы, частные ¦пенсионных фондов, ¦ ¦власти ¦
¦ ¦пенсионные фонды); ¦федеральные органы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦с участием органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦исполнительной власти ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ разработать механизм назначения и выплаты ¦Минтруд России, ¦1998 -¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦пенсий и социальных пособий лицам пенсионного ¦МВД России, ¦1999 ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦возраста без определенного места жительства, в¦Минфин России ¦годы ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦том числе после освобождения из мест лишения ¦ ¦ ¦власти ¦
¦ ¦свободы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11.¦Подготовить предложения по актуализации ¦Минтруд России, ¦1998 ¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦рекомендаций по расчетам прожиточного минимума¦Госкомстат России с ¦год ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦пенсионера с учетом изменения структуры ¦участием органов ¦ ¦федеральных органов исполнительной ¦
¦ ¦потребительских расходов населения и введению ¦исполнительной власти ¦ ¦власти ¦
¦ ¦расчетов величины прожиточного минимума для ¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦пенсионеров различных возрастных групп ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12.¦Обеспечить улучшение организационно- ¦Минтруд России с ¦1998 -¦в пределах средств, предусмотренных ¦
¦ ¦практической работы по содействию занятости ¦участием органов ¦1999 ¦на текущее финансирование ¦
¦ ¦граждан пенсионного возраста в целях ¦исполнительной власти ¦годы ¦министерства ¦
¦ ¦поддержания активности, реализации остаточного¦субъектов Российской ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудового потенциала, стабилизации ¦Федерации ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономического положения желающих трудиться ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан пенсионного возраста: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ провести анализ потребности в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦трудоустройстве граждан пенсионного возраста с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учетом квалификации, возрастных особенностей, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможностей трудоустройства на современном ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынке труда; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ обеспечить организацию специализированной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной работы в территориальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦центрах занятости по трудоустройству для ¦

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ШАРОВЫХ РЕЗЕРВУАРОВ И ГАЗГОЛЬДЕРОВ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ ПОД ДАВЛЕНИЕМ. РД 03-380-00 (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.09.2000 n 51)  »
Постановления и Указы »
Читайте также