ПРИКАЗ Минобразования РФ от 27.06.1994 n 225 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА И ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 июня 1994 г. N 225
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА
И ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ
В целях реализации Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающего необходимость расширения прав и возможностей граждан на получение общего образования и предоставляющего возможность обучающимся достичь необходимого образовательного уровня в избранной ими форме обучения, приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната (Приложение 1).
1.2. Примерное положение о получении образования в семье (Приложение 2).
2. Считать утратившим силу письмо Министерства просвещения РСФСР от 23.08.85 N 143-М "Об утверждении Инструкции о порядке проведения экзаменов для экстернов".
3. Не применять на территории Российской Федерации Приказ Гособразования СССР от 08.08.91 N 377 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении аттестации экстернов в общеобразовательных школах (примерной)".
4. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя Министра А.Г. Асмолова.
Министр
Е.В.ТКАЧЕНКО



Приложение 1
к Приказу
Министерства образования
Российской Федерации
от 27 июня 1994 г. N 225
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОЛУЧЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМЕ ЭКСТЕРНАТА
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право на выбор формы получения образования.
1.2. С учетом потребностей и возможностей обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме экстерната.
Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях.
1.3. Для экстерната, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в рамках конкретной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
1.4. Настоящее Положение определяет порядок организации получения общего образования в форме экстерната.
2. Организация экстерната
2.1. Экстерн - лицо, обучающееся в форме экстерната. Возможность получить общее образование в форме экстерната имеют:
- обучающиеся государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений на II и III ступенях общего образования (основного общего и среднего (полного) общего);
- граждане, не завершившие обучение в общеобразовательном учреждении среднего (полного) общего образования и учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- обучающиеся, вынужденно не посещающие общеобразовательное учреждение;
- граждане Российской Федерации, проживающие на территории республик СНГ;
- и другие желающие получить общее образование в форме экстерната.
2.2. Органы управления образованием определяют порядок организации экстерната в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.
2.3. Ускоренное освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам в порядке экстерната, обучение по индивидуальному учебному плану регламентируются уставом общеобразовательного учреждения, в котором учится обучающийся.
2.4. Лица, избравшие экстернат как форму получения образования, подают заявление руководителю общеобразовательного учреждения не позднее чем за 3 месяца до аттестации, а также представляют имеющиеся справки о промежуточной аттестации или документ об образовании.
2.5. Администрация общеобразовательного учреждения, в котором организован экстернат, знакомит экстерна с настоящим Положением, порядком проведения аттестации, программами учебных курсов или учебных предметов.
Экстерну предоставляется возможность получить необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения, организующего экстернат, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных и практических работ, продолжить обучение в общеобразовательном учреждении в порядке, определяемом общеобразовательным учреждением и закрепленном в его уставе.
3. Аттестация экстернов
3.1. Для получения документа об основном общем и среднем (полном) общем образовании экстерн проходит итоговую аттестацию по общеобразовательным программам, разрабатываемым на основе государственных образовательных стандартов <*>.
--------------------------------
<*> До введения государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы разрабатываются, принимаются и реализуются общеобразовательным учреждением в соответствии с базисным учебным планом.
3.2. К итоговой аттестации допускаются экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию по всем или отдельным предметам, за курсы одного или нескольких классов на II и III ступенях общего образования. Порядок проведения промежуточной аттестации устанавливается общеобразовательным учреждением.
3.3. Экстерны, прошедшие промежуточную аттестацию за полный курс переводного класса, переводятся в следующий класс.
Общеобразовательное учреждение, организующее экстернат, по результатам промежуточной аттестации за курс переводного класса выдает справку с оценками за полный курс по всем дисциплинам.
3.4. К итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования допускаются экстерны, имеющие документ об основном общем образовании.
При желании экстерн может сдавать экзамены по программам для классов с углубленным изучением ряда предметов.
3.5. Экстерны, проявившие особые способности в какой-либо из областей знаний, по их желанию и по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения проходят итоговую аттестацию по индивидуальным программам.
3.6. Проведение итоговой аттестации экстернов осуществляется один раз в год в порядке и в сроки, установленные Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
3.7. Экстерны, не завершившие обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования или в учреждениях начального и среднего профессионального образования, освобождаются от промежуточной аттестации в порядке экстерната по отдельным предметам при наличии справки установленного образца с положительной оценкой за полный курс по данной дисциплине.
3.8. Экстерны, заболевшие перед началом или в период итоговой аттестации и выздоровевшие до ее окончания, представляют медицинскую справку, на основании которой им предоставляется право завершить аттестацию в течение данного или следующего экзаменационного периода. Экстерны, не явившиеся на экзамены без уважительных причин, не могут быть допущены к последующим экзаменам.
3.9. Аттестацию экстерны проходят в одном общеобразовательном учреждении. При перемене места жительства и в других исключительных случаях экстерны получают справку, подписанную руководителем общеобразовательного учреждения, его заместителем по учебно - воспитательной работе, не менее чем тремя учителями, проводившими аттестацию, и заверенную печатью общеобразовательного учреждения. Справка, в которой указывается, когда и по каким предметам проводилась аттестация, какие оценки получены по каждому предмету, дает право экстерну закончить аттестацию в другом общеобразовательном учреждении, реализующем общеобразовательную программу соответствующего уровня.
3.10. Для проведения итоговой аттестации экстернов руководителем общеобразовательного учреждения издается приказ о создании комиссии, в состав которой входят председатель, учитель по данному предмету, ассистент.
3.11. Результаты аттестации экстернов фиксируются в протоколе комиссии с пометкой "Экстернат" и подписываются членами комиссии.
3.12. Экстернам, прошедшим итоговую аттестацию, выдается аттестат об основном общем или среднем (полном) общем образовании. Документ выдается тем общеобразовательным учреждением, в котором экстерн проходил итоговую аттестацию. В документе в правом верхнем углу делается пометка "Экстернат".
3.13. Аттестаты об основном общем и среднем (полном) общем образовании, выдаваемые экстернам, прошедшим итоговую аттестацию в порядке экстерната, регистрируются в книгах установленного образца с пометкой "Экстернат".
3.14. Журнал регистрации заявлений, протоколы итоговой аттестации, письменные экзаменационные работы экстернов хранятся в установленном порядке.
3.15. Экстерны, освоившие общеобразовательные программы 10 - 11 (12) классов и достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Экстерн может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения промежуточной аттестации (полугодовой, триместровой) по всем учебным предметам в объеме программ III ступени общего образования. Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
3.16. Экстерн, вернувшийся для продолжения обучения в общеобразовательное учреждение в течение учебного года, проходит аттестацию в установленном уставом учреждения порядке.
4. Финансовое обеспечение экстерната
4.1. Экстернат является бесплатной формой освоения общеобразовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.
4.2. Оплата труда работников, привлекаемых для проведения занятий с экстерном при приеме устных и письменных экзаменов, зачетов, проведения собеседований, консультаций, осуществляется за счет выделения общеобразовательному учреждению средств с учетом следующего:
- На письменные экзамены:
при получении основного общего образования - 5 учебных часов по родному языку и литературе и 4 учебных часа по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса;
при получении среднего (полного) общего образования - 8 учебных часов по родному языку и литературе и 5 учебных часов по математике на группу экстернов, не превышающую установленную наполняемость класса.
- На проверку письменных работ:
по 15 минут на каждую письменную работу при получении основного общего образования;
по 20 минут на каждую письменную работу по алгебре и началам анализа и по 25 минут на каждую письменную работу по литературе при получении среднего (полного) и общего образования.
- На устные экзамены и собеседования:
на проведение устных экзаменов или собеседований (в т.ч. в переводных классах) - по 20 минут на каждый устный экзамен или собеседование для каждого экстерна.
4.2.1. За указанные виды работ, если они осуществляются сверх учебной нагрузки, установленной педагогическому работнику при тарификации, производится почасовая оплата по ставкам, установленным учителям на основе Единой тарифной сетки.
4.3. Общеобразовательное учреждение, организующее экстернат, по желанию экстерна может оказывать дополнительные платные образовательные услуги (дополнительные консультации, семинарские и лекционные занятия и другие виды услуг).



Приложение 2
к Приказу
Министерства образования
Российской Федерации
от 27 июня 1994 г. N 225
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОЛУЧЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЬЕ
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" граждане Российской Федерации имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.
1.2. С учетом потребностей и возможностей личности обучающихся общеобразовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования.
1.3. Семейное образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье.
1.4. Для семейного образования, как и для других форм получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный стандарт.
Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования.
1.5. Настоящее Положение определяет порядок организации получения образования в семье.
2. Организация семейного образования
2.1. Право дать ребенку образование в семье предоставляется всем родителям (лицам, их заменяющим).
2.2. Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего.
Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.
2.3. Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
2.4. Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут:
- пригласить преподавателя самостоятельно;
- обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение;
- обучать самостоятельно.
Родители (лица, их заменяющие) информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного учреждения возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации.
2.5. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования.
В приказе о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося.
Личная карта обучающегося и результаты промежуточной и итоговой аттестации сохраняются в общеобразовательном учреждении в течение всего срока обучения.
2.6. Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором:
- предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
- обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестации обучающегося.
2.7. Общеобразовательное учреждение вправе расторгнуть договор при условии неосвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В случае расторжения договора обучающемуся предоставляется возможность продолжить по желанию родителей (лиц, их заменяющих) обучение в данном общеобразовательном учреждении. По решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения и с согласия родителей (лиц, их заменяющих) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения или оставлен на повторный курс обучения.
2.8. Родители (лица, их заменяющие) совместно с общеобразовательным учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами <*>, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ.
--------------------------------
<*> До введения государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы разрабатываются, принимаются и реализуются общеобразовательным учреждением в соответствии с базисным учебным планом.
3. Аттестация обучающегося
3.1. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме семейного образования определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно, отражается в его уставе и в договоре.
3.2. Перевод обучающегося в последующий класс производится по решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации.
3.3. При желании обучающегося и по решению совета (педагогического совета) общеобразовательного учреждения (при наличии медицинского заключения) аттестация может проводиться по индивидуальным программам (программам компенсирующего обучения).
3.4. Освоение обучающимся общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией.
3.5. Итоговая аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов, получающих образование в семье, проводится общеобразовательным учреждением в общем порядке в форме устных и письменных экзаменов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российский Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
3.6. Выпускникам 9 и 11 (12) классов, прошедшим итоговую аттестацию, общеобразовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, выдает документ государственного образца о соответствующем образовании.
3.7. Обучающийся в форме семейного образования может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения полугодовой, годовой и итоговой аттестации по всем учебным предметам, изучавшимся в 10 - 11 (12) классах. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.
4. Финансовое обеспечение семейного образования
4.1. Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами <*>.
--------------------------------
<*> До введения федеральных нормативов денежные средства на образование каждого ребенка выплачиваются в соответствии с местными нормативами исходя из финансово - экономических условий.
Выплаты производятся из средств бюджета учредителя государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений в порядке, устанавливаемом учредителем в соответствии с законодательством.
Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
4.2. Дополнительные расходы, произведенные семьей сверх выплаченных денежных средств, покрываются родителями (лицами, их заменяющими) самостоятельно.
4.3. Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.
5. Правовое положение педагогического работника,
осуществляющего обучение детей в семье по договору
с родителями (лицами, их заменяющими)
5.1. Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование ребенка в семье, могут заключать договор с учителем (преподавателем), приглашенным ими самостоятельно.
5.2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся приобретением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления заявление и документ об уплате регистрационного сбора.
5.4. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

<ПИСЬМО> ВАС РФ от 30.08.2000 n НА-5-9 <О ПЕРЕЧНЕ ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ПОСТУПИВШИХ В УПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В АВГУСТЕ 2000 ГОДА>  »
Постановления и Указы »
Читайте также