<ПИСЬМО> АРБ от 24.08.2000 n А-01/5-503 ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ n 140 (вместе с ПИСЬМОМ МНС РФ от 07.08.2000 n ВП-1-05/1783)


АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ПИСЬМО
от 24 августа 2000 г. N А-01/5-503
ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 140
Ассоциация российских банков дважды обращалась в Правительство РФ (письма АРБ от 11.04.2000 N А-01/5-240 и от 27.06.2000 N А-01/5-395) по вопросу, связанному с отказом Министерства РФ по налогам и сборам (далее - МНС) и Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) распространять на банки нормы Постановления Правительства РФ от 08.02.99 N 140 "О порядке неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды" (далее - Постановление N 140). Однако ситуация продолжает оставаться тупиковой.
Как известно, в соответствии со ст. 72 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (далее - Закон N 42-ФЗ) Правительству поручалось определить порядок неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, вызванную взысканием Банком России с кредитных организаций централизованных кредитов, своевременно возвращенных организациями - заемщиками. При этом согласно действовавшей в марте 1998 г. редакции ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивалась пеня в размере 0,2% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Федеральным законом от 29.12.98 в указанную норму были внесены изменения, в соответствии с которыми за те же действия к кредитной организации стала применяться ответственность в размере трехкратной ставки рефинансирования.
Статья 133 вступившего в действие с 01.01.99 Налогового кодекса РФ за задержку банками проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды вновь предусмотрела взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования.
Изданное на этом фоне во исполнение Закона N 42-ФЗ Постановление N 140, в котором употребляется та же терминология ("штрафные санкции") и даже применяется словосочетание "суммы штрафов", дает, на наш взгляд, основание для вывода о том, что законодатель, а за ним и Правительство, освобождая банки от упомянутой ответственности, имели в действительности в виду пени.
МНС и ПФР в совместном заключении (прилагается), подготовленном в связи с поручением Правительства РФ, отстаивая свою позицию по рассматриваемому вопросу, по-прежнему апеллируют к Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П, разграничившего понятия "пеня" и "штраф", которые ранее взыскивались с налогоплательщиков (но не с банков).
Уклоняясь от ответа на вопрос, о каких же "штрафных санкциях" применительно к кредитным организациям идет речь в Законе N 42-ФЗ и Постановлении N 140, МНС и ПФР констатируют, что непосредственно пени в них не упоминаются, а правом самостоятельного толкования положений этих нормативных правовых актов они не наделены.
В связи с изложенным Ассоциация российских банков обращается с просьбой дать от имени Правительства РФ разъяснения по вышеизложенной проблеме.
Президент АРБ
С.Е.ЕГОРОВ



Приложение
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 7 августа 2000 г. N ВП-1-05/1783
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N КА-П13-20301 (см. "Вестник АРБ", 2000, N 17, с. 23) рассмотрело письмо от 27.06.2000 N А-01/5-395 (см. "Вестник АРБ", 2000, N 16, с. 5) о нарушении Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.99 N 140 и с учетом мнения Пенсионного фонда Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения сообщает следующее.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.99 N 140 "О порядке неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды" было принято во исполнение Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год".
Указанным Постановлением регулируются вопросы неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в случаях, когда указанная задержка вызвана взысканием Банком России с этих кредитных организаций централизованных кредитов, выданных ими в 1992 - 1994 гг. предприятиям и организациям отдельных отраслей экономики без уплаты средств организациями - заемщиками. При этом названным Постановлением не предусматривается освобождение кредитных организаций от уплаты пеней.
В свою очередь, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, как и Пенсионному фонду Российской Федерации, не предоставлено право самостоятельного толкования норм и положений вышеуказанных Закона и Постановления Правительства Российской Федерации.
При осуществлении своих контрольных функций по указанному вопросу налоговые органы руководствуются Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П "По делу о проверке конституционности п. п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 "О федеральных органах налоговой полиции", четко определяющего различие между пеней и штрафом.
По определению Конституционного Суда Российской Федерации пеня не является карательной санкцией, а рассматривается как компенсация государству за самостоятельное заимствование организацией (в рассматриваемом случае кредитной организацией) бюджетных средств.
При этом не обоснована ссылка на ст. 140 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", положения которой не носят определяющего характера понятия "штрафные санкции".
Таким образом, действия налоговых органов и органов Пенсионного фонда Российской Федерации в части принятия решений о взыскании с коммерческих банков пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) являются правомерными и не подпадают под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.99 N 140.
Заместитель Министра -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ПАВЛОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 24.08.2000 n 83 О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА СПДС. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРОВОДНЫХ СРЕДСТВ СВЯЗИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также