<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 03.08.2000 n 22-06-862 ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 августа 2000 г. N 22-06-862
ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ
НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Организованные прокуратурой России инспекционные проверки в ряде территорий субъектов Российской Федерации выявили грубые нарушения законодательства в части осуществления контроля органами управления образованием за соблюдением конституционных прав детей с отклонениями в развитии на получение соответствующего образования.
Управление инспекционно - аналитической работы Минобразования России совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации (Ставропольского края, Нижегородской, Ростовской областей) провело проверки деятельности муниципальных органов управления образованием и специальных (коррекционных) образовательных учреждений по исполнению законодательства в части соблюдения конституционных прав детей с отклонениями в развитии на получение соответствующего образования, выполнения законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых документов по социальной защите обучающихся с отклонениями в развитии (в соответствии с представлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.02.99 N 1-ГП-24-99 "О практике использования Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и во исполнение Приказа Министерства образования Российской Федерации от 22.08.99 N 706 "О проведении инспекционной проверки по соблюдению конституционного права детей с отклонениями в развитии на получение соответствующего образования").
Проанализирована информация по результатам проверок по данному вопросу органами управления образованием Ульяновской области, Республики Бурятия и г. Сургута Ханты - Мансийского автономного округа.
Проверка показала, что нарушения, которые были выявлены Генпрокуратурой России, имеют место и в настоящее время.
Так, руководители ряда образовательных учреждений игнорируют мнение психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий о возможности обучения детей в общеобразовательных учреждениях и вопреки интересам несовершеннолетних оформляют их в коррекционные классы. В личных делах обучающихся отсутствуют не только заявления родителей (законных представителей), но и заключения психолого - педагогических и медико - педагогических комиссий.
Имеют место случаи обучения детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в общеобразовательных школах по общеобразовательным программам. В связи с этим обучающиеся данной категории не получают образование, адекватное их развитию, так как обучение не всегда проводится с учетом рекомендуемых образовательных программ и психофизических особенностей обучающихся.
Деятельность коррекционных учреждений регламентируется нормативной правовой основой, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем отдельные образовательные учреждения на данный момент не имеют лицензии из-за отсутствия средств на выполнение предписаний Пожнадзора, особенно при установке пожарной сигнализации, невыполнения предписаний СЭС и несоответствия уставов коррекционных учреждений статье 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" и типовым положениям об образовательных учреждениях.
Также отмечены недостатки в оформлении нормативно - правовой документации, личные дела детей - сирот и находящихся под опекой оформлены с нарушениями требований к ведению данной документации.
В некоторых личных делах детей - сирот и оставшихся без опеки и попечительства нет описи имущества или отсутствует информация об имуществе (примерной оценки имущества, характеристики предметов и степени их изношенности).
Имеются нарушения санитарных требований к хранению продуктов, суточных проб и маркировки кухонных принадлежностей; в оформлении меню - раскладок (не имелось подписей повара и кладовщика).
В пищеблоках образовательных учреждений отсутствуют инструкции по технике безопасности и эксплуатации.
Остается актуальным вопрос профессиональной подготовки детей и подростков с отклонениями в развитии, их трудоустройство.
Недостаточна сеть коррекционных учреждений начального профессионального образования, слабо используется опыт создания адаптивных условий для обучения подростков с отклонениями в развитии в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Муниципальные органы управления образованием зачастую не располагают полной и объективной информацией о деятельности подведомственных коррекционных учреждений.
В связи с тем, что положение дел с момента проверок Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 1999 году (представление от 11.02.99 N 1-ГП-24-99) коренным образом не изменилось, Минобразование России предлагает:
1. Государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
1.1. Разработать план мероприятий по предупреждению и устранению отмеченных нарушений и недостатков.
1.2. Провести в учреждениях дополнительного профессионального образования семинары для специалистов органов управления образованием и руководителей коррекционных учреждений по изучению и исполнению норм действующего законодательства Российской Федерации.
1.3. Обеспечить эффективный контроль за исполнением ст. 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части:
разработки индивидуальных программ для интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии в общеобразовательных учреждениях;
предоставления рабочих мест на рынке труда для выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений в соответствии с существующим законодательством;
соответствия учредительных документов, регламентирующих деятельность коррекционных учреждений, законодательству Российской Федерации в области образования;
комплектования коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях и коррекционных учреждений в соответствии с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
использования имеющегося опыта создания адаптивных условий для обучения подростков с отклонениями в развитии в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
выполнения правил техники безопасности в коррекционных учреждениях.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 03.08.2000 n 2394 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЗАЯВЛЕНИЯ И ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ К ПОВТОРНОЙ ЛИЦЕНЗИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также