ПРИКАЗ Минобразования РФ от 18.10.1999 n 574 О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. n 19 (вместе с ПРОГРАММОЙ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 1999 - 2001 ГОДЫ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 октября 1999 г. N 574
О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ
ОТ 28 СЕНТЯБРЯ 1999 Г. N 19
В соответствии с решением коллегии от 28.09.99 N 19 "Об основных направлениях развития воспитания в системе образования" приказываю:
1. Утвердить в целом представленную Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы. Считать воспитание важнейшей стратегической задачей в системе образования.
2. Включить Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы (далее - Программа) в федеральную программу развития образования.
3. Управлению послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкину) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной) до 01.06.2000 разработать проекты государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области воспитания для преподавателей региональных институтов повышения квалификации работников образования.
4. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной):
4.1. Совместно с Управлением дошкольного образования (Р.Б. Стеркиной), Департаментом общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым), Управлением начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестаковым), Управлением экономики (Г.В. Боровским) конкретизировать сроки исполнения мероприятий по реализации Программы в соответствии со своей компетенцией.
4.2. Совместно с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестаковым) до 01.11.99 внести дополнения в Программу научно - методического обеспечения содержания образования в целях реализации Программы развития воспитания в системе образования в России на 1999 - 2001 годы.
4.3. Совместно с Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкиным) в соответствии с задачами Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы до 01.12.99 составить план совместных действий по повышению квалификации специалистов по внеурочной и внеучебной деятельности образовательных учреждений разных типов и видов на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
4.4. Доработать Положение о Совете по проблемам развития, воспитания и психолого - педагогической поддержки личности (Приказ Минобразования России от 19.06.97 N 1252) и до 01.11.99 внести предложения по его составу.
4.5. Провести 11 - 12 ноября 1999 года совещание заместителей руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Программы.
5. Пресс - службе (С.В. Омельченко) обеспечить пропаганду основных идей Программы, организовать дискуссию в средствах массовой информации с целью создания в Минобразовании России банка предложений общественности по совершенствованию воспитания подрастающего поколения.
6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы для разработки региональных программ воспитания.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра Е.Е. Чепурных.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ



Утверждена
Приказом Минобразования России
от 18 октября 1999 г. N 574
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
НА 1999 - 2001 ГОДЫ
Введение
Духовно - нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации "Об образовании" <*> принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.
--------------------------------
<*> В редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ.
Разработка и принятие Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений.
Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой для разработки региональных и местных программ.
1. Основные тенденции и проблемы воспитания детей
и учащейся молодежи в Российской Федерации
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.
Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно - этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства и влекут за собой резкие формы асоциального поведения.
Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности.
Угрожающие масштабы приобрели безнадзорность и беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек - подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.
Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс.
В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой - порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого - педагогической практике.
В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно - нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ.
Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально - педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.
В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.
Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально - технической базы от современных запросов; научно - методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
Недостаточный объем производства и издания современной научно - методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно - методической базы воспитательного процесса и у органов управления образованием.
В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.
В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно - воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи.
Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.
Государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, государственных программ, выделение ресурсов, поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов.
Предлагаемый проект Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.
2. Цель и задачи Программы
Цель программы - обеспечение необходимых научно - методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека - гражданина, семьянина - родителя, специалиста - профессионала.
Задачи Программы:
повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе;
укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом;
повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений;
формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей;
использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания;
активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания;
развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;
содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании";
оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого - педагогического просвещения родителей;
формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
усиление роли семьи в воспитании детей;
создание системы психолого - педагогической и медико - социальной реабилитации детей;
повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;
повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.
3. Основные принципы организации воспитания
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций.
Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.
Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное философское, гуманитарное, социально - научное знание.
Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся.
Особое значение в современном обществе приобретают психолого - педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности.
Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно - историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и соответственно роль и актуальность физического воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье является одной из основных предпосылок формирования здорового образа жизни.
Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально - активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект - субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
4. Основные направления и особенности воспитания
в образовательных учреждениях разного типа
4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач:
сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, формирование их новых видов;
совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально - нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитания и обучения детей на основе такого сочетания;
стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной и методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям социализации;
обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.
Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:
разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни;
организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста;
разработка нормативной правовой базы психолого - педагогической экспертизы игр и игрушек; создание механизма государственного регулирования их качественного ассортимента;
развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной школе. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитательного процесса на уровне дошкольного и начального общего образования, их внедрение;
расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;
разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно - диагностической, методической, коррекционно - педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников;
разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием;
информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного образования.
4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях
Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.
Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально - региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально - психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений;
формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно - воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих - воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них;
воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений;
укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;
повышение роли психолого - педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов) должностей педагогов - психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов - организаторов, классных воспитателей; активизация деятельности классных руководителей и воспитателей;
создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных учебно - воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением; особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально - культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;
воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно - методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;
организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
обеспечение вариативности воспитательных систем;
планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов;
развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом;
оказание содействия родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в организации обучения детей религии (духовно - нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне рамок образовательной программы;
создание условий для развития педагогики сотрудничества.
Специфика учебно - воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи, предполагает:
осуществление комплексных динамических коррекционно - развивающих мер;
разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
рекомендации психологов и врачей;
целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс.
Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей; формированию у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию.
Учитывая, что большинство обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями проживают в школах - интернатах, надолго отрываясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоциональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное место должна занимать работа по социальной реабилитации детей, подготовке их к семейной жизни, жизни в обществе.
4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей
Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования - реальный путь утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации.
Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия культур - русской и культуры народа, на территории которого находится образовательное учреждение. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему важное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.
Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе.
Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей определяется реализацией приоритетных задач, в их числе:
сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям;
обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей;
упорядочение и укрепление кадровой, материально - технической базы дополнительного образования детей;
обновление программно - методического содержания;
создание федеральной системы подготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях всех типов;
обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей;
научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка;
расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификация их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот.
4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования
В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности.
Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, обучение в этих учреждениях завершается соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство. Учреждения начального и среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями.
Одна из них - проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.
Основными источниками конфликтов и противоречий, как правило, становятся плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно - дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участие в управлении учреждением.
Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узко профессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Основными направлениями реализации этого является:
утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования;
развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов);
использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; для повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности;
создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов;
возрождение региональных, молодежных научно - технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры;
развитие и совершенствование работы сети служб социально - психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования;
изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно - профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона.
Воспитание учащихся и студентов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, ориентированное на формирование базовой культуры личности, должно включать в себя:
дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально - коммуникативных навыков и умений;
формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций;
поддержку профессионального роста;
гражданское самоопределение;
осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.
Реализация указанных целей предполагает:
оптимизацию правовой, методической, организационно - экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов;
разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;
сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей;
создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).
Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, включая разработку ее содержания и информационно - методического обеспечения.
5. Обеспечение реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программно - методического обеспечения. Предусмотрен также механизм управления реализацией Программы, координация деятельности субъектов ее выполнения.
5.1. Развитие нормативной правовой базы
Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции общества и государства. Законодательство должно определить правовое пространство в сфере воспитания и развития детей и учащейся молодежи в стране (юрисдикция государства в определении стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного воспитания; соотношение религиозного и светского воспитания; экспертиза и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др.). Важно законодательно определить направления гражданского воспитания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию.
В связи с этим целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитания детей и молодежи. Разработать, исходя из этой концепции, основы законодательства о воспитании подрастающего поколения в Российской Федерации; создать систему социально - правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на процессы воспитания детей и молодежи.
На основе положений Конституции Российской Федерации предстоит выделить приоритеты воспитательной деятельности и развития личности применительно к образовательным учреждениям различных типов, обеспечить широкое распространение правовых знаний в этой области.
---------------------------T----------T--------------------------¬
¦ Мероприятия ¦ Сроки ¦ Исполнитель ¦
¦ ¦исполнения¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦1. Проведение мониторинга ¦в течение ¦Структурные подразделения ¦
¦федеральных и ¦всего ¦Минобразования России, ¦
¦региональных правовых и ¦периода ¦органы управления образо- ¦
¦нормативных актов по ¦ ¦ванием субъектов Россий- ¦
¦вопросам воспитания детей ¦ ¦ской Федерации, ГосНИИ ¦
¦и учащейся молодежи ¦ ¦семьи и воспитания РАО ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦2. Подготовка предложений ¦IV квартал¦ГосНИИ семьи и воспитания ¦
¦к проекту Постановления ¦1999 года ¦РАО, структурные подразде-¦
¦Правительства Российской ¦ ¦ления Минобразования ¦
¦Федерации "О разработке ¦ ¦России совместно с ¦
¦Национального плана ¦ ¦Минтрудом России ¦
¦действий в интересах ¦ ¦ ¦
¦семьи"; подготовка проекта¦ ¦ ¦
¦Постановления ¦ ¦ ¦
¦Правительства Российской ¦ ¦ ¦
¦Федерации "О ¦ ¦ ¦
¦государственных гарантиях ¦ ¦ ¦
¦развития детского туризма ¦ ¦ ¦
¦и экскурсионной работы с ¦ ¦ ¦
¦учащимися" ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦3. Подготовка предложений ¦IV квартал¦Управление воспитания и ¦
¦в Правительство Российской¦1999 года ¦дополнительного образова- ¦
¦Федерации об установлении ¦ ¦ния детей и молодежи, ¦
¦льгот для организованных ¦ ¦Департамент общего ¦
¦групп учащихся и студентов¦ ¦среднего образования, ¦
¦при посещении учреждений ¦ ¦Управление правового ¦
¦культуры и спорта ¦ ¦обеспечения ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦4. Подготовка предложений ¦ ¦Заинтересованные ¦
¦об изменениях и ¦ ¦структурные подразделения ¦
¦дополнениях в действующее ¦ ¦Минобразования России, ¦
¦законодательство: ¦ ¦ ¦
¦в гражданское, семейное ¦IV квартал¦органы управления ¦
¦законодательство, ¦2000 года ¦образованием субъектов ¦
¦законодательство об ¦ ¦Российской Федерации, ¦
¦образовании по вопросам ¦ ¦ ¦
¦воспитания детей; ¦ ¦ ¦
¦об информационной и ¦II квартал¦ГосНИИ семьи и воспитания ¦
¦аудиовизуальной ¦2000 года ¦РАО ¦
¦безопасности детей; ¦ ¦ ¦
¦о государственной ¦IV квартал¦ ¦
¦поддержке деятельности ¦2000 года ¦ ¦
¦детских и молодежных ¦ ¦ ¦
¦общественных объединений; ¦ ¦ ¦
¦о специализации ¦III ¦ ¦
¦правоприменительной ¦квартал ¦ ¦
¦практики в отношении ¦2000 года ¦ ¦
¦детей; ¦ ¦ ¦
¦разработка механизма ¦II квартал¦ ¦
¦поддержки деятельности ¦2001 года ¦ ¦
¦детских и молодежных ¦ ¦ ¦
¦общественных организаций ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦5. Разработка рекомендаций¦I квартал ¦Управление воспитания и ¦
¦об организационном и ¦2000 года ¦дополнительного образова- ¦
¦методическом обеспечении ¦ ¦ния детей и молодежи ¦
¦взаимодействия ¦ ¦совместно с Госкоммолодежи¦
¦образовательных учреждений¦ ¦России, СПО-ФДО ¦
¦с детскими и молодежными ¦ ¦ ¦
¦общественными ¦ ¦ ¦
¦объединениями ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦6. Подготовка сборников ¦III ¦Управление воспитания и ¦
¦нормативных документов по ¦квартал ¦дополнительного ¦
¦вопросам воспитания и ¦2000 года ¦образования детей ¦
¦дополнительного ¦ ¦и молодежи ¦
¦образования обучающихся в ¦ ¦ ¦
¦образовательных ¦ ¦ ¦
¦учреждениях разных уровней¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦7. Разработка рекомендаций¦до ¦Управление воспитания и ¦
¦о порядке введения в ¦01.04.2000¦дополнительного образова- ¦
¦образовательные учреждения¦ ¦ния детей и молодежи, ¦
¦должностей "классный ¦ ¦Управление экономики, ¦
¦воспитатель", "социальный ¦ ¦Управление социально - ¦
¦педагог", "педагог - ¦ ¦педагогической поддержки ¦
¦организатор" ¦ ¦и реабилитации детей ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦8. Разработка: ¦ ¦Управление воспитания и ¦
¦минимального объема ¦IV квартал¦дополнительного образова- ¦
¦социальных услуг по ¦2000 года ¦ния детей ¦
¦организации оздоровления и¦ ¦и молодежи, ¦
¦отдыха детей и учащейся ¦ ¦Управление социально - ¦
¦молодежи; ¦ ¦педагогической ¦
¦перечня социальных ¦II квартал¦поддержки и реабилитации ¦
¦гарантий и льгот по ¦2000 года ¦детей, Управление ¦
¦обеспечению прав детей и ¦ ¦правового обеспечения ¦
¦учащейся молодежи на отдых¦ ¦ ¦
¦и оздоровление, программы ¦ ¦ ¦
¦мероприятий по их ¦ ¦ ¦
¦реализации; ¦ ¦ ¦
¦проекта целевой спортивно ¦III ¦ ¦
¦- оздоровительной ¦квартал ¦ ¦
¦программы для детей и ¦2000 года ¦ ¦
¦подростков; ¦ ¦ ¦
¦проекта целевой ¦III ¦ ¦
¦Программы "Здоровье ¦квартал ¦ ¦
¦школьников" ¦2000 года ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦9. Введение в действие ¦I квартал ¦Управление дошкольного ¦
¦порядка психолого - ¦2000 года ¦образования, ¦
¦педагогической экспертизы ¦ ¦Управление воспитания и ¦
¦детских игр и игрушек ¦ ¦дополнительного образова- ¦
¦ ¦ ¦ния детей и молодежи, ¦
¦ ¦ ¦Государственное учреждение¦
¦ ¦ ¦Центр "Игрушки" ¦
¦ ¦ ¦Минобразования России, ¦
¦ ¦ ¦Музей игрушки РАО ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦10. Разработка минимальных¦I квартал ¦Управление воспитания и ¦
¦социальных стандартов, ¦2001 года ¦дополнительного образова- ¦
¦включающих услуги по ¦ ¦ния детей и молодежи, ¦
¦воспитанию в ¦ ¦Управление программ ¦
¦образовательных ¦ ¦развития материально - ¦
¦учреждениях ¦ ¦технической базы и ¦
¦ ¦ ¦социальной сферы, Управле-¦
¦ ¦ ¦ние экономики, Управление ¦
¦ ¦ ¦региональной образователь-¦
¦ ¦ ¦ной политики, Управление ¦
¦ ¦ ¦правового обеспечения ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦11. Подготовка предложений¦IV квартал¦Структурные подразделения ¦
¦о разработке проекта ¦1999 года ¦Минобразования России, ¦
¦государственной концепции ¦ ¦органы управления ¦
¦совместной деятельности ¦ ¦образованием субъектов ¦
¦общественных, ¦ ¦Российской Федерации, ¦
¦государственных ¦ ¦институты РАО, ¦
¦институтов, системы ¦ ¦государственные СМИ, ¦
¦образования, средств ¦ ¦заинтересованные ¦
¦массовой информации по ¦ ¦общественные организации ¦
¦созданию и распространению¦ ¦ ¦
¦образовательных, ¦ ¦ ¦
¦воспитательных, научно - ¦ ¦ ¦
¦просветительных программ, ¦ ¦ ¦
¦передач и других ¦ ¦ ¦
¦материалов ¦ ¦ ¦
L--------------------------+----------+---------------------------
5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы.
Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности требует существенных изменений. Необходимо улучшить качество преподавания дисциплин психолого - педагогического цикла в педагогических учебных заведениях, разработать современное программно - методическое обеспечение для специалистов - организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, усовершенствовать систему их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
---------------------------T----------T--------------------------¬
¦ Мероприятия ¦ Сроки ¦ Исполнитель ¦
¦ ¦исполнения¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦1. Организация разработки ¦IV квартал¦Управление среднего ¦
¦учебных программ для ¦1999 года ¦профессионального ¦
¦средних и высших ¦ ¦образования, Управление ¦
¦педагогических учебных ¦ ¦образовательных ¦
¦заведений, готовящих ¦ ¦программ и стандартов ¦
¦специалистов по внеучебной¦ ¦высшего и среднего ¦
¦деятельности ¦ ¦профессионального ¦
¦ ¦ ¦образования ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦2. Осуществление ¦I квартал ¦Управление воспитания и ¦
¦комплексного анализа ¦2000 года ¦дополнительного ¦
¦состояния подготовки и ¦ ¦образования детей и ¦
¦переподготовки руководящих¦ ¦молодежи, институты ¦
¦и педагогических кадров по¦ ¦РАО ¦
¦проблемам воспитания ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦3. Разработка вариативных ¦II квартал¦Структурные подразделения ¦
¦программ и комплектов ¦2000 года ¦Минобразования России, ¦
¦пособий для специалистов ¦ ¦институты РАО, ¦
¦по внеурочной и внеучебной¦ ¦АПКиПРО, органы ¦
¦деятельности ¦ ¦управления ¦
¦ ¦ ¦образованием субъектов ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦4. Обобщение опыта работы ¦I квартал ¦Управление высшего ¦
¦педагогических вузов по ¦2000 года ¦профессионального ¦
¦подготовке специалистов в ¦ ¦образования, Управление ¦
¦области воспитания и ¦ ¦воспитания и ¦
¦дополнительного образова- ¦ ¦дополнительного ¦
¦ния детей и молодежи ¦ ¦образования детей и ¦
¦ ¦ ¦молодежи ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦5. Проведение Всероссий- ¦II квартал¦Управление начального ¦
¦ского совещания по ¦2000 года ¦профессионального ¦
¦проблемам воспитания ¦ ¦образования, Управление ¦
¦учащихся начального ¦ ¦воспитания и ¦
¦профессионального ¦ ¦дополнительного ¦
¦образования ¦ ¦образования детей и ¦
¦ ¦ ¦молодежи ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦6. Разработка программ и ¦II квартал¦Структурные ¦
¦учебных планов подготовки ¦2000 года ¦подразделения ¦
¦и переподготовки, повыше- ¦ ¦Минобразования России, ¦
¦ния квалификации специа- ¦ ¦АПКиПРО, институты ¦
¦листов - организаторов ¦ ¦РАО ¦
¦внеурочной и внеучебной ¦ ¦ ¦
¦деятельности в образова- ¦ ¦ ¦
¦тельных учреждениях ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦7. Издание научно - ¦III ¦Управление воспитания ¦
¦методического сборника по ¦квартал ¦и дополнительного ¦
¦организации работы ¦2000 года ¦образования детей и ¦
¦специалистов в области ¦ ¦молодежи, институты ¦
¦воспитания и дополнитель- ¦ ¦РАО ¦
¦ного образования детей и ¦ ¦ ¦
¦молодежи в образовательных¦ ¦ ¦
¦учреждениях ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦8. Создание целевой аспи- ¦III ¦Минобразование России, ¦
¦рантуры и докторантуры, ¦квартал ¦институты РАО, ¦
¦а также системы грантов по¦2000 года ¦АПКиПРО ¦
¦подготовке научных кадров,¦ ¦ ¦
¦специалистов по проблемам ¦ ¦ ¦
¦воспитания ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦9. Разработка научно - ¦IV квартал¦Структурные ¦
¦методической и ¦2000 года ¦подразделения ¦
¦организационной основы ¦ ¦Минобразования России, ¦
¦деятельности федеральной ¦ ¦органы управления ¦
¦системы повышения ¦ ¦образованием субъектов ¦
¦квалификации специалистов ¦ ¦Российской Федерации, ¦
¦в области воспитания и ¦ ¦институты РАО, ¦
¦дополнительного ¦ ¦АПКиПРО ¦
¦образования, в том числе ¦ ¦ ¦
¦детского движения ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦10. Создание ¦I квартал ¦Управление воспитания ¦
¦специализированной ¦2000 года ¦и дополнительного ¦
¦структуры по разработке ¦ ¦образования детей и ¦
¦учебных программ для ¦ ¦молодежи, органы ¦
¦"волонтеров", "доброволь- ¦ ¦управления ¦
¦цев" детских общественных ¦ ¦образованием субъектов ¦
¦объединений на базе одного¦ ¦Российской Федерации ¦
¦из вузов России ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦11. Введение в классифика-¦IV квартал¦Управление среднего ¦
¦тор специальностей ¦2000 года ¦профессионального ¦
¦среднего профессионального¦ ¦образования, Управление ¦
¦образования специальности ¦ ¦воспитания и ¦
¦"организатор воспитатель- ¦ ¦дополнительного ¦
¦ной деятельности" ¦ ¦образования детей и ¦
¦ ¦ ¦молодежи ¦
L--------------------------+----------+---------------------------
5.3. Научное обеспечение
Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы предусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в России, разработку адекватной концепции деятельности РАО и Минобразования России, создание современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в стране, создание соответствующей информационной системы. Предполагается осуществление ряда фундаментальных исследований и прикладных разработок, направленных на формирование стратегии в области воспитания учащихся. Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее региональных особенностей, укрепление теоретико - методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы, интеграцию соответствующих исследований, проводимых в рамках РАО, Минобразования России и в стране в целом.
Научное обеспечение Программы осуществляется учреждениями и организациями Минобразования России и РАО.
Основными направлениями исследований в области воспитания являются:
анализ состояния проблем воспитания в Российской Федерации, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспитание детей в Российской Федерации: состояние и перспективы";
концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
определение методологических основ социально - педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного воспитательного пространства;
разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого - педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения;
создание модели компьютерной информационно - аналитической системы "Воспитание и развитие детей в системе образования";
поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений.
Исполнители проектов определяются на конкурсной основе.
---------------------------T----------T--------------------------¬
¦ Мероприятия ¦ Сроки ¦ Исполнитель ¦
¦ ¦исполнения¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦1. Формирование ¦IV квартал¦Президиум РАО, ¦
¦координационного плана ¦1999 года ¦институты РАО, ¦
¦проводимых в стране ¦ ¦структурные ¦
¦фундаментальных и ¦ ¦подразделения ¦
¦прикладных научных ¦ ¦Минобразования России ¦
¦исследований по проблемам ¦ ¦ ¦
¦воспитания подрастающих ¦ ¦ ¦
¦поколений ¦ ¦ ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦2. Разработка концепции ¦IV квартал¦Управление социально - ¦
¦первичной профилактики ¦1999 года ¦педагогической поддержки ¦
¦употребления психоактивных¦ ¦и реабилитации детей, ¦
¦веществ обучающимися ¦ ¦Департамент общего ¦
¦ ¦ ¦среднего образования ¦
+--------------------------+----------+--------------------------+
¦3. Поддержка развития в ¦I квартал ¦Институты РАО, ¦
¦научных организациях и ¦2000 года ¦структурные ¦
¦вузах научных школ и ¦ ¦подразделения ¦
¦лабораторий по важнейшим ¦ ¦Минобразования России, ¦
¦направлениям воспитания с ¦ ¦органы управления ¦
¦обеспечением их ¦ ¦образованием субъектов ¦
¦приоритетного ¦ ¦Российской Федерации ¦
¦финансирования ¦ ¦ ¦
+----------------

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 14.07.2000 n 35/9 О ПРОДЛЕНИИ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2000 Г. n 4/3 И ОТ 21 ЯНВАРЯ 2000 Г. n 4/7  »
Постановления и Указы »
Читайте также