ПРИКАЗ ГТК РФ от 07.05.1997 n 242 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ, РУКОВОДСТВА ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (вместе с ВРЕМЕННЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ..., утв. Госатомнадзором РФ 14.02.1997 n 07/226-07-01)

ПРИКАЗ
от 7 мая 1997 г. N 242
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ВРЕМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ,
РУКОВОДСТВА ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ
И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЯХ
РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии и обращения с источниками ионизирующего излучения при организации и осуществлении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 1996 г. N 1052 "О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года", в целях дальнейшего развертывания работ по обеспечению таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) приказываю:
1. Ввести в действие Временное разрешение Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) от 14 февраля 1997 г. N 07/226-07-01 (Приложение 1), предоставляющее право на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами Государственному таможенному комитету Российской Федерации, нижестоящим таможенным органам и организациям системы ГТК России, участвующим в организации и осуществлении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, и Руководство по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов (Приложение 2).
2. Создать в Региональном информационно-техническом таможенном управлении самостоятельное структурное подразделение - отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (отдел ТКДРМ) штатной численностью 14 шт. ед. за счет выделения дополнительной штатной численности в количестве 11 шт. ед. и перераспределения 3 шт. ед. Регионального информационно-технического таможенного управления. Возложить на этот отдел выполнение функций Службы ТКДРМ ГТК России, определенных Временным разрешением Госатомнадзора России, и полного объема функций, предусмотренных Общим положением о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами таможенного органа Российской Федерации, согласованным с Госкомсанэпиднадзором России и введенным в действие Приказом ГТК России от 5 мая 1995 г. N 303.
3. Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф. Азаров) ввести в штатное расписание Регионального информационно-технического таможенного управления дополнительную штатную численность согласно Приложению 3.
4. Исключить из штатного расписания Западного таможенного управления 2 шт. ед. (главный инспектор - 1, ведущий инспектор - 1).
5. Финансовому управлению (П.Г. Городецкий) выделить денежные средства Региональному информационно-техническому таможенному управлению на содержание введенных 11 шт. ед. в пределах сметы расходов на содержание таможенной системы Российской Федерации на 1997 год и внести соответствующие изменения в сметы расходов Регионального информационно-технического таможенного управления и Западного таможенного управления.
6. Региональному информационно-техническому таможенному управлению (А.Н. Чупланов) в месячный срок разработать Положение о Службе ТКДРМ ГТК России и согласовать его с Оперативно-организационным управлением.
7. В целях приведения в соответствие с Временным разрешением Госатомнадзора России действующих приказов ГТК России внести соответствующие изменения и дополнения в Общее положение о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами таможенного органа Российской Федерации (Приложение 4) и Положение о Региональном информационно-техническом таможенном управлении, утвержденное Приказом ГТК России от 20 марта 1997 г. N 135 (Приложение 5).
8. Региональному информационно-техническому таможенному управлению (А.Н. Чупланов) планировать ежегодное проведение проверок в таможенных органах Российской Федерации с участием должностных лиц Госатомнадзора России по вопросам состояния радиационной безопасности. До 1 ноября каждого года разрабатывать и согласовывать с Госатомнадзором России графики проведения совместных проверок.
9. Начальникам таможенных органов и руководителям организаций системы ГТК России не разрешать соответствующим подчиненным подразделениям:
- получать радиоактивные вещества и радиационные (радионуклидные) источники, в том числе в составе приборов и аппаратуры, от организаций, не имеющих разрешений (лицензий) Госатомнадзора России на ведение соответствующих работ в области использования атомной энергии;
- передавать ядерные материалы и радиоактивные вещества другим организациям, не имеющим разрешений (лицензий) Госатомнадзора России на ведение соответствующих работ в области использования атомной энергии;
- допускать к проведению любых работ с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиационными (радионуклидными) источниками на своих объектах другие организации, не имеющие разрешений (лицензий) Госатомнадзора России на ведение соответствующих работ в области использования атомной энергии.
10. Региональному информационно-техническому таможенному управлению (А.Н. Чупланов) и Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф. Азаров) согласовывать с Госатомнадзором России разрабатываемые документы, регламентирующие обеспечение и контроль радиационной безопасности при проведении ТКДРМ и программы обучения сотрудников служб ТКДРМ.
11. Начальникам таможенных органов и руководителям организаций системы ГТК России при заключении договоров (в том числе договоры об аренде) и иных соглашений с другими организациями на выполнение радиационно опасных работ, связанных с проведением ТКДРМ, а также при изменении условий и сроков действия таких договоров проводить их согласование с Региональным информационно-техническим таможенным управлением.
12. Региональному информационно-техническому таможенному управлению (А.Н. Чупланов) сообщать в Госатомнадзор России информацию:
- об утверждении распорядительных и организационно-методических документов (приказов, положений и т.п.), регламентирующих вопросы обеспечения радиационной безопасности при проведении ТКДРМ, а также о внесении в них изменений в части указанных вопросов;
- о заключении договоров (включая договоры об аренде) и иных соглашений с другими организациями на выполнение радиационно опасных работ, связанных с проведением ТКДРМ, а также об изменениях условий и сроков действия таких договоров.
Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
А.С.КРУГЛОВ



Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 7 мая 1997 г. N 242
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
14 февраля 1997 г. N 07/226-07-01
ВРЕМЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ТАМОЖЕННОМУ КОМИТЕТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Разрешение выдано на основании заявления N 01-33/482 от 10.01.97.
Регистрационный номер заявки: 13-11/406-07-01 от 17.01.97.
Юридический адрес предприятия: Организации - 107842, г. Москва, Комсомольская пл., д. 1а.
Срок действия разрешения: до введения в действие "Положения о порядке выдачи разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии", но не более 3 лет от даты выдачи.
Настоящим разрешением Государственному таможенному комитету Российской Федерации (ГТК России) и подведомственным ему таможенным органам и учреждениям, участвующим в организации и осуществлении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ), предоставляется право на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
Разрешенная деятельность должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-техническими документами, требования которых распространяются на осуществляемую деятельность, и условиями действия настоящего разрешения, являющимися его неотъемлемой частью. В случае выявления неизвестных ранее факторов, влияющих на безопасность, Госатомнадзор России может откорректировать условия действия настоящего разрешения.
Государственный надзор за обеспечением радиационной безопасности и контроль соблюдения условий действия настоящего разрешения осуществляют Управление Центрального округа Госатомнадзора России совместно со Службой ТКДРМ ГТК России.
Начальник
Госатомнадзора России
Ю.Г.ВИШНЕВСКИЙ



УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЯ
ВРЕМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ ГОСАТОМНАДЗОРА РОССИИ
ОТ 14.02.1997 N 07/226-07-01, ВЫДАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
ТАМОЖЕННОМУ КОМИТЕТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОБРАЩЕНИЕ
С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЛЯЩИМИСЯ
И РАДИОАКТИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
1. Общие положения
1.1. Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее по тексту - ГТК России), подведомственные ему таможенные органы и другие учреждения, участвующие в организации и осуществлении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (далее по тексту - ТКДРМ), осуществляют разрешенную им деятельность в соответствии с:
законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами, а также нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в указанной области;
критериями и требованиями по радиационной безопасности, устанавливаемыми Госатомнадзором России посредством правил и норм, руководств, постановлений и иных нормативных документов;
требованиями документов, включенных в "Перечень основных нормативно-технических документов, используемых Госатомнадзором России при регулировании и надзоре за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе (П-01-01-95)", в части обеспечения радиационной безопасности при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
настоящими Условиями действия временного разрешения Госатомнадзора России (далее по тексту - Условия).
1.2. В случае нарушения настоящих Условий Госатомнадзор России может ограничить, приостановить действие разрешения до устранения нарушений или прекратить его действие.
В этом случае соответствующие службы ТКДРМ таможенных органов незамедлительно прекращают деятельность, представляющую радиационную опасность, и осуществляют мероприятия в соответствии с требованиями п. 5.2.
1.3. ГТК России обеспечивает участие должностных лиц Госатомнадзора России в проведении совместных инспекций состояния радиационной безопасности, технической, учетной и отчетной документации по обеспечению безопасности, подготовки и квалификации работников, порядка хранения, учета и физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоизотопных приборов, используемых при ТКДРМ.
Работники служб ТКДРМ таможенных органов предоставляют указанным лицам необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам.
1.4. ГТК России не позднее 45 дней от даты получения разрешения проведет мероприятия по введению его в действие и внесет необходимые изменения в части организации ведомственного (производственного) контроля за обеспечением радиационной безопасности в "Общее положение о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) таможенного органа Российской Федерации" (приложение 2 к Приказу ГТК России от 5 мая 1995 г. N 303) в соответствии с требованиями:
Федерального закона Российской Федерации "О радиационной безопасности населения" (статья 11);
Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87 (п. 1.6);
Типового положения о службе радиационной безопасности министерства и ведомства, утвержденного Минздравом СССР (N 1519-76);
раздела 4 настоящих Условий.
Копии соответствующих распорядительных документов представляются в Госатомнадзор России (в 2 экземплярах).
2. Область действия разрешения
2.1. Службе ТКДРМ ГТК России и службам ТКДРМ таможенных органов разрешается обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами при проведении ТКДРМ на объектах таможенных органов России и складах, удовлетворяющих требованиям к пунктам хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
2.2. Службе ТКДРМ ГТК России и службам ТКДРМ таможенных органов разрешается обращение с радиоактивными веществами при испытаниях, эксплуатации и хранении радиоизотопных приборов, предназначенных для проведения ТКДРМ, на объектах таможенных органов России, а также при участии в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию указанных приборов в организациях-разработчиках (изготовителях).
Работы по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию в течение срока службы и снятию с эксплуатации указанных приборов должны выполняться только организациями-разработчиками (изготовителями) или другими специализированными организациями.
Службы ТКДРМ таможенных органов в течение 10 дней уведомляют региональные органы Госатомнадзора России о вводе в эксплуатацию (получении) и снятии с эксплуатации (сдаче) указанных приборов.
2.3. Государственному таможенному комитету Российской Федерации, подведомственным ему таможенным органам и другим учреждениям не разрешается:
получать радиоактивные вещества и радиационные (радионуклидные) источники, в том числе в составе приборов и аппаратуры, от организаций, не имеющих разрешений (лицензий) Госатомнадзора России на ведение соответствующих работ в области использования атомной энергии;
передавать ядерные материалы и радиоактивные вещества другим организациям, не имеющим разрешений (лицензий) Госатомнадзора России на ведение соответствующих работ в области использования атомной энергии;
допускать к проведению любых работ с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиационными (радионуклидными) источниками на своих объектах другие организации, не имеющие разрешений (лицензий) Госатомнадзора России на ведение соответствующих работ в области использования атомной энергии.
2.4. При необходимости изменения настоящих Условий по инициативе ГТК России в Госатомнадзор России представляется соответствующая заявка с приложением документов, обосновывающих необходимость внесения изменений.
В процессе рассмотрения материалов заявки Госатомнадзором России могут приниматься решения о необходимости представления дополнительной информации.
Результаты рассмотрения заявки оформляются Госатомнадзором России изменением настоящих Условий или отказом в их изменении. Соответствующие работы могут проводиться только после оформления изменения настоящих Условий.
2.5. После введения в действие "Положения о порядке выдачи разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии" настоящее временное разрешение подлежит переоформлению в соответствии с порядком, устанавливаемым Госатомнадзором России.
3. Требования по обеспечению радиационной безопасности
3.1. При обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами Служба ТКДРМ ГТК России и службы ТКДРМ таможенных органов обязаны:
соблюдать общие требования, указанные в разделе 1 настоящих Условий;
планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
проводить работы по оценке и обоснованию радиационной безопасности радиационно опасных объектов и работ;
осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах и в помещениях, проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;
регулярно информировать работников об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
проводить подготовку и аттестацию работников служб ТКДРМ по вопросам обеспечения радиационной безопасности;
обеспечивать физическую защиту ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоизотопных приборов на принадлежащих им объектах, принимать надлежащие меры по исключению несанкционированного доступа к ним, их хищений, утери и повреждений;
своевременно информировать Госатомнадзор России о нарушениях, происшедших при осуществлении разрешенной деятельности, в соответствии с требованиями п. 5.1 настоящих Условий;
выполнять предписания должностных лиц Госатомнадзора России в соответствии с требованиями п. 5.2 настоящих Условий.
3.2. При заключении договоров с другими организациями на ведение работ по обеспечению ТКДРМ соответствующие органы ГТК России должны конкретно разграничивать в них ответственность сторон за обеспечение радиационной безопасности и включать в них необходимые требования по:
транспортированию, радиационному контролю, сопровождению, хранению, приемке и сдаче ядерных материалов и радиоактивных веществ, радиационных упаковок;
физической защите и исключению несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, радиационным упаковкам и объектам для их транспортирования и хранения;
наличию у организаций страхового полиса (договора), подтверждающего финансовое обеспечение их гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
4. Требования к службе ТКДРМ ГТК России
4.1. Служба ТКДРМ ГТК России в соответствии с требованиями нормативных документов, указанных в п. 1.4, обязана:
организовывать и осуществлять ведомственный контроль за обеспечением радиационной безопасности при проведении ТКДРМ, информировать руководство ГТК России и Госатомнадзор России о результатах контроля;
разрабатывать мероприятия, направленные на повышение радиационной безопасности, и осуществлять контроль за их выполнением;
проводить анализ и обобщение результатов радиационного дозиметрического контроля;
координировать и контролировать работу служб ТКДРМ в таможенных органах, осуществлять методическое руководство ими в части обеспечения радиационной безопасности и проведения радиационного контроля;
на основе федеральных норм и правил в области использования атомной энергии разрабатывать и совершенствовать ведомственные правила и инструкции, организовывать их согласование с органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
организовывать и участвовать в расследованиях радиационных аварий и других нарушений, влияющих на радиационную безопасность при проведении ТКДРМ, в разработке планов по предупреждению таких нарушений, локализации и ликвидации их последствий, контролировать эффективность проведения соответствующих мероприятий;
организовывать и участвовать в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских (проектных) работ по созданию технических средств, объектов и сооружений, средств индивидуальной защиты, предназначенных для проведения ТКДРМ, участвовать в рассмотрении конструкторской и проектной документации, обеспечивать контроль за их изготовлением (строительством) и приемкой в эксплуатацию;
контролировать прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров работников служб ТКДРМ;
осуществлять контроль за получением, учетом, правильным использованием радиоизотопных приборов и средств индивидуальной защиты службами ТКДРМ;
организовывать и участвовать в обучении, аттестации и повышении квалификации руководителей и исполнителей работ, специалистов служб ТКДРМ по вопросам обеспечения радиационной безопасности, использования методов и средств ТКДРМ, радиационного контроля и защиты, в обмене опытом работы.
4.2. Должностные лица Службы ТКДРМ ГТК России вправе:
выдавать руководителям и другим должностным лицам таможенных органов обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований норм и правил в области использования атомной энергии, а также причин и условий, приводящих к таким нарушениям, и предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями указанных требований и представляющих опасность для здоровья людей и окружающей среды, до устранения обнаруженных нарушений;
утверждать в установленном порядке ведомственные документы по обеспечению радиационной безопасности, обязательные для исполнения всеми службами ТКДРМ таможенных органов.
4.3. Служба ТКДРМ ГТК России в срок до 1 ноября каждого года разрабатывает и согласовывает с Госатомнадзором России графики проведения совместных инспекций на объектах служб ТКДРМ.
4.4. Служба ТКДРМ ГТК России привлекает управления региональных округов Госатомнадзора России к обучению, аттестации и повышению квалификации работников служб ТКДРМ по вопросам обеспечения радиационной безопасности.
4.5. Документы, регламентирующие обеспечение и контроль радиационной безопасности при проведении ТКДРМ, программы подготовки работников служб ТКДРМ согласовываются с Госатомнадзором России.
5. Требования к информации и отчетности
5.1. Служба ТКДРМ ГТК России и службы ТКДРМ таможенных органов сообщают в Госатомнадзор России о радиационных авариях, инцидентах, нарушениях установленного порядка ведения радиационно опасных работ, несанкционированных действиях в отношении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиационных источников, их утере, хищении и других нарушениях, происшедших при таможенном контроле за делящимися и радиоактивными материалами и создающих угрозу радиационной безопасности, а также о мерах, принимаемых для локализации и ликвидации последствий указанных нарушений.
Сообщения представляются:
устно (по телефону) и по телеграфу (телефаксу) в течение суток после ставших известными фактах о таких нарушениях;
письменно с изложением всех выявленных обстоятельств, причин и последствий нарушений не позднее 15 дней с момента нарушения.
5.2. При получении предписаний Госатомнадзора России и Службы ТКДРМ ГТК России об устранении выявленных нарушений требований правил и норм по радиационной безопасности и настоящих Условий, а также предписаний о приостановке работ, проводимых с указанными нарушениями, службы ТКДРМ таможенных органов направляют в течение 10 дней указанным органам план-график проведения работ по устранению нарушений и информируют их о выполнении планов-графиков в соответствии с установленными в них сроками.
5.3. ГТК России сообщает в Госатомнадзор России:
об утверждении распорядительных и организационно-методических документов (приказов, положений и т.п.), регламентирующих вопросы обеспечения радиационной безопасности при проведении ТКДРМ, а также о внесении в них изменений в части указанных вопросов;
о заключении договоров (включая договора об аренде) и иных соглашений с другими организациями на выполнение радиационно опасных работ, связанных с проведением ТКДРМ, а также об изменениях условий и сроков действия таких договоров.
Сообщения представляются в течение 5 дней от даты утверждения (внесения изменений, продления срока действия) документов.
Заместитель Начальника
Управления по надзору
за радиационной безопасностью
в народном хозяйстве
М.В.МИХАЙЛОВ



Приложение 2
к Приказу ГТК России
от 7 мая 1997 г. N 242
Утверждаю
Заместитель Председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
С.М.БЕКОВ
Согласовано
Заместитель Председателя
Федерального надзора России
по ядерной и радиационной
безопасности
А.М.ЖОКИН
27 июля 1995 года
Заместитель Министра
Российской Федерации
по атомной энергии
Н.Н.ЕГОРОВ
8 ноября 1995 года
Заместитель Председателя
Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
А.А.МОНИСОВ
29 мая 1995 года
РУКОВОДСТВО
ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Настоящее Руководство разработано рабочей группой, в которую вошли:
Барковский А.Н. (Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены - С.-П. НИИРГ), Брук Г.Я. (С.-П. НИИРГ), Ершов Э.Б. (секретарь, С.-П. НИИРГ), Иванов Е.В. (зам. руководителя, С.-П. НИИРГ), Комаров Е.И. (С.-П. НИИРГ), Кравченко Н.Э. (ГТК России), Либерман А.Н. (руководитель работ, С.-П. НИИРГ), Рамзаев П.В. (С.-П. НИИРГ), Рикунов В.А. (Госатомнадзор России), Тихонов Н.С. (Всероссийский научно-исследовательский проектный институт энерготехники - ВНИПИЭТ), Яновская Н.С. (Межотраслевой координационный центр "Нуклид" - МКЦ "Нуклид").
В подготовке и обсуждении материалов Руководства принимали участие:
Анохин А.Н. (Северо-Европейский округ Госатомнадзора России), Васильев И.И. (ГТК России), Громов А.Б. (служба ТКДРМ Западного таможенного управления), Граве А.В. (служба ТКДРМ Пулковской таможни), Дзенковский В.Г. (служба ТКДРМ Выборгской таможни), Довгиленко А.С. (МКЦ "Нуклид"), Ершов В.Н. (ВНИПИЭТ), Жаров А.В. (МКЦ "Нуклид"), Зубков Е.Л. (отдел ТКДРМ Уральского таможенного управления), Камынов Ш.В. (МКЦ "Нуклид"), Козырева О.И. (МКЦ "Нуклид"), Макаревич И.М. (МКЦ "Нуклид"), Михайлов М.В. (Госатомнадзор России), Попов А.С. (служба ТКДРМ Кингисеппской таможни), Рямо А.А. (служба ТКДРМ Северо-Западной базовой таможни), Семенов А.А. (МКЦ "Нуклид"), Трейман Г.О. (МКЦ "Нуклид").
1. ВВЕДЕНИЕ
Таможенный контроль и таможенное оформление делящихся и радиоактивных материалов, являясь функциями таможенных органов Российской Федерации, направлены на недопущение незаконного перемещения этих материалов через таможенную границу Российской Федерации. Список сокращений, используемых в Руководстве, приведен в Приложении 1.
Необходимость осуществления таможенного контроля ДРМ определяется в первую очередь тем, что радиационные грузы представляют собой товары, имеющие значительную ценность, незаконное перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации может нанести экономический ущерб государству.
Кроме того, следует учитывать, что ДРМ относятся к категории опасных грузов, которые в случае нарушения требований, предъявляемых к их перевозке, могут нанести вред здоровью людей и вызвать радиоактивное загрязнение транспортных средств, территории, помещений и окружающей среды. Поэтому по возможным последствиям незаконное перемещение радиационного груза через границу должно рассматриваться как аварийная ситуация.
Целями настоящего Руководства являются:
- установление основных положений по организации производства таможенного оформления и порядка проведения таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
- установление общих требований к порядку и методам проведения таможенного контроля для пресечения попыток незаконного перемещения через границу делящихся и радиоактивных материалов;
- установление требований к планированию и осуществлению мероприятий по предотвращению попыток и ликвидации возможных последствий незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу России.
Руководство предназначено для всех таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль ДРМ, содержит нормативные требования и справочно-методические материалы по ТКДРМ.
На основе настоящего Руководства в таможенных органах Российской Федерации с учетом конкретных условий должны быть разработаны инструкция по взаимодействию с территориальными органами федеральных ведомств в случае выявления попытки незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации и план мероприятий на случай аварий, связанных с этими материалами. Инструкция и план должны быть согласованы с региональными (территориальными) органами Минздрава, Госатомнадзора, МВД России и утверждены руководителями таможенных органов.
Ответственность за выполнение требований настоящего Руководства несут руководители таможенных органов.
Руководство разработано на основе требований отечественных регламентирующих документов - Федерального закона "О радиационной безопасности населения", НРБ-96, ОСП-72/87, ПБТРВ-73, ОПБЗ-83, ПВСР-92, и в нем учтены рекомендации, содержащиеся в документах международных организаций - Международных нормах радиационной безопасности (МАГАТЭ, 1994), Правилах безопасной перевозки радиоактивных веществ (МАГАТЭ, 1985) и других документах, а также в законодательных актах по вопросам безопасной транспортировки и радиационного контроля ряда стран (США, Франция, Германия, Швеция и др.). В Руководстве использован накопленный отечественный опыт радиационного контроля за безопасной транспортировкой радиационных грузов, а также опыт планирования и реализации мероприятий по предотвращению радиационных аварий и ликвидации их последствий.
2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящей главе приведены основные термины и определения, использованные в настоящем Руководстве.
2.1. Альфа-излучение - ионизирующее излучение, состоящее из альфа-частиц (ядер гелия), испускаемых при ядерных превращениях.
2.2. Альфа-излучатели низкой токсичности - природный уран, обедненный уран, природный торий, уран-235, 238, торий-232, 228 и 230, содержащиеся в рудах или в форме физических и химических концентратов, альфа-излучатели с периодом полураспада менее 10 дней.
2.3. А1 и А2 - величины активности, используемые в Правилах МАГАТЭ при определении типа упаковочного комплекта для перевозки отдельных радиоактивных материалов. А1 - для радиоактивных материалов особого вида, А2 - для радиоактивных материалов, не относящихся к особому виду.
2.4. Бета-излучение - электронное (и позитронное) ионизирующее излучение, состоящее из электронов или позитронов с непрерывным энергетическим спектром, испускаемое при ядерных превращениях. Характеризуется граничной энергией спектра.
2.5. Беккерель (Бк) - единица активности источника, равная 1
радиоактивному распаду в секунду - 1 расп./с (1 Ки = 3,7 x
10
10 Бк).
2.6. Внешнее облучение - облучение тела от находящихся вне его источников ионизирующего излучения.
2.7. Внутреннее облучение - облучение тела от находящихся внутри него радионуклидов.
2.8. Гамма-излучение - фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях.
2.9. Грузоотправитель - любое лицо, которое представляет груз для перевозки и именуется грузоотправителем в перевозочных документах.
2.10. Грузополучатель - любое лицо, которое получает груз или в адрес которого он направлен.
2.11. Грузовой контейнер - предмет транспортного оборудования, сконструированный для облегчения транспортировки грузов, упакованных или неупакованных, одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки этих грузов. Он не должен самопроизвольно открываться, должен иметь достаточную жесткость и прочность, обеспечивающую его повторное использование, и должен быть снабжен устройствами, облегчающими работу с ним, особенно при перегрузке с одного вида транспорта на другой.
2.12. Доза - сокращенное наименование эквивалентной дозы (если она приведена в бэрах или зивертах) или экспозиционной (если она приведена в рентгенах).
2.13. Дополнительный радиационный контроль - второй этап радиационного контроля.
2.14. Делящиеся (ядерные) материалы - материалы, в которых может возникать цепная реакция деления, что требует соблюдения дополнительных мер ядерной безопасности, исключающих возможность возникновения критической массы при их перевозке. В Правилах МАГАТЭ к делящимся материалам отнесены материалы, содержащие уран-233, 235, плутоний-238, 239, 241 или любые сочетания этих радионуклидов в количестве более 15 г при условии их содержания в материалах более 0,7% по массе.
Природный или обедненный уран, если они не облучены или облучены лишь в реакторах на тепловых нейтронах, не рассматриваются как делящиеся материалы.
2.15. Естественный фон излучения - эквивалентная доза ионизирующего излучения, создаваемого космическим излучением и излучением естественно распределенных природных радионуклидов в поверхностных слоях Земли, приземной атмосфере, продуктах питания, воде и организме человека.
2.16. Зиверт (Зв) - единица эквивалентной дозы; 1 Зв = 100 бэр.
2.17. Изотоп - нуклид с числом протонов в ядре, свойственным данному элементу.
2.18. Изотоп радиоактивный - изотоп, обладающий радиоактивностью.
2.19. Ионизирующее излучение - излучение, которое взаимодействуя с веществом приводит к образованию в этом веществе ионов разного знака. Ионизирующее излучение состоит из заряженных и незаряженных частиц. К последним относятся также фотоны.
2.20. Источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение.
10
2.21. Кюри (Ки) - единица радиоактивности, 1 Ки = 3,7 x 10
расп./с (Бк).
2.22. Компетентный орган - организация, наделенная правом представлять государство или международный орган при решении вопросов, связанных с перевозкой радиоактивных веществ, а также несущая ответственность за обеспечение применения Правил МАГАТЭ и наделенная соответствующими полномочиями. Основным источником информации о компетентных органах различных стран является перечень компетентных органов по перевозке радиоактивных веществ (публикуется МАГАТЭ ежегодно), который будет рассылаться ГТК России по таможенным органам. В России государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них является Минатом России.
2.23. Материал (вещество) с низкой удельной активностью (НУА или LSA) - это радиоактивный материал, который имеет природную или искусственную низкую активность на единицу массы (удельная активность). В соответствии с Правилами МАГАТЭ такие материалы делятся на три группы: LSA-I, LSA-II, LSA-III (Приложение 2).
2.24. Мощность дозы - сокращенное наименование мощности эквивалентной или экспозиционной дозы.
2.25. Неснимаемое (фиксированное) радиоактивное загрязнение поверхности - радиоактивное вещество, которое самопроизвольно или при эксплуатации не переходит с загрязненной поверхности в окружающую среду и не удаляется применяемыми способами дезактивации.
2.26. Нуклид - вид атомов с данными числами протонов и нейтронов в ядре, характеризующийся массовым числом А (атомная масса) и атомным номером Z.
2.27. Обедненный или обогащенный уран - уран, содержащий соответственно меньшее и большее в процентном отношении количество урана-235 по массе, чем природный уран (0,72%).
2.28. Объекты с поверхностным радиоактивным загрязнением (ОПРЗ или SCO) - это твердые нерадиоактивные объекты, поверхность которых имеет радиоактивное загрязнение. В соответствии с Правилами МАГАТЭ такие объекты делятся на две категории - SCO-I и SCO-II, отличающиеся друг от друга уровнями фиксированного (неснимаемого) и нефиксированного (снимаемого) загрязнений (Приложение 2).
2.29. Первичный радиационный контроль - первый этап радиационного контроля.
2.30. Перевозчик - любое лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за оборудование и использование транспортного средства.
2.31. Период полураспада радионуклида - время, в течение которого число ядер данного радионуклида в результате самопроизвольных ядерных превращений уменьшается в два раза.
2.32. Персонал - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б).
2.33. Правила МАГАТЭ - документы МАГАТЭ, регламентирующие международные правила безопасной перевозки ДРМ. К ним относятся: Правила безопасной перевозки радиоактивных веществ, 1985 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.); Серия изданий по безопасности N 6, МАГАТЭ, Вена, 1991; Справочный материал к Правилам МАГАТЭ по безопасной перевозке радиоактивных веществ, 1985 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.); Серия изданий по безопасности N 37, МАГАТЭ, Вена, 1991; Перечни требований по перевозке определенных типов грузов радиоактивных веществ; Серия изданий по безопасности N 80, МАГАТЭ, Вена, 1991.
2.34. Правила - нормативные документы, регламентирующие правила перевозки ДРМ в России (ПБТРВ-73, ОПБЗ-83, ПВСР-92).
2.35. Природный торий - химически выделенный торий, содержащий природную смесь изотопов тория.
2.36. Природный уран - химически выделенный уран, содержащий природную смесь изотопов урана (99,28% урана-238 и 0,72% урана-235 по массе).
2.37. Промышленная упаковка - упаковка, которая используется для транспортирования материалов с НУА и ОПРЗ. Существует три типа промышленных упаковок.
2.38. Промышленная упаковка типа 1 (IP-1) - упаковка, которая должна соответствовать общим требованиям Правил МАГАТЭ ко всем упаковочным комплектам и упаковкам, а также выдерживать повышенные значения температуры и давления.
2.39. Промышленная упаковка типа 2 (IP-2) - упаковка, которая должна соответствовать требованиям к упаковке типа IP-1, а также выдерживать испытания на свободное падение и укладку штабелем.
2.40. Промышленная упаковка типа 3 (IP-3) - упаковка, которая должна соответствовать требованиям к упаковкам IP-1 и IP-2, а также выдерживать испытания на обрызгивание водой и разрушение в глубине.
2.41. Радиационный контроль - таможенный контроль радиационных параметров груза, который может осуществляться с использованием специальных технических средств как самостоятельно, так и в сочетании с иными формами этого контроля.
2.42. Радиационный груз (товар) - это упаковка(и) с радиоактивным материалом или неупакованный радиоактивный материал, представленные для транспортирования.
2.43. Радиоактивный материал (радиоактивное вещество) - любое вещество или материал, суммарная и удельная активность радионуклида в котором превышает допустимые значения (табл. П-4 НРБ-96).
При наличии нескольких радионуклидов в материале он считается радиоактивным, если сумма отношений фактических значений их суммарных и удельных активностей и допустимых (табл. П-4 НРБ-96) больше единицы.
Все делящиеся материалы относятся к радиоактивным материалам (веществам), так как их удельная активность всегда больше предельно допустимой.
2.44. Радиоактивный материал (радиоактивное вещество) особого вида - нерассеивающийся твердый радиоактивный материал либо радиоактивный материал в герметичной капсуле, конструкция которой делает невозможным ее открытие без разрушения. Радиоактивное вещество или капсулу относят к особому виду, если они имеют по крайней мере один из размеров не менее 5 мм и выдерживают специальные испытания на падение, удар, изгиб и нагрев.
2.45. Радиоактивные отходы (РаО) - растворы, изделия, материалы, биологические объекты, не подлежащие дальнейшему использованию на данном или каком-либо другом производстве и в экспериментальных исследованиях и содержащие радиоактивные вещества в количествах, превышающих значения, установленные действующими нормами и правилами. Жидкие отходы считаются радиоактивными, если содержание в них отдельных радионуклидов или их смесей превышает допустимые концентрации, установленные НРБ-96 для воды. В соответствии с ОСП-72/87 жидкие радиоактивные отходы по значению удельной активности разделяются на следующие категории:
- слабоактивные - менее 370 кБк/л;
- среднеактивные - от 370 до 37 ГБк/л;
- высокоактивные - более 37 ГБк/л.
Твердые отходы считаются радиоактивными, если их удельная
-6
активность превышает 74 кБк/кг (2 x 10 Ки/кг). В зависимости от
мощности дозы на расстоянии 10 см от их поверхности твердые
радиоактивные отходы делятся на три группы:
- I - менее 30 мбэр/ч (менее 0,3 мЗв/ч);
- II - от 30 до 1000 мбэр/ч (от 0,3 до 10 мЗв/ч);
- III - более 1000 мбэр/ч (более 10 мЗв/ч) (см. СПОРО-85).
2.46. Радионуклид - радиоактивный атом с данным массовым числом и атомным номером.
2.47. Радионуклидный прибор - прибор, аппарат, установка, частью которого является встроенный радионуклидный источник.
2.48. Радиоактивное загрязнение - наличие радиоактивных веществ на поверхности в количестве более 0,4 Бк/кв. см для бета-, гамма- и альфа-излучателей низкой токсичности или 0,04 Бк/кв. см для всех других альфа-излучателей.
2.49. Снимаемое (нефиксированное) радиоактивное загрязнение поверхности - радиоактивные вещества, которые самопроизвольно или при эксплуатации могут переходить с загрязненной поверхности в окружающую среду и удаляться применяемыми способами дезактивации.
2.50. Специальные условия - условия, при выполнении которых разрешается транспортировать партии радиационных грузов, отвечающих не всем требованиям Правил. Специальные условия утверждаются компетентными органами, в России - Минатомом России.
2.51. Средства индивидуальной защиты - технические средства защиты персонала от поступления радиоактивных веществ внутрь организма, радиоактивного загрязнения кожных покровов и внешнего облучения.
2.52. Транспортный индекс - число, присвоенное упаковке,
связке, резервуару, грузовому контейнеру или партии грузов для
осуществления контроля за партиями упаковок в целях минимизации
ядерной критичности и риска облучения. В соответствии с ПБТРВ-73
его значение равно предельно допустимому значению мощности дозы
-2
излучения мбэр/ч (10 мЗв/ч) на расстоянии 1 м от любой точки
поверхности радиационной упаковки. Для делящихся материалов
транспортный индекс определяется исходя из соображений их
критического состояния (Приложение 3).
2.53. Транспортное средство - средство транспортирования упаковки (железнодорожный вагон, автомобиль, морское или воздушное судно).
2.54. Транспортный упаковочный комплект - система элементов, необходимых для удержания радиоактивного содержимого и предупреждения возникновения самоподдерживающейся цепной реакции при нормальных условиях перевозки. Комплект может включать поглощающие материалы, дистанционирующие конструкции, устройства для защиты от излучений, для охлаждения и тепловой изоляции, амортизаторы. Транспортный упаковочный комплект с радиоактивным содержимым составляет упаковку.
2.55. Углубленное радиационное обследование - третий этап радиационного контроля.
2.56. Упаковка, не подпадающая под действие Правил, - упаковка, которая может перевозиться при ограниченном административном контроле и без видимых предупреждающих этикеток на наружной поверхности. Уровень излучения в любой точке поверхности таких упаковок не должен превышать 0,5 мбэр/ч (5 мкЗв/ч) для предотвращения чрезмерного облучения людей и чувствительных фотоматериалов, находящихся в непосредственной близости от них.
Упаковки, не подпадающие под действие Правил, должны отвечать только следующим требованиям:
- их содержимое должно сохраняться в условиях, вероятных для обычной перевозки;
- уровень излучения в любой точке на их поверхности не должен превышать 0,5 мбэр/ч (5 мкЗв/ч);
- должны иметь маркировку "Радиоактивно", нанесенную на внутреннюю поверхность так, чтобы ее было видно при их открывании.
2.57. Упаковка типа А - предназначена для безопасной и экономически выгодной перевозки сравнительно небольших количеств радиоактивных материалов.
Упаковки типа А должны иметь сертификат-разрешение. Конструкция их должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к упаковке IP-3. Кроме того, такие упаковки должны выдерживать более тяжелые испытания, если их радиоактивное содержимое находится в жидкой или газообразной форме. Они должны строго соответствовать техническим условиям относительно размера, условий окружающей среды, внутреннего давления и герметизации, не распространяемых на промышленные упаковки. Предполагается, что такие упаковки сохранят свою целостность в условиях неправильного обращения, которые считаются нормальными, а также в следующих возможных ситуациях при перевозках:
- падение с транспортного средства или с аналогичной высоты;
- нанесение удара острым предметом с нарушением целостности упаковки;
- воздействие атмосферных осадков;
- укладка других грузов поверх упаковок.
Допускается, что упаковки типа А могут быть повреждены в результате тяжелой аварии и что может произойти утечка части их содержимого. Поэтому в Правилах МАГАТЭ предусмотрено ограничение максимального количества радионуклидов, допустимого для перевозки в них. Суммарная активность радиоактивного материала, перевозимого в упаковках типа А, не должна превышать А1 для радиоактивных материалов особого вида и А2 - для радиоактивных материалов, не относящихся к особому виду. При соблюдении этих условий в случае утечки обеспечивается низкий риск внешнего облучения или загрязнения.
2.58. Упаковка типа В - используется для перевозки значительно больших количеств радиоактивных веществ, чем в упаковке типа А. Упаковки типа В должны выдерживать большинство ситуаций, перечисленных в п. 2.57, без нарушения герметичности и без повышения уровня излучения до значений, при которых может возникнуть опасность для здоровья населения и персонала, участвующего в работах по ликвидации последствий аварии. Правилами МАГАТЭ предусмотрено проведение механических и высокотемпературных испытаний упаковок типа В, имитирующих условия аварий. В принципе упаковки типа В рассчитаны на любое количество радиоактивного материала любого вида при условии соблюдения всех требований Правил МАГАТЭ. Утверждение упаковочных комплектов типа В может быть односторонним [B(U)] либо многосторонним [B(M)]. Одностороннее утверждение означает получение сертификата-разрешения лишь от компетентного органа страны происхождения упаковки, многостороннее - это утверждение соответствующих сертификатов-разрешений еще и компетентными органами стран, через территорию которых перевозится упаковка или на территорию которых она ввозится.
2.59. Упаковка, предназначенная для перевозки делящихся материалов (веществ), - используется в тех случаях, когда радиоактивное содержимое способно поддерживать цепную реакцию деления. Для таких упаковок необходимы специальные виды контроля. Они должны иметь сертификаты-разрешения компетентных органов каждой страны, через территорию которой они перевозятся или на территорию которой они ввозятся.
2.60. Ядерные материалы - уран (обедненный, естественный или обогащенный, включая уран-233), плутоний, торий и нептуний-237, а также любое из этих веществ в форме металла, сплава, химического соединения, концентрата, свежего или отработавшего реакторного топлива.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
НАЛИЧИЯ ДРМ В ТОВАРАХ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
Все радиоактивные материалы (в том числе и делящиеся) в процессе радиоактивного распада испускают различного вида излучения. Основные из них:
- нейтронное излучение;
- гамма-излучение;
- бета-излучение;
- альфа-излучение.
Фиксируя инструментально указанные виды излучения, можно определять наличие ДРМ в различных объектах.
Нейтронное и гамма-излучение относятся к так называемым проникающим излучениям, так как они достаточно легко проходят через различные материалы. В связи с этим для радиационных грузов, испускающих эти виды излучений, требуется специальная конструктивная защита, которая позволит обеспечить радиационную безопасность при их транспортировке. Вследствие высокой проникающей способности именно эти два вида излучений являются индикатором наличия ДРМ в перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах. Современные технические средства позволяют надежно регистрировать достаточно малые уровни этих излучений. Минимально достижимый уровень их регистрации определяется только радиационным фоном в точке измерений и чувствительностью используемой аппаратуры.
Бета-излучение полностью поглощается любым металлом толщиной 2 - 3 мм, а альфа-излучение - даже слоем обычной бумаги, поэтому они практически не могут быть индикатором обнаружения ДРМ. В то же время радионуклиды с альфа- и бета-излучением представляют значительную радиационную опасность при попадании внутрь организма человека. Поэтому при выявлении факта незаконной перевозки ДРМ следует тщательно измерить поверхностное загрязнение упаковки указанными радионуклидами и только после этого приступать к ее изъятию или перемещению для идентификации содержащегося в ней груза.
В материале защитных капсул, в которых находятся бета-излучатели, может возникать тормозное гамма-излучение, достигающее значительных уровней в зависимости от максимальной энергии бета-частиц и суммарной активности источника. Это обстоятельство может использоваться для обнаружения ДРМ.
Большинство радионуклидов испускает гамма-излучение, регистрация которого наиболее проста и информативна. Наиболее простым и надежным способом обнаружения незаконно перевозимых радиационных грузов является регистрация внешнего гамма-излучения. Гамма-излучение эффективно ослабляется материалами высокой плотности, такими как сталь, медь, свинец, ртуть, вольфрам и т.д. Наиболее часто при перевозке источников гамма-излучения используются защитные контейнеры из свинца. Их же используют и для маскировки при незаконной перевозке источников гамма-излучения, поскольку при этом мощность дозы последнего ниже уровня регистрации измерительной аппаратуры, используемой для таможенного контроля ДРМ. В связи с этим находящиеся в перевозимых через границу товарах предметы непонятного назначения из тяжелого материала, могущие служить защитными контейнерами для гамма-излучающих радионуклидов, должны обязательно подвергаться таможенному контролю, в том числе и дополнительному радиационному контролю высокочувствительными приборами (например, типа МКС-01Р, РХГ-01 и т.п.). При этом следует учитывать, что для небольших по размеру источников (а именно такие источники перевозят обычно в защитных контейнерах) мощность дозы внешнего гамма-излучения уменьшается пропорционально квадрату расстояния от источника. Например, мощность дозы на расстоянии 100 см от источника более чем в 10 раз меньше, чем на расстоянии 30 см от него. Учитывая это обстоятельство, для повышения вероятности обнаружения незаконного перемещения ДРМ измерения необходимо проводить на поверхности контейнера в точке, ближайшей от предполагаемого расположения источника.
Следует отметить, что энергетический спектр гамма-излучения большинства радионуклидов имеет линейчатую структуру, то есть представляет собой набор отдельных гамма-линий. Этот набор уникален для каждого радионуклида и может служить его своеобразным "паспортом" (Приложение 4). Используя гамма-спектрометры, можно надежно определять наличие того или иного радионуклида в составе товаров и транспортных средствах без вскрытия упаковки. Таким образом, гамма-излучение является наиболее информативным фактором идентификации ДРМ при невозможности вскрытия упаковки. При этом, однако, необходимо учитывать возможное изменение спектральной характеристики излучения в результате поглощения защитным материалом контейнера (УКТ) гамма-линий с малой энергией.
Нейтронное излучение является, как правило, результатом спонтанного деления делящихся материалов либо результатом (альфа, n-реакции) на легких ядрах, для чего нужен мощный источник альфа-излучения, которым могут быть некоторые тяжелые ядра, в том числе большинство изотопов U, Pu и других трансурановых элементов. Таким образом, наличие нейтронного излучения может служить серьезным основанием для подозрения о наличии в перевозимом грузе делящихся материалов. Для защиты от нейтронного излучения используются материалы с высокой концентрацией атомов водорода, такие как вода, парафин, полиэтилен, гидриды металлов и т.п. Контейнеры из этих материалов могут применяться и для незаконной перевозки ДРМ, испускающих нейтронное излучение. Хорошим материалом защиты от нейтронов является бетон, который достаточно эффективно ослабляет и гамма-излучение. Разного рода сборки или "домики" из толстых бетонных блоков могут служить идеальным средством для маскировки самых разнообразных радиационных грузов. Единственной возможностью их выявления является измерение локальных "прострелов" гамма- и нейтронного излучения в щелях в импровизированной бетонной кладке. Во всех подозрительных случаях для повышения вероятности обнаружения источника нейтронного излучения измерения следует вести на минимально возможном расстоянии от предполагаемого места их размещения.
При незаконных перевозках ДРМ в качестве экрана, препятствующего их обнаружению, могут использоваться стенки транспортного средства, другие средства, особенно металлоемкие или массивные бетонные конструкции. В случае рассеиваемой формы ДРМ также могут использоваться герметичные емкости простейшей конструкции. Для экранирования ДРМ с нейтронным излучением могут также использоваться водородсодержащие материалы, в том числе древесина, баки с водой и т.п.
4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
РАДИАЦИОННЫХ ГРУЗОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
НА КОТОРЫХ ОНИ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ
4.1. Взаимодействие таможенных органов
с федеральными органами исполнительной власти при выдаче
разрешительных документов на внешнеэкономические
операции с ДРМ
4.1.1. Все ядерные материалы, радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе при вывозе из Российской Федерации или ввозе в Российскую Федерацию подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению в соответствии с законодательством Российской Федерации и с порядком, определенным ГТК России, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
4.1.2. Вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию ядерных материалов осуществляется только по лицензиям Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, а радиоактивных изотопов, радиоактивных веществ и изделий на их основе, как правило, по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в соответствии с установленным порядком.
Министерство Российской Федерации по атомной энергии и Министерство здравоохранения Российской Федерации ежегодно направляют в Государственный таможенный комитет Российской Федерации взаимосогласованные перечни радиоизотопной продукции по закрепленной номенклатуре, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий, и предварительно согласованные с Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности.
4.1.3. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, радиоактивных изотопов, радиоактивных веществ и изделий на их основе осуществляется при условии представления специальных разрешительных документов (табл. 4.1), которые могут использоваться для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля ДРМ.
Таблица 4.1
----T------------------------T-----------------------------------¬
¦ N ¦ Организация ¦ Документ ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦1. ¦МВЭС России ¦Лицензия. Выдается на основании ¦
¦ ¦ ¦заявления установленного образца, ¦
¦ ¦ ¦предварительно согласованного с ¦
¦ ¦ ¦Минатомом России. Лицензии выдаются¦
¦ ¦ ¦юридическим лицам, имеющим разреше-¦
¦ ¦ ¦ние (лицензию) Госатомнадзора ¦
¦ ¦ ¦России на право проведения работ по¦
¦ ¦ ¦производству, хранению, транспорти-¦
¦ ¦ ¦ровке, оказанию посреднических ус- ¦
¦ ¦ ¦луг по реализации радиоизотопной ¦
¦ ¦ ¦продукции и радиоактивных веществ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦2. ¦Комиссия по экспортному ¦Заключение о возможности реализации¦
¦ ¦контролю Российской ¦контрактов (соглашений, договоров) ¦
¦ ¦Федерации при ¦на экспорт ядерной продукции, кри- ¦
¦ ¦Правительстве Российской¦тичной с точки зрения нераспростра-¦
¦ ¦Федерации ¦нения ядерного оружия. ¦
¦ ¦ ¦В случае внесения в текст контракта¦
¦ ¦ ¦(договора, соглашения) на экспорт ¦
¦ ¦ ¦ядерной продукции изменений, касаю-¦
¦ ¦ ¦щихся предметов экспорта, мест ис- ¦
¦ ¦ ¦пользования экспортируемых товаров ¦
¦ ¦ ¦и конечных пользователей ранее ¦
¦ ¦ ¦выданное заключение Комиссией по ¦
¦ ¦ ¦экспортному контролю Российской ¦
¦ ¦ ¦Федерации при Правительстве ¦
¦ ¦ ¦Российской Федерации о возможности ¦
¦ ¦ ¦его реализации подлежит обязатель- ¦
¦ ¦ ¦ному переоформлению ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦3. ¦Федеральный надзор ¦Разрешения (лицензии) изготовителю ¦
¦ ¦России по ядерной и ра- ¦и экспортеру - посреднику на право ¦
¦ ¦диационной безопасности ¦проведения работ по производству, ¦
¦ ¦- Госатомнадзор России ¦хранению, транспортировке, оказанию¦
¦ ¦ ¦посреднических услуг по реализации ¦
¦ ¦ ¦ядерных материалов, радиоизотопной ¦
¦ ¦ ¦продукции и радиоактивных веществ. ¦
¦ ¦ ¦Разрешения (лицензии) импортеру на ¦
¦ ¦ ¦право применения, хранения, пере- ¦
¦ ¦ ¦работки, транспортировки и оказания¦
¦ ¦ ¦посреднических услуг по приобрете- ¦
¦ ¦ ¦нию ядерных материалов, радиоизо- ¦
¦ ¦ ¦топной продукции и радиоактивных ¦
¦ ¦ ¦веществ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦4. ¦Минатом России - компе- ¦Сертификат-разрешение на РВОВ, ¦
¦ ¦тентный национальный ¦сертификат-разрешение на конструк- ¦
¦ ¦орган по безопасной ¦цию УКТ и сертификат-разрешение на ¦
¦ ¦перевозке ДРМ ¦перевозку радиоактивного содержимо-¦
¦ ¦ ¦го в УКТ данным видом транспорта с ¦
¦ ¦ ¦учетом маршрута. ¦
¦ ¦ ¦Выдается изготовителю и (или) гру- ¦
¦ ¦ ¦зоотправителю на основании заявок ¦
¦ ¦ ¦установленного образца. ¦
¦ ¦ ¦Примечания. 1. Допускается совме- ¦
¦ ¦ ¦щение сертификатов-разрешений на ¦
¦ ¦ ¦конструкцию УКТ и его перевозку. ¦
¦ ¦ ¦2. Сертификат-разрешение на РВОВ ¦
¦ ¦ ¦необходим, если в сертификате-раз- ¦
¦ ¦ ¦решении на конструкцию указано, что¦
¦ ¦ ¦УКТ предназначен только для пере- ¦
¦ ¦ ¦возки РВОВ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦5. ¦Госстандарт России или ¦Сертификат соответствия радиоактив-¦
¦ ¦органы по сертификации ¦ного содержимого и конструкции УКТ ¦
¦ ¦соответствия системе ¦национальным нормативным докумен- ¦
¦ ¦ГОСТ Р, аккредитованные ¦там. ¦
¦ ¦Госстандартом России ¦Выдается изготовителям радионуклид-¦
¦ ¦ ¦ной продукции и УКТ в соответствии ¦
¦ ¦ ¦с системой ГОСТ Р. ¦
¦ ¦ ¦Примечание. До выхода нормативных ¦
¦ ¦ ¦актов, регулирующих обращение с ¦
¦ ¦ ¦ДРМ, сертификация соответствия яв- ¦
¦ ¦ ¦ляется добровольной. При этом ¦
¦ ¦ ¦возможно совмещение сертификатов ¦
¦ ¦ ¦соответствия и сертификатов-разре- ¦
¦ ¦ ¦шений на РВОВ и УКТ ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦6. ¦Минздрав России ¦Разрешение (санитарный паспорт ор- ¦
¦ ¦ ¦ганов санэпиднадзора на соответ- ¦
¦ ¦ ¦ствующую производственную деятель- ¦
¦ ¦ ¦ность с ИИИ, выданный изготовителю,¦
¦ ¦ ¦получателю или перевозчику). ¦
¦ ¦ ¦Представляется Госатомнадзору ¦
¦ ¦ ¦России для получения лицензии или ¦
¦ ¦ ¦временного разрешения. ¦
¦ ¦ ¦Согласовывает заявление на выдачу ¦
¦ ¦ ¦лицензии на ввоз радиоизотопной ¦
¦ ¦ ¦продукции медицинского назначения ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦7. ¦Таможенные органы ¦Грузовая таможенная декларация, ¦
¦ ¦Российской Федерации ¦разрешение на переработку, разреше-¦
¦ ¦ ¦ние на временный ввоз (вывоз), раз-¦
¦ ¦ ¦решение на транзит ДРМ и др. ¦
¦ ¦ ¦Оформляется на основе заявления ¦
¦ ¦ ¦установленного образца и комплект- ¦
¦ ¦ ¦ности в соответствии с нормативными¦
¦ ¦ ¦актами ГТК России ¦
+---+------------------------+-----------------------------------+
¦8. ¦Уполномоченные ¦Страховой полис на перемещение ДРМ ¦
¦ ¦Росстрахнадзором России ¦через таможенную границу России или¦
¦ ¦(путем лицензирования) ¦другой документ, подтверждающий фи-¦
¦ ¦специализированные ¦нансовую гарантию на случай возме- ¦
¦ ¦страховые компании ¦щения ущерба от радиационного воз- ¦
¦ ¦ ¦действия и экологическую безопас- ¦
¦ ¦ ¦ность при перевозке ДРМ. ¦
¦ ¦ ¦Оформляется грузоотправителем (пе- ¦
¦ ¦ ¦ревозчиком или грузополучателем, ¦
¦ ¦ ¦если это оговорено их договором с ¦
¦ ¦ ¦грузоотправителем). ¦
¦ ¦ ¦Примечание. До выхода нормативных ¦
¦ ¦ ¦актов, регулирующих порядок страхо-¦
¦ ¦ ¦вания при перевозке ДРМ, страхова- ¦
¦ ¦ ¦ние является добровольным ¦
L---+------------------------+------------------------------------
4.1.4. Госатомнадзор России и национальный компетентный орган по перевозкам ДРМ в лице Минатома России сами или через свои рабочие органы в соответствии с согласованными процедурами должны уведомлять ГТК России о выданных ими разрешениях (лицензиях) и сертификатах-разрешениях соответственно.
4.2. Документы и сведения, необходимые
для производства таможенного оформления и проведения
таможенного контроля радиационного груза
4.2.1. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному ор

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относится:

Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности. Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. 1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, производят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии. Организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь:

Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии. В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:

Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков. 1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу. 2. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2000 года.

ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.03.1997 n 135 (ред. от 05.07.2000) О РЕГИОНАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ТАМОЖЕННОМ УПРАВЛЕНИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также