ПРИКАЗ МВД РФ n 684, Минюста РФ n 184, ГТК РФ n 560, ФСБ РФ n 353, ФСНП РФ n 257, ФПС РФ n 302 от 26.06.2000 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 684
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 184
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 560
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 353
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 257
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 302
ПРИКАЗ
от 26 июня 2000 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции Интерпола" <*>, в целях реализации Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 270 <**>, приказываем:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 32, ст. 3895.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 12, ст. 1484.
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, согласованную с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
2. Руководителям (начальникам):
Главного управления исполнения наказаний Минюста России, территориальных органов уголовно - исполнительной системы Минюста России;
главных управлений и управлений ГТК России, региональных таможенных управлений и таможен;
подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках;
главных управлений и управлений ФСНП России, территориальных органов налоговой полиции;
департаментов и управлений ФПС России, региональных управлений, территориальных отделов, пограничных отрядов, отдельных отрядов пограничного контроля, отдельных контрольно - пропускных пунктов Федеральной пограничной службы Российской Федерации:
2.1. Организовать изучение Инструкции, утвержденной настоящим Приказом.
2.2. Обеспечить использование возможностей Международной организации уголовной полиции - Интерпола в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в производстве уголовным делам, материалам и делам оперативного учета, материалам проверок.
2.3. Обеспечить исполнение запросов правоохранительных органов иностранных государств, поступающих по каналам Интерпола, в соответствии с прилагаемой Инструкцией.
3. Руководителям НЦБ Интерпола, территориальных подразделений (филиалов) НЦБ Интерпола в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и в УВДТ МВД России осуществлять информационное обеспечение сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола в соответствии с прилагаемой Инструкцией.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти по курируемым направлениям деятельности.
Министр внутренних дел
Российской Федерации,
генерал - полковник
В.РУШАЙЛО
Министр юстиции
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции Российской Федерации
Ю.ЧАЙКА
Председатель
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации,
генерал - полковник
таможенной службы
М.ВАНИН
Директор Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации,
генерал - полковник
Н.ПАТРУШЕВ
Директор
Федеральной службы
налоговой полиции
Российской Федерации,
генерал - полковник
налоговой полиции
В.СОЛТАГАНОВ
Директор Федеральной
пограничной службы
Российской Федерации,
генерал - полковник
К.ТОЦКИЙ



Приложение
к Приказу
МВД России, Минюста России,
ГТК России, ФСБ России,
ФСНП России, ФПС России
от 26 июня 2000 г.
N 684/184/560/353/257/302
ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Устава, нормативных документов и рекомендаций Международной организации уголовной полиции - Интерпола (далее - Интерпола), Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" <*>, Положения о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190 <**>, регламентирует организацию информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 32, ст. 3895.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4916.
2. Субъектами сотрудничества по линии Интерпола являются Генеральный секретариат Интерпола (далее - Генеральный секретариат), правоохранительные органы иностранных государств - членов Интерпола (Приложение 1), органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, органы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее - правоохранительные и иные государственные органы, если не оговорено иное).
3. В целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств, действуя в рамках своей компетенции, правоохранительные и иные государственные органы:
- используют возможности Интерпола в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве уголовным делам, материалам и делам оперативного учета, материалам проверок;
- вырабатывают меры по противодействию транснациональной преступности;
- исполняют поступающие по каналам Интерпола запросы правоохранительных органов иностранных государств.
4. Информационное обеспечение сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом осуществляют структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации - Национальное центральное бюро Интерпола (далее - НЦБ Интерпола), а также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола (далее - филиалы) в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и в УВДТ МВД России.
5. Деятельность НЦБ Интерпола и филиалов строится с учетом требований служебных стандартов, утвержденных документом "Национальные центральные бюро Интерпола. Политика", принятым на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1994 году (Приложение 2).
6. Обмен информацией между НЦБ Интерпола, правоохранительными и иными государственными органами осуществляется запросами, сообщениями, ответами (далее - документами, если иное прямо не указано в тексте) на русском языке <*>.
--------------------------------
<*> Обмен информацией НЦБ Интерпола с Генеральным секретариатом и НЦБ Интерпола иностранных государств осуществляется на официальных языках Интерпола (английский, французский, испанский).
7. Документы, отправляемые НЦБ Интерпола в НЦБ Интерпола иностранных государств, на основании запросов, полученных от правоохранительных и иных государственных органов, в соответствии со служебным стандартом Интерпола N 7 "Классификация документов" (Приложение 2) классифицируются по степени срочности:
- "Urgent" / "Срочно";
- "Normal" / "Обычно";
- "Non - urgent" / "Не срочно".
Причина или объяснение той или иной степени срочности должна быть указана в документе, направленном в НЦБ Интерпола.
8. Подготовленные и зарегистрированные в НЦБ Интерпола и филиалах документы отправляются по каналам связи телекоммуникационной сети Интерпола в пределах следующих временных интервалов:
- "Urgent" / "Срочно" - немедленно;
- "Normal" / "Обычно" - в течение 2 часов;
- "Non - urgent" / "Не срочно" - в течение 24 часов.
9. НЦБ Интерпола должно организовать исполнение запроса, полученного из НЦБ Интерпола иностранных государств, в следующие сроки:
- "Urgent" / "Срочно" - в течение 24 часов;
- "Normal" / "Обычно" - возможно быстрее, в течение 10 суток;
- "Non - urgent" / "Не срочно" - возможно быстрее, в течение 30 суток.
10. Решения и рекомендации Генеральной Ассамблеи Интерпола, Генерального секретариата доводятся до сведения правоохранительных и иных государственных органов (в зависимости от подведомственности) циркулярными письмами НЦБ Интерпола.
11. При необходимости установления единообразного порядка реализации решений Генеральной Ассамблеи Интерпола НЦБ Интерпола совместно с заинтересованными правоохранительными и иными государственными органами разрабатывает проект соответствующего нормативного правового акта.
II. Порядок направления запросов,
сообщений и ответов по линии Интерпола, организация
их обработки и исполнения
12. Запросы, сообщения и ответы структурные подразделения центральных аппаратов правоохранительных и иных государственных органов направляют в НЦБ Интерпола.
13. В соответствующие филиалы НЦБ Интерпола направляют документы:
- прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры, военные и специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, территориальные военные и иные специализированные прокуратуры, транспортные прокуратуры;
- органы внутренних дел субъектов Российской Федерации и УВДТ МВД России;
- территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках;
- территориальные органы налоговой полиции;
- региональные таможенные управления и таможни;
- территориальные органы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
- региональные управления, территориальные отделы, пограничные отряды, отдельные отряды пограничного контроля, отдельные контрольно - пропускные пункты Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
При отсутствии филиалов документы направляются непосредственно в НЦБ Интерпола <*>.
--------------------------------
<*> Правоохранительными и иными государственными органами может быть установлен порядок, при котором копии направляемых в НЦБ Интерпола и филиалы документов направляются в соответствующие структурные подразделения центральных аппаратов этих органов.
14. Документы, требующие немедленного реагирования, со степенью срочности "Urgent" / "Срочно", могут быть направлены непосредственно в НЦБ Интерпола, копия направляется в филиал.
15. Филиалы, осуществляя информационное обеспечение сотрудничества органов прокуратуры, региональных и территориальных подразделений правоохранительных и иных государственных органов по линии Интерпола, в установленном порядке принимают запросы, проверяют их обоснованность, полноту и правильность оформления, при необходимости запрашивают дополнительную информацию, после чего готовят и направляют в установленном порядке запросы в НЦБ Интерпола для передачи правоохранительным органам иностранных государств.
16. Для направления в НЦБ Интерпола документов правоохранительные и иные государственные органы используют имеющиеся у них средства связи.
17. Направляемые в НЦБ Интерпола документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам делопроизводства, иметь установленный комплекс обязательных реквизитов, а также дополнительные реквизиты: ссылочный номер, степень срочности документа и ее обоснование.
Документы, направляемые по почте, оформляются только печатным способом.
18. Документы, направляемые в НЦБ Интерпола и филиалы, подписываются руководителями органов, указанных в пунктах 12, 13 настоящей Инструкции, или иными должностными лицами, определяемыми нормативными актами правоохранительных и иных государственных органов.
Перечень должностных лиц, наделенных правом подписи документов, направляемых по каналам Интерпола, предоставляется в НЦБ Интерпола.
Документы, подписанные не уполномоченным на это должностным лицом, исполнению не подлежат.
19. Фамилии, имена иностранных граждан, названия юридических лиц, при наличии их написания на языке запрашиваемого государства или одном из официальных языков Интерпола, воспроизводятся в оригинале.
20. Документы, поступившие в НЦБ Интерпола от негосударственных организаций, направляются для решения вопроса по существу в соответствующие правоохранительные органы.
21. НЦБ Интерпола (начальник и его заместители) отказывает полностью или частично в удовлетворении запросов:
- не относящихся к компетенции Интерпола;
- связанных с преступлениями политического, военного, религиозного или расового характера;
- выполнение которых повлечет за собой нарушение законодательства Российской Федерации или запрашиваемого государства;
- если они не оформлены в соответствии с требованиями, указанными в пунктах 17, 18 настоящей Инструкции.
22. Документы, поступающие в НЦБ Интерпола по каналам связи телекоммуникационной сети Интерпола, круглосуточно принимаются и обрабатываются дежурной сменой сотрудников НЦБ Интерпола.
Документы, поступающие по почте, принимаются секретариатом НЦБ Интерпола в установленном порядке и передаются на оперативную обработку дежурной смене <*>.
--------------------------------
<*> При оперативной обработке поступающих в НЦБ Интерпола документов осуществляется проверка наличия в банке данных НЦБ Интерпола информации о физических и юридических лицах, событиях и предметах, связанных с преступлениями, имеющими международный характер, подготовка соответствующей информации для постановки на учет и организация исполнения поступающих документов.
23. При исполнении поступающих документов в НЦБ Интерпола формируется дело - подборка с материалами проверки по запросу. Каждому делу - подборке присваивается индивидуальный код, состоящий из порядкового номера дела, буквенного индекса запроса по кодификатору криминальной тематики документов, поступающих в НЦБ Интерпола (Приложение 3), цифрового кода исполнителя НЦБ Интерпола, а также цифр года производства (пример индивидуального кода: 1111/AG/10/2000).
Данный код является сквозным для документов по переписке по запросу. Ссылка на исходящий номер документа и на его индивидуальный код обязательна.
24. Информация из поступающих в НЦБ Интерпола документов используется для формирования банка данных:
- по входящим и исходящим документам;
- по физическим лицам (подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, находящиеся в розыске и без вести пропавшие, неизвестные лица и неопознанные трупы, обнаруженные на территории Российской Федерации, подлежащие идентификации, потерпевшие или свидетели);
- по похищенным и обнаруженным автомототранспортным средствам;
- по юридическим лицам;
- по похищенному и утраченному огнестрельному оружию;
- по предметам, имеющим особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.
25. НЦБ Интерпола в установленном порядке передает в банк данных автоматизированной системы ведения Регистра Федерального интегрированного информационного фонда на базе Главного информационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации информацию о физических лицах, объявленных в международный розыск уведомлениями Генерального секретариата, циркулярами или иными сообщениями НЦБ Интерпола иностранных государств (розыск с целью ареста, розыск без вести пропавших), а также информацию о юридических лицах, подозреваемых или причастных к совершению преступлений в сфере экономической деятельности, имеющих международный характер.
26. Ответы, полученные от правоохранительных органов иностранных государств, НЦБ Интерпола направляет правоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации - инициаторам запроса.
В случае непоступления ответа от правоохранительных органов иностранных государств в установленные Инструкцией сроки НЦБ Интерпола информирует об этом инициатора запроса.
27. Содержащаяся в международных запросах и сообщениях информация, полученная в процессе взаимодействия по линии Интерпола, предназначена только для использования в борьбе с преступностью. В целях ограничения использования указанной информации документы, направляемые по каналам Интерпола, сопровождаются специальными отметками "For police use only" / "Только для использования правоохранительными органами" или "For police and judicial use only" / "Только для использования правоохранительными и судебными органами".
28. НЦБ Интерпола, правоохранительные и иные государственные органы обеспечивают защиту содержания получаемой и передаваемой информации от доступа к ней посторонних лиц, ее искажения и разглашения.
Правоохранительный орган, предоставивший информацию по делам оперативного учета и проверочным материалам для формирования банка данных НЦБ Интерпола, должен уведомлять НЦБ Интерпола о возможности ее использования другим правоохранительным органом.
Вопросы ознакомления заинтересованных лиц с имеющейся в отношении их информацией решаются в соответствии с действующим законодательством.
29. Информация, поступившая по каналам Интерпола и находящаяся в НЦБ Интерпола, правоохранительных и иных государственных органах, может быть передана средствам массовой информации только с разрешения тех НЦБ Интерпола иностранных государств или их правоохранительных органов, которые предоставили данную информацию.
30. НЦБ Интерпола, правоохранительные и иные государственные органы принимают все необходимые меры, чтобы информация, передаваемая в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств, была достоверной и своевременной.
III. Информационное обеспечение
сотрудничества правоохранительных и иных
государственных органов с правоохранительными
органами иностранных государств по линии
Интерпола по борьбе с отдельными
видами преступлений
В сфере борьбы с организованной преступностью:
31. В целях осуществления скоординированной работы по установлению местонахождения лиц, причастных к деятельности конкретных преступных сообществ, выявлению их связей и пресечению преступной деятельности, ликвидации финансовой базы преступных сообществ одновременно в нескольких государствах - членах Интерпола Генеральным секретариатом разработана специальная система международного обмена информацией.
32. Для наполнения базы данных физических лиц, причастных к деятельности преступных сообществ, НЦБ Интерпола предоставляет в Генеральный секретариат: установочные данные на лицо, сведения о других именах и кличках лица, паспортные данные, словесный портрет, приметы, фотографии, дактилоскопические карты <*>, известные адреса и связи, род занятий, информацию о преступной деятельности, ее видах и регионах совершения, указывает, членом каких преступных сообществ или организованных групп является данное лицо.
--------------------------------
<*> Здесь и далее дактилоскопические карты высылаются в том случае, если дактилоскопическая регистрация данных лиц предусмотрена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для подготовки указанных сведений правоохранительные органы передают в НЦБ Интерпола сообщение о включении в базу данных Генерального секретариата лиц, причастных к деятельности преступных сообществ (Приложение 4).
33. Информация о лицах, причастных к деятельности преступных сообществ, используется Генеральным секретариатом для издания специальных уведомлений:
33.1. Уведомление Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) издается с целью установления контроля за передвижением и местонахождения лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления по конкретному уголовному делу. Государство, по чьей инициативе издается такое уведомление, может также запросить о лице имеющиеся сведения криминального характера и иную информацию, которая может быть полезна в ходе расследования уголовного дела.
Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств - членов Интерпола сообщать информацию о местонахождении лица, на которое оно издано.
33.2. Уведомление Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) издается на лицо, проходящее по делу оперативного учета, но в отношении которого отсутствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по конкретному уголовному делу.
Данное уведомление требует от правоохранительных органов всех государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий и расследования.
34. Для подготовки указанных в пунктах 33.1, 33.2 настоящей Инструкции уведомлений правоохранительные органы передают в НЦБ Интерпола сообщение об издании уведомления Интерпола с синим углом (BLUE NOTICE) (Приложение 5) или сообщение об издании уведомления Интерпола с зеленым углом (GREEN NOTICE) (Приложение 6).
В сфере борьбы с международной террористической деятельностью:
35. О преступлениях террористического характера, имеющих международную значимость, следует сообщать в Генеральный секретариат или заинтересованным НЦБ иностранных государств - членов Интерпола, когда:
- цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;
- совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;
- материально - техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;
- преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;
- жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций;
- ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации либо предприятия с иностранным участием;
- преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим международную значимость;
- финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;
- постоянная или временная сети материально - технической поддержки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;
- орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государство;
- одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами государства, в котором оно совершено.
36. Взаимодействие правоохранительных органов с Генеральным секретариатом и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола в сфере борьбы с преступлениями террористического характера, имеющими международную значимость, осуществляется в трех режимах:
- в повседневной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений террористического характера;
- при угрозе совершения преступлений террористического характера;
- при совершении преступлений террористического характера.
37. В режиме повседневной деятельности правоохранительными органами производится сбор, обобщение и анализ информации, касающейся террористических организаций и лиц, в отношении которых имеется оперативная информация об их намерениях совершить преступления террористического характера.
38. Собранная обобщенная информация направляется в НЦБ Интерпола для ее передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, имеющих международную значимость.
39. В режиме повседневной деятельности, на основании получаемых из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сведений о международном розыске лиц, причастных к преступлениям террористического характера, НЦБ Интерпола в установленном порядке осуществляет с использованием специальных средств связи оперативную постановку указанных лиц на централизованный контроль въезда в Российскую Федерацию.
При получении сведений о присутствии в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в международном розыске и причастных к международной террористической деятельности, либо сведений об их ожидаемом или фактическом въезде в Российскую Федерацию НЦБ Интерпола информирует об этом ФСБ России, ФПС России и ГУБОП МВД России.
40. При получении информации об угрозе совершения преступления террористического характера, имеющего международную значимость, правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпола сообщение упреждающего характера для его передачи в Генеральный секретариат или НЦБ Интерпола иностранных государств, а также ФСБ России.
41. Получаемые НЦБ Интерпола из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сообщения упреждающего характера об угрозе совершения преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, на территории Российской Федерации передаются в ФСБ России.
42. В процессе раскрытия и расследования преступлений террористического характера, имеющих международную значимость, правоохранительные органы используют все имеющиеся возможности по проведению необходимых проверок, осуществлению мероприятий по международному розыску лиц, обвиняемых в совершении указанных преступлений, а также направлению запросов в НЦБ Интерпола для их передачи в Генеральный секретариат и правоохранительные органы иностранных государств - членов Интерпола.
43. В запросе о проведении проверок по преступлению террористического характера, имеющему международную значимость (Приложение 7), необходимо указывать:
- основания для проведения проверки (уголовное дело, дела оперативного учета или оперативная информация);
- обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием органа, проводящего расследование (проверку);
- полные установочные данные на физических лиц;
- названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс);
- конкретные вопросы к правоохранительным органам иностранных государств, на которые предполагается получить ответы.
44. При совершении преступления террористического характера, имеющего международную значимость, на территории Российской Федерации правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпола краткое сообщение для его передачи в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств.
Краткое сообщение должно содержать следующую информацию:
- квалификация преступного деяния (терроризм, захват заложника, угон судна воздушного или водного транспорта, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой);
- место, время, дата и способ совершения преступления;
- количество погибших и раненых;
- размер ущерба, причиненного собственности, при возможности его денежную оценку;
- заявление об ответственности за преступление (при наличии).
45. Если в ходе расследования преступления получена более детальная информация, в НЦБ Интерпола направляется соответствующее дополнительное сообщение, содержащее результаты криминалистических исследований, полные установочные данные подозреваемых или обвиняемых, при возможности фотографии места совершения преступления.
46. Сообщение, касающееся лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений террористического характера, должно содержать следующую информацию:
- описание внешности;
- документы, удостоверяющие личность;
- фотографии, дактилоскопические карты и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;
- роль лица (лиц) в совершенном преступлении;
- обвинения, предъявляемые лицу (лицам) в нарушении уголовного законодательства, и местопребывание обвиняемых;
- установленное или предполагаемое членство или принадлежность к террористической организации.
47. Если в ходе расследования установлено, что преступление было совершено членами террористической организации, предоставляется следующая имеющаяся информация:
- полное наименование организации;
- история образования и деятельности организации;
- структура организации, даже если она установлена лишь частично;
- лица, создавшие, руководившие преступной организацией, другие участники организации, пособники;
- связь с любыми другими организациями;
- организации, общества прикрытия;
- точный текст любого заявления об ответственности;
- способы связи и транспортировки;
- причастность или отношение к другим видам преступной деятельности;
- источники финансирования организации;
- наиболее вероятные объекты нападения;
- сети материально - технической поддержки.
В сфере борьбы с экономическими преступлениями:
48. В процессе раскрытия и расследования преступлений в сфере экономической деятельности правоохранительными органами или проведения проверок иными государственными органами по каналам Интерпола может быть получена следующая информация:
- официальные названия юридических лиц, зарегистрированных за рубежом;
- их юридический адрес, номер, дата регистрации;
- фамилии и имена физических лиц - руководителей (в отдельных случаях - учредителей, акционеров);
- направление деятельности;
- размеры уставного капитала;
- сведения о текущем финансовом состоянии юридического лица;
- сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц.
49. В отдельных случаях возможно получение сведений о наличии недвижимости и иной собственности за рубежом у лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжкого преступления, при условии, если известно конкретное местонахождение объектов собственности (государство, город, организация), а также получение ограниченной информации по некоторым вопросам финансово - хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов, финансовое положение), если запрашиваемая информация не относится к коммерческой тайне.
Следует учитывать, что получение указанных сведений и истребование копий финансово - хозяйственных и других коммерческих документов по каналам Интерпола, как правило, крайне затруднительно и зависит от добровольного согласия проверяемых лиц на предоставление документов и дачу объяснений.
50. Сведения, составляющие банковскую тайну, в том числе об открытии физическими и юридическими лицами счетов в банках и о движении денежных средств по ним, могут быть получены в результате исполнения запросов в порядке, установленном международными договорами и действующим законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.
51. Не подлежат исполнению в НЦБ Интерпола запросы правоохранительных и иных государственных органов по делам гражданского и арбитражного судопроизводства, касающиеся гражданско - правовых отношений (неисполнения договорных обязательств, погашения кредиторской задолженности, по нарушениям таможенных правил), если в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств эти деяния не содержат состава преступления.
52. Основаниями для проверки юридических и физических лиц, указанных в пункте 48 настоящей Инструкции, являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- наличие дела оперативного учета в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления;
- наличие проверочного материала или иной первичной информации о противоправной деятельности лиц, содержащей формальные признаки состава преступления.
53. В процессе оперативно - розыскной деятельности по расследованию международных экономических преступлений, а также установлению за рубежом физических и юридических лиц, подозреваемых или причастных к совершению таких преступлений, проведения проверок правоохранительные и иные государственные органы направляют в НЦБ Интерпола и его филиалы соответствующие запросы о проверке юридических лиц, зарегистрированных за рубежом (Приложение 8), для передачи их правоохранительным органам иностранных государств, а также запросы о проверке юридических лиц по банку данных НЦБ Интерпола (Приложение 9).
54. В запросах необходимо отражать следующие сведения:
- основание для проверки физических и юридических лиц (уголовное дело, дело оперативного учета, проверочный материал или иная оперативная информация);
- обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием органа, проводящего расследование (проверку);
- полные установочные данные на физических лиц;
- названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс);
- конкретные вопросы, на которые предполагается получить ответы.
К запросам при необходимости прилагаются копии контрактов или иных документов, имеющих отношение к данному делу.
В сфере борьбы с фальшивомонетничеством:
55. При обнаружении поддельных денежных знаков правоохранительные органы, используя каналы Интерпола, могут получить информацию об обстоятельствах изъятия других изымавшихся фальшивых денежных знаков, имеющих один источник происхождения с обнаруженными.
56. В целях упорядочения обмена информацией с правоохранительными органами иностранных государств используется форма запроса / сообщения о факте обнаружения / изъятия фальшивых денежных знаков (Приложение 10) на территории Российской Федерации.
57. При обнаружении поддельных денежных знаков иностранных государств правоохранительные органы в течение 3 суток направляют в НЦБ Интерпола учетно - регистрационную форму 88-1/F факта изъятия фальшивых денежных знаков (Приложение 11) на каждый обнаруженный фальшивый денежный знак.
На основании полученных учетно - регистрационных форм НЦБ Интерпола готовит и направляет соответствующее сообщение в Генеральный секретариат, где каждой подделке присваивается индекс (индикатив), состоящий из трех частей, например 12.А.2436.
Каждая часть этого индекса расшифровывается следующим образом: 12 - валюта (доллар США); буквой А в банке данных Генерального секретариата помечаются подделки всех государств Американского континента; последнее число - порядковый номер, под которым зарегистрирована в картотеке конкретная подделка валюты одного и того же государства - в данном случае США.
58. В случае задержания иностранного гражданина за преступления, связанные с подделкой денежных знаков или их сбытом, правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпола запрос с указанием установочных данных на лицо для проверки по криминальным учетам Генерального секретариата и государства его проживания, а также для запроса информации о других лицах, причастных к изготовлению или сбыту аналогичных поддельных денежных знаков.
59. В запросах в НЦБ Интерпола о преступлениях, связанных с фальшивомонетничеством, необходимо указывать:
- фамилию, имя, отчество и полную дату рождения подозреваемого лица;
- его гражданство и место жительства;
- данные документов, удостоверяющих личность (паспорта, водительского удостоверения);
- обстоятельства, которыми вызвана необходимость обращения в НЦБ Интерпола;
- перечень мероприятий, которые следует осуществить.
60. При обнаружении нелегальной типографии по изготовлению фальшивых денежных знаков иностранных государств и их печатных, литейных форм правоохранительные органы в течение трех суток направляют в НЦБ Интерпола учетно - регистрационную форму 88-2/F факта обнаружения нелегальной типографии, печатных и литейных форм (Приложение 12).
В сфере борьбы с преступлениями, связанными с автомототранспортными средствами:
61. По каналам Интерпола правоохранительные и иные государственные органы имеют возможность:
- запросить информацию о лицах и организованных группах, занимающихся кражами и незаконной транспортировкой автомототранспортных средств (далее - АМТС);
- запросить сведения о владельце АМТС, зарегистрированного за рубежом;
- запросить информацию о дате и месте постановки на учет АМТС или снятии его с учета;
- проверить АМТС по учетам похищенного автотранспорта иностранных государств, получить подтверждение розыска, информацию об обстоятельствах кражи, потерпевшем владельце и его намерениях в отношении возврата похищенного АМТС;
- идентифицировать иностранное АМТС или его номерные знаки;
- проверить подлинность документов, представленных на АМТС;
- объявить в международный розыск в иностранных государствах - членах Интерпола АМТС, похищенное на территории Российской Федерации.
62. Основаниями для получения необходимой информации от НЦБ Интерпола иностранных государств являются:
62.1. Установление в результате проверки по базам данных АИПС "Автопоиск" ИЦ или АИПС "Розыск" ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации факта нахождения АМТС в розыске по каналам Интерпола.
62.2. Материалы уголовных дел или дел оперативного учета, свидетельствующие об использовании для совершения преступлений на территории Российской Федерации АМТС, имеющих регистрационные знаки иностранных государств.
62.3. Обнаружение подделки документов, представленных на АМТС, ввезенное из другого государства.
62.4. Установление подделки заводской маркировки на агрегатах, узлах, а также идентификационных номеров АМТС иностранного производства.
62.5. Выявление расхождений номеров узлов и агрегатов АМТС, приобретенных гражданами Российской Федерации за рубежом, с записями в таможенных документах, свидетельствах о регистрации транспортного средства, договорах купли - продажи и иных документах.
63. Полное совпадение идентификационного номера обнаруженного АМТС с состоящим на централизованном учете в федеральной базе данных разыскиваемого по каналам Интерпола автотранспорта является основанием для проведения проверки сотрудниками правоохранительных органов, обнаруживших АМТС, и не требует дополнительных уточнений в НЦБ Интерпола. Проверка проводится с целью установления лиц, причастных к похищению АМТС за рубежом, его ввозу, продаже и первоначальной регистрации на территории Российской Федерации.
64. По факту выявления АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола, в филиал НЦБ Интерпола направляется сообщение об обнаружении АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола (Приложение 13), которое должно содержать перечень сведений, необходимых для информирования правоохранительных органов государства - инициатора розыска. При отсутствии филиала сообщение об обнаружении разыскиваемого АМТС направляется непосредственно в НЦБ Интерпола.
Материал проверки остается в органе, обнаружившем разыскиваемое АМТС.
65. Сообщения об обнаружении разыскиваемых АМТС, запросы по их проверке, оформленные правоохранительными органами с нарушением установленной формы и не содержащие полного перечня сведений, необходимых для информирования государства - инициатора розыска, НЦБ Интерпола к исполнению не принимаются.
Для проверки и получения подтверждения розыска АМТС по каналам Интерпола используются только официальные каналы НЦБ Интерпола.
66. НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска об обнаружении АМТС, запрашивает подтверждение розыска, обстоятельства похищения, данные потерпевшего владельца и намерения в отношении возврата и разъясняет в случае необходимости существующий в Российской Федерации порядок разрешения вопроса о возврате похищенной собственности.
Вопросы, непосредственно связанные с возвратом АМТС, в компетенцию НЦБ Интерпола не входят.
В сфере борьбы с хищениями предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность:
67. В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с хищением предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (далее - культурные ценности), правоохранительные органы получают по каналам Интерпола следующую информацию:
- о культурных ценностях, находящихся в международном розыске;
- о наличии и юридическом адресе фирм (организаций), магазинов, специализирующихся на торговле культурными ценностями в зарубежных государствах;
- о выставлении конкретных произведений искусства на аукционах.
68. НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о похищенных за рубежом культурных ценностях для постановки в установленном в МВД России порядке на централизованный учет в АИПС "Антиквариат" ГИЦ МВД России.
69. При наличии достаточных оснований предполагать факт незаконного вывоза культурных ценностей, похищенных на территории Российской Федерации, за рубеж или при необходимости установить принадлежность культурных ценностей, обнаруженных при подозрительных обстоятельствах, на каждый предмет в отдельности заполняется формуляр "Хищение / обнаружение культурных ценностей", который вместе с соответствующим сообщением о хищении / обнаружении культурных ценностей (Приложение 14) направляется в НЦБ Интерпола.
70. При обнаружении предметов, объявленных в международный розыск по инициативе правоохранительных органов, в НЦБ Интерпола в обязательном порядке направляется уведомление о прекращении розыска, в котором указываются:
- дата, место и обстоятельства обнаружения предмета, способ его сокрытия, имеющиеся повреждения;
- фамилия, имя и отчество лица, у которого обнаружен похищенный предмет;
- сведения о предъявлении обвинения данному лицу, его роль в совершенном преступлении (организатор, пособник, посредник, исполнитель);
- данные о соучастниках преступления, сведения об их судимости.
К уведомлению прилагаются фотографии и дактилоскопические карты лица, у которого обнаружен похищенный предмет.
71. В случае получения сведений о выезде за рубеж лиц, причастных к хищениям культурных ценностей, в запросе в НЦБ Интерпола указываются:
- полные установочные данные лиц, серии и номера заграничных паспортов;
- сведения о выездах за рубеж этих лиц (когда, в какие государства, с какими целями) и информация о приглашающей стороне.
К запросу прилагаются фотографии указанных лиц.
72. При возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, совершивших кражи культурных ценностей и выехавших за рубеж, одновременно с информацией, указанной в пункте 71 настоящей Инструкции, сообщаются:
- номер уголовного дела и дата его возбуждения;
- наименование органа, возбудившего уголовное дело.
В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ:
73. В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ (далее - наркотики), правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпола запросы и сообщения для передачи их в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств.
74. Основанием для обращения в НЦБ Интерпола являются возбужденные уголовные дела по фактам незаконного оборота наркотиков, дела оперативного учета, по которым:
- наркотики изъяты при попытке ввоза на территорию Российской Федерации;
- наркотики провозились транзитом через иностранное государство;
- наркотики были ввезены из иностранного государства;
- наркотики предназначались для вывоза в иное государство;
- хотя бы одно лицо, вовлеченное в преступление, является гражданином иного государства;
- обнаружены цеха или лаборатории, где изготавливались или перерабатывались наркотики.
75. Для упорядочения обмена информацией о фактах незаконного оборота наркотиков используются разработанные Генеральным секретариатом формы запроса / сообщения о факте незаконного оборота наркотиков ("ST-сообщение") (Приложение 15), а также запроса / сообщения о факте незаконного оборота наркотиков ("ST-форма"), "ST2-форма" (Приложение 16) <*>.
--------------------------------
<*> ST - первые буквы французского слова STUPEFLANTS - наркотики.
76. Информация о фактах незаконного оборота наркотиков передается в две стадии:
76.1. В течение 3 суток после обнаружения или изъятия наркотиков в НЦБ Интерпола передается "ST-сообщение".
"ST-сообщение" передается во всех случаях, когда изъято:
- 10 или более килограмм конопли во всех ее формах;
- 100 или более грамм героина, опиума, морфина или кокаина;
- любое количество психотропных веществ или амфетамина, превышающее количество для личного употребления.
В случае запроса следует указать, какие конкретные вопросы необходимо ставить перед органами полиции иностранных государств:
- проверить лицо по криминальным учетам;
- идентифицировать лиц;
- установить местонахождение лиц;
- направить сведения об участии лиц в подготавливаемых или уже совершенных преступлениях.
76.2. В течение 30 суток после обнаружения или изъятия наркотиков, когда в ходе расследования получена дополнительная информация, передается "ST-форма", состоящая из двух частей.
Часть А содержит информацию о факте незаконного оборота и изъятия наркотиков.
Часть В содержит информацию о лице, причастном к факту незаконного оборота и изъятия наркотиков. В тех случаях, когда по делу о незаконном обороте наркотиков проходят два и более лиц, часть В "ST-формы" заполняется на каждое лицо.
Часть В "ST-формы" соответствует "ST2-форме" и может представлять из себя самостоятельное дополнительное сообщение о лице, причастном к факту незаконного оборота наркотиков, по которому в НЦБ Интерпола уже направлялась "ST-форма".
К каждой "ST-форме", "ST2-форме" прилагаются по три копии фотографий и дактилоскопическая карта каждого задержанного лица, а также при возможности копии документов, удостоверяющих его личность.
77. Правоохранительные органы по соответствующим запросам имеют возможность получить из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств следующую информацию:
- о лицах, проходящих по делам, которые имеют отношение к незаконному обороту наркотиков;
- о преступных сообществах, занимающихся незаконным оборотом наркотиков;
- о фактах изъятия наркотиков;
- об основных видах наркотических средств или психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте;
- о новых видах наркотиков, появляющихся в обороте;
- о способах нелегального производства наркотиков, наиболее часто встречающихся способах упаковки, выявленных подпольных лабораториях;
- о каналах транспортировки и методах сокрытия;
- материалы международных конференций, симпозиумов, рабочих встреч и иных совещаний по линии Интерпола по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- периодические издания, подготавливаемые Генеральным секретариатом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- обзоры статистики и правоприменительной деятельности (анализ изъятий наркотиков, тенденции в борьбе с наркобизнесом, информационные материалы о деятельности специализированных служб полиции различных государств).
В сфере борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ:
78. В процессе раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, правоохранительные органы по каналам Интерпола осуществляют проверку огнестрельного оружия иностранного производства, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ по "Системе отслеживания оружия и взрывчатых веществ" (IWETS) Генерального секретариата.
Для этого правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпола запрос / сообщение о проверке / постановке огнестрельного оружия или боеприпасов в систему IWETS (Приложение 17) или запрос / сообщение о проверке / постановке взрывных устройств или взрывчатых веществ в систему IWETS (Приложение 18).
79. По результатам проверки правоохранительные органы получают следующую информацию:
- о государстве - изготовителе;
- об основных технических характеристиках огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;
- о возможности приобретения их физическими и юридическими лицами;
- о времени и месте реализации огнестрельного оружия торговым предприятием или заводом - изготовителем;
- о возможности экспортирования в иные государства;
- о нахождении огнестрельного оружия или взрывного устройства в розыске;
- о наличии сведений криминального характера на лиц, во владении которых они находились;
- о совершении аналогичных преступлений в других государствах.
80. НЦБ Интерпола направляет поступающие сведения о похищенном за рубежом огнестрельном оружии для постановки в установленном в МВД России порядке на централизованный учет в АИПС "Оружие" ГИЦ МВД России.
81. В случаях хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ на территории Российской Федерации и при наличии достоверных сведений о вывозе их за рубеж правоохранительные органы направляют в НЦБ Интерпола сообщения по установленной форме (Приложения 17, 18) для объявления этого огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ в международный розыск как в одном, так и в ряде государств, поставив его на учет в "Систему отслеживания оружия и взрывчатых веществ" (IWETS) Генерального секретариата.
В сфере борьбы с преступлениями в области высоких технологий:
82. Правоохранительные органы в процессе раскрытия и расследования преступлений направляют запросы по каналам Интерпола в правоохранительные органы иностранных государств - членов Интерпола о следующих преступных деяниях в области высоких технологий, имеющих международный характер:
- неправомерный доступ или подключение к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети;
- нарушение правил эксплуатации компьютерной или телекоммуникационной системы с целью избежать оплаты полученных услуг;
- внесение в технические средства или программное обеспечение компьютерных систем изменений, приводящих к уничтожению, блокированию или модификации информации (компьютерные "бомбы" и вирусы);
- компьютерные мошенничества и фальсификации с банкоматами, платежными средствами, игровыми автоматами;
- компьютерные мошенничества с базами данных, компьютерными и телекоммуникационными системами;
- неправомерное воспроизведение элементов компьютерной техники, программного обеспечения, в том числе компьютерных игр;
- сознательное неисполнение должностным лицом своих обязанностей, правил эксплуатации технических или программных средств компьютерных систем;
- использование ЭВМ, их систем и сетей, всемирной сети Интернет в противозаконных целях, для размещения и обмена нелегальным программным обеспечением, хакерской информацией, детской порнографией;
- хищение профессиональных тайн и промышленных секретов (промышленный шпионаж).
83. По соответствующим запросам может быть получена информация о:
- сетевых адресах, именах доменов и серверов организаций и пользователей;
- содержании протоколов, трейсингов, логических файлов;
- электронной информации, заблокированной в порядке оперативного взаимодействия правоохранительных органов при пресечении трансграничных правонарушений;
- провайдерах и дистрибьютерах сетевых и телекоммуникационных услуг;
- физических и юридических лицах, имеющих отношение к преступлениям в сфере высоких технологий;
- программном обеспечении, методиках и тактике борьбы с компьютерными и телекоммуникационными преступлениями, периодических и специальных изданиях, обзорах статистики, материалах о деятельности специализированных служб различных государств в данной области.
84. В запросах о преступлении в области высоких технологий (Приложение 19), направляемых в НЦБ Интерпола, указываются следующие сведения:
- основания проведения проверки;
- вид преступления, место и время его совершения (если известно);
- физические и юридические лица, причастные к преступлению;
- потерпевший (физическое или юридическое лицо), характер и размер нанесенного ущерба;
- способ совершения преступления;
- специальные сведения технического характера о способе совершения преступления (технические средства, программное обеспечение, время и продолжительность неправомерного доступа);
- любая другая информация, которая может облегчить исполнение запроса.
В сфере борьбы с преступлениями, связанными с подделкой документов:
85. При раскрытии и расследовании преступлений, связанных с подделкой документов, правоохранительные органы по каналам Интерпола проверяют их аутентичность, а также возможное использование этих документов преступниками на территории иных государств.
86. Для проведения такой проверки в НЦБ Интерпола направляются запросы, в которых указываются следующие сведения:
- обстоятельства обнаружения или изъятия документа;
- мотив обращения в НЦБ Интерпола;
- вид документа (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение, справка, свидетельство, диплом и другие);
- в каком государстве и каким органом (организацией) выдан документ;
- серия, номер и дата выдачи документа;
- анкетные данные лица, у которого изъят документ и на которое он оформлен.
К запросу в НЦБ Интерпола прилагается копия проверяемого документа.
IV. Идентификация и проверка лиц
по учетам Генерального секретариата и национальным
учетам иностранных государств, банку данных
НЦБ Интерпола
87. Основаниями для идентификации или проверки граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по учетам Генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств являются:
87.1. Наличие сведений о выезде из Российской Федерации лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на территории Российской Федерации.
87.2. Наличие сведений о выезде из Российской Федерации лиц, уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом.
87.3. Наличие сведений о выезде лиц, проходящих по делам оперативного учета, из Российской Федерации в иностранные государства и занятии там преступной деятельностью.
87.4. Проведение проверки в отношении иностранного гражданина, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления на территории Российской Федерации.
87.5. Наличие сведений, указывающих на то, что изъятые с места происшествия следы пальцев рук оставлены иностранным гражданином.
87.6. Задержание без документов либо с поддельными документами лица, которое предположительно является иностранным гражданином.
87.7. Проведение проверки в отношении иностранных граждан, проходящих по делам оперативного учета.
88. На основании мотивированного запроса могут быть осуществлены следующие виды проверок:
88.1. В Генеральном секретариате:
- по учетам лиц, объявленных в международный розыск;
- по учетам лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- по учетам лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в деятельности преступных сообществ и террористических организаций;
- по картотеке отпечатков пальцев.
88.2. По оперативно - справочным, розыскным и криминалистическим учетам правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола.
88.3. По иммиграционным учетам иностранных государств - членов Интерпола.
88.4. По банку данных НЦБ Интерпола.
89. В запросе об идентификации (Приложение 20) и в запросе о проведении проверки по учетам Генерального секретариата и по национальным учетам иностранных государств (Приложение 21) указывается:
- наименование органа, обращающегося с запросом, с указанием адреса, номера телетайпа, факса, телефона, данных исполнителя;
- основание для проведения запрашиваемой проверки;
- цель проверки, какую информацию необходимо получить;
- перечень государств, по учетам которых требуется провести проверку;
- данные проверяемого (фамилия, имя, отчество, полная дата и место рождения, место жительства, гражданство);
- реквизиты паспорта проверяемого лица: серия, номер, дата выдачи, выдавший орган; для граждан Российской Федерации - указываются реквизиты заграничного паспорта; для иностранных граждан - по возможности прилагается копия паспорта;
- при проверке по иммиграционным учетам указывается период времени, за который требуется провести проверку;
- в запросах об идентификации - словесный портрет, особые приметы идентифицируемого.
К запросам об идентификации лица, задержанного без документов либо использовавшего подложные или поддельные документы, прилагаются фотография и дактилоскопическая карта проверяемого.
90. Для проведения проверки лиц по банку данных НЦБ Интерпола правоохранительные и иные государственные органы направляют в НЦБ Интерпола мотивированный запрос о проверке физического лица по банку данных НЦБ Интерпола (Приложение 22).
V. Информационное обеспечение
международного розыска по линии Интерпола
Общие положения
91. Международный розыск осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно - розыскных и информационно - справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.
В случаях необходимости к операциям по задержанию лиц, находящихся в международном розыске, а также участию в проведении оперативно - розыскных мероприятий в отношении разыскиваемых иностранных граждан, могут привлекаться оперативные уполномоченные НЦБ Интерпола и его филиалов.
92. Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск:
- обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
- уклоняющихся от отбывания уголовного наказания или совершивших побег осужденных;
- лиц, пропавших без вести.
93. НЦБ Интерпола обеспечивает взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации и правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола в ходе осуществления ими международного розыска.
По вопросам, связанным с организацией и осуществлением международного розыска, с НЦБ Интерпола взаимодействуют:
93.1. Подразделения Генерального секретариата, НЦБ Интерпола иностранных государств, представители правоохранительных органов иностранных государств, аккредитованные при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации.
93.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации - по вопросам выдачи (экстрадиции) лиц, находящихся в международном розыске.
93.3. Структурные подразделения центральных аппаратов правоохранительных органов Российской Федерации, региональные и территориальные подразделения правоохранительных органов, осуществляющих розыскную работу:
- подразделения криминальной милиции субъектов Российской Федерации, розыскные подразделения РУБОП при ГУБОП МВД России, УВДТ и УРО МВД России, филиалы НЦБ Интерпола;
- территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках;
- территориальные органы налоговой полиции;
- региональные таможенные управления и таможни;
- территориальные органы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
- оперативные органы региональных управлений, территориальных отделов, пограничных отрядов, отдельных отрядов пограничного контроля, отдельных контрольно - пропускных пунктов Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
94. Органы, указанные в подпункте 93.3 настоящей Инструкции:
- подготавливают документы, необходимые для объявления международного розыска, и передают их в НЦБ Интерпола;
- исполняют в установленные сроки поступившие из НЦБ Интерпола запросы о розыске и проверке лиц.
Информационное обеспечение международного
розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без
вести, по запросам правоохранительных органов
Общие условия объявления международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести:
95. Через НЦБ Интерпола возможно объявление международного розыска только на территории иностранных государств - членов Интерпола.
96. Международный розыск объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий:
- получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации;
- достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
- получена информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.
97. Лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска.
При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно. Одновременно предпринимаются меры по объявлению лица в федеральный розыск.
98. Международный розыск не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств - участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним.
Условия объявления международного розыска обвиняемых и осужденных:
99. Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск обвиняемых и осужденных за совершение преступлений, за исключением преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
100. Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск через НЦБ Интерпола при условии, что они обвиняются в совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.
101. Уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания и совершившие побег осужденные объявляются в международный розыск через НЦБ Интерпола при условии, что они осуждены к лишению свободы.
102. В организации международного розыска по каналам Интерпола может быть отказано в том случае, если в соответствии с национальным законодательством того государства, на территории которого требуется проведение розыскных мероприятий, общественно опасное деяние, в совершении которого обвиняется разыскиваемый или за совершение которого разыскиваемый был осужден, не влечет уголовной ответственности.
103. Обязательным условием объявления в международный розыск через НЦБ Интерпола обвиняемых и осужденных является избрание в отношении разыскиваемых лиц меры пресечения в виде заключения под стражу.
104. Одновременно с объявлением скрывшихся обвиняемых и осужденных в международный розыск инициатором розыска в Департамент пограничного контроля Федеральной пограничной службы Российской Федерации направляется в установленном порядке запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
105. Объявление обвиняемых и осужденных в международный

<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 26.06.2000 n 06-51-61ин/17-06 <О СОГЛАШЕНИИ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ И МИНЮСТА РФ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ> (вместе с СОГЛАШЕНИЕМ, утв. Минобразованием РФ 15.06.2000, Минюстом РФ 14.06.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также