ПРИКАЗ Минобразования РФ от 12.10.1999 n 536 (с изм. от 05.06.2000) О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗА 1998 ГОД И ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1999 ГОДА В МИНОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 октября 1999 г. N 536
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛНОТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ, ЦЕЛЕВОГО
И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗА 1998 ГОД
И ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 1999 ГОДА В МИНОБРАЗОВАНИИ
РОССИИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
(с изм., внесенными Приказом Минобразования РФ от 05.06.2000 N 1693)
Рабочей группой Счетной палаты в министерстве осуществлена проверка полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников на финансирование развития образовательных учреждений и организаций федерального подчинения.
Кроме Минобразования России были проверены Московский государственный горный университет, Московский государственный текстильный университет, Российский государственный университет нефти и газа, Российский государственный гуманитарный университет, Государственный университет - Высшая школа экономики, Российское объединение "Роснаучвузкомплект", Государственная организация по международному образованию, "МАТИ" - Российский государственный технологический университет, Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Московский государственный авиационный институт (технический университет), Ижевский государственный технический университет, Государственный научно-методический центр бухгалтерского учета и аудита Минобразования России, Государственное агентство международного сотрудничества в науке и образовании, Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России.
Были проведены также встречные проверки в МУП "Логос" (Московская область), Исполнительной дирекции по Президентской программе "Дети России", пионерском лагере "Маяк" (поселок Горловка, Одинцовский район, Московская область); главном управлении образования Московской области, ЗАО "Открытый мир", межотраслевой ассоциации "Росучпрофстрой", государственном унитарном предприятии "Соколучмебель" (г. Сокол, Вологодская область), администрации совета самоуправления Сокольского муниципального района Вологодской области.
Проверкой установлены нарушения в исполнении Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, Федеральных законов от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
Вопрос о регистрации 118 образовательных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации, до настоящего времени не урегулирован, эти общеобразовательные учреждения не имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Имеет место дублирование функций некоторых структурных подразделений министерства.
В Положении о министерстве отсутствуют требования об ответственности министерства за реализацию результатов научных исследований, осуществляемых в подведомственных учреждениях и организациях.
Не создан единый по министерству банк данных об учрежденных им организациях и учреждениях.
Не заключен договор между учредителями и Государственным университетом - Высшей школой экономики.
Не разработан нормативный акт, регламентирующий в министерстве работу по заключению, регистрации договоров и контролю за их исполнением.
До настоящего времени не полностью урегулирован вопрос об источниках финансирования расходов на денежное довольствие военнослужащих, прикомандированных к вузам.
В принятых федеральных бюджетах на 1998 и на 1999 годы расходы на оплату труда, компенсации и социальные выплаты предусмотрены без учета законодательных норм и нормативов в области образования, в частности требований Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части уровня оплаты труда работников (пп. 6 и 7 ст. 30). Кроме того, фактическое финансирование системы образовательных учреждений федерального подчинения Минобразования России осуществляется Минфином России ниже законодательно установленных бюджетных назначений.
Финансирование Межрегионального института менеджмента, Государственной полярной академии осуществлялось при отсутствии учредительных договоров и утвержденных в установленном порядке уставов и лицензий на право ведения образовательной деятельности.
Полными данными о фактических финансовых ресурсах по всем видам источников министерство не располагает.
Выявлены грубые нарушения при реализации комплексного образовательного проекта "Шаг за шагом". Указанный проект Правительством Российской Федерации не утвержден. Вместе с тем, начиная с 1995 года, Министерство образования Российской Федерации активно поддерживало идею государственной финансовой поддержки данного проекта.
Первичные документы, подтверждающие произведенные затраты по изданию рабочих тетрадей в НПО "Школа", являющемся исполнителем данного проекта, отсутствуют. В нарушение условий договора анализ фактических затрат по договору исполнителем не проводился, итоговая калькуляция не составлялась. Поступившие средства федерального бюджета были израсходованы НПО "Школа", в том числе на оплату выкупаемого помещения по адресу: Москва, Кубанская ул., 29, стр. 1.
В отсутствие финансового отчета и расчетно-платежных документов, подтверждающих произведенные расходы, затраты по факту составили 50 млн. рублей, при этом на 25 млн. рублей со стороны Минобразования России был подписан акт приемки работ.
В 1998 году в Государственном университете - Высшей школе экономики за счет средств федерального бюджета в сумме 483,0 тыс. рублей прошли профессиональную переподготовку по направлениям "Менеджмент" и "Финансы и кредит" 30 человек, являющихся сотрудниками коммерческих организаций (ООО, АО, МП и т.д.), что составляет 83,3% от общего количества прошедших обучение.
В нарушение Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.96 N 695, в Ижевском государственном техническом университете и Государственном университете - Высшей школе экономики за счет бюджетных средств выплачивались надбавки ректорам в размере от 200% до 300% должностного оклада (общая сумма неправомерных выплат составила соответственно 17,7 тыс. рублей за 1997 - 1998 годы и 34,5 тыс. рублей за 1997 - 1999 годы).
Встречными проверками в Московском государственном институте стали и сплавов (технологическом университете), "МАТИ" - Российском государственном технологическом университете, Российском государственном гуманитарном университете было установлено, что плата от сдачи в аренду их имущества поступает на счета посторонних хозяйствующих субъектов и в отчетности арендодателя не отражается; отдельные коммерческие структуры занимали площади вузов без заключения договоров аренды и не возмещали расходы по коммунальным услугам; в отчетах Учебного центра подготовки руководителей за 1998 год объем полученных внебюджетных средств был занижен на 9045 тыс. рублей, в Государственном университете - Высшей школе экономики - на 13640 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что за счет средств на централизованные мероприятия на содержание центрального аппарата министерства израсходовано 18,2 млн. рублей.
За счет средств на централизованные мероприятия министерством уплачены штрафы в сумме 1089,7 тыс. рублей за неуплату налогов хозяйственной организацией "Госвузтранс", осуществляющей транспортное обслуживание центрального аппарата Минобразования России.
Установлены грубые нарушения при проведении денежных зачетов по доходам федерального бюджета за 1996 год.
Фактически при полном списании задолженности по налогам в федеральный бюджет дочерним предприятиям РАО "Газпром" 30 апреля 1997 г. задолженность федерального бюджета перед учреждениями Минобразования России на момент проверки полностью не погашена. В результате организации - поставщики энергии продолжают начислять учреждениям и организациям Минобразования России штрафы и пени по задолженности по коммунальным платежам с 1996 года по настоящее время.
Перераспределение лимитов в ряде случаев приводило к незаконному перефинансированию отдельных образовательных учреждений сверх фактической задолженности, числящейся в актах сверки.
В некоторых случаях лимиты погашения задолженности определялись по конкретным образовательным учреждениям без учета реальной задолженности федерального бюджета перед ними.
Цены на поставляемые в рамках взаимозачета товары в 2 - 3 раза превышали рыночные. Это привело к тому, что из списанных в рамках взаимозачета 700,4 млн. рублей за поставку товарно-материальных ценностей учреждения системы Минобразования России реально получили товаров по расчетам всего лишь на сумму около 300,0 млн. рублей.
Некоторые образовательные учреждения для погашения задолженности перед АО "Мосэнерго" были вынуждены реализовать поставленный в рамках взаимозачета товар по рыночным ценам с убытками.
Средства от реализации продукции в счет нераспределенного лимита в рамках взаимозачета в сумме 9364,0 тыс. рублей (по состоянию на 9 февраля 1999 г.) поступили на расчетный счет РО "Роснаучвузкомплект" в АКБ "Бизнес", на момент проверки АКБ "Бизнес" был неплатежеспособен, выписки по счетам в указанном банке в РО "Роснаучвузкомплект" отсутствуют.
В министерстве отсутствует единое положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, не налажена работа по учету бланков лицензий, являющихся бланками строгой отчетности; акты приемки-передачи бланков лицензий при смене ответственных лиц не составлялись, не разработаны критерии оценки обеспечения учебного процесса, на основании которых может осуществляться выдача лицензии на определенный срок, не ведется реестр выданных лицензий, учет количества выданных лицензий.
Контроль за выполнением лицензионных требований и нормативов фактически не организован, отсутствует системный контроль за выполнением лицензионных требований в период с момента получения лицензии до выхода вуза на аттестацию. Практически не проводится проверка вузов, у которых срок действия лицензии превышает 5 лет.
Не организована координация работы между Госинспекцией по аттестации учебных заведений России и Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации министерства. Отчеты о проведенных Госинспекцией проверках в указанное управление не представляются. Управление не располагает данными, какие образовательные учреждения по результатам проверок госинспекцией должны представить материалы к лицензионной экспертизе повторно.
Проверками, проведенными Генеральной прокуратурой Российской Федерации, выявлено, что многие филиалы высших учебных заведений, в частности 22 филиала в Кировской, Свердловской, Томской, Тюменской, Челябинской областях, не имеют лицензий, а в 10 вузах в Удмуртской Республике, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Челябинской, Читинской областях нет лицензий на новые специальности.
В проверяемом периоде министерством не направлено ни одного представления органам управления образованием о лишении образовательных учреждений государственной аккредитации или аннулировании лицензий при установлении нарушений лицензионных требований.
Международная образовательная программа в области точных наук Правительством Российской Федерации не утверждалась, на согласование в Минфин России, Минэкономики России и другие заинтересованные министерства и ведомства не направлялась.
Создание резерва бюджетных средств на НИОКР Положением о Минобразовании России не предусмотрено. Положение о порядке формирования и расходования резерва бюджетных средств на НИОКР в министерстве отсутствует.
При том, что министерство финансируется только по прикладным исследованиям, определить эффективность использования средств федерального бюджета, затраченных на научные исследования по тематическим планам вузов, не представляется возможным, так как в министерстве нет сведений о внедрении результатов данных исследований в развитие образования в частности и в народное хозяйство в целом.
Не создана база данных по результатам научных исследований, не разработаны критерии оценки и выходные компьютерные параметры характеристик результатов исследований.
Не проводится должная работа по внедрению вузовских разработок. Министерство не формирует заказы на реализацию научно-технических разработок, производственное освоение их результатов.
Имеющиеся сведения о внедрении результатов научных исследований ограничиваются печатными работами, авторскими свидетельствами и патентами.
Механизм определения приоритетов в научно-технической сфере в Минобразовании не создан.
Не ведутся учетные карты по 600 международным договорам о научно-техническом сотрудничестве; исследования, ведущиеся в системе Минобразования России, характеризуются чрезвычайным мелкотемьем.
Отсутствует должная координация деятельности Минобразования России и Российской академии образования в части разработки Федеральной программы развития образования, доктрины развития образования и др.
Проверкой установлено, что в Минобразовании России не существует комплексного плана технического переоснащения подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Последний анализ обеспеченности учащихся учебно-лабораторными площадями, местами в общежитиях был проведен по состоянию на 1 октября 1996 года.
Министерством экономики Российской Федерации без согласования с Министерством образования Российской Федерации в федеральную адресную инвестиционную программу из года в год включаются новые строительные объекты.
Приказы об учетной политике министерства на 1997 - 1998 годы не издавались, а на 1999 год такой приказ издан только в ходе проверки.
Проверкой установлены и другие нарушения в деятельности Минобразования России и подведомственных ему учреждений и организаций.
В целях устранения выявленных проверкой нарушений и принимая во внимание Приказы Минобразования России от 14.07.99 N 79 "Об использовании автотранспорта Министерством образования Российской Федерации", от 14.07.99 N 80 "Об уплате арендной платы и перечислении налога на добавленную стоимость организациями, расположенными в зданиях министерства", от 21.07.99 N 95 "О внесении изменений в Приказ Минобразования России от 24 марта 1999 г. N 733", от 27.07.99 N 114 "Об устранении недостатков в бухгалтерском учете центрального аппарата министерства, перечисленных в актах проверки Счетной палаты Российской Федерации", от 28.07.99 N 119 "О результатах проверки Счетной палаты Российской Федерации международной деятельности Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации", от 28.07.99 N 123 "Об обеспечении исключения из адресной инвестиционной программы Минобразования России на 1999 год реконструкции пионерского лагеря "Маяк" Российской академии образования", от 03.08.99 N 153 "О мероприятиях по устранению нарушений, выявленных в результате проверки Счетной палатой Российской Федерации полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и других бюджетных источников в 1997 - 1998 годах Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и рядом подведомственных учреждений" и распоряжение Минобразования России от 12.07.99 N 825-31 "Об итогах проверки Счетной палаты Российской Федерации" и результаты обсуждения итогов проверки на коллегии министерства, состоявшейся 24.08.99, приказываю: Приказом Минобразования РФ от 05.06.2000 N 1693 в приложение к данному документу были внесены изменения. 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий <*> по устранению недостатков и нарушений, выявленных в результате проверки Счетной палатой Российской Федерации полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников за 1998 год и первое полугодие 1999 г. в Минобразовании России и подведомственных ему учреждениях и организациях.
------------------------------------
<*> Не приводится.
2. Первым заместителям министра Жураковскому В.М., Киселеву А.Ф., заместителям министра Балыхину Г.А., Болотову В.А., Виноградову Б.А., Козлову В.В., Кондакову А.М., Чепурных Е.Е., Шадрикову В.Д., руководителям самостоятельных структурных подразделений министерства обеспечить:
2.1. Обсуждение до 25.10.99 материалов акта проверки Счетной палаты Российской Федерации, плана мероприятий и настоящего Приказа на аппаратных совещаниях в подведомственных структурных подразделениях министерства.
2.2. Разработку до 25.10.99 в каждом подразделении собственных планов мероприятий по устранению отмеченных в акте Счетной палаты Российской Федерации недостатков и нарушений.
2.3. Безусловное и своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных в соответствующих планах.
2.4. Повышение персональной ответственности руководящего состава министерства и его подразделений за выполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Положения о Минобразовании России и других инструктивных и иных нормативных правовых документов.
2.5. Эффективное использование финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование подведомственных министерству образовательных учреждений и организаций, а также на целевые федеральные и президентские программы.
2.6. Систематический контроль за ходом выполнения запланированных мероприятий, для чего не реже одного раза в полугодие заслушивать соответствующую информацию на заседании коллегии министерства, оперативных совещаниях у заместителей министра и начальников департаментов и управлений и представлять письменную информацию в Управление бухгалтерского учета и финансового контроля (Кокодееву С.Н.).
3. Управлению экономики (Боровскому Г.В.) при разработке смет расходов на 2000 год образовательных учреждений, допустивших нецелевое использование средств федерального бюджета, уменьшить соответствующие объемы финансирования.
4. Ректорам Ижевского государственного технического университета Абрамову И.В., Государственного университета - Высшей школы экономики Кузьминову Я.И., "МАТИ" - Российского государственного технологического университета Митину Б.С., Российского государственного гуманитарного университета Афанасьеву Ю.Н., Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) Карабасову Ю.С., генеральным директорам Российского объединения "Роснаучвузкомплект" Шемякову В.С. и межотраслевой ассоциации "Росучпрофстрой" Галкину Н.И. обеспечить устранение выявленных проверкой нарушений и недостатков и о принятых мерах доложить в министерство до 01.11.99.
5. Строго указать заместителям министра Балыхину Г.А., Болотову В.А., Виноградову Б.А., Чепурных Е.Е., Шадрикову В.Д. на ослабление контроля за деятельностью курируемых управлений, допустивших в проверяемом периоде недостатки и нарушения.
6. Объявить строгий выговор начальнику Управления лицензирования, аккредитации и аттестации Гуничеву В.Н. за серьезные упущения в работе по руководству управлением, приведшие к значительному ослаблению организационной работы и исполнительской дисциплины в управлении.
7. Объявить выговор начальникам управлений министерства:
- Боровскому Г.В., Кокодееву С.Н., Сергееву С.К. за допущенные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности, связанные с нецелевым использованием финансовых средств, поступивших из федерального бюджета;
- Шленову Ю.В. за допущенные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности, связанные с неэффективным использованием средств, поступивших из федерального бюджета;
- Березиной В.А. за отсутствие должного контроля и допущенное нецелевое использование средств по Программам "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Зорину Н.Л. за отсутствие должного контроля и допущенное нецелевое использование средств по комплексному образовательному проекту "Шаг за шагом";
- Шилову Д.С. за отсутствие должного контроля и допущенное нецелевое использование средств по Программам "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей".
8. Объявить выговор генеральным директорам РО "Роснаучвузкомплект" Шемякову В.С. и межотраслевой ассоциации "Росучпрофстрой" Галкину Н.И. за допущенные нарушения при расходовании средств федерального бюджета.
9. Объявить замечание ректорам Ижевского государственного технического университета Абрамову И.В., Государственного университета - Высшей школы экономики Кузьминову Я.И., "МАТИ" - Российского государственного технологического университета Митину Б.С., Российского государственного гуманитарного университета Афанасьеву Ю.Н., Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) Карабасову Ю.С. за допущенные нарушения финансовой дисциплины, нецелевое использование бюджетных и внебюджетных средств.
10. Настоящий Приказ довести до сведения подведомственных образовательных учреждений и организаций и органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
11. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ

ПРИКАЗ Роспатента от 20.12.1999 n 205 (ред. от 05.06.2000) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ, ЗАЯВОК НА РЕГИСТРАЦИЮ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЯМИ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ЗАЯВОК НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ УЖЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ НАИМЕНОВАНИЯМИ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ИЗ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ПАЛАТЫ РОСПАТЕНТА И ВЫСШЕЙ ПАТЕНТНОЙ ПАЛАТЫ РОСПАТЕНТА В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также