НАПРАВЛЕНИЕ 521900 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (утв. Минобразованием РФ 02.06.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
2 июня 2000 года
Согласовано
Заместитель Министра
Российской Федерации
по физической культуре,
спорту и туризму
12 мая 2000 года
Номер государственной
регистрации
424 физ/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 521900 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Общая характеристика направления
521900 - Физическая культура
1.1. Направление утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр физической культуры.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 521900 - Физическая культура при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Магистр физической культуры подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки по направлению Физическая культура, в том числе к научно-исследовательской и научно-педагогической работе в качестве научных сотрудников и преподавателей.
Основные сферы профессиональной деятельности магистра:
- научные и научно-производственные учреждения и организации любой формы собственности;
- государственные и негосударственные средние, средние специальные и высшие учебные заведения;
- физкультурные, физкультурно-спортивные, спортивно-зрелищные, туристические, спортивные, лечебные, реабилитационные, рекреационные и профилактические учреждения любой формы собственности.
1.4. Возможность продолжения образования.
Магистр физической культуры подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научной специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
1.5. Перечень аннотированных магистерских программ (проблемное поле направления подготовки 521900 - Физическая культура).
521901 - Теория физической культуры и технология физического воспитания.
Программа предусматривает изучение современного состояния и перспектив разработки теории физической культуры; проблематики совершенствования ее методологии; концепций о социальных функциях и формах физической культуры, тенденций их углубления; закономерностей функционирования и развития физической культуры в обществе, путях и условиях усиления ее роли как фактора направленной оптимизации процесса физического развития индивида, становления здорового образа жизни, гармонизации развития личности, увеличения трудового потенциала общества. Концептуальный анализ существующих представлений о необходимости и направлениях дифференцированного построения системы физического воспитания в зависимости от возрастных закономерностей онтогенеза, его индивидуально-типологических особенностей, конкретных условий жизни и деятельности индивида. Проблема оптимального сочетания профилирующих направлений и дифференцированных подходов в основных типовых формах физического воспитания (базовое физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка, спортивная и кондиционная тренировка).
521902 - Спорт и система подготовки спортсменов.
Программа предусматривает изучение формирования концептуальной сути теории спорта и ее методологии; сущности спорта, его функций и форм в обществе, тенденций развития; теории спортивно-соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований; системы подготовки спортсменов высокого класса; приоритетной роли отечественной системы спортивной подготовки, ее зарубежных модификаций; закономерностей спортивной тренировки и уточнения на этой основе принципов ее построения; оптимизации физической, технической, тактической и психической подготовки спортсмена; методологии и технологии выявления спортивной одаренности, прогнозирования спортивных достижений, программирования спортивной подготовки и практического управления процессом спортивного совершенствования с использованием современных научно-технических возможностей.
521903 - Физкультурно-оздоровительные технологии.
Программа предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных программ (с учетом сопутствующих внетренировочных оздоравливающих факторов) с целью улучшения физических кондиций и здоровья людей различных половозрастных групп, используя методологическую основу популярных видов кондиционной тренировки (стретчинга, аэробики, бодибилдинга, калланетики, шейпинга, изотона) и их разновидностей. В процессе обучения будет освоена теория оздоровительной физической культуры, проведено медико-биологическое и педагогическое обоснование методик кондиционной тренировки, изучены особенности их практического использования для различных контингентов занимающихся, рассмотрены особенности питания в связи с задачами тренировки, технология управления массой тела, тестирование физического состояния и другие вопросы.
521904 - Двигательная рекреация.
Программа предусматривает изучение основных направлений, виды и формы рекреативной деятельности; оздоровительные, реабилитационные и досуговые формы рекреации; организационно-методическую характеристику массовых форм и течений рекреации в России и за рубежом; рекреационные системы и составляющие ее подсистемы: структуру и виды оздоровительно-рекреационных центров, зон отдыха и рекреаций; особенности состава средств, их отбор, гарантирующий оздоровительный эффект занятий рекреативной направленности; основы методики построения занятия и циклов занятий различной продолжительности, в зависимости от возрастно-половых и индивидуальных особенностей занимающихся; организационно-методические условия комплексирования различных видов физкультурной деятельности с гигиеническими и естественно-средовыми факторами.
521905 - Физическая реабилитация.
Программа предусматривает изучение принципов, закономерностей и методик физической реабилитации; особенностей организации занятий физическими упражнениями в реабилитационных целях для лиц разного пола, возраста и профессий; особенностей двигательной (физической) реабилитации при различных заболеваниях и повреждениях, переутомлениях и стрессах, применения физических упражнений для профилактики предпатологических и патологических состояний у взрослых, подростков и детей.
Программа предусматривает также поиск и изучение путей выявления наиболее эффективных методов физической реабилитации.
521906 - Спортивно-оздоровительный туризм.
Программа предусматривает овладение систематизированными теоретико-методическими знаниями, практическими и профессионально-педагогическими умениями и навыками проведения различных видов спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов физкультурно-спортивной деятельности, проводимых на государственных и общественно-самодеятельных началах с основными социально-демографическими контингентами населения; предусматривается изучение принципов и технологий обеспечения безопасности при преодолении естественных и искусственных препятствий; сохранения экологии маршрутов и мест стоянок; подготовки и проведения массовых туристских и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Рассматриваются вопросы менеджмента, маркетинга и экономики спортивно-оздоровительного туризма.
521907 - Информационные технологии в физической культуре и спорте.
Программа предусматривает углубленное изучение процессов накопления, передачи, преобразования и представления информации применительно к сфере физической культуры и спорта; аппаратное и программное обеспечение компьютерных технологий; постановку прикладно-профессиональных задач и алгоритмизацию их решения; принципы программирования на язык высокого уровня; моделирование и прогнозирование подготовленности спортсменов, построения тренировочного процесса и соревновательной деятельности; оптимизацию физкультурно-спортивной деятельности и используемых технических средств и экипировки; современные интерактивные базы данных для извлечения и использования научно-практической информации в области физической культуры и спорта.
521908 - Международное спортивное и олимпийское движение.
Программа предусматривает изучение международного спортивного и олимпийского движения и актуальных современных проблем этого движения; социальная сущность и генезис спорта как социокультурного феномена; социокультурный потенциал спорта и пути его реализации; социальная природа, цели и задачи олимпийского движения; идеалы и ценности олимпизма (история их понимания и современная трактовка); концепция олимпизма основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена; культурная и гуманистическая ценность современного спорта и олимпийского движения; история зарождения и современное состояние других разновидностей спортивного движения - движения "спорт для всех", спортивно-гуманистического движения, спартианского движения и др.; спортивная культура, ее исторические и современные формы; олимпийская культура и роль олимпийского образования и организации досуга населения.
521909 - Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта.
Программа предусматривает изучение социальной сущности физической культуры и спорта, факторов и механизмов повышения их социальной эффективности; развития профессионального мышления в новом социально-культурном аспекте; проблемы социального и правового статуса специалистов в отрасли, их социальной ответственности, принципов и закономерностей функционирования ФК и С в социально-экономической, идеологической, культурной системе общественных направлений в историческом, социологическом, философском и политическом аспектах.
521910 - Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта.
Программа предусматривает изучение теоретико-методических основ и концептуальных позиций, раскрывающих сущность и содержание психологических и педагогических основ физической культуры и спорта; методов и средств психолого-педагогической диагностики личности; психологической структуры личности; психологической подготовки спортсменов и тренеров в различных условиях физкультурно-спортивной деятельности; педагогической технологии воспитательной деятельности средствами физической культуры и спорта; психолого-педагогических коммуникаций и конфликтологии в физкультурно-спортивной деятельности.
521911 - Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта.
Программа предусматривает изучение целей, стратегий, принципов, закономерностей, функций и методов менеджмента в физкультурно-спортивных организациях; проектного менеджмента; финансового менеджмента; маркетинга и его организационных форм; региональных аспектов деятельности ФСО; предпринимательской деятельности; экономических отношений в физкультурно-спортивных организациях и факторов социально-экономической эффективности; специфики действия экономических законов; содержания, форм и методов осуществления внешнеэкономической деятельности; искусство маркетинга, приемы и методы разработки маркетинговых программ.
521912 - Подготовка и переподготовка кадров в сфере физической культуры и спорта.
Программа предусматривает изучение системы физкультурного образования; конструирования содержания образования; моделей специалиста; принципов и технологий обучения; активных методов контроля знаний и умений и изменения образованности; системы послевузовского образования, уровневой структуры и многообразия форм повышения квалификации. Обучающиеся по этой программе изучают систему непрерывного образования кадров по физической культуре в системе повышения квалификации.
521913 - Адаптация к физическим (мышечным) нагрузкам.
Программа предусматривает изучение механизмов и закономерностей различных видов срочной и долговременной адаптации организма человека к мышечным нагрузкам в зависимости от их вида, интенсивности, продолжительности и других особенностей, а также возрастно-половых особенностей занимающихся. Воздействие на скорость, глубину и направленность адаптационных изменений с целью оптимизации функционального состояния нетренировочными средствами: дополнительными факторами питания, массажем и другими средствами. Проблемы перетренировки и реадаптации.
521914 - Естественнонаучные проблемы физической культуры и спорта.
Программа предусматривает углубленное изучение проблем естественнонаучных закономерностей основ теории физической культуры, более глубокое освещение законов и изучение закономерностей развития организма человека, возможностей и особенностей его совершенствования в разнообразных формах физической культуры (спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура, двигательная рекреация).
Содержание программы предусматривает формирование системных знаний о строении, развитии и адаптации организма человека в онтогенезе, о морфологических, физиологических, биохимических и биомеханических предпосылках в определении средств, методов и форм физической и технической подготовки; об особенностях технологии планирования тренировочного процесса, контроля и прогнозирования его эффективности по показателям функционального состояния занимающихся; о специфических и неспецифических факторах повышения работоспособности и укрепления здоровья в различных половозрастных группах и формах занятий оздоровительной физической культурой; об особенностях профилактики травматизма и заболеваний в процессе занятий физическими упражнениями.
521915 - Адаптивная физическая культура.
Программа предусматривает изучение принципов и закономерностей построения занятий физической культурой лиц с ограниченными функциональными возможностями и инвалидов, влияние занятий физической культурой на формирование социального статуса личности, коррекцию поведения дезадаптированных людей, восстановление функционального состояния пораженных систем инвалидов и их адаптацию к условиям труда и быта, совершенствования физкультурной и спортивной подготовки инвалидов, профилактики и лечения заболеваний и повреждений средствами физической культуры, тренировки инвалидов с различными формами патологии в избранных видах спорта и их подготовки к соревновательной деятельности. Освоение современных методов реабилитации различных групп инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.
521916 - Спортивная режиссура.
Программа предусматривает изучение закономерностей организации и направлений развития праздников и театрализованных представлений, исследование возможностей синтеза используемых в них материалов с выразительными средствами физического воспитания и спорта, количественных оценок зрелищности спортивно-художественных представлений и путей их повышения; психологических особенностей зрительного восприятия спортивно-зрелищных постановок; методов использования компьютерных технологий при составлении композиционно-постановочного плана; оптимальных объемов репетиторской информации при общении с большими группами участников; скоростных методик разучивания различных видов упражнений, составляющих двигательную партитуру спортивных зрелищ. Обучающиеся по данной программе осваивают современные методы научно-педагогических исследований с целью оптимизации специфического учебно-тренировочного процесса и достижения высокого зрелищного качества спортивно-художественных выступлений.
2. Требования к уровню подготовленности, необходимой
для освоения программы специализированной подготовки
магистра и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям 521900 - Физическая культура зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной программе
магистра по направлению 521900 - Физическая культура
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору магистранта и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору магистранта в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл ФТД - факультативные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки магистра:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 521900 - Физическая культура
--------T--------------------------------------------------T-----¬
¦Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦основной образовательной программы бакалавра по ¦ ¦
¦ ¦данному направлению определены в государственном ¦ ¦
¦ ¦образовательном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки бакалавра¦ ¦
¦ ¦по направлению 521900 - Физическая культура ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов подготовки магистра ¦8040 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму содержания ¦ ¦
¦ ¦специализированной подготовки ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы наук о физической культуре и ¦200 ¦
¦ ¦спорте ¦ ¦
¦ ¦Система научного знания о физической культуре и ¦ ¦
¦ ¦спорте, ее структура. Комплекс наук, изучающий ¦ ¦
¦ ¦физическую культуру и спорт: естественнонаучные, ¦ ¦
¦ ¦психолого-педагогические, социально-гуманитарные. ¦ ¦
¦ ¦Специфика каждой группы научного знания. ¦ ¦
¦ ¦Проблематика разработки концептуальных ¦ ¦
¦ ¦представлений о тенденциях развития физической ¦ ¦
¦ ¦культуры и спорта (их разделов, видов, ¦ ¦
¦ ¦разновидностей), их перспективных функциях и ¦ ¦
¦ ¦формах в современном мире. Сравнительный анализ ¦ ¦
¦ ¦традиционных и нетрадиционных направлений в сфере ¦ ¦
¦ ¦физической культуры и спорта (в частности, ¦ ¦
¦ ¦сравнительная исследовательская оценка исторически¦ ¦
¦ ¦сложившихся и современных систем физических ¦ ¦
¦ ¦упражнений в различных регионах мира - йога, ушу, ¦ ¦
¦ ¦тримм, аэробика, общеподготовительные комплексы и ¦ ¦
¦ ¦др.). Научно-прикладные аспекты совершенствования ¦ ¦
¦ ¦отечественной системы физического воспитания, в ¦ ¦
¦ ¦том числе: ее целевых установок, программно- ¦ ¦
¦ ¦нормативных основ, комплекса используемых средств ¦ ¦
¦ ¦и методов, форм построения и организации занятий. ¦ ¦
¦ ¦Проблематика оптимизации структуры многолетнего ¦ ¦
¦ ¦процесса физического воспитания применительно к ¦ ¦
¦ ¦закономерностям онтогенеза и динамике ¦ ¦
¦ ¦жизнедеятельности индивида. ¦ ¦
¦ ¦Дидактическая проблематика в сфере физической ¦ ¦
¦ ¦культуры; пути углубления принципов обучения ¦ ¦
¦ ¦двигательным действиям с опорой на исследование ¦ ¦
¦ ¦закономерностей направленного формирования ¦ ¦
¦ ¦двигательных умений, навыков и, связанных с ними, ¦ ¦
¦ ¦знаний; актуальные проблемы разработки технологий ¦ ¦
¦ ¦обучения основным жизненно важным двигательным ¦ ¦
¦ ¦действиям и спортивной технике. ¦ ¦
¦ ¦Проблематика углубленного познания закономерностей¦ ¦
¦ ¦оптимизации процесса физического развития индивида¦ ¦
¦ ¦и совершенствования на этой основе технологии ¦ ¦
¦ ¦воспитания физических и непосредственно связанных ¦ ¦
¦ ¦с ними способностей (силовых, скоростных, ¦ ¦
¦ ¦двигательно-координационных, выносливости и др.). ¦ ¦
¦ ¦Проблематика дальнейшей разработки теории и ¦ ¦
¦ ¦технологии спорта, в том числе: исследование ¦ ¦
¦ ¦дифференциации современного спорта, особенностей ¦ ¦
¦ ¦общедоступного (ординарного) спорта и спорта ¦ ¦
¦ ¦высших достижений; разработка теории ¦ ¦
¦ ¦соревновательной деятельности и концептуальных ¦ ¦
¦ ¦основ системы спортивных соревнований; углубление ¦ ¦
¦ ¦исследовательских предпосылок спортивной ¦ ¦
¦ ¦ориентации и отбора, обоснованной постановки ¦ ¦
¦ ¦долгосрочных целей спортивной деятельности; ¦ ¦
¦ ¦выявление путей и условий оптимизации системы ¦ ¦
¦ ¦подготовки спортсменов, содержания и структуры ¦ ¦
¦ ¦тренировочного процесса и внетренировочных ¦ ¦
¦ ¦факторов спортивной подготовки (экзофакторов). ¦ ¦
¦ ¦Проблематика разработки методологии и ¦ ¦
¦ ¦технологии прогнозирования моделирования и ¦ ¦
¦ ¦контроля процессов развертывания физкультурной и ¦ ¦
¦ ¦спортивной деятельности и ее результатов ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки о физической культуре ¦200 ¦
¦ ¦и спорте ¦ ¦
¦ ¦Первые предпосылки осмысления сути явлений ¦ ¦
¦ ¦физической культуры и спорта в истории ¦ ¦
¦ ¦человеческой мысли. Активное формирование ¦ ¦
¦ ¦научно-прикладных знаний о физической культуре и ¦ ¦
¦ ¦спорте на базе прогресса естественнонаучных и ¦ ¦
¦ ¦гуманитарных отраслей познания в 19 веке. ¦ ¦
¦ ¦Историко-логический анализ этапов становления ¦ ¦
¦ ¦современного комплекса отраслей наук, ¦ ¦
¦ ¦ориентированных на познание сути явлений ¦ ¦
¦ ¦физкультурной и спортивной реальности. Переход от ¦ ¦
¦ ¦теории физического воспитания к теории физической ¦ ¦
¦ ¦культуры и спорта. Лидирующая роль в этом ¦ ¦
¦ ¦отечественных специалистов. ¦ ¦
¦ ¦<...> спорте, взаимодействие этих тенденций. ¦ ¦
¦ ¦Современная структура таких знаний и взаимосвязи в¦ ¦
¦ ¦их системе. Роль интегративных общенаучных и ¦ ¦
¦ ¦поэлементно-аналитических подходов в обобщающих и ¦ ¦
¦ ¦избирательно-прикладных исследований физической ¦ ¦
¦ ¦культуры и спорта. Конкретизация представлений о ¦ ¦
¦ ¦методологии системного, модельного, ¦ ¦
¦ ¦классификационного и других современных ¦ ¦
¦ ¦познавательных подходов. ¦ ¦
¦ ¦Тенденции дифференциации, интеграции в процессе ¦ ¦
¦ ¦эволюции научных знаний о физической культуре и ¦ ¦
¦ ¦анализ логики построения исследования в ситуациях,¦ ¦
¦ ¦типичных для исследовательской работы в сфере ¦ ¦
¦ ¦физической культуры и спорта; особенности ее ¦ ¦
¦ ¦развертывания на эмпирическом и теоретическом ¦ ¦
¦ ¦уровнях; система операций, выполняемых на ¦ ¦
¦ ¦различных этапах исследования при выявлении ¦ ¦
¦ ¦проблемной ситуации, постановке проблемы, ¦ ¦
¦ ¦формулировании рабочей гипотезы и ее проверяемых ¦ ¦
¦ ¦следствий, сборе и обработке фактического ¦ ¦
¦ ¦материала, проверке рабочей гипотезы (ее ¦ ¦
¦ ¦следствий, поддающихся операциональной проверке), ¦ ¦
¦ ¦истолковании полученных результатов, их ¦ ¦
¦ ¦интерпретации и экстраполировании. Оценочная ¦ ¦
¦ ¦характеристика информационной, эвристической и ¦ ¦
¦ ¦интерпритационной ценности различных средств ¦ ¦
¦ ¦и методов познания, используемых в исследованиях ¦ ¦
¦ ¦объектов физической культуры и спорта ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и образовании в ¦300 ¦
¦ ¦отрасли физической культуры и спорта ¦ ¦
¦ ¦Роль и место компьютерных технологий в науке и ¦ ¦
¦ ¦образовании в отрасли. Компьютерные технологии ¦ ¦
¦ ¦получения, обработки, хранения и передачи ¦ ¦
¦ ¦информации. Оптимизация тренировочных нагрузок, ¦ ¦
¦ ¦моделирование и тестирование подготовленности. ¦ ¦
¦ ¦Формализация полученных знаний в физической ¦ ¦
¦ ¦культуре и спорте, математическое описание ¦ ¦
¦ ¦закономерностей тренировочного процесса и динамики¦ ¦
¦ ¦подготовленности. Математическое и компьютерное ¦ ¦
¦ ¦моделирование в физической культуре и спорте. ¦ ¦
¦ ¦Предметно-ориентировочные программные среды, ¦ ¦
¦ ¦развивающие и обучающие технологии на основе ¦ ¦
¦ ¦искусственной управляющей и предметной сред. ¦ ¦
¦ ¦Автоматизированное рабочее место тренера ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) компонент ¦434 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.04 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом) ¦314 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ДНМ.05 ¦Дисциплины по выбору студента ¦120 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦ ¦определяется требованиями специализации магистра ¦ ¦
¦ ¦при реализации конкретной магистерской программы ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦СДМ.02 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.00¦Научно-исследовательская работа ¦2034 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.01¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦960 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.02¦Научно-исследовательская практика ¦126 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.03¦Научно-педагогическая практика ¦864 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦НИРМ.04¦Подготовка магистерской диссертации ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ИГАМ.00¦Итоговая государственная аттестация, в том числе ¦3 не-¦
¦ ¦защита выпускной квалификационной работы ¦дели ¦
¦ ¦(магистерской диссертации) ¦ ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки магистра¦4068 ¦
+-------+--------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Всего ¦12108¦
L-------+--------------------------------------------------+------
Научно-исследовательская часть программы должна предусматривать знакомство магистров с методами и методиками, наиболее широко используемыми в исследовательской работе в сфере физической культуры и спорта; практическое освоение ими методов исследований, необходимых для решения задач, поставленных темой выпускной магистерской работы, освоение методов отработки результатов исследований, подбор адекватных методов математической статистики, использования компьютерных технологий.
Программа научно-исследовательской работы должна предусматривать изучение и реферирование литературных источников (отечественных и зарубежных) по теме исследования, составление литературного обзора, сообщения и доклады по этапам научных исследований, участие магистранта в обсуждениях докладов и сообщений других учащихся, участие в научных дискуссиях, конференциях, диспутах.
5. Срок освоения основной образовательной программы
подготовки магистра по направлению
521900 - Физическая культура
5.1. Срок освоения образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель, в том числе:
- образовательная программа
подготовки бакалавра - 208 недель;
- специализированная программа
подготовки магистра - 104 недели;
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные работы,
подготовку выпускной квалификационной работы,
а также экзаменационные сессии - 68 недель;
практики:
- научно-исследовательская - не менее 6 недель;
- научно-педагогическая - не менее 8 недель;
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - 3 недели;
каникулы (включая 4 недели
последипломного отпуска) - не менее 18 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта, в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
5.7. Общей объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации основной
образовательной программы подготовки магистра
по направлению 521900 - Физическая культура
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору является обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не является обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
В период действия данного документа Перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы:
Научно-исследовательская составляющая магистерской подготовки должна предусматривать ознакомление обучающихся с методами научных исследований, наиболее широко используемых в сфере физической культуры и спорта, освоение ими методов, необходимых для выполнения экспериментальной части магистерской диссертации, приобретение навыков обработки результатов научных исследований, реферирования литературных источников, опыта выступлений с научными сообщениями и докладами на конференциях, симпозиумах.
Тематика магистерской диссертации должна быть посвящена решению актуальных проблем теории и практики физической культуры и спорта и, как правило, соответствовать направлениям НИР вуза, профильной кафедры.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистра, разработанным с участием руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Руководство магистерскими программами может осуществляться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование соответствующего профиля, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора по направлению магистерской программы, систематически занимающимися научно-исследовательской и (или) научно-методической деятельностью.
Научное руководство магистрантами могут осуществлять педагогические кадры, имеющие базовое образование, ученую степень и ученое звание, систематически занимающиеся научно-исследовательской и (или) научно-методической деятельностью или иной профессиональной деятельностью, соответствующей профилю подготовки конкретного магистранта (например, тренерской) и имеющими документальное подтверждение достигнутых в этой области успехов (например, звание "заслуженный тренер").
Учебный процесс по дисциплинам направления (федеральному, региональному (вузовскому) компонентам, а также дисциплинам по выбору студентов) должен осуществляться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученые степени и ученые звания, должна составлять не менее 70%.
Ученый процесс по циклу специальных дисциплин должен обеспечиваться преподавательскими кадрами, имеющими базовое образование, ученую степень и ученое звание, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, систематически занимающимися научно-исследовательской и (или) научно-методической или иной профессиональной деятельностью, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины (например, тренерской) и имеющими документальное подтверждение достигнутых в этой области успехов (например, звание заслуженный тренер).
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Библиотечный фонд вуза по федеральному и региональному компонентам дисциплин направления и специальных дисциплин должен иметь учебные программы, учебники, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы из расчета не менее 1 экземпляра на одного студента.
По дисциплинам и курсам по выбору студентов должны быть учебные программы из расчета 1 экземпляр на одного студента, доступные студентам учебные пособия, циклы лекций и (или) доступные студентам периодические издания (журналы, сборники), а также другие учебные и методические материалы.
По всем видам практик (научно-исследовательской и научно-педагогической) должны быть учебные программы.
Библиотека (читальный зал) вуза должны располагать периодическими изданиями по профилю направления подготовки, а также дисциплин направления и специальных дисциплин.
Перечень таких изданий должен содержать, как минимум следующие журналы:
Теория и практика физической культуры;
Тренер;
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка;
Физическая культура в школе;
Физкультура и спорт;
Спорт для всех;
Спорт за рубежом;
Спортивная жизнь России;
Олимпийская панорама;
Олимпийский вестник;
Вестник физической культуры;
Журналы и периодические издания по видам спорта, по которым в вузе ведется подготовка специалистов;
Вопросы философии;
Вопросы экономики;
Вопросы психологии;
Культурология;
Педагогика;
Психологический журнал;
Социологические исследования;
Общественные науки и современность;
Высшее образование в России;
Вестник спортивной медицины в России;
Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры;
Успехи физиологических наук;
Физиология человека;
Экология.
Введение новых дисциплин "по выбору" может проводиться только при наличии достаточного количества учебных программ и доступных студентам источников информации (учебных и методических пособий, периодических изданий по профилю вводимой дисциплины).
Студенты вуза должны иметь свободный доступ к электронным ресурсам библиотеки:
- электронному каталогу книжного фонда;
- электронному каталогу статей;
- электронному каталогу периодических изданий.
Информационная база вуза должна обеспечивать студентам доступ к информационным ресурсам крупнейших библиотек России и международной информационной сети Интернет.
Кроме того, библиотека вуза должна иметь издания и базы данных на CD-ROM.
Методические кабинеты кафедр, ведущих занятия со студентами-магистрантами, общевузовские видеоклассы должны содержать аудио-, видео- и мультимедийные материалы, а также наглядные пособия по всем дисциплинам учебного плана.
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшие учебные заведения, реализующие основную образовательную программу подготовки магистра по направлению 521900 - Физическая культура должны располагать материально-технической базой, необходимой для проведения всех видов учебных занятий: лекционных, семинарских, лабораторных, методических, практических занятий по физкультурно-спортивным дисциплинам, для проведения научно-исследовательской работы и соответствующей действующим санитарным нормам. Особое внимание должно быть уделено наличию соответствующей аппаратуры и условий для использования в учебном процессе современных аудиовизуальных средств и компьютерной техники, предоставление возможности каждому магистранту работать с компьютером не только в процессе учебных занятий, но и при самостоятельной подготовке.
Вуз должен располагать современной научно-исследовательской базой и обеспечить доступ обучающихся к научным методикам.
В случае, если программами дисциплин, планируемых для включения в национально-региональный (вузовский) компонент или в компонент по выбору магистров предусмотрено выполнение лабораторно-практических работ, они могут вводиться только при наличии соответствующих материально-технических условий для этого.
Площадь учебно-лабораторных зданий вуза в расчете на 1 студента должна составлять не менее 22 кв. м.
6.2.5. Требования к организации практик.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистров по направлению 521900 - Физическая культура, должно обеспечить студентам-магистрантам условия для реализации предусмотренных настоящим образовательным стандартом научно-исследовательской и научно-педагогической практик.
Научно-исследовательскую практику целесообразно организовать во 2-ом полугодии 5 года обучения на кафедрах, в лабораториях, других организациях (в том числе и вневузовских), располагающих современными научно-исследовательскими методиками, используемыми в исследованиях по физической культуре и спорту.
Целесообразно создание специальных научно-исследовательских полигонов, концентрирующих имеющуюся в вузе современную научную аппаратуру с целью ее комплексного использования.
В процессе научно-исследовательской практики магистры должны ознакомиться с научными методиками, технологией их применения, способами обработки получаемых экспериментальных данных их интерпретаций.
Целесообразно предусмотреть углубленное изучение методов исследования, в наибольшей степени соответствующих профилю избранной студентом магистерской программы.
По всем изучаемым магистрантами методам научных исследований должны быть высококвалифицированные консультанты-методисты.
Научно-педагогическую практику целесообразно планировать на 6 лет обучения. Она должна проходить на кафедрах вуза (или других учебных заведений), соответствующих профилю магистерской программы. Научно-педагогическая практика должна включать в себя посещение практикантом всех видов учебных занятий, проводимых ведущими преподавателями кафедры, участие магистранта в проведении учебных занятий в качестве помощника преподавателя, а также самостоятельные проведения им различных видов учебных занятий, включая лекционные.
Все виды занятий, в которых в том или ином качестве принимал участие студент-магистрант, должны подвергать тщательному разбору.
К каждому магистранту необходимо прикрепить одного или нескольких (по видам учебных занятий) высококвалифицированных методистов.
7. Требования к уровню подготовки магистра
по направлению 521900 - Физическая культура
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и общими требованиями, обусловленными специализированной подготовкой.
Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 521900 - Физическая культура.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владения навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в области теории физической культуры и смежных наук, составляющих основу магистерской подготовки;
умение:
- формировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области науки о физической культуре и спорте и организации учебного процесса в различных физкультурно-образовательных учреждениях;
- выбирать адекватные поставленным задачам методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, связанного с проблематикой магистерской программы;
- математически и графически обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся отечественных и зарубежных литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
Магистр физической культуры должен:
- понимать методологические основы и специфику методов научных исследований в области физической культуры и спорта;
- осознавать историческое развитие методологии и теории физической культуры и спорта и понимать современное состояние науки как итог этого развития;
- предвидеть наиболее вероятные направления научной мысли в сфере физической культуры и спорта и смежных дисциплин;
- определять пути дальнейшего повышения значимости физической культуры и спорта в деле оздоровления и физического совершенствования человека;
- владеть методами анализа существующего положения в науке и практике физической культуры и спорта, а также методами конструирования и проектирования задач теории и практики физической культуры;
- владеть методами самоорганизации и совершенствования личности научного работника и преподавателя, специализирующегося в сфере физической культуры и спорта.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовки магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственные экзамены, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность засчитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной адаптивной физической культуры.
Высшее учебное заведение вправе дополнять перечень аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации выпускников.
При выборе итоговых государственных испытаний выпускников необходимо руководствоваться следующим:
- основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация, является завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать на только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) рекомендуется привлечение внешних рецензентов.
<...>

НАПРАВЛЕНИЕ 521900 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (утв. Минобразованием РФ 02.06.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также