ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.05.2000 n 277 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 мая 2000 г. N 277
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения проверок военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу Приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 13.
В Инструкции о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 050:
пункт 1 дополнить сноской следующего содержания:
"<*> Контроль за деятельностью военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения проверок военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации";
в пункте 4 знак сноски "*" заменить на "**".
Министр обороны
Российской Федерации,
Маршал Российской Федерации
И.СЕРГЕЕВ



Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 30 мая 2000 г. N 277
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция о порядке проведения проверок военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации <*> (далее именуется Инструкция) определяет цель и элементы проверок военно-учебных заведений, виды проверок, порядок их планирования и проведения, а также критерии и порядок оценки элементов проверки вуза и его структурных подразделений.
------------------------------------
<*> Далее в тексте настоящей Инструкции, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации - военно-учебными заведениями или вузами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерством обороны; Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом.
2. Проверки военно-учебных заведений проводятся в целях контроля исполнения вузами законодательства Российской Федерации, требований правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, кадрового заказа на подготовку офицеров для Вооруженных Сил, оценки качества проведения и обеспечения образовательного процесса, других направлений деятельности вузов, вскрытия недостатков, оказания помощи вузам и распространения положительного опыта.
3. Основными элементами проверок военно-учебных заведений являются:
состояние боевой и мобилизационной готовности;
состояние учебной работы;
состояние методической работы;
состояние научной работы;
состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров;
состояние профессиональной подготовленности постоянного состава;
морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины;
состояние учебно-материальной базы;
состояние службы войск;
состояние безопасности военной службы;
состояние правовой работы;
состояние кадровой работы и учета личного состава;
состояние тыла;
состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности;
состояние экологической безопасности;
состояние руководства деятельностью вуза.
Проверка вузов по другим направлениям деятельности (элементам, вопросам), не предусмотренным настоящей Инструкцией, может проводиться в соответствии с полномочиями и указаниями лица, по решению которого она проводится, и должна осуществляться в соответствии с правовыми актами Министерства обороны и Генерального штаба, регламентирующими эту деятельность и порядок ее контроля.
4. По виду проверки подразделяются: на инспекторские (инспектирование), итоговые и контрольные. В зависимости от целей, организации и объема решаемых задач они бывают плановые (текущие) и неплановые (внезапные), а по методу проведения - комплексные и проверки по отдельным элементам (вопросам). При этом инспекторские (инспектирование) и итоговые проверки проводятся только комплексным методом.
Инспекторские проверки проводятся по решению Министра обороны Российской Федерации под его руководством или его заместителей с привлечением представителей центральных органов военного управления Вооруженных Сил, военных округов (флотов) и предусматривают проверку вуза по всем основным элементам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции. В ходе инспекторской проверки проверяется также работа соответствующих органов управления военным образованием по руководству и обеспечению деятельности военно-учебного заведения.
Перечень центральных органов военного управления, привлекаемых к проведению проверок, приведен в Приложении N 1 к настоящей Инструкции.
Непосредственная подготовка к проведению инспекторской проверки осуществляется Управлением военного образования Министерства обороны Российской Федерации (далее именуется Управление военного образования).
Итоговые проверки проводятся по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации и начальников, которым подчинены военно-учебные заведения.
Для проведения итоговой проверки привлекаются представители центральных органов военного управления.
В ходе итоговой проверки в обязательном порядке проверяются: состояние боевой и мобилизационной готовности; состояние учебной работы; состояние методической работы; состояние научной работы; состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров; состояние профессиональной подготовленности постоянного состава, состояние учебно-материальной базы; состояние тыла; морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины; состояние службы войск, состояние безопасности военной службы; состояние правовой работы, состояние финансовой, хозяйственной и экономической деятельности.
Контрольные проверки проводятся по одному или нескольким элементам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, по другим вопросам (направлениям деятельности вуза), а также в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе инспекторских и итоговых проверок. Контрольные проверки проводятся центральными органами управления военным образованием <*>, органами управления военным образованием видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), а также другими органами военного управления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
------------------------------------
<*> Перечень центральных органов управления военным образованием определен Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 424.
Продолжительность инспекторской и итоговой проверок составляет 10 - 15 суток, контрольной проверки - до 10 суток.
Филиалы военно-учебных заведений могут подвергаться проверкам и оцениваться самостоятельно в соответствии с настоящей Инструкцией.
5. Планирование инспекторских, итоговых и контрольных проверок осуществляется на год, при этом военно-учебное заведение подвергается инспекторским и итоговым проверкам не чаще одного раза в 5 лет. Начальники, которым подчинены вузы, планируют итоговые проверки с учетом итоговых проверок, планируемых Управлением военного образования. Если военно-учебное заведение подверглось в текущем году инспектированию, то ранее запланированная итоговая проверка не проводится.
Итоговые проверки не проводятся в первый месяц учебного года и в период работы государственных аттестационных комиссий.
Контрольные проверки проводятся по планам Управления военного образования, начальников, которым подчинены вузы. Цели, содержание и сроки проведения проверки определяются начальником, организующим проверку.
6. Для организованного и качественного проведения инспекторской (итоговой) проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, начальник штаба, старшие групп по каждому элементу проверки, предусмотренному ее планом, и члены комиссии.
Для проведения контрольной проверки назначается комиссия в составе: председатель комиссии; при необходимости старшие групп по каждому элементу проверки, предусмотренному ее планом; члены комиссии.
В целях обеспечения требуемого качества проведения проверки в состав комиссий (групп проверки) в установленном порядке привлекаются представители соответствующих органов военного управления, а также профессорско-преподавательский состав родственных кафедр других вузов.
Авансирование привлекаемых к проверке специалистов производится командирующей организацией, а возмещение расходов (по окончании командировки) - органом военного управления, организующим проверку.
7. Для проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки в обязательном порядке разрабатываются: план проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки; планы работы групп по каждому элементу проверки, предусмотренному планом инспекторской (итоговой, контрольной) проверки; личные планы работы членов комиссии.
Для проведения инспекторской (итоговой) проверки разрабатывается также расписание инспекторской (итоговой) проверки.
План проведения инспекторской (итоговой, контрольной) проверки определяет цель, содержание (изучаемые вопросы по элементам проверки, перечень проверяемых учебных дисциплин (предметов) и структурных подразделений вуза), сроки проведения проверки, а также состав комиссии.
План инспекторской проверки разрабатывается Управлением военного образования и утверждается Министром обороны Российской Федерации.
План итоговой проверки разрабатывается органом военного управления, организующим проверку, и утверждается должностным лицом, по решению которого она проводится.
План контрольной проверки разрабатывается председателем комиссии и утверждается должностным лицом, по решению которого она проводится.
При проведении инспекторской (итоговой) проверки в расписание учебных занятий вуза могут быть внесены изменения. Контрольная проверка проводится без нарушения расписания учебных занятий в вузе.
При проведении инспекторской (итоговой) проверки проверяется управление вуза и не менее 30 процентов структурных подразделений вуза, при этом не менее 30 процентов личного состава проверяемого структурного подразделения.
При инспектировании и итоговой проверке строевой смотр может проводиться как вуза в целом, так и его проверяемых подразделений.
План инспекторской (итоговой, контрольной) проверки утверждается за 12 - 15 суток до ее начала.
Расписание инспекторской (итоговой) проверки определяет время, место и последовательность проведения контрольных занятий и других мероприятий проверки. Оно утверждается должностным лицом, возглавляющим проверку, и доводится до начальника вуза за 8 - 10 суток до ее начала.
Планы работ групп по элементам, предусмотренных планом инспекторской (итоговой) проверки, разрабатываются старшими групп в соответствии с требованиями методических указаний Управления военного образования и утверждаются председателем комиссии.
8. С должностными лицами, привлекаемыми к проверке, до ее начала проводятся занятия, в ходе которых изучаются необходимые нормативные правовые акты, состав и структура подразделений проверяемого вуза, особенности организации образовательного процесса и других направлений его деятельности, элементы, план и расписание проверки. Члены комиссии разрабатывают личные планы работы и учебно-методические материалы, необходимые для проверки уровня индивидуальной подготовленности, постоянного и переменного состава вуза.
Председатель комиссии до начала работы комиссии проводит с ее составом инструкторско-методические занятия (инструктажи).
9. Основными принципами контроля в ходе проверки являются компетентность, объективность, достоверность и соблюдение членами комиссии норм этики по отношению к проверяемым.
Председатель комиссии имеет право давать указания (рекомендации) должностным лицам вуза об устранении недостатков, выявленных в ходе проверки.
10. Инспекторская (итоговая) проверка, как правило, начинается с заслушивания руководящего состава вуза (начальника вуза, его заместителей, а также начальников отделов и служб) по направлениям деятельности. Целями заслушивания являются: уяснение особенностей организации и проведения образовательного процесса и мероприятий повседневной деятельности вуза, выявление вопросов, оказывающих положительное или негативное воздействие на ход образовательного процесса и качество подготовки обучающихся в вузе, уточнение при необходимости порядка работы комиссии.
11. Проверка вуза завершается проведением частных и общего разборов. Они должны содержать: оценки по каждому проверенному элементу; общую оценку вуза; положительные стороны в деятельности вуза, основные недостатки, их причины; оценку деятельности должностных лиц; задачи и сроки устранения основных недостатков.
Общий разбор проводится председателем комиссии, частные разборы - председателем или членами комиссии.
Оценки по результатам проверки вуза и его структурных подразделений объявляются на общем и частных разборах; индивидуальные оценки личному составу - после выполнения контрольных испытаний.
12. По результатам инспекторской (итоговой) проверки составляется акт проверки, в котором определяются: общая оценка вузу и оценки его структурным подразделениям; делаются выводы о работе вуза; отмечаются положительные стороны деятельности, недостатки и их причины; вносятся предложения по устранению недостатков и улучшению качества подготовки обучающихся. К акту проверки прилагаются ее результаты по формам согласно Приложению N 2 к настоящей Инструкции.
В акте по результатам инспекторской проверки отдельными приложениями дается оценка руководства деятельностью вуза со стороны должностных лиц вуза и соответствующих органов управления военным образованием.
Акт проверки утверждается ее председателем и подписывается членами комиссии. Акт проверки направляется в Управление военного образования и начальнику, которому подчинен вуз, - в полном объеме; начальнику вуза - без приложения об уровне руководства деятельностью вуза со стороны органов управления военным образованием.
Министру обороны Российской Федерации по результатам инспекторской проверки председателем комиссии в установленном порядке представляются доклад и при необходимости проект приказа Министра обороны Российской Федерации об итогах проверки вуза.
По результатам контрольной проверки вместо акта проверки может составляться доклад. Первый экземпляр доклада остается в проверяемом вузе, второй - после представления начальнику, по указанию которого проводилась проверка, хранится в органе военного управления, проводившем проверку.
13. По результатам проверки военно-учебным заведением разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки военно-учебного заведения. План не позднее 20 суток после утверждения акта проверки представляется на утверждение начальнику, которому подчинен вуз. После утверждения копии плана направляются начальнику Управления военного образования и в орган управления военным образованием начальника, которому подчинен вуз.
Ответственность за качество разработки плана возлагается на начальника вуза и соответствующий орган управления военным образованием.
14. При получении вузом неудовлетворительной оценки по результатам инспектирования может проводиться повторная инспекторская проверка. Повторная инспекторская проверка проводится не ранее чем через шесть месяцев после первой инспекторской проверки и возглавляется, как правило, председателем комиссии предыдущей инспекторской проверки.
В ходе повторной инспекторской проверки определяется степень устранения выявленных ранее недостатков.
При получении вузом неудовлетворительной оценки по результатам итоговой проверки по плану должностного лица, решением которого она проводилась, но не ранее чем через шесть месяцев, проводится контрольная проверка.
II. Основные критерии и порядок оценки элементов проверки
военно-учебного заведения и его структурных подразделений
15. Состояние боевой и мобилизационной готовности проверяется и оценивается на основании требований приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил, приказов и директив главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов и командующего Воздушно-десантными войсками.
Состояние боевой и мобилизационной готовности оценивается:
"удовлетворительно", если все показатели, определенные Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 050, оценены положительно. При этом в вузе разработаны учебный план и программа подготовки офицеров согласно перечню специальностей на военное время; с переходом обучающихся на сокращенные сроки обучения в учебных программах и расписаниях занятий предусмотрено отведение основной части учебного времени на практическую выучку (в поле, на полигоне, стрельбище, танкодроме, в парке);
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
16. Состояние учебной работы проверяется в учебном отделе, на факультетах, кафедрах (циклах), в батальонах (дивизионах) курсантов и в вузе в целом и оценивается по следующим показателям:
полнота, своевременность и качество разработки документов организации учебной работы;
качество проведения учебной работы;
качество подготовки слушателей и курсантов.
Полнота, своевременность и качество разработки документов организации учебной работы устанавливаются на основе изучения:
основных планирующих документов, разрабатываемых в вузе: рабочих учебных планов и структурно-логических схем по устанавливаемым для вуза специальностям, графика-календаря учебного процесса вуза на учебный год, расписаний учебных занятий и экзаменов, тематических планов изучения учебных дисциплин, индивидуальных планов обучения слушателей и курсантов, тематики выпускных квалификационных работ, комплексного плана формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у слушателей и курсантов, индивидуальных планов работы преподавателей на учебный год и других;
приказов начальника вуза по организации учебной работы: о перераспределении учебной нагрузки, должностей и лиц преподавательского состава между кафедрами (циклами), о допуске преподавателей и ассистентов к чтению лекций, о назначении руководителей и закреплении за слушателями и курсантами тем выпускных квалификационных работ, а также других служебных документов, регламентирующих вопросы организации учебной работы в вузе.
Полнота, своевременность и качество разработки документов организации учебной работы оцениваются:
"удовлетворительно", если:
содержание планирующих документов соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области профессионального образования, правовых актов Министерства обороны по вопросам военного образования, государственных образовательных стандартов профессионального образования, квалификационных требований к выпускникам вуза, учебных планов и программ по установленным для вуза специальностям, организационно-методических указаний начальника, которому подчинен вуз;
планирующие документы исполнены в объеме установленного для них перечня и обеспечена их взаимная согласованность;
сроки исполнения и доведения документов соответствуют срокам и требованиям к организации образовательного процесса, установленным нормативными правовыми актами; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на организацию образовательного процесса в вузе;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Качество проведения учебной работы оценивается на основе:
изучения документов по учету учебной работы: журналов учета учебных занятий, зачетных книжек и учебных карточек слушателей (курсантов), экзаменационных ведомостей, сводных данных о результатах экзаменационных сессий и других;
изучения отчетов государственных аттестационных комиссий, материалов комплексных и контрольных проверок вуза и его подразделений, материалов контроля учебных занятий;
контроля учебных занятий.
Качество проведения учебной работы оценивается:
"удовлетворительно", если:
учебные планы и программы, расписания учебных занятий и другие планирующие документы выполняются своевременно, а имеющиеся недостатки не оказывают существенного влияния на качество подготовки слушателей (курсантов);
обеспечена взаимная согласованность документов планирования и учета учебной работы;
не менее 70 процентов проверенных учебных занятий оценены не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Качество подготовки слушателей и курсантов оценивается по результатам проверки:
уровня индивидуальной подготовленности слушателей и курсантов (за исключением курсантов первого и выпускного курсов);
уровня индивидуальной подготовленности слушателей и курсантов выпускного курса.
Оценка уровня индивидуальной подготовленности слушателей и курсантов (за исключением курсантов первого и выпускного курсов) включает оценку их теоретической и практической подготовленности по дисциплинам учебного плана в объеме пройденного на день проверки учебного материала.
В течение дня слушатель (курсант) может быть проверен по одной, а за все время проверки - не более чем по шести учебным дисциплинам.
Перечень проверяемых учебных дисциплин определяется расписанием проверки. При необходимости он может уточняться председателем комиссии.
Оценка слушателю и курсанту по строевой подготовке, общевоинским уставам, физической подготовке, а также курсанту - по огневой подготовке, вождению боевых машин, летной подготовке выставляется в соответствии с требованиями соответствующих курсов стрельб, вождения боевых машин, упражнений летной подготовки, других служебных документов.
Уровень индивидуальной подготовленности слушателя (курсанта) (за исключением курсантов первого и выпускного курсов) оценивается:
"отлично", если слушатель (курсант) по проверенным учебным дисциплинам получил не менее 50 процентов оценок "отлично", а остальные - "хорошо";
"хорошо", если слушатель (курсант) по проверенным учебным дисциплинам получил не менее 50 процентов оценок "отлично" и "хорошо", а остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если слушатель (курсант) по проверенным учебным дисциплинам получил не менее 70 процентов положительных оценок;
"неудовлетворительно", если не выполняются требования на оценку "удовлетворительно".
Уровень индивидуальной подготовленности слушателей и курсантов выпускного курса оценивается по результатам проверки по общевоинским уставам, физической подготовке, строевой подготовке, выполнения каждым из них комплексного контрольного задания, упражнений стрельб, вождения боевых машин, управления кораблем, летной подготовки.
Комплексное контрольное задание включает практические ситуационные задачи (оперативно-тактические, тактические, тактико-специальные, военно-технические, военно-специальные, по воспитательной работе и другие), с которыми выпускник вуза может встретиться в боевой обстановке и в повседневной деятельности войск (сил) в мирное время и требующие комплексного применения полученных им знаний, умений и выполнения практических действий. Комплексные контрольные задания разрабатываются по указанию председателя комиссии и утверждаются им. Содержание комплексного контрольного задания объявляется слушателям и курсантам в день его выполнения.
Оценка за выполнение комплексного контрольного задания выставляется слушателю (курсанту) на основании частных оценок за решение каждой практической задачи:
"отлично", если не менее 50 процентов частных оценок, в том числе оценка по основной (профилирующей) дисциплине и за выполнение практических задач, - "отлично", а остальные оценки - "хорошо";
"хорошо", если не менее 50 процентов частных оценок, в том числе оценка по основной (профилирующей) дисциплине и за выполнение практических задач, - "отлично" и "хорошо", а остальные оценки - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов частных оценок, в том числе оценка по основной (профилирующей) дисциплине и за выполнение практических задач, - "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Проверка подготовленности слушателей (курсантов) по общевоинским уставам проводится по билетам, включающим три вопроса, в том числе две практические ситуационные задачи по уставам внутренней службы, дисциплинарному, гарнизонной и караульной служб (корабельному уставу). При проверке представляются учебная и служебная карточки и служебная характеристика на каждого слушателя и курсанта.
Подготовленность слушателя (курсанта) по общевоинским уставам оценивается:
"отлично", если по двум вопросам ответ оценен "отлично", а по одному - не ниже "хорошо", им выполняются требования уставов в повседневной жизни и он не имеет нарушений воинской дисциплины;
"хорошо", если по двум вопросам ответ оценен не ниже "хорошо", а по одному - не ниже "удовлетворительно", им выполняются требования уставов в повседневной жизни и он не имеет нарушений воинской дисциплины;
"удовлетворительно", если не менее чем по двум вопросам ответ оценен "удовлетворительно", им выполняются требования уставов в повседневной жизни и он не имеет грубых нарушений воинской дисциплины;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на положительную оценку.
Оценка подготовленности слушателей и курсантов выпускного курса по физической, строевой, огневой подготовкам, вождению боевых машин, летной подготовке производится в соответствии с требованиями соответствующих курсов стрельб, вождения боевых машин, упражнений летной подготовки, а также наставлений, руководств и инструкций.
Уровень индивидуальной подготовленности слушателя (курсанта) выпускного курса оценивается:
"отлично", если выполнение комплексного контрольного задания и не менее 50 процентов проверенных дисциплин оценены "отлично", остальные дисциплины - "хорошо";
"хорошо", если выполнение комплексного контрольного задания и не менее 50 процентов проверенных дисциплин оценены "отлично" и "хорошо", остальные дисциплины - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если выполнение комплексного контрольного задания и не менее 70 процентов проверенных дисциплин оценены "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Подразделение слушателей (курсантов), факультет по уровню индивидуальной подготовленности слушателей (курсантов) оцениваются:
"отлично", если не менее 90 процентов слушателей и курсантов оценены положительно, из них не менее 50 процентов - "отлично";
"хорошо", если не менее 80 процентов слушателей и курсантов оценены положительно, из них не менее 50 процентов - "отлично" и "хорошо";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов слушателей и курсантов оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
На кафедре (цикле) качество подготовки слушателей и курсантов оценивается <*>:
------------------------------------
<*> Проверяется не менее 30 процентов читаемых на кафедре дисциплин.
"отлично", если на кафедре (цикле) своевременно и в полном объеме разработаны все необходимые служебные документы по организации и проведению учебной работы, обеспечена их взаимная согласованность, при этом не менее 50 процентов слушателей (курсантов) по преподаваемым кафедрой учебным дисциплинам оценены "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если на кафедре (цикле) своевременно и в полном объеме разработаны все необходимые служебные документы по организации и проведению учебной работы, при этом не менее 50 процентов слушателей (курсантов) по преподаваемым кафедрой учебным дисциплинам оценены "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если на кафедре (цикле) в основном разработаны все необходимые служебные документы по организации и проведению учебной работы, при этом не менее 70 процентов слушателей (курсантов) по преподаваемым кафедрой учебным дисциплинам оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
В вузе в целом качество подготовки слушателей и курсантов оценивается:
"отлично", если выпускной курс и не менее 50 процентов остальных подразделений слушателей и курсантов, в том числе кафедр (циклов), оценены "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если выпускной курс и не менее 50 процентов остальных подразделений слушателей и курсантов, в том числе кафедр (циклов), оценены "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если выпускной курс оценен "удовлетворительно", при этом не менее 70 процентов остальных подразделений слушателей и курсантов, в том числе кафедр (циклов), оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполняются требования на оценку "удовлетворительно".
Все структурные подразделения и вуз в целом по физической подготовке оцениваются в установленном в Министерстве обороны порядке.
Учебная работа в целом в вузе оценивается:
"отлично", если:
полнота, своевременность и качество разработки документов планирования и организации учебной работы оценены "удовлетворительно";
качество проведения учебной работы оценено "удовлетворительно";
качество подготовки слушателей и курсантов оценено "отлично";
"хорошо", если:
полнота, своевременность и качество разработки документов планирования и организации учебной работы оценены "удовлетворительно";
качество проведения учебной работы оценено "удовлетворительно";
качество подготовки слушателей и курсантов оценено "хорошо";
"удовлетворительно", если все ее элементы оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
17. Состояние методической работы проверяется в учебном отделе, на факультетах, на кафедрах (циклах), в батальонах (дивизионах) курсантов и в вузе в целом и оценивается по следующим показателям:
полнота, своевременность и качество разработки документов по организации методической работы;
качество проведения методической работы.
Оценка полноты, своевременности и качества разработки документов по организации методической работы включает:
изучение планирующих и отчетных документов: плана методической работы вуза на учебный год; планов-календарей основных мероприятий вуза на учебный год и на месяц; комплексного плана формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у слушателей и курсантов; индивидуальных планов обучения слушателей и курсантов; планов работы факультетов (батальонов, дивизионов курсантов) на учебный год и на месяц; планов работы кафедр (циклов) на учебный год и месяц; плана работы методического кабинета на год и на месяц; индивидуальных планов работы преподавателей на учебный год; книг протоколов заседаний кафедр (циклов) и журналов работы предметно-методических комиссий; плана контроля учебных занятий руководящим составом вуза; журналов контроля учебных занятий на кафедрах (циклах) и факультетах (в батальонах, дивизионах курсантов); планов работы ученых советов вуза и факультетов на учебный год и протоколов заседаний советов; материалов научно-методических конференций и сборов вуза; учебно-методических материалов всех учебных занятий, предусмотренных расписанием, на кафедрах (циклах) и факультетах (в батальонах, дивизионах курсантов); материалов (актов) последней проверки (итоговой государственной аттестации) вуза и плана устранения недостатков; соответствующих приказов начальника вуза по организации образовательного процесса;
проверку своевременности, полноты и качества отработки планирующих документов, соответствия их требованиям правовым актам Министерства обороны и Генерального штаба, взаимной согласованности с отчетными документами (отчетом о работе вуза за учебный год, отчетом о результатах итоговой государственной аттестации и выпуске слушателей и курсантов).
Оценка качества проведения методической работы включает изучение результатов практической реализации мероприятий методической работы в образовательном процессе.
Состояние методической работы в учебном отделе, на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов и в вузе в целом оценивается:
"удовлетворительно", если методическая работа спланирована и выполняется в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих этот вид деятельности; мероприятия методической работы целенаправленны и имеют практическую реализацию; организация всех видов учебных занятий и используемые на них формы и методы обучения способствуют достижению учебных целей; учебные занятия систематически контролируются, отмеченные недостатки анализируются и устраняются; на заседаниях ученых советов вуза (филиала, факультета), заседаниях кафедр и предметно-методических комиссий вопросы совершенствования методической работы регулярно рассматриваются, принимаются целесообразные решения, которые реализуются в учебном процессе; передовой опыт обучения обобщается, распространяется и внедряется в образовательный процесс; учебно-методические материалы всех видов учебных занятий, предусмотренных расписанием, имеются и соответствуют учебным программам, тематическим планам изучения учебных дисциплин и целям занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество проведения методической работы;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
18. Состояние научной работы проверяется в соответствии с правовыми актами Министерства обороны и Генерального штаба в научно-исследовательском отделе, на факультетах, кафедрах, в научных подразделениях и в вузе в целом. При этом изучаются: содержание и качество планирования научной, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работы; актуальность тематики научных исследований и их соответствие профилю вуза, направленность на решение проблем укрепления обороноспособности страны, совершенствование военного образования, соответствие практическим потребностям войск и вузов; степень участия в научной работе постоянного состава вуза; глубина проработки исследуемых вопросов, обоснованность выводов и предложений; теоретическое и практическое значение, реализация результатов научной работы, в том числе в образовательном процессе; руководство научной, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работой; участие в военно-научной работе слушателей и курсантов; состояние научного информационного обеспечения.
Состояние научной работы на кафедре, факультете и в вузе в целом оценивается:
"удовлетворительно", если организация, обеспечение и проведение научной, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работы постоянного состава, военно-научной работы слушателей и курсантов отвечают требованиям правовых актов Министерства обороны; в тематике научных исследований имеются работы, направленные на совершенствование образовательного процесса; руководящий, профессорско-преподавательский состав принимает активное участие в научной работе; научные исследования актуальны, имеют фундаментальную и прикладную направленность; результаты научной работы, изобретения и рационализаторские предложения реализуются на практике; слушатели и курсанты участвуют в научной, изобретательской и рационализаторской работе; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на эффективность научной работы в вузе;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
19. Состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров проверяется в научно-исследовательском отделе, отделе кадров, на кафедрах, факультетах и в вузе в целом. При этом изучаются и анализируются:
своевременность, полнота и качество выполнения мероприятий по организации подготовки научно-педагогических и научных кадров, их направленность на достижение укомплектованности вуза лицами, имеющими ученые степени и (или) ученые звания, до уровня контрольных нормативов, установленных для лицензирования вуза на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования;
роль руководящего состава, ученых советов вуза и факультетов в решении задач по сохранению и укреплению научного потенциала военно-учебного заведения;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию подготовки научно-педагогических и научных кадров, на предмет полноты охвата решаемых ими задач в этом направлении деятельности;
содержание и качество работы по отбору кандидатов в военную докторантуру и адъюнктуру;
организация работы с докторантами, адъюнктами и соискателями ученых степеней по обеспечению своевременного выполнения ими индивидуальных планов работы, а также ежегодной их аттестации;
эффективность деятельности военной докторантуры и адъюнктуры;
качество разработки учебно-методических материалов для проведения занятий с адъюнктами;
состояние кадрового обеспечения образовательного процесса (укомплектованность вуза учеными, возрастной состав докторов и кандидатов наук, доля военнослужащих, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общей численности докторов наук и кандидатов наук).
Состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров в вузе оценивается:
"удовлетворительно", если организация подготовки научно-педагогических и научных кадров отвечает требованиям соответствующих нормативных актов Министерства обороны; план подготовки научно-педагогических и научных кадров за предыдущий год выполнен не менее чем на 70 процентов, план текущего года своевременно разработан и выполняется; содержание выполненных годовых планов подготовки научно-педагогических и научных кадров в основном отражает содержание перспективного плана как по числу подготавливаемых ученых, так и по номенклатуре научных специальностей; мероприятия по сохранению и укреплению научного потенциала спланированы, выполняются своевременно с требуемым качеством и направлены на достижение (поддержание) укомплектованности преподавательских должностей учеными до уровня контрольных нормативов, установленных для лицензирования вуза на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования; работа по отбору кандидатов в военную докторантуру и (или) адъюнктуру, в том числе для целевой подготовки, спланирована и проводится ежегодно; военная докторантура и (или) адъюнктура работают эффективно; учебный план и учебные программы подготовки адъюнктов разработаны и выполняются в полном объеме; учебно-методические материалы разработаны в полном объеме и постоянно совершенствуются; занятия проводятся на высоком методическом уровне с использованием передовых информационных технологий; руководящий состав вуза участвует в проведении занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество подготовки научно-педагогических и научных кадров;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
20. Состояние профессиональной подготовленности постоянного состава оценивается по уровню организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава, уровню организации и качеству командирской подготовки постоянного состава, уровню подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке.
Уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава проверяется на факультетах, на кафедрах (циклах), в батальонах (дивизионах) курсантов, в отделах и в вузе в целом.
При этом изучаются и анализируются:
своевременность и качество выполнения мероприятий по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава, их направленность на обеспечение требуемой периодичности и степень реализации;
роль ученых советов, учебного отдела, кафедр и факультетов в решении задач профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава военно-учебного заведения;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава;
эффективность деятельности структурных подразделений дополнительного профессионального образования вуза;
качество разработки учебно-методических материалов для проведения занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава структурных подразделений дополнительного профессионального образования вуза;
содержание и качество организации и проведения работы по профессиональному становлению офицеров, впервые назначенных на должности преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов.
Уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава оценивается:
"удовлетворительно", если организация и проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава отвечают требованиям правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, регламентирующих этот вид деятельности; работа по профессиональному становлению офицеров, впервые назначенных на должности преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов, обеспечивает получение офицерами требуемого уровня профессиональной квалификации; учебный план и учебные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящего и преподавательского состава разработаны и выполняются в полном объеме; необходимые учебно-методические материалы разработаны и совершенствуются; занятия проводятся на высоком методическом уровне; руководящий состав вуза участвует в проведении занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на результаты профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Командирская подготовка постоянного состава оценивается по уровню ее организации и качеству индивидуальной подготовленности офицерского состава.
Командирская подготовка постоянного состава проверяется на факультетах, на кафедрах (циклах), в батальонах (дивизионах) курсантов, в отделах и в вузе в целом.
При оценке уровня организации командирской подготовки постоянного состава вуза изучаются и анализируются:
своевременность, полнота и качество отработки планирующих документов, соответствие их содержания требованиям приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил, приказов и директив главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующего Воздушно-десантными войсками;
взаимная согласованность документов по организации командирской подготовки с документами по другим направлениям деятельности вуза;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию командирской подготовки;
участие руководящего состава вуза в проведении занятий по командирской подготовке;
состояние учета и отчетности по командирской подготовке;
организация контроля командирской подготовки, его систематичность и эффективность.
Уровень организации командирской подготовки постоянного состава оценивается:
"удовлетворительно", если организация командирской подготовки постоянного состава отвечает требованиям правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, регламентирующих этот вид деятельности; тематические планы командирской подготовки постоянного состава разработаны, дифференцированы для различных категорий обучающихся и выполняются в полном объеме; занятия проводятся на высоком методическом уровне; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество индивидуальной подготовленности постоянного состава;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Качество индивидуальной подготовленности постоянного состава проверяется по оперативно-тактическим дисциплинам (тактической, тактико-специальной, летно-тактической подготовке), военно-технической (военно-специальной), общевоенной, общественно-государственной подготовке, а также по мобилизационной и физической подготовке.
В ходе проверки качества индивидуальной подготовленности постоянный состав структурного подразделения может быть проверен не более чем по пяти учебным дисциплинам.
Перечень учебных дисциплин, выносимых на проверку, определяется председателем комиссии.
Качество индивидуальной подготовленности постоянного состава проверяется на теоретических и практических занятиях (командно-штабных учениях, военных играх, групповых упражнениях, семинарах, собеседованиях, летучках) и при выполнении контрольных работ, боевых стрельб, пусков ракет, бомбометаний, а также в ходе иных видов занятий. Проверка может проводиться в классах, поле, на полигонах, стрельбищах, вооружении и военной технике, тренажерах, средствах электронно-вычислительной техники.
К выполнению упражнений стрельб и (или) вождению боевых машин могут привлекаться офицеры, обучающие слушателей (курсантов) стрельбе (вождению), а также командиры курсантских подразделений. Остальной офицерский состав может быть проверен при выполнении упражнения учебных (контрольных) стрельб для специалистов из автомата (пистолета). Эти упражнения выполняются в пределах выделенного лимита боеприпасов и моторесурсов.
Качество индивидуальной подготовленности постоянного состава оценивается:
"отлично", если по оперативно-тактической (тактической, тактико-специальной, летно-тактической), огневой <*> (управлению ракетными ударами, стрельбе и управлению огнем артиллерии и средств противовоздушной обороны, боевому применению вооружения самолетов, вертолетов и кораблей), специальной (технической) подготовке, вождению боевых машин <**>, технике пилотирования, управлению кораблем получены оценки "отлично", а по остальным - не ниже "хорошо";
------------------------------------
<*> Для военных институтов Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота, Воздушно-десантных войск, Главного управления Сухопутных войск, ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил.
<**> Для военных институтов Военно-воздушных сил, Военно-Морского Флота, Воздушно-десантных войск, Главного управления Сухопутных войск, Главного автобронетанкового управления Министерства обороны, ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил.
"хорошо", если по оперативно-тактической (тактической, тактико-специальной, летно-тактической), огневой (управлению ракетными ударами, стрельбе и управлению огнем артиллерии и средств противовоздушной обороны, боевому применению вооружения самолетов, вертолетов и кораблей), специальной (технической) подготовке, вождению боевых машин, технике пилотирования, управлению кораблем получены оценки не ниже "хорошо", а по остальным - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если получено не менее 70 процентов положительных оценок, в том числе по оперативно-тактической (тактической, тактико-специальной, летно-тактической), огневой (управлению ракетными ударами, стрельбе и управлению огнем артиллерии и средств противовоздушной обороны, боевому применению вооружения самолетов, вертолетов и кораблей), специальной (технической) подготовке, вождению боевых машин (технике пилотирования, управлению кораблем);
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Проверяемые подразделения по качеству индивидуальной подготовленности постоянного состава по отдельным дисциплинам и в целом оцениваются:
"отлично", если не менее 50 процентов проверенных оценено "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если не менее 50 процентов проверенных оценено "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов проверенных оценено положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Оценка управлению вуза по качеству индивидуальной подготовленности не может быть выше оценок по оперативно-тактической (тактической, тактико-специальной, летно-тактической), военно-специальной (военно-технической) подготовленности.
Оценка вузу по качеству индивидуальной подготовленности постоянного состава определяется:
"отлично", если управление вуза и не менее 50 процентов проверенных подразделений оценены "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если управление вуза и не менее 50 процентов проверенных подразделений оценены "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если управление вуза и не менее 70 процентов проверенных подразделений получили положительные оценки;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Общая оценка по командирской подготовке постоянного состава проверяемых подразделений и вуза в целом определяется:
"отлично", если уровень организации командирской подготовки оценен "удовлетворительно", а качество индивидуальной подготовленности постоянного состава - "отлично";
"хорошо", если уровень организации командирской подготовки оценен "удовлетворительно", а уровень индивидуальной подготовки офицерского состава - "хорошо";
"удовлетворительно", если уровень организации командирской подготовки и качество индивидуальной подготовленности постоянного состава оценены "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Уровень подготовленности преподавательского состава по преподаваемым дисциплинам и методической подготовке проверяется на кафедрах (циклах), у офицеров - командиров подразделений слушателей и курсантов и в вузе в целом.
Проверка уровня подготовленности преподавательского состава по преподаваемым дисциплинам и методической подготовке осуществляется комплексно, путем определения уровня теоретической подготовки, качества проведения учебных занятий и разработки учебно-методических материалов.
Проверка уровня теоретической подготовки осуществляется в ходе контрольных занятий, проводимых в форме собеседований (семинаров, групповых упражнений, летучек, контрольных работ), и других видов занятий. При этом проверяется уровень знаний основ военной педагогики и психологии, требований правовых актов Министерства обороны по подготовке офицеров, научного содержания дисциплин и особенностей методики их преподавания.
При проверке проведения занятий оцениваются: уровень их организации, научный уровень и новизна преподаваемого материала, его связь с будущей служебной деятельностью слушателей и курсантов, владение методикой преподавания учебной дисциплины и активизации познавательной деятельности слушателей и курсантов, полнота отработки учебных вопросов, эффективность использования технических средств обучения, степень достижения целей занятия.
При проверке качества разработки учебно-методических материалов оценивается их соответствие требованиям руководящих документов по организации образовательного процесса, тематическому плану изучения дисциплины, учебным и воспитательным целям занятия, современному уровню научных знаний в предметной области.
Индивидуальная оценка уровня подготовленности по преподаваемой дисциплине и методической подготовке определяется:
"отлично", если качество проведения занятия (занятий) и уровень теоретической подготовки оценены "отлично", а качество разработки учебно-методических материалов - не ниже "хорошо";
"хорошо", если качество проведения занятия (занятий) оценивается "хорошо", уровень теоретической подготовки - не ниже "хорошо", а качество разработки учебно-методических материалов - не ниже "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если качество проведения занятия (занятий) оценивается "удовлетворительно", а уровень теоретической подготовки и качество разработки учебно-методических материалов - не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Проверяемые подразделения по уровню подготовленности по преподаваемой дисциплине и методической подготовке оцениваются:
"отлично", если не менее 50 процентов проверяемых оценено "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если не менее 50 процентов проверяемых оценено "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов проверяемых оценено положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Общая оценка вузу по уровню подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке определяется:
"отлично", если не менее 50 процентов проверенных подразделений оценены "отлично", остальные - "хорошо";
"хорошо", если не менее 50 процентов проверенных подразделений оценены "отлично" и "хорошо", остальные - "удовлетворительно";
"удовлетворительно", если не менее 70 процентов проверенных подразделений получили положительные оценки;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Общая оценка проверяемым подразделениям и вузу в целом за состояние профессиональной подготовленности постоянного состава определяется:
"отлично", если уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава оценен "удовлетворительно", уровень командирской подготовки офицерского состава и уровень подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке - "отлично";
"хорошо", если уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава оценен "удовлетворительно", уровень командирской подготовки офицерского состава - "хорошо", а уровень подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке - не ниже "хорошо";
"удовлетворительно", если уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава и уровень командирской подготовки офицерского состава оценены "удовлетворительно", а уровень подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке - не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
21. Морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины проверяются во всех структурных подразделениях вуза в соответствии с требованиями воинских уставов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, директив Генерального штаба, а также указаниями Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил и Управления службы войск и безопасности военной службы Генерального штаба Вооруженных Сил. При этом дополнительно изучаются и анализируются: система работы должностных лиц по воспитанию слушателей и курсантов и формированию у них профессионально важных качеств, привитию им навыков воспитания подчиненных; роль руководства, ученых советов вуза и факультетов в воспитательном процессе, укреплении воинской дисциплины и правопорядка; организация информирования личного состава вуза, психологического сопровождения образовательного процесса, культурно-досуговой и военно-социальной работы.
Общая оценка вузу за морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины складывается из:
оценки за морально-психологическое состояние личного состава;
оценки за состояние правопорядка и воинской дисциплины.
Морально-психологическое состояние личного состава оценивается на основании утвержденных Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил социологических и психологических методик.
Оценка за морально-психологическое состояние личного состава определяется:
"удовлетворительно", если по результатам социологических и психологических исследований морально-психологическое состояние личного состава оценивается положительно; личный состав вуза знает и поддерживает государственную политику Российской Федерации в области обороны и безопасности; образовательный процесс и организация повседневной деятельности вуза обеспечивают формирование у личного состава профессионально важных качеств; общественно-государственная подготовка и состояние воспитательной работы оцениваются не ниже "удовлетворительно";
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Состояние правопорядка и воинской дисциплины оценивается:
"удовлетворительно", если состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности, качественное несение гарнизонной, караульной и внутренней служб, организованное проведение образовательного процесса и других мероприятий в деятельности вуза; отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, явившихся следствием неисполнения обязанностей должностными лицами; отсутствуют факты сокрытия преступлений и происшествий;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
Общая оценка за морально-психологическое состояние личного состава, состояние правопорядка и воинской дисциплины вуза определяется:
"удовлетворительно", если управление вуза и более половины проверенных структурных подразделений, в том числе батальоны (дивизионы) курсантов, оценены "удовлетворительно", а выявленные отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество и эффективность образовательного процесса;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
22. Состояние учебно-материальной базы проверяется на факультетах, кафедрах (циклах), в воинских частях (подразделениях) обеспечения учебного процесса и в вузе в целом. При этом оцениваются основные элементы учебно-материальной базы, их состояние и готовность к использованию в образовательном процессе. Анализируются и учитываются содержание и качество планирования мероприятий по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы <*>, роль руководства вуза в управлении этим процессом, количество и номенклатура учебного оборудования, их соответствие нормам снабжения и табелизации.
------------------------------------
<*> Формы планов развития и совершенствования учебно-материальной базы (перспективного и годового) приведены в Приложении N 3 к настоящей Инструкции.
Состояние вооружения и военной техники (ВВТ) проверяется и оценивается в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 050 во время проведения учебных тревог, учений (тренировок), практических и контрольных занятий (полетов, выходов в море) в парках, на аэродромах, базах, складах и в других местах как путем осмотра, так и проверки на функционирование основных систем, узлов, агрегатов.
При этом оцениваются виды ВВТ, определенные нормами табелизации и обеспечивающие качественное проведение всех видов занятий. При выставлении общей оценки учитывается уровень обеспеченности вооружением и военной техникой <*>.
------------------------------------
<*> Уровень обеспеченности определяется по количеству образцов, пригодных к применению в образовательном процессе по техническому состоянию. Не пригодными к применению в образовательном процессе по техническому состоянию считаются образцы ВВТ, восстановление (доукомплектование) которых невозможно в установленные сроки готовности силами военно-учебного заведения.
Состояние вооружения и военной техники оценивается:
"отлично", если обеспеченность всеми видами ВВТ (в том числе новыми образцами) составляет 100 процентов, их обслуживание и эксплуатация осуществляются в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, определяющих содержание и обслуживание ВВТ; имеющиеся образцы ВВТ активно используются при проведении всех видов учебных занятий;
"хорошо", если обеспеченность всеми видами ВВТ (в том числе новыми образцами) составляет 90 процентов, их обслуживание и эксплуатация осуществляются в соответствии с требованиями нормативных актов Министерства обороны, других нормативных документов, определяющих содержание и обслуживание ВВТ; имеющиеся образцы ВВТ активно используются при проведении всех видов учебных занятий;
"удовлетворительно", если обеспеченность всеми видами ВВТ (в том числе новыми образцами) составляет 80 процентов, при их обслуживании и эксплуатации выявлены отдельные недостатки, не оказывающие существенного влияния на готовность к использованию, которые своевременно устраняются; имеющиеся образцы ВВТ используются при проведении учебных занятий;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Состояние учебно-лабораторной базы вуза оценивается:
"удовлетворительно", если техническое состояние и содержание зданий (корпусов) с учебными аудиториями (лекционными залами), специализированными классами, кабинетами, лабораториями, залами для курсового и дипломного проектирования, спортивными залами, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями обеспечивают требуемый уровень качества проведения учебного процесса в соответствии с учебными планами и программами; вуз в основном обеспечен в необходимом количестве средствами электронно-вычислительной техники; тренажеры, технические средства обучения, лабораторные установки, другое учебное оборудование имеются в необходимом количестве, работоспособном состоянии и эффективно используются на всех видах учебных занятий; содержание стендов и плакатов соответствует учебным программам и тематическим планам изучения дисциплин, при этом они методически грамотно оформлены. Учет учебного оборудования организован в соответствии с требованиями правовых актов Министерства обороны и Генерального штаба, определяющих номенклатуру материальных средств;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Состояние тренажерной базы вуза оценивается:
"удовлетворительно", если общая укомплектованность тренажерными средствами (учебно-тренировочными и эксплуатационными комплексами и системами, учебными командными пунктами и учебными пунктами управления) соответствует нормам табелизации и обеспечивает проведение практических видов занятий, тренажерные средства соответствуют эксплуатируемым в войсках (силах) и принятым на вооружение образцам ВВТ; тренажерная база содержится в технически исправном состоянии и готовности к проведению всех видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами и программами, и обеспечивает привитие обучающимся необходимых умений и практических навыков;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Состояние полевой учебной базы (базы для воздушной, морской выучки) оценивается:
"удовлетворительно", если разработан план развития и совершенствования объектов полевой учебной базы, объекты полевой учебной базы (полигоны, аэродромы, акватории, учебные центры, учебные корабли, лагеря с размещенными на них объектами (комплексами) боевой подготовки) оборудованы в соответствии с требованиями руководящих документов, обеспечены требуемыми образцами ВВТ, тренажерами, оснащены средствами управления, связи и контроля для реализации учебных планов и программ; имеющиеся ВВТ, тренажерные средства, учебные классы поддерживаются в работоспособном состоянии и обеспечивают требуемую пропускную способность для качественной отработки задач практического обучения слушателей и курсантов в отведенное учебным планом время;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
Состояние базы для выполнения научных исследований оценивается:
"удовлетворительно", если в вузе имеются специализированные объекты (экспериментальные установки, стенды, научные лаборатории), оснащенные необходимым оборудованием в соответствии с характером и видом проводимых научных исследований;
"неудовлетворительно", если не выполнен

ПРИКАЗ Минтруда РФ от 30.05.2000 n 141 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ РАЙОННОГО (ГОРОДСКОГО) ОТДЕЛА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ  »
Постановления и Указы »
Читайте также