<ПИСЬМО> Минобразования РФ от 19.05.2000 n 14-52-357ин/13 <О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 мая 2000 г. N 14-52-357ин/13
Направляем для практического использования в работе письмо, разъясняющее порядок формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям.
При разработке документа использовались результаты научных исследований по данной проблеме, проведенных под научным руководством профессора Татура Ю.Г. в рамках программы "Государственный образовательный стандарт в системе непрерывного образования", а также другие, опубликованные в печати, материалы, касающиеся проектирования образовательных программ.
Заместитель Министра
В.Д.ШАДРИКОВ



О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
1. Основная образовательная программа (далее - ООП) вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
ООП разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки или по специальности и с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Минобразованием России.
2. На первом этапе проектирования ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющих его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.
Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащиеся в ГОС, конкретизированных и дополненных, исходя из того, к каким из указанных в ГОС видам деятельности будет в основном готовиться выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента ГОС.
Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности академического сообщества вуза.
3. На втором этапе проектирования ООП в вузе разрабатывается ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.
На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
- определить полный перечень дисциплин ООП (дисциплины национально - регионального компонента, специализаций, по выбору студента);
- обеспечить необходимую целостность образовательной программы, сочетающую фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста;
- определить соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;
- установить целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;
- найти наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей виды учебных занятий, образовательные технологии и др.
4. В структуру ООП входят:
- перечень специализаций профессиональной подготовки, согласованный с соответствующим УМО <*>;
--------------------------------
<*> Названия специализаций не должны содержать ключевые слова, относящиеся к другим образовательным областям, например, слово "менеджмент" может характеризовать специализации только по соответствующим специальностям группы 060000 Экономика и управление, слово "дизайн" - только по соответствующим специальностям в области культуры и искусства и т.д.
- цели ООП;
- учебный план вуза по направлению подготовки или по специальности;
- совокупность вузовских программ учебных дисциплин и практик, определяющих полное содержание ООП;
- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации ГОС).
5. Учебный план, формируемый вузом, должен обеспечить:
- последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности;
- рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента;
- эффективное использование кадрового и материально - технического потенциала вуза.
Обязательными структурными элементами учебного плана являются:
- график учебного процесса;
- сводные данные по бюджету времени студента;
- план учебного процесса, включающий в себя перечень, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации.
Учебный план утверждается ученым советом и подписывается ректором (деканом факультета).
6. Каждая программа учебной дисциплины, как правило, должна содержать:
- цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП, в том числе имеющими междисциплинарный характер или связанными с задачами воспитания;
- содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов;
- учебно - методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю <*>, и методические указания студентам <**>, рекомендации по использованию информационных технологий;
- требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
--------------------------------
<*> Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.
<**> Методические указания студентам могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы, особенно в части выполнения домашних заданий.
7. Механизм реализации ООП, постоянной актуализации ее содержания должен предусматривать содействие активному, заинтересованному, творческому подходу субъектов образовательного процесса к его осуществлению, с тем, чтобы их деятельность в конечном счете определяла развитие всей системы.
Объем дисциплин, предлагаемых на выбор студентам в каждом цикле ООП, должен, как правило, в два раза превышать суммарно объем, предусмотренный для этих целей в ГОС.
8. Государственные образовательные стандарты предусматривают возможность унификации первых двух - трех лет обучения по образовательным программам родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Такое построение образовательных программ позволит оптимизировать учебную нагрузку профессорско - преподавательского состава, а также обеспечит реальную возможность студентам решать для себя вопрос о продолжении образования по конкретной образовательной траектории. Студентам следует своевременно разъяснять, как избранные ими курсы по выбору, а также дисциплины, устанавливаемые вузом, влияют на формирование образовательной программы, будущую специализацию выпускника.
9. Достижению установленных целей при реализации ООП во многом способствует работа структурных подразделений вуза, чья деятельность создает мотивацию и условия для физического и духовного развития личности, поэтому ученому совету вуза необходимо определять направления их функционирования и развития. Вузом должны разрабатываться программы, определяющие создание в вузе условий для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (программы воспитательной работы, планы работы библиотеки, клубов, музеев и т.п.).

ПРИКАЗ Гохрана РФ от 19.05.2000 n 132 ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ ЛОТОВ СЫРЬЯ АЛМАЗНОГО  »
Постановления и Указы »
Читайте также