ПИСЬМО Минобразования РФ от 12.05.2000 n 710/11-13 О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 2000 г. N 710/11-13
О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В последнее десятилетие в российском обществе произошли масштабные изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций, роли человека в окружающей среде.
Система образования достаточно мобильно реагировала на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Привычная для недавнего прошлого унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, основу которых составляют проблемы развития личности, более глубокого учета познавательных интересов и способностей молодежи, у которой впервые за последние десятилетия появилось право выбора образовательных учреждений.
Последнее во многом связано и с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах образования России.
Важную роль в развитии негосударственных школ сыграло естественное стремление педагогов к творчеству и поиску таких моделей школы, которые смогли бы обеспечить психологически комфортные условия обучения и развития личности, высокое качество образования, эффективность адаптации выпускников к новым социально - экономическим и политическим условиям, авторитет, престижность и конкурентоспособность школы на рынке образовательных услуг.
За короткий период негосударственные школы не только заняли соответствующее место в системе российского образования, став ее неотъемлемой частью, но и активно влияют на ее развитие. Сегодня в России насчитывается 607 школ, зарегистрированных как негосударственные образовательные учреждения, 587 из них прошли лицензирование, 315 получили государственную аккредитацию. В прошедшем учебном году аттестат об основном общем образовании получили в негосударственных школах 4620 выпускников, аттестат о среднем общем (полном) образовании - 3821 чел. В этих школах обучается 53358 учащихся, а численность педагогических кадров составляет 16888 человек.
Изучение состава обучающихся негосударственных школ показывает, что примерно 80% детей имеют реальные или потенциальные проблемы в обучении, в социальной адаптации, чаще всего обусловленные общим состоянием здоровья и психического развития, характерными для большинства современных школьников.
Личностно ориентированное образование становится центральным звеном работы негосударственных школ, и в кругу забот педагогических коллективов на первый план выдвигается решение задач развития индивидуальности, самобытности каждого обучающегося и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации его возможностей, что в свою очередь способствовало возникновению и развитию такой модели общеобразовательного учреждения, где составной, если не главной, частью организации образовательного процесса стала система психолого - педагогического сопровождения обучающихся. Поэтому педагогические коллективы этих школ большое внимание уделяют организации в школе психолого - педагогической службы, разработке, с позиции психологов, индивидуальных учебных планов школьников, формированию системы психолого - педагогической диагностики каждого обучающегося (с периодичностью несколько раз в течение учебного года) и на основе ее соответствующей коррекционной работе как психологов, так и учителей - предметников, классных руководителей, воспитателей, а также родителей, что дает возможность существенно влиять на положительную динамику обучения и воспитания каждого школьника.
Подобная практика предъявляет особые требования к профессионализму учителя, чье умение переориентироваться от "субъект - объектной" логики воздействия на ученика к "субъект - субъектным" отношениям помогает строить педагогическую систему в соответствии с особенностями контингента учащихся и в зависимости от этого проектировать образовательные задачи каждого на уроке, опираясь на такие технологии, которые максимально учитывали бы возрастные и индивидуальные особенности развития конкретного ребенка.
Такие подходы существенно влияют на уровень и качество подготовки обучающихся в негосударственных школах. Анализ результатов аттестации выпускников, проведенный региональными органами управления образованием, свидетельствует: уровень обученности не только соответствует требованиям государственных образовательных стандартов, но и демонстрирует ее общий высокий уровень.
Негосударственные школы с полным основанием можно отнести к учреждениям, разрабатывающим и апробирующим новые модели современной школы, практикующим личностно ориентированную модель образования. Их деятельность важна для региональных систем образования, так как способна определить зону ближайшего развития для массовой школы.
Необходимо отметить устойчивый, целенаправленный и достаточно широкий диапазон сотрудничества негосударственных школ с государственными высшими и средними образовательными учреждениями регионов, который ориентирован на обеспечение образовательного процесса высококвалифицированными кадрами, на разработку программ и отработку нового содержания образования в классах профильного обучения путем корректировки и интеграции соответствующих учебных планов и программ.
Завершая характеристику некоторых особенностей образования в НОУ, следует отметить, что, разрабатывая модели школы нового вида, педагогические коллективы опираются на современные образовательные теории и технологии обучения.
В начальных негосударственных школах, как правило, делается упор на целостные дидактические системы и модели обучения. Это системы развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Вальдорфская школа, школа Монтессори, школа диалога культур.
В основной и старшей ступенях школ в учебный план вводятся новые учебные предметы, такие, как логика, экономика, интегрированные курсы, разрабатывается новое содержание образовательных областей, как-то: естествознание ("мир биологии", "мир экологии", "синергетика"), филология ("основы духовной культуры", "русская словесность", "риторика"), ведется целенаправленное знакомство школьников с основами предпринимательской деятельности.
Очевидно, что благодаря образовательной инициативе в негосударственных общеобразовательных учреждениях заложены большие потенциальные возможности. По сути они являются широкомасштабной экспериментальной площадкой, где разрабатываются и апробируются перспективные педагогические технологии, оригинальные идеи совершенствования образовательного процесса при гарантии реализации Госстандарта.
Однако, как и всякое новое явление, процесс развития сети негосударственных школ сопровождается многими проблемами.
Так, анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что искусственно создаваемый в ряде регионов информационный вакуум вокруг негосударственных школ способствует существованию учреждений, не отвечающих современным требованиям, с низким качеством образования и высоким уровнем перегрузки обучающихся.
Сведения, представленные регионами, ярко показывают нехватку учебных площадей для негосударственных школ (76% школ функционируют в арендованных помещениях). Оплата аренды поглощает значительную часть финансовых средств общеобразовательных учреждений, приводит к росту платы за обучение, а кроме того, затрудняет создание соответствующей современным требованиям материально - технической базы для изучения таких предметов, как физика, химия, биология, информатика, физическая культура. Не менее важной проблемой для НОУ является постоянный рост коммунальных платежей.
Серьезной проблемой является нарушение в ряде регионов Закона РФ "Об образовании" в части бюджетного финансирования аккредитованных негосударственных общеобразовательных учреждений.
Требует внимания проблема аттестации и аккредитации негосударственных школ. В ряде регионов отсутствуют методики проведения аттестации общеобразовательных учреждений, работающих по нетрадиционным технологиям, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, принимающих участие в аттестации.
Нерешенной проблемой остается давление на НОУ со стороны ряда местных налоговых органов, которые вопреки Закону Российской Федерации "Об образовании" до сих пор необоснованно относят негосударственную школу к сфере платных услуг и предпринимательской деятельности.
Все перечисленные проблемы серьезным образом сказываются на сегодняшнем состоянии и перспективах развития негосударственных школ.
Вследствие этого становится очевидной необходимость глубокого анализа и обобщения опыта работы негосударственных образовательных учреждений в интересах их совместной деятельности с государственными общеобразовательными учреждениями в региональных системах образования по моделированию и построению образовательной среды для разных видов образовательных учреждений, разных категорий учащихся.
Острота вышеизложенных проблем требует самого серьезного внимания органов управления образованием регионов к их изучению и решению, эффективной поддержке негосударственных образовательных учреждений. Очевидно, что использование накопленного негосударственными общеобразовательными учреждениями опыта будет способствовать развитию российской системы образования.
Первый заместитель Министра
А.Ф.КИСЕЛЕВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЭК РФ от 12.05.2000 n 25/4 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СИСТЕМЫ ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ, СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО (ОБЩЕРОССИЙСКОГО) ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И ГП КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ НА 2000 ГОД  »
Постановления и Указы »
Читайте также