ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 26.04.2000 n 341-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2000 г. N 341-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЪЕКТАХ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)
НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом чтении проект Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.С. Говорухиным, Н.Н. Губенко, депутатами Государственной Думы второго созыва Т.М. Гудимой, М.А. Менем, В.М. Тарасовым.
2. Направить указанный законопроект исполняющему обязанности Президента Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по культуре и туризму до 1 июля 2000 года.
3. Комитету Государственной Думы по культуре и туризму доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ



Проект
19 ноября 1999 года
Вносится депутатами
Государственной Думы
ГОВОРУХИНЫМ С.С., ГУБЕНКО Н.Н.,
депутатами Государственной Думы
второго созыва
ГУДИМОЙ Т.М., МЕНЕМ М.А.,
ТАРАСОВЫМ В.М.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также на реализацию права народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно - национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко - культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана памятников истории и культуры является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственная охрана памятников истории и культуры является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона. Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сохранении, об использовании, о популяризации и о государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. 1. Законодательство Российской Федерации о сохранении, об использовании, о популяризации и о государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре, состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся источники информации о зарождении и развитии культуры, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Статья 4. Категории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) подразделяются на следующие категории:

Статья 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. 1. Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранение объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в той мере, в какой это установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Участие общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. 1. Общественные объединения, уставы которых предусматривают в качестве основной цели деятельность по выявлению, сохранению, изучению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, вправе участвовать в государственной охране объектов культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. К полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов наследия (далее - в области государственной охраны объектов культурного наследия) относятся:

Статья 12. Государственные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. 1. Для обеспечения сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются федеральные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральные программы охраны объектов культурного наследия) и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональные программы охраны объектов культурного наследия).

Статья 13. Источники финансирования мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия. 1. Источниками финансирования мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия являются:

Статья 14. Основания предоставления льгот физическим и юридическим лицам, осуществившим финансирование работ по сохранению объектов культурного наследия. 1. В целях привлечения дополнительных финансовых средств на сохранение объектов культурного наследия предусматривается специальная система льгот физическим и юридическим лицам, вложившим свои финансовые средства в работы по сохранению объектов культурного наследия.

Статья 15. Единый Государственный реестр объектов культурного наследия. 1. В Российской Федерации ведется единый Государственный реестр объектов культурного наследия (далее - Реестр), содержащий данные об объектах культурного наследия.

Статья 16. Порядок ведения Реестра. 1. Ведение Реестра возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 17. Порядок включения объектов культурного наследия в Реестр. 1. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, истории, этнологии (далее - представляющие историко - культурную ценность), и рекомендуемых для включения в Реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

Статья 18. Паспорт объекта культурного наследия. 1. На объект культурного наследия, включенный в Реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия утвержденной Правительством Российской Федерации формы. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре.

Статья 19. Документы, представляемые в орган государственной власти для принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр. Для принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия либо физическое или юридическое лицо представляет в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных частью 9 настоящей статьи) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации:

Статья 20. Особо ценные объекты культурного наследия. 1. Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Статья 21. Порядок внесения объектов культурного наследия в Список всемирного наследия. 1. Объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия.

Статья 23. Порядок изменения категории объекта культурного наследия. 1. Изменение категории объекта культурного наследия федерального значения производится Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения историко - культурной экспертизы в случае несоответствия объекта культурного наследия требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия федерального значения.

Статья 24. Сроки принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр. Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр либо об отказе включить такой объект в Реестр должно быть принято Правительством Российской Федерации (в случаях, предусмотренных частью 9 статьи 19 настоящего Федерального закона) либо органом государственной власти, определенным законом субъекта Российской Федерации, в срок не более двух лет со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона.

Статья 26. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия. На объектах культурного наследия, включенных в Реестр, должны быть установлены обозначения с информационными надписями. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственном языке республик - субъектов Российской Федерации.

Статья 27. Государственная историко - культурная экспертиза. 1. Государственная историко - культурная экспертиза (далее - историко - культурная экспертиза) проводится в целях обоснования внесения объекта культурного наследия в Реестр, определения категории объекта культурного наследия, обоснования изменения категории объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из Реестра, определения соответствия проектов зон охраны объектов культурного наследия, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемой землеустроительной, земляной, строительной, мелиоративной, хозяйственной и иной деятельности требованиям государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, а также в случае отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного и природного наследия.

Статья 28. Принципы проведения историко - культурной экспертизы. Историко - культурная экспертиза проводится на основе принципов:

Статья 29. Объекты историко - культурной экспертизы. Объектами историко - культурной экспертизы являются:

Статья 30. Финансирование историко - культурной экспертизы, порядок назначения и проведения историко - культурной экспертизы. 1. Историко - культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и (или) до утверждения градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов.

Статья 31. Заключение историко - культурной экспертизы. 1. Заключение историко - культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 32. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия. 1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их уничтожения, разрушения, нарушения установленного порядка их использования и предотвращения других действий, причиняющих вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статья 33. Зоны охраны объектов культурного наследия. 1. В целях сохранения объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Статья 34. Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия. 1. Проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия подлежат согласованию органами охраны объектов культурного наследия в порядке, указанном в части 4 настоящей статьи.

Статья 35. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и производстве земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. 1. Проектирование и производство земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ проводится при наличии заключения историко - культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, представляющих собой историко - культурную ценность.

Статья 36. Приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, представляющих собой опасность для объектов культурного наследия. 1. Земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения не указанных в заключении историко - культурной экспертизы объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Статья 38. Контроль за состоянием объектов культурного наследия. Органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в Реестр, и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фиксацию объектов культурного наследия в целях разработки текущих и перспективных программ сохранения данных объектов культурного наследия.

Статья 44. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. 1. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся при наличии письменного разрешения и задания на указанные работы, выданных органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном в части 2 настоящей статьи, и при осуществлении указанным органом контроля за проведением работ.

Статья 46. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия. 1. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной общественной значимости утраченного объекта культурного наследия и при наличии достаточных научных данных, необходимых для воссоздания утраченного объекта культурного наследия.

Статья 47. Особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, включенными в Реестр, и выявленными объектами культурного наследия. 1. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 49. Объекты культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности. 1. Отнесение объектов культурного наследия, включенных в Реестр, к федеральной собственности или к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением между Российской Федерацией и соответствующим субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен объект культурного наследия.

Статья 50. Порядок и основания отчуждения объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности. 1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия или восстановления историко - культурной ценности объекта культурного наследия, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при согласовании с государственным органом охраны объектов культурного наследия в период до 2005 года может осуществляться отчуждение из государственной или муниципальной собственности только тех объектов культурного наследия, основные несущие конструкции которого ко дню приватизации разрушены более чем на сорок процентов.

Статья 51. Основания возникновения права пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия. Право пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают:

Статья 52. Осуществление права пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия. 1. Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению, если это не ухудшает состояние объекта культурного наследия, не наносит вред окружающей историко - культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Статья 54. Ограничения при пользовании объектом культурного наследия, включенным в Реестр или выявленным объектом культурного наследия. 1. В отношении объекта культурного наследия, включенного в Реестр и находящегося в государственной собственности, Правительством Российской Федерации могут быть установлены ограничения при пользовании данным объектом.

Статья 55. Основания и порядок прекращения права пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, или права пользования выявленным объектом культурного наследия. 1. Право пользования объектом культурного наследия, включенным в Реестр, или право пользования выявленным объектом культурного наследия прекращается в случае:

Статья 56. Прекращение права собственности на объект культурного наследия, включенный в Реестр. 1. В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в Реестр, не выполняет требований по сохранению объекта культурного наследия, или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта, обращаются в суд с исковым заявлением об изъятии объекта культурного наследия у собственника:

Статья 57. Условия договора аренды объекта культурного наследия. 1. Договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований настоящего Федерального закона.

Статья 58. Предоставление объекта культурного наследия, включенного в Реестр и находящегося в федеральной собственности, в безвозмездное пользование. 1. Объект культурного наследия, включенный в Реестр и находящийся в федеральной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование по договору безвозмездного пользования объектом культурного наследия следующим юридическим лицам:

Статья 59. Историко - культурные заповедники. 1. В отношении достопримечательного места, представляющего выдающийся целостный историко - культурный и природный комплекс, нуждающийся в особенном режиме содержания, на основании заключения историко - культурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко - культурным заповедникам.

Статья 60. Порядок организации историко - культурного заповедника. 1. Граница историко - культурного заповедника определяется на основании историко - культурного опорного плана и (или) иных документов и материалов, обосновывающих предлагаемую границу историко - культурного заповедника:

Статья 61. Понятие исторического поселения и предмет охраны исторического поселения. 1. Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую или социально - культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

Статья 62. Особенности регулирования градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении. 1. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в границах территории исторического поселения должна осуществляться при условии сохранения объектов культурного наследия и исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения, указанных в части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 63. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона. 1. За нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 64. О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых законодательных актов Союза ССР и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации. 1. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

Статья 65. Срок и пределы действия нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации. 1. Впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, применяемым постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

Статья 66. Отнесение памятников истории и культуры к соответствующей категории объектов культурного наследия и к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. 1. Отнести памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, к объектам культурного наследия федерального значения.

Статья 68. Введение в силу настоящего Федерального закона. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 26.04.2000 n 340-iii ГД О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ  »
Постановления и Указы »
Читайте также