ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 19.04.2000 n 63-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ СЕНЧЕНКО ЭММЫ ДМИТРИЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ, ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОВЫШЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ПЕНСИИ И ПОРЯДКЕ ИНДЕКСАЦИИ И ПЕРЕРАСЧЕТА ПЕНСИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РСФСР О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 апреля 2000 г. N 63-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНКИ СЕНЧЕНКО ЭММЫ ДМИТРИЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ
ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ",
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОВЫШЕНИИ
МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ПЕНСИИ И ПОРЯДКЕ ИНДЕКСАЦИИ
И ПЕРЕРАСЧЕТА ПЕНСИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ
С ЗАКОНОМ РСФСР "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданки Э.Д. Сенченко требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Э.Д. Сенченко просит проверить конституционность:
положений части шестой статьи 1 и части второй статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", устанавливающих ограничение отношения среднемесячного заработка пенсионера к средней заработной плате в стране размером 0,7 и возможность выплаты пенсии, исчисленной по нормам этого Закона, только после прекращения выполнения оплачиваемой работы;
абзаца первого пункта "б" части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года), не предусматривающего при определении индивидуального коэффициента пенсионера включения в трудовой стаж времени учебы;
положения части второй статьи 1 Федерального закона от 31 октября 1994 года "О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" о том, что индексации подлежит размер пенсии, исчисленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", без учета компенсации;
Рекомендаций по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (Письмо Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 декабря 1997 года и Пенсионного фонда Российской Федерации от 4 декабря 1997 года);
Разъяснения "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 1999 г. N 54.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял Э.Д. Сенченко о несоответствии ее жалобы требованиям названного Закона. Однако в повторной жалобе, поступившей 16 февраля 2000 года, она требует принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным ею вопросам.
2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), но не предусматривает права гражданина на установление пенсии определенного размера. Это право реализуется в пенсионных правоотношениях с учетом правовых оснований назначения государственных пенсий и порядка их исчисления. Закрепляя их в законе, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель в целях обеспечения конституционного права каждого на государственную пенсию вправе определять порядок исчисления трудовых пенсий исходя из имеющихся в государстве на данном этапе его развития финансовых средств. Именно это предусмотрено Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", установившим отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере 0,7, и подтверждается Указами Президента Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 680 "Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера" и N 681 "О компенсационной выплате пенсионерам", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. N 338 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за 1 квартал 2000 года для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 2000 года".
Проверка таких норм с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации в данном случае фактически означала бы оценку целесообразности и экономической обоснованности решения законодателя, что, по смыслу части второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Следует учитывать также, что право выбора - исчислять пенсию по нормам либо названного Закона, либо Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" - оставлено за пенсионерами. При этом в целях реализации данного права органы социальной защиты населения сообщают им, не приведет ли к снижению размера назначенной пенсии ее перерасчет с применением индивидуального коэффициента. Как следует из жалобы, для гражданки Э.Д. Сенченко предпочтительным оказалось получение пенсии по возрасту в размере, исчисленном по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, законодатель, предоставляя гражданам возможность выбора того способа исчисления пенсии, который в большей мере отвечает их интересам, не ввел каких-либо ограничений конституционного права на социальное обеспечение в сравнении с ранее действовавшим регулированием. Следовательно, нормы названного Закона, определяющие порядок определения индивидуального коэффициента пенсионера, а также Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 года) о порядке исчисления трудового стажа для определения индивидуального коэффициента не могут быть признаны нарушающими это конституционное право заявительницы, и ее жалоба, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимой.
Что касается Рекомендаций по реализации Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и Разъяснения "О применении ограничений, установленных Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", то они являются ведомственными нормативными актами и их конституционность, в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть проверена Конституционным Судом Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сенченко Эммы Дмитриевны как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ввиду неподведомственности поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.СЕЛЕЗНЕВ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 19.04.2000 n 57-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ Л.А. КИСЬ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД РЕШЕНИЯМИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ  »
Постановления и Указы »
Читайте также