НАПРАВЛЕНИЕ 551400 - НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
407 тех/маг
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ 551400 - НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ
СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - МАГИСТР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
1. Общая характеристика направления
551400 - Наземные транспортные системы
1.1. Направление подготовки утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации N 686 от 02.03.2000.
1.2. Степень (квалификация) выпускника - магистр техники и технологии.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 551400 - Наземные транспортные системы при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: наземные мобильные транспортные машины, подвижные технологические машины и транспортно-технологические комплексы сельскохозяйственного, строительного, транспортного, военно-транспортного и транспортно-технологического назначения, конструкторская и нормативно-техническая документация, системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий.
1.3.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению 551400 - Наземные транспортные системы подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе, к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
1.3.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Магистр по направлению 551400 - Наземные транспортные системы подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- проведение научных исследований по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем;
- осуществление сложных экспериментов и наблюдений;
- обработка, анализ результатов экспериментов и наблюдений;
- участие в составлении планов и методических программ исследований и разработок;
- участие в составлении практических рекомендаций по использованию результатов исследований и разработок.
1.3.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач магистр:
- собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает научно-техническую информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области техники и технологии производства транспортных машин и транспортно-технологических комплексов;
- принимает участие в фундаментальных и прикладных исследованиях по созданию новых технологий и опытно-конструкторских разработок;
- составляет отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
- участвует во внедрении результатов исследований и разработок;
- консультирует по вопросам проектирования конкурентоспособной продукции, разработки прогрессивных технологических процессов;
должен знать:
- новейшие достижения науки, техники и технологии в транспортном машиностроении, методологию научного творчества, современные информационные технологии, методы получения, обработки и хранения научной информации;
- цели и задачи проводимых исследований и разработок, отечественную и зарубежную информацию по этим исследованиям и разработкам;
- возможности математического аппарата при решении теоретических и прикладных задач техники и технологии производства транспортных машин и транспортно-технологических комплексов;
- современные математические и естественнонаучные методы исследования, применяемые в базовой отрасли знаний;
- компьютерную, вычислительную и графопостроительную технику;
- методы автоматизации исследовательских работ.
Магистр знает основные социальные процессы в обществе и тенденции развития социальной структуры, объективные экономические законы и закономерности и механизм их действия, проблемы инвестиционной политики, маркетинга и менеджмента в транспортном машиностроении.
Непрерывно обновляет и обобщает свои знания, принимает решения с учетом технических, социальных, экологических последствий и требований этики.
1.4. Возможности продолжения образования.
Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:
05.02.02 - Машиноведение, системы приводов и детали машин;
05.02.04 - Трение и износ в машинах;
05.02.05 - Роботы, мехатроника и робототехнические системы;
05.02.08 - Технология машиностроения;
05.02.11 - Машины контроля и диагностика в машиностроении;
05.02.13 - Машины и агрегаты (по отраслям);
05.02.18 - Теория механизмов и машин;
05.02.22 - Организация производства;
05.04.02 - Тепловые двигатели;
05.04.06 - Вакуумная, компрессорная техника и пневмосистемы;
05.04.12 - Турбомашины и комбинированные турбоустановки;
05.04.13 - Гидравлические машины и гидропневмоагрегаты;
05.05.03 - Колесные и гусеничные машины;
05.05.04 - Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины;
05.13.06 - Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям);
05.13.12 - Системы автоматизации проектирования (по отраслям);
05.20.01 - Технологии и средства механизации сельского хозяйства;
05.20.04 - Технологии и средства технического обслуживания в сельском хозяйстве;
05.21.01 - Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства;
05.22.07 - Подвижной состав железных дорог: тяга поездов и электрификация;
05.22.10 - Эксплуатация автомобильного транспорта.
1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки).
551401 - Автомобили
Вопросы совершенствования тягово-динамических и топливно-экономических свойств автомобилей. Повышение активной, пассивной и экологической безопасности автомобилей. Разработка и применение прогрессивных методов расчета динамических процессов и расчета прочности деталей и узлов автомобиля. Разработка совершенных методик испытания и исследования автомобилей. Вопросы проектирования и исследования узлов, агрегатов кузовов, корпусных и несущих систем автомобилей. Разработка и совершенствование автоматических систем автомобилей. Современные способы разработки эргономики и дизайна автомобилей. Разработка и совершенствование бортовых и стационарных диагностических систем автомобилей. Разработка оптимальных систем технической эксплуатации и сервиса автомобильной техники. Исследование специальных транспортных средств и мотоциклов.
551402 - Тракторы
Вопросы совершенствования тягово-динамических и топливно-экономических качеств тракторов. Совершенствование активной, пассивной и экологической безопасности тракторов. Разработка и применение прогрессивных методов расчета динамических процессов и расчета прочности деталей и узлов трактора. Разработка прогрессивных методик испытания и исследования узлов, агрегатов трансмиссии и шасси трактора. Разработка и совершенствование систем автоматического вождения трактора. Современные способы разработки эргономики и дизайна тракторов. Исследование специальных колесных и гусеничных транспортных средств.
551403 - Локомотивы
Исследование и разработка новых конструкций локомотивов и их узлов. Повышение энергетической эффективности силовых установок и вспомогательного оборудования и их теплотехническая модернизация.
Исследование и разработка перспективных систем охлаждения и теплообменных аппаратов локомотивов. Совершенствование системы и способов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта локомотивов. Определение уровня надежности узлов локомотивов по критериям минимизации затрат на стадиях изготовления и эксплуатации. Применение бортовых, стационарных и локальных систем технического диагностирования в локомотивной технике. Рациональное использование топлива и энергии на работу локомотивов, локомотивы на альтернативных видах топлива. Развитие методов нормирования и прогнозирования расхода энергоресурсов в локомотивном хозяйстве. Оптимизация параметров ремонтного цикла и сроков службы локомотивной техники. Высокоскоростное движение на железнодорожном транспорте. Совершенствование конструкций экспортных локомотивов, предназначенных для работы в различных климатических условиях. Анализ процессов изнашивания деталей локомотивов и развитие современных технологий их восстановления.
551404 - Вагоны
Повышение эффективности вагонных конструкций и безопасности движения вагонов; разработка прогрессивных методов расчета динамических качеств вагонов и безопасности их движения; разработка и развитие методов расчета нагруженности вагонных конструкций; разработка и совершенствование методов расчета надежности вагонов; разработка эффективных систем регулирования скорости движения вагонов; модернизация и обеспечение безопасной эксплуатации вагонов; разработка методов оптимального проектирования вагонов; разработка методов и средств отработки новых конструкций вагонов; разработка прогрессивных технологий и систем ремонта вагонов; разработка автоматизированных систем для экспертизы проектов вагонов и вагонных депо; совершенствование технического уровня вагоноремонтных предприятий; разработка и модернизация машин вагоноремонтного производства.
551405 - Тепловые двигатели наземных транспортных систем
Термодинамические основы теории тепловых двигателей. Реальные процессы цикла, современные методы их расчета и исследования. Оптимальное проектирование автомобильных и тракторных двигателей с использованием САПР. Исследование процессов в системах и их совершенствование. Оценка и анализ динамической нагруженности механизмов, современные методы снижения последней. Автоматическое регулирование и управление ДВС. Исследование возможностей использования альтернативных топлив. Разработка методов улучшения мощностных, экономических, динамических и экологических показателей транспортных двигателей и перспективы их развития.
551406 - Специальное оборудование наземных транспортных систем
Современные проблемы проектирования и исследования самоходных пусковых установок и импульсных тепловых машин, методология их разработки. Тепловые и газодинамические процессы, сопровождающие работу самоходных установок и машин. Вопросы проектирования и исследования узлов и агрегатов установок и машин. Разработка методов автоматизации и механизации работы установок и машин. Применение современных методов расчета динамических процессов и расчета рациональной прочности деталей и узлов подвижных установок и машин. Вопросы рациональной компоновки узлов и агрегатов. Автоматизация проектирования узлов, агрегатов и машин в целом. Оценка эффективности работы создаваемых машин, методы обеспечения надежности их функционирования. Методы, средства и приборы экспериментального исследования установок и машин. Организация и планирование научных исследований.
551407 - Сельскохозяйственные машины и оборудование
Разработка теории, методов расчета и оптимизации параметров рабочих органов, агрегатов, механизмов, приводов, несущих конструкций и движителей сельскохозяйственных машин и оборудования. Синтез общих структур и развитие методов проектирования (в том числе с использованием САПР) сельскохозяйственных машин. Разработка и использование методов расчета динамических процессов сельскохозяйственных машин и оборудования для обеспечения их надежности и эффективности, тяговой и тормозной динамики, топливной экономичности, проходимости, управляемости, устойчивости движения и плавности хода. Обоснование свойств конструкционных материалов (функционирующих в растениеводстве и животноводстве), технологичности изготовления и ремонтопригодности сельскохозяйственных машин и оборудования. Разработка оптимальных систем испытаний, технической эксплуатации, диагностики и сервиса, эргономики и дизайна, автоматизации сельскохозяйственных машин и оборудования.
551408 - Машины и оборудование для разработки грунтов
Состояние и тенденции развития механизации и автоматизации производства работ на объектах транспортного строительства, природообустройства и защиты окружающей среды. Экологические требования, предъявляемые к производству работ и машинам. Теория рабочих процессов, методы расчета и проектирования основных видов землеройных машин: рыхлителей, бульдозеров, автогрейдеров, скреперов, одноковшовых и многоковшовых экскаваторов, их автоматизации. Методы оптимизации режимов и параметров, интенсификация рабочих процессов. Разработка требований ГОСТов; сертификация и сервисное обслуживание техники.
Развитие теоретических основ процессов резания и копания грунтов, разработка аналитических и экспериментальных методов определения сил сопротивления при экскавации талых и мерзлых грунтов. Методы оптимизации режимов резания и копания. Направления интенсификации рыхлителей и машин с отвальными рабочими органами бульдозеров и автогрейдеров. Повышение эффективности скреперных агрегатов. Развитие теории рабочих процессов и методов оптимизации скреперов. Тенденции развития методов интенсификации одноковшовых и многоковшовых экскаваторов и теории рабочих процессов систем интенсифицирующего действия. Эффективность машин, определение производительности, повышение конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках сбыта.
551009 - Машины и оборудование для содержания городских территорий и транспортных коммуникаций
Разработка экологических норм и требований, предъявляемых при эксплуатации к транспортным коммуникациям и коммунальным машинам; состояние, тенденции изменения. Интенсификация коммунальных машин (машины для выполнения поливочно-моечных операций, подметально-уборочных работ, сбора и транспортировки бытовых и промышленных отходов, переработки и утилизации отходов, сбора, удаления, транспортировки и дезактивации грунтов и предметов, загрязненных радиацией, прочистки ливневых стоков и канализационных коммуникаций, для содержания транспортных коммуникаций в зимний период и удаления гололедных образований).
Развитие теории процессов взаимодействия со средой и расчета рабочих органов коммунальных машин. Повышение эффективности рабочих органов машин. Анализ методов гидрофикации и компьютеризации коммунальных машин, обеспечение их надежности и эксплуатационной готовности. Маркетинг; развитие методов повышения конкурентоспособности; сертификация и организация сервисного обслуживания.
551410 - Машины, комплексы и оборудование для строительства и восстановления дорог и аэродромов
Анализ состояния и тенденции развития механизации, автоматизации и компьютеризации строительства, восстановления и ремонта покрытий, экологических требований к транспортным коммуникациям и дорожным машинам. Интенсификация процессов и рабочих органов машин для строительства и восстановления цементобетонных и асфальтобетонных покрытий. Развитие теории рабочих процессов и оптимизации параметров, гидрофикации и компьютеризации рабочих систем машин для холодного и горячего фрезерования покрытий, восстановления свойств строительных смесей, распределения, уплотнения и отделки поверхности покрытий. Анализ методов и тенденции информационно-технологического обеспечения и компьютеризации исследования и проектирования машин для постройки и восстановления покрытий. Пути повышения надежности и долговечности материалов и машин, маркетинга, оценки и обеспечения конкурентоспособности машин, сертификации.
551411 - Исследование и моделирование процессов, транспортных машин и транспортно-технологических комплексов
Анализ состояния и тенденции развития методов экспериментальных исследований процессов взаимодействия движителей и машин со средой, экологических последствий реализации технических решений, математического и физического моделирования, областей и схем их применения. Развитие теоретических основ экспериментальных исследований: теорем подобия, дополнительных положений следствий вытекающих из основных теорем, методов получения критериев подобия, формирования физических моделей процессов рабочих органов и ходовых систем при взаимодействии с пластическими, вязкими и вязкопластическими материалами, моделирования по частям и по наибольшему эффекту, компенсации нарушения подобия. Исследование методами физического моделирования масштабных моделей оборудования интенсифицирующего действия, систем работающих на дне морей и океанов и в условиях естественных космических объектов. Развитие методов физико-математического моделирования, приемов сопряжения моделей разной природы, анализа ошибок моделирования и технико-экономического эффекта.
Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.
2. Требования к уровню подготовки, необходимой
для освоения программы специализированной подготовки
магистра, и условия конкурсного отбора
2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 551400 - Наземные транспортные системы зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.
2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п. 2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра, и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.
3. Общие требования к основной образовательной
программе магистра по направлению 551400 - Наземные
транспортные системы
3.1. Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра (далее - образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:
- в соответствии с программой подготовки бакалавра:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативные дисциплины;
ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;
- в соответствии с программой специализированной подготовки:
цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;
цикл СДМ - специальные дисциплины магистерской подготовки;
НИРМ - научная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;
ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки магистра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 551400 - Наземные транспортные системы
-----------T-------------------------------------------T---------¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин ¦ Всего ¦
¦ ¦ и их основные разделы ¦ часов ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ ¦Требования к обязательному минимуму ¦7344 ¦
¦ ¦содержания основной образовательной ¦практик -¦
¦ ¦программы подготовки бакалавра по данному ¦не менее ¦
¦ ¦направлению определены в государственном ¦10 недель¦
¦ ¦образовательном стандарте высшего ¦ ¦
¦ ¦профессионального образования подготовки ¦ ¦
¦ ¦бакалавра по направлению 551400 - Наземные ¦ ¦
¦ ¦транспортные системы ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ ¦Итого часов подготовки бакалавра ¦7344 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ Требования к обязательному минимуму ¦
¦ содержания специализированной подготовки ¦
+----------T-------------------------------------------T---------+
¦ДНМ.00 ¦Дисциплины направления ¦1134 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ ¦Федеральный компонент ¦700 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.01 ¦Современные проблемы науки, техники и ¦78 ¦
¦ ¦технологии ¦ ¦
¦ ¦ Новые научные решения, определяющие ¦ ¦
¦ ¦процесс науки, техники, технологии и ¦ ¦
¦ ¦экономики в области транспортного ¦ ¦
¦ ¦машиностроения на современном этапе; обзор ¦ ¦
¦ ¦и анализ мировых достижений в области ¦ ¦
¦ ¦транспортного машиностроения; новейшие ¦ ¦
¦ ¦достижения в области наукоемких технологий ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.02 ¦История и методология науки ¦78 ¦
¦ ¦ Исторический очерк основных этапов ¦ ¦
¦ ¦развития науки по отдельным специальностям ¦ ¦
¦ ¦направления; основные методологические ¦ ¦
¦ ¦принципы, используемые при построении новых¦ ¦
¦ ¦методов и их взаимосвязь; роль ¦ ¦
¦ ¦теоретических и экспериментальных методов ¦ ¦
¦ ¦при проектировании конструкций транспортных¦ ¦
¦ ¦машин и транспортно-технологических ¦ ¦
¦ ¦комплексов и разработке новейших технологий¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.03 ¦Компьютерные технологии в науке и ¦117 ¦
¦ ¦образовании ¦ ¦
¦ ¦ Современные тенденции развития ¦ ¦
¦ ¦программного обеспечения ЭВМ и сетей, ¦ ¦
¦ ¦пакеты новых прикладных программ; ¦ ¦
¦ ¦современные информационные технологии в ¦ ¦
¦ ¦образовании; новейшие технологические ¦ ¦
¦ ¦средства и методы обучения, дистанционное ¦ ¦
¦ ¦обучение; перспективы использования ¦ ¦
¦ ¦глобальной сети Интернет ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.04 ¦Методология научного творчества ¦78 ¦
¦ ¦ Взаимосвязь репродуктивной и творческой ¦ ¦
¦ ¦деятельности в научном познании; специфика ¦ ¦
¦ ¦открытой и закрытой научной рациональности;¦ ¦
¦ ¦социокультурные и индивидуальные начала ¦ ¦
¦ ¦научного творчества; логика развития ¦ ¦
¦ ¦научного знания; психология научного ¦ ¦
¦ ¦творчества; логика развития знаний и ¦ ¦
¦ ¦творчества; взаимосвязь интуитивного, ¦ ¦
¦ ¦неосознанного и сознательного в научном ¦ ¦
¦ ¦творчестве ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.05 ¦Философские вопросы технических наук ¦78 ¦
¦ ¦ Современные концепции философии ¦ ¦
¦ ¦естествознания и техники; проблема единства¦ ¦
¦ ¦науки как феномена культуры; природа ¦ ¦
¦ ¦научного познания, его типы и уровни; ¦ ¦
¦ ¦предметная, мировоззренческая и ¦ ¦
¦ ¦методологическая специфика естественных и ¦ ¦
¦ ¦технических наук; философия и методология ¦ ¦
¦ ¦науки; понятие о международных связях в ¦ ¦
¦ ¦современной науке; интегративные тенденции ¦ ¦
¦ ¦современного познания ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.06 ¦Научные проблемы экономики машиностроения ¦117 ¦
¦ ¦ Современные проблемы рыночной экономики; ¦ ¦
¦ ¦организационно-правовые формы деятельности ¦ ¦
¦ ¦предприятий отрасли; новые методики ¦ ¦
¦ ¦маркетинговых исследований; проблемы ¦ ¦
¦ ¦ценообразования; оценка стоимости новой ¦ ¦
¦ ¦техники, транспортных машин, транспортно- ¦ ¦
¦ ¦технологических комплексов и оборудования ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.07 ¦Аналитические и численные методы решения ¦154 ¦
¦ ¦уравнений математической физики ¦ ¦
¦ ¦ Современные численные методы механики и их¦ ¦
¦ ¦реализация на ЭВМ; пакеты прикладных ¦ ¦
¦ ¦программ расчета конструкций транспортных ¦ ¦
¦ ¦машин и транспортно-технологических ¦ ¦
¦ ¦комплексов; современные вычислительные ¦ ¦
¦ ¦комплексы ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ ¦Национально-региональный (вузовский) ¦434 ¦
¦ ¦компонент ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.08 ¦Дисциплины, устанавливаемые вузом ¦312 ¦
¦ ¦(факультетом) ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДНМ.09 ¦Дисциплины по выбору студента ¦122 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦СДМ.00 ¦Специальные дисциплины ¦900 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦СДМ.01 ¦Состав и содержание специальных дисциплин ¦600 ¦
¦и т.д. ¦определяется требованиями специализации ¦ ¦
¦ ¦магистра при реализации конкретной ¦ ¦
¦ ¦магистерской программы ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ДВМ.00 ¦Дисциплины по выбору студента ¦300 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.00 ¦Научно-исследовательская работа ¦1854 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.01 ¦Научно-исследовательская работа в семестре ¦774 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦НИРМ.02 ¦Подготовка магистерской диссертации ¦1080 ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ ¦Итого часов специализированной подготовки ¦3888 ¦
¦ ¦магистра ¦ ¦
+----------+-------------------------------------------+---------+
¦ ¦Всего ¦11232 ¦
L----------+-------------------------------------------+----------
5. Сроки освоения основной образовательной
программы подготовки магистра по направлению
551400 - Наземные транспортные системы
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения составляет 312 недель, в том числе:
- образовательная программа подготовки
бакалавра - 208 недель,
- специализированная программа подготовки
магистра - 104 недели,
из них:
теоретическое обучение, включая
научно-исследовательскую работу студентов,
практикумы, в том числе лабораторные
работы, подготовку выпускной
квалификационной работы - 72 недели,
экзаменационные сессии - не менее 2 недель,
практики - не менее 11 недель,
итоговая государственная аттестация,
включая защиту выпускной
квалификационной работы - не менее 2 недель,
каникулы (включая 8 недель
последипломного отпуска) - не менее 17 недель.
5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта в том числе по программе бакалавра - на один год.
5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. Требования к разработке и условиям реализации
основной образовательной программы подготовки магистра
по направлению 551400 - Наземные транспортные системы
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины по выбору являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).
В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.
Требования к научно-исследовательской части программы: содержать конкретную формулировку поставленной задачи, методики проведения теоретических и экспериментальных исследований, методы обработки и представления полученных результатов.
6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5%; для дисциплин, входящих в цикл - в пределах 10%, при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2 - 4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы магистра, включая ее научно-исследовательскую часть.
6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.
6.2.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, причем не менее 70% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению магистратуры, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться профессором и доктором наук; один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не более, чем двумя магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, ведущими подготовку научно-педагогических кадров, имеющими право на руководство аспирантами; руководители магистерских программ должны иметь защитившихся аспирантов за последние пять лет.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или) ученое звание; один научный руководитель может руководить не более чем пятью студентами-магистрантами.
Научные руководители студентов-магистрантов должны вести научные исследования по тематике магистерских программ.
Научные руководители должны читать основные или специальные курсы и являться авторами (соавторами) учебников или учебных пособий по данной магистерской программе.
6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.
Реализация вузом основной образовательной программы магистра должна быть обеспечена необходимым лабораторно-практическим и информационным содержанием учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе перечнем профессиональных журналов, реферативных журналов, научной литературой, наличием информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации.
Более половины общего объема НИР по соответствующему направлению магистратуры должны составлять фундаментальные и поисковые научные исследования.
Реализация основной образовательной программы магистра должна обеспечиваться наличием читаемых основных и специальных курсов по каждой магистерской программе каждым научным руководителем студента-магистранта, доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам, наличием в вузе терминалов национальной академической сети, Европейского и международного банков данных.
Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы:
"Автомобильный транспорт", "Автоматизация и современные технологии", "Автомобильная промышленность", "Вестник машиностроения", "Грузовик", "Горные машины и оборудование", "Машиностроительные материалы, конструкции и расчет деталей машин", "Механизация строительства", "Механизация и электрификация сельского хозяйства", "Приводная техника", "Строительные и дорожные машины", "Строительные, дорожные и коммунальные машины и оборудование. Строительные материалы и конструкции", "Техника в сельском хозяйстве", "Тракторы и сельскохозяйственные машины", "Транспортное строительство", "Эксплуатация и ремонт самолетов и других летательных аппаратов. Аэропорты", "Автомобилестроение. Реферативный журнал", "Автомобильные дороги. Реферативный журнал", "Гидропривод. Реферативный журнал", "Ракетостроение и космическая техника. Реферативный журнал", "Тракторы, сельскохозяйственные машины и орудия. Реферативный журнал". "Agrartechnik", "Agricultural machinery Journal", "Air and Cosmos", "Auto Bild", "Automotive engineering international", "Aviation Week and Space Technology", "Implement and Tractor", "Interavia. Business and Technology", "Flight International", "Landmaschinen-Fachbetrieb", "Military Space", "Pilot", "Power Farming", "Space News", "Spaceflight", "World Airline Fleet News".
6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу магистра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных рабочим учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
6.2.5. Требования к организации практик.
6.2.5.1. Научно-исследовательская практика.
Научно-исследовательская практика должна предусматривать получение студентом навыков самостоятельного проведения экспериментальных исследований с участием в выполнении конкретных научных разработок.
Цель научно-исследовательской практики: подготовить студента к решению задач научно-исследовательского характера и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Место проведения практики: предприятия отрасли, научно-исследовательские организации и учреждения, где возможно изучение материалов, связанных с темой выпускной квалификационной работы.
6.2.5.2. Научно-педагогическая практика.
Научно-педагогическая практика должна дать студенту знания преподавательской и воспитательной работы со студентами путем самостоятельного проведения лабораторных занятий, практикумов, семинаров, курсового проектирования, чтения пробных лекций по предложенной тематике и др.
Цель научно-педагогической практики: подготовить магистров к преподавательской деятельности.
Место проведения практики: кафедры высшего учебного заведения.
6.2.5.3. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия (вуза).
7. Требования к уровню подготовки магистра по направлению
551400 - Наземные транспортные системы
7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра.
7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п. 7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 551400 - Наземные транспортные системы.
7.1.2. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, включают:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
умения:
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- ориентироваться в новейших достижениях отраслевой науки, техники и технологии;
- выполнять задачи профессиональной деятельности; владеть методами управления трудовым коллективом и навыками воспитательной работы; обладать высокой общей культурой.
7.1.3. Специальные требования.
Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие выпускнику возможность заниматься определенными видами профессиональной деятельности, отражающими содержание специализированной подготовки.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра.
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.
Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в соответствии с п. 1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.
По желанию студента вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по научным направлениям, указанным в п. 1.5 настоящего государственного образовательного стандарта. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по указанным в п. 1.5 научным направлениям.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе магистра.
Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи и иллюстративного материала (чертежей, графиков).
Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, настоящего государственного образовательного стандарта по направлению 551400 - Наземные транспортные системы и методических рекомендаций УМО по автотракторному и дорожному образованию.
Время, отводимое на подготовку магистерской диссертации, составляет не менее двадцати недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену магистра.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 551400 - Наземные транспортные системы определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанной УМО по автотракторному и дорожному образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта по направлению 551400 - Наземные транспортные системы.
Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре, должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для соответствующих научных направлений.
Составители:
Учебно-методическое объединение по автотракторному и дорожному образованию.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Президиума Совета УМО по автотракторному и дорожному образованию, протокол N 50 от 24 декабря 1999 г.

НАПРАВЛЕНИЕ 551400 - НАЗЕМНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ. СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также