НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652600 - РАКЕТОСТРОЕНИЕ И КОСМОНАВТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Регистрационный номер
334 тех/дс
Вводится в действие
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
652600 - РАКЕТОСТРОЕНИЕ И КОСМОНАВТИКА
КЛАССИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР
1. Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста - Ракетостроение
и космонавтика
1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
130600 - Ракетостроение;
130700 - Космические летательные аппараты и разгонные блоки;
132000 - Системы жизнеобеспечения и защиты ракетно-космических аппаратов;
131300 - Стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов.
1.3. Квалификация выпускника - инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста - Ракетостроение и космонавтика при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Область профессиональной деятельности.
Область науки и техники, связанная с разработкой и проектированием, созданием, испытаниями и изучением принципов функционирования ракет и космических аппаратов, разгонных блоков, стартовых и технических комплексов ракет и космических аппаратов, их систем, оборудования и агрегатов, подготовкой, хранением и транспортировкой, исследованиями в области аэрогазомеханики, теплообмена, теории движения и конструирования.
1.4.2. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются современные и перспективные образцы ракетно-космической техники: баллистические и крылатые ракеты, ракеты-носители, пилотируемые и беспилотные космические аппараты, орбитальные станции, автоматические межпланетные аппараты, воздушно-космические самолеты, спасаемые аппараты, системы обеспечения жизни и деятельности экипажей на космических летательных аппаратах и орбитальных станциях и при работе в открытом космосе, системы защиты и спасения; системы предстартового контроля, термостатирования и заправки топливом, стартовые комплексы, испытательные стенды, технологии изготовления объектов ракетно-космической техники, технологическая оснастка, а также их агрегаты и системы.
1.4.3. Виды профессиональной деятельности.
Инженер по направлению подготовки - Ракетостроение и космонавтика может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- проектно-конструкторская;
- организационно-управленческая;
- научно-исследовательская;
- экспериментальная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
1.4.4. Задачи профессиональной деятельности.
Инженер по направлению - Ракетостроение и космонавтика подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Проектно-конструкторская деятельность:
- разработка идеологии решения поставленной задачи с использованием ЭВМ, определение типа изделия, внешнего облика, выбор приборов, узлов и агрегатов, из которых должен состоять аппарат, в случае необходимости проектирование системы обеспечения жизнедеятельности экипажа, разработка технологического процесса изготовления изделия, конструирование устройства для предстартовой подготовки и запуска;
- определение объемно-массовых характеристик систем, механизмов и агрегатов, входящих в ракету или космический аппарат, параметров системы жизнеобеспечения (СЖО), проектирование системы предстартовой подготовки и старта, разработка технологического процесса и технологической оснастки для изготовления и испытаний;
- разработка технических заданий на проектирование систем, механизмов, приборов, узлов и агрегатов, входящих в проектируемое изделие;
- выполнение компоновки как всего изделия, так и отдельных его отсеков, проведение необходимых расчетов;
- разработка конструкции механизмов и узлов, входящих в изделие, проведение необходимых прочностных и динамических расчетов, выпуск рабочих чертежей;
- разработка технологических процессов изготовления узлов, элементов конструкций, сборки и регулировки изделия и изготовления технологической оснастки;
- обеспечение конструкторского контроля за изготовлением ракеты, космического аппарата, стартового оборудования и входящих в них систем в производстве.
Организационно-управленческая деятельность:
- организация работы подразделения (группа, бригада) по разработке и выпуску технической документации на спроектированное изделие;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимость, безопасность, сроки исполнения и разногласия со смежниками) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании и определение оптимального решения;
- оценка производственных и непроизводственных затрат на разработку и обеспечение качества изделия;
- обеспечение технического контроля за качеством выпускаемой документации.
Научно-исследовательская деятельность:
- анализ состояния и перспектив развития как ракетно-космической техники в целом, так и отдельных ее направлений;
- создание математических моделей функционирования объектов ракетно-космической техники, систем и технологических процессов;
- проведение математического моделирования на ЭВМ задач оптимального проектирования ракет, космических аппаратов, систем жизнеобеспечения, стартовых комплексов и технологических процессов;
- экспериментальное моделирование ситуаций, возникающих при старте, выведении и полете ракет и космических аппаратов.
Экспериментальная деятельность:
- планирование и проведение лабораторных и стендовых испытаний с использованием ЭВМ на этапе проведения и обработки данных эксперимента;
- разработка технических заданий и программ проведения экспериментов;
- выбор и проектирование аппаратуры, необходимой для проведения экспериментов и регистрации их результатов;
- разработка чертежей стендовых установок, необходимых для проведения экспериментов.
1.4.5. Квалификационные требования.
Подготовка выпускника должна обеспечивать квалификационные умения для решения профессиональных задач:
- выполнение работы в области научно-технической деятельности по проектированию, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управлению, метрологическому обеспечению, техническому контролю;
- разработка методических и нормативных материалов, технической документации, а также предложений и мероприятий по осуществлению разработанных программ и проектов;
- проведение технико-экономического анализа, комплексного обоснования принимаемых и реализуемых решений, изыскание возможности сокращения цикла работ, содействие подготовке их выполнения, обеспечение необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;
- участие в работах по осуществлению исследований, в разработке проектов и программ, в проведении необходимых мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнение работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, рассмотрение различной технической документации и подготовка необходимых обзоров, отзывов, заключений;
- изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизация, проведение необходимых расчетов с использованием современных технических средств;
- составление графиков работ, заказов, заявок, инструкций, пояснительных записок, карт, схем и другой технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам и в установленные сроки;
- оказание методической и практической помощи при реализации проектов и программ, планов и договоров;
- осуществление экспертизы технической документации, надзора и контроля за состоянием и эксплуатацией оборудования, выявление резервов, установление причин существующих недостатков и неисправностей в его работе, принятие мер по их устранению и повышению эффективности использования;
- слежение за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- организация работы по повышению научно-технических знаний работников;
- развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта для обеспечения эффективной работы учреждения, организации, предприятия.
Инженер должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические, нормативные и руководящие материалы, касающиеся выполняемой работы;
- перспективы технического развития и особенности деятельности учреждения, организации, предприятия;
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
- методы исследования, правила и условия выполнения работ;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой и зарубежный опыт в соответствующей выполняемой работе области знаний;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста - Ракетостроение и космонавтика, подготовлен к обучению в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
по направлению подготовки дипломированного специалиста -
Ракетостроение и космонавтика
3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта дипломированного специалиста и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины вузовского компонента и по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
- цикл СД - специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
- цикл ФТД - факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму содержания
основной образовательной программы по направлению
подготовки дипломированного специалиста -
Ракетостроение и космонавтика
------------T----------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.00 ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1260 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01 ¦Иностранный язык ¦340 ¦
¦ ¦ Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦ ¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в ¦ ¦
¦ ¦изучаемом языке; основные особенности полного ¦ ¦
¦ ¦стиля произношения, характерные для сферы ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации; чтение транск- ¦ ¦
¦ ¦рипции. Лексический минимум в объеме 4000 ¦ ¦
¦ ¦учебных лексических единиц общего и термино- ¦ ¦
¦ ¦логического характера. Понятие дифференциации ¦ ¦
¦ ¦лексики по сферам применения (бытовая, терми- ¦ ¦
¦ ¦нологическая, общенаучная, официальная и ¦ ¦
¦ ¦другая). Понятие о свободных и устойчивых ¦ ¦
¦ ¦словосочетаниях, фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования.¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию без искажения смысла при пись- ¦ ¦
¦ ¦менном и устном общении общего характера; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. Понятие об обиход- ¦ ¦
¦ ¦но-литературном, официально-деловом, научном ¦ ¦
¦ ¦стилях, стиле художественной литературы. Ос- ¦ ¦
¦ ¦новные особенности научного стиля. Культура и ¦ ¦
¦ ¦традиции стран изучаемого языка, правила ре- ¦ ¦
¦ ¦чевого этикета. Говорение. Диалогическая и ¦ ¦
¦ ¦монологическая речь с использованием наиболее ¦ ¦
¦ ¦употребительных и относительно простых лекси- ¦ ¦
¦ ¦ко-грамматических средств в основных коммуни- ¦ ¦
¦ ¦кативных ситуациях неофициального и официаль- ¦ ¦
¦ ¦ного общения. Основы публичной речи (устное ¦ ¦
¦ ¦сообщение, доклад). Аудирование. Понимание ¦ ¦
¦ ¦диалогической и монологической речи в сфере ¦ ¦
¦ ¦бытовой и профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. Письмо. Виды речевых ¦ ¦
¦ ¦произведений: аннотация, реферат, тезисы, ¦ ¦
¦ ¦сообщения, частное письмо, деловое письмо, ¦ ¦
¦ ¦биография ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02 ¦Физическая культура ¦408 ¦
¦ ¦ Физическая культура в общекультурной и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦ ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦ ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федера- ¦ ¦
¦ ¦ции о физической культуре и спорте. Физическая¦ ¦
¦ ¦культура личности. Основы здорового образа ¦ ¦
¦ ¦жизни студента. Особенности использования ¦ ¦
¦ ¦средств физической культуры для оптимизации ¦ ¦
¦ ¦работоспособности. Общая физическая и спе- ¦ ¦
¦ ¦циальная подготовка в системе физического ¦ ¦
¦ ¦воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов ¦ ¦
¦ ¦спорта или систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подго- ¦ ¦
¦ ¦товка студентов. Основы методики самостоя- ¦ ¦
¦ ¦тельных занятий и самоконтроль за состоянием ¦ ¦
¦ ¦своего организма ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03 ¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦ Сущность, формы, функции исторического ¦ ¦
¦ ¦знания. Методы и источники изучения истории. ¦ ¦
¦ ¦Понятие и классификация исторического источ- ¦ ¦
¦ ¦ника. Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦ Античное наследие в эпоху Великого переселе- ¦ ¦
¦ ¦ния народов. Проблема этногенеза восточных ¦ ¦
¦ ¦славян. Основные этапы становления государст- ¦ ¦
¦ ¦венности. Древняя Русь и кочевники. ¦ ¦
¦ ¦Византийско-древнерусские связи. Особенности ¦ ¦
¦ ¦социального строя Древней Руси. Этнокультурные¦ ¦
¦ ¦и социально-политические процессы становления ¦ ¦
¦ ¦русской государственности. Принятие ¦ ¦
¦ ¦христианства. Распространение ислама. Эволюция¦ ¦
¦ ¦восточнославянской государственности в XI - ¦ ¦
¦ ¦XII вв. Социально-политические изменения в ¦ ¦
¦ ¦русских землях в XIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦ Россия и средневековые государства Европы и ¦ ¦
¦ ¦Азии. Специфика формирования единого ¦ ¦
¦ ¦российского государства. Возвышение Москвы. ¦ ¦
¦ ¦Формирование сословной системы организации ¦ ¦
¦ ¦общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. ¦ ¦
¦ ¦Предпосылки и особенности складывания россий- ¦ ¦
¦ ¦ского абсолютизма. Дискуссии о генезисе ¦ ¦
¦ ¦самодержавия. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности и основные этапы экономического ¦ ¦
¦ ¦развития России. Эволюция форм собственности ¦ ¦
¦ ¦на землю. Структура феодального землевладения.¦ ¦
¦ ¦Крепостное право в России. Мануфактурно- ¦ ¦
¦ ¦промышленное производство. Становление ¦ ¦
¦ ¦индустриального общества в России: общее и ¦ ¦
¦ ¦особенное. Общественная мысль и особенности ¦ ¦
¦ ¦общественного движения России XIX в. Реформы ¦ ¦
¦ ¦и реформаторы в России. Русская культура XIX ¦ ¦
¦ ¦века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦ Роль XX столетия в мировой истории. ¦ ¦
¦ ¦Глобализация общественных процессов. Проблема ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и модернизации. Революции¦ ¦
¦ ¦и реформы. Социальная трансформация общества. ¦ ¦
¦ ¦Столкновение тенденций интернационализма и ¦ ¦
¦ ¦национализма, интеграции и сепаратизма, ¦ ¦
¦ ¦демократии и авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в начале XX в. Объективная потребность¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: ¦ ¦
¦ ¦генезис, классификация, программы, тактика. ¦ ¦
¦ ¦ Россия в условиях мировой войны и общенаци- ¦ ¦
¦ ¦онального кризиса. Революция 1917 г. Граждан- ¦ ¦
¦ ¦ская война и интервенция, их результаты и ¦ ¦
¦ ¦последствия. Российская эмиграция. Социально- ¦ ¦
¦ ¦экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. ¦ ¦
¦ ¦Формирование однопартийного политического ¦ ¦
¦ ¦режима. Образование СССР. Культурная жизнь ¦ ¦
¦ ¦страны в 20-е гг. Внешняя политика. ¦ ¦
¦ ¦ Курс на строительство социализма в одной ¦ ¦
¦ ¦стране и его последствия. Социально-экономи- ¦ ¦
¦ ¦ческие преобразования в 30-е гг. Усиление ¦ ¦
¦ ¦режима личной власти Сталина. Сопротивление ¦ ¦
¦ ¦сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦ СССР накануне и в начальный период второй ¦ ¦
¦ ¦мировой войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦ Социально-экономическое развитие, обществен- ¦ ¦
¦ ¦но-политическая жизнь, культура, внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика СССР в послевоенные годы. Холодная ¦ ¦
¦ ¦война. ¦ ¦
¦ ¦ Попытки осуществления политических и эконо- ¦ ¦
¦ ¦мических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦ Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка.¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. ¦ ¦
¦ ¦и ее провал. Распад СССР. Беловежские ¦ ¦
¦ ¦соглашения. Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦ Становление новой российской государствен- ¦ ¦
¦ ¦ности (1993 - 1999 гг.). Россия на пути ради- ¦ ¦
¦ ¦кальной социально-экономической модернизации. ¦ ¦
¦ ¦Культура в современной России. Внешнеполити- ¦ ¦
¦ ¦ческая деятельность в условиях новой геополи- ¦ ¦
¦ ¦тической ситуации ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Ф.04 ¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦ Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦история культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. Методы культурологических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Основные понятия культурологии: ¦ ¦
¦ ¦культура, цивилизация, морфология культуры, ¦ ¦
¦ ¦функции культуры, субъект культуры, культуро- ¦ ¦
¦ ¦генез, динамика культуры, язык и символы ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурные коды, межкультурные ¦ ¦
¦ ¦коммуникации, культурные ценности и нормы, ¦ ¦
¦ ¦культурные традиции, культурная картина мира, ¦ ¦
¦ ¦социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и "сере- ¦ ¦
¦ ¦динные" культуры. Локальные культуры. Место и ¦ ¦
¦ ¦роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом совре- ¦ ¦
¦ ¦менном процессе. Культура и природа. Культура ¦ ¦
¦ ¦и общество. Культура и глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Культура и личность. Инкуль- ¦ ¦
¦ ¦турация и социализация ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГЭС.Ф.05 ¦Политология ¦ ¦
¦ ¦ Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в ¦ ¦
¦ ¦жизни современных обществ. Социальные функции ¦ ¦
¦ ¦политики. История политических учений. Рос- ¦ ¦
¦ ¦сийская политическая традиция: истоки, социо- ¦ ¦
¦ ¦культурные основания, историческая динамика. ¦ ¦
¦ ¦Современные политологические школы. Граждан- ¦ ¦
¦ ¦ское общество, его происхождение и особен- ¦ ¦
¦ ¦ности. Особенности становления гражданского ¦ ¦
¦ ¦общества в России. Институциональные аспекты ¦ ¦
¦ ¦политики. Политическая власть. Политическая ¦ ¦
¦ ¦система. Политические режимы, политические ¦ ¦
¦ ¦партии, электоральные системы. Политические ¦ ¦
¦ ¦отношения и процессы. Политические конфликты ¦ ¦
¦ ¦и способы их разрешения. Политические техно- ¦ ¦
¦ ¦логии. Политический менеджмент. Политическая ¦ ¦
¦ ¦модернизация. Политические организации и ¦ ¦
¦ ¦движения. Политические элиты. Политическое ¦ ¦
¦ ¦лидерство. Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. Методология ¦ ¦
¦ ¦познания политической реальности. Парадигмы ¦ ¦
¦ ¦политического знания. Экспертное политическое ¦ ¦
¦ ¦знание; политическая аналитика и прогностика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06 ¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦ Государство и право. Их роль в жизни ¦ ¦
¦ ¦общества. Норма права и нормативно-правовые ¦ ¦
¦ ¦акты. Основные правовые системы современности.¦ ¦
¦ ¦Международное право как особая система права. ¦ ¦
¦ ¦Источники российского права. Закон и ¦ ¦
¦ ¦подзаконные акты. Система российского права. ¦ ¦
¦ ¦Отрасли права. Правонарушение и юридическая ¦ ¦
¦ ¦ответственность. Значение законности и право- ¦ ¦
¦ ¦порядка в современном обществе. Правовое ¦ ¦
¦ ¦государство. Конституция Российской Федерации ¦ ¦
¦ ¦- основной закон государства. Особенности ¦ ¦
¦ ¦федеративного устройства России. Система ¦ ¦
¦ ¦органов государственной власти в Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации. Понятие гражданского правоотноше- ¦ ¦
¦ ¦ния. Физические и юридические лица. Право ¦ ¦
¦ ¦собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. Нас- ¦ ¦
¦ ¦ледственное право. Брачно-семейные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Взаимные права и обязанности супругов, роди- ¦ ¦
¦ ¦телей и детей. Ответственность по семейному ¦ ¦
¦ ¦праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая ¦ ¦
¦ ¦дисциплина и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и администра- ¦ ¦
¦ ¦тивная ответственность. Понятие преступления. ¦ ¦
¦ ¦Уголовная ответственность за совершение ¦ ¦
¦ ¦преступлений. Экологическое право. Особенности¦ ¦
¦ ¦правового регулирования будущей професси- ¦ ¦
¦ ¦ональной деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07 ¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦ Психология: предмет, объект и методы психо- ¦ ¦
¦ ¦логии. Место психологии в системе наук. Исто- ¦ ¦
¦ ¦рия развития психологического знания и основ- ¦ ¦
¦ ¦ные направления в психологии. Индивид, лич- ¦ ¦
¦ ¦ность, субъект, индивидуальность. Психика и ¦ ¦
¦ ¦организм. Психика, поведение и деятельность. ¦ ¦
¦ ¦Основные функции психики. Развитие психики в ¦ ¦
¦ ¦процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и ¦ ¦
¦ ¦психика. Структура психики. Соотношение со- ¦ ¦
¦ ¦знания и бессознательного. Основные психи- ¦ ¦
¦ ¦ческие процессы. Структура сознания. Познава- ¦ ¦
¦ ¦тельные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интел- ¦ ¦
¦ ¦лект. Творчество. Внимание. Мнемические ¦ ¦
¦ ¦процессы. Эмоции и чувства. Психическая ¦ ¦
¦ ¦регуляция поведения и деятельности. Общение и ¦ ¦
¦ ¦речь. Психология личности. Межличностные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Психология малых групп. Межгруп- ¦ ¦
¦ ¦повые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦ Педагогика: объект, предмет, задачи, функции,¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории ¦ ¦
¦ ¦педагогики: образование, воспитание, обучение,¦ ¦
¦ ¦педагогическая деятельность, педагогическое ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие, педагогическая технология, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая задача. Образование как ¦ ¦
¦ ¦общечеловеческая ценность. Образование как ¦ ¦
¦ ¦социокультурный феномен и педагогический ¦ ¦
¦ ¦процесс. Образовательная система России. ¦ ¦
¦ ¦Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и самообра- ¦ ¦
¦ ¦зования. Педагогический процесс. Образова- ¦ ¦
¦ ¦тельная, воспитательная и развивающая функции ¦ ¦
¦ ¦обучения. Воспитание в педагогическом процес- ¦ ¦
¦ ¦се. Общие формы организации учебной деятель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Урок, лекция, семинарские, практические¦ ¦
¦ ¦и лабораторные занятия, диспут, конференция, ¦ ¦
¦ ¦зачет, экзамен, факультативные занятия, ¦ ¦
¦ ¦консультация. Методы, приемы, средства ¦ ¦
¦ ¦организации и управления педагогическим ¦ ¦
¦ ¦процессом. Семья как субъект педагогического ¦ ¦
¦ ¦взаимодействия и социокультурная среда ¦ ¦
¦ ¦воспитания и развития личности. Управление ¦ ¦
¦ ¦образовательными системами ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08 ¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦ Стили современного русского литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Языковая норма, ее роль в становлении ¦ ¦
¦ ¦и функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦ Речевое взаимодействие. Основные единицы ¦ ¦
¦ ¦общения. Устная и письменная разновидности ¦ ¦
¦ ¦литературного языка. Нормативные, коммуника- ¦ ¦
¦ ¦тивные, этические аспекты устной и письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦ Функциональные стили современного русского ¦ ¦
¦ ¦языка. Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦ Научный стиль. Специфика использования эле- ¦ ¦
¦ ¦ментов различных языковых уровней в научной ¦ ¦
¦ ¦речи. Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦ Официально-деловой стиль, сфера его функци- ¦ ¦
¦ ¦онирования, жанровое разнообразие. Языковые ¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унифи- ¦ ¦
¦ ¦кации языка служебных документов. Интернаци- ¦ ¦
¦ ¦ональные свойства русской официально-деловой ¦ ¦
¦ ¦письменной речи. Язык и стиль распорядительных¦ ¦
¦ ¦документов. Язык и стиль коммерческой ¦ ¦
¦ ¦корреспонденции. Язык и стиль инструктивно- ¦ ¦
¦ ¦методических документов. Реклама в деловой ¦ ¦
¦ ¦речи. Правила оформления документов. Речевой ¦ ¦
¦ ¦этикет в документе. ¦ ¦
¦ ¦ Жанровая дифференциация и отбор языковых ¦ ¦
¦ ¦средств в публицистическом стиле. Особенности ¦ ¦
¦ ¦устной публичной речи. Оратор и его аудитория.¦ ¦
¦ ¦Основные виды аргументов. Подготовка речи: ¦ ¦
¦ ¦выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. ¦ ¦
¦ ¦Основные приемы поиска материала и виды ¦ ¦
¦ ¦вспомогательных материалов. Словесное оформ- ¦ ¦
¦ ¦ление публичного выступления. Понятливость, ¦ ¦
¦ ¦информативность и выразительность публичной ¦ ¦
¦ ¦речи. ¦ ¦
¦ ¦ Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, ¦ ¦
¦ ¦роль внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦ Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09 ¦Социология ¦ ¦
¦ ¦ Предыстория и социально-философские предпо- ¦ ¦
¦ ¦сылки социологии как науки. Социологический ¦ ¦
¦ ¦проект О. Конта. Классические социологические ¦ ¦
¦ ¦теории. Современные социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Русская социологическая мысль. Общество и ¦ ¦
¦ ¦социальные институты. Мировая система и ¦ ¦
¦ ¦процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и лич- ¦ ¦
¦ ¦ность. Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. Социальное ¦ ¦
¦ ¦неравенство, стратификация и социальная ¦ ¦
¦ ¦мобильность. Понятие социального статуса. ¦ ¦
¦ ¦Социальное взаимодействие и социальные отно- ¦ ¦
¦ ¦шения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие эконо- ¦ ¦
¦ ¦мики, социальных отношений и культуры. ¦ ¦
¦ ¦Личность как социальный тип. Социальный ¦ ¦
¦ ¦контроль и девиация. Личность как деятельный ¦ ¦
¦ ¦субъект. Социальные изменения. Социальные ¦ ¦
¦ ¦революции и реформы. Концепция социального ¦ ¦
¦ ¦прогресса. Формирование мировой системы. ¦ ¦
¦ ¦Место России в мировом сообществе. Методы ¦ ¦
¦ ¦социологического исследования ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10 ¦Философия ¦ ¦
¦ ¦ Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философ- ¦ ¦
¦ ¦ского знания. ¦ ¦
¦ ¦ Учение о бытии. Монистические и плюралисти- ¦ ¦
¦ ¦ческие концепции бытия, самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦бытия. Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины ¦ ¦
¦ ¦мира. ¦ ¦
¦ ¦ Человек, общество, культура. Человек и ¦ ¦
¦ ¦природа. Общество и его структура. Гражданское¦ ¦
¦ ¦общество и государство. Человек в системе ¦ ¦
¦ ¦социальных связей. Человек и исторический ¦ ¦
¦ ¦процесс; личность и массы, свобода и ¦ ¦
¦ ¦необходимость. Формационная и цивилизационная ¦ ¦
¦ ¦концепции общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦ Смысл человеческого бытия. Насилие и ненаси- ¦ ¦
¦ ¦лие. Свобода и ответственность. Мораль, спра- ¦ ¦
¦ ¦ведливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в раз- ¦ ¦
¦ ¦личных культурах. Эстетические ценности и их ¦ ¦
¦ ¦роль в человеческой жизни. Религиозные ¦ ¦
¦ ¦ценности и свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦ Сознание и познание. Сознание, самосознание ¦ ¦
¦ ¦и личность. Познание, творчество, практика. ¦ ¦
¦ ¦Вера и знание. Понимание и объяснение. Раци- ¦ ¦
¦ ¦ональное и иррациональное в познавательной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Проблема истины. Действитель- ¦ ¦
¦ ¦ность, мышление, логика и язык. Научное и ¦ ¦
¦ ¦вненаучное знание. Критерии научности. Струк- ¦ ¦
¦ ¦тура научного познания, его методы и формы. ¦ ¦
¦ ¦Рост научного знания. Научные революции и ¦ ¦
¦ ¦смены типов рациональности. Наука и техника. ¦ ¦
¦ ¦ Будущее человечества. Глобальные проблемы ¦ ¦
¦ ¦современности. Взаимодействие цивилизаций и ¦ ¦
¦ ¦сценарии будущего ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.11 ¦Экономика ¦ ¦
¦ ¦ Введение в экономическую теорию. Блага. ¦ ¦
¦ ¦Потребности, ресурсы. Экономический выбор. ¦ ¦
¦ ¦Экономические отношения. Экономические сис- ¦ ¦
¦ ¦темы. Основные этапы развития экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Методы экономической теории. ¦ ¦
¦ ¦ Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. ¦ ¦
¦ ¦Потребительские предпочтения и предельная ¦ ¦
¦ ¦полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ¦ ¦
¦ ¦рыночный спрос. Эффект дохода и эффект заме- ¦ ¦
¦ ¦щения. Эластичность. Предложение и его факто- ¦ ¦
¦ ¦ры. Закон убывающей предельной производитель- ¦ ¦
¦ ¦ности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. ¦ ¦
¦ ¦Выручка и прибыль. Принцип максимизации ¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. Монопо- ¦ ¦
¦ ¦листическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на ¦ ¦
¦ ¦факторы производства. Рынок труда. Спрос и ¦ ¦
¦ ¦предложение труда. Заработная плата и заня- ¦ ¦
¦ ¦тость. Рынок капитала. Процентная ставка и ¦ ¦
¦ ¦инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равно- ¦ ¦
¦ ¦весие и благосостояние. Распределение доходов.¦ ¦
¦ ¦Неравенство. Внешние эффекты и общественные ¦ ¦
¦ ¦блага. Роль государства. ¦ ¦
¦ ¦ Макроэкономика. Национальная экономика как ¦ ¦
¦ ¦целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ¦ ¦
¦ ¦способы его измерения. Национальный доход. ¦ ¦
¦ ¦Располагаемый личный доход. Индексы цен. ¦ ¦
¦ ¦Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. ¦ ¦
¦ ¦Экономические циклы. Макроэкономическое рав- ¦ ¦
¦ ¦новесие. Совокупный спрос и совокупное пред- ¦ ¦
¦ ¦ложение. Стабилизационная политика. Равновесие¦ ¦
¦ ¦на товарном рынке. Потребление и сбережения. ¦ ¦
¦ ¦Инвестиции. Государственные расходы и налоги. ¦ ¦
¦ ¦Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая ¦ ¦
¦ ¦политика. Деньги и их функции. Равновесие на ¦ ¦
¦ ¦денежном рынке. Денежный мультипликатор. ¦ ¦
¦ ¦Банковская система. Денежно-кредитная ¦ ¦
¦ ¦политика. Экономический рост и развитие. ¦ ¦
¦ ¦Международные экономические отношения. Внешняя¦ ¦
¦ ¦торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс. ¦ ¦
¦ ¦ Особенности переходной экономики России. ¦ ¦
¦ ¦Приватизация. Формы собственности. Предпри- ¦ ¦
¦ ¦нимательство. Теневая экономика. Рынок труда. ¦ ¦
¦ ¦Распределение и доходы. Преобразования в ¦ ¦
¦ ¦социальной сфере. Структурные сдвиги в ¦ ¦
¦ ¦экономике. Формирование открытой экономики ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00 ¦Национально-региональный (вузовский) компонент¦270 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦270 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.00 ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1715 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦1428 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математика ¦612 ¦
¦ ¦ Аналитическая геометрия и линейная алгебра; ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды; дифференциальное и ¦ ¦
¦ ¦интегральное исчисления; векторный анализ и ¦ ¦
¦ ¦элементы теории поля; гармонический анализ; ¦ ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ста- ¦ ¦
¦ ¦тистика: теория вероятностей, случайные про- ¦ ¦
¦ ¦цессы, статистическое оценивание и проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотез, статистические методы обработки ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных данных ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Информатика ¦204 ¦
¦ ¦ Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накоп- ¦ ¦
¦ ¦ления информации; технические и программные ¦ ¦
¦ ¦средства реализации информационных процессов; ¦ ¦
¦ ¦модели решения функциональных и вычислительных¦ ¦
¦ ¦задач; алгоритмизация и программирование; ¦ ¦
¦ ¦языки программирования высокого уровня; базы ¦ ¦
¦ ¦данных; программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации; компьютерный практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Физика ¦408 ¦
¦ ¦ Физические основы механики; колебания и ¦ ¦
¦ ¦волны; молекулярная физика и термодинамика; ¦ ¦
¦ ¦электричество и магнетизм; оптика; атомная и ¦ ¦
¦ ¦ядерная физика; физический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Химия ¦136 ¦
¦ ¦ Химические системы: растворы, дисперсные ¦ ¦
¦ ¦системы, электрохимические системы, катализа- ¦ ¦
¦ ¦торы и каталитические системы, полимеры и ¦ ¦
¦ ¦олигомеры; химическая термодинамика и кине- ¦ ¦
¦ ¦тика: энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦химическое и фазовое равновесие, скорость ¦ ¦
¦ ¦реакции и методы ее регулирования, колеба- ¦ ¦
¦ ¦тельные реакции; реакционная способность ¦ ¦
¦ ¦веществ; химия и периодическая система ¦ ¦
¦ ¦элементов, кислотно-основные и окислительно- ¦ ¦
¦ ¦восстановительные свойства веществ, химическая¦ ¦
¦ ¦связь, комплиментарность; химическая ¦ ¦
¦ ¦идентификация: качественный и количественный ¦ ¦
¦ ¦анализ, аналитический сигнал, химический, ¦ ¦
¦ ¦физико-химический и физический анализ; ¦ ¦
¦ ¦химический практикум ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Экология ¦68 ¦
¦ ¦ Биосфера и человек; структура биосферы; ¦ ¦
¦ ¦экосистемы; взаимоотношения организма и ¦ ¦
¦ ¦среды; экология и здоровье человека; глобаль- ¦ ¦
¦ ¦ные проблемы окружающей среды; экологические ¦ ¦
¦ ¦принципы рационального использования природных¦ ¦
¦ ¦ресурсов и охраны природы; основы экономики ¦ ¦
¦ ¦природопользования; экозащитная техника ¦ ¦
¦ ¦и технологии; основы экологического права, ¦ ¦
¦ ¦профессиональная ответственность; международ- ¦ ¦
¦ ¦ное сотрудничество в области окружающей среды ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Национально региональный (вузовский) компонент¦200 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ЕН.В.00 ¦Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые¦87 ¦
¦ ¦вузом ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.00 ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2643 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦2140 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01 ¦Начертательная геометрия. Инженерная графика ¦250 ¦
¦ ¦ 1. Начертательная геометрия. ¦ ¦
¦ ¦ Введение. Предмет начертательной геометрии. ¦ ¦
¦ ¦Задание точки, прямой, плоскости и многогран- ¦ ¦
¦ ¦ников на комплексном чертеже Монжа. Позицион- ¦ ¦
¦ ¦ные задачи. Метрические задачи. Способы пре- ¦ ¦
¦ ¦образования чертежа. Многогранники. Кривые ¦ ¦
¦ ¦линии. Поверхности. Поверхности вращения. ¦ ¦
¦ ¦Линейчатые поверхности. Винтовые поверхности. ¦ ¦
¦ ¦Циклические поверхности. Обобщенные позици- ¦ ¦
¦ ¦онные задачи. Метрические задачи. Построение ¦ ¦
¦ ¦разверток поверхностей. Касательные линии и ¦ ¦
¦ ¦плоскости к поверхности. Аксонометрические ¦ ¦
¦ ¦проекции. ¦ ¦
¦ ¦ 2. Инженерная графика. ¦ ¦
¦ ¦ Конструкторская документация. Оформление ¦ ¦
¦ ¦чертежей. Элементы геометрии деталей. Изобра- ¦ ¦
¦ ¦жения, надписи, обозначения. Аксонометрические¦ ¦
¦ ¦проекции деталей. Изображения и обозначения ¦ ¦
¦ ¦элементов деталей. Изображение и обозначение ¦ ¦
¦ ¦резьбы. Рабочие чертежи деталей. Выполнение ¦ ¦
¦ ¦эскизов деталей машин. Изображения сборочных ¦ ¦
¦ ¦единиц. Сборочный чертеж изделий. ¦ ¦
¦ ¦Компьютерная графика ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02 ¦Механика ¦765 ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.01¦Теоретическая механика ¦221 ¦
¦ ¦ Кинематика; векторный способ записи движения ¦ ¦
¦ ¦точки; естественный способ записи движения ¦ ¦
¦ ¦точки; понятие об абсолютно твердом теле; ¦ ¦
¦ ¦вращение твердого тела относительно неподвиж- ¦ ¦
¦ ¦ной оси; плоское движение твердого тела; ¦ ¦
¦ ¦общий случай движения твердого тела; сложное ¦ ¦
¦ ¦движение твердого тела; предмет динамики и ¦ ¦
¦ ¦статики; законы механики Галлилея - Ньютона; ¦ ¦
¦ ¦задачи механики; свободное прямолинейное ¦ ¦
¦ ¦движение точки; механическая система; масса ¦ ¦
¦ ¦системы; дифференциальные уравнения движения ¦ ¦
¦ ¦механической системы; количество движения ¦ ¦
¦ ¦материальной системы и материальной точки ¦ ¦
¦ ¦относительно центра и оси; количество энергии ¦ ¦
¦ ¦материальной точки и механической системы; ¦ ¦
¦ ¦понятие о силовом поле, система сил; аналити- ¦ ¦
¦ ¦ческие условия равновесия произвольной системы¦ ¦
¦ ¦сил; принцип Даламбера для материальной ¦ ¦
¦ ¦точки; дифференциальные уравнения поступа- ¦ ¦
¦ ¦тельного движения твердого тела; определение ¦ ¦
¦ ¦динамических реакций подшипников при вращении ¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной оси; движение¦ ¦
¦ ¦твердого тела вокруг неподвижной точки; ¦ ¦
¦ ¦элементарная теория гироскопа; связи и их ¦ ¦
¦ ¦уравнения; принцип возможных перемещений; ¦ ¦
¦ ¦обобщенные координаты системы; уравнения ¦ ¦
¦ ¦Лагранжа второго рода; принцип Гамильтона - ¦ ¦
¦ ¦Остроградского; понятие об устойчивости рав- ¦ ¦
¦ ¦новесия; малые свободные колебания механичес- ¦ ¦
¦ ¦кой системы с двумя степенями свободы и их ¦ ¦
¦ ¦свойства; собственные частоты и коэффициенты ¦ ¦
¦ ¦форм; явление удара; теорема об изменении ¦ ¦
¦ ¦кинетического момента механической системы ¦ ¦
¦ ¦при ударе ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.02¦Сопротивление материалов ¦136 ¦
¦ ¦ Основные понятия. Метод сечений. Центральное ¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие. Сдвиг. Геометрические ¦ ¦
¦ ¦характеристики сечений. Прямой поперечный ¦ ¦
¦ ¦изгиб. Кручение. Косой изгиб, внецентренное ¦ ¦
¦ ¦растяжение-сжатие. Элементы рационального ¦ ¦
¦ ¦проектирования простейших систем. Расчет ¦ ¦
¦ ¦статически определимых стержневых систем. ¦ ¦
¦ ¦Метод сил, расчет статически неопределимых ¦ ¦
¦ ¦стержневых систем. Анализ напряженного и ¦ ¦
¦ ¦деформированного состояния в точке тела. ¦ ¦
¦ ¦Сложное сопротивление, расчет по теориям ¦ ¦
¦ ¦прочности. Расчет безмоментных оболочек ¦ ¦
¦ ¦вращения. Устойчивость стержней. ¦ ¦
¦ ¦ Продольно-поперечный изгиб. Расчет движущихся¦ ¦
¦ ¦с ускорением элементов конструкций. Удар. ¦ ¦
¦ ¦Усталость. Расчет по несущей способности ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.03¦Теория машин и механизмов ¦136 ¦
¦ ¦ Основные понятия механизмов и машин; ¦ ¦
¦ ¦основные виды механизмов, структурный анализ ¦ ¦
¦ ¦и синтез механизмов; кинематический анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов; динамический анализ и ¦ ¦
¦ ¦синтез механизмов; колебания механизмов; ¦ ¦
¦ ¦линейные уравнения механизмов; нелинейные ¦ ¦
¦ ¦уравнения движения в механизмах; колебания в ¦ ¦
¦ ¦рычажных и кулачковых механизмах; вибрационные¦ ¦
¦ ¦транспортеры; вибрация; динамическое ¦ ¦
¦ ¦гашение колебаний; динамика приводов, выбор ¦ ¦
¦ ¦типа приводов; синтез рычажных механизмов; ¦ ¦
¦ ¦методы оптимизации в синтезе с применением ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ; синтез механизмов по методу приближения ¦ ¦
¦ ¦функций; синтез передаточных механизмов; ¦ ¦
¦ ¦синтез по положениям звеньев; синтез направ- ¦ ¦
¦ ¦ляющих механизмов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.04¦Детали машин ¦136 ¦
¦ ¦ Классификация механизмов, узлов и деталей; ¦ ¦
¦ ¦основы проектирования механизмов, стадии ¦ ¦
¦ ¦разработки; требования к деталям, критерии ¦ ¦
¦ ¦работоспособности и влияющие на них факторы; ¦ ¦
¦ ¦механические передачи зубчатые, червячные, ¦ ¦
¦ ¦планетарные, волновые, рычажные, фрикционные, ¦ ¦
¦ ¦ременные, цепные, передачи винт-гайка, расчеты¦ ¦
¦ ¦передач на прочность и жесткость; валы и оси, ¦ ¦
¦ ¦конструкция и расчеты на прочность и ¦ ¦
¦ ¦жесткость; подшипники качения и скольжения, ¦ ¦
¦ ¦выбор и расчеты на прочность; уплотнительные ¦ ¦
¦ ¦устройства; конструкция подшипниковых узлов; ¦ ¦
¦ ¦соединения деталей: резьбовые, заклепочные, ¦ ¦
¦ ¦сварные, паяные, клеевые, с натягом, шпоноч- ¦ ¦
¦ ¦ные, зубчатые, штифтовые, клеммовые, профиль- ¦ ¦
¦ ¦ные, конструкция и расчеты соединений на ¦ ¦
¦ ¦прочность; упругие элементы; муфты механичес- ¦ ¦
¦ ¦ких приводов; корпусные детали механизмов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02.05¦Термодинамика и теплопередача ¦136 ¦
¦ ¦ Законы термодинамики; теплоемкость, энталь- ¦ ¦
¦ ¦пия и энтропия; тепловые свойства рабочих ¦ ¦
¦ ¦тел; рабочие процессы; идеальные термодинами- ¦ ¦
¦ ¦ческие циклы двигателей Карно, Брайтона и ¦ ¦
¦ ¦др.; идеальные обратные циклы; бинарные ¦ ¦
¦ ¦процессы и бинарные циклы; теплопроводность; ¦ ¦
¦ ¦конвективный теплообмен при движении среды с ¦ ¦
¦ ¦большой скоростью; теплообмен при химических ¦ ¦
¦ ¦реакциях в пограничном слое; лучистый тепло- ¦ ¦
¦ ¦обмен; методы тепловой защиты поверхностей ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03 ¦Материаловедение. Технология конструкционных ¦238 ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.01¦Материаловедение ¦119 ¦
¦ ¦ Строение металлов, диффузионные процессы в ¦ ¦
¦ ¦металле, формирование структуры металлов и ¦ ¦
¦ ¦сплавов при кристаллизации; пластическая ¦ ¦
¦ ¦деформация, влияние нагрева на структуру и ¦ ¦
¦ ¦свойства деформированного металла; механичес- ¦ ¦
¦ ¦кие свойства металлов и сплавов; конструк- ¦ ¦
¦ ¦ционные металлы и сплавы; теория и технология ¦ ¦
¦ ¦термической обработки стали; химико-термичес- ¦ ¦
¦ ¦кая обработка; жаропрочные, нержавеющие, ¦ ¦
¦ ¦износостойкие, инструментальные и штамповочные¦ ¦
¦ ¦стали. Электротехнические материалы: резина и ¦ ¦
¦ ¦пластмассы. Композиционные и тканые материалы ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03.02¦Технология конструкционных материалов ¦119 ¦
¦ ¦ Свойства конструкционных материалов; класси- ¦ ¦
¦ ¦фикация и маркировка железоуглеродистых спла- ¦ ¦
¦ ¦вов; легированные стали и их маркировка; ¦ ¦
¦ ¦сплавы цветных металлов; основные положения ¦ ¦
¦ ¦по изготовлению отливок; основные способы ¦ ¦
¦ ¦обработки металлов давлением; основные виды ¦ ¦
¦ ¦сварки и их применение; основные виды механи- ¦ ¦
¦ ¦ческой обработки заготовок. Обработка тканых ¦ ¦
¦ ¦материалов ¦ ¦
+-----------+----------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04 ¦Метрология, стандартизация и сертификация ¦102 ¦
¦ ¦ Теоретические основы метрологии. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия, связанные с объектами измерения: ¦ ¦
¦ ¦свойство, величина, количественные и качест- ¦ ¦
¦ ¦венные проявления свойств объектов материаль- ¦ ¦
¦ ¦ного мира. ¦

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652200 - ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ от 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также