СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 061800 - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ-МАТЕМАТИК (утв. Минобразованием РФ от 14.04.2000)


Утверждаю
Заместитель
Министра образования
Российской Федерации
В.Д.ШАДРИКОВ
14 апреля 2000 года
Номер государственной
регистрации
346 эк/сп
Вводится
с момента утверждения
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 061800 - МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ
КВАЛИФИКАЦИЯ - ЭКОНОМИСТ-МАТЕМАТИК
1. Общая характеристика специальности 061800 -
Математические методы в экономике
1.1. Специальность утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 N 686.
1.2. Квалификация выпускника - экономист-математик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста-математика по специальности 061800 - Математические методы в экономике при очной форме обучения - 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Деятельность специалиста по математическим методам в экономике состоит: в анализе и моделировании экономических процессов и объектов на микро-, макро- и глобальном уровнях; мониторинге экономико-математических моделей; прогнозировании, программировании и оптимизации экономических систем. Специалист по математическим методам в экономике призван осуществлять прогнозирование и многовариантные аналитические расчеты в области экономической и управленческой деятельности. Объектами профессиональной деятельности экономиста-математика являются: органы государственного, регионального и муниципального управления, финансовые, экономические и аналитические подразделения предприятий и учреждений всех организационно-правовых форм, включая отделы развития и маркетинга частных фирм и ассоциаций, банков и страховых компаний, инвестиционных и пенсионных фондов, требующих профессиональных знаний в области экономики, математики, статистики и компьютерных технологий.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника экономиста-математика, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 061800 - Математические методы в экономике.
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки абитуриента
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. Общие требования к основной образовательной программе
подготовки выпускника по специальности
3.1. Основная образовательная программа подготовки экономиста-математика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста-математика, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки экономиста-математика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки экономиста-математика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД - специальные дисциплины;
ФТД - факультативы.
3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки экономиста-математика должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. Требования к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы подготовки
экономиста-математика по специальности 061800 -
Математические методы в экономике
---------T-------------------------------------------------T-----¬
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные разделы ¦Всего¦
¦ ¦ ¦часов¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ ¦Общие гуманитарные и социально-экономические ¦1800 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.00¦Федеральный компонент ¦Не ¦
¦ ¦ ¦менее¦
¦ ¦ ¦65% ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.01¦Иностранный язык ¦Не ¦
¦ ¦Специфика артикуляции звуков, интонации, ¦менее¦
¦ ¦акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом ¦340 ¦
¦ ¦языке; основные особенности полного стиля ¦час. ¦
¦ ¦произношения, характерные для сферы профессио- ¦ ¦
¦ ¦нальной коммуникации; чтение транскрипции. ¦ ¦
¦ ¦Лексический минимум в объеме 4000 учебных ¦ ¦
¦ ¦лексических единиц общего и терминологического ¦ ¦
¦ ¦характера. ¦ ¦
¦ ¦Понятие дифференциации лексики по сферам ¦ ¦
¦ ¦применения (бытовая, терминологическая, ¦ ¦
¦ ¦общенаучная, официальная и другая). ¦ ¦
¦ ¦Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях,¦ ¦
¦ ¦фразеологических единицах. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об основных способах словообразования. ¦ ¦
¦ ¦Грамматические навыки, обеспечивающие ¦ ¦
¦ ¦коммуникацию общего характера без искажения ¦ ¦
¦ ¦смысла при письменном и устном общении; ¦ ¦
¦ ¦основные грамматические явления, характерные ¦ ¦
¦ ¦для профессиональной речи. ¦ ¦
¦ ¦Понятие об обиходно-литературном, официально- ¦ ¦
¦ ¦деловом, научном стилях, стиле художественной ¦ ¦
¦ ¦литературы. Основные особенности научного стиля. ¦ ¦
¦ ¦Культура и традиции стран изучаемого языка, ¦ ¦
¦ ¦правила речевого этикета. ¦ ¦
¦ ¦Говорение. Диалогическая и монологическая речь с ¦ ¦
¦ ¦использованием наиболее употребительных и ¦ ¦
¦ ¦относительно простых лексико-грамматических ¦ ¦
¦ ¦средств в основных коммуникативных ситуациях ¦ ¦
¦ ¦неофициального и официального общения. Основы ¦ ¦
¦ ¦публичной речи (устное сообщение, доклад). ¦ ¦
¦ ¦Аудирование. Понимание диалогической и ¦ ¦
¦ ¦монологической речи в сфере бытовой и ¦ ¦
¦ ¦профессиональной коммуникации. ¦ ¦
¦ ¦Чтение. Виды текстов: несложные прагматические ¦ ¦
¦ ¦тексты и тексты по широкому и узкому профилю ¦ ¦
¦ ¦специальности. ¦ ¦
¦ ¦Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, ¦ ¦
¦ ¦реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, ¦ ¦
¦ ¦деловое письмо, биография ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.02¦Физическая культура ¦Не ¦
¦ ¦Физическая культура в общекультурной и ¦менее¦
¦ ¦профессиональной подготовке студентов. Ее ¦408 ¦
¦ ¦социально-биологические основы. Физическая ¦час. ¦
¦ ¦культура и спорт как социальные феномены ¦ ¦
¦ ¦общества. Законодательство Российской Федерации о¦ ¦
¦ ¦физической культуре и спорте. Физическая культура¦ ¦
¦ ¦личности. ¦ ¦
¦ ¦Основы здорового образа жизни студента. ¦ ¦
¦ ¦Особенности использования средств физической ¦ ¦
¦ ¦культуры для оптимизации работоспособности. ¦ ¦
¦ ¦Общая физическая и специальная подготовка в ¦ ¦
¦ ¦системе физического воспитания. ¦ ¦
¦ ¦Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или ¦ ¦
¦ ¦систем физических упражнений. ¦ ¦
¦ ¦Профессионально-прикладная физическая подготовка ¦ ¦
¦ ¦студентов. ¦ ¦
¦ ¦Основы методики самостоятельных занятий и ¦ ¦
¦ ¦самоконтроль за состоянием своего организма ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.03¦Отечественная история ¦ ¦
¦ ¦Сущность, формы, функции исторического знания. ¦ ¦
¦ ¦Методы и источники изучения истории. Понятие и ¦ ¦
¦ ¦классификация исторического источника. ¦ ¦
¦ ¦Отечественная историография в прошлом и ¦ ¦
¦ ¦настоящем: общее и особенное. Методология и ¦ ¦
¦ ¦теория исторической науки. История России - ¦ ¦
¦ ¦неотъемлемая часть всемирной истории. ¦ ¦
¦ ¦Античное наследие в эпоху Великого переселения ¦ ¦
¦ ¦народов. Проблема этногенеза восточных славян. ¦ ¦
¦ ¦Основные этапы становления государственности. ¦ ¦
¦ ¦Древняя Русь и кочевники. Византийско- ¦ ¦
¦ ¦древнерусские связи. Особенности социального ¦ ¦
¦ ¦строя Древней Руси. Этнокультурные и социально- ¦ ¦
¦ ¦политические процессы становления русской ¦ ¦
¦ ¦государственности. Принятие христианства. ¦ ¦
¦ ¦Распространение ислама. ¦ ¦
¦ ¦Эволюция восточнославянской государственности ¦ ¦
¦ ¦в XI - XII вв. Социально-политические изменения в¦ ¦
¦ ¦русских землях в ХIII - ХV вв. Русь и Орда: ¦ ¦
¦ ¦проблемы взаимовлияния. ¦ ¦
¦ ¦Россия и средневековые государства Европы и Азии.¦ ¦
¦ ¦Специфика формирования единого российского ¦ ¦
¦ ¦государства. Возвышение Москвы. Формирование ¦ ¦
¦ ¦сословной системы организации общества. Реформы ¦ ¦
¦ ¦Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности¦ ¦
¦ ¦складывания российского абсолютизма. Дискуссии о ¦ ¦
¦ ¦генезисе самодержавия. Особенности и основные ¦ ¦
¦ ¦этапы экономического развития России. Эволюция ¦ ¦
¦ ¦форм собственности на землю. Структура феодально-¦ ¦
¦ ¦го землевладения. Крепостное право в России. ¦ ¦
¦ ¦Мануфактурно-промышленное производство. ¦ ¦
¦ ¦Становление индустриального общества в России: ¦ ¦
¦ ¦общее и особенное. Общественная мысль и ¦ ¦
¦ ¦особенности общественного движения России XIX в. ¦ ¦
¦ ¦Реформы и реформаторы в России. Русская культура ¦ ¦
¦ ¦XIX века и ее вклад в мировую культуру. ¦ ¦
¦ ¦Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация ¦ ¦
¦ ¦общественных процессов. Проблема экономического ¦ ¦
¦ ¦роста и модернизации. Революции и реформы. ¦ ¦
¦ ¦Социальная трансформация общества. Столкновение ¦ ¦
¦ ¦тенденций интернационализма и национализма, ¦ ¦
¦ ¦интеграции и сепаратизма, демократии и ¦ ¦
¦ ¦авторитаризма. ¦ ¦
¦ ¦Россия в начале XX в. Объективная потребность ¦ ¦
¦ ¦индустриальной модернизации России. Российские ¦ ¦
¦ ¦реформы в контексте общемирового развития в ¦ ¦
¦ ¦начале века. Политические партии России: генезис,¦ ¦
¦ ¦классификация, программы, тактика. Россия в ¦ ¦
¦ ¦условиях мировой войны и общенационального ¦ ¦
¦ ¦кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и ¦ ¦
¦ ¦интервенция, их результаты и последствия. ¦ ¦
¦ ¦Российская эмиграция. Социально-экономическое ¦ ¦
¦ ¦развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование ¦ ¦
¦ ¦однопартийного политического режима. Образование ¦ ¦
¦ ¦СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя ¦ ¦
¦ ¦политика. ¦ ¦
¦ ¦Курс на строительство социализма в одной стране и¦ ¦
¦ ¦его последствия. Социально-экономические ¦ ¦
¦ ¦преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной ¦ ¦
¦ ¦власти Сталина. Сопротивление сталинизму. ¦ ¦
¦ ¦СССР накануне и в начальный период второй мировой¦ ¦
¦ ¦войны. Великая Отечественная война. ¦ ¦
¦ ¦Социально-экономическое развитие, общественно- ¦ ¦
¦ ¦политическая жизнь, культура, внешняя политика ¦ ¦
¦ ¦СССР в послевоенные годы. Холодная война. ¦ ¦
¦ ¦Попытки осуществления политических и ¦ ¦
¦ ¦экономических реформ. НТР и ее влияние на ход ¦ ¦
¦ ¦общественного развития. ¦ ¦
¦ ¦СССР в середине 60 - 80-х гг.: нарастание ¦ ¦
¦ ¦кризисных явлений. ¦ ¦
¦ ¦Советский Союз в 1985 - 1991 гг. Перестройка. ¦ ¦
¦ ¦Попытка государственного переворота 1991 г. и ¦ ¦
¦ ¦ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. ¦ ¦
¦ ¦Октябрьские события 1993 г. ¦ ¦
¦ ¦Становление новой российской государственности ¦ ¦
¦ ¦(1993 - 1999 гг.). Россия на пути радикальной ¦ ¦
¦ ¦социально-экономической модернизации. Культура в ¦ ¦
¦ ¦современной России. Внешнеполитическая ¦ ¦
¦ ¦деятельность в условиях новой геополитической ¦ ¦
¦ ¦ситуации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.04¦Культурология ¦ ¦
¦ ¦Структура и состав современного ¦ ¦
¦ ¦культурологического знания. Культурология и ¦ ¦
¦ ¦философия культуры, социология культуры, ¦ ¦
¦ ¦культурная антропология. Культурология и история ¦ ¦
¦ ¦культуры. Теоретическая и прикладная ¦ ¦
¦ ¦культурология. ¦ ¦
¦ ¦Методы культурологических исследований. Основные ¦ ¦
¦ ¦понятия культурологии: культура, цивилизация, ¦ ¦
¦ ¦морфология культуры, функции культуры, субъект ¦ ¦
¦ ¦культуры, культурогенез, динамика культуры, язык ¦ ¦
¦ ¦и символы культуры, культурные коды, ¦ ¦
¦ ¦межкультурные коммуникации, культурные ценности и¦ ¦
¦ ¦нормы, культурные традиции, культурная картина ¦ ¦
¦ ¦мира, социальные институты культуры, культурная ¦ ¦
¦ ¦самоидентичность, культурная модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Типология культур. Этническая и национальная, ¦ ¦
¦ ¦элитарная и массовая культуры. Восточные и ¦ ¦
¦ ¦западные типы культур. Специфические и ¦ ¦
¦ ¦"серединные" культуры. Локальные культуры. Место ¦ ¦
¦ ¦и роль России в мировой культуре. Тенденции ¦ ¦
¦ ¦культурной универсализации в мировом современном ¦ ¦
¦ ¦процессе. ¦ ¦
¦ ¦Культура и природа. Культура и общество. Культура¦ ¦
¦ ¦и глобальные проблемы современности. ¦ ¦
¦ ¦Культура и личность. Инкультурация и социализация¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.05¦Политология ¦ ¦
¦ ¦Объект, предмет и метод политической науки. ¦ ¦
¦ ¦Функции политологии. Политическая жизнь и ¦ ¦
¦ ¦властные отношения. Роль и место политики в жизни¦ ¦
¦ ¦современных обществ. Социальные функции политики.¦ ¦
¦ ¦История политических учений. Российская ¦ ¦
¦ ¦политическая традиция: истоки, социокультурные ¦ ¦
¦ ¦основания, историческая динамика. Современные ¦ ¦
¦ ¦политологические школы. ¦ ¦
¦ ¦Гражданское общество, его происхождение и ¦ ¦
¦ ¦особенности. Особенности становления гражданского¦ ¦
¦ ¦общества в России. ¦ ¦
¦ ¦Институциональные аспекты политики. Политическая ¦ ¦
¦ ¦власть. Политическая система. Политические ¦ ¦
¦ ¦режимы, политические партии, электоральные ¦ ¦
¦ ¦системы. ¦ ¦
¦ ¦Политические отношения и процессы. Политические ¦ ¦
¦ ¦конфликты и способы их разрешения. Политические ¦ ¦
¦ ¦технологии. Политический менеджмент. Политическая¦ ¦
¦ ¦модернизация. ¦ ¦
¦ ¦Политические организации и движения. Политические¦ ¦
¦ ¦элиты. Политическое лидерство. ¦ ¦
¦ ¦Социокультурные аспекты политики. ¦ ¦
¦ ¦Мировая политика и международные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Особенности мирового политического процесса. ¦ ¦
¦ ¦Национально-государственные интересы России в ¦ ¦
¦ ¦новой геополитической ситуации. ¦ ¦
¦ ¦Методология познания политической реальности. ¦ ¦
¦ ¦Парадигмы политического знания. Экспертное ¦ ¦
¦ ¦политическое знание; политическая аналитика и ¦ ¦
¦ ¦прогностика ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.06¦Правоведение ¦ ¦
¦ ¦Государство и право. Их роль в жизни общества. ¦ ¦
¦ ¦Норма права и нормативно-правовые акты. Основные ¦ ¦
¦ ¦правовые системы современности. Международное ¦ ¦
¦ ¦право как особая система права. Источники ¦ ¦
¦ ¦российского права. Закон и подзаконные акты. ¦ ¦
¦ ¦Система российского права. Отрасли права. ¦ ¦
¦ ¦Правонарушение и юридическая ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Значение законности и правопорядка в современном ¦ ¦
¦ ¦обществе. ¦ ¦
¦ ¦Правовое государство. Конституция Российской ¦ ¦
¦ ¦Федерации - основной закон государства. ¦ ¦
¦ ¦Особенности федеративного устройства России. ¦ ¦
¦ ¦Система органов государственной власти в ¦ ¦
¦ ¦Российской Федерации. Понятие гражданского ¦ ¦
¦ ¦правоотношения. Физические и юридические лица. ¦ ¦
¦ ¦Право собственности. Обязательства в гражданском ¦ ¦
¦ ¦праве и ответственность за их нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Наследственное право. Брачно-семейные отношения. ¦ ¦
¦ ¦Взаимные права и обязанности супругов, родителей ¦ ¦
¦ ¦и детей. Ответственность по семейному праву. ¦ ¦
¦ ¦Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина ¦ ¦
¦ ¦и ответственность за ее нарушение. ¦ ¦
¦ ¦Административные правонарушения и ¦ ¦
¦ ¦административная ответственность. ¦ ¦
¦ ¦Понятие преступления. Уголовная ответственность ¦ ¦
¦ ¦за совершение преступлений. ¦ ¦
¦ ¦Экологическое право. Особенности правового ¦ ¦
¦ ¦регулирования будущей профессиональной ¦ ¦
¦ ¦деятельности. Правовые основы защиты ¦ ¦
¦ ¦государственной тайны. Законодательные и ¦ ¦
¦ ¦нормативно-правовые акты в области защиты ¦ ¦
¦ ¦информации и государственной тайны ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.07¦Психология и педагогика ¦ ¦
¦ ¦Психология: предмет, объект и методы психологии. ¦ ¦
¦ ¦Место психологии в системе наук. История развития¦ ¦
¦ ¦психологического знания и основные направления в ¦ ¦
¦ ¦психологии. Индивид, личность, субъект, ¦ ¦
¦ ¦индивидуальность. Психика и организм. Психика, ¦ ¦
¦ ¦поведение и деятельность. Основные функции ¦ ¦
¦ ¦психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и¦ ¦
¦ ¦филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. ¦ ¦
¦ ¦Соотношение сознания и бессознательного. Основные¦ ¦
¦ ¦психические процессы. Структура сознания. ¦ ¦
¦ ¦Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. ¦ ¦
¦ ¦Представление. Воображение. Мышление и интеллект.¦ ¦
¦ ¦Творчество. Внимание. Мнемические процессы. ¦ ¦
¦ ¦Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения¦ ¦
¦ ¦и деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Общение и речь. Психология личности. ¦ ¦
¦ ¦Межличностные отношения. Психология малых групп. ¦ ¦
¦ ¦Межгрупповые отношения и взаимодействия. ¦ ¦
¦ ¦Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, ¦ ¦
¦ ¦методы педагогики. Основные категории педагогики:¦ ¦
¦ ¦образование, воспитание, обучение, педагогическая¦ ¦
¦ ¦деятельность, педагогическое взаимодействие, ¦ ¦
¦ ¦педагогическая технология, педагогическая задача.¦ ¦
¦ ¦Образование как общечеловеческая ценность. ¦ ¦
¦ ¦Образование как социокультурный феномен и ¦ ¦
¦ ¦педагогический процесс. Образовательная система ¦ ¦
¦ ¦России. Цели, содержание, структура непрерывного ¦ ¦
¦ ¦образования, единство образования и ¦ ¦
¦ ¦самообразования. ¦ ¦
¦ ¦Педагогический процесс. Образовательная, ¦ ¦
¦ ¦воспитательная и развивающая функции обучения. ¦ ¦
¦ ¦Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы¦ ¦
¦ ¦организации учебной деятельности. Урок, лекция, ¦ ¦
¦ ¦семинарские, практические и лабораторные занятия,¦ ¦
¦ ¦диспут, конференция, зачет, экзамен, ¦ ¦
¦ ¦факультативные занятия, консультация. ¦ ¦
¦ ¦Методы, приемы, средства организации и управления¦ ¦
¦ ¦педагогическим процессом. Семья как субъект ¦ ¦
¦ ¦педагогического взаимодействия и социокультурная ¦ ¦
¦ ¦среда воспитания и развития личности. ¦ ¦
¦ ¦Управление образовательными системами ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.08¦Русский язык и культура речи ¦ ¦
¦ ¦Стили современного русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Языковая норма, ее роль в становлении и ¦ ¦
¦ ¦функционировании литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.¦ ¦
¦ ¦Устная и письменная разновидности литературного ¦ ¦
¦ ¦языка. Нормативные, коммуникативные, этические ¦ ¦
¦ ¦аспекты устной и письменной речи. ¦ ¦
¦ ¦Функциональные стили современного русского языка.¦ ¦
¦ ¦Взаимодействие функциональных стилей. ¦ ¦
¦ ¦Научный стиль. Специфика использования элементов ¦ ¦
¦ ¦различных языковых уровней в научной речи. ¦ ¦
¦ ¦Речевые нормы учебной и научной сфер ¦ ¦
¦ ¦деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Официально-деловой стиль, сфера его ¦ ¦
¦ ¦функционирования, жанровое разнообразие. Языковые¦ ¦
¦ ¦формулы официальных документов. Приемы унификации¦ ¦
¦ ¦языка служебных документов. Интернациональные ¦ ¦
¦ ¦свойства русской официально-деловой письменной ¦ ¦
¦ ¦речи. Язык и стиль распорядительных документов. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль коммерческой корреспонденции. ¦ ¦
¦ ¦Язык и стиль инструктивно-методических ¦ ¦
¦ ¦документов. Реклама в деловой речи. Правила ¦ ¦
¦ ¦оформления документов. Речевой этикет в ¦ ¦
¦ ¦документе. Жанровая дифференциация и отбор ¦ ¦
¦ ¦языковых средств в публицистическом стиле. ¦ ¦
¦ ¦Особенности устной публичной речи. Оратор и его ¦ ¦
¦ ¦аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка ¦ ¦
¦ ¦речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, ¦ ¦
¦ ¦начало, развертывание и завершение речи. Основные¦ ¦
¦ ¦приемы поиска материала и виды вспомогательных ¦ ¦
¦ ¦материалов. Словесное оформление публичного ¦ ¦
¦ ¦выступления. Понятливость, информативность и ¦ ¦
¦ ¦выразительность публичной речи. ¦ ¦
¦ ¦Разговорная речь в системе функциональных ¦ ¦
¦ ¦разновидностей русского литературного языка. ¦ ¦
¦ ¦Условия функционирования разговорной речи, роль ¦ ¦
¦ ¦внеязыковых факторов. ¦ ¦
¦ ¦Культура речи. Основные направления ¦ ¦
¦ ¦совершенствования навыков грамотного письма и ¦ ¦
¦ ¦говорения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.09¦Социология ¦ ¦
¦ ¦Предыстория и социально-философские предпосылки ¦ ¦
¦ ¦социологии как науки. Социологический проект ¦ ¦
¦ ¦О. Конта. Классические социологические теории. ¦ ¦
¦ ¦Современные социологические теории. Русская ¦ ¦
¦ ¦социологическая мысль. ¦ ¦
¦ ¦Общество и социальные институты. Мировая система ¦ ¦
¦ ¦и процессы глобализации. Социальные группы и ¦ ¦
¦ ¦общности. Виды общностей. Общность и личность. ¦ ¦
¦ ¦Малые группы и коллективы. Социальная ¦ ¦
¦ ¦организация. Социальные движения. ¦ ¦
¦ ¦Социальное неравенство, стратификация и ¦ ¦
¦ ¦социальная мобильность. Понятие социального ¦ ¦
¦ ¦статуса. Социальное взаимодействие и социальные ¦ ¦
¦ ¦отношения. Общественное мнение как институт ¦ ¦
¦ ¦гражданского общества. Культура как фактор ¦ ¦
¦ ¦социальных изменений. Взаимодействие экономики, ¦ ¦
¦ ¦социальных отношений и культуры. Личность как ¦ ¦
¦ ¦социальный тип. Социальный контроль и девиация. ¦ ¦
¦ ¦Личность как деятельный субъект. ¦ ¦
¦ ¦Социальные изменения. Социальные революции и ¦ ¦
¦ ¦реформы. Концепция социального прогресса. ¦ ¦
¦ ¦Формирование мировой системы. Место России в ¦ ¦
¦ ¦мировом сообществе. Методы социологического ¦ ¦
¦ ¦исследования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Ф.10¦Философия ¦ ¦
¦ ¦Предмет философии. Место и роль философии в ¦ ¦
¦ ¦культуре. Становление философии. Основные ¦ ¦
¦ ¦направления, школы философии и этапы ее ¦ ¦
¦ ¦исторического развития. Структура философского ¦ ¦
¦ ¦знания. Учение о бытии. Монистические и ¦ ¦
¦ ¦плюралистические концепции бытия, самоорганизация¦ ¦
¦ ¦бытия. Понятия материального и идеального. ¦ ¦
¦ ¦Пространство, время. Движение и развитие, ¦ ¦
¦ ¦диалектика. Детерминизм и индетерминизм. ¦ ¦
¦ ¦Динамические и статистические закономерности. ¦ ¦
¦ ¦Научные, философские и религиозные картины мира. ¦ ¦
¦ ¦Человек, общество, культура. Человек и природа. ¦ ¦
¦ ¦Общество и его структура. Гражданское общество ¦ ¦
¦ ¦и государство. Человек в системе социальных ¦ ¦
¦ ¦связей. Человек и исторический процесс; личность ¦ ¦
¦ ¦и массы, свобода и необходимость. Формационная и ¦ ¦
¦ ¦цивилизационная концепции общественного развития.¦ ¦
¦ ¦Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. ¦ ¦
¦ ¦Свобода и ответственность. Мораль, ¦ ¦
¦ ¦справедливость, право. Нравственные ценности. ¦ ¦
¦ ¦Представления о совершенном человеке в различных ¦ ¦
¦ ¦культурах. Эстетические ценности и их роль в ¦ ¦
¦ ¦человеческой жизни. Религиозные ценности и ¦ ¦
¦ ¦свобода совести. ¦ ¦
¦ ¦Сознание и познание. Сознание, самосознание и ¦ ¦
¦ ¦личность. Познание, творчество, практика. Вера и ¦ ¦
¦ ¦знание. Понимание и объяснение. Рациональное и ¦ ¦
¦ ¦иррациональное в познавательной деятельности. ¦ ¦
¦ ¦Проблема истины. Действительность, мышление, ¦ ¦
¦ ¦логика и язык. Научное и вненаучное знание. ¦ ¦
¦ ¦Критерии научности. Структура научного познания, ¦ ¦
¦ ¦его методы и формы. Рост научного знания. Научные¦ ¦
¦ ¦революции и смены типов рациональности. Наука и ¦ ¦
¦ ¦техника. Будущее человечества. Глобальные ¦ ¦
¦ ¦проблемы современности. Взаимодействие ¦ ¦
¦ ¦цивилизаций и сценарии будущего ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ГСЭ.Р.00¦Региональный (вузовский) компонент ¦до ¦
¦ ¦ ¦35% ¦
¦ ¦Из них: ¦ ¦
¦ГСЭ.В.00¦по выбору студента, устанавливаемые вузом ¦до ¦
¦ ¦(факультетом) ¦15% ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН ¦Общие математические и естественнонаучные ¦1400 ¦
¦ ¦дисциплины ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.00 ¦Федеральный компонент ¦не ¦
¦ ¦ ¦менее¦
¦ ¦ ¦60% ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.01 ¦Математический анализ ¦ ¦
¦ ¦Множества. Окрестность точки. Функциональная ¦ ¦
¦ ¦зависимость. Предел числовой последовательности. ¦ ¦
¦ ¦Предел функции. Эквивалентные функции. ¦ ¦
¦ ¦Непрерывность функции в точке. Числовые множества¦ ¦
¦ ¦и последовательности. Непрерывные функции. ¦ ¦
¦ ¦Производная и дифференциал. Дифференцируемые ¦ ¦
¦ ¦функции. Выпуклость функции. Неопределенный, ¦ ¦
¦ ¦определенный и несобственные интегралы. Функции ¦ ¦
¦ ¦нескольких переменных. Приложения к общей ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Кратные интегралы. Неявная ¦ ¦
¦ ¦функция. Выпуклые функции. Функциональные ¦ ¦
¦ ¦последовательности и ряды. Степенные ряды. ¦ ¦
¦ ¦Дифференциальные уравнения. Обыкновенные ¦ ¦
¦ ¦разностные уравнения ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.02 ¦Линейная алгебра ¦ ¦
¦ ¦Системы линейных уравнений. Элементы ¦ ¦
¦ ¦аналитической геометрии на прямой, плоскости и в ¦ ¦
¦ ¦трехмерном пространстве. Определители. Системы ¦ ¦
¦ ¦векторов, ранг матрицы. N-мерное линейное ¦ ¦
¦ ¦векторное пространство. Линейные операторы и ¦ ¦
¦ ¦матрицы. Комплексные числа и многочлены. ¦ ¦
¦ ¦Собственные векторы линейных операторов. ¦ ¦
¦ ¦Евклидово пространство. Квадратичные формы. ¦ ¦
¦ ¦Системы линейных неравенств. Линейные задачи ¦ ¦
¦ ¦оптимизации ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.03 ¦Теория вероятностей ¦ ¦
¦ ¦Правила действия со случайными событиями и ¦ ¦
¦ ¦вероятностями их осуществления. Аксиоматика ¦ ¦
¦ ¦А.Н. Колмогорова. Условные вероятности, ¦ ¦
¦ ¦независимость событий и экспериментов. Случайные ¦ ¦
¦ ¦величины и законы распределения вероятностей. ¦ ¦
¦ ¦Основные числовые характеристики случайных ¦ ¦
¦ ¦величин. Производящие функции моментов. Законы ¦ ¦
¦ ¦распределения вероятностей, наиболее ¦ ¦
¦ ¦распространенные в практике статистических ¦ ¦
¦ ¦исследований. Совместное распределение случайных ¦ ¦
¦ ¦величин. Закон больших чисел и центральная ¦ ¦
¦ ¦предельная теорема. Последовательности случайных ¦ ¦
¦ ¦величин в дискретном вероятностном пространстве. ¦ ¦
¦ ¦Последовательности, образующие цепь Маркова ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.04 ¦Математическая статистика ¦ ¦
¦ ¦Генеральная совокупность, выборка и основные ¦ ¦
¦ ¦способы организации выборки. Основные выборочные ¦ ¦
¦ ¦характеристики и их свойства. Законы ¦ ¦
¦ ¦распределения выборочных характеристик в ¦ ¦
¦ ¦нормальной генеральной совокупности. Вариационный¦ ¦
¦ ¦ряд и порядковые статистики. Статистическое ¦ ¦
¦ ¦оценивание параметров. Точечные оценки и их ¦ ¦
¦ ¦свойства (несмещенность, состоятельность и ¦ ¦
¦ ¦эффективность). Неравенство информации, метод ¦ ¦
¦ ¦максимального правдоподобия и метод моментов. ¦ ¦
¦ ¦Интервальные оценки и доверительные области. ¦ ¦
¦ ¦Байесовское статистическое оценивание. ¦ ¦
¦ ¦Статистическая проверка гипотез: основные типы ¦ ¦
¦ ¦гипотез и общая логическая схема статистического ¦ ¦
¦ ¦критерия; характеристики качества критерия. ¦ ¦
¦ ¦Критерии согласия и однородности, проверка ¦ ¦
¦ ¦гипотезы о числовых значениях параметров. Основы ¦ ¦
¦ ¦статистического исследования зависимостей ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.05 ¦Теория игр ¦ ¦
¦ ¦Задачи принятия решений. Многокритериальная ¦ ¦
¦ ¦оптимизация. Антагонистические игры. ¦ ¦
¦ ¦Бескоалиционные игры. Бескоалиционные ¦ ¦
¦ ¦неантагонистические игры. Кооперативные игры ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.06 ¦Информатика ¦ ¦
¦ ¦Понятие информации, общая характеристика ¦ ¦
¦ ¦процессов сбора, передачи, обработки и накопления¦ ¦
¦ ¦информации; технические и программные средства ¦ ¦
¦ ¦реализации информационных процессов; модели ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦
¦ ¦алгоритмизация и программирование; языки ¦ ¦
¦ ¦программирования высокого уровня; базы данных; ¦ ¦
¦ ¦программное обеспечение и технологии ¦ ¦
¦ ¦программирования; локальные и глобальные сети ¦ ¦
¦ ¦ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, ¦ ¦
¦ ¦составляющих государственную тайну; методы ¦ ¦
¦ ¦защиты информации. Компьютерный практикум ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Ф.07 ¦Концепция современного естествознания ¦ ¦
¦ ¦Естественнонаучная и гуманитарная культура; ¦ ¦
¦ ¦научный метод; история естествознания; панорама ¦ ¦
¦ ¦современного естествознания; тенденция развития; ¦ ¦
¦ ¦корпускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦
¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; ¦ ¦
¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-, ¦ ¦
¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, принципы ¦ ¦
¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения; взаимодействие; близкодействие, ¦ ¦
¦ ¦дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции,¦ ¦
¦ ¦неопределенности, дополнительности; динамические ¦ ¦
¦ ¦и статические закономерности в природе; законы ¦ ¦
¦ ¦сохранения энергии в макроскопических процессах; ¦ ¦
¦ ¦принципы возрастания энтропии; химические ¦ ¦
¦ ¦системы, энергетика химических процессов, ¦ ¦
¦ ¦реакционная способность веществ; особенности ¦ ¦
¦ ¦биологического уровня и организации материи; ¦ ¦
¦ ¦принципы эволюции, воспроизводства и развития ¦ ¦
¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ¦ ¦
¦ ¦основа организации и устойчивости биосферы; ¦ ¦
¦ ¦генетика и эволюция; человек: физиология, ¦ ¦
¦ ¦здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; ¦ ¦
¦ ¦биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ¦ ¦
¦ ¦ноосфера; необратимость времени; самоорганизация ¦ ¦
¦ ¦в живой и неживой природе; принципы универсально-¦ ¦
¦ ¦го эволюционизма; путь к единой культуре ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ЕН.Р.00 ¦Региональный (вузовский) компонент, то есть ¦До ¦
¦ ¦по выбору вуза ¦40% ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД ¦Общепрофессиональные дисциплины ¦2500 ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.00¦Федеральный компонент ¦Не ¦
¦ ¦ ¦менее¦
¦ ¦ ¦60% ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.01¦Экономическая теория ¦ ¦
¦ ¦Введение в экономическую теорию. Предмет и метод ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Потребности, ресурсы. ¦ ¦
¦ ¦Экономический выбор. Экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Экономические системы. Основные этапы развития ¦ ¦
¦ ¦экономической теории. Методы экономической ¦ ¦
¦ ¦теории. Основы микроанализа. Основы макроанализа ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.02¦Математические методы и модели исследования ¦ ¦
¦ ¦операций ¦ ¦
¦ ¦Экономические приложения (примеры типовых задач).¦ ¦
¦ ¦Теория линейного программирования. Теория ¦ ¦
¦ ¦двойственности и экономические приложения. ¦ ¦
¦ ¦Численные методы решения задач линейного ¦ ¦
¦ ¦программирования. Задачи целочисленного ¦ ¦
¦ ¦программирования, их экономические приложения и ¦ ¦
¦ ¦методы решения. Общая теория математического ¦ ¦
¦ ¦программирования. Теория множителей Лагранжа, ¦ ¦
¦ ¦теорема Куна-Таккера. Задачи управления запасами,¦ ¦
¦ ¦сетевые модели, системы массового обслуживания. ¦ ¦
¦ ¦Метод динамического программирования ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.03¦Статистика ¦ ¦
¦ ¦Теория статистики. Предмет, метод и задачи ¦ ¦
¦ ¦статистики. ¦ ¦
¦ ¦Статистическое измерение и наблюдение социально- ¦ ¦
¦ ¦экономических явлений. Классификация, виды и ¦ ¦
¦ ¦типы показателей, используемых при статистических¦ ¦
¦ ¦измерениях, правила построения статистических ¦ ¦
¦ ¦показателей и индексов. Статистические методы ¦ ¦
¦ ¦классификации и группировки, анализа взаимосвязей¦ ¦
¦ ¦и динамики социально-экономических явлений. ¦ ¦
¦ ¦Организация статистических работ. ¦ ¦
¦ ¦Микроэкономическая статистика. Статистический ¦ ¦
¦ ¦анализ эффективности функционирования ¦ ¦
¦ ¦хозяйствующих объектов разных форм собственности,¦ ¦
¦ ¦качества технологий, продуктов и услуг. ¦ ¦
¦ ¦Статистические методы оценки финансовых, ¦ ¦
¦ ¦страховых и коммерческих рисков предприятий при ¦ ¦
¦ ¦принятии решений в условиях неопределенности. ¦ ¦
¦ ¦Доходы, сбережения и потребление домашних ¦ ¦
¦ ¦хозяйств. ¦ ¦
¦ ¦Макроэкономическая статистика. Статистическая ¦ ¦
¦ ¦методология национального счетоводства и ¦ ¦
¦ ¦макроэкономических расчетов. Построение ¦ ¦
¦ ¦балансов для регионов и экономики в целом. ¦ ¦
¦ ¦Статистика населения и занятости. Статистика ¦ ¦
¦ ¦национального богатства. Статистика доходов и ¦ ¦
¦ ¦потребления населением товаров и услуг. ¦ ¦
¦ ¦Статистические показатели денежного обращения, ¦ ¦
¦ ¦инфляции и цен, банковской и биржевой ¦ ¦
¦ ¦деятельности и налогообложения. Статистика ¦ ¦
¦ ¦финансовых рынков. Статистические методы ¦ ¦
¦ ¦исследования экономической конъюнктуры и деловой ¦ ¦
¦ ¦активности ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.04¦Системный анализ ¦ ¦
¦ ¦Суть и назначение системного анализа как ¦ ¦
¦ ¦методологической основы анализа, синтеза и ¦ ¦
¦ ¦практики проектирования сложных систем. Примеры. ¦ ¦
¦ ¦Типовые модели анализа и синтеза. Математический ¦ ¦
¦ ¦инструментарий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.05¦Микроэкономика-2 ¦ ¦
¦ ¦Спрос и предложение. Потребительские предпочтения¦ ¦
¦ ¦и предельная полезность. Факторы спроса. Эффект ¦ ¦
¦ ¦дохода и эффект замещения. Эластичность. ¦ ¦
¦ ¦Предложение и его факторы. Закон убывающей ¦ ¦
¦ ¦предельной производительности. Эффект масштаба. ¦ ¦
¦ ¦Фирма. Выручка и прибыль. Принципы максимизации ¦ ¦
¦ ¦прибыли. Предложение совершенно конкурентной ¦ ¦
¦ ¦фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных ¦ ¦
¦ ¦рынков. Рыночная власть. Монополия. ¦ ¦
¦ ¦Монополистическая конкуренция. Олигополия. ¦ ¦
¦ ¦Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы ¦ ¦
¦ ¦производства. Рынок труда. Спрос и предложение ¦ ¦
¦ ¦труда. Заработная плата и занятость. Рынок ¦ ¦
¦ ¦капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок ¦ ¦
¦ ¦земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. ¦ ¦
¦ ¦Распределение доходов. Неравенство. Внешние ¦ ¦
¦ ¦эффекты и общественные блага. Роль государства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.06¦Макроэкономика-2 ¦ ¦
¦ ¦Национальная экономика как целое. Кругооборот ¦ ¦
¦ ¦доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения.¦ ¦
¦ ¦Национальный доход. Располагаемый личный доход. ¦ ¦
¦ ¦Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ¦ ¦
¦ ¦ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое ¦ ¦
¦ ¦равновесие. Совокупный спрос и совокупное ¦ ¦
¦ ¦предложение. Стабилизационная политика. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на товарном рынке. Потребление и ¦ ¦
¦ ¦сбережения. Инвестиции. Государственные расходы ¦ ¦
¦ ¦и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно- ¦ ¦
¦ ¦налоговая политика. Деньги и их функции. ¦ ¦
¦ ¦Равновесие на денежном рынке. Денежный ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор. Банковская система. Денежно- ¦ ¦
¦ ¦кредитная политика. Экономический рост и ¦ ¦
¦ ¦развитие. Международные экономические отношения. ¦ ¦
¦ ¦Внешняя торговля и торговая политика. Платежный ¦ ¦
¦ ¦баланс. Валютный курс ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.07¦Эконометрика ¦ ¦
¦ ¦Линейная модель множественной регрессии. Метод ¦ ¦
¦ ¦наименьших квадратов (МНК). Свойства оценок МНК. ¦ ¦
¦ ¦Показатели качества регрессии. Линейные ¦ ¦
¦ ¦регрессионные модели с гетероскедастичными и ¦ ¦
¦ ¦автокоррелированными остатками. Обобщенный метод ¦ ¦
¦ ¦наименьших квадратов (ОМНК). Регрессионные модели¦ ¦
¦ ¦с переменной структурой (фиктивные переменные). ¦ ¦
¦ ¦Нелинейные модели регрессии и линеаризация. ¦ ¦
¦ ¦Характеристики временных рядов. Модели ¦ ¦
¦ ¦стационарных и нестационарных временных рядов, их¦ ¦
¦ ¦идентификация. Система линейных одновременных ¦ ¦
¦ ¦уравнений и их идентификация. Косвенный, ¦ ¦
¦ ¦двухшаговый и трехшаговый метод наименьших ¦ ¦
¦ ¦квадратов. Идентификация рекурсивных систем ¦ ¦
¦ ¦одновременных уравнений ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Ф.08¦Экономико-математическое моделирование ¦ ¦
¦ ¦1) Моделирование микроэкономических процессов ¦ ¦
¦ ¦и систем ¦ ¦
¦ ¦Методы анализа и прогнозирования рыночной ¦ ¦
¦ ¦конъюнктуры, определения потребительских свойств ¦ ¦
¦ ¦продукции и ее качества. Планирование ¦ ¦
¦ ¦маркетинговой политики. Методы оптимизации ¦ ¦
¦ ¦маркетинговых затрат (реклама, товародвижение ¦ ¦
¦ ¦и сбыт). Моделирование ценовой политики. ¦ ¦
¦ ¦Производственные системы, их структура. ¦ ¦
¦ ¦Технологии производства и их представление в ¦ ¦
¦ ¦экономико-математических моделях. Оптимизация ¦ ¦
¦ ¦производственных процессов. Модели управления ¦ ¦
¦ ¦производственными запасами с учетом спроса и ¦ ¦
¦ ¦цен на продукцию. Моделирование инвестиций и ¦ ¦
¦ ¦анализ их эффективности. Решение задач развития и¦ ¦
¦ ¦размещения производства. Транспортно- ¦ ¦
¦ ¦производственные модели. Сетевые модели ¦ ¦
¦ ¦транспортных потоков. Моделирование и оптимизация¦ ¦
¦ ¦работы предприятий. Критерии оптимизации и ¦ ¦
¦ ¦основные ограничения, локальные и глобальные ¦ ¦
¦ ¦критерии. ¦ ¦
¦ ¦2) Моделирование макроэкономических процессов ¦ ¦
¦ ¦и систем ¦ ¦
¦ ¦Моделирование развития национальной экономики и ¦ ¦
¦ ¦глобальных процессов. Модели совокупного спроса и¦ ¦
¦ ¦предложения. Моделирование национальных ¦ ¦
¦ ¦сбережений и инвестиционного спроса. Модели рынка¦ ¦
¦ ¦товаров и услуг. Модели рыночного равновесия и ¦ ¦
¦ ¦мультипликатора, их использование в ¦ ¦
¦ ¦стратегическом планировании. Макромодели рынка ¦ ¦
¦ ¦труда. Классический и кейнсианский подходы к ¦ ¦
¦ ¦моделированию. Методы и модели оценки занятости и¦ ¦
¦ ¦безработицы. Моделирование финансового рынка. ¦ ¦
¦ ¦Модели макроспроса и макропредложения денег. ¦ ¦
¦ ¦Модели денежного мультипликатора. Модели ¦ ¦
¦ ¦инфляционных процессов и индексация заработной ¦ ¦
¦ ¦платы. Макроэкономическое моделирование сценариев¦ ¦
¦ ¦финансовой и монетарной политики. Моделирование ¦ ¦
¦ ¦бюджетной экспансии, объемов производства и ¦ ¦
¦ ¦потребления. Моделирование сценариев ¦ ¦
¦ ¦антикризисной и стабилизационной политики. ¦ ¦
¦ ¦Межотраслевые модели экономики (балансовые ¦ ¦
¦ ¦модели, модели В. Леонтьева и т.д.). Модели ¦ ¦
¦ ¦размещения производственных сил. Макромодели ¦ ¦
¦ ¦экономического роста и их основные ¦ ¦
¦ ¦характеристики. Моделирование международных ¦ ¦
¦ ¦взаимодействий (экспорт, импорт, внешнеторговый ¦ ¦
¦ ¦мультипликатор). Макромодели платежного баланса и¦ ¦
¦ ¦внешнего долга, интернет-экономики. ¦ ¦
¦ ¦3) Моделирование социальных процессов ¦ ¦
¦ ¦Сущность социальных процессов и их классификация.¦ ¦
¦ ¦Цели и задачи исследования. Типы статистических ¦ ¦
¦ ¦моделей в социологии. Модели планирования уровня ¦ ¦
¦ ¦жизни. Особенности моделирования уровня жизни. ¦ ¦
¦ ¦Роль и методы расчета стандартов уровня жизни. ¦ ¦
¦ ¦4) Моделирование эколого-экономических систем ¦ ¦
¦ ¦Понятие эколого-экономической системы и ее ¦ ¦
¦ ¦элементов. Принципы моделирования ЭЭС и их ¦ ¦
¦ ¦классификация, учет техногенной насыщенности ¦ ¦
¦ ¦и экологической техноемкости территорий, ¦ ¦
¦ ¦эргодемографический индекс. Использование сети ¦ ¦
¦ ¦Internet при построении региональных и ¦ ¦
¦ ¦глобальных моделей эффективности ¦ ¦
¦ ¦природопользования. Требования к моделям ¦ ¦
¦ ¦устойчивого развития. Глобальные балансовые ¦ ¦
¦ ¦модели эколого-экономических процессов (Х. Дейли,¦ ¦
¦ ¦X. Айзарда, Р. Айреса, А. Ниса, В. Леонтьева). ¦ ¦
¦ ¦Глобальные и имитационные модели эколого- ¦ ¦
¦ ¦экономического развития и теоретические аспекты ¦ ¦
¦ ¦реализации природоохранных стратегий ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.00¦Региональный (вузовский) компонент ¦до ¦
¦ ¦ ¦40% ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.В.00¦Из них по выбору студента, устанавливаемые ¦до ¦
¦ ¦вузом (факультетом) ¦10% ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ ¦Дисциплины, рекомендуемые УМО ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.01¦Информационные технологии в экономике ¦ ¦
¦ ¦Информация и принятие решений. Технические основы¦ ¦
¦ ¦информационных систем. Программное обеспечение. ¦ ¦
¦ ¦Концепция банка данных. Системы управления базами¦ ¦
¦ ¦данных. Текстовый редактор WORD. Электронная ¦ ¦
¦ ¦таблица EXCEL. Локальные и глобальные сети. ¦ ¦
¦ ¦Экономические информационные системы. ¦ ¦
¦ ¦Управленческие, исследовательские и обучающие ¦ ¦
¦ ¦системы. Использование распределительных и ¦ ¦
¦ ¦информационных систем в экономике. Экономическая ¦ ¦
¦ ¦информация. Носители. Критерии качества. ¦ ¦
¦ ¦Микроданные и макроданные. Классификаторы ¦ ¦
¦ ¦экономических показателей, методы их кодирования.¦ ¦
¦ ¦Временные ряды экономических показателей, их ¦ ¦
¦ ¦свойства как информационных объектов и способы ¦ ¦
¦ ¦представления. Новые информационные технологии в ¦ ¦
¦ ¦экономических информационных системах ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.02¦История экономики и экономических учений ¦ ¦
¦<*> ¦Основные этапы развития экономической науки; ¦ ¦
¦ ¦развитие экономических учений Древнего Востока, ¦ ¦
¦ ¦античного мира и Средневековья; эволюция ¦ ¦
¦ ¦экономической мысли в период зарождения рыночной ¦ ¦
¦ ¦экономики и предпринимательства (меркантилисты, ¦ ¦
¦ ¦физиократы, английская классическая школа, ранние¦ ¦
¦ ¦представители утопического социализма и т.д.); ¦ ¦
¦ ¦формирование основных направлений современной ¦ ¦
¦ ¦экономической мысли (маржинализм, кембриджская и ¦ ¦
¦ ¦американская школы, институционализм, ¦ ¦
¦ ¦кейнсианство, марксизм, социал-демократизм); ¦ ¦
¦ ¦история современных (послевоенных) экономических ¦ ¦
¦ ¦теорий (господство кейнсианства, доминирование ¦ ¦
¦ ¦неоклассицизма, "государственный социализм"), ¦ ¦
¦ ¦экономическая мысль в России. Сравнительный ¦ ¦
¦ ¦историко-экономический анализ моделей развития ¦ ¦
¦ ¦мирового хозяйства: азиатский способ производства¦ ¦
¦ ¦и античное рабство; классическая модель ¦ ¦
¦ ¦феодальной экономики (Франция), особенности ¦ ¦
¦ ¦феодального хозяйства (Англия, Германия, Россия, ¦ ¦
¦ ¦Япония), генезис капиталистической экономики в ¦ ¦
¦ ¦странах первого эшелона (Голландия, Англия, ¦ ¦
¦ ¦Франция, США), реформистский путь перехода к ¦ ¦
¦ ¦рыночной экономике (Германия, Россия); ¦ ¦
¦ ¦промышленный капитализм в Японии (патерналистская¦ ¦
¦ ¦модель); основные тенденции в развитии мирового ¦ ¦
¦ ¦капиталистического хозяйства на рубеже XIX и ¦ ¦
¦ ¦XX вв., особенности монополизации экономики ¦ ¦
¦ ¦по странам; становление различных систем ¦ ¦
¦ ¦регулируемого капитализма; возникновение, ¦ ¦
¦ ¦развитие, кризис хозяйственной системы ¦ ¦
¦ ¦государственного социализма в СССР и в странах ¦ ¦
¦ ¦Восточной Европы; сдвиги в структуре экономики ¦ ¦
¦ ¦ведущих капиталистических государств; различные ¦ ¦
¦ ¦модели смешанной экономики; экономика России; ¦ ¦
¦ ¦основные направления эволюции мирового хозяйства ¦ ¦
+--------+-------------------------------------------------+-----+
¦ОПД.Р.03¦Финансы и кредит ¦ ¦
¦ ¦Сущность и функции финансов, их роль в системе ¦ ¦
¦ ¦денежных отношений рыночного хозяйства. ¦ ¦
¦ ¦Финансовая политика. Управление финансами. ¦ ¦
¦ ¦Финансовое планирование и прогнозирование. ¦ ¦
¦ ¦Финансовая система, ее функции и звенья; ¦ ¦
¦ ¦государственные финансы, государственный бюджет и¦ ¦
¦ ¦внебюджетные фонды, территориальные финансы: ¦ ¦
¦ ¦финансы реального сектора экономики, финансовые ¦ ¦
¦ ¦ресурсы предприятий, корпоративные финансовые ¦ ¦
¦ ¦риски, финансовый менеджмент; финансовый ¦ ¦
¦ ¦контроль; финансы населения; финансовые потоки на¦ ¦
¦ ¦макроуровне. Финансовый рынок, сущность и ¦ ¦
¦ ¦функции; кредитный рынок, страховой рынок, рынок ¦ ¦
¦ ¦ценных бумаг; валютный рынок, финансовая ¦ ¦
¦ ¦глобализация. ¦ ¦
¦ ¦Необходимость, сущность, функции и роль кредита. ¦ ¦
¦ ¦Формы и виды кредита. Границы кредита. Ссудный ¦ ¦
¦ ¦процент и его роль. Основы формирования уровня ¦ ¦
¦ ¦ссудного процента. Границы процента и источники ¦ ¦
¦ ¦его уплаты. ¦ ¦
¦ ¦Кредитная система: сущность и элементы. ¦ ¦
¦ ¦Банковская система России: структура, этапы ¦ ¦
¦ ¦развития. Центральный банк и его функции. ¦ ¦
¦ ¦Коммерческие банки и их функции. Особенность ¦ ¦
¦ ¦деятельности небанковских финансово-кр

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 652800 - ОРУЖИЕ И СИСТЕМЫ ВООРУЖЕНИЯ. КВАЛИФИКАЦИЯ - ИНЖЕНЕР (утв. Минобразованием РФ 14.04.2000)  »
Постановления и Указы »
Читайте также